Виктимность

Косвенная агрессия в психологии и её проявления – на что они направлены

Пример косвенного влияния

Косвенное влияние – это воздействие, которое не происходит непосредственно, а через посредников или внешние факторы. Оно может иметь различные формы и проявляться в разных сферах нашей жизни. Рассмотрим пример косвенного влияния на принятие решений в маркетинге.

Вы изучаете запросы аудитории, анализируете конкурентов и пишете полезные статьи о том, как декорировать дом, выбирать мебель, заботиться о растениях и т.д. Вы делитесь своим опытом и даете советы, которые действительно помогают людям решать их проблемы.

Через некоторое время ваши статьи начинают набирать популярность в поисковых системах. Люди находят ваш сайт, читают ваши статьи, их интересуется интересующаяся тематика и начинают привлекать товары вашего магазина. Они становятся вашими клиентами, совершают покупки и рекомендуют ваш магазин своим знакомым и друзьям.

Таким образом, ваш блог становится мощным инструментом для привлечения клиентов и увеличения продаж вашего магазина

Косвенное влияние в данном случае заключается в том, что вы не напрямую рекламируете свои товары, но создаете ценный контент, который привлекает и удерживает внимание аудитории и стимулирует их к покупкам

Приведенный пример показывает, как косвенное влияние может быть эффективным инструментом в достижении поставленных целей. Оно может использоваться в разных областях и помогать достичь желаемого результата через нестандартные подходы и стратегии.

Ответственность за умышленное причинение вреда здоровью

Уголовный кодекс России устанавливает ответственность за причинение вреда здоровью граждан умышленно в трех составах.

  • Статья 115 – легкий вред здоровью;
  • Статья 112 – средний вред;
  • Статья 111 – причинение тяжкого вреда.

Наказание по указанным составам дифференцировано соответственно их тяжести:

115 УК РФ – преступление легкой тяжести – наказывается штрафом до сорока тысяч, обязательными работами до 480 часов, исправработами до 1 года, арестом до 4 месяцев по 1 части.
По квалифицированным признакам второй части – наказывается обязательными работами до 360 часов, исправработами до 1 года, ограничением свободы до двух лет, арестом до 6 месяцев, лишением свободы до 2 лет.

112 УК РФ – преступление средней тяжести – наказывается применением аналогичных мер с увеличением сроков наказания.
Квалифицирующими признаками второй части 112 статьи являются:
2 и более потерпевших;
в отношении лица, исполняющего обязанности или выполняющего общественный долг;
потерпевший – малолетний или лицо, находящееся в беспомощном состоянии, с особой жестокостью, издевательством или мучениями.
совершено группой или организованной группой лиц;
хулиганские побуждения;
политическая, идеологическая, расовая, национальная, религиозная ненависть или вражда;
использование оружия либо предметов, используемых в таком качестве.

111 УК РФ – тяжкое преступление, наказание за которое в связи с тяжестью и большой общественной опасностью – только лишение свободы на различные сроки с последующим ограничением свободы, либо без такового:
по первой части – до 8 лет;
по второй – до 10 лет;
по третьей – до 12 лет;
по четвертой – до 15 лет.
Как видно, статья состоит из 4 частей

Первые три предполагают наличие прямого умысла на причинение вреда, четвертая же часть является неосторожным составом – действия, изложенные в первых трех частях, повлекшие смерть по неосторожности. И объектом части 4 является человеческая жизнь.

Автохтонная и гетерохтонная вина:

В контексте юридической сферы, понятия «автохтонная вина» и «гетерохтонная вина» относятся к видам вины, которые могут быть применены в правовой системе.

Автохтонная вина означает, что лицо действовало сознательно и намеренно, осознавая нарушение закона и последствия своих действий. Такая вина является самой тяжелой формой вины, и за нее предусмотрены наиболее строгие юридические последствия. Лицо, признанное виновным в совершении преступления с автохтонной виной, может быть осуждено на максимальный срок лишения свободы или подвергнуто другим серьезным наказаниям.

Гетерохтонная вина, в свою очередь, означает наличие небрежности или недосмотра со стороны лица, совершившего проступок или преступление

Такая вина считается менее тяжелой, поскольку лицо не имело намерения нарушить закон, но при этом не проявило должной осторожности или ответственности. Юридические последствия за гетерохтонную вину обычно не так суровы, как за автохтонную вину, но все равно могут предусматривать наказание, такое как штрафы, лишение права занимать определенную должность или выполнять определенные действия и т.п

В контексте юридической системы, подразумевается, что вина ставится в соответствие определенному нарушению закона, и ее наличие устанавливается в результате судебного процесса. В зависимости от типа вины, лицо может быть признано виновным или оправданным, что имеет существенное влияние на ход дела и наряду с другими факторами, определяет юридические последствия для виновного.

Что означают автохтонная и гетерохтонная вина?

В контексте закона существуют различные виды вины, включая автохтонную и гетерохтонную вины. Эти термины используются для описания различных форм вины, которые могут быть назначены в рамках уголовного права.

Автохтонная вина, также известная как личная вина, относится к ситуации, когда человек осознанно совершает деяние, понимая его противоправность и последствия. В этом случае, лицо должно не только осознавать характер своего деяния, но и понимать, что оно запрещено законом. Автохтонная вина считается более тяжкой формой вины, поскольку человек осознанно нарушает закон.

С другой стороны, гетерохтонная вина, также известная как неосознанная вина, относится к ситуации, когда человек совершает деяние, не осознавая его противоправности или последствий. В этом случае, лицо не должно осознавать, что его деяние запрещено законом или что оно может причинить вред. Гетерохтонная вина считается менее тяжелой формой вины, поскольку человек действует без явного нарушения закона.

Использование терминов автохтонная и гетерохтонная вина позволяет установить степень вины и определить меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Влияние автохтонной и гетерохтонной вины на правовую ответственность

Автохтонная вина подразумевает субъективное осознание и добровольность деяния, а также предвидение возможных последствий. Другими словами, человек, совершающий деяние с автохтонной виной, осознает, что его поступок является противозаконным, но все равно его совершает. Такая вина считается более тяжелой и может быть квалифицирована как умышленная, особо тяжкая или преступление, сопряженное с крупным вредом.

С другой стороны, гетерохтонная вина означает отсутствие субъективного осознания противозаконности деяния. Человек не понимает, что его поступок является противозаконным или не осознает всех его последствий

Такая вина считается менее тяжелой и может рассматриваться как неосторожность или небрежность в законодательстве. Результатом действия с гетерохтонной виной часто является уголовная, административная или гражданская ответственность

Правовая ответственность за преступление или иное правонарушение зависит от формы вины, которая установлена в индивидуальном случае. Судебная система анализирует умысел и небрежность лица, чтобы определить степень его виновности и назначить соответствующее наказание. Понимание различий между автохтонной и гетерохтонной виной помогает правосудию принимать справедливые решения и обеспечивать законность и защиту правопорядка в обществе.

Структурные элементы

Главная

§ 1. Понятие, задачи и функции уголовного права
§ 2. Принципы уголовного права
§ 3. Наука уголовного права
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие и содержание уголовной ответственности
§ 2. Начало и окончание уголовной ответственности
§ 3. Основание уголовной ответственности
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие уголовного закона
§ 2. Структура статьи уголовного закона
§ 3. Действие уголовного закона во времени
§ 4. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации
§ 5. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления за пределами Российской Федерации
§ 6. Толкование уголовного закона
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие и признаки преступления
§ 2. Разграничение преступлений и иных деликтов
§ 3. Категории преступлений
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендуемой литературы

§ 1. Понятие, структура и значение состава преступления
§ 2. Классификация составов преступления
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие и значение объекта преступления
§ 2. Классификация объектов преступления
§ 3. Предмет преступления
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие и значение объективной стороны преступления
§ 2. Общественно опасное деяние
§ 3. Общественно опасные последствия преступления
§ 4. Причинная связь
§ 5. Место, время, способ и другие обстоятельства совершения преступления
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие и признаки субъекта преступления
§ 2. Невменяемость как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность
§ 3. Специальный субъект преступления
§ 4. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие субъективной стороны преступления
§ 2. Вина как признак субъективной стороны преступления
§ 3. Умысел как форма вины
§ 4

Неосторожность как форма вины
§ 5. Мотив и цель общественно опасного деяния
§ 6

Ошибка в уголовном праве и ее влияние на содержание вины
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие неоконченного преступления
§ 2. Приготовление к преступлению
§ 3. Покушение на преступление
§ 4. Добровольный отказ от преступления
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие соучастия
§ 2. Виды соучастников
§ 3. Формы соучастия
§ 4. Ответственность соучастников
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие, виды и значение множественности преступлений
§ 2. Совокупность преступлений
§ 3. Рецидив преступления
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
§ 2. Необходимая оборона
§ 3. Причинение вреда здоровью при задержании лица, совершившего преступление
§ 4. Крайняя необходимость
§ 5. Физическое или психическое принуждение
§ 6. Обоснованный риск
§ 7. Исполнение приказа или распоряжения
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие наказания по уголовному праву Российской Федерации
§ 2. Цели наказания
§ 3. Система наказаний
§ 4. Характеристика отдельных видов наказания.
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Общие начала назначения наказания
§ 2. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление
§ 3. Назначение наказания в особых случаях
§ 4. Условное осуждение
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Понятие и основания освобождения от уголовной ответственности
§ 2. Виды освобождения от уголовной ответственности
§ 3. Амнистия
§ 4. Понятие и основания освобождения от наказания
§ 5. Виды освобождения от наказания
§ 6. Помилование. Судимость
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
§ 2. Система и виды наказаний несовершеннолетних
§ 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

§ 1. Принудительные меры медицинского характера
§ 2. Конфискация имущества
§ 3. Судебный штраф
Вопросы для самоподготовки
Список рекомендованной литературы

Отличие косвенной вины от причинения вреда

Понятие вины имеет важное значение в правовой практике, поскольку оно определяет степень ответственности человека за наступивший вред или причиненный ущерб. Существует два вида вины: прямая (или преступная) вина и косвенная (или побочная) вина

Преступную вину можно определить как сознательное причинение вреда, когда человек осознавал возможные последствия своих действий или бездействия и все же совершил преступление. Это означает, что человек мог предвидеть возможные проблемы и умышленно создать определенные условия, чтобы они произошли.

Косвенная вина, с другой стороны, характеризуется небрежностью или бездействием, которые приводят к непредвиденным последствиям. Это может быть состояние волнения, аффектирования, недостаточного понимания или просто отсутствия необходимой волевой активности для предотвращения возможного ущерба. В отличие от прямой вины, косвенная вина не предполагает сознательного преследования определенной цели или умысла причинения вреда.

Чтобы различить эти два вида вины, необходимо установить наличие предотвратительных мер, которые мог бы принять субъект и оценить его реальные намерения и понимание ситуации. Например, если водитель, нарушив правила дорожного движения, затем допускает аварию, его вина может быть признана косвенной, если он не предпринимал никаких действий для предотвращения столкновения.

Примеры косвенной вины

Вот несколько примеров ситуаций, где косвенная вина может играть важную роль:

  • Врач, не предоставивший необходимое лечение или не предупредивший о возможных рисках, что может привести к ухудшению состояния пациента;
  • Работник, работающий на стройке без необходимой безопасной экипировки, что может привести к несчастному случаю;
  • Владелец здания, не принявший меры для устранения опасных условий и допускающий травму посетителя.

Критерии оценки косвенной вины

Для оценки косвенной вины существует несколько критериев:

  1. Субъективное состояние виновного: его состояние волнения, аффектирования или отсутствие понимания ситуации.
  2. Предотвратительные меры: наличие или отсутствие действий, которые виновный мог предпринять для предотвращения возможного ущерба.
  3. Результат: степень причиненного вреда и его последствия для потерпевшего.

Как избавиться от чувства вины?

— Чем опасно чувство вины?

— Оно сильно снижает качество жизни. Будучи жестоким и несправедливым, оно лишает уверенности в себе, снижает самооценку. Человек не может отстаивать свои интересы, плохо защищает личные границы, наказывает себя за любой проступок. Окружающие легко вьют из него верёвки и всячески манипулируют.

Вина отнимает много энергии, опустошает. Она приносит постоянное ощущение тяжести и боли, разочарования и уныния. Многие перестают радоваться жизни и не позволяют себе никаких удовольствий.

— А как вина ощущается на телесном уровне?

— В первую очередь меняется осанка: человек как будто ощущает тяжкий груз на плечах и сгибается под его весом. Затем сковывается походка, всё ниже и ниже склоняется голова, опускаются уголки губ.

«Виноватость» легко считать по внешнему виду. Среди людей с хроническим чувством вины очень распространены проблемы с седьмым шейным позвонком.

— Возможно ли всё изменить и избавиться от чувства вины навсегда?

— Безусловно. Это одна из самых простых задач в психотерапии.

— Радостно слышать! Обязательно ли обращаться к специалисту, или можно справиться самостоятельно?

— Самому демонтировать чувство вины невозможно: себя за волосы из болота не вытащишь. Без терапевтической работы можно лишь уменьшить груз — почитать профессиональную литературу, например.

— Почему собственных сил недостаточно?

— Опишу показательный пример. Допустим, вы звоните маме, а она говорит, что ждала вашего звонка весь день и теперь у неё болит сердце. Вы чувствуете вину. Подстёгиваемые этим ощущением, вы будете звонить ей каждый день, а если не позвоните, скорее всего, услышите: «Тебе наплевать на мать?.. Тебе нет дела до того, что мне так плохо?»

Чувство вины в данном случае станет вашей красной кнопкой, ниточкой, за которую мама будет дёргать. Сами вы не сможете прекратить этот болезненный круговорот из-за эмоциональной связи. При этом не исключено, что всё это время она будет абсолютно здорова.

— А как именно мне помогут специалисты?

— В работе с чувством вины самая главная часть работы — когнитивная. Нужно избавиться от ложных убеждений, сформированных в детстве. Разобраться, как именно давили на ваше чувство вины, найти эту «запись» и удалить её.

В психодраме (методе, на котором я специализируюсь) мы делаем так: разыгрываем сцену из детства, когда человек почувствовал вину, и смотрим на неё со стороны. Взрослый взгляд помогает осознать ситуацию и демонтировать ложное убеждение.

Например, вы разбили вазу и вас обвинили в неаккуратности. Мы должны заменить ложное восприятие («виноваты вы») на адекватное («это родитель должен был убрать вазу из поля зрения ребёнка»). Мы проигрываем сцену из детства, после чего я прошу вас посмотреть на себя взрослого в зеркало и спросить: «Как ты думаешь, был ли ребёнок виноват в том, в чём его обвиняли?»

— Я также часто слышала про технику записи автоматических мыслей…

Продолжая рассматривать примеры

Однажды в фокусе внимания судей оказалась следующая ситуация: гражданин сопровождал размещенные на железнодорожной платформе автобусы и у одной из станций поблизости от путей увидел игравших с мячом детей. Когда платформа приблизилась к станции, несколько человек принялись бросать камни в автобусы, на что мужчина ответил тем же, пытаясь защитить доверенные ему ценности. Под руку попались разные тяжелые предметы, полетевшие в детей.

Одна из деталей, изготовленная из металла и весившая довольно много, попала в подростка, нанеся тяжелый ущерб здоровью.

Суд при рассмотрении ситуации учитывал, что главной целью субъекта было предупреждение порчи доверенных ему ценностей. Цель, безусловно, позитивная, но ради ее достижения человек был готов причинить последствия, классифицируемые как тяжелое преступление. С одной стороны, субъект предполагал, что такие последствия могут быть, с другой стороны, не имел конкретного желания причинить зло.

Чувство вины и стыд — в чём разница?

— Елена, что психология понимает под термином «чувство вины»?

— Прежде всего, это одно из человеческих чувств, неотъемлемая часть нашей жизни. Оно не так просто и очевидно, как радость, гнев или боль. Скорее его можно отнести к более сложным переживаниям, таким как разочарование или благодарность.

Чувство вины — это всегда негативная реакция, она непродуктивна и даже разрушительна. По сути — это агрессия, направленная на самого себя: самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

— Эта агрессия безосновательна? Без вины виноватый?

— Да, почти всегда человек чувствует вину там, где не мог ничего изменить или вообще не сделал ничего плохого. Следует понимать: есть большая разница между «быть виновным» и «чувствовать себя виноватым». Человек виновен, если мог не причинять вред, но сознательно его причинил. А чувствовать себя виноватым может и тот, кто причинил вред, но не мог поступить иначе, либо тот, кто никакого вреда не нанёс.

Также хочу обратить внимание на ещё одну словесную путаницу: в разговорной речи люди часто смешивают понятия «чувство вины», «совесть», «ответственность» и «стыд», употребляют их как синонимы. Говорят: «Как тебе не стыдно, как тебе не совестно, неужели ты не чувствуешь, что виноват?» — будто это одно и то же.. — А в чём принципиальная разница?

— А в чём принципиальная разница?

— Совесть и ответственность — полезные, продуктивные и адекватные чувства, чувство вины — нет.

Совесть — это внутренний самоконтроль, дающий оценку совершаемым поступкам. Она побуждает следовать нравственным нормам, помогает быть ответственным.

Ответственность — это добровольное согласие на заботу о себе и других. Чувствовать ответственность — значит стараться исполнять все взятые на себя обязательства, а в случае неудачи — быть готовым признать ошибку, исправить её и приложить все усилия, чтобы не совершать подобного в будущем.

— Как же отличить чувство вины от других переживаний?

— Чувство вины проживается как проблема. Если вам плохо, вы ощущаете себя плохим, страдаете саморазрушительно — значит, испытываете именно его. Вы заметите, что слишком много фиксируетесь на своих мыслях, ошибках, изводите себя. Вам будет казаться, что вы ничего не достойны и ни на что не имеете права.

Муки совести и ответственности за ошибки, в свою очередь, никогда не проживаются как деструктивное и бесплодное страдание. Напротив, они облагораживают человека, подталкивают его к новому уровню развития и помогают жить по принципам.

— А стыд? Это тоже положительное чувство?

— Нет, стыд, как и чувство вины, относится к негативным и разрушительным.

Это очень тяжёлое и мучительное переживание: человек испытывает его, когда беспомощен и беззащитен. Как правило, стыд связан с безвыходной ситуацией, на которую нельзя было повлиять — например, с психологической травмой от пережитого насилия.


Кадр: фильм «Опасный метод»

А ещё стыд — очень раннее переживание. Это один из базовых аффектов: впервые его испытывают совсем маленькие дети, когда кто-то нарушает их границы и свободу воли. Например, более взрослые дети отнимают игрушку. Малыш не может противостоять им и ощущает себя беспомощным.

— Чувство вины и стыда как-то связаны между собой?

— Интересным образом: нередко, чтобы не испытывать стыд, человек охотнее переживает чувство вины.

Разновидности казуса в уголовном праве

Из определения двух частей 28 статьи УК РФ можно выделить как минимум три виды казусных ситуаций. Рассмотрим каждый уголовно-правовой казус на примерах.

Казус 1. Лицо не осознавало и не могло осознавать преступности своих действий (бездействия)

Пример. Коллега по работе, сосед по месту жительства, иной знакомый человек под каким-либо предлогом просит гражданина получить для него посылку, забрать ее у проводника вагона №6 поезда Нурсултан – Челябинск и передать по указанному адресу человеку по имени Владимир. Пакет не тяжелый – всего 2 килограмма.

Гражданин добросовестно выполняет просьбу своего знакомого, скорее всего даже абсолютно безвозмездно и через два дня оказывается на допросе у следователя следственного комитета РФ.

Дело в том, что на пакете обнаружены отпечатки пальцев гражданина и соседка опознала его как лицо, которое приходило в квартиру Владимира два дня назад. Оказывается, Владимир умер от передозировки наркотическим средством «Спайс», которое было обнаружено здесь же у него в квартире, в том самом пакете.

Разъяснение. Формально в действиях гражданина усматриваются признаки сразу нескольких составов преступлений – контрабанда (т.к

поезд из Казахстана), перевозка и приготовление к сбыту наркотических средств в особо крупном размере и возможно причинение смерти по неосторожности Владимиру, светит наказание до 20 лет лишения свободы

На самом же деле, в этой ситуации, в действиях гражданина отсутствует такой важный признак преступления как вина. Гражданин не знал, что в пакете наркотики, и не мог осознавать о преступности своих действий, передавая и перевозя пакет. И ответственности по перечисленным преступлениям он не подлежит.

Пример. Диспетчер опасного производственного объекта, заступив на смену, проверил исправность оборудования, произвел все необходимые прописанные в его должностной инструкции действия. Через какое-то время происходит взрыв технологического оборудования. Погибли два человека.

В ходе расследования установлено, что взрыв произошел в результате избыточного давления газа в системе, которое необходимо было сбросить в ручном режиме. Налицо бездействие диспетчера.

Но также было установлено, что причинами, способствующими взрыву стали неисправность манометра и системы аварийного оповещения, которая должна была сигнализировать диспетчеру о необходимости действий.

Диспетчер видел нормальные показания приборов, система оповещения молчала, соответственно он ничего не предпринимал. Вины в его бездействии нет.

Казус 2. Лицо не предвидело возможность наступления опасных последствий и по обстоятельствам не могло и не должно было их предвидеть

Пример. Водитель резко тормозит, пытаясь не сбить пешехода, вышедшего неожиданно на проезжую часть. В результате такого торможения получается массовое дорожно-транспортное происшествие с автомобилями, едущими в попутном направлении, в результате которого гибнут люди.

Разъяснение. Водитель поступает верно в этой ситуации, возможно даже спасает жизнь пешехода, но другие гибнут. Опасные последствия в виде гибели людей наступили, но предвидеть водитель их не мог. Он не виноват, ответственности не подлежит.

Казус 3. Лицо предвидит возможность наступления опасных последствий своих действий, но в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам, не могло предотвратить эти последствия

Пример. Опять же довольно распространенная картина – пешеход, внезапно появляющийся на проезжей части перед движущимся автомобилем в ночное время и в темной одежде, в состоянии опьянения и на расстоянии 5-10 километров от населенного пункта. Очень неожиданно для водителя.

Разъяснение. Водитель любого транспорта всегда, наверное, должен предвидеть различные ситуации на дороге. Но в описанных условиях появление пешехода очевидно создаст для водителя состояние стресса в той или иной степени, и возможно он с этим состоянием не справится и совершит наезд на человека.

Случай подпадает под третью разновидность казуса. Водитель не виноват и ответственности не подлежит.

Поменяем немного ситуацию со взрывом на производстве.

Пример. Диспетчер по приказу начальника объекта остался на работе на вторые сутки. Случилась поломка оборудования, прошел однократный сигнал на пульт управления о повышении давления в системе, диспетчер, в связи с усталостью не среагировал вовремя – произошел взрыв, нанесен вред здоровью и погибли люди.

Разъяснение. Вероятнее всего вины диспетчера в сложившейся ситуации нет, и он не подлежит ответственности. В отличие от лица, отдавшего указание приступить к работе сверхурочно и без отдыха.

Как формируется чувство вины в детстве?

— Давайте остановимся на первом источнике. Что нужно сделать родителям, чтобы ребёнок успешно распрощался с чувством вины?

— Перестать винить детей. Именно постоянные порицания, упрёки и укоры от семьи не дают детям преодолеть чувство вины в пять-шесть лет. Родители часто используют обвинения как инструмент воспитания. Они думают, что таким образом взращивают в ребёнке совесть и ответственность — подмена понятий, о которой мы уже говорили.

Родители вменяют ребёнку вину и делают из неё кнут, подстёгивающий к действиям. Зачастую так происходит не из-за злого умысла, а просто потому что взрослые сами не умеют по-другому: когда-то их воспитывали точно также.

— Давление на чувство вины — манипуляция?

— Безусловно! Она деструктивно влияет на психику. Ребёнок не способен критически мыслить и все поступки родителей принимает за чистую монету. Он не осознаёт, где правда, а где нет, и верит всему, что слышит: что виноват, что заслужил упрёки, что отвечает за свои действия.

Вот только правда в том, что маленький ребёнок ещё не способен нести ответственность за свои поступки, а значит, ругать и винить его бессмысленно. Он априори невиновен: даже если разбил хрустальную вазу, даже если ушёл гулять один или испачкал новую вещь. Ответственны только родители: они недосмотрели, не объяснили, не убрали вазу подальше от края.


Кадр: фильм «Родительский беспредел»

Маленькие дети импульсивны: они ещё не видят причинно-следственных связей, не соизмеряют свои усилия. Взрослые же приписывают им ещё не сформированные психологические способности.

— Чем заменять обвинения? Как разговаривать с ребёнком?

— Следует терпеливо, спокойно и последовательно объяснять, что у любого действия есть результат, разбирать ошибки. Такой искренний, хоть и непростой диалог, пробудит в ребёнке сопереживание и осознание, а не вину.

— С детством разобрались. А как быть, если на твоё чувство вины давят другие люди уже во взрослом возрасте?

— Противостояние манипуляциям — тема для отдельного разговора. Скажу так: есть технологии, освоив которые вы научитесь защищать личные границы. Уязвимых мест много: чувство вины — лишь одна из кнопок, на которую жмёт оппонент. В моей книге «Мастер коммуникации. Четыре важнейших закона общения», написанной в соавторстве с Надеждой Владиславовой, есть глава о том, как внутренне и коммуникативно реагировать на манипуляцию. Полезно будет всем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: