Формы и структура конституции

Определение конституции, ее содержание и виды

Определение некодифицированной конституции

Основные источники некодифицированной конституции — это высшая судебная практика, правовой обычай, политические договоренности и принципы, установленные важными юридическими документами страны. В такой системе нет единого, формализованного и универсально применяемого документа, поэтому интерпретация норм и принципов может быть различной.

Некодифицированная конституция часто требует поддержки судебной системы и определенного уровня консенсуса между политическими партиями, общественными группами и другими заинтересованными сторонами для своего эффективного функционирования. Более гибкая и податливая, некодифицированная конституция может обеспечить большую адаптивность к изменяющимся условиям и потребностям общества.

Виды конституций

В разных государствах в силу ряда причин конституции различаются между собой. В современном мире существует классификация конституций по ряду признаков (рис. 1).

В теории конституционализма выделяют виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.
Рассмотрим основные виды конституций.

По форме выражения конституции делятся на:

  • писаные;
  • неписаные.

Писаная конституция представляет собой нормативный правовой акт, который принимается и изменяется в особом порядке и обладает высшей юридической силой (закон законов).

Неписаная конституция представляет собой совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев.

По субъектам принятия конституции делятся на:

  • дарованные;
  • народные.

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти).

Народная конституция принимается на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Также существует классификация конституций по порядку принятия и изменения:

  • гибкие;
  • жесткие.

Гибкой считается конституция, которая изменяется и дополняется в таком же порядке, что и текущее законодательство. Все неписаные конституции являются гибкими.

Жесткой называется конституция, изменения и дополнения которой имеют сложный порядок. Ужесточение изменение конституции зависит от разных причин:

  • стремление преобладающих в обществе политических и экономических групп, которые заинтересованы в том, чтобы конституция осталась неизменна, обеспечить ее устойчивость;
  • необходимость в устойчивом развитии общества, государства и законодательства без проведения постоянных «встрясок».

Конституции также делятся на:

  • юридические;
  • фактические.

Юридическая Конституция представляет собой нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Сущность и содержание юридической конституции предопределены конституцией фактической, а также социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.

Фактическая конституция еще называется материальной. Это означает, что в той или иной стране реально сложилась основа существующего государственного и общественного строя.

Существует классификация конституций с точки зрения действенности конституционных норм. По этому признаку конституции делятся на:

  • реальные;
  • фиктивные.

Реальной называется конституция, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция имеет место тогда, когда закреплены принципы и институты, которые либо отсутствуют в действительности, либо отличаются на практике от их конституционной модели

В жизни трудно найти реальные и фиктивные конституции, поэтому очень важно оценивать их реальность или фиктивность, рассматривая отдельные конституционные нормы и институты

По закрепляемой форме государственного устройства различают конституции: конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов федерации.

По форме правления: конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий.

По форме закрепления политической власти:

  • монархические
  • республиканские.

Пример 1

Примерами монархических конституций являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.

Пройдя свой долгий исторический путь и потерпев преобразования и изменения, Конституция стала рассматриваться как форма выражения народных, а не классовых интересов и как правовой регулятор общесоциальных процессов.

Конституция — это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения и является условием согласованных действий всех социальных слоев общества.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.

Россия является федеративным государством, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе.

Рисунок 1. Виды конституций

Текущие состояния

Следующие штаты могут считаться некодифицированной конституцией:

  • Канада : Несмотря на наличие конституционных актов , важные аспекты конституционной системы не кодифицированы. В преамбуле к Конституции Канады говорится, что она «в принципе аналогична Конституции Соединенного Королевства» (которая не кодифицирована). Это применимо на федеральном уровне и к провинциям , хотя каждая из них имеет право изменять или вводить в действие свои собственные в пределах своей исключительной сферы ответственности. На сегодняшний день только Британская Колумбия приняла кодифицированную конституцию провинции (см. Конституцию Британской Колумбии ), хотя роли и полномочия других провинций изложены в разделе 93 Закона о Конституции 1867 года и в поправках к нему, касающихся конкретных провинций, таких как как Закон Манитобы и Закон Ньюфаундленда . См. Конституцию Канады .
  • Китай : Некоторые китайские ученые, в том числе теоретик права Цзян Шигун , утверждали, что в Китае есть писаная и неписаная конституции, основанные на всеобъемлющем руководстве Коммунистической партии .
  • Израиль : провозглашение независимости обещало конституцию к 2 октября 1948 года, но из-за непримиримых разногласий в Кнессете полная кодифицированная конституция еще не написана. Однако есть несколько основных законов . См. Конституцию Израиля .
  • Новая Зеландия : Новая Зеландия не имеет единого конституционного документа. Это некодифицированная конституция, которую иногда называют «неписаной конституцией», хотя конституция Новой Зеландии фактически представляет собой смесь письменных и неписаных источников. Закон о Конституции 1986 года играет центральную роль, наряду со сборником других законодательных актов , постановлений Совета , патентных писем , решений судов , принципов Договора Вайтанги и неписаных традиций и конвенций . См. Конституцию Новой Зеландии .
  • Сан-Марино : Сан-Марино имеет несколько документов, составляющих его конституцию, в том числе несколько столетий. См. Конституцию Сан-Марино .
  • Саудовская Аравия : в Саудовской Аравии нет письменной конституции, имеющей обязательную юридическую силу. В 1960 году король Фейсал объявил Коран , религиозный текст ислама, конституцией. См. Конституцию Саудовской Аравии . Однако в 1992 году Королевским указом был принят Основной закон Саудовской Аравии .
  • Соединенное Королевство : не существует определяющего документа, который можно было бы назвать «конституцией». Поскольку политическая система развивалась с течением времени, а не внезапно изменялась в результате таких событий, как революция, крах правительства или свержение монархии, она постоянно определяется актами парламента и решениями судов (см. Конституцию Соединенных Штатов Америки). Королевство ). Ближе всего к конституционному кодексу Великобритания подошла к Соглашению о Союзе 1707 года . Из-за того, что в Соединенном Королевстве существует некодифицированная конституция, многие законы были добавлены в собрание конституционных законов , например Закон о свободе информации 2000 года , Закон 1998 года о правах человека и Закон о парламентах с фиксированным сроком полномочий 2011 года . Это означает, что конституционные правила Соединенного Королевства не записаны в едином документе, но не о том, что у него есть «неписаная» конституция.

Источник

Похожие термины:

  • постановление польского сейма в г. Радом. Согласно Р.к., называвшейся т.ж. по ее первым словам конституцией «Nihil novi» (ничего нового), король не имел права издавать к.-л. законы без согласия сената и шлях

  • приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканских штатов, угрозой гражданской войны. По решению

  • принята при завершении первого этапа французской революции конца XVIII в. Созданная Учредительным собранием комиссия систематизировала конституционное законодательство и подготовила проект Ф.К.,

  • (Конституция III года) – создана после вооруженного восстания в Париже, падения якобинской республики и переворота 27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), прихода к власти термидор

  • (Конституция VIII года) – создана после государственного переворота Наполеона Бонапарта, который 9-10 ноября 1799 г, (18-19 брюмера VIII года Республики) при помощи войск разогнал Законодательный корпус, уп

  • см. Советская Конституция.

  • см. Советская Конституция.

  • принята после объединения Германии и провозглашения ее империей, утверждена рейхстагом 16 апреля 1871 г., вступила в силу в мае того же года. По К. Германская империя имела федеративное государственн

  • (Конституция Мэйдзи) – явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи» («Мэйдзи» – название периода правления императора Муцухито). К.Я. связана с отстранением в 1868 г. от власти Сегуната клан

  • принята в г. Веймаре в результате Ноябрьской революции 1918 г. в Германии. По В.к. Германия становилась парламентской республикой с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократиче

  • первая союзная Конституция. Принята ЦИК СССР 6.07.1923 г.; утверждена II Всесоюзным съездом Советов 31.01.1924 г. Состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Де

  • принята Конвентом в Филадельфии 17 сентября 1787 г., приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканс

  • утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11.05.1925 г. Принятие новой К. было связано с образованием СССР и национально-территориальным размежеванием в Средней Азии. Сохраняя основн

  • принята VIII Чрезвычайным съездом Советов 5.12.1936 г. Официально закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений. В К. провозглашалась власть трудового народа в лице Советов депутатов

  • определяла государственный строй Четвертой Республики. Она принята Учредительным собранием, одобрена на референдуме и вступила в силу в декабре 1946 г. В К.Ф.Р. торжественно подтверждались права и с

  • принята парламентом и утверждена Тайным советом согласно ст. 7 Конституции 1889 г. как измененная эта Конституция. Вступила в силу в 1947 г. По К. в Японии устанавливалась парламентарная монархия с унит

  • принята в обстановке подъема послевоенного демократического движения. В ее разработке приняли участие коммунисты. Наряду с традиционными для буржуазных конституций основными правами и свободам

  • («Боннская конституция») – «Основной закон Федеративной Республики Германии», разработанный в период оккупации Западной Германии войсками США, Великобритании и Франции. К. закрепила установлени

  • объявила Индию «суверенной и демократической республикой». Экономической основой была провозглашена частная собственность на средства производства. Устанавливалась парламентская республика с

  • провозгласила «основными задачами в переходный период постепенное осуществление социалистической индустриализации страны, постепенное завершение социалистических преобразований в сельском х

Примеры кодифицированных и некодифицированных конституций в мире

Примеры кодифицированных конституций:

  1. Конституция США — одна из самых известных кодифицированных конституций в мире. Она была принята в 1787 году и стала первым документом такого рода, который стал основой для создания современных демократических государств.
  2. Конституция Германии — известна как «основной закон» федерации. Принята в 1949 году и служит основой для функционирования немецкого государства.
  3. Конституция Франции — принята в 1958 году и является основным законом пятой Республики.

Некодифицированные конституции — это набор разрозненных документов, обычно судебных решений и законов, которые вместе выступают в качестве основных законов государства. Такие конституции имеют более гибкую форму и могут изменяться чаще, чем кодифицированные конституции.

Примеры некодифицированных конституций:

  1. Конституция Великобритании — несмотря на отсутствие формализованного документа, источники конституционного права Великобритании включают акты парламента, судебные решения, традиции и конвенции.
  2. Конституция Новой Зеландии — основана на судебных решениях, парламентских законах и особых статутах.
  3. Конституция Израиля — построена на основе Основного закона, который состоит из совокупности более чем 10 законов и документов.

Таким образом, различия между кодифицированными и некодифицированными конституциями заключаются в их форме и структуре, а также в процедурах изменения. Однако оба вида конституций являются основой для функционирования государства и обеспечивают правовую стабильность.

Основы статуса человека и гражданина.

Статья 2 Конституции объявляет человека, а также его права и свободы высшей ценностью и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства.

Хотим обратить ваше внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В чем тут смысл?. Дело в том, что Конституция 1993 г

впервые в российском законодательстве отказалась от старого, недемократического (тоталитарного) представления о человеке как «винтике» государственной машины, получающем свои права в качестве дара из рук государства и его руководителей (царей, вождей и т. д.). Наша Конституция восстанавливает общечеловеческие ценности — естественные права человека. Признание таких прав исключает односторонний взгляд на человека, когда в человеке видят только подданного государства. Все мы действительно связаны с государством, и эту особую, правовую связь называют гражданством (см. ст. 6). Права и обязанности гражданина записаны в Конституции

Дело в том, что Конституция 1993 г. впервые в российском законодательстве отказалась от старого, недемократического (тоталитарного) представления о человеке как «винтике» государственной машины, получающем свои права в качестве дара из рук государства и его руководителей (царей, вождей и т. д.). Наша Конституция восстанавливает общечеловеческие ценности — естественные права человека. Признание таких прав исключает односторонний взгляд на человека, когда в человеке видят только подданного государства. Все мы действительно связаны с государством, и эту особую, правовую связь называют гражданством (см. ст. 6). Права и обязанности гражданина записаны в Конституции.

Но жизнь человека не ограничивается лишь статусом гражданина. Сфера жизнедеятельности людей гораздо шире: у каждого из нас есть своя личная жизнь, в которой мы руководствуемся именно своими индивидуальными интересами (мы, например, сами выбираем, где и как жить, учиться, кого любить, с кем дружить, вступать в брак, каких взглядов придерживаться, во что верить или не верить, что читать, где работать, как тратить свои деньги, как отдыхать, одеваться и т. д.). Свои жизненные интересы человек реализует в гражданском обществе и опирается при этом на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Задача государства состоит в том, чтобы защищать человека от любого незаконного вмешательства в его частную жизнь (в том числе и от вмешательства государственных чиновников).

Мнение. Из статьи «Великая ложь нашего времени» политического деятеля, сторонника самодержавия, противника демократии в России К. П. Победоносцева (1827—1907):

Выскажите ваше отношение к изложенному мнению. Подумайте, как сама история опровергла этого политика. Приведите свои аргументы против его доводов.

Механизмы контроля государственной власти

Конституция является основным законом государства, который определяет правовой статус каждого гражданина и устанавливает порядок действий государственных органов. Кроме того, Конституция предусматривает механизмы контроля за действиями государственных органов.

1. Конституционный суд – главный механизм контроля за действиями государственных органов в России. Он проверяет законность законов и других нормативных правовых актов на соответствие Конституции. Если закон противоречит Конституции, то Конституционный суд может лишить его юридической силы.

2. Контрольный и счетный органы — также выполняют функцию контроля за государственными органами. Контрольный органы проверяют правомерность и эффективность использования бюджетных средств, счетный органы же проверяют финансовую состоятельность бюджетных организаций. Если выявляются нарушения, то контрольные и счетные органы могут проводить проверки и требовать принятия мер.

3. Гражданское общество – это гражданские организации, негосударственные организации и другие объединения, свободно действующие в социуме. Гражданское общество может контролировать деятельность государственных органов путем обращения в суд, петиций, митингов или других форм проявления воли.

Таким образом, механизмы контроля за государственной властью предоставляют гражданам возможность защитить свои права и свободы. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на справедливое правосудие и равенство перед законом. Пользуясь этими механизмами, граждане могут быть уверены в том, что их гражданские права и свободы не будут нарушены.

Основные отличия в структуре и формате кодифицированной и некодифицированной конституции

Кодифицированная конституция представляет собой документ, в котором все конституционные нормы собраны в одном месте и упорядочены в определенный способ. Обычно она содержит преамбулу, главы, статьи и пункты. Наиболее известными примерами кодифицированных конституций являются Конституция США и Конституция Российской Федерации. Этот тип конституции обладает определенной структурой, которая позволяет быстро и легко найти необходимую информацию.

В отличие от кодифицированной, некодифицированная конституция не представлена в виде одного закона или документа. Вместо этого, она основана на наборе различных основных законов, прецедентов и традиций. Такая конституция может быть распределена по нескольким документам, которые со временем непрерывно развиваются и изменяются судебной практикой и принятием новых законов.

Основные отличия в структуре и формате кодифицированной и некодифицированной конституции связаны с их организацией и доступностью. Кодифицированная конституция имеет четкую структуру с главами, статьями и пунктами, что упрощает ее изучение и интерпретацию. Некодифицированная конституция, напротив, может быть более сложной для понимания, так как требует анализа множества документов и прецедентов.

Кроме того, кодифицированная конституция обычно обладает высокой степенью юридической защищенности, так как является высшим законом и может быть изменена только по определенным процедурам. В то время как некодифицированная конституция более гибкая и подвержена изменениям и эволюции с течением времени.

Дополнительная информация

Значение Конституции РФ в жизни страны

Подробности
Опубликовано 11.12.2018 11:01

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Примеры некодифицированных конституций

Великобритания

Великобритания является одной из немногих стран, которая не имеет кодифицированной конституции. Основой правовой системы Великобритании являются разрозненные документы, обычаи и прецеденты. Однако, есть несколько ключевых актов, которые составляют «некодифицированную» конституцию Великобритании:

  1. Магна карта — документ, принятый в 1215 году и являющийся одним из основных символов прав личности и ограничения власти монарха.
  2. Закон о прекращении деятельности парламента от 1628 года — этот закон возлагает ограничение на королевскую власть и устанавливает принципы свободы собраний и свободы слова.
  3. Закон о Гражданских свободах от 1689 года — этот закон подчеркивает права личности и ограничения королевской власти, устанавливая принципы свободы вероисповедания, свободы слова и другие гражданские свободы.
  4. Акт об аксессии от 1701 года — этот акт установил принцип преемственности престола и ограничения на вступление в брак королевской семьи.
  5. Закон о правах человека от 1998 года — данный закон регулирует права и свободы, защищенные Европейской конвенцией о защите прав человека.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии также отсутствует кодифицированная конституция. Конституция Новой Зеландии основывается на прецедентах, законодательстве и обычаях. Некоторые ключевые принципы и законы, формирующие «некодифицированную» конституцию Новой Зеландии, включают:

  1. Закон о Билле о правах от 1688 года — этот закон устанавливает принципы законности, свободы вероисповедания и безопасности личности.
  2. Закон о маленьких конституционных одобрениях от 2013 года — этот закон определяет процедуру внесения изменений в законы, касающиеся конституции.
  3. Закон о привилегированных содержаниях от 1865 года — этот закон гарантирует свободу слова и защищает привилегированное содержимое, такое как парламентские выступления, от юридического преследования.

Эти примеры наглядно демонстрируют особенности некодифицированных конституций, где основные принципы, права и ограничения определяются через исторические документы и судебную практику, а не отдельным законодательным актом.

Недостатки некодифицированной конституции

Некодифицированная конституция, которая состоит из нескольких документов, может иметь ряд недостатков:

  1. Неоднозначность и противоречивость: Из-за отсутствия единого документа со всеми конституционными нормами, некодифицированная конституция может содержать противоречия и неоднозначные формулировки. Это может привести к различным интерпретациям норм и разногласиям в их применении.
  2. Устаревание: Конституционные нормы могут утратить актуальность со временем. В случае некодифицированной конституции, процесс изменения и обновления может быть затруднен. Это может приводить к тому, что некоторые положения останутся устаревшими и несоответствующими текущим обстоятельствам.
  3. Недостаток системности: Отсутствие единого документа с нормами и принципами может сделать некодифицированную конституцию менее доступной и сложной для понимания. Вместо этого, конституционные нормы могут быть разбросаны по разным актам и законам, что затрудняет их анализ и применение.
  4. Риски произвола: Из-за отсутствия ясных и четких норм в некодифицированной конституции, возможны риски произвола со стороны правительства или правоохранительных органов. Отсутствие определенности и однозначности в конституционных нормах может открыть дверь для манипуляций и нарушений прав граждан.
  5. Сложность изменений: Процесс изменения некодифицированной конституции может быть более сложным и трудоемким, поскольку требуется изменить несколько документов вместо одного. Это может замедлить реформы и привести к затягиванию процесса изменения конституционных норм.

В целом, некодифицированная конституция имеет свои недостатки, которые могут сказаться на стабильности и справедливости правовой системы страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: