Как происходит участие граждан в политической жизни страны

Психологические особенности принятия управленческих решений

Сравнение непосредственного голосования с представительской демократией

Непосредственное голосование относится к форме демократии, в которой каждый гражданин имеет возможность самостоятельно выражать свою волю в определенных вопросах. Представительская демократия, в свою очередь, основывается на системе выборов, при которых граждане выбирают представителей, которые будут принимать решения от их имени.

Первое существенное отличие между непосредственным голосованием и представительской демократией заключается в самом процессе принятия решений. В случае непосредственного голосования каждый гражданин имеет возможность голосовать напрямую за ту или иную инициативу или законопроект, что обеспечивает более высокую степень прямого участия граждан в управлении страной. В представительской демократии все решения принимаются выбранными представителями, а гражданам остается только выражать свою волю через выборы.

Другое отличие состоит в степени ответственности перед гражданами. В непосредственном голосовании каждый гражданин принимает активное участие в принятии решений, поэтому он имеет прямую ответственность за итоги голосования. В представительской демократии ответственность ложится на выбранных представителей, которые должны представлять и отстаивать интересы своих избирателей.

Также следует отметить, что непосредственное голосование обеспечивает более высокую степень легитимности решений. Поскольку каждый гражданин может выразить свою волю, это создает условия для более широкого общественного согласия. В представительской демократии решения принимаются ограниченным кругом людей, что может вызывать недовольство и споры в обществе.

Однако представительская демократия также имеет свои преимущества. Она позволяет выбирать специалистов в различных областях, которые могут принимать решения на основе своих знаний и опыта. Кроме того, представительская демократия предоставляет возможность эффективной работы с большим количеством людей, так как прямое участие каждого гражданина в принятии решений может затруднить процесс принятия эффективных и своевременных решений.

Сравнение непосредственного голосования и представительской демократии
Непосредственное голосование
Представительская демократия

Прямое участие граждан в принятии решений
Выбор представителей для принятия решений

Высокая степень ответственности граждан
Ответственность представителей перед гражданами

Более высокая легитимность решений
Возможность выбора специалистов и эффективность работы

Виды и формы политического участия

Термин «политическое участие» использовался в политической науке примерно в конце 1970-х годов и в основном закреплял участие граждан в политических процессах и процессах принятия решений в рамках таких форм участия, как выборы и членство в организациях, а также работа в политических партиях.

С тех пор этот термин значительно расширился.

Современный политический процесс характеризуется большим разнообразием видов и форм политического участия. Это явление политологи классифицируют по разным критериям.

По степени активности:

  • пассивное (участие в голосовании на выборах и референдумах, право быть избранным в общественные выборные органы);
  • активное.

По масштабам и уровням:

  • местное;
  • региональное;
  • государственное;
  • участие в международной политике.

По силе политического влияния:

  • прямое (непосредственное) и опосредованное;
  • общее и ограниченное.

По системе использованных политических средств:

  • мирное и насильственное;
  • добровольное и принудительное;
  • традиционное и инновационное;
  • легитимное и нелегитимное;
  • законное (легальное) и противоправное (нелегальное).

По формальному признаку:

  • письменные (или институционализированные);
  • неписаные (или неинституционализированные).

Данные типы участия можно совместить с другими параметрами:

  • допустимые и недопустимые формы политического участия;
  • участием в выборах и голосование;
  • партийная деятельность (членство и работа в партиях);
  • избирательная кампания и политическая деятельность (могут быть институционализированы, но ограничены во времени);
  • юридический протест (например, участие в утвержденных демонстрациях);
  • гражданский протест (гражданское неповиновение) и политическое насилие (включает в качестве наиболее крайней формы политического участия насилие против объектов и людей).

Активное политическое участие заключается в следующем:

  • формулировка правительственной политики;
  • контроль за её осуществлением;
  • участие в управлении государством;
  • контроль деятельности чиновников на разных уровнях управления;
  • участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, связанных с общественной и политической жизнью страны.

В отличие от легального участия, нелегальное участие находится за пределами правовой базы. «Сидение на корточках», забастовки, перекрытие трасс, участие в запрещённых демонстрациях являются примерами незаконных форм политического участия. Незаконные, но не насильственные формы политического участия также известны как гражданское неповиновение.

Письменные или институционализированные формы политического участия соответствуют юридически обоснованным институтам. Неписаные (или неинституционализированные) формы включают все легальные варианты политического участия, которые не соответствуют юридически обоснованным институтам. Примеры письменных форм политического участия включают участие в выборах, членство и работу в политических партиях или союзах.

В демократических обществах доминируют автономное, конвенционное и ортодоксальное участие, но отдельные элементы других видов здесь также присутствуют. Средства политического участия, их интенсивность и последствия проявляют процессуально-функциональные свойства политической системы данного общества, особенности его политической культуры.

Более широкие возможности участия в политической жизни также включают участие и деятельность по поддержке политического лидерства и ознакомление с политикой, целевое восприятие политической информации.

Существуют также существенные различия между различными определениями политического участия в следующих вопросах:

  • является ли намерение субъекта оказывать политическое влияние необходимой предпосылкой для политического участия;
  • является ли добровольная деятельность субъекта необходимым компонентом для политического участия;
  • является ли эта деятельность законной или незаконной;
  • какие действия должны подпадать под понятие политического участия.

Использование права голоса является юридической, косвенной и письменной формой политического участия и, следовательно, является одной из общепринятых форм политического участия.

Вызовы и перспективы непосредственного голосования

Непосредственное голосование представляет собой демократический процесс, позволяющий гражданам прямо участвовать в принятии решений

Однако, как и любая другая система, оно имеет свои вызовы и перспективы, которые важно учитывать при реализации данного подхода

Вызовы непосредственного голосования:

Безопасность и конфиденциальность данных. Одним из основных вызовов является обеспечение безопасности и конфиденциальности данных при проведении голосования. Необходимо разработать эффективные меры для защиты информации от несанкционированного доступа и подделки.
Прозрачность процесса

Важно, чтобы голосование было прозрачным и достоверным. Это требует установления надежных механизмов контроля и проверки голосов, чтобы убедиться в их достоверности и отсутствии манипуляций.
Участие граждан

Для успешной реализации непосредственного голосования необходимо обеспечить максимальное участие граждан. Для этого необходимо провести информационную кампанию и разработать удобные инструменты голосования, которые будут легко доступны и понятны всем гражданам.
Инфраструктура. Непосредственное голосование требует наличия соответствующей инфраструктуры, включая специализированное программное обеспечение и оборудование для сбора и подсчета голосов. Это может потребовать значительных финансовых затрат.

Перспективы непосредственного голосования:

  • Увеличение участия граждан. Непосредственное голосование позволяет гражданам активно участвовать в принятии решений, что способствует увеличению общественной активности и повышению доверия к политической системе.
  • Более справедливое принятие решений. При непосредственном голосовании каждый голос имеет одинаковую ценность, что позволяет достичь более справедливого принятия решений, отражающего волю большинства.
  • Сокращение коррупции. Введение непосредственного голосования может снизить уровень коррупции, поскольку решения будут приниматься путем открытого голосования граждан, исключая возможность коррупционных схем.
  • Улучшение связи между гражданами и властью. Непосредственное голосование способствует более прямому и открытому взаимодействию между гражданами и властью, что улучшает коммуникацию и позволяет более точно отразить интересы общества.

Несмотря на возможные вызовы, непосредственное голосование имеет значительные перспективы, способные улучшить демократический процесс и создать более открытое и справедливое общество.

Описание «Опросника организационной партиципации LO»

Для изучения процесса партиципации мы использовали новый опросник «Опросник организационной партиципации LO», разработанный исследовательской группой LINOR факультета психологии университета г. Орхуса (Дания). Этот опросник позволяет диагностировать уровень влияния сотрудников на различные организационные процессы, а также на принятие решений относительно широкого спектра организационных аспектов и задач наравне с руководством, на различных статусных уровнях. Например, таких, как участие в распределении ежедневных задач, организация рабочего времени и составление расписания, решение финансовых вопросов, построение и реализация планов и стратегий развития организации. Опросник помогает выявить уровень субъективной оценки сотрудниками их желания, возможности и готовности участвовать в организационных процессах, а также степень оценки своей компетентности для этого и степень общей удовлетворенности своей работой. Для диагностики вышерассмотренных факторов в России на данный момент не существует аналогичных опросников. Опросник используется нами впервые на российской выборке, предполагается последующая его адаптация. Опросник состоит из 22 блоков. Блоки с 1-го по 14-й включают по 1 вопросу о социально-демографических данных: возраст, уровень профессиональной подготовки, групповая / коллективная работа, стаж работы в организации, стаж работы по данной профессии, специальность (профессиональное образование) и т.п. Блоки с 15-го по 22-й включают от 7 до 12 вопросов и касаются различных аспектов, относящихся к определению уровня партиципации сотрудников в организации, оценке сотрудниками степени их влияния на различные организационные процессы, оценке возможностей и специфики оказания воздействия на принятие различных решений. А именно: в какой степени сотрудники ощущают свое влияние на различные организационные процессы; в какой степени самостоятельно или через другие подразделения используют возможность влияния; степень, в которой сотрудники хотели бы иметь влияние, и каким должно быть влияние, то есть кто должен, с их точки зрения, управлять теми или иными процессами в организации. Все эти блоки (с 15-го по 22-й) содержат перечень областей, в которых возможно влияние сотрудников, начиная от выбора способов выполнения ежедневной работы и заканчивая участием в разработке и реализации планов и стратегий компании. Например, блок для оценки степени, в которой сотрудники ощущают свое влияние, состоит из одного вопроса: «В какой степени Вы ощущаете свое влияние на…?» и содержит семь вариантов областей, относимых к организационным процессам, в которых сотрудник может принимать участие. Каждый аспект влияния оценивается по пятибалльной шкале Лайкерта, градации которой соответствуют степени выраженности того или иного признака, например: 1– «никакое влияние», 2 – «очень небольшое», 3 – «среднее», 4 – «довольно большое», 5 – «большое».

Участие

Это может быть помощь или покровительство талантливому ребенку, сироте и т. п.

Нет, я не обольщаюсь! В ее черных глазах я читаю непритворное участие ко мне и моей судьбе (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Казалось мне, что все с таким участием,

С такою ласкою глядели на меня…

(Романс «Я ехала домой…»)

Горе друзей печалит нас недолго, если оно доставляет нам случай проявить на виду у всех наше участие к ним (Ларошфуко).

Смотреть что такое «Участие» в других словарях:

УЧАСТИЕ — Старославянизмы не только вступали в полные или частичные омонимические соотношения с восточнославянскими словами, но и часто составляли с ними сложные пересекающиеся сферы сл овообразовательных различий и вместе с тем параллельных синонимических … История слов

УЧАСТИЕ — УЧАСТИЕ, участия, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. участвовать в 1 знач., сотрудничество, деятельность по совместному выполнению какого нибудь общего дела. Принять деятельное участие в чем нибудь (работать в каком нибудь общем деле). Спектакль… … Толковый словарь Ушакова

участие — См. покровительство принимать участие, принимающий участие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. участие интерес, забота, беспокойство, сочувствие; причастность, отношение,… … Словарь синонимов

УЧАСТИЕ — (equity) 1. Бенефициарное участие в активе. Например, о лице, имеющем дом стоимостью 100 000 ф. ст. и закладную на него на сумму 20 000 ф. ст., говорят, что оно имеет участие в доме в размере 80 000 ф. ст. 2. Чистые активы компании после… … Словарь бизнес-терминов

УЧАСТИЕ — (equity) 1. Бенефициарное участие в активе. Например, о лице, имеющем дом стоимостью 100 000 ф. ст. и закладную на него на сумму 20 000 ф. ст., говорят, что оно имеет участие в доме в размере 80 000 ф. ст. 2. Чистые активы компании после… … Финансовый словарь

участие — присутствие в каком л. взаимодействии; совместное занятие. ▼ УЧАСТИЕ (ОБ ОБЩЕСТВЕ) ↓ вмешиваться, привлекать к участию на долю чью (на его долю приходится) … Идеографический словарь русского языка

участие — Совместная деятельность, сотрудничество в чем либо. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] участие Инвестирование долевого или акционерного капитала компании в другое предприятие с приобретением прав на управление им. Как правило, под У.… … Справочник технического переводчика

УЧАСТИЕ — УЧАСТИЕ, я, ср. 1. Совместная с кем н. деятельность, сотрудничество в чём н. Принять у. в выборах. Деятельное у. в подготовке чего н. Коэффициент трудового участия (количественная оценка вклада каждого работающего в конечный результат труда, доля … Толковый словарь Ожегова

УЧАСТИЕ — (contribution) Разделение страховой выплаты между двумя или несколькими страховщиками, которые застраховали один и тот же объект, принадлежащий одному и тому же лицу, от одного и того же риска. В связи с тем что это лицо не может требовать… … Словарь бизнес-терминов

участие — горячее (Лесков); доброе (Мельн. Печерский); доверчивое (Жуковский); живое (Мельн. Печерский, Мам. Сибиряк); живейшее (Аксаков); молодое (Крюков); нежное (Голен. Кутузов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества… … Словарь эпитетов

Участие — (participation, interest) инвестирование долевого или акционерного капитала компании в другое предприятие с приобретением прав на управление им. Как правило, под У. понимается обладание инвестициями, обеспечивающими контрольный пакет акций … Экономико-математический словарь

Политическая культура

Политическая культура – это определенная часть духовной культуры общества, характеризующаяся общепринятой концепцией убеждений, взглядов, традиций и нравственных норм, которая регулирует поведение людей в институтах гражданского общества.

Указанная система состоит из политических идеалов, установок и ценностей, а также включает в себя все действующие нормы политической жизни. Если проводить анализ правительственной культуры на индивидуальном уровне, тогда она будет считаться культурой участия, поэтому в таком контексте можно определить роль политической культуры: формирование совокупностей образцов поведения и взаимоотношения власти и граждан.

Функциями политической культуры в современном обществе выступают идентификация, ориентация граждан в правительственной системе, реализация нужд человека в понимании своей групповой принадлежности и адаптация общества посредством приобщения к навыкам грамотного политического поведения.

С точки зрения указанной деятельности в политике как основной формы взаимосвязи политического сознания и поведения общества, культура участия состоит из четырех компонентов:

  • когнитивный или познавательный – это понимание различных сторон политической жизни общества;
  • аффективный – это определенные переживания и чувства, которые испытывает субъект политической культуры в связи с его активным участием в социально-культурной жизни общества;
  • аксиологический (оценочный) – это предварительно выработанные представителями политики по определенным критериям оценки важных политических отношений с позиций их полного соответствия или несоответствия всем поставленным целям социально-политическим нормам, ценностям и идеалам;
  • поведенческий – политическое воздействие как способ оперативного реагирования на происходящие в общественной и социальной жизни события.

Грамотный анализ культуры лидерства выдвигается на первый план, если понимать концепцию политической деятельности как один из методов анализа существующей правительственной системы. Тогда объектом исследования автоматически становятся качество всех составляющих политическую концепции институтов управления и власти, трактовка и оценка моделей правильного функционирования властных взаимоотношений. Это понятие комплексно отражает ключевые признаки концепции совокупности норм и ценностей, которые в общем определяют пределы и характер воздействия определенного лидера на граждан, а также демонстрирует уровень соответствия реального функционирования власти нормативному.

Источник

Как проводится непосредственное голосование?

Непосредственное голосование – это процесс, при котором избиратель самостоятельно приходит на избирательный участок и отдает свой голос за выбранного кандидата или определенное решение.

Основные шаги проведения непосредственного голосования:

  1. Подготовка избирательных участков

Перед началом голосования избирательные участки готовятся и оборудуются всем необходимым для проведения выборов. Здесь размещаются избирательные кабины, где избиратели могут тайно отдать свой голос, и приемные ячейки, где собираются бюллетени.

Регистрация избирателей

На входе на избирательный участок избиратель предъявляет паспорт или иной идентификационный документ и проходит процедуру регистрации. Затем ему выдается бюллетень, на котором указаны кандидаты или вопросы, за которые можно проголосовать.

Голосование

Избиратель в отдельной избирательной кабинке тайно отмечает свой выбор на бюллетене. Затем он складывает заполненный бюллетень в специально предназначенную для этого приемную ячейку.

Подведение итогов и определение победителя

После окончания голосования, избирательная комиссия считает голоса и определяет, кто из кандидатов набрал большее количество голосов. Если речь идет о голосовании по вопросу, то подсчитываются «за» и «против» голоса и принимается решение в соответствии с большинством.

Фиксация результатов

Избирательная комиссия составляет протокол с результатами голосования и афиширует его на видном месте. Этот протокол служит основанием для общественного контроля и документооборота.

Важно понимать, что непосредственное голосование – это один из способов выражения своей воли на выборах или в процессе принятия важных решений. Оно обеспечивает прозрачность и демократичность голосования, позволяя избирателю лично присутствовать при этом процессе и иметь возможность контролировать его проведение

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.7. Участие граждан в политической жизни.

ПЛАН.

  • Политическое участие. Понятие.
  • Факторы, влияющие на политическое участие.
  • Виды политического участия (опосредованное и непосредственное).
  • Формы непосредственного политического участия.
  • Умения, необходимые для политических действий.
  • Дополнительная информация.

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Факторы, влияющие на политическое участие.

  • Определённые свойства гражданина (пол, возраст, образование, профессия, религиозные взгляды, местожительства и т.д.)
  • Личностные характеристики (уровень интеллекта, духовности и т.д.)
  • Политический режим, средства, предоставляемые гражданам для защиты их прав и интересов.
  • Уровень социально-экономического и материального развития общества.
  • Характер политических традиций.
  • Конкретная политическая ситуация.
  • Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)
  • Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.

Формы непосредственного политического участия:

  • обращения и письма граждан к власти;
  • встречи с политическими деятелями;
  • участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений;
  • участие граждан в выборах и референдумах;
  • участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д.

Умения, необходимые для политических действий.

  • Умение ясно и убедительно излагать свои взгляды другим людям;
  • Умение выслушивать и понимать другие точки зрения;
  • Умение разбираться в сути спора;
  • Умение защищать свои убеждения;
  • Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать, систематизировать её и верно оценивать;
  • Организаторские умения, способности правильно распределять поручения, проверять их исполнение.

По степени вовлечённости в политический процесс:

  • случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
  • участие «по совместительству» – человек участву­ет в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
  • профессиональное участие – человек делает полити­ческую деятельность своей профессией.

По отношению к закону:

  • легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)
  • нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)

По методам деятельности:

  • конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)
  • неконвенциональное (нарушающее закон)

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов

Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: