Как придумать сюжет художественной книги: 5 элементов базовой структуры

Современный кинематограф и литература часто используют технику сквозного сюжета, чтобы создать глубокий и запоминающийся рассказ Сквозной сюжет – это

Примеры известных произведений с использованием сквозного сюжета

1. «Война и мир» Льва Толстого

Одним из самых известных и масштабных произведений, использующих сквозной сюжет, является роман «Война и мир» Льва Толстого. В этой эпической истории читатель следит за жизнью нескольких главных героев на протяжении нескольких десятилетий, начиная с военных событий 1805 года и заканчивая французским вторжением в Россию 1812 года. Сюжеты различных персонажей переплетаются между собой, создавая глубокий и комплексный образ жизни и общества того времени.

2. «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд

В романе «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд сквозной сюжет используется для передачи философской идеи автора. Книга рассказывает о жизни и борьбе главной героини, архитектора Дагни Таггард, и о ее стремлении к индивидуализму и свободе. Читатель следит за ее путешествием и встречается с другими персонажами, которые также переносят темы и идеи романа.

3. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова сквозной сюжет используется для соединения различных историй и персонажей. Читатель следит за судьбой главных героев – Мастера и Маргариты, а также сюжетной линией о появлении дьявола Воланда в Москве. Разные сюжетные линии и персонажи переплетаются и становятся частями одного большого и сложного сюжета.

4. «Бесы» Федора Достоевского

Роман «Бесы» Федора Достоевского также известен своим использованием сквозного сюжета. В этом произведении автор рассказывает о группе молодых революционеров и их идеях. Читатель узнает о каждом персонаже и его мотивах и следит за развитием сюжета, который сводится к конечному катастрофическому событию.

5. «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма

В романе «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма сквозной сюжет используется для передачи истории мести и перевоплощения. Главный герой, Эдмон Дантес, возвращается после долгих лет заточения и начинает планировать и осуществлять свою месть против тех, кто приносил ему вред. Читатель следит за его действиями, а также за другими персонажами, которые сталкиваются с его влиянием и изменением в сюжете.

Определение сквозных тем в литературе

Сквозными темами в литературе называются мотивы, идеи или сюжетные элементы, которые пронизывают всю повествовательную структуру произведения, связывая его различные части в единую целостность. Они могут быть явно выражены или скрыты в тексте, но они все же играют важную роль, добавляя глубину и смысл произведению.

Сквозные темы могут быть разнообразными. Они могут быть связаны с определенными эмоциями, такими как любовь, страдание или надежда. Они могут отражать некий философский аспект, такой как смысл жизни или сущность человеческой природы. Они также могут обращаться к важным вопросам социального, политического или исторического характера.

Сквозные темы могут быть представлены несколькими символами, эпизодами или даже персонажами. Они создают гармонию и единство в произведении, проявляясь в разных формах и контекстах. Они подчеркивают глубинные мысли и идеи автора, помогая читателю лучше понять и проникнуться произведением.

Важно отметить, что каждый читатель может истолковывать сквозные темы по-своему, в зависимости от своего опыта и восприятия. Они позволяют каждому читателю найти что-то личное и важное в произведении

Сквозные темы делают литературу универсальной и актуальной, вносят глубину и значимость в нашу жизнь.

Примеры сквозного сюжета

  1. «Анна Каренина» Льва Толстого:

    В романе «Анна Каренина» мы следим за жизнью трех основных персонажей: Анны Карениной, Алексея Каренина и Константина Левина. Персонажи вступают в связь друг с другом, и их судьбы тесно переплетаются внутри рамок одной истории. Разные сюжетные линии объединены общей темой любви, предательства и нравственных дилемм.

  2. «Тысяча и одна ночь» (сборник восточных сказок):

    В сборнике «Тысяча и одна ночь» главной сюжетной линией является история Шехерезады, которая каждую ночь рассказывает сказки султану, чтобы остаться в живых. Внутри этой главной истории о Шехерезаде мы находим другие дополнительные сюжетные линии, в которых рассказываются различные сказки, события и приключения разных персонажей.

  3. «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма:

    В романе «Граф Монте-Кристо» главный персонаж, Эдмон Дантес, пытается отомстить своим обидчикам после пребывания в тюрьме. В течение всего произведения мы видим, как разные персонажи связаны с Эдмоном и в какую-то меру влияют на его планы. Разные сюжетные линии укрепляют темы мести, предательства и справедливости.

Сквозные темы и повествовательная структура

Сквозные темы в литературе — это темы, которые пронизывают не только отдельные сюжетные линии и главы произведения, но и всю повествовательную структуру в целом. Они имеют глубокий эмоциональный и символический смысл, связывают разные части произведения и помогают консолидировать его идеи.

Сквозные темы обычно неявно присутствуют в произведении, они могут быть выражены через мотивы, символы, повторяющиеся образы или тематические параллели. Часто эти темы оказываются связаны с главной идеей произведения.

Повествовательная структура произведения может быть организована вокруг сквозных тем путем использования разных приемов. Например, автор может возвращаться к определенной теме в разных частях произведения, подчеркивая ее значимость и развивая ее через повествование.

Часто сквозные темы формируются через параллельные сюжетные линии или главы произведения. Автор строит аналогии между разными персонажами или событиями, чтобы выразить определенные идеи или концепции. Это позволяет создать единое цельное впечатление от произведения и помогает читателю лучше понять его смысл и глубину.

Сквозные темы также могут использоваться для создания соприкосновения разных времен, эпох или культур внутри одного произведения. Они подчеркивают вечные, универсальные аспекты человеческого опыта и позволяют автору обратиться к широкой аудитории.

Осознание сквозных тем в произведении помогает читателю более полно осмыслить его содержание и постигнуть авторскую интенцию. Такие темы помогают создать единство и связь между разными частями произведения и придать ему глубину и значимость.

Нарративные коды в кино

Кино, в основе которого лежит сюжет, строит собственный язык через различные виды кодов: звуки, слова, фигуры, титры, движения и т. и поэтому вся морфология классического, современного или современного фильма строится на основе сюжета, которым фильм вдохновлен. Поэтому нельзя говорить о сущностно нарративных кодах, так как весь язык фильмов функционален по отношению к постановке сюжета и состоит из нескольких типов кодов, визуальных или звуковых. Вся форма, таким образом, составляет содержание, но все же есть некоторые коды визуального монтажа, которые являются основополагающими для развития сильного полноценного повествования:

  • перекрестное затухание , то есть техника, которая на уровне значения создает идею нового пространства и / или нового времени и нового смысла. Также в фильме Абеля Феррары « Затмение » мы находим фрагменты кинотекста, в которых этот прием используется таким образом: например, крест исчезает в «оргиастической вечеринке» в доме двух порнозвезд (вместе со звездой Мэтти и его друг режиссера) придают смысл движению вперед во времени, тогда перекрестные растворения на ночных изображениях Майами дают ощущение перемещения в другое пространство, а определенные крупные планы лиц, растворяющихся в других лицах, служат для формирования определенного смысла значения. Однако эти текстовые фрагменты легко опознаваемы и изолируемы, потому что в этом фильме в определенный момент этот прием используется настолько настойчиво, что фактически мешает нам продолжать считать его значимой фигурой;
  • флешбек — это код визуального монтажа, позволяющий инсценировать возвращение прошлого: это автономный сегмент, возникающий в прошлом по отношению к настоящему кинематографического времени. В « Затмении » этот прием повествования используется, чтобы показать нам визуальную память главного героя, которая, однако, погружена в большое количество воспоминаний, которые накладываются друг на друга и противоречат друг другу. Таким образом, в фильме Абеля Феррары (да и во многих других фильмах современного кинематографа) ретроспективный кадр становится навязчивым и фатальным кодом, который не проясняет (он нефункционален по отношению к линейному развитию повествования), а превращается в осуждение и того, и другого. со стороны зрителя (который больше не может сосредоточиться, где настоящее фильма установлено по отношению к прошлому или противоречивой зрительной памяти главного героя, алкоголика и кокаинщика ) и со стороны главного героя, который не может вспомнить, было ли это он убил ту женщину, так похожую на его бывшую девушку.
  • разделение сюжета на эпизоды : обычно кинотекст находит в отдельных эпизодах наибольшее единство всего произведения в целом. В других случаях фильм подразделяется на более крупные части, называемые эпизодами. Каждый эпизод выступает как отдельный текстовый фрагмент, не нуждающийся в понимании зрителями других эпизодов. В связи с этим вспомните такие фильмы, как Fratelli d’Italia , Tifosi di Neri Parenti (в последнем случае различные эпизоды переплетаются и чередуются по ходу сюжета), Paisà Роберто Росселлини . С другой стороны, в случае таких фильмов, как « Криминальное чтиво » Квентина Тарантино, очень сильно ощущается кризис формы, затрагивающий большую часть современного кинематографа: здесь деление на эпизоды не служит для того, чтобы сделать чтение текста более содержательным. свободно, если что, чтобы усложнить. , чтобы сделать его более «фальшивым»: в этом фильме эпизоды упорядочены таким образом, что главный герой сначала расстрелян, а затем он умирает, а затем его заставляют снова появиться в следующем эпизод.

Что представляет собой сквозной сюжет?

Главная особенность сквозного сюжета заключается в том, что он создает единую и связанную историю, которая разворачивается на протяжении всего произведения. Часто сквозной сюжет является дополнительным к основной сюжетной линии и помогает раскрыть дополнительные аспекты и глубинные характеристики персонажей.

Сквозной сюжет может быть представлен различными способами, например, через повторяющиеся мотивы, символы или ключевые события. Он может быть неразрывно связан с главными персонажами и действиями или иметь свою отдельную траекторию, которая пересекается с основным сюжетом.

Сквозной сюжет является важным инструментом для создания единства и глубины произведения, позволяя автору исследовать разные темы, создавать параллели и противопоставления, а также удивлять и привлекать внимание читателя или зрителя

Сквозной сюжет: основные принципы

Основным принципом сквозного сюжета является взаимосвязь и переплетение историй разных персонажей. Каждая из этих историй может иметь своего героя, свою цель и свою сюжетную линию, но они все объединены общим мотивом или темой.

Чтобы достичь эффекта сквозного сюжета, автор должен смысловыми и композиционными методами связать истории воедино. Это может быть совпадение времени и места действия, общие персонажи или тема, которая является центральной для всех историй.

Сквозной сюжет позволяет создать более сложную и органичную структуру произведения. Он позволяет рассмотреть проблему или тему с разных точек зрения и показать, как различные персонажи взаимодействуют между собой и влияют на друг друга.

Следуя принципам сквозного сюжета, автор может создать более интересное и многогранный произведение, которое удерживает внимание читателя или зрителя на протяжении всего повествования

Преимущества сквозного сюжета Недостатки сквозного сюжета
Разнообразие точек зрения Сложность написания и организации
Глубина и органичность сюжета Риск запутать читателя или зрителя
Больше возможностей для развития персонажей Не всегда подходит для всех жанров

В зависимости от жанра и типа произведения, сквозной сюжет может быть более или менее сложным. Однако, его использование всегда требует внимательной проработки и гармоничного вписывания в структуру произведения.

Что такое сквозной сюжет?

Основная функция сквозного сюжета заключается в создании единого контекста и связи между разными элементами сюжета. Он может обеспечивать поток событий, создавать параллели или контрасты между персонажами и их историями, раскрывать какие-то дополнительные аспекты основной истории.

Примером сквозного сюжета может служить роман «Война и мир» Льва Толстого. В данном романе развивается несколько параллельных сюжетных линий, связанных одним общим фоном — войной 1812 года. Разные персонажи, такие как Пьер, Андрей и Наташа, имеют свои собственные истории и отношения, но их судьбы переплетаются на фоне военных событий, создавая общую картину исторического периода.

Сквозной сюжет может быть встроен в любой жанр и вид искусства. Он помогает создать глубокую и сложную историю, позволяет автору и читателю более полно осознать и анализировать различные аспекты произведения.

Преимущества сквозного сюжета Недостатки сквозного сюжета
  • Обеспечивает связь между разными элементами сюжета
  • Повышает логичность и цельность истории
  • Расширяет понимание персонажей и событий
  • Может создать запутанность и путаницу, если не сделать его понятным и последовательным
  • Может отвлекать от основного сюжета и затруднять концентрацию на главных персонажах
  • Требует большого внимания к деталям и поддержания связности сюжета

Примеры сквозного сюжета в кино:

1. «Матрица» (1999)

В фильме «Матрица» главный герой Нео выясняет, что реальность, которую он знает, на самом деле является иллюзией, созданной компьютерами, которые управляют миром. С помощью команды сопротивления Нео пытается победить и уничтожить систему контроля.

2. «Пингвины Мадагаскара» (2014)

Комедийный мультфильм «Пингвины Мадагаскара» рассказывает историю четырех пингвинов, которые пытаются спасти мир от злобного медведя и его планах на захват мира. Сюжет переплетается с прошлыми событиями, которые объясняют, как пингвины стали такими, какие они есть сейчас.

3. «Форрест Гамп» (1994)

Фильм «Форрест Гамп» рассказывает историю жизни человека с ограниченными возможностями, которому удается достичь больших высот в жизни благодаря своему упорству и способности делать правильный выбор. В ходе своей жизни, Форрест случайно становится частью важных событий 20 века, таких как война во Вьетнаме и движение за гражданские права.

Определение сквозного сюжета

Сквозной сюжет — это особый тип сюжета в литературе и кинематографе, в котором несколько историй, пересекающихся в разное время и место, объединены общей темой и персонажами.

Главная черта сквозного сюжета — это его сложная структура, в которой всею истории связаны между собой, но развертываются каждая в отдельности.

В сквозном сюжете наблюдается глубокое переплетение сюжетов, которые взаимно дополняют друг друга и создают общую картину.

Этот тип сюжета используется для создания более сложных и интересных произведений, где несколько персонажей и несколько сюжетных линий могут соединиться в единую целостность.

Известными примерами сквозного сюжета являются такие фильмы как «Большой куш», «Магнолия», «Назад в будущее» и литературные произведения «Война и мир» и «Сто лет одиночества».

Сквозной сюжет говорит о необыкновенном литературном таланте и представляет более сложную форму кинематографического и литературного искусства.

Примеры сквозного действия в кино

  1. Фильм «Афера Томаса Крауна» (2003)

    В фильме «Афера Томаса Крауна» режиссер Стивен Содерберг использует сквозное действие, чтобы показать параллельные события, происходящие с разными персонажами. В одной сцене главный герой готовится к ограблению музея, в то время как другие члены его команды практикуют участие в других ограблениях. Это создает напряжение и поддерживает интерес зрителя на протяжении всего фильма.

  2. Фильм «Бегущий по лезвию» (1982)

    В фильме «Бегущий по лезвию» режиссер Ридли Скотт использовал сквозное действие для усиления сюжета и атмосферы. К примеру, в одной сцене главный герой Рик Декард идет по улице, а в заднем плане видны рекламные экраны с яркой рекламой. Реклама служит не только декором, но и отражает атмосферу мегаполиса будущего и статус рекламируемых продуктов.

  3. Фильм «Бейсбол» (1989)

    Режиссер Барри Левинсон использовал сквозное действие, чтобы показать развитие истории и событий во времени. В фильме «Бейсбол» происходит переключение между разными периодами времени, чтобы показать влияние игры на город и его жители. Эта техника позволяет зрителю понимать, как события прошлого влияют на настоящее и будущее.

Это всего лишь несколько примеров, которые демонстрируют множество способов использования сквозного действия в кино. Она может быть эффективным инструментом, который помогает режиссерам создавать сильные и связанные фильмы.

Характеристики сквозного сюжета

1. Единый сюжет: сквозной сюжет представляет собой единую и связанную историю, которая пересекается с историями отдельных персонажей. Это обычно происходит через события, которые повлияли на всех персонажей и привели их вместе.

2. Множество персонажей: сквозной сюжет обычно содержит множество персонажей, каждый из которых имеет свою собственную историю и личность. В то же самое время, они связаны общей темой или конфликтом.

3. Нарративная сложность: сквозной сюжет мышлится на нескольких уровнях, что означает, что зритель может воспринимать его как систему многочисленных историй или происшествий, в то время как он бросает свет на характеры истории и делает прогресс данных историй.

4. Неочевидные связи: одной из привлекательных черт сквозного сюжета является его неочевидная связь. Зритель начинает замечать необычные и неожиданные связи между персонажами и сюжетом с течением времени.

5. Нестандартный хронологический подход: сквозной сюжет приветствует необычный хронологический подход, порой события приведены не в последовательной форме, а сначала сюжет начинается с конца, а потом развивается в прошлое или же несколько параллельных сюжетов ведут к единому финалу.

6. Эмоциональная глубина: сквозной сюжет позволяет погрузиться в переживания и эмоциональный мир всех персонажей. Зритель узнает о крепких связях между героями или, наоборот, об их разрыве.

7. Примеры в кинематографе: сквозной сюжет встречен в кинематографе давно, и примеры таких фильмов есть у каждого, например: «Отель Гранд Будапешт», «Грань будущего», «Вестсайдская история», «Помни», «Начало».

Характеристики сквозного сюжета

Основные характеристики сквозного сюжета:

1. Персонажи
В сквозном сюжете обычно присутствуют главные и второстепенные персонажи, каждый из которых имеет свою собственную сюжетную линию. Персонажи могут пересекаться и влиять друг на друга, создавая взаимодействие и динамику в рассказе.
2. Временная структура
Сюжетные линии в сквозном сюжете часто происходят параллельно или перекрываются во времени. Главным образом, это позволяет показать события с разных точек зрения и создает неожиданное развитие сюжета.
3. Пересекающиеся события и темы
В сквозном сюжете события и темы разных сюжетных линий могут пересекаться и влиять друг на друга. Это создает более глубокий и сочный контекст и позволяет показать более полную картину происходящего.
4. Загадка и разрешение
Сквозной сюжет часто строится на расследовании загадки или разгадке некоторой тайны. Весь сюжет постепенно раскрывается, и персонажи рассоласкивают головоломку, открывая правду.
5

Постоянное присутствие персонажей
Важной особенностью сквозного сюжета является постоянное присутствие персонажей, которые появляются и возвращаются на протяжении всего рассказа. Это помогает поддерживать цельность и связь между сюжетными линиями.

Примером сквозного сюжета можно привести фильм Кристофера Нолана «Начало». В нем несколько сюжетных линий параллельно развиваются: главный герой осуществляет постройку снов в мире снов, погружаясь в глубокий сон по заказу клиента. В то же время, рассказывается история его семьи и прошлого, которые имеют большое влияние на события в мире снов. Все сюжетные линии связаны между собой и призваны создать путаницу и неожиданные повороты в фильме.

Виды сюжетных структур

Основные схемы:

Однолинейная структура — сюжет совпадает с фабулой. ГГ один, он присутствует во всех эпизодах, во всех сценах, все события излагаются с его точки зрения (монологи, размышления, описания тоже его).

Двухлинейная структура (гребёнка) — здесь действует два персонажа (фокализация меняется в каждой новой сцене). Оба героя равноправны! Раскрывать характеры проще. Легче показать контраст в восприятии действительности, противостояние.

Многолинейная структура — самый сложный вариант конструирования сюжета, обычно использующийся в крупных произведениях, где много героев, много планов, судьба каждого — отдельная повесть. Читатель сам выделяет для себя ГГ. Того, кому из персонажей симпатизирует больше. Кому больше сопереживает.

Но при этом нельзя утверждать, что каждая из глав/каждый из эпизодов относится только к одному персонажу!

В целом начинающему автору проще использовать однолинейную или двухлинейную структуру. Потому что сюжет будет намного острее, читателю легче вжиться в образ ГГ — переживать за него.

Многолинейные структуры, всё-таки, больше по плечу опытным авторам. Умение вжиться в образы сразу пяти-шести персонажей, и от их лица писать ключевые сцены: понимать, видеть, какие они разные, передавать эти сцены по-разному (потому что все персонажи разные люди) — всё это умение, выработанное годами писательского труда. Основная задача здесь избежать одинаковости, похожести героев.

Происхождение кинематографического нарратива

В раннем кинематографе (1895-1906) повествования не было, потому что кинематограф того периода был по существу основан на движущихся изображениях. Фильмы того времени были короткометражными , основной целью которых было развлечь зрителей движением людей , животных и предметов, показать себя и, таким образом, произвести чистое зрелище видения .
Кино начинает становиться рассказчиком, когда понимаешь, что сила новизны, привносимая движущимися изображениями, иссякла и что пришло время изобретать что-то новое, если кто-то хочет сделать фильм средством, все еще пригодным для
рынка .

Особенности сквозного сюжета

Сквозной сюжет является одним из важных приемов в литературе и кино, который позволяет объединить разные сюжетные линии или события в одном произведении. Он обладает своими особенностями, которые делают его уникальным и интересным для зрителя или читателя.

1. Взаимосвязь сюжетов

  • Сквозной сюжет предполагает наличие нескольких сюжетов, которые переплетаются и взаимодействуют друг с другом.
  • Он позволяет сделать параллельную развязку событий или создать контраст между разными сюжетами.
  • Сквозной сюжет создает гармонию и цельность произведения, объединяя различные сюжетные линии в одну общую историю.

2. Персонажи

  • Сквозной сюжет позволяет развить персонажей в разных сюжетных линиях, показывая их эволюцию и взаимодействие.
  • Персонажи могут быть связаны друг с другом через события или отношения, что добавляет глубину и сложность повествованию.

3. Напряжение и интерес

  • Сквозной сюжет увеличивает напряжение и сохраняет интерес зрителей или читателей на протяжении всего произведения.
  • Он позволяет создать неожиданные повороты событий и раскрыть информацию в нужный момент, что делает произведение увлекательным и захватывающим.

4. Сложный конструктив

  • Сквозной сюжет требует от автора внимательной проработки и грамотной организации сюжетных линий.
  • Он предполагает использование разных приемов, таких как флэшбеки, параллельные события или внезапные смены сюжетных линий для создания единого сюжета.

Сквозной сюжет — это мощный инструмент литературного и кинематографического искусства, который позволяет создать глубокое и запоминающееся произведение. Он объединяет разные сюжетные линии и создает цельность и гармонию в произведении.

Начало повествования (зачин)

Начало истории во многом определяет ее успех. Сторителлинг допускает разные способы начать повествование. Рассмотрим их.

Начать по порядку

Самый простой способ – это начать рассказывать историю с самого начала, как это делает Толкин в «Хоббите»:

Это простое предложение сразу сообщает, что мы находимся в фантастическом мире, населенном существами, называемыми хоббитами, и что они живут под землей.

Другой способ – просто изложить предпосылку истории, как это делает Франц Кафка в «Превращении»:

В конце этого (одного и единственного!) предложения мы уже знаем:

  • имя главного героя,
  • что он человек, охваченный тревогами, и
  • что он претерпел ужасную трансформацию.

Чрезвычайная эффективность такого начала делает его идеальным кандидатом для сторителлинга.

Начать с середины

Второй подход – начать сюжет в точке, где события уже идут полным ходом.

Сторителлинг с середины – это вопрос выбора наиболее драматически важного момента. Шекспир мог бы начать «Гамлета» с похорон отца Гамлета или с последующей женитьбы матери Гамлета на его дяде Полонии, но он предпочел начать с появления призрака отца, требующего отмщения

Это сразу захватывает наше внимание, так что неудивительно, что «Гамлет» остается одной из самых известных историй в мире

Начать с конца

Другой подход к завязке сюжета – начать рассказ с конца и подвести остальную часть к заданной кульминации. Данный метод требует не только четкого понимания того, как заканчивается история, но и незаурядного художественного мастерства, поэтому обычно применяется лишь асами сторителлинга. Отличный пример начала с конца – фильм «Подозрительные лица» (1995):

Смотрите это видео на YouTube

В этом случае определиться с началом легко: если есть преступление, которое нужно раскрыть, начинают с преступления или его прямых последствий; если двое влюбленных в конце должны быть вместе, нужно начать с их воссоединения, и т.п.

Способы усложнения сюжета в сторителлинге

Сторителлинг не подразумевает усложнения ради усложнения, однако в ряде случае подобный ход позволяет добиться ощутимых дивидендов. Разберем их подробнее.

Масштабирование истории

Масштабирование (или скейлинг, от англ. scaling) помогает охватить более широкие временные рамки и задействовать дополнительных персонажей. В сторителлинге такого типа несколько бинарных сюжетов сплетаются в одно большое повествование.

Фрактальный сюжет

Пример фрактала

По-другому фрактал можно назвать разветвлением историй, по аналогии с ветвями дерева: более мелкие элементы повторяют структуру более крупных.

Скачкообразное или параллельное повествование

В первом случае сторителлинг осуществляется от лица нескольких персонажей.

Другая разновидность – несколько историй, не связанных на протяжении большей части книги, объединяются в конце.

Параллельное повествование широко используется в сторителлинге. В частности, когда сюжетные линии из прошлого и настоящего сплетены вместе.

Сокрытие информации и неизвестность

Утаивание – это механизм, с помощью которого автор и сторителлер решает, какую информацию скрывать на ранней стадии истории, а какую показывать и в каком порядке.

Интересный пример двойного утаивания информации (одним персонажем от другого и другим от всех, включая зрителей) – клип «До скорой встречи» группы «Звери»:

Смотрите это видео на YouTube

Другой вид утаивания основан на перестановке элементов традиционного сюжета. Этот метод не столько скрывает информацию, сколько предлагает ее читателю в необычном порядке.

Разгадка может происходить в любой точке повествования, но чаще она остается на финал. Во многих случаях информация дается читателю одновременно с тем, как ее узнают персонажи.

Флэшбэки и забегания вперед

И флэшбэки, и забегания вперед – это сцены, происходящие вне основной хронологии.

В повествовании от первого лица рассказчик часто сообщает читателю об исходе истории, а затем уже возвращается к началу. Забегание вперед может использоваться и в конце повествования, чтобы показать персонажей через несколько лет после основных событий. Примером такого подхода является рассказ Элис Манро «Дева-нищенка».

Флэшбэки более распространены. Их очень любят авторы детективных историй, но и в других жанрах они с успехом используются. Флэшбэки часто встречаются в экспозиции, например, когда читателю дается важная информация о предыстории персонажа. Тони Моррисон использует эту технику, чтобы показать момент рождения героини в романе «Возлюбленная».

Предзнаменование

Во многих случаях успех развязки зависит от того, насколько тщательно писатель подготовил для нее путь.

Антон Чехов сказал, что если в первом акте на стене висит ружье, в последнем оно обязательно должно выстрелить. Это фундаментальное понимание принципов сторителлинга. Каждая деталь имеет смысл и включена с определенной целью. Читатель будет одинаково разочарован как внезапным появлением «ружья», на которое изначально не было даже намека, так и «ружьем», показанным в начале, но не использованным в конце.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: