Этика как научная дисциплина: понятие, предмет изучения, задачи, структура этики

Этика как научная дисциплина: понятие, предмет изучения, задачи, структура этики

Разница с моральными ценностями

Как уже упоминалось выше, этика анализирует и изучает моральное и человеческое поведение.

Моральные ценности состоят из набора правил, которые определяются определенным образом в соответствии с изучаемым обществом..

В этом смысле обе концепции тесно связаны между собой, поскольку мораль устанавливает нормы и этические исследования независимо от того, является ли их практика полезной или нет. Восприятие морали и правил, которые она устанавливает, сильно зависит от социальных и культурных факторов..

Следовательно, хотя этические ценности находятся под влиянием общества, этические ценности считаются личными и постоянными с течением времени, в то время как моральные ценности являются коллективными и устанавливаются обществом и могут изменяться со временем в зависимости от применяемых обычаев..

Значение нравственных ценностей

Благодаря моральным ориентирам и ценностям люди получают возможность определить собственную позицию перед своими близкими, друзьями, обществом и самим собой, параллельно сформировав личное отношение к таким категориям, как добро и зло, лживость и честность, нравственность и безнравственность т.д. Первостепенной функцией морали является регуляция поведения человека в социуме и регулирование взаимоотношений между личностью и обществом. К дополнительной функции морали относят ее содействие становлению сознания личности, а также ее влияние на процессы формирования:

  • взглядов человека, касающихся смысла жизни;
  • круга обязательств личности перед обществом;
  • потребности уважать окружающих.

Посредством нравственности сознания модель поведения человека начинает согласовываться с нормами морали. Характерным отличительным признаком моральных ценностей является их контроль над сознанием и деятельностью индивидуума в целом ряде важнейших сфер жизнедеятельности, включая:

  • сферу быта;
  • межличностные, семейные и трудовые отношения;
  • коммуникацию с другими людьми.

Со всеми перечисленными выше аспектами человек сталкивается каждый день, следовательно, именно на моральных представлениях строится его поведенческая модель, его взаимоотношении с окружающей действительностью и людьми.

Развитие

Как известно, природа переменчива, и все живое всегда находится в движении. Все меняется: наши взгляды, вкусы, интересы, старое новым и т. д.

Развитие – это эволюция, движение. Изменения происходят закономерно, и как бы кто не старался оставаться на месте – это никому не под силу.

Развитие – это тоже духовная ценность, многие принимают развитие за какие-то жизненные перемены, материальный рост, однако духовное развитие – это эволюция личностных качеств, совершенствование своего внутреннего мира.

Главная цель развития – это осознать свою природу, открыть себя. Вы никогда не сможете потерять плоды духовной работы, чего не скажешь о материальных накопленных вещах.

Примеры этических ценностей

ответственность

Через выполнение ранее установленных обязательств — таких как запланированные встречи, работа по дому, работа в ожидании и т. Д. — проявляется ответственность человека.

Например, тот, у кого есть ребенок на попечении, должен нести ответственность за своевременное и правильное удовлетворение всех своих потребностей..

честность

Честность сияет в человеке, когда его поступки прозрачны. Тот, кто не скрывает информацию или является лжецом, является честным человеком.

Например, на рабочем месте, если мелкий хранитель наличных денег отмечает, что есть излишки, честно говоря, сообщать об излишках и не поддаваться искушению получить деньги, которые не являются вашей собственностью.

В практике честности личные интересы людей откладываются, и приоритет отдается выполнению действий, которые предназначены только для всех..

уважение

Уважение является еще одной из наиболее важных этических ценностей, поскольку оно является основой для поддержания хороших межличностных отношений.

Эта величина диктует лечение, с которым следует обращаться людям, с должным вниманием и вниманием. Яркий пример виден в домах, с послушным обращением и без конфликтов между родителями и детьми

солидарность

Солидарность можно понимать как сотрудничество и понимание, с которыми обращаются к кому-то, кому может потребоваться дополнительная поддержка..

Например, если кто-то переживает момент скорби, поддержка может состоять в том, чтобы поддержать его компанию, если он в этом нуждается, или предложить решить поручения и оформить документы, предоставив всю возможную помощь..

Применение всех этих ценностей и многого другого в повседневной жизни является основой для гармоничного, спокойного общества с наименьшим возможным конфликтом. Его реализация должна быть отражена как дома, так и за ее пределами, будь то на работе, на месте учебы или в зоне отдыха, среди других областей.

Ключевые аспекты духовно-нравственных ценностей

Духовно-нравственные ценности являются основой развития и существования общества. Они представляют собой набор принципов, норм и идеалов, которые определяют моральные основы и цели человеческой жизни

Важно понять и осознать ключевые аспекты духовно-нравственных ценностей, чтобы построить гармоничное общество и достичь личного счастья

1. Верность ценностям и принципам.

Верность ценностям и принципам является одним из основных аспектов духовно-нравственных ценностей. Человек, придерживающийся этих ценностей, стремится к соблюдению нравственных норм и правил, неуклонно следует своим убеждениям и принципам. Сознательное придерживание духовно-нравственных ценностей помогает человеку принимать правильные решения в сложных жизненных ситуациях и строить гармоничные отношения с окружающими.

2. Справедливость и равенство.

Справедливость и равенство являются важными аспектами духовно-нравственных ценностей. Они подразумевают равные возможности и права для всех людей без исключения. Справедливость противопоставляет любую дискриминацию и неравенство, а равенство основывается на принципе равных прав и возможностей для всех членов общества.

3. Гуманность и сочувствие.

Гуманность и сочувствие — это основные аспекты духовно-нравственных ценностей, которые проявляются в сострадании и заботе о других людях и живых существах. Гуманность включает в себя уважение к жизни во всех ее проявлениях, в том числе к окружающей природе. Сочувствие позволяет понимать и поддерживать других людей в трудные моменты, быть с ними эмоционально сопричастными и готовыми помочь.

4. Этика и мораль.

Этика и мораль являются основой духовно-нравственных ценностей. Они представляют собой набор правил и принципов, определяющих, что является правильным и неправильным в поведении человека. Соблюдение этики и морали помогает человеку жить согласно общественным нормам и принципам, быть ответственным и честным в отношениях с другими людьми.

5. Саморазвитие и самосовершенствование.

Саморазвитие и самосовершенствование являются неотъемлемыми аспектами духовно-нравственных ценностей. Человек, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию, расширяет свои знания, умения и положительные качества. Он признает свои слабости и работает над ними, стремится к личностному росту и достижению уровня гармоничной и счастливой жизни.

Все эти ключевые аспекты духовно-нравственных ценностей взаимосвязаны и влияют на наше восприятие мира и наши отношения с окружающими. Они позволяют нам построить справедливое, гармоничное и этичное общество, основанное на уважении к другим и заботе о них.

Характерные этические ценности, разница с моральными ценностями и примерами

этические ценности это те, которые характеризуются моделированием поведения людей с целью побудить людей действовать адекватно по отношению к обществу, не впадая в действия или действия, которые могут нанести вред третьей стороне прямо или косвенно.

Этика является отраслью философии, которая посвящена изучению поведения людей и морали. Посредством размышлений о морали каждый человек должен быть в состоянии сформировать свои собственные критерии о том, что правильно или неправильно, что социально правильно, а что нет, и как это может навредить.

Этические ценности — это ценности, заложенные в процессе развития личности человека, и, как правило, их преподают дома, на месте учебы и / или в среде, в которой человек развивается в целом..

Как правило, отношение, основанное на применении или неиспользовании этих ценностей, приобретается как следствие следующих поведенческих моделей; Например, если ребенок растет и растет в доме, где этические ценности изобилуют и обучаются посредством повседневных действий, ребенок будет вести себя так же.

Эти ценности могут восприниматься каждым человеком по-разному, поскольку, анализируя мораль, каждый человек может сформировать свое мнение о том, что правильно или неправильно в соответствии со своими личными критериями..

Этические ценности являются частью повседневной жизни людей, поскольку они определяют их поведение и, как следствие, определяют, как действовать и реагировать на различные ситуации, которые могут возникнуть..

К числу наиболее важных этических ценностей относятся ответственность, честность, справедливость, честность, лояльность и солидарность..

  • 1 Характеристики
    • 1.1 Ежедневно
    • 1.2 Перфорируемые
    • 1.3 Личное благосостояние
    • 1.4 Поколение передачи
    • 1.5 Относительный или абсолютный
  • 2 Разница с моральными ценностями
  • 3 Примеры этических ценностей
    • 3.1 Ответственность
    • 3.2 Честность
    • 3.3 Уважение
    • 3.4 Солидарность
  • 4 Ссылки

Нравственные ценности и их влияние на принятие решений

Что такое этические ценности с примерами

Этические ценности — это идеальные соображения, которые действуют как поведенческие ориентиры для регулирования человеческого поведения. Но необходимо четко понимать, что этика изучает, что такое мораль, а также выполняет анализ моральных систем, чтобы они применялись на индивидуальном и социальном уровне. Этические ценности направлены на то, что «должно быть», то есть на то, что обычно принято или что является социально правильным.

Этические ценности — это принципы, которые помогают человеку различать, что хорошо, а что плохо, хотя концепция этих слов будет меняться в течение многих лет; Кант (1785) утверждает, что независимо от того, насколько разумно действует человек, результаты человеческих действий зависят от случайностей и обстоятельств; следовательно, о морали поступка следует судить не по его последствиям, а только по его этической мотивации, и он настаивает на том, что нужно относиться к другим так, как если бы они в каждом случае были целью, а не просто средством.

Иммануил Кант предположил, что добрая воля хороша сама по себе, и не потому, что благодаря ее действиям человек может достичь определенной цели, а потому, что он действует исключительно из долга.

Вот некоторые примеры этических ценностей:

  • Интеллектуальная свобода или свобода мысли определяет обязательство с самоопределением каждых из них и собственной способности думать и действовать для себя. Примером свободы мысли является решимость придать ясность и ориентацию нашим идеалам, но без затенения или лишения свободы другого.
  • Справедливость, в соответствии с Симонид, предполагает дать каждому должное. Примером такой мысли было бы дать каждому человеку то, что ему принадлежит или что ему причитается (например, дать свободу и блага тому, кто работал на них), но заботясь об этом определении с анализом, который делает Платон.: что невозможно дать каждому то, что ему соответствует, а состоит в том, чтобы владеть и делать то, что присуще каждому, то есть без большего, чем каждый получит эквивалент того, что он производит, и будет выполнять функцию для это более способно.

Таким образом, справедливым будет тот человек, который находится именно в нужном месте, действует как можно лучше и возвращает сообществу эквивалент того, что он получает.

Вот пример, который Платон использует, чтобы проиллюстрировать это:

От нас требует вернуть оружие тому другу, который в суде доверил нам и сейчас находится в состоянии отчуждения (безумия). Если оружие, принадлежащее ему, было бы справедливо вернуть то, что причитается (его) другу, который не принял его решения? Это человек, не имеющий права владеть оружием.

В следующей статье вы найдете различные типы значений с примерами.

Суть

Категория “моральные ценности” включает два составляющих: мораль и ценности. Ценности — это идеальные императивы, выступающие посредником между личностью, его сознанием и окружающим миром.

Ценности

В самом деле. Мир вокруг нас глубоко иррационален и непостижим, он хаотичен. Однако человек, в отличие от животного, не приспособлен для жизни в нем: у него нет толстой шкуры, он прямоходящий, в целом — слабое с точки зрения природы существо.

Но человеческие существа, как и все живые организмы, желает выжить. И у него есть инструмент для этого — разум, сознание. Когда сознание напрямую сталкивается с жизнью в дикой природе, оно лихорадочно пытается ее осмыслить: то есть начинает создавать ценности. Еда, тепло, дружелюбно настроенные единомышленники, укрытие, безопасность — это хорошо. Такие вещи не только являются жизненно важными потребностями, но и ценностями.

Смерть, холод, вражда, убийство, воровство — это плохо, такие вещи разлагают коллектив. А так как в древности выжить человеческим существам можно было только совместно, они и оценивались негативно, стали формироваться — «антиценности».

Сегодня нет единого мнения на природу ценностей.

Например, представители Баденской школы считали, что ценности априори имеют субъективную природу — они продукт сознания человека и в мире не встречаются. Главная функция их — оценивание благ для существования и выживания людей. Лично я с этим глубоко согласен.

Также есть и объективные идеалисты, которые считают, что ценности существуют объективно — вне человеческого сознания. Как бы там ни было спор этот ни на секунду не утихает. Очевидно, что ценности связаны с материальным миром, поскольку появляются как реакция сознания на него.

Мораль

Мораль — это форма общественного сознания, содержащая в себе неформальные социальные нормы; выступает регулятором общественных отношений. Каждый человек глубоко внутри оценивает свое поведение с точки зрения морали: насколько оно соответствует им, насколько оно нравственно?

Моральные ценности стало быть — это императивы общественного поведения, имеющие неформальный характер и служащие ориентиром в поведении индивидов. Потому они и называются ценностями что без невозможна оценка окружающей социальной реальности.

Иллюстрация действия моральных ценностей в обществе

К ним можно отнести все духовные ценности, духовную культуру, поскольку в ней они часто и воплощаются. Религия, религиозное мировоззрение является источником моральных ценностей. Всё это составляет духовную жизнь общества.

Само появление морали и моральных ценностей обусловлено дуальной природой человека. Ведь суть его двойственная: в нас постоянно борются два начала — биологическое и социальное. Люди, в которых победило биологическое начало как правило санкционируются обществом или сами себя вгоняют в невозможность дальнейшего бытия.

Ну, сами посудите. Если, к примеру, человек не может себя ограничивать в еде, в половых инстинктах, не сумеет сдерживать своей агрессии в отношении других людей, кем он будет? Он будет либо весить 300 килограмм и умрет от ожирения, либо станет преступником. Кстати, вот наша статья про функции морали в обществе.

Моральные ценности — это та путеводная звезда, которая сопровождает бытие человека всю жизнь, мы оцениваем друг друга не только и даже не столько по внешним данным, сколько по тому, что за человек перед нами. Степень усвоения данным обществом моральных ценностей является частью менталитета.

Пример. Вот есть внешне красивая девушка или молодой человек, который ходит в спортзал, ведет здоровый образ жизни, хорошо выглядит и зарабатывает. Внешне все отлично. 

А что если этот человек любит мучить животных, издеваться над теми, кто не такой красивый, как он (она), постоянно меняет половых партнеров и разбивает другие семьи? Не вызовет ли такой человек отторжение у остальных? 

А почему возникает это отторжение? Опять же в силу моральных ценностей, который каждый человек усваивает в своей мере в ходе социализации.

Думаю, вы получили представление о моральных ценностей.

Поделиться в соц. сетях

я уважаю

Уважение — это обратная стоимость это нужно прививать с раннего возраста

Уважительные люди умеют ценить важность семьи, друзей, работы и всех тех людей, которые их окружают и с которыми они делятся

Уважение как ценность применимо на протяжении всей жизни. Благодаря уважению люди могут лучше общаться и понимать, а также разделять их интересы и потребности.

Примеры этой ценности — уважение к родителям, авторитетным лицам, природе, нашей семье и друзьям, а также уважение к другим, природе, пожилым людям, жизни, разнообразию, правилам и законам.

  • Я уважаю.
  • Этические ценности.
  • Привычка не делать монаха.

Виды и уровни ценностей

Некоторые психологи разделяют ценности на 2 категории:

  • Социально-конструктивное.
  • Социально-деструктивное.

К первой категории относятся: семья, любовь, вера, родина.

Ко второй категории относятся: финансы, статус, комфорт, телесное удовольствие.

Первая категория обучает людей взаимопониманию, взаимоподдержке и сплачивает людей.

От второй категории люди саморазрушаются и воспринимают окружающих с позиции средств для достижения желаемого результата или рассматривают их как препятствие.

Упомяну, что отдельные ценности людей считаются относительными. Не каждый человек способен идти по головам окружающих ради собственного успеха. Другая категория людей, готова ради родных и близких пойти на грабеж, а то и на убийство. Каждая ценность должна оцениваться исключительно на системе ценностей индивида.

Данная классификация не является единственной. Если смотреть на ценности обобщенно, то их можно разделить по категориям на следующие виды:

  • Объект: материальный, духовный.
  • Содержание и предмет: социально-политический, экономический, моральный.
  • Субъект: общественный, классовый, групповой.
  • Цель: эгоистичная, альтруистичная.
  • Уровень обобщенности: конкретная, абстрактная.
  • Способ проявления: стойкий, ситуативный.
  • Роль в человеческой деятельности: терминальный, инструментальный.
  • Содержание деятельности: познавательная, предметно-преобразующая.
  • Принадлежность: личностный, групповой, коллективный, общественный, национальный, общечеловеческий.
  • Отношение к социуму: позитивное, негативное.

Таких классификаций огромное количество, но если разделять по широкому смыслу, то их всего 2 категории:

  • Материальные.
  • Моральные.

Формирование ценностей происходит на пути специально организованного воздействия, как в семье и школе, так и при случайных обстоятельствах, на улице, из новостей, от друзей.

Нормативная этика

Слово нормативный — это прилагательное, которое происходит от слова «норма». В философском контексте слово «норма» обычно означает стандарт, правило или принцип, в отличие от того, что люди делают «нормально», то есть того, что они на самом деле делают. Например, правила арифметики являются нормативными в философском смысле, потому что рассуждения можно оценивать по этим правилам и судить о правильных или неправильных, независимо от того, является ли это употребление обычным. Если бы все посчитали 7 + 5 как 57, они бы ошиблись, так как неправильно поняли бы правила (нормы) арифметики. Так что, даже если бы эта ошибка была «нормальной», нормативная оценка привела бы к тому, что действительное мышление каждого было бы привязано к правилу, которое законодательно устанавливает, как они должны думать, и сочло бы это неправильным.

Нормативная этика связана с моральными нормами. Моральная норма — это норма в том смысле, что она является стандартом, которому должны соответствовать моральные агенты. «Не убий» — это пример моральной нормы: она предназначена для руководства нашими действиями, и в той мере, в какой люди не подчиняются, нас могут судить морально, то есть морально обвинять. В этом смысл моральной нормы.

Важно помнить, что, занимаясь нормативной этикой, человек отбрасывает метаэтические соображения о том, действительно ли существует моральная истина и что означают моральные суждения, и предполагает, что существует разница между правильным и неправильным, хорошим и плохим. Совершенно независимо от метаэтических мыслей о том, являются ли моральные утверждения (например, «Не убий») объективно истинными, нормативные этические соображения о том, что правильно, а что нет

Это то, что Джон Ролз (1921–2002) подразумевает под «независимостью моральной теории». Однако это не означает, что расходящиеся метаэтические теории вообще не имеют важных последствий для природы нормативной этики. Интересно, что в наши дни такие ученые, как Стивен Дарвалл, утверждают, что нормативная этика должна работать вместе с метаэтикой, чтобы иметь возможность отвечать на свои собственные сложные вопросы.

Чему учит нас золотое правило морали

В положительной формулировке золотое правило морали гласит:

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Также у принципа есть отрицательная версия:

«Не делай другим то, чего не желаешь себе».

На первый взгляд очевидно, чему нас учит золотое правило. Оно призывает совершать добрые дела и воздерживаться от дурных поступков, которые причиняют вред или неудобства окружающим. Кажется, будто правило воспитывает в личности чувство долга и альтруизм.

Но зачем человеку кому-то угождать? Тем более, когда в мире процветают несправедливость, расслоение на бедных и богатых, религиозные и национальные противоречия?

На самом деле золотое правило куда глубже. Понимание его сути выгодно самому человеку. Принцип позволяет успешно строить личные и деловые отношения, а также не иметь проблем с законом.

Так что такое золотое правило морали? Оно раскрывается в следующих положениях:

  1. Умение поставить себя на место другого человека. Понять, чего он хочет и ждёт. На этом принципе построены все разделы психологии: начиная со сферы семейных отношений, заканчивая маркетингом и продажами.
  2. Сначала мысли, потом – действия. Перед тем, как совершить какой-либо поступок, надо подумать о последствиях. Это позволит избежать роковых ошибок.
  3. Стратегическое планирование. Установление дружелюбных и доверительных отношений с человеком полезнее, чем получение сиюминутной выгоды (например, с помощью обмана).

Соблюдение золотого правила важно не только для каждого отдельного индивида, но и общества в целом. И добро, и зло «заразительны»

Как правило, люди совершают те действия, которые считают нормой в своём окружении.

Пословицы, которые отражают смысл золотого правила морали:

Сферы жизни Пословицы
Личные отношения Тёплое слово и в мороз согревает
Личные отношения, работа, бизнес Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Работа, бизнес, политика У хорошего садовода хороший сад

Что такое нравственные ценности?

Нравственные ценности — это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др. Именно с помощью перечисленных понятий личность оценивает все происходящее вокруг, собственные и чужие поступки, правильность либо неправильность своего поведения.

Нравственные ценности направляют развитие личности и ее деятельность, определяют позицию по любому важному вопросу, формируют его представление о мире вокруг, обществе и собственном месте внутри социума. Кроме того, они влияют на формирование поведенческой модели личности, ее цели в жизни и методы их достижения, гражданскую позицию и уровень социальной активности

При крушении собственной системы ценностей человек оказывается в личном кризисе, он растерян, с трудом может принимать решения самостоятельно.

Багаж ценностей человека объективен по своей сути, а каждая ценность объективна в отдельности. Ценности существуют в нашем мире не зависимо от наших желаний — мы можем лишь принять или отвергнуть их. Однако, ценностная система отдельной личности и ее иерархия строго субъективна, она отталкивается от опыта, знаний и потребностей определенного индивида, от личного выбора конкретного человека.

Этика добродетели

Основная статья: Этика добродетели

Последняя из четырех обсуждаемых в настоящее время этических теорий — этика добродетели. В отличие от других нормативных теорий, которые обычно начинаются с правильного действия, этика добродетели начинается с описания добродетельного характера. Другими словами, этика добродетели предлагает отчет о том, какие состояния характера желательны или добродетели, а затем имеет тенденцию определять правильные действия с точки зрения этих добродетелей. Например, этика добродетели может утверждать, что ложь неправильна, потому что она нечестна, или не так, как поступил бы честный человек (добродетельный человек). (Сравните это с утилитарным объяснением: ложь — это неправильно, потому что она ведет к несчастью). Сторонники этики добродетели, в частности Аристотель и его последователи, утверждают, что правильное действие не может пониматься как соответствие действий правилам (даже в том виде, в каком он является prima facie, предложенным Россом). Они склонны подчеркивать, что добродетельный человек — это тот, кто правильно действует в ситуации в соответствии с требованиями, которые уникальны для данной ситуации. Добродетельный человек — это тот, кто способен понять, чего требует ситуация, и действовать соответственно.

Определение понятия

Нравственные ценности общества — это совокупность принципов, убеждений и идеалов, которые определяют моральные ориентиры и традиции общества. Они являются непреходящими, устойчивыми и общепризнанными нормами поведения, которые общество формирует с целью создания гармоничной и справедливой совместной жизни.

Основой нравственных ценностей общества являются идеалы, которые определяют образ жизни и характер взаимодействий между людьми. Ценности также могут быть связаны с этическими размышлениями, справедливостью, свободой, честностью и добротой.

Нравственные ценности общества играют важнейшую роль в формировании морального пространства общества. Они влияют на поведение и выборы каждого индивида, а также формируют общие нормы и этические принципы, на которых базируется функционирование общества.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

Виды и уровни ценностей

Некоторые психологи разделяют ценности на 2 категории:

  • Социально-конструктивное.
  • Социально-деструктивное.

К первой категории относятся: семья, любовь, вера, родина.

Ко второй категории относятся: финансы, статус, комфорт, телесное удовольствие.

Первая категория обучает людей взаимопониманию, взаимоподдержке и сплачивает людей.

От второй категории люди саморазрушаются и воспринимают окружающих с позиции средств для достижения желаемого результата или рассматривают их как препятствие.

Упомяну, что отдельные ценности людей считаются относительными. Не каждый человек способен идти по головам окружающих ради собственного успеха. Другая категория людей, готова ради родных и близких пойти на грабеж, а то и на убийство. Каждая ценность должна оцениваться исключительно на системе ценностей индивида.

Данная классификация не является единственной. Если смотреть на ценности обобщенно, то их можно разделить по категориям на следующие виды:

  • Объект: материальный, духовный.
  • Содержание и предмет: социально-политический, экономический, моральный.
  • Субъект: общественный, классовый, групповой.
  • Цель: эгоистичная, альтруистичная.
  • Уровень обобщенности: конкретная, абстрактная.
  • Способ проявления: стойкий, ситуативный.
  • Роль в человеческой деятельности: терминальный, инструментальный.
  • Содержание деятельности: познавательная, предметно-преобразующая.
  • Принадлежность: личностный, групповой, коллективный, общественный, национальный, общечеловеческий.
  • Отношение к социуму: позитивное, негативное.

Таких классификаций огромное количество, но если разделять по широкому смыслу, то их всего 2 категории:

  • Материальные.
  • Моральные.

Формирование ценностей происходит на пути специально организованного воздействия, как в семье и школе, так и при случайных обстоятельствах, на улице, из новостей, от друзей.

Значение развития этических ценностей для будущего общества

Развитие этических ценностей является одним из ключевых факторов, определяющих будущее общества. Стремительный прогресс технологий и расширение границ коммуникации требуют установления и поддержания некоторых основных нравственных принципов.

Определение и продвижение этических ценностей играют важную роль в формировании здоровой и устойчивой общественной среды, где каждый человек может жить достойной жизнью и чувствовать себя защищенным. Этические ценности включают в себя принципы справедливости, уважения к правам человека, добродетели и ответственности.

Развитие этических ценностей позволяет создать гармоничное общество, где люди могут жить счастливо и уважать своих соседей. Установление этических норм и правил поведения способствует снижению конфликтов и повышению качества жизни в целом.

Этические ценности также влияют на формирование личности и мировоззрения каждого человека. Они помогают определить приоритеты и ценности в жизни, научиться делать правильные решения и принимать ответственность за свои действия. Развитие этических ценностей у молодого поколения способствует формированию зрелой и эмпатичной личности, которая будет способна принимать взвешенные решения и руководствоваться не только своими интересами, но и интересами общества в целом.

Особую важность развитие этических ценностей приобретает в эпоху развития цифровой технологии. В условиях интернета и социальных сетей, где информация легко распространяется и доступна каждому, необходимо уметь фильтровать и проверять получаемую информацию

Развитие этических ценностей помогает людям стать более осознанными пользователем интернета и применять правила этики при общении в сети.

Организации и государства также играют важную роль в развитии этических ценностей. Они должны создавать законодательную базу и призывать к соблюдению этических норм, а также активно пропагандировать этические ценности в образовательных учреждениях. Внедрение этических ценностей в различные сферы жизни поможет укрепить стабильность и процветание общества в целом.

В заключение, развитие этических ценностей имеет огромное значение для формирования будущего общества. Оно способствует созданию гармоничного и устойчивого сообщества, развитию личности и мировоззрения каждого человека, а также помогает адаптироваться к изменяющемуся миру и технологиям.

Нравственное развитие личности

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: