Двигательная память и ее развитие

Двигательная память: как улучшить грациозность, ловкость и точность ваших движений

Способы улучшения памяти

Чтобы натренировать память и начать мыслить продуктивно, сделать результаты всех процессов памяти совершенными, можно воспользоваться одним из представленных далее способов.

Впечатление

Любая ситуация оставляет свои впечатления, любое представление о чем-либо основано на них

Уделяя внимание впечатлениям и проявляя бдительность в отношении отдельных событий, их «послевкусия», можно натренировать память

Прокручивая в голове впечатления и проводя связи между опытом и полученными эмоциями, переживаниями, можно получить хорошие результаты.

Ассоциация

Это еще один хороший способ. Запоминая что-либо, заучивая материалы, совершая другую интеллектуальную работу, требующую запоминания, можно использовать ассоциации. Это секрет хорошей памяти. В контексте ее тренировки стоит рассматривать ассоциативный способ как замену сложных форм чего-либо на простые понятные компоненты, связанные между собой.

Повторение

Мать учения. Психологи считают повторение базисом запоминания. Это как изучение алфавита в детском саду или начальной школе: только регулярное его повторение позволяет детям запомнить последовательность букв, их количество и произношение.

Очевидно, к примеру, что любой специалист, регулярно работающий в одном из направлений профессиональной деятельности, вынужденный повторять определенные материалы или обращаться к ним вновь и вновь, со временем осознает, что вся необходимая информация хранится в его голове. Ему перестает требоваться обращение к источникам, раньше казавшимся необходимыми.

Специальные системы запоминания

Это о мнемотехнике. Если точнее, то о мнемотехниках. Развитие памяти с их помощью может осуществляться в рамках нескольких сценариев.

Запоминание лиц и имен

Суть в следующем: нужно, общаясь с людьми, проявляя к ним интерес, чаще называть их по имени, выстраивать ассоциации с уже знакомыми личностями, перебирать в голове все вариации имен (пример: Наташа, Наталья, Натали, Таня). То же с лицами: достаточно чаще смотреть на человека при общении, сравнивать его внешность со внешностью других. Заметить, выделить и запомнить характерные черты – это просто. Так же просто, как и запомнить лицо.

Следуя приведенному условному алгоритму действий, можно научиться запоминать лица и имена, натренировать память. Это не только интересно, но и полезно.

Запоминание необходимых дел

Чтобы не забывать, кому нужно было позвонить или написать, зачем и почему, что нужно было купить в магазине, следует научиться запоминать дела. Нужно переводить их в образы, мысленно накладывать на привычные маршруты.

Пример: здание, в котором есть 9 комнат. Первые семь – это дни недели с делами в них. Комната №8 – это дела на неделю (самоконтроль), №9 – дела на месяц (самоконтроль на дистанции). Простая и действенная техника.

Запоминание иностранных слов

Здесь лучше всего срабатывают ассоциации. Без углубления в теорию стоит перейти к примерам.

Есть английское слово «look» (смотреть). Запомнить его можно посредством ассоциации с русскоязычным словом «лук». «Смотреть» на «лук» почти невозможно: глаза начинают слезиться.

Еще один пример, основанный на ассоциациях – запоминание иностранных слов не в виде переводов на родной язык, а как определений тех или иных понятий, описаний объектов, явлений или процессов. «Cup» –чашка с ручкой. Зафиксировав в сознании образ, можно без труда запомнить это и любое другое слово.

Типы двигательной памяти

Двигательная память может быть разделена на несколько типов в зависимости от способности воспроизводить и восстанавливать движения. Ниже перечислены основные типы двигательной памяти:

  • Кинестетическая память: Этот тип двигательной памяти связан с ощущением движения и позволяет человеку запоминать и воспроизводить физические действия и позы. Кинестетическая память играет важную роль, например, при изучении спортивных движений или танцев.
  • Мышечная память: Этот тип двигательной памяти связан с запоминанием двигательных схем и последовательностей движений. Мышечная память позволяет человеку автоматически выполнять сложные моторные навыки, такие как вождение автомобиля или игра на музыкальном инструменте.
  • Пространственная память: Этот тип двигательной памяти связан с ориентацией в пространстве и способностью запоминать и восстанавливать движения в соответствии с окружающей средой. Пространственная память играет важную роль, например, при изучении новых маршрутов, ориентации на карте или пользовании компьютерной мышью.

Каждый из этих типов двигательной памяти имеет свои особенности и влияет на способность человека запоминать и воспроизводить движения. Комплексное развитие всех типов двигательной памяти позволяет нам быть более ловкими, гибкими и координированными в своих движениях.

Основные принципы работы

Основной принцип работы моторной памяти заключается в формировании связей между нейронными клетками, которые управляют движениями. При повторении одних и тех же движений много раз эти связи укрепляются и становятся более эффективными.

Принцип Описание
Повторение Чем чаще мы выполняем одни и те же движения, тем сильнее становится связь между нейронными клетками, отвечающими за эти движения. Повторение помогает закрепить привычные действия и сделать их более автоматическими.
Ассоциации Мы можем использовать моторную память для создания ассоциаций между различными движениями. Например, учебные трюки на велосипеде могут помочь в понимании и освоении новых движений на скейтборде.
Дифференциация Моторная память позволяет нам различать и улучшать движения. Благодаря ей мы можем постепенно совершенствовать свои навыки и достигать высокой точности и координации в выполнении сложных движений.

Таким образом, основные принципы работы моторной памяти включают повторение, использование ассоциаций и дифференциацию. Понимание и применение данных принципов позволяет нам эффективно учиться и совершенствоваться в различных видах деятельности, требующих моторных навыков.

Что такое моторная память и зачем она нужна

Данный вид памяти не что иное, как способность запоминать, а потом соответственно воспроизводить различные двигательные алгоритмы. Без моторной памяти невозможно научиться ездить на велосипеде, играть в волейбол или футбол, постичь азы плавания и другой физической активности. Память движений составляет основу различных трудовых навыков, а также всех остальных адекватных двигательных действий. При подсознательном запоминании движений, человек фиксирует все до мелочей – длительность, амплитуду, скорость, направление. Осваивая целые комплексы последовательностей движений, человек потом может, не задумываясь, совершать огромное количество повседневных манипуляций.

Работа с двигательной памятью помогает развивать у ребенка координацию движений, правильную моторику (а чем более развита моторика у ребенка, тем богаче его словарный запас и коммуникативные способности – это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонизирует мышечные ткани.

Благодаря двигательной памяти ребенок может обучаться новым играм, выполнять логические последовательности действий при занятиях на компьютере – ресурс https://iqclub.ru/ дает наглядную демонстрацию, как это происходит, обслуживать себя, делать домашние дела и все то, что невозможно без четких и согласованных движений тела. Это и гигиенические процедуры, и умение пользоваться столовыми приборами, и поведение в транспорте и многие другие аспекты повседневной жизни, с которыми непременно столкнется каждый ребенок.

Уроки по развитию двигательной памяти обожают все дети, поскольку они представляют собой не что иное, как подвижные игры.

Упражнения для тренировки моторной памяти

  1. Игра «Так нельзя». Игра, рассчитанная на условия спортивной площадки или зала, где есть достаточно свободного пространства и инвентаря. Задача ведущего – показывать детям различные комбинации движений, а дети обязаны за ним все в точности повторять. Однако вводится запрет на какое-то из движений. Например: поднять две руки вверх – так нельзя! Ведущий должен показывать различные движения в максимальном темпе, может использовать небольшие хитрости и приемы для запутывания участников – гримасничать, издавать смешные звуки. Участники же должны быть полностью сосредоточенными, чтобы не повторить движение, которое нельзя. Минимальное количество участников игры – два, один показывает, другой повторяет.
  2. Игра «Как запомнить движения». Занятие очень напоминает традиционный урок физкультуры. Так же как и в предыдущей игре располагаться лучше всего на спортивной площадке, с собой взять мячики, скакалки. Ведущий показывает упражнение или связку упражнений, но при этом молчит. Дети должны только благодаря визуальному контакту запомнить последовательность фигур и постараться точно их повторить. Путем многократных повторений каждый ребенок должен освоить весь цикл.
  3. «Попади в точку». Для упражнения понадобится по одному листу бумаги и карандашу для каждого участника. Дети должны сесть на стулья лицом к стене, на которой на уровне глаз должен быть закреплен лист бумаги. Далее глазки закрываем и рисуем в любом месте карандашом на листике точку. Опускаем ручки, глазки закрыты, считаем до пяти и снова рисуем точку. Чем расстояние между двумя изображенными точками меньше, тем лучше двигательная память. При регулярных тренировках, точки будут получаться совмещенными. Далее упражнение усложняется, задача — нарисовать с закрытыми глазками две, три или четыре точки и продублировать их.
  4. «Линии». Подобное предыдущему упражнение, только необходимо не попасть точкой в точку, а нарисовать с закрытыми глазками линии одинаковой длины, чтобы развивать ощущение расстояния, как составляющей двигательной памяти. Линии лучше рисовать разнонаправленными – косые, прямые, главное, чтобы они были максимально близки по длине. Нарисовал одну линию, опустил ручки, посчитал до 5 и далее следующую. Со временем можно рисовать по две-три линии разной длины, а потом пытаться повторить эксперимент. Между подходами встряхивать ручками, создавать так называемые «двигательные помехи».
  5. Уроки танцев признаны лучшими для развития двигательной памяти у детей и взрослых. Поэтому танцуйте с удовольствием и пользой.

Основными характеристиками двигательной памяти являются точность выполнения, объем – как много последовательностей вы можете запомнить и в точности воспроизвести, прочность – как долго данные будут храниться в памяти, устойчивость – насколько сильно будут помехи влиять точному воспроизведению действий.

История о мгновенном запоминании движений

Мой школьный товарищ Дмитрий всегда вызывал восхищение окружающих своими яркими и ритмичными выступлениями на концертах. Он и вдохновил меня пойти заниматься танцами. Но было одно «но». Я с трудом могла запомнить длинную танцевальную комбинацию, в то время как Дмитрий с лёгкостью повторят движения за хореографом.

Тогда я и решила поинтересоваться, как он может так быстро запоминать движения в танце. Тогда Дмитрий и открыл секрет своего успеха. Ему с детства нравились танцы, но он также как и я не мог уловить их азы. Он всерьёз задумался о совершенствовании способностей к танцам, и вычитал в интернете массу полезной информации, одна из которых содержала в себе материал по развитию двигательной памяти.

Уже после первых упражнений Дмитрий стал замечать прогресс, что усилило желание развиваться. Ведь недостижимая мечта о танцах становилась всё ближе и ближе. После окончания курса занятий Дмитрий пошёл на пробы в танцевальный кружок, куда его взяли без всяких сомнений.

Данная история вызвала у меня массу интереса. Попробовав данную методику на себе, вынуждена признать её эффективность. Поэтому я решила поделиться с читателями способами самоусовершенствования.

Виды памяти

Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels

Существуют разновидности памяти и для начала стоит отделить память произвольную от непроизвольной.

  • Произвольная память характеризуется тем, что человек прилагает усилия для запоминания полученной информации.
  • Непроизвольная память, наоборот, запоминается без усилий, либо путем постоянного механического повторения, либо на почве неподдельного интереса.

К непроизвольной памяти относится моторная память, её еще называют – кинетическая.

Главными её характеристиками являются следующие критерии:

  • Память работает в двух направлениях, это когнитивная и физиологическая сторона процесса.
  • Запоминание происходит непроизвольно.
  • Моторная память имеет самые долгосрочные периоды, она практически не исчезает, так как задействована еще и мышечная память.

Есть примеры, когда люди в преклонном возрасте теряют способность к запоминанию, практически все виды памяти страдают, но стоит им приступить к выполнению физических действий, которые они ранее выполняли машинально, то тут же их руки и мышцы выполняли работу автоматически без сбоя.

Развитие внимания. Двигательная память.

Моторная память отвечает за трудовые навыки человека, а также за другие виды двигательных работ, которые имеют определенный алгоритм действий.

Моторная память неразрывно связана с моторикой человека, иными словами, со способностью скоординировать собственные движения на выполнение активных действий ногами и руками. Способность выполнять последовательные движения конечностями для реализации поставленной задачи, и есть моторика организма.

Но такая активность, да еще и с четким пониманием последовательности всех движений, невозможна без включения в процесс когнитивной системы человека. Получается, что для запоминания определенных движений, действий нервная система задействует умственные способности и физические.

Развитие моторной памяти помогает спортсменам, танцорам и людям разных трудовых специальностей, где нужно выполнять повторяющиеся движения машинально.

Влияние двигательной памяти на поведение и обучение

Двигательная память играет важную роль в поведении человека, поскольку она является основой для выполнения сообразных и деятельных действий. Например, благодаря двигательной памяти человек может ездить на велосипеде, играть на музыкальном инструменте или писать на клавиатуре, не задумываясь о каждом движении.

  • Двигательная память влияет на обучение, поскольку помогает учащимся запоминать и воспроизводить двигательные навыки, необходимые для успешного выполнения определенных заданий.
  • Обучение через двигательную память приводит к более эффективному запоминанию и пониманию материала, так как физическая активность стимулирует мозг и улучшает его функционирование.
  • Тренировка и развитие двигательной памяти способствует развитию координации и гибкости мышц, улучшает баланс и равновесие, что положительно сказывается на общей физической подготовке и здоровье человека.
Влияние двигательной памяти на поведение и обучение:
Учебные навыки Улучшает память и концентрацию, способствует эффективному запоминанию и воспроизведению материала
Поведение Развивает навыки планирования и контроля движений, помогает овладеть сообразным и деятельным поведением
Физическая подготовка Улучшает координацию и гибкость мышц, баланс и равновесие, способствует общей физической подготовке

Свойства и особенности

В ходе жизни ребёнок в качестве примера использует взрослого. Начинает подрожать и повторять всё то, что делают его близкие родственники и сверстники. В школьные годы ребёнок уде имеет собственное представление о происходящем, и выражается, как ему хочется.

Двигательная память в психологии способствует развитию:

  • трудовых навыков;
  • физкультурных навыков;
  • учебных навыков.

Первые заключаются в самообслуживании (одеться, поесть). Вторые – выполнение определённых упражнений (бег, подтягивание, прыжок, игра в мяч). Третьи – возможность работать руками (писать, вырезать, рисовать).

Когнитивные функции в повседневной жизни

Любое дело требует от нас включения когнитивных способностей

Работаете ли вы программистом, учителем в школе, пилотом самолета или ученым, для успешного выполнения любой деятельности необходимы внимание, восприятие, память и мышление. Однако каждая из этих когнитивных функций имеет свои особенности и подтипы

Попробуем провести научно-популярный анализ простого дела, которое выполняет каждый из нас, — похода за продуктами. Ментально мы совершим путешествие в магазин и разберем этот процесс на когнитивные составляющие.

Мы приходим в магазин. Как правило, у нас есть определенный список продуктов (или приблизительное понимание того, что мы хотим купить).

Например, мы хотим купить яблоко. Так как мы взрослые люди, у нас в памяти уже хранится его образ: что это такое, как выглядит. Именно поэтому среди множества других фруктов мы можем найти яблоко. Если бы вместо нас в магазин пошел маленький ребенок, он мог бы не найти яблоко, так как в его памяти еще нет такой категории.

Итак, мы нашли яблоко. Теперь смотрим на его цену. Внутреннее ощущение говорит нам, что яблоко продается либо по очень выгодной цене, либо по завышенной. Чтобы понять, устраивает ли нас цена, мы вспоминаем некую среднюю цену, за которую привыкли брать этот фрукт. Сравнивая две цены, мы принимаем решение: брать яблоки или нет. При этом мы запоминаем примерную стоимость продукта, который берем, чтобы потом посчитать сумму, которую должны будем заплатить.

После выбора яблока мы идем к следующему прилавку и здесь выбираем, например, молоко. Весь описанный процесс повторяется. При этом к ориентировочной цене яблока прибавляется цена молока. Если яблоко стоит примерно 30 рублей, а молоко 70, то мы ожидаем, что на кассе заплатим примерно 100 рублей. Далее процесс повторяется с другими продуктами.

Подойдя к кассе и расплатившись, мы смотрим на чек. В голове мы сравниваем цифры в чеке с предполагаемой ценой в 100 рублей за два продукта. Далее вновь принимаем решение: «Всё верно, можно идти домой» или «Обманули. Пойду выяснять». После шопинга мы приходим домой, ужинаем и забываем обо всех мыслях, которые наполняли наш мозг в магазине. Таким образом, даже самое простое дело вроде похода в магазин требует включения целого ряда когнитивных функций. Попробуем разобраться в том, каких именно.

В 1986 году два американских ученых Ричард Аткинсон и Ричард Мартин Шиффрин выделили три типа памяти в зависимости от длительности сохранения воспоминаний: долговременную, кратковременную и сенсорную (ультракороткую).

Может быть интересно

Сенсорная память — это память наших рецепторов. Она очень точная, но слишком краткая, чтобы как-то влиять на наше поведение.

Долговременная память — это вся та информация, которая хранится в нашей голове долго, возможно, . Ряд исследователей предполагают, что мы запоминаем практически все моменты нашей жизни и с помощью гипноза их можно восстановить. Однако другие ученые утверждают, что со временем мы можем терять доступ к таким воспоминаниям. К долговременной памяти относят наше знание самих себя, своей биографии, различных теорий и концепций.

Кратковременная память — это промежуточная стадия, когда информация удерживается в голове, скажем, 20–30 секунд. В фильме Кристофера Нолана Memento у героя была антероградная амнезия: он запоминал всё, что происходит, но лишь на 20–30 секунд. Затем вся информация забывалась, так и не достигнув долговременной памяти.

Особенности памяти физических действий

Память физических действий – это особый тип памяти, который позволяет нам запоминать и воспроизводить различные двигательные навыки и моторные действия. Она включает в себя запоминание и выполнение множества различных движений, включая простые и сложные манипуляции, спортивные приемы, танцевальные шаги и многое другое. Особенностью такой памяти является то, что она формируется через повторение действий и требует развития навыка или умения.

Одной из основных особенностей памяти физических действий является ее процедурный характер. Другими словами, это память о том, как выполнить определенное действие, а не память о фактах или событиях. Например, мы можем вспомнить, как играть на пианино или кататься на велосипеде, но не можем точно вспомнить, когда или где мы научились этому. Память физических действий достаточно устойчива и может сохраняться в течение длительного времени, даже если мы не практикуем определенное действие.

Еще одной особенностью является автоматизация действий, которая развивается при формировании памяти физических действий. Когда навык становится привычным и освоенным, его выполнение становится более подсознательным. Мы больше не испытываем трудностей при выполнении действия и можем делать его автоматически, не задумываясь о каждом шаге. Это объясняет, почему высококвалифицированные спортсмены и артисты могут выполнять сложные движения на автоматическом уровне, без необходимости долго размышлять и осознавать каждый шаг.

Кроме того, память физических действий может быть обусловлена латентными периодами. Когда мы впервые учимся новому движению, память может не проявляться сразу же. Однако после некоторого промежутка времени (латентного периода) наша память внезапно активизируется, и мы начинаем лучше выполнять это действие. Такой механизм обусловлен процессом консолидации памяти, который требует времени и повторений для укрепления нейрональных связей.

И последней, но не менее важной особенностью памяти физических действий является зависимость от контекста. Это означает, что наши двигательные навыки и моторные действия могут быть связаны с определенным окружением и обстоятельствами, в которых мы их освоили

Например, умение играть на музыкальном инструменте может быть связано с определенной аудиторией или местом, где мы практикуем. При изменении контекста или окружения, некоторые аспекты памяти физических действий могут исчезнуть или потребовать перестройки.

Пути улучшения памяти

Хочется запомнить все и даже больше, сделать память гибкой и универсальной? Это возможно. Нужно тренировать ее, регулярно насыщать мозг кислородом, правильно питаться, предпочитать сидению на диване активный отдых и спорт, читать книги и развиваться. Но даже этого может быть мало.

Есть несколько интересных методов, с помощью которых можно без труда прокачать память.

Накормленный мозг

Здоровый мозг – это сытый мозг. Как и любая другая система организма, что необходимо помнить, он нуждается в питательных веществах. Осознание данного факта позволит не только улучшить процессы памяти, но и исключить вероятность дефицита полезных веществ, от которого пострадают другие органы. Дело в том, что если мозгу не хватает чего-либо, организм в первую очередь примет решение подпитать его в ущерб насыщению полезными веществами других органов.

Полезны продукты:

  • насыщенные белком;
  • содержащие минимум тонизирующих веществ;
  • насыщенные жирными кислотами, магнием, хромом и витаминами групп A, B, C.

Они буквально питают мозг, не дают ему изнашиваться. К примеру, витамины снижают риск деменции и развития болезни Альцгеймера, хром препятствует депрессиям, негативно влияющим на функции головного мозга, а магний обеспечивает полноценность отдыха

Все это крайне важно с точки зрения состояния мозга

Мнемотехника

Плохая память – не приговор. Для ее развития нужны хорошие тренировки. Такой прием, как мнемотехника – это отличная возможность облегчить операцию запоминания информации, а также увеличить объемы памяти.

Суть приема – образование ассоциативных связей посредством замены абстрактных предметов, явлений, фактов представлениями, основой которых являются визуальные, кинестетические, звуковые компоненты. Благодаря последним обеспечивается связь определенных объектов с имеющимися и устоявшимися представлениями.

Нередко такая техника применяется для запоминания и усвоения информации, трудной для восприятия.

Пример того, как это работает, можно обнаружить в хорошем способе запоминания цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать…

Метод визуализации

Данный метод – отличный способ запомнить что-либо посредством перевода мысленных или прочих представлений в зрительные образы. Достаточно вообразить, к примеру, что какое-то явление имеет вполне реальный визуальный образ.

Чтобы понять, о чем речь, достаточно вспомнить школьный курс физики: там в учебниках с помощью метода демонстрируются процессы, которые невозможно увидеть.

Вы легко запоминаете лица?
Да, у меня отличная зрительная память 36.36%

Могу запомнить, но потом буду очень долго вспоминать, где я могла видеть это лицо 36.36%

С большим трудом. Мне нужно несколько раз пересечься с человеком, чтобы запомнить его лицо 27.27%
Проголосовало: 11

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: