10 принципов эффективной речи: как правильно донести свою мысль до собеседника

Значение содержательности речи

ВВЕДЕНИЕ

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать …» Эти слова А. П. Чехова являются актуальными и сегодня. Начиная с античных времен до наших дней владение словом, мастерством оратора — это путь к успеху, путь к победе.

Риторика одно их прекраснейших проявлений человеческой речи. Все великие полководцы и правители прекрасно владели риторикой. Ведь для того, чтобы массы слушали тебя необходимо их увлечь и убедить в своей правоте. Ораторы древности только лишь силой слова заставляли царей менять решения. Убеждали тысячи людей в правоте своих идей. Могли управлять целыми народами. Умение красиво и убедительно говорить – ещё один козырь в вашей колоде.

Тем больше уверенности будет у вас, когда вы обнаружите, что аудитория слушает, затаив дыхание. Тем убедительней покажутся ваши доводы и тем больший эффект будут производить ваши речи. А иногда, вступительное слово – это уже большая часть дела.

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качества «хорошей» речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность и др.

Невербальная составляющая коммуникативности

Коммуникативность – способность эффективно взаимодействовать с другими людьми, передавать и понимать информацию. Одним из основных критериев коммуникативности является невербальная составляющая коммуникации.

Невербальная коммуникация включает в себя те элементы выражения, которые не передаются словами, включая мимику, жесты, интонацию, постуру и так далее. Невербальная коммуникация является важным инструментом, который помогает передать эмоции, отношение и намерения.

Одной из форм невербальной коммуникации является мимика лица. Выражение лица может передать множество эмоций – от счастья и радости до грусти и гнева. Жесты тела также могут иметь различные значения и служить для усиления смысла слов. Например, жест «дай пять» может передать поздравление и поддержку.

Интонация голоса является еще одной важной составляющей невербальной коммуникации. Тон и интонация голоса могут указывать на эмоциональное состояние говорящего, подчеркивать важность определенных слов или фраз, а также помогать уловить истинное значение высказывания

Постура – это поза тела говорящего, которая может передавать информацию о его самочувствии или отношении к собеседнику. Например, прямая осанка может указывать на уверенность и самоуважение, а сутулость – на неуверенность и покорность.

Искусное использование невербальной коммуникации может помочь улучшить понимание и эффективность общения

Однако, важно помнить, что невербальная коммуникация может различаться в разных культурах и контекстах, поэтому необходимо учитывать особенности собеседника и контекста общения

Основные критерии коммуникативности

Коммуникативность – это способность человека эффективно и гармонично взаимодействовать с окружающими людьми, обмениваясь информацией и выражая свои мысли и эмоции. Хорошо развитая коммуникативность является одним из основных факторов успеха в различных сферах жизни, в том числе в профессиональной деятельности, личных отношениях и общественной активности.

Существует несколько основных критериев коммуникативности, которые определяют успешность коммуникации и качество взаимодействия между людьми:

Ясность и понятность выражения. Чтобы коммуникация была эффективной, необходимо выражать свои мысли и идеи четко и понятно, используя ясные и простые формулировки. Это позволяет избежать недоразумений и уточнений, а также помогает другим людям лучше понять и осмыслить передаваемую информацию.
Активное слушание и понимание. Важным критерием коммуникативности является способность активно слушать собеседника и понимать его точку зрения. Коммуникативный человек обладает навыком эмпатии и готовностью внимательно воспринимать и учитывать мнение других, а не только высказывать свои собственные мысли и идеи.
Умение установить контакт. Хорошая коммуникативность включает в себя способность устанавливать контакт с разными людьми. Это требует гибкости, умения находить общий язык и адаптироваться к индивидуальным особенностям коммуникационного партнера.
Уважение и такт. Коммуникативный человек уважает своего собеседника и проявляет такт в общении. Он учитывает чувства и интересы другого человека, избегает оскорбительных или неприятных высказываний и стремится создать комфортную атмосферу доверия и взаимопонимания.
Гибкость и адаптивность

Взаимодействие и коммуникация могут быть различными, и важно быть гибким и адаптивным к разным ситуациям и требованиям. Коммуникативный человек умеет приспосабливаться к разным стилям и уровням общения, а также адекватно реагировать на изменения в ситуации.

Все эти критерии коммуникативности взаимосвязаны и в совокупности определяют уровень коммуникационных навыков и качество взаимодействия человека с другими людьми. Развитие коммуникативности является важным компонентом личностного роста и развития и может быть успешно развито через практику, самоанализ и обучение специальным методикам и техникам коммуникации.

Социокультурная составляющая коммуникативности

Социокультурная составляющая коммуникативности играет важную роль во взаимодействии людей. Когда мы общаемся с другими людьми, мы не только обмениваемся информацией, но и передаем различные ценности, нормы поведения и традиции. Поэтому понимание социокультурной составляющей коммуникативности становится необходимым для успешного взаимодействия в различных ситуациях.

Одним из важных аспектов социокультурной составляющей коммуникативности является знание культурных различий и особенностей различных социальных групп. Различные культуры имеют свои особенности в общении, такие как нормы этикета, правила вежливости, принципы уважения и т.д. Понимание этих особенностей позволяет избежать недоразумений и конфликтов при общении с представителями других культур.

Особую роль в социокультурной составляющей коммуникативности играет также использование невербальных средств общения. Жесты, мимика, интонация, тембр голоса — все это элементы, которые могут иметь различную культурную семантику. Например, улыбка может быть выражением радости или дружелюбия в одной культуре, а в другой культуре может считаться неуместной или наоборот — недостаточной.

Также важным аспектом социокультурной составляющей коммуникативности является умение адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям и контекстам. В разных социальных сферах (семья, работа, общение с друзьями и т.д.) существуют свои правила и нормы общения, адекватное использование которых способствует более эффективному взаимодействию.

Социокультурная составляющая коммуникативности также связана с использованием языка и стиля общения. В каждой культуре существуют свои особенности и нюансы языка, такие как употребление формальной или неформальной речи, использование идиом и пословиц, специфические выражения и т.д. Правильное использование языка и стиля общения помогает создавать доверие и понимание между собеседниками.

Все эти аспекты социокультурной составляющей коммуникативности необходимо учитывать при общении с людьми из разных культур и социальных групп. Понимание и уважение этих различий способствуют успешному взаимодействию и создают условия для гармоничных отношений между людьми.

Точность речи

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотреб­ления.

Точность словоупотребления зависит от того, насколько говоря­щий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логи­чески мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в резуль­тате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них:

—   употребление слов в несвойственном им значении;

—   не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмыс­ленность;

—   смешение паронимов, омонимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функ­цию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние

Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, пра­вильно их использовать. Небрежное отношение к языку может при­вести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре

Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, сле­зать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они отличаются по значению? Как правильно спросить:

— (на катере) Вы на следующей пристани …?

— (на электричке) Вы на следующей станции …?

— (в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей останов­ке …?

Когда пароход, катер, причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и другом слу­чае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллей­бусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», посколь­ку и в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паро­нимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Паронимами (para — рядом, onima — имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Напри­мер: адресант — адресат, экскаватор — эскалатор, кворум — форум, контракт — контакт, факт — фактор, описка — отписка, внеклас­сный — внеклассовый.

Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн — Эйнштейн, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.

Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем пребы­вании в Индии, рассказывает: «Мы давно уже перестали называть себя австрийцами, потому что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все принимались сразу говорить об Австралии». В данном случае паронимами будут: Австрия — Австралия, австрийцы — ав­стралийцы.

Употребление в речи омонимов, т. е. слов, различных по значению, но одинаковых по написанию и звучанию, может так же привести к смысловой неточности, двузначности высказывания. Например, предложение «Издали закон об упразднении транспортных судов» звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов; судов — фор­ма родительного падежа множественного числа существительного суд и судовформа родительного падежа множественного числа су­ществительного судно. Возникает вопрос, что упразднили — транс­портные суды или транспортные суда? Неудачное употребление омонимов может привести к комическому эффекту. Так, фраза «со­вместный отдых, как и труд, спаивает людей» обязательно вызыва­ет нежелательную реакцию.

Опасна в речи и синтаксическая омонимия. Например, предложе­ния «Назначение председателя всем показалось удачным» и «Харак­теристика Климова точно соответствовала действительности» заклю­чают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная, Климову или Климовым? По разному может быть воспринято и предложение «Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии (отъезд английского гостя или лица, гостившего в Англии).

Чистота речи

Чистота речи — отсутствие в нейлишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употреб­ления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «люби­мые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, види­те ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление.

Слова-сорняки, слова-паразиты просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от со­держания высказывания, психологичес­ки неприятно действуют на слушателей. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время разговора, и неумение мыслить публично, под­бирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бед­ность индивидуального словаря говорящего

Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время разговора, и неумение мыслить публично, под­бирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бед­ность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

1.6 Богатство и разнообразие речи

Богатство и разнообразие,
оригинальность речи говорящего или 
пишущего во многом зависит от того,
насколько он осознает, в чем заключается 
самобытность родного языка, его 
богатство.

Русский язык принадлежит 
к числу наиболее развитых и обработанных
языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной
традицией. В чем же заключается богатство
русского языка, га кие свойства лексического
состава, грамматического строя, звуковой
стороны языка создают его положительные
качества?

Богатство любого языка определяется
прежде всего богатством словаря. Лексическое 
богатство русского языка отражено
в различных лингвистических словарях.

Каким может быть словарный запас
человека? Ответить на этот вопрос однозначно
очень трудно. Одни исследователи считают,
что активный словарь современного человека
обычно не превышает 7—9 тыс. разных слов,
но подсчетам других, он достигает 11—13
тыс. слов. А теперь сопоставьте эти данные
со словарем великих мастеров художественного
слова. Например, А. С. Пушкин употребил
в своих произведениях и письмах более
21 тыс. слов (при анализе повторяющиеся
слова принимались за одно), причем половину
этих слов он употребил только по одному
или два раза. Это свидетельствует об исключительном
богатстве словаря гениального поэта.

Говорящему необходимо иметь 
достаточный запас слов, чтобы 
выражать свои мысли четко и ясно

Важно
постоянно заботиться о расширении этого
запаса, стараться использовать богатства
родного языка. Богатство языка определяется
и смысловой насыщенностью слова, т

е.
его многозначностью. Важно, то ли слово
выбрано для выражения мысли? Понимает
ли слушатель, о чем идет речь, что имеет
в виду говорящий?

Каждый, кто заинтересован 
в совершенствовании своей речи,
должен отлично знать весь семантический
объем слова, все его значения. Должен
уметь соотносить, противопоставлять
не только слова, связанные между собой
разнообразными семантическими, тематическими,
ассоциативными отношениями, но и разные
значения одного слова.

Очень богат наш язык синонимами,
т. е. словами, близкими по своему значению.
Каждый из синонимов, отличаясь оттенком
значения, выделяет какую-то одну особенность
качества предмета, явления или какой-то
признак действия, а в совокупности синонимы
способствуют более глубокому, всестороннему
описанию явлений действительности.

2.3. Правильность и содержательность

В основе хорошей речи лежит прежде всего ее правильность, это тот базис, на котором основываются все прочие качества образцовой речи. Говорящий должен быть уверен, что создаваемый им текст соответствует всем нормам литературного языка: орфоэпическим, акцентологическим, морфологическим, синтаксическим, лексическим, стилистическим. Письменная речь должна соответствовать также орфографическим и пунктуационным нормам.

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». Содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом». Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми знаниями, недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь – думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах – озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь – ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Говорит день до вечера, а послушать нечего». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу

Необходимо, чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Адекватность и когерентность речи

Адекватность и когерентность речи являются важными критериями коммуникативности. Они позволяют оценить степень правильности и понятности высказывания.

Адекватность речи подразумевает соответствие высказывания той информации, которую имеет в виду говорящий. Она определяется в первую очередь с точки зрения смысловой нагрузки. Речь считается адекватной, если она передает идеи, чувства и намерения говорящего без искажений или недопонимания со стороны слушателя.

Адекватность речи напрямую связана с ясностью и точностью высказывания. Говорящий должен быть способен выбрать подходящие слова и фразы, чтобы быть понятым слушателями. Кроме того, адекватность высказывания также зависит от контекста и ситуации общения.

Когерентность речи отображает логическую связность и последовательность высказываний. Когерентная речь обладает структурой и организацией, которая позволяет понять последовательность мыслей и идей, выраженных говорящим. Слушатели могут легко следовать за рассказом и понимать его смысл.

Важным элементом когерентности являются связующие слова и фразы, такие как «потому что», «в результате», «следовательно» и т. д. Они помогают установить логическую связь между предложениями и абзацами, делая высказывание более последовательным и понятным.

Адекватность и когерентность речи играют важную роль в общении, так как позволяют установить эффективную связь между говорящим и слушателями. Четкое и понятное выражение мыслей помогает избежать недоразумений, уточнить информацию и достичь взаимопонимания в процессе общения.

Критерии эффективности устной коммуникации

Ниже представлена таблица с основными критериями эффективности устной коммуникации:

Критерий
Описание
Ясность
Сообщение должно быть понятным и легко воспринимаемым для аудитории. Использование ясного языка и структурированного подхода помогает достичь этого критерия.
Полнота
Сообщение должно содержать все необходимые детали и информацию, чтобы быть полным и понятным

Недостаток информации может привести к неполному пониманию или недопонимания.
Подходящий тон
Выбор подходящего тона и стиля речи важен для правильной передачи эмоционального оттенка, выражения уважения и установления подходящей атмосферы в коммуникации.
Адекватность сообщения
Сообщение должно быть соответствующим ситуации и контексту, учитывающим потребности и ожидания аудитории.
Нестандартность
Использование неожиданных, оригинальных и нестандартных способов передачи информации помогает привлечь внимание и создать запоминающийся опыт коммуникации.

Успешная устная коммуникация характеризуется соблюдением этих критериев и позволяет достичь целей и задач, стоящих перед коммуникатором.

Способы оценки устных сообщений

1. Объективная оценка

Объективная оценка устных сообщений основана на определенных критериях и правилах, с помощью которых можно оценить качество выступления и уровень речевых навыков говорящего. Данный способ оценки обычно используется в учебных заведениях или при профессиональных экзаменах, где требуется оценить способность четко и ясно выражать свои мысли.

2. Субъективная оценка

Субъективная оценка устных сообщений основана на индивидуальных предпочтениях или мнении оценивающего. В данном случае, оценка может быть субъективной и зависеть от личного отношения оценивающего к говорящему или самому сообщению.

3. Комплексная оценка

Комплексная оценка устных сообщений представляет собой сочетание объективной и субъективной оценок. Данный способ оценки позволяет учесть как формальные критерии (например, грамматическую правильность, ясность выражения), так и индивидуальные особенности и качества выступающего (например, эмоциональность, логичность аргументов).

4. Внутренняя оценка

Внутренняя оценка устных сообщений представляет собой самооценку говорящего. В данном случае, говорящий сам оценивает качество своего выступления и его соответствие заданным критериям. Внутренняя оценка может быть полезным инструментом для самосовершенствования и развития речевых навыков.

5. Сравнительная оценка

Сравнительная оценка устных сообщений основана на сравнении различных выступлений или говорящих. В данном случае, оценивающий сравнивает качество речи, стиль выступления или другие факторы для определения лучшего выступления. Сравнительная оценка часто используется на конкурсах или соревнованиях.

Все способы оценки устных сообщений имеют свои преимущества и недостатки, и их выбор зависит от конкретной ситуации и целей оценки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: