«трилогия вочеловечения» александра блока

Презентация, доклад на тему лирика а. блока. трилогия вочеловечения

Символизм в поэзии Блока

Символизм в поэзии Блока проявляется через использование различных образов и сюжетов. Поэт обращается к архетипическим образам, таким как ангелы, демоны, вампиры и другие сверхъестественные существа. Они служат символами мира духовного, невидимого мира, который существует параллельно с реальностью.

Также в поэзии Блока часто встречаются символы природы – леса, реки, неба. Они символизируют гармонию, красоту и загадочность мира. Природа становится метафорой для духовных переживаний и состояний поэта.

Один из главных символов в поэзии Блока – цветок. Он становится символом чистого и нежного, но одновременно мистического и загадочного. Цветок символизирует красоту, любовь, надежду, но и смерть, уход и прошлое.

В поэзии Блока также часто встречаются символы времени – мгновения, часы, годы. Время становится символом преходящего, неустойчивого и скоротечного. Оно олицетворяет жизнь и смерть, прошлое и настоящее, разочарование и надежду.

Символизм в поэзии Блока создает особую атмосферу тайны, загадочности и духовного поиска. Он помогает поэту выразить сложные переживания и мысли, которые не могут быть переданы прямым образом. Символы становятся ключами к пониманию глубинных смыслов поэтического произведения и приглашают читателя в мир метафор и тайн.

Особенности символистской прозы Блока

Символизм, как литературное направление, стремился выразить не только внешнюю реальность, но и внутренний мир человека через символы и образы. В своей прозе Александр Блок активно использовал символистские приемы и выразительные средства, которые отличают его произведения от традиционной прозы.

Одной из характерных особенностей символистской прозы Блока является оригинальный язык. Автор часто использует стилобразующие метафорические образы, которые заменяют привычные слова и понятия. Это позволяет создать особую атмосферу и передать субъективное восприятие и чувства героев. В его произведениях слова обретают новые значения и открываются для интерпретации.

Еще одной отличительной чертой символистской прозы Блока является хаотичная, фрагментарная композиция. Отсутствие привычной причинно-следственной связи, разделение текста на отдельные короткие фрагменты, которые могут иметь разные темы и персонажей, создает ощущение рассеянности и многогранности произведений. Это позволяет читателю самостоятельно собирать и раскрывать смыслы текста.

Символистская проза Блока также характеризуется наличием множества символов и образов. Автор использует аллегорические сюжеты и персонажей, которые несут глубокий символический смысл. Каждый образ или ситуация становится неким ключом к разгадке глубинного содержания произведения. Чтение таких текстов требует активного включения в сознание читателя и его готовности к исследованию символической многозначности.

Таким образом, символистская проза Блока представляет собой сложное и оригинальное произведение искусства, которое требует особого подхода к чтению. Она позволяет читателю окунуться в мир символов и образов, раскрыть глубокие смыслы и пережить особым образом магию литературы.

Тема города и «страшного мира»

Исторический контекст

На протяжении последней трети XIX века Россия переживала фазу интенсивного промышленного развития, политической нестабильности и социальных волнений. Эти процессы оказали сильное влияние на жизнь обычных людей, которые боролись за свои права и справедливость в социальной и экономической сферах.

Блок родился в 1880 году и стал свидетелем революционных изменений в стране. Он принял активное участие в общественной жизни, стал символом интеллектуальной оппозиции и критиковал социальные и политические недостатки того времени.

Мир Блока разделен между двумя эпохами — старым и новым. Старый мир представлен духовной опекой и авторитарными структурами, которые подавляют свободу мысли и индивидуальность. Новый мир, который Блок стремился создать, представлен гармонией и свободой личности, способностью к самовыражению и самореализации.

Возникновение концепции вочеловечения связано с распадом старого мира и стремлением к построению нового общества на основе гармонии и человеческого достоинства. Блок верил, что только через восстановление равновесия внутри человека можно достичь гармонии в обществе в целом.

Исторический контекст играл ключевую роль в формировании и развитии идей вочеловечения у Блока, а его произведения стали свидетельством борьбы за идеалы свободы, справедливости и человеческого достоинства.

Единство в творчестве Блока. Как человеку стать человеком

Данте Алигьери (1265–1321). Портрет работы Сандро Боттичелли, 1495 г.

Особенность Блока как автора в том, что
он складывает свои стихи в циклы, а циклы слагаются в книги. К тому же он писал
не только поэзию, но и прозу, только не художественную, а теоретическую. Он написал
много статей об искусстве, о жизни, философии, призвании человека, социальном
устройстве. Эти статьи вместе с его стихами, поэмами и театром образуют
удивительное единство.

Блок — это человек, который мыслил огромными структурными целостностями. В этом он тоже похож на Данте. Пушкин сказал когда-то про «Божественную комедию», что, даже если это было бы плохо написано, то по одному величию замысла было бы одним из лучших произведений мировой литературы

Все творчество Блока, взятое в целом, содержит невероятно важное сообщение — о вочеловечении, о том, как человеку стать человеком

Трилогия вочеловечения

Блок однажды сказал, что его три тома
лирики — это трилогия вочеловечения. Он понимал вочеловечение в самом
святоотеческом смысле. То, что мы с рождения имеем человеческий облик, владеем
речью и у нас устойчивые социальные навыки, это еще не значит, что мы уже люди.
Перед нами стоит задача — стать человеком. Потому что мера человеческого — это
Богочеловек Иисус Христос. И стать человеком означает во всей полноте достичь
Богоподобия. Блок это очень хорошо понимал. Стать человеком означает
вочеловечиться, войти в эту меру человечности, которая нам указана. А это
долгий путь. Для этого требуется вся жизнь. Только по благодати Божией мы можем
в конце концов быть приняты в качестве людей в Царство, потому что никто из нас
не стал вполне человеком за свою жизнь.

Блок понимает поэзию как труд
вочеловечения. Для него писать стихи означает, прежде всего, слушать — вселенную,
социальный мир, собственное сердце, таинственные волны музыкального напора,
которые прокатываются в глубинах бытия, видеть небеса, преисподнюю и мир людей.
И это слушание и видение воплощать в стихах.

Техники вочеловечения в поэзии Блока

Александр Блок, один из выдающихся русских поэтов, использовал различные техники вочеловечения в своих произведениях, чтобы передать особое чувство живости и эмоциональности.

В одной из таких техник, поэт использовал прямую речь персонажей, которая придавала им живость и индивидуальность. Блок мастерски вливал слова и мысли персонажей прямо в свои стихи, делая их более человечными и естественными. Это позволяло читателю лучше понять и сопереживать героям произведения.

Вторая техника использовалась Блоком для того, чтобы показать внутренний мир персонажей. Поэт описывал их мысли, чувства и эмоции, что делало их более реальными и понятными. Благодаря этой технике, читатель помогал переживать и узнавать героев на более глубоком уровне.

Третья техника, при использовании которой поэт придавал своим персонажам человеческий характер, — это описание их внешнего облика и поступков. Блок особо внимательно и детально описывал манеры взгляда, жесты, походку и другие физические особенности героев. Это позволяло не только более ясно представить их воображением, но и лучше понять их характер и внутренний мир.

Техники вочеловечения, использованные Александром Блоком, позволяют читателю полностью погрузиться в мир его произведений и более глубоко понять героев. Это делает его поэзию особенно привлекательной и жизнеутверждающей.

Вочеловечение у Блока: главные аспекты

Один из главных аспектов вочеловечения у Блока – это осознание и подтверждение свободы духа человека. В его поэзии регулярно восходит образ свободного и творческого индивида, освобожденного от оков общественных норм и предрассудков. Блок утверждает, что только в свободе духа человек может достичь истинного самоосознания и смысла существования.

Еще одним важным аспектом вочеловечения у Блока является размышление о Вечном и божественном в человеке. Поэт утверждает, что человек – это не только материальное существо, но и духовное. Блок глубоко задумывается о роли человека в мире и призывает к поиску своего места в вечных истинах. Он показывает, что вочеловечение – это не только процесс самореализации, но и постижение высших ценностей и смысла жизни.

Аспекты вочеловечения у Блока: Описание:
Свобода духа Человек достигает истинного самоосознания и смысла жизни только в свободе духа.
Божественное в человеке Человек является не только материальным, но и духовным существом, с постоянным стремлением к высшим ценностям.

Вочеловечение у Блока является многогранным и сложным процессом, который освещается в его произведениях. Отражая свои мысли и размышления о сущности человека, Блок исследует различные аспекты вочеловечения, помогая нам лучше понять себя и окружающий мир.

Анализ стихотворения «О весна без конца и без краю» Блока

После революции 1905 г. Блок постепенно начинает испытывать разочарование в символизме. Его все больше раздражает мистицизм и оторванность этого течения от реальной жизни. Душевный конфликт усиливается непростыми отношениями с женой. В 1907 г. Блок был серьезно увлечен Н. Волоховой. Считается, что именно она вдохновила поэта на создание поэтического цикла «Заклятие огнем и мраком». Составной частью цикла является стихотворение «О, весна без конца и без краю…». Блок очень уважительно относился к творчеству Лермонтова, поэтому в эпиграфе использовал строки из его стихотворения «Благодарю».

Произведение проникнуто оптимизмом и надеждой на лучшее будущее. Центральный рефрен стихотворения, повторяющийся несколько раз и значительно усиливающий общее впечатление, — «принимаю». Автор принимает жизнь без всяких оговорок и сомнений. Неопределенность будущего подобна безграничной мечте. Поэт понимает, что жизнь – не безоблачная сказка, поэтому сразу же заявляет о своей готовности к борьбе («приветствую звоном щита»). Он еще не знает, что ждет его впереди, но готов ко всему. Одновременное приветствие удачи и неудачи говорит о том, что автор с радостью примет любой исход предстоящей борьбы. Важен не результат, а сам жизненный процесс.

С помощью образных символов Блок описывает пространственное разнообразие жизни («пустынные веси», «колодцы… городов»), многоуровневую структуру общества («простор поднебесий», «томления рабьих трудов»).

Образ самого лирического героя, встречающего жизнь, также глубоко символичен. «Неразгаданное имя бога», вероятно, символизирует стремление открыть главные законы мироздания.

Встреча с жизнью принимает в произведении характер вражды. Несмотря на неизбежное столкновение лирический герой, испытывая одновременно любовь и ненависть, вновь заявляет о том, что принимает ее.

Жизнеутверждающий характер произведения подчеркивается многократным употреблением восклицательных знаков. Произведение в целом содержит большое количество выразительных средств. Это эпитеты («бессонные», «воспаленные»), метафоры («колодцы… городов», «томления… трудов»), антонимы («неудача» — «удача», «плач» — «смех») и др.

В целом стихотворение является мощным призывом к активной насыщенной жизни. Сквозь сложную конструкцию, наполненную символами, пробивается огромный заряд позитивной энергии.

Скоро на Мальте

Malta International Music Festival пройдет в 2022 году в новом формате. Одиннадцатый по счету фестиваль будет представлять собой пятинедельный культурный форум, в рамках которого состоится не только множество концертов, выступлений хореографических коллективов, выставок, кинопоказов, но также будут организованы Дни национальных культур.

Триумф героев: о новой концепции Malta International Music Festival-2022

В этом году отрадно наблюдать за расписанием концертов традиционного Фестиваля барочной музыки в Валлетте (Valletta Baroque Festival). После урезанной программы 2021 (когда можно было только радоваться, что фестиваль вообще не отменили) в наступающем 2022 организаторы подготовили встреч с барочной музыкой в барочном городе, построенном «джентльменами для джентльменов».

Мадригалы, балет и BaRock — Мальта принимает 36 концертов Фестиваля барочной музыки

В наступившем году на Мальте пройдут фестивали, посвященные музыке великих русских композиторов, чей юбилей будет отмечаться в 2022 году

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В декабре этого года на Мальте состоится премьера нового мальтийского фильма Blood on the Crown. Фильм рассказывает о событиях начала прошлого века, о борьбе за независимость Мальты и о памятной дате празднования мальтийского Сетте Джуньо.

Тема города и «страшного мира»

Исторические сдвиги, произошедшие в стране, революция 1905-1907 гг. вызвали изменение в мировоззрении Блока. Присущие ему юношеские иллюзии исчезли, и герой увидел реальный мир. Возникает тема города и «страшного мира». Блок отходит от идеала мировой гармонии, от мистицизма Соловьева, но не потому, что перестал в него верить, а потому, что погрузился в противоречивый, сложный мир человеческих страданий, борьбы и страстей. Цикл «Пузырь земли», в котором признается закономерность существования стихийного мира низменной природы, является своеобразным прологом ко второму тому. В следующих двух циклах «Город» и «Разные стихотворения» поэт погружается в конфликтный, тревожный мир, ощущает себя причастным к нему.

События революции Блок, как и другие символисты, воспринимал в качестве проявления народной разрушительной стихии, в качестве борьбы людей с ненавистным господством социального бесправия, пошлости, лжи и насилия. Герой второй книги пытается определиться в своем отношении к миру. Он бродит по городу, где среди пустых и словно «слепых» людей бродит Незнакомка. В сознании поэта прежние святыни превращаются в фарс, и он убеждается в том, что мир следует пути зла. Окружающее герой оценивает как позорище и балаган. В городе все выглядит неживым, иллюзорным, обреченным на смерть, так как в нем отсутствует душа.

Погруженный в стихию обыденности, Блок пишет ряд стихотворений, названных исследователями «чердачным циклом»:

  • «Окна во двор»
  • «Холодный день»
  • «На чердаке»
  • «В октябре» и т. д.

Лирическим героем цикла является представитель городских низов, из числа «униженных и оскорбленных».

В следующих циклах второго тома – «Фаина» и «Снежная маска» — отражаются внезапно вспыхнувшие чувства Блока к актрисе Н. Н. Волоховой. Стихия природы и повседневной жизни сменяются стихией испепеляющей, хмельной страсти. Завершает второй том цикл, имеющий многозначительное название – «Вольные мысли».

Тема третьего тома – борьба светлых и темных сил в душе героя.

Поэт находит силы выйти «из мрака» тяжелых мыслей и сомнений, позитивное начало берет в нем верх.

Третий том – завершающий этап трудного, порой мучительного пути, пройденного поэтом. Тема «страшного мира» является сквозной в творчестве А. Блока.

В 1909 году выходит цикл «Итальянские стихи». Он кажется в какой-то степени чужеродным, однако именно он определяет «чистое искусство» как творческую ложь. Название цикла «Арфы и скрипки» связано с концепцией музыки как организующей силы, внутренней сущности мира.

Цикл «Кармен» 1914 г. поэт посвятил оперной певице Л. А. Дельмас. главной темой этого цикла является тема всепоглощающей любви. «Кармен» является своего рода прологом к поэме «Соловьиный сад». Эта поэма – новый шаг поэта в поисках места человека в жизни и в поисках смысла жизни вообще.

Цикл «Родина» — вершинный цикл третьего дома. Главной темой творчества Блока становится тема России, Родины. Родина – истинный Идеал для поэта. В ней стойкость и сила, светлая, чистая, поэтическая душа. Тема России является сквозной темой творчества Блока. Она была для него всеобъемлющей. Он писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает свою жизнь.

В конце третьего тома поэт поместил небольшой цикл «О чем поет ветер». Заключительный цикл, исполненный элегических раздумий, грустных настроений, чем-то перекликается с циклом «Страшный мир», и таким образом, третья книга тяготеет к кольцевому построению. Такое построение соответствует спиралеобразному характеру пути А. Блока.

Источник

Детство и семья поэта

Родился Александр Блок в ректорском
флигеле Петербургского университета на Университетской набережной. Это одно из
самых красивых мест в городе. Широкая прекрасная Нева неторопливо катит свои
воды в Балтийское море, Петр Великий, «Медный всадник», простертой рукой
благословляет город, чудная золотая шапка Исаакиевского собора, торжественные
центральные площади и огромное небо — вся эта красота была с рождения перед
глазами будущего поэта.

Андрей Николаевич Бекетов (1825–1902), дед Александра Блока

Блок вырос под огромным влиянием матери
и ее семьи. Его дед, Андрей Николаевич Бекетов, известный химик, был в ту пору
ректором Петербургского университета. Огромное влияние на воспитание Блока
оказала его бабушка, Елизавета Бекетова, урожденная Карелина. Она понимала, что
смысл человеческой жизни заключается в том числе и в труде. Так же были
воспитаны мать Блока Александра Андреевна и ее сестры, которые занимались переводами,
литературой, много читали.

Александра Андреевна Блок (1860–1923), мать Александра Блока

Отца Блок почти не знал. Историю их
отношений он рассказывает в поэме «Возмездие». Отец Блока Александр Львович
Блок был молодым блестящим профессором, юристом. Он познакомился с юной
Александрой Бекетовой, и она его полюбила. Ее родители благословили этот брак,
но оказалось, что ее муж — человек сложного характера. Блок сравнивает своего
отца и с Байроном, и с лермонтовским демоном. Было в нем нечто судорожное,
мрачное. Александра Андреевна этого не выдержала, и их брак быстро распался,
когда Александр был еще младенцем. Потом его мать вышла замуж за военного
офицера и жила с ним счастливо. Так Блок оказывается в семье деда.

Детство Блока была счастливым. Как он
сам говорит: «Он был заботой женщин нежной от грубой жизни огражден». Первым
несчастьем его жизни стал поход в школу. Там его окружала страшная пошлость, а
он пошлости не терпел, потому что его семья была особенной — люди высокой
культуры, тонкого духа. У них был сложившийся гармоничный, очень светлый,
крепкий, нравственно здоровый мир. Когда Блок попал в школу, правда жизни во
всем жестоком реализме предстала перед ним.

Значимость поэзии Блока в современном мире

Поэзия Александра Блока является одним из наиболее значимых и влиятельных искусств в современном мире. Его творчество затрагивает глубинные человеческие чувства и эмоции, касается самых важных и фундаментальных тем, таких как любовь, смерть, судьба и метафизика.

Поэзия Блока обладает особым стилем и жанровыми особенностями. Его произведения представляют собой синтез многих литературных направлений, включая символизм, философию, фантастику и реализм. Это делает его поэзию уникальной и узнаваемой.

В поэзии Блока много внимания уделяется философским и эстетическим аспектам. Он проводит глубокие размышления о сущности жизни, о взаимодействии человека с миром и о самом смысле существования. В своих произведениях Блок пытается понять и объяснить сложные истины, затрагивая такие темы, как зло, добро, свобода и ответственность.

Поэзия Блока имеет огромное значение и для современного мира. Его произведения не теряют своей актуальности и сегодня, они продолжают оказывать влияние на множество поколений читателей. Через свои стихи Блок помогает нам размышлять о глубоких вопросах и найти ответы в своей собственной душе.

Блок показывает, что поэзия – это не просто средство развлечения, но и мощное средство самовыражения, самоанализа и самопознания. Через поэзию мы можем лучше понять себя и окружающий нас мир, почувствовать глубинное единство всех существ.

Таким образом, поэзия Блока играет важную роль в современном мире, она помогает нам осознать и преодолеть наши собственные внутренние сомнения и страхи, искать смысл и наслаждение в жизни. Его творчество является неотъемлемой частью культурного наследия человечества и продолжает вдохновлять и восхищать людей по всему миру.

Роль поэзии Блока в развитии моего сознания

Поэзия Александра Блока играла и продолжает играть важную роль в моем развитии и формировании сознания. Его стихотворения и поэмы не только захватывают и вдохновляют своей эмоциональной силой, но и заставляют задуматься о более глубоких смыслах жизни.

Блок является одним из величайших русских поэтов XX века, его творчество оставило огромное наследие в литературе и культуре России. Его поэзия была проникнута метафизическими и философскими идеями, которые возникают взглядом на мир из-за завесы повседневной рутины.

Чтение стихов Блока позволяет мне окунуться в мир глубоких чувств и мыслей, которые вызывают во мне размышления о смысле жизни, об отношении к Богу, о природе человеческого бытия. Его слова заставляют меня задумываться о загадках бытия и выходе за рамки повседневной реальности.

Блок использует яркие метафоры и символы, которые помогают мне увидеть не только внешний мир, но и погрузиться во внутренний мир человека, его эмоции и его духовные поиски. В его стихах есть гармония между звуками и смыслом, что придает его поэзии особую мелодичность и запоминающуюся ритмику.

Чтение и анализ поэзии Блока помогает мне развивать литературные, эмоциональные и аналитические навыки. Строить свои мысли и аргументацию, анализировать символы и метафоры, искать глубокий смысл в строках его стихов — все это развивает мою интеллектуальную и творческую способность.

Кроме того, поэзия Блока открывает мне новые горизонты литературного искусства и культуры в целом. Он не только является поэтом, но и исследователем русского народного духа, его истории и тревог. Изучение его творчества позволяет мне лучше понять русскую культуру и историю, глубже проникнуть в русскую душу.

Таким образом, поэзия Александра Блока играет важную роль в моем развитии и формировании сознания. Его стихи учат меня видеть красоту во всем, задумываться о философских вопросах и стремиться к пониманию глубинных смыслов человеческого существования. Он помогает мне расширить свои горизонты и вдохновляет меня на новые творческие достижения.

Поэзия Блока: изучение и значимость

Поэзия Александра Блока является одним из наиболее значимых явлений в истории русской литературы. Его работы, написанные в период с конца XIX века до начала XX века, имеют огромное значение для понимания исторического и культурного контекста того времени.

Блок был одним из основателей и главных представителей символизма в России. В его поэзии присутствуют глубокие символические и мистические образы, которые помогают передать сложные эмоциональные состояния и метафизические идеи.

Изучение поэзии Блока позволяет нам погрузиться в мир его мыслей и чувств, а также узнать о важных для него темах, таких как любовь, вера, смерть, искусство и роль поэта в обществе. Блок обращается к вечным вопросам существования и выражает свое отношение к ним через поэтический язык.

Одной из ключевых особенностей поэзии Блока является его экспериментальный подход к форме. Он играет с ритмом, звуками и структурой стихотворения, создавая сложные композиции. Это позволяет ему передать не только смысл, но и эмоциональную силу своих произведений.

Поэзия Блока имеет большую значимость для меня, так как она помогает мне лучше понять и осознать свои эмоции и мысли. Чтение его стихов позволяет сопереживать героям и воспринимать свою жизнь и окружающий мир на более глубоком уровне. Также поэзия Блока и его идеи о поэтическом ремесле и роли поэта влияют на мое понимание искусства и культуры.

Художественный мир поэта. Первый том «Трилогии вочеловечения»

Творческую судьбу А. Блока в самом начале 1900-х годов определили два важнейших события. Первое – это глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, второе – увлечение идеями В. Соловьева.

Лирика А. Блока уникальна. При большом многообразии проблематики, художественных решений, при отличии от стихотворений раннего периода от последующих она является единым целым, выступает как одно произведение, развернутое во времени, является отражением пути, пройденного поэтом. На такую особенность своей поэзии указывал и сам А. Блок.

В 1910-1911 гг. А. Блок готовил к изданию свое первое собрание сочинений. Стихотворения поэт разместил по трем книгам. Три тома в окончательном виде включают в себя восемнадцать лирических циклов.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Первый том – предварение нелегкого пути. Сюда вошли три цикла:

  • «До света»
  • «Стихи о Прекрасной Даме»
  • «Распутье».

В первом томе трилогии «вочеловечения» нашли отражение одновременно и любовная, и пейзажная темы. Поэт воспевает красоту природы и поклоняется перед женщиной. В ранней лирике можно встретить множество символов состояния души поэта – «золотистые долины», «розовые утра», «ясные зори» и т.д. Лирический герой ищет собственный путь просветления и свою тему. Здесь Блок воспевает красоту и Вечную Женственность. Однако поиски идеала всегда трагичны, поэтому в лирике Блока появляются тревожные мотивы, ожидание приближающейся катастрофы. Для цикла «До света» характерна романтическая приподнятость и двойственное отношение молодого Блока к жизни. С одной стороны – мотивы мрачной разочарованности, а с другой – тяга к жизни и ее принятие.

Центральный цикл первой книги – «Стихи о Прекрасной Даме». Образ героини цикла многопланов. С одной стороны, это «земная», вполне реальная женщина. Но с другой стороны – это мистический, небесный образ «Величавой Вечной жены», «Зари», «Девы», «Непостижимой», «Ясной», «Светлой». Герой цикла – молод, свеж, влюблен. Блок щедро применяет эпитеты «неведомые тени, звуки», «призрачные дали», «красота неизреченная», «надежды нездешние», «непостижимая тайна» и т.д., что усиливает мистическое впечатление.

Замечание 1

Таким образом, история реальной, земной любви преображается в мистико-философский, романтико-символический мир.

Завершающему первый том циклу «Распутья» присуща драматическая напряженность

Здесь тоже звучит тема Прекрасной Дамы, однако возникает и нечто совершенно новое, а именно внимание к человеческому горю, социальным проблемам, связь с обыденностью. Цикл намечает возможность последующих перемен в творчестве Блока

Значение вочеловечения у Блока

Для Александра Блока понятие вочеловечения имело глубокое значение. Поэт в своих произведениях стремился отразить скрытую сущность человека, его внутреннюю жизнь.

Вочеловечение для Блока означало не только простую и отчетливую проблему, но и высокое понятие, открывающее глубину человека. Блок считал, что вочеловечение происходит тогда, коли человек достигает истинного самоосознания, воспитывает в себе и просыпает силы роста, энергии»

Поэт брал вочеловечение как основу высокой морали и добродетели

Вочеловечение не означает только многое человеческие: сжаление, сострадание, внимание, а и все прочие добрые свойства человека. Вочеловечение в просветительском плане, по образному выражению, – это возможность развития идейно этического народа.»

Любовь Дмитриевна Блок: земная женщина и Дева Радужных Ворот

Семейное предание сохранило одну чудную
историю об одной из встреч Блока с Любовью Дмитриевной. Маленький Сашура, как
его звали в семье, подарил Любе цветок вербены, а она взяла этот цветочек и
съела.

Насколько Блок был неотмирным, духовным
человеком, настолько Любовь Дмитриевна была земной женщиной, любящей жизнь во
всех ее проявлениях, и невероятно талантливой. Однако ее искусствоведческие,
актерские, художественные таланты не получили своего развития. На нее смотрели только
как на жену Блока, «Прекрасную даму», «Деву Радужных Ворот». А ей хотелось быть
самой собой.

Любовь Дмитриевна была красивой женщиной с прекрасными рыжими волосами и серыми глазами, в которых не только Блок, но и Андрей Белый, Сергей Соловьев и еще много других людей видели сияние вечной жизни. У нее была живая красота, которую было трудно передать в изобразительном искусстве, но зато она была передана в поэзии.

Всю жизнь Блок строит свой роман с Любовью Дмитриевной, и она его не оставляет до конца, при всех сложностях и иногда трагизме их отношений. Свои стихи о Прекрасной даме, которые находятся в центре первого тома лирики, Блок посвятил своей жене и одновременно Деве мира, Деве Радужных Ворот, Софии Премудрости Божией, которая есть женственная ипостась Христа, той самой, с лазурными очами, о которой писали Владимир Соловьев, Вячеслав Иванов и все русские символисты. Самым великим из них был Александр Блок.

Роль вочеловечения в творчестве Александра Блока

Александр Блок противопоставлял вочеловечение простому человеческому существованию. Он считал, что обычные дела и заботы скрывают глубинную сущность человека. Вочеловечение, в его понимании, означало осознание и раскрытие своих внутренних способностей и потенциала.

Вочеловечение для Блока было связано с эмпатией и духовной сверхзадачей человека. Он считал, что искусство способно помочь человеку в этом процессе, открывая ему возможность понять и почувствовать чужие муки и радости.

Вочеловечение также являлось для Блока способом противостояния злу и разрушению. Он верил в силу добра и справедливости и считал, что каждый человек может стать хранителем истинных ценностей. В своих стихотворениях Блок призывал к подлинному вочеловечению и боролся со скупостью, индифферентностью и злобой.

Александр Блок соединял в своем творчестве философские замыслы с простыми и понятными образами, показывая, как вочеловечение может проникнуть в любую жизненную ситуацию. Он призывал людей быть более открытыми, добрыми и сострадательными друг к другу, чтобы достичь гармонии во взаимоотношениях и в мире в целом.

Таким образом, роль вочеловечения в творчестве Александра Блока заключается в призыве к осознанию внутреннего мира, развитию эмпатии и противостоянии злу. Через вочеловечение поэт видит возможность достичь истинного смысла жизни и сделать мир лучше и благороднее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: