Ударение в словах орфоэпический диктант

Что значит орфоэпический диктант

«Снятие эмоционального напряжения у детей и подростков с помощью арт-практик и психологических упражнений»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная кола №5 с.Большой Бейсуг муниципального образования Брюховецкий район

Урок русского языка в 8 классе

«Интонация, логическое ударение».

Овчарова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Тема: «Интонация, логическое ударение».

Тема и номер урока в теме: урок № 1

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися

а) способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию за счет самостоятельных открытий и наблюдений, т. е. с использованием элементов исследовательской деятельности;

б) сформировать коммуникативные умения вследствие работы в парах, в группах;

в) овладеть опытом грамотного использования средств языка при изложении устного и письменного материала, умения аргументировать, приводить примеры, сравнивать, анализировать;

г) умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).

а) осознанное владение понятиями, классификацией, умение сделать вывод;

б) учебные компетентности в области использования ЭОР;

в) размышления о том, что нужно знать об интонации и логическом ударении, уметь правильно использовать интонацию в речи, в зависимости от необходимости и значении поставленной цели говорящего в различных видах деятельности, знать- что говорить, как говорить, с какой целью говорить;

г) умение проводить линию связи с литературой, жизнью;

д) применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутка).

а) владеть базовым понятийным аппаратом по теме;

б) рассмотреть различные случаи постановки логического ударения, знаков препинания при нём, виды интонации и самостоятельно распознавать их;

в) систематизировать знания

г) дать представление об интонации и логическом ударении.

-обучающие : дать представление об интонации и логическом ударении, учить использовать понятия на практике;

— развивающие : повторить орфограмму «правописание Ъ и Ь»; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

— воспитательные : развивать культуру речи; воспитывать уважение к родному языку.

Тип урока : комбинированный (изучение, обобщение, закрепление изученного материала).

Формы работы учащихся:

— работа с раздаточным материалом (текст);

— фронтальная проверка работы над выделением грамматической основы предложений;

— работа с учебником;

— изучение нового материала;

— работа в группах;

— индивидуальная работа с записями на доске, повторение орфограммы «правописание Ъ и Ь» с использованием ЭОР, диска «Кирилла и Мефодия», записи на доске;

Необходимое техническое оборудование:

— интерактивный комплекс (компьютер и ноутбуки, интерактивная доска или проектор);

— диск «Русский язык в школе» 8 класс, «Кирилла и Мефодия».

Орфоэпический диктант: основные аспекты и преимущества

Орфоэпический диктант представляет собой специальный текст, составленный с целью проверки знания и правильного произношения слов. Он помогает развивать навыки правильного произношения и выражения своих мыслей на аудиторию.

Орфоэпический диктант рассчитан на тех, кто хочет улучшить свои знания в области правильного произношения и артикуляции. Он может быть использован в школе для развития учеников, на рабочих местах для улучшения коммуникационных навыков или в личных целях для самообразования.

Преимущества орфоэпического диктанта:

  1. Развитие правильного произношения. Орфоэпический диктант помогает улучшить артикуляцию и правильное произношение слов, что делает речь более понятной и выразительной.
  2. Развитие слухового восприятия. Орфоэпический диктант требует внимательного слушания и различия звуков, что помогает улучшить слуховое восприятие.
  3. Расширение словарного запаса. Чтение орфоэпического диктанта позволяет встретить новые слова и выражения, что способствует расширению словарного запаса.
  4. Улучшение коммуникативных навыков. Способность правильно произносить слова и выражать свои мысли помогает улучшить коммуникативные навыки и стать более уверенным в общении.

Для проведения орфоэпического диктанта можно использовать различные тексты — от коротких фраз и предложений до длинных и сложных текстов

Важно выбирать такие тексты, которые по содержанию и сложности соответствуют уровню обучаемых и позволяют достичь поставленных целей

Пример текста для орфоэпического диктанта
Текст

Задание: записать предложения без ошибок в произношении.

— В парке играли дети, радуясь теплому солнцу.

— Мальчик смеялся и бегал по зеленой траве.

— Девочка наблюдала за птицами, сидя на скамейке.

— Мама сказала, чтобы они вернулись домой ко времени ужина.

— Все дети согласно закричали «Спасибо!» и пошли домой.

Орфоэпический диктант является эффективным инструментом для развития и совершенствования произношения. Он не только помогает улучшить навыки правильного произношения и артикуляции, но и способствует развитию слухового восприятия и коммуникативных навыков. Использование орфоэпического диктанта в обучении поможет достичь желаемых результатов и повысить уровень владения русским языком.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Орфоэпические нормы»

В конце 11 класса всем выпускникам предстоит сдача Единого Государственного экзамена. Он включает в себя задание и на орфоэпические нормы. Оно является 4 номером в КИМах и требует тщательной подготовки. Рассмотрим его более подробно.

4 задание ЕГЭ по русскому языку. Особенности 2020

Здесь ученикам предстоит из пяти представленных слов с расставленным ударением выбрать то, где ударная гласная определена неверно. Для этого нужно помнить все орфоэпические нормы и правила постановки ударений в частях речи. Иногда попадаются очень простые варианты, среди которых можно сразу отмести неверное.

Для начала нужно отбросить точно те, в которых уверены. Останутся несколько слов, употребление которых забылось. В этом случае нужно действовать по аналогии с теми частями речи, к которым относятся оставшиеся варианты. По такой схеме допустить ошибки в задании практически невозможно.

Как проводить диктанты на уроках?

Рекомендации для успешного участия

Для того чтобы участвовать в орфоэпическом диктанте успешно, следует учесть несколько важных рекомендаций:

1.
Тщательно ознакомьтесь с текстом диктанта заранее

Прочитайте его вслух, обращая внимание на особенности произношения и акцента. Это поможет вам лучше запомнить слова и правильно их произнести во время диктанта.
2.
Обратите внимание на трудные звуки и буквы, которые часто вызывают затруднения при произношении

Постарайтесь отработать их заранее, чтобы не сомневаться в правильности своего произношения во время диктанта.
3.
Практикуйтесь в письме и произношении слов. Подбирайте и выполняйте орфоэпические упражнения, чтобы укрепить свои навыки. Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше будет результат на диктанте.
4.
Внимательно слушайте текст диктанта и старайтесь повторять каждое слово сразу после его произнесения. Это позволит вам лучше сконцентрироваться и ощутить правильное произношение.
5.
Не забывайте о правилах пунктуации и орфографии. Внимательно следите за написанием слов и знаков препинания, чтобы не допустить ошибок.
6.
Помните, что орфоэпический диктант – это не только проверка вашего знания правил произношения, но и отражение вашего уровня грамотности. Старайтесь быть внимательным и точным, чтобы продемонстрировать свои навыки наилучшим образом.

Используя эти рекомендации, вы сможете успешно пройти орфоэпический диктант и улучшить свои навыки произношения и правильной записи слов.

Подписи к слайдам:

Орфоэпический диктант Расставьте в словах правильное ударение Шарфы, банты, бармен, звонит, красивее, обеспечение, благовест, диспансер, жалюзи, квартал, краны, танцовщица, свёкла, щавель, оптовый, украинский, ждала, клала, слала, досуха, донельзя, исчерпав, ходатайство, флюорография, столяр, углубить, коклюш, туфля, мельком.

Орфоэпический диктант Ша́рфы, ба́нты, ба́рмен, звони́т, краси́вее, обеспе́чение, бла́говест, диспансе́р, жалюзи́, кварта́л, кра́ны, танцо́вщица, свёкла, щаве́ль, опто́вый, украи́нский, ждала́, кла́ла, сла́ла, до́суха, доне́льзя, исче́рпав, хода́тайство, флюорогра́фия, столя́р, углуби́ть, коклю́ш, ту́фля, ме́льком.

Преимущества использования орфоэпического диктанта в образовательном процессе

Орфоэпический диктант является эффективным инструментом для развития и совершенствования навыков правильного произношения слов и выработки речевой культуры у учащихся. Использование орфоэпического диктанта в образовательной среде имеет следующие преимущества:

Улучшение произношения: Орфоэпический диктант способствует улучшению произношения слов, помогает учащимся научиться правильно артикулировать звуки, осознавать и исправлять собственные речевые ошибки.
Развитие слухового восприятия: При выполнении орфоэпического диктанта учащиеся должны слушать заданные слова и правильно воспроизводить их звучание. Это требует развития слухового восприятия и способности различать и анализировать звуки речи.
Расширение лексического запаса: В ходе орфоэпического диктанта учащиеся сталкиваются с разнообразными словами и фразами, что помогает расширить их лексический запас и улучшить понимание речи на слух.
Улучшение орфографии: Орфоэпический диктант не только помогает правильно произносить слова, но и закрепляет знания об их написании. Повторное написание сложных и непривычных слов помогает запомнить их орфографию и предупреждает возможные ошибки при письме.
Стимуляция концентрации и внимания: Выполнение орфоэпического диктанта требует от учащихся сосредоточенности и внимания, что способствует развитию у них этих навыков

Учащиеся вынуждены на протяжении всего процесса обращать внимание на звучание слов и следить за правильным произношением.

Таким образом, орфоэпический диктант является полезным и необходимым инструментом для развития речевых навыков учащихся. Он позволяет совершенствовать произношение слов, развивать слуховое восприятие, расширять лексический запас и улучшать орфографию. Более того, выполнение диктанта требует концентрации и внимания, что способствует формированию этих важных навыков.

Правила проведения орфоэпического диктанта

Орфоэпический диктант является средством проверки правильного произношения слов. Он проводится с целью закрепления навыков правильной орфоэпии и помогает школьникам развить слуховое восприятие звуков родного языка.

Проведение орфоэпического диктанта осуществляется по следующим правилам:

Составление списка слов. Перед проведением диктанта составляется список слов, которые будут диктоваться учащимся. Этот список может быть разделен на группы по темам или звукам, чтобы облегчить задачу запоминания и правильного произношения.

Четкое и отчетливое произношение

Учитель четко и отчетливо диктует слова, уделяя особое внимание правильной интонации и произношению каждого звука. Ученики следят за произношением и стараются повторить слово так, чтобы оно звучало так же четко и правильно.

Повторение и объяснение непонятных слов

Если ученики не понимают значение или произношение некоторых слов, учитель проводит повторение и объяснение. Это помогает учащимся лучше запомнить и правильно произнести эти слова в будущем.

Запись слов. Учащиеся записывают слова на листке бумаги или в тетради, чтобы иметь возможность повторить их позже и самостоятельно практиковаться в правильном произношении.

Проверка и анализ. После окончания диктанта учитель проверяет записи учащихся и обсуждает результаты. Он объясняет ошибки и помогает учащимся исправить их. Это позволяет ученикам осознать свои ошибки и сделать выводы для дальнейшей практики.

Орфоэпический диктант — это эффективный способ проверки и совершенствования навыков правильной орфоэпии. Соблюдение правил проведения диктанта поможет учащимся развить правильное произношение и слуховое восприятие слов родного языка.

Подготовка к 4 заданию ЕГЭ по русскому языку

Вначале предлагается орфоэпический диктант с целью выявления затруднений учащихся в постановке ударения в словах.

Чем следует руководствоваться при постановке ударения? (Орфоэпическими нормами)Как же складывались эти нормы? Как запомнить правильное ударение?

1.Запомните, что в словах со вторым корнем ЛОГ ударение падает на него (если это неодушевлённое существительное): ДиалОг, каталОг, некролОг. Одушевл. сущ. – филОлог.

2.Запомнить по рифме:щавЕль-ель; плюш-коклЮш; видно-завИдно; диалог-каталОг; шорты-тОрты; маляр-столЯр; разговоры-договОры; эксперимент-цемЕнт; разлучить-кровоточИть; сэр-диспансЕр; не скользи-жалюзи; спать-баловАть; лишний-давнИшний.

Запомнить двустишия:Мы ждём, когда придёт апрель, Чтоб сеять на полях щавель.Включайся в наш эксперимент,Готовь к нему скорей цемент.Идя на встречу с комендантом,Наденьте платье с ярким бантом.Но этот благородный сэр Не посещает диспансер. Мы отдыхали здесь с комфортом:Чай пили с шоколадным тортом.Мы не зовём экскурсоводаЧинить засор нефтепровода.

3.Запомнить по аналогии: баловАть, премировАть, пломбировАть, сервировАть, глазировАть, драпировАть.

4.Запомнить омографы (пишутся одинаково, а произносятся по-разному):Атлас мира-синий атлАс на платье;бронЯ танка-брОня на билет;меткая острОта- остротА зрения;цветущий Ирис-ирИс с орехами;языковЫе нормы-языкОвая колбаса.

5. Запомнить особенности произношения в зависимости от морфологических признаков слова:А).В кратких прилагательных и причастиях женского рода ударение нередко падает на окончание: веселА, стройнА, правА, глупА, занятА. В мужском и среднем роде – на основу: зАнят, зАнято.

Б).Ударение падает на последний слог в глаголах прошедшего времени женского рода, образованных от глаголов взять, брать, вить, врать, гнать, дать, ждать, звать, лгать, рвать, спать, понять и др.: ждалА, спалА, понялА, бралА. Исключение: клАла.

В).Ударение в причастиях остаётся на том же слоге, что и в инфинитиве соответствующего глагола: занЯть-занЯвший; начАть-начАвший; прибЫть-прибЫвший; создАть-создАвший; продАть-продАвший и т.д.

Г).Часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на суффикс –ся: начАться-началсЯ; принЯться-принялсЯ и т.д.

6. В некоторых прилагательных с суффиксом –ов-, образованных от существительных со значением «дерево», ударение падает на первый слог (можно проверить словом Яблоневый): ива-Ивовый; слива-слИвовый; груша-грУшевый.

7. Запомнить ударение в сложных словах со второй частью провОд (от слова проведение): путепровОд, трубопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд и др. по слову САДОВОД.

Источник

Теоретические основы

Прежде чем изучать словарь с ударениями, нужно узнать, чем занимается орфоэпия. Рассмотрим толкование этого понятия с разных сторон и выясним, какую роль выполняет раздел в русском языке.

Нормы орфоэпии. Понятие и толкование

Орфоэпия является путеводной звездой в мире ударений и верного произношения слов. Этот раздел языкознания устанавливает правила и определяет сильные слоги в словах, благодаря чему наша речь красива и разнообразна. В некоторых словах допускается постановка двойного ударения, то есть произношение будет верным в любом случае.

Но оба этих определения дают четкое представление о том, что такое орфоэпия: раздел языкознания, который устанавливает правила ударений в словах и изучает нормы употребления звуков в русском языке. Только орфоэпические нормы регламентируют верное произношение ударных слогов, иные правила не могут устанавливать эти параметры.

Орфоэпические нормы делятся на:

  • правильную постановку ударения:
  • верное произношение.

Функции орфоэпии. Значение в русском языке

Как и любая другая часть русского языка, орфоэпия играет очень важную роль в произношении тех или иных единиц речи.

Именно поэтому орфоэпия считается одним из главных разделов науки о русском языке. Без нее не было бы чётких правил произношения, что позволяло бы каждому человеку коверкать слова и произносить их в произвольном виде, истребляя древний и могучий язык.

Особенности и основные правила орфоэпии

Данный раздел языкознания занимается не только постановкой ударения, но и произношением, которые за многие годы может сильно измениться. Почти ни одно слово не дошло до нас таким, каким оно было в самом начале. Например, произношение сейчас не распространено и сохранилось лишь в некоторых словах:

Скворечник, прачечная, пустячный и т.д.

Это перечень самых основных правил произношения, на которых держится весь русский язык. Что касается ударений, то там нет особых правил, там есть лишь закономерности, которые нужно замечать. Но иногда даже проведение аналогий не помогает определить ударный слог – все нужно запоминать.

Типы ударений

Фразовое ударение

Выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //.

Тактовое ударение

Выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Основное средство членения на синтагмы — пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (При логическом ударении главное ударение может падать на любое слово синтагмы).

Во фразе обычно выделяется, содержится несколько речевых тактов, но границы фразы и такта могут совпадать: Ночь. // Улица. // Фонарь. // Аптека // (Блок). Выделение речевых тактов может характеризоваться вариативностью: ср. Поле за оврагом и Поле/за оврагом.

Словесное ударение

Вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках.

Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.

Ударение логическое (смысловое)

Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания

При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание

К появлению логического ударения приводит перенос синтагматического (тактового) ударения с последнего слова в синтагме (речевом такте) на другое слово; ср.: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора / и Есть в осени первоначальной / короткая / но дивная пора Логическое ударение может служить средством различения смысла внешне омонимичных, но различных по синтаксической структуре предложений: Очень обрадовало его / письмо брата и Очень обрадовало / его письмо брата.

Что изучает орфоэпия?

Орфоэпия изучает вариативность ударения в словах и их грамматических формах, отмечает разноместность ударения на гласных разных слогов во многих словах русского языка и их грамматических формах:

  • ка́мфара и камфара́;
  • те́фтели и тефтели́;
  • са́жень и саже́нь;
  • вне́млю и внемлю́;
  • бе́лы и белы́.

Орфоэпия фиксирует варианты звуковой реализации одних и тех же фонем в одной и той же фонетической позиции:

дсна́ и дсна́

В произношении разными людьми слова «десна» наблюдается вариативность безударного гласного звука, хотя фонема одна и та же.

Орфоэпические варианты фонемного состава корня иногда отражаются в написании слов:

  • тоннель и туннель;
  • нуль и ноль;
  • матрац и матрас.

Орфоэпия как наука о литературном произношении слов исследует такое фонетическое явление, при котором во многих иноязычных словах после согласных пишется буква «е» в русском языке, а согласные произносятся твёрдо:

  • сарлька
  • парр
  • шос
  • йлон
  • аист

Отметим, что по-разному произносится сочетание согласных «чн» в словах:

  • прачеая и прачеая;
  • порядоый и порядоый;
  • троеик и трое ик.

Наряду с этим в русском литературном языке существуют точные нормы произношения слов:

  • конео
  • скуо
  • яиица
  • нароо
  • подсве ик и пр.

Зафиксированные орфоэпические варианты произношения слов некоторое время сосуществуют как равноправные. При наблюдении за ними в течение длительного времени выявляется закономерная особенность, когда новое произношение становится основным и вытесняет старое. С этой точки зрения в современном литературном языке отдается предпочтение произношению слов и их грамматических форм:

  • фольга́, а не фо́льга;
  • йо́гурт, а не йогу́рт;
  • деньга́ми, о деньга́х, а не де́ньгами, о де́ньгах.

Орфоэпия исследует общенародную и профессиональную сферу употребления слов:

  • шпри́цы и шприцы́ (в речи медиков);
  • ко́мпас и компа́с (в речи моряков);
  • добы́ча и до́быча (в речи шахтёров).

Общие принципы изучения орфоэпии

Определение 1

Под орфоэпией понимают раздел науки о языке, предметом которого является литературное произношение. При расширенной трактовке данного термина к области орфоэпии также относят акцентологические нормы и интонационно-ритмические характеристики литературной речи.

Орфоэпия в школьном курсе относится к области культуры речи и тесно связана с такими разделами, как фонетика и орфография. Фонетика для орфоэпии является базовым разделом, поскольку особенности русского литературного произношения обусловлены фонетическими процессами, протекающими в устной речи:

  1. Редукция (ослабление звучания) гласных , , в безударных позициях: лсной, лбдиный.
  2. Случаи позиционного оглушения или озвончения парных по признаку глухости / звонкости согласных: бил, дуки, пло, возал.
  3. Упрощение групп согласных, слогов: гинакий, окреый, меый.

Статья: Орфоэпическая работа в начальной школе на уроках русского языка

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Понимание особенностей русского ударения (его подвижность, свободный характер) позволяет освоить основные акцентологические нормы, разграничить омографы, тождественные графически, но отличающиеся местом ударения в слове: бронИрованный (зарезервированный) – бронирОванный (покрытый бронёй), слЕпит (склеит; вылепит) – слепИт (ослепляет).

Орфоэпия связана также с орфографией, поскольку ведущий принцип русского правописания соотносится с соблюдением единообразного воспроизведения морфем, а не звукового облика слова. Иногда ученики начинают произносить слово так же, как оно написано, что приводит к орфоэпическим ошибкам: конео (вместо: конео), скуо (вместо: скуо).

Общими принципами орфоэпической работы в школе являются:

  • Принцип опоры на речевой слух детей, его развитие и совершенствование.
  • Принцип различения графического и фонетического облика слова.
  • Принцип учёта фонетических процессов, происходящих в устной речи.
  • Принцип учёта смыслоразличительной роли звука и ударения в слове.
  • Принцип развития произносительных навыков на основе литературных образцов.

Объяснительные диктанты по теме « Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах»

Диктант «Бабушка и внучка».

Бабушка весь день сгребала сено в лугах. Внучка Ольга ушла в лес за грибами. Наступил вечер. Бабушка готовит сочную траву для кроликов. А Ольга жарит грибы.

Диктант «Тёплые дни».

Утро. С неба падают капли дождя. По влажной тропе ползёт жук. Вот он скрылся в траве. Вдруг раздался шум. Это на тропу вышел лось.

Диктант «В горах».

Это было весной. Всюду пылали красные маки и тюльпаны. Я любовался горами. На высокой скале сидели звери. Это были гепарды. А вот их маленький котёнок. Он играл с цветами.

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Крупные капли росы заиграли на траве и кустах. Отсырела земля. Ветерок порхал над озером. Наступало утро.

Видео:Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать

Орфоэпические диктанты на уроках русского языка в 10 -11 классах.

Орфоэпический диктант № 1

Агент, алфавит, аэропорты, банты, бороду, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, дефис,диспансер, договорённость, документ, досуг, еретик, жалюзи, значимость, иксы, каталог, квартал, километр, конусы, корысть, краны, кремень, кремня, лекторы, местностей, мусоропровод, намерение,нарост, недруг, недуг, некролог, каталог, ненависть, новостей, ногтя, отрочество, партер, портфель,поручни, приданое, призыв, процент, свёкла, сироты, средства, статуя, столяр, дояр, созыв, таможня,торты, цемент, центнер, цепочка, шарфы, банты, шофёр, киоскёр, щавель, эксперт.

Орфоэпический диктант № 2

Верна, давнишний, значимый, красивее, красивейший, кровоточащий, кухонный, ловка, мозаичный, оптовый, прозорлива, смазлива, балованный, включённый, довезённый, загнутый, занятый, занята, запертый, заперта, заселённый, заселена, избалованный, балованный, кормящий, кровоточащий, молящий, наживший, нажитый, нажита, наливший, налита, нанявшийся, начавший, начатый, низведённый, низведён, включённый, ободрённый, ободрён, ободрена, обострённый, определённый, определён, отключённый, повторённый, поделённый, понявший, принятый, приручённый, проживший, снятый, снята, согнутый, суетлива, болтлива, прожорлива, сливовый.

Орфоэпический диктант № 3

Баловать, брала, бралась, взяла, включишь, включит, включим, влилась, ворвалась воспринять, восприняла, воссоздала, вручит, гнала, гналась, добрала, добралась, дождалась, дозвонится, дозвонятся, дозировать, ждала, жилось, закупорить, занял, заняла, заняло, заняли, заперлась ( на ключ, на замок и т.п.), звала, звонишь, звонит, звоним, исключит, исчерпать, клала, клеить, кралась, кровоточить, лгала, лила, лилась, наврала, наделит, надорвалась, назвалась, накренится, налила, нарвала, насорит, начал, начала, начали, обзвонит, облегчить, облегчит, облилась, обнялась, обогнала, ободрала, ободришься, одолжит, озлобить.

Орфоэпический диктант № 4

Оклеить, окружит, опломбировать, нормировать, сортировать опошлить, опошлят, осведомиться, осведомишься, отбыла, отдала, откупорить, откупорил, отозвалась, перезвонить, перезвонят, перелила, плодоносить, повторить, повторит, позвала, позвонить, позвонишь, позвонит, полила, положить, положил, понять, поняла, послала, прибыть, прибыл, прибыла, прибыло,принять, принял, приняли, принудить, рвала, сверлишь, сверлит, сняла, создала, сорвала,сорит, убрала, убыстрить, углубить, укрепит, черпать, щемит, щёлкать, балуясь, закупорив, начав,

начавшись, поняв, прибыв, вовремя, добела, доверху, донельзя, донизу, досуха, завидно, загодя, засветло, затемно, исстари, красивее, наверх, надолго, ненадолго.

Видео:Полезные советы Как написать диктант без ошибок?Скачать

Орфоэпический диктант для проверки произношения и интонирования

Основная цель орфоэпического диктанта — научить людей говорить язык правильно и четко. Во время диктанта высчитывается количество неправильно произнесенных звуков или ударений, а также выявляются другие ошибки в речи, например, неправильное ударение или использование неправильной интонации.

Орфоэпический диктант часто используется в образовательных учреждениях, таких как школы и вузы, чтобы улучшить произношение и речевые навыки учащихся. Кроме того, он может быть полезен для всех, кто хочет улучшить свое произношение и речевые навыки, в том числе иностранных языков.

Для проведения орфоэпического диктанта используется набор слов и фраз, которые надо правильно произнести или прочитать с учетом особенностей произношения

Важно следить за правильным ударением и интонацией, чтобы передать смысл и эмоции

Проведение орфоэпического диктанта состоит из нескольких этапов. Сначала объявляется список слов и фраз для произношения. Затем участники диктанта произносят каждое слово или фразу по очереди. После этого проводится анализ произношения и интонации, и выносится оценка качества каждого участника.

Орфоэпический диктант является эффективным инструментом для улучшения произношения и интонации. Он помогает развить устную речь, научиться правильно произносить слова и фразы, а также передавать эмоции и настроение через интонацию.

Выводы орфоэпического диктанта могут быть использованы для анализа и исправления ошибок произношения и интонации, а также для оценки уровня речевых навыков участников. Это позволяет учителям и лингвистам оценить индивидуальные потребности каждого ученика и разработать индивидуальные программы обучения.

Орфоэпия в глаголах, причастиях и деепричастиях

Эти единицы языка считаются самыми сложными для запоминания. Разберем орфоэпические нормы в каждой из них

Глаголы

Самые трудные случаи встречаются в глаголах прошедшего времени. Чтобы не ошибиться при выборе ударного слога, достаточно просто поставить его в начальную форму. Ответом и будет ударение в инфинитиве.

Пример:

ЛежАть – лежАла, ходИть – ходИла, закАнчивать – закАнчивала и т.д.

Но не все слова женского рода поддаются этому правилу. Встречаются и такие случаи, при которых ударной гласной становится буква в окончании. Список этих глаголов нужно запомнить, чтобы при встрече с ними не растеряться и правильно произнести их:

Но встречаются и некоторые слова, исключающие данное правило. К ним относятся:

Вылить, выжить, вызвать, красть, послать, слать, класть.

Последняя закономерность, присущая глаголам в русском языке в разделе орфоэпии, закачается в положении ударения возвратных глаголов. Если часть речи возвратная и находится в прошедшем времени, значит сильный слог переносится на окончание слова.

Пример:

ПринЯться – принялАсь, принялОсь, принялсЯ.

Эта норма пришла из литературных произведений и художественного языка.

Причастия и деепричастия

Основные правила для запоминания выпадают на долю причастий. Главные трудности встречаются у кратких страдательных причастий. Для данного вида характерно наличие суффикса -ённ- , ударение на нем сохраняется только в причастиях мужского рода, во всех остальных случаях ударным слогом в кратких причастиях будет тот, который стоит в окончании.

Пример:

ПривезЁнный – привезЁн – привезенА – привезенЫ.

В тех причастиях, где используется суффикс -т- , ударение перебегает на один слог вперед. Это можно проследить на следующих примерах:

МолОть – мОлотый, полОть – пОлотый и т.д.

Все страдательные причастия, в основе которых есть слова лить или пить, отличаются нестабильным ударением, употреблять его можно в разных вариациях. Говоря о деепричастиях, можно сделать вывод, что это самая простая часть речи в постановке ударения. Ударной остается та же буква, что и в начальной форме слова. Не нужно запоминать ничего помимо этого простого правила.

Пример:

ПолИв, предпринЯв, создАв, продАв, отменИв, начАв, прибЫв и т.д.

Словарь трудных случаев деепричастий:

  • начАв;
  • отдАв;
  • поднЯв;
  • прибЫв;
  • создАв.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: