Политические системы и какие они бывают

Основные компоненты политического режима

Каковы основные черты либерального государства?

Государственное устройство

Либеральное государство, в отличие от тоталитарных и авторитарных режимов, стремится к разделению власти и установлению баланса между ветвями власти. Конституционные ограничения, уважение к правам и свободам граждан, а также прозрачность государственных механизмов – это основные черты либерального государственного устройства.

Свободы и права личности

Либеральное государство ставит на первый план свободы и права личности. Принцип свободы мысли, слова, собственности и выражения своих политических убеждений – это основы либерального общества.

Рыночная экономика

Либеральное государство приветствует свободное предпринимательство и рыночную экономику. Отсутствие лишних государственных регуляций, свобода конкуренции и механизмы защиты прав собственности – это ключевые черты либеральной экономики.

Защита прав меньшинств

Характерной чертой либерального государства является защита прав и интересов меньшинств. Это могут быть меньшинства по национальности, религии, либо других критериях, но либеральное государство всегда стремится к защите их прав и уважению их культурных и религиозных особенностей.

Свободная и открытая информационная среда

Отсутствие цензуры, свобода слова и доступность информации – это основные черты либеральных информационных механизмов. Либеральное государство должно быть открытым и прозрачным, а граждане должны иметь возможности получать информацию и выражать свои мысли и идеи.

Что такое либертарианство и как оно отличается от либерализма?

Либертарианство — это философия, которая придерживается идеи, что государственное вмешательство в экономику и личную жизнь людей должно быть минимальным. Либертарианство сосредоточено на индивидуальной свободе и ответственности, а также на свободном рынке. Оно признает роль правительства только в тех случаях, когда это необходимо для защиты свободы и прав людей.

Либерализм — это политическая философия, которая стремится к ограничению полномочий правительства и уважению прав и свобод индивидуума. Либерализм разделяет многие ценности с либертарианством, такие как свобода слова, прессы, собраний и религии

Кроме того, либерализм акцентирует внимание на праве личности на равенство перед законом, а также на необходимости социальной справедливости и защите прав меньшинств

Основное отличие между либертарианством и либерализмом заключается в том, как они видят роль правительства. Либертариане не признают роль государства в экономике и социальных вопросах, в то время как либералы считают правительство необходимым для реализации социальной справедливости и защиты прав людей.

  • Либертарианство — это философия, которая придерживается идеи о минимальности государственного вмешательства.
  • Либерализм — это политическая философия, которая стремится к ограничению полномочий правительства и уважению прав и свобод индивидуума.
  • Главное отличие между либертарианством и либерализмом заключается в том, как они видят роль правительства.
Либертарианство Либерализм
Свобода и ответственность индивидуума Ограничение полномочий правительства
Свободный рынок Социальная справедливость
Минимальное государственное вмешательство Защита прав меньшинств

Основные черты либерализма

Определение и признаки государства

Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей. 

Любое государство должно обладать следующими признаками:

  • Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
  • ‍Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
  • ‍Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
  • ‍Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое. ‍
  • Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
  • ‍Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций. 

<<Форма демодоступа>>

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Сложности становления

Существенным препятствием для перехода к либеральному режиму выступают:

  • тяжелое историческое наследие, связанное с продолжительным господством тоталитаризма и колонизацией;
  • экономическая отсталость;
  • преобладание старых традиций и прочие факторы.

В нищем обществе невозможно реально обеспечивать защиту политических и личных прав, устанавливать народовластие. В таких условиях официальная власть зачастую создает определенные ограничения, использует недемократические, в ряде случаев даже насильственные методы управления. Неспособность власти своевременно предупреждать и эффективно и справедливо разрешать возникшие социальные конфликты приводит к необходимости использовать армию для подавления массовых протестных выступлений.

Экономический либерализм

Основной концепцией данного течения была идея равенства между экономическими законами и природными. Вмешательство государственной власти в эти законы было запрещено. Адам Смит – основатель этого течения и его основных принципов:

  • для толчка экономического развития нужна личная заинтересованность,
  • государственное регулирование и существование монополий вредит экономике,
  • росту экономики нужно способствовать незаметно. То есть правительство не должно вмешиваться в процесс появления новых учреждений. Предприятия и поставщики, действующие в интересах дохода и в рамках системы рынка, незаметно направляет «невидимая рука». Все это является залогом грамотного удовлетворения потребностей социума.

Почему либерализм – это не очень новая теория

Либералами в России принято называть тех, кто не разделяет «официальную» точку зрения на политические процессы, и при этом не относится к сторонникам левого курса государства. Но на самом деле либерализм – это чуть больше, чем обвинения оппозиционеров в принадлежности к «пятой колонне». Это направление политической мысли, которому несколько сотен лет, и которое было представлено, в том числе и русскими мыслителями.

Считается, что либерализм берет начало в эпоху Ренессанса, когда принципы гуманизма были противопоставлены идеологии католицизма. На практике либеральные идеи воплотились в английской «Славной революции», когда виги боролись за право выбирать короля и за демократические свободы. С тех пор основным принципом либерализма стало то, что верховная власть в государстве должна принадлежать народу.

Потом была эпоха Просвещения, когда либеральные идеи начали расширяться и в других странах – в том числе во Франции и в колониальной Америке. Концепция либерализма соперничала с абсолютной монархией, меркантилизмом, ортодоксальными религиями и клерикализмом. В противовес им либеральные движения предлагали идею прав личности на основе конституционализма и самоуправления.

По мере развития либеральные движения включали все новые и новые идеи:

  • личная свобода, свободное достоинство, свобода слова и свободное вероисповедание;
  • неприкосновенность личной жизни;
  • существование и защита частной собственности;
  • свободный рынок;
  • принцип равенства, наличие правового государства, открытость правительства и ограниченность государственной власти;
  • верховенство власти народа и право на самоопределение наций, и т.д.

Сейчас эти принципы включены в правовые доктрины практически всех стран мира – а в ряде государств принципы либерализма считаются первоочередными целями общественного развития.

Россия не оставалась в стороне от развития либеральных идей – и помимо Джона Локка, Иммануила Канта, Адама Смита и Томаса Джефферсона, в истории есть имена и русских либералов. Русская интеллигенция создала собственную идею либерализма – со спецификой русской идеи.

Началось все примерно в середине XVII века – ученые связывают зарождение русского либерализма с творчеством Александра Радищева, в трудах которого либерализм становится последовательным социально-политическим учением. Второй этап развития начался уже в середине XIX века и связан с трудами Константина Кавелина и Бориса Чичерина, а третий – начинается в конце XIX века и наивысшего развития достигает в XX веке.

Другие исследователи считают, что идеология либерализма зародилась в России с XVIII века и связана с реформами Петра I и Екатерины II. Так, в понимании Петра I западный либерализм должен был отразиться на России в виде экономических, культурных и социальных преобразований. И хоть преобразованиям мешали крепостное право и неготовность общества к переменам, начало было положено.

Так, политика Екатерины II, как считается, была основана на идеях западно-европейского либерализма, а свободу она считала «душой для всего на свете». Это и принципы религиозной терпимости, гуманизация уголовного права, укрепления права частной собственности, свобода для дворян, ограниченное вмешательство государства в дела на местах. По сути, это принцип «не запрещать и не принуждать», хоть и в урезанной версии (во времена Екатерины II раскрепощение крестьян было все еще малореальным).

В дальнейшем идеи либерализма в России продвигали Михаил Сперанский, Николай Новосильцев, Никита Муравьев и другие. И вся история развития русского либерализма основана на принципах гражданской свободы.

История[править | править код]

До середины XIX века либерализм и демократия находились в определённом противоречии друг с другом. Для либералов основой общества являлся человек, который обладает собственностью, нуждается в её защите, и для которого не может носить остроту выбор между выживанием и сохранением своих гражданских прав. Подразумевалось, что только собственники участвуют в общественном договоре, в котором они дают правительству согласие на то, чтобы оно правило, в обмен на гарантии защиты их прав. Напротив, демократия означает процесс формирования власти на основе волеизъявления большинства, в котором участвует весь народ, в том числе и неимущие.

С точки зрения демократов, лишение малоимущих избирательного права и возможности представлять свои интересы в законотворческом процессе являлось формой порабощения. С точки зрения либералов, «диктатура черни» представляла угрозу для частной собственности и гарантии свободы личности. Эти опасения особенно усилились после Великой французской революции.

Алексис де Токвиль

Поворотным моментом стала работа Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке» (1835 г.), в которой он показал возможность общества, где личная свобода и частная собственность сосуществуют с демократией. По мнению Токвиля, ключом к успеху такой модели, получившей название «либеральная демократия», является равенство возможностей, а наиболее серьёзную угрозу для неё представляет вялотекущее вмешательство государства в экономику и попрание им гражданских свобод.

После революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III (в 1851 г.) либералы всё больше стали признавать необходимость демократии. События показали, что без участия широких масс в общественном договоре либеральный режим оказывается неустойчивым, а реализация идей либерализма в полной мере остаётся утопией. Параллельно стали набирать силу социал-демократические движения, которые отрицали возможность справедливого общества, построенного на частной собственности и свободном рынке. С их точки зрения, полноценная демократия, в которой все граждане имеют равный доступ ко всем демократическим институтам (выборы, средства массовой информации, правосудие и т. д.), могла реализоваться только в рамках социализма. Однако убедившись в росте численности среднего класса, большинство социал-демократов отказалось от революции, приняло решение участвовать в демократическом процессе и добиваться проведения законодательных реформ с целью плавной эволюции в сторону социализма.

К началу XX века социал-демократы стран Запада добились значительных успехов. Были значительно расширены избирательные права и начаты реформы, которые повысили уровень социальной защиты населения. Эти процессы ускорились после Октябрьской революции 1917 г. в России. С одной стороны, революция и последующая за ней национализация частной собственности сильно напугала правых (классических) либералов, которые признали необходимость сглаживания социальных противоречий и обеспечения равенства возможностей. С другой стороны, социалисты увидели в советском режиме угрозу для демократии и стали поддерживать укрепление защиты прав меньшинства и отдельных граждан.

Во второй половине XX века открытое общество, господство права, равенство перед законом, равенство возможностей и защита либеральных свобод стали приоритетами в странах, боровшихся против распространения фашистских и коммунистических идеологий. Сегодня к либерально-демократическим режимам относят такие разные по культуре и уровню экономического благополучия государства, как Финляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай и Тайвань. Во всех этих странах либеральные (в широком смысле) ценности играют ключевую роль в формировании новых целей общества, даже несмотря на разрыв между идеалами и реальностью.

Вместе с тем, сегодня исламский фундаментализм рассматривается как основная идеология, враждебная либеральной демократии. Значительная часть населения демократических стран видит в ряде современных течений Ислама угрозу для личной и национальной безопасности, а также для гражданских прав и свобод. На данный момент только две мусульманские страны — Индонезия и Мали — имеют черты либеральной демократии.

Либерализм в России

Благотворная для либерализма обстановка возникла в России немного позже Европы, в 1830–1840-е годы. Она появилась только вместе с формированием системы университетского образования и возникновением надлежащей инфраструктуры — журналов, клубов и кружков.

В самом начале либерализма в России Тимофей Николаевич Грановский (профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета) в своих лекциях лишь на него намекал.

Классический русский либерализм образовался в российской среде и отвечал российской реальности, поэтому он не похож на английский либерализм.

Уже в 1850–1860 годы ситуация поменялась и печатались толстые журналы с ясно узнаваемой позицией русских либералов. Представителями классического русского либерализма были Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин и позднее Александр Дмитриевич Градовский.

Теоретически либерал — это человек, который пытается ограничивать власть государства, а у русских либералов выходит наоборот: они — приверженцы мощной государственной власти.

Обычно либерал — последователь конституции, но также присутствуют ограничения верховной власти (будь то президентской либо императорской). Однако для русского либерализма это тоже было не всегда верно: Чичерин и Кавелин поддерживали самодержавие.

Новый либерализм (конец XIX – начало XX века) уже изменился и частично опирался на либеральную и социалистическую доктрины.

Либеральный режим

Иногда учёные-политологи считают либеральный режим в качестве отдельного либерального режима.

Либеральный режим — это довольно нестабильная форма власти с переходными периодами. Она сочетает черты и авторитаризма, и демократии. Само правящее государство определяет степень, меру и характер фигурирования населения в политической жизни социума.

Народ может оказывать воздействие на решение политических вопросов, тем не менее не может делать выбор. Т.е. население советует, но не решает.

Для либерального режима характерны:

  • политическая нестабильность;
  • политизация общества;
  • несостоятельность конструктивности программ политического и социально-экономического характера;
  • критическая позиция к имеющимся госструктурам, развитие иных институтов политического характера;
  • со стороны населения существуют требования полной свободы в экономической деятельности (от надзора государства): предпринимательской инициативы, частной собственности, а также освобождение отношений на рынке;
  • усовершенствование гражданских прав и свобод, гласности;
  • существенное возрастание количества независимых источников информации;
  • выполнение принципа разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), предназначенного для обеспечения свободы и безопасности граждан (от произвола со стороны государства);
  • образование партий, как оппозиций власти, объединений и общественно-политических организаций.

Что мы узнали о демократическом политическом режиме?

Демократический политический режим предоставляет гражданам значительные права и свободы, основанные на принципах равенства, голосования и участия в принятии решений. В ходе изучения данной темы выявлены некоторые важные аспекты, которые позволяют лучше понять и ценить демократическую систему правления.

Основные принципы демократического политического режима:

  • Свобода слова и выражения — гражданам гарантируется право свободно выражать свои мнения и идеи без цензуры или репрессий.
  • Свобода СМИ — демократический политический режим способствует развитию свободных и независимых средств массовой информации.
  • Равенство и защита прав человека — каждый гражданин равен перед законом и обладает базовыми правами, которые государство обязано защищать.
  • Участие и голосование — граждане имеют право участвовать в политической жизни страны через голосование и участие в выборах.
  • Правовое государство — демократический политический режим основан на принципах правового государства, где закон является высшей властью.

Преимущества демократического политического режима:

  • Гражданские свободы — граждане имеют возможность свободно жить и выражать свои убеждения, что способствует индивидуальному развитию и разнообразию мнений в обществе.
  • Гражданский контроль — демократия позволяет гражданам активно участвовать в принятии решений и контролировать действия правительства.
  • Мир и стабильность — исследования показывают, что демократические страны склонны к мирному разрешению конфликтов и более стабильным отношениям с другими странами.
  • Инновации и прогресс — демократические системы способствуют инновациям и прогрессу, поскольку они обеспечивают свободу слова и мысли, что способствует развитию новых идей и технологий.

Ограничения и вызовы демократического политического режима:

  • Коррупция — демократический политический режим не гарантирует полное исключение коррупции, и иногда коррупция может оказывать негативное влияние на процессы принятия решений.
  • Медленность и эффективность — противники демократии указывают на то, что процесс принятия решений может быть медленным и неэффективным из-за необходимости соблюдения различных процедур и механизмов проверки.
  • Неоднородность общества — в демократическом политическом режиме могут возникать проблемы, связанные с различными интересами и точками зрения разных групп населения, что может затруднить процесс принятия решений.

В целом, демократический политический режим предлагает гражданам широкие возможности для участия в принятии решений и защиты их прав и свобод. Однако, этот режим имеет свои вызовы и ограничения, которые также должны быть учтены для эффективного и стабильного функционирования демократической системы правления.

Базовые принципы демократии

1. Равенство

Одним из ключевых принципов демократии является равенство всех граждан перед законом. Никто не должен быть привилегирован или лишен прав, основанных на расе, половом признаке, национальности, религии или социальном статусе. Все граждане имеют равные возможности участвовать в политической жизни страны и выражать свою точку зрения.

2. Свобода

Свобода является неотъемлемым элементом демократии. Гражданам гарантируется свобода слова, собраний и ассоциаций. Они имеют право свободно выражать свои мнения, критиковать власть и участвовать в политических дискуссиях. В демократическом обществе граждане также имеют свободу выбора и право на защиту своих интересов.

3. Справедливость

Принцип справедливости является важным компонентом демократии. В демократическом обществе законы применяются к гражданам равным образом, без преимуществ или дискриминации. Суды верховенства контролируют соблюдение законности и защищают права и свободы граждан.

4. Правовое государство

Демократия функционирует на основе правового государства, в котором власть ограничена законом. Государственные органы и политические лидеры должны действовать в рамках Конституции и законодательства, их деятельность должна быть прозрачной и открытой для общества.

5. Участие граждан

Участие граждан является необходимым условием для демократии. Граждане имеют право голосовать на выборах и участвовать в политической деятельности. Они также имеют право создавать политические партии и организации, выдвигать своих кандидатов и вносить предложения и инициативы в парламент или правительство.

6. Плюрализм и толерантность

Демократия основана на признании и уважении различных мнений и убеждений. В демократическом обществе приветствуется разнообразие и плюрализм политических, культурных и социальных взглядов. Граждане имеют право на свободу мысли, религиозные убеждения и культурную идентичность.

7. Публичный диалог и доверие

Базовые принципы демократии являются фундаментом политической системы, которая обеспечивает гражданам права и свободы, участие в принятии решений и контроль над властью. Эти принципы должны быть соблюдены и подкреплены действиями правительства и граждан для поддержания и развития демократического политического режима.

Либеральный политический режим

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим — это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т. П.

В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т. П.

“Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике”.

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них — социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т. П. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Источник

Основные принципы

1. Свобода личности и права человека. Либеральный режим признает свободу личности и защищает основные права и свободы человека. К ним относятся свобода слова, свобода собраний, равноправие, независимость судебной системы и др. Все граждане имеют право на защиту своих прав и обязанности.

2. Демократические институты. Либеральный режим строится на демократических принципах, включая выборность и ответственность власти, разделение властей, свободные и справедливые выборы, свободу печати и др. Демократические институты обеспечивают контроль над властью и предотвращают злоупотребления.

3. Рыночная экономика и частная собственность. Либеральный режим поддерживает рыночную экономику и признает ценность частной собственности. Он основывается на принципах свободной конкуренции, обеспечивает права собственности и защищает интересы предпринимателей. Рыночная экономика способствует развитию и процветанию общества.

4. Правовое государство. Либеральный режим строится на принципах правового государства, которое означает, что никто не выше закона. Все граждане равны перед законом, судебная система независима и обеспечивает справедливое рассмотрение дел. Правовое государство защищает права и интересы граждан.

Вышеперечисленные принципы являются основой либерального режима и обеспечивают развитие свободного и демократического общества.

Индивидуальная свобода

В либеральном режиме признается, что государство не должно вмешиваться в личные сферы жизни граждан, если это не нарушает закон или права других людей. Человек имеет право действовать в соответствии с собственными убеждениями и интересами, при этом не нарушая правил общества.

Индивидуальная свобода также предполагает, что граждане имеют право на частную собственность и свободное распоряжение своими средствами. Они могут развивать свои таланты, стремиться к достижению личных целей и вести личную жизнь без необоснованных ограничений со стороны государства.

Этот принцип индивидуальной свободы способствует развитию инноваций, предпринимательства и творчества, а также росту общества в целом. Человек, осознавая свои права и возможности, может стать активным участником общественной и политической жизни, внося вклад в прогресс и процветание своего общества.

Ограниченное вмешательство государства

В рамках ограниченного вмешательства государство должно создавать правовую базу, которая гарантирует предсказуемость и стабильность экономической и политической сфер. Оно должно обеспечивать соблюдение договоров, защиту собственности и свободное предпринимательство. При этом, государственная власть должна быть независимой от влияния отдельных интересных групп или личностей, что обеспечивает справедливое и непредвзятое рассмотрение споров и конфликтов.

Такой подход к вмешательству государства позволяет создать условия для развития экономического роста, инноваций и предпринимательства, а также способствует развитию гражданского общества и соблюдению прав человека. Ограниченное вмешательство государства способствует развитию конкуренции и эффективности, а также предотвращает злоупотребления силой и коррупцию.

Равенство перед законом

Равенство перед законом гарантирует, что все люди имеют одинаковые права, возможности и защиту своих интересов от произвола власти или проявления дискриминации. Оно основывается на принципе справедливости, согласно которому каждый человек заслуживает равного отношения со стороны государства и обладает независимыми правами и свободами.

Либеральный режим стремится обеспечить реализацию равенства перед законом, в том числе через создание независимой судебной системы, которая рассматривает дела всех граждан справедливо и беспристрастно. Это помогает предотвратить произвол, коррупцию и привилегии для определенных категорий людей.

Равенство перед законом также означает, что каждый человек имеет право на справедливый судебный процесс и на защиту своих прав и свобод. Оно запрещает произвольные аресты и задержания, насилие и пытки, а также гарантирует право на обжалование решений суда и возможность компенсации за причиненный ущерб.

В целом, равенство перед законом является неотъемлемой частью либерального режима и основным гарантом защиты прав и свобод каждого человека. Оно способствует устойчивому развитию общества на основе принципов справедливости, равенства и уважения к правам людей.

Предпосылки формирования неолиберализма и его особенности

Либеральная демократия в мире[править | править код]

Карта, отражающая данные рейтинга «Freedom in the World 2006».

██ свободные страны██ частично свободные страны██ несвободные страны

Файл:Form of government.png Государства по их системе правления (апрель 2006 г.)

██ президентские республики██ полупарламентские республики██ полупрезидентские республики██ парламентские республики██ парламентские конституционные монархии██ конституционные монархии██ абсолютные монархии██ однопартийные режимы██ военные диктатуры


Выборные демократии по их системе правления. По мнению экспертов Freedom House, в этих странах смена правительства путём выборов возможна.

Ряд организаций и политологов ведут рейтинги уровня либеральной демократии по странам мира. Среди этих рейтингов наибольшую известность имеют Polity Data Set(англ.), Freedom in the World и Индекс демократии журнала «Economist»(англ.).
Большинство специалистов полагает, что страны Европейского Сообщества, Япония, США, Канада, Австралия, Южная Африка, Новая Зеландия и Индия являются либеральными демократиями. Ряд стран Африки и бывшего СССР называют себя демократиями, хотя фактически правящие элиты оказывают сильное влияние на исход выборов.

Типы либеральных демократийправить | править код

Наличие либеральной демократии во многом определяется фактически реализованными принципами и соответствием режима вышеприведённым критериям. Например, Канада формально является монархией, однако фактически управляется демократически избираемым парламентом. В Великобритании формально высшей властью обладает наследственный монарх, однако фактически такой властью обладает народ, через избранных им представителей. Монархия в этих странах во многом носит символический характер.

Существует множество систем выборов для формирования парламента, наиболее распространёнными из которых являются мажоритарная система и пропорциональная система. При мажоритарной системе территория разделяется на округа, в каждом из которых мандат достаётся кандидату, набравшему большинство голосов. При пропорциональной системе места в парламенте распределяются пропорционально числу голосов, отданных за партии. В некоторых странах часть парламента формируется по одной системе, а часть по другой.

Страны также отличаются по методу формирования исполнительной и законодательной власти. В президентских республиках эти ветви формируются раздельно, что обеспечивает высокую степень их разделения по функции. В парламентских республиках исполнительная власть формируется парламентом и находится в частичной зависимости от него, что обеспечивает более равномерное распределение объёма властных полномочий между ветвями.

Страны Скандинавии, будучи либеральными демократиями, одновременно являются социал-демократиями. Это связано с высоким уровнем социальной защиты населения, равенством в уровне жизни, бесплатным средним образованием и здравоохранением, значительным государственным сектором в экономике и высокими налогами. Вместе с тем в этих странах государство не вмешивается в ценообразование (даже в государственном секторе, за исключением монополий), банки частные, и отсутствуют препятствия для торговли, в том числе международной; эффективные законы и прозрачные правительства надёжно защищают гражданские права людей и собственность предпринимателей.

Либеральная демократия в Россииправить | править код

См. также Либерализм в России

В России либеральная демократия никогда не была реализована. Согласно рейтингу «Freedom in the World», СССР в 1990—1991 гг. и Россия в 1992—2004 гг. считались частично свободными странами, однако начиная с 2005 г. Россия попала в список несвободных стран.

В самой России часть населения ошибочно связывает доктрину либеральной демократии с ультранационалистической партией ЛДПР.
Демократия в целом вызывает поддержку, однако большинство ставит социальные права выше либеральных.

Общие сведения

Слово «либеральный» имеет латинские корни. В буквальном переводе оно означает «свободный». Либеральный режим – это система формирования политической модели, основанная на требовании ограничения вмешательства власти в частную жизнь населения до минимума.

Рыночные отношения, свойственные развитому буржуазному государству, могут возникать только между самостоятельными и равными субъектами. Либеральный режим – это формальное равенство граждан. Фактически, однако, оно не может быть установлено.

В рамках либерализма провозглашена свобода слова. Множественность мнений зачастую при этом выглядит как вольнодумство, а в ряде случаев и как попустительство. Это, в частности, проявляется в отношении к положению женщины в обществе, сексуальным меньшинствам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: