Педагог-мастер в моей жизни: профессионально-педагогический взгляд (1 фото)

Сущность и значение педагогического мастерства

Определение 1

Педагогическое мастерство – это знание педагогического процесса и умение его оптимально организовывать и эффективно реализовывать.

Педагогическое мастерство вполне доступно для овладения каждому педагогу. Однако, для этого требуется интенсивная работа над собой, поскольку, мастерство педагога является совокупностью многих компонентов, включающих и личностное развитие педагога, его профессиональные качества, а также, оно находится под воздействием иных факторов педагогического процесса.

Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своему структурному устройству, педагогическое мастерство представляет собой совокупность следующих компонентов:

Профессионально-педагогическая ориентация личности педагога. Педагог должен обладать определенными личностными качествами, которые определяют его профессионализм и ориентацию на эффективную реализацию педагогической деятельности. педагог должен обладать нравственными свойствами и ориентирами деятельности, быть трудолюбивым, ответственным, уважать детей и их особенности, быть милосердным и сострадательным, любить детей и свою работу.
Профессионально-значимые знания. Система знаний педагога должна быть достаточной для выполнения им продуктивной педагогической работы и достаточной для выполнения своих профессиональных функций. Если педагог обучает детей конкретной дисциплине, то он должен владеть ей в совершенстве. А если педагог обучает учащихся начальной школы, то ему необходимо знать основы и программу сразу нескольких дисциплин, а также владеть методами передачи знаний и навыков.
Профессионально-значимые и нужные способности и навыки педагогической деятельности. Педагог должен обладать умением организации и ведения педагогического процесса, выполнять свою работу качестве

Чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, педагогу необходимо обладать: организаторскими способностями, коммуникативными навыками, быть наблюдательным, хорошо владеть речью и уметь ее правильно применять, уметь планировать и прогнозировать свою деятельность, определять перспективы развития учащихся, управлять их вниманием, уметь завоевать их уважение и быть для них авторитетом.
Профессиональное творчество. Чтобы быть мастером своего дела, педагогу требуется применять творческий подход к ведению процесса обучения и воспитания, использовать нестандартные варианты ведения педагогического процесса, оригинальные подходы и методы организации обучения.

Рисунок 2. Структура педагогического мастерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характеристика «идеального педагога»

Педагог должен выступать в качестве образца профессионализма, носителя личностных и производственных функций на высоком уровне. При этом идеальным можно назвать учителя, который обладает специфическими качествами:

  1. Как специалист, знает теорию педагогики и психологии. Педагог владеет мастерством, технологиями воспитания и обучения. Он имеет способности рациональной организации труда. Среди профессиональных и личных качеств можно выделить эмоциональную уравновешенность, щедрость, точную и быструю реакцию, убедительную и ясную речь.
  2. Как работник, учитель умеет ставить и достигать цели, а также правильно распределять время. Специалист планомерно и систематически повышает свою квалификацию, нацелен на повышение производительности труда. Также можно выделить способность к творчеству, оптимизм и всестороннее развитие.
  3. Как человек, педагог должен принимать активное участие в жизни общества, иметь высокие моральные принципы и активную позицию в жизни.

Современному учителю частных и общеобразовательных школ присущи такие характеристики, как духовность, религиозность и гуманизм. Кроме того, он должен быть открытым, высоконравственным, иметь критическое отношение к собственным действиям.

Таким образом, преподаватель должен обладать не только профессиональными, но и моральными качествами. Это позволяет добиться контакта с учащимися, воспитывать в детях правильный подход к образованию и коммуникативным навыкам.

Схожі записи:

ТОП-5 полезных гаджетов для ребенка

Как обучится интернет маркетингу

Школьные ранцы и их влияние на здоровье ребенка

Правила написания хорошей курсовой работы

Английский для малышей: почему стоит начать изучать язык с пеленок

Как стать учителем-мастером: пути развития и образовательные программы

Быть учителем-мастером означает иметь не только отличные педагогические навыки, но и постоянно совершенствоваться, чтобы быть в курсе последних инноваций и достижений в области образования. Для достижения таких высот, существуют различные пути развития и специальные образовательные программы.

Один из путей — это получение профессионального образования в области педагогики. Существуют специальные учебные программы, которые предлагаются как университетами, так и специализированными образовательными центрами. В ходе обучения вы узнаете о новейших методах обучения, психологических аспектах взаимодействия с учениками и получите практический опыт в реальной учебной среде.

Еще одним путем развития является профессиональная самореализация. Учителя-мастера активно ищут возможности для саморазвития и обмена опытом с коллегами. Это может включать посещение профессиональных конференций, участие в мастер-классах и увлечение новыми методиками обучения

Важно также прочитать новую научную литературу и следить за исследованиями в области образования

Очень полезными являются образовательные программы, которые позволяют учителям-мастерам обмениваться опытом, получать поддержку от экспертов и развивать свои навыки. Некоторые образовательные центры предлагают специализированные программы, которые включают комплексные тренинги, активную поддержку со стороны опытных педагогов и обучение новым практикам и технологиям.

Кроме того, существуют различные сертификационные программы, которые подтверждают ваше профессиональное развитие в качестве учителя-мастера. Получение сертификата подтверждает ваше достижение и позволяет строить карьеру в области образования.

Стать учителем-мастером — это непрерывный процесс развития и обучения. Будьте открытыми для новых идей, готовыми искать знания и стремиться быть лучше каждый день. Учитель-мастер играет важную роль в жизни учеников и вносит значительный вклад в образовательное сообщество.

Мастерство педагогического работника: 6 способов совершенствования

  1. Профессиональное самообразование. В идеале необходимо проанализировать свою работу, обратиться за комментариями к коллегам, выявить пробелы и найти способы их устранения.
  2. Послевузовская переподготовка и повышение квалификации позволяют осваивать всё новые методики обучения, чтобы применять их в дальнейшей работе.
  3. Передача собственного педагогического опыта, работа в методических объединениях. Можно считать это своеобразной рефлексией, систематизацией накопленных знаний и умений.
  4. Освоение новых педагогических технологий.
  5. Научно-исследовательская деятельность.
  6. Самомотивация к совершенствованию. Для этого необходимо регулярно проходить переаттестацию, принимать участие в конкурсах, профессиональных соревнованиях.

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Какого педагога можно назвать мастером своего дела?»

В современном мире многие люди хотят связать свою жизнь с преподавательской деятельностью. Но каждый ли человек достоин носить почетное звание «Учитель»? Каким он должен быть? И какого педагога поистине можно назвать мастером своего дела?

В каждом населенном пункте нашей огромной страны существует большое количество образовательных учреждений. Согласно статистике, в школах России трудятся более миллиона учителей, каждый из которых способен влиять на судьбы учеников, именно поэтому роль преподавателя нельзя приуменьшить. Все люди отличаются друг от друга: в каждом из нас заложены различные черты характера, которые, несомненно, влияют на наше поведение при взаимодействии с социумом, но существует определенные критерии, которых и должен придерживаться каждый педагог – мастер своего дела. В первую очередь, педагог – мастер должен любить детей, так как это качество является залогом успешного образовательного процесса для ребенка. Мастер своего дела в области преподавания должен быть объективен, эмоционально устойчив, ответственен, наблюдателен и тактичен, должен осознавать, что именно он воспитывает личность, прививает не только знания, но и влияет на формирование собственного «Я» ребенка.

Образ учительницы, которую можно назвать педагогом – мастером, описан в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского». Сам Валентин Григорьевич замечал, что прототипом образа Лидии Михайловны – учителя французского языка в данном рассказе, была учительница самого писателя. Лидия Михайловна отличается от других: она чуткая, понимающая, внимательная, искренняя, относится к ребятам с уважением и они отвечают ей тем же

Рассказчик обращает внимание и ее внешность: Лидия Михайловна красива, хорошо одета, а лицо ее лишено жесткости, которая присуща другим преподавателям. Учитель изо всех сил старается помочь мальчику, которому приходится играть на деньги для того, чтобы купить еду

В этом образе собраны все те качества, которыми и должен обладать педагог – мастер своего дела.

Я считаю, что первый учитель запоминается каждому ребенку. Мой первый учитель – Марина Викторовна – строгая, справедливая, но в то же время веселая, искренняя и интересная женщина. Она старалась проводить уроки в необычной форме, искала индивидуальный подход к каждому из нас, поощряла успехи и помогала справляться с неудачами, поэтому я смело могу назвать ее педагогом – мастером своего дела и в своей профессиональной деятельности я стараюсь брать с нее пример.

В заключение мне хотелось бы привести цитату Льва Николаевича Толстого, в которой и содержится ответ на вопрос о том, кого можно назвать педагогом – мастером своего дела: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Источник

Требования к педагогу-мастеру

Роль педагога-мастера в образовательном процессе требует определенных качеств и компетенций. Ниже представлены основные требования к педагогу-мастеру:

1. Профессиональная грамотность. Педагог-мастер должен обладать глубокими знаниями в своей области и быть экспертом в решении специфических образовательных задач. Он должен постоянно развиваться, совершенствовать свои методы и стремиться к повышению своего профессионального уровня.

2. Педагогическая гибкость. Педагог-мастер должен уметь адаптироваться к различным стилям обучения и индивидуальным особенностям каждого ученика. Он должен уметь варьировать свои методы и подходы, чтобы эффективно донести знания до каждого ученика и развить его потенциал.

3. Вдохновение и мотивация. Педагог-мастер должен быть источником вдохновения и мотивации для своих учеников. Он должен уметь пробуждать интерес к учебе, побуждать учеников к саморазвитию и самостоятельному обучению. Он должен быть наставником и руководителем, способным вдохновить ученика на достижение своих целей.

4. Коммуникабельность. Педагог-мастер должен обладать хорошими коммуникативными навыками и уметь строить эффективное взаимодействие с учениками, их родителями и коллегами. Он должен быть открытым к диалогу, готовым к обратной связи и способен слушать и понимать потребности учеников.

5. Терпение и толерантность. Педагог-мастер должен быть терпеливым и толерантным. Он должен уметь адекватно реагировать на трудности и ошибки учеников, поддерживать их в сложных ситуациях, помогать преодолевать трудности и развивать их уверенность в себе.

6. Инновационность. Педагог-мастер должен быть открытым к новым идеям и инновациям в образовании. Он должен уметь применять современные технологии и методики в своей работе, создавать интерактивные и мотивирующие уроки, стимулировать познавательный интерес у учеников.

Таким образом, педагог-мастер – это профессионал, обладающий не только глубокими знаниями и навыками, но и высокими педагогическими качествами, которые позволяют ему успешно формировать и развивать учебные и личностные компетенции учеников.

Сущность педагогического творчества

Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание — ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании.

К истокам развития педагогического самосознания следует отнести три компонента:

  1. знание о себе как о специалисте;
  2. эмоциональное отношение к себе как педагогу-профессионалу;
  3. оценка себя как специалиста.
    При этом самооценка, выполняя регулирующую роль в процессе совершенствования педагогического мастерства, возможна лишь тогда, когда опирается на некоторое «рассогласование» между самооценкой и идеальным представлением об учителе. Таким образом, педагогическое самосознание есть результат развитого мышления, определяющегося внешними и внутренними источниками, и здесь мало знать, что и как нужно, мало уметь — здесь надо принять общие и частные общественные цели, выраженные на языке педагогики, как внутренне присущую установку личности, направление ее деятельности.

Одним из важнейших условий, управляющих механизмом совершенствования педагогического мышления и его основного показателя, педагогического самосознания, по праву можно признать установку на самообразование, т.е. готовность учителя к совершенствованию деятельности, направленную на удовлетворение актуальной потребности в творчестве. Доказано, что профессиональное совершенствование мало зависит от «лобового» давления на личность и успешно протекает лишь при наличии у нее внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться высоких результатов в работе. В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей уровней воспитанности и обученности учащихся.

Вот почему осознание и принятие педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся — непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога. При этом самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда — вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство учителя.

В свете изложенного выше творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность.

Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя. Компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей.

Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Личностные и профессиональные качества, необходимые для педагога при общении с аудиторией

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей :

  1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
  2. способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
  3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
  4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  5. умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
  6. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
  7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
  10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

  • — «приспособления» — система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
  • — «пристройки или достройки» — приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;
  • — усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения :

  1. естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
  2. напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
  3. преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
  4. непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
  5. эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;
  6. неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства

Определение 2

Педагогическая техника – это профессиональные навыки педагога, открывающие ему возможности видения и чувствования своих учеников.

Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства. Если, у педагога имеется хорошая, развития техника преподавания, то он может ярко себя подать, выразить свое эмоциональное отношение к профессии, раскрыть во взаимодействии с учащимися все свои профессиональные и личностные качества, способствующие мастерскому исполнению своих профессиональных функций.

Если техника педагога хороша налажена, то у него остаются временные и иные ресурсы для реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Педагогическая техника способствует развитию личностных качеств педагога.

К основным особенностям педагогической техники, определяющей ее значимость в развитии педагогического мастерства, относятся следующие:

  1. Педагогическая техника складывается, исходя из особенностей психического, физического, интеллектуального развития педагога, его личностных свойств;
  2. Индивидуальная техника преподавания каждого педагога определяется его полом, возрастом, уровнем интеллектуального развития, характером, темпераментом, состоянием здоровья, взглядами, мировоззрением;
  3. В ходе овладения педагогической техникой происходит раскрытие нравственных ориентиров деятельности педагога, культурных основ его деятельности, эстетических позиций. Все это отражает уровень профессионализма педагога, его профессиональную культуру и потенциал личности;
  4. Владение педагогической техникой связано с наличием навыков самоконтроля и саморегуляции своего поведения. педагог должен уметь управлять своей мимикой, жестами, реакциями, эмоциями, владеть техникой речи, управлять дыханием, быть внимательным и наблюдательным.

Профессиональная компетентность и педагогическая центрация

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность — это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация. Центрация — это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса

Центрация — это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса .

Выделяются 6 типов центрации:

— конформная — центрация на интересах, мнениях коллег;

— эгоцентрическая — центрация на интересах, потребностях своего Я;

— гуманистическая — центрация на интересах детей (педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);

— центрация на интересах, требованиях администрации (характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);

— центрация на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);

— методическая, или познавательная — центрация на содержании, средствах и методике преподавания .

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного О.Н. Шахматовой и Э.Ф. Зеером .

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность.

Тип педагогической центрации:

— конформная,

— эгоцентрическая,

— гуманистическая,

— авторитарная,

— на интересах родителей,

— методическая.

2. Профессиональная компетентность.

2.1. Педагогическая компетентность.

2.2. Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

— социально-коммуникативная адаптивность,

— стремление к согласию,

— нетерпимость к неопределенности,

— избегание неудач,

— фрустрационная толерантность.

3. Педагогически значимые качества.

3.1. Логическое мышление.

3.2. Творческий потенциал.

3.3. Эмпатия.

— сопереживание,

— действенная эмпатия.

3.4.Субъективный контроль:

— интернальность,

— экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4. Педагогически нежелательные качества.

4.1. Ригидность.

4.2. Авторитарность.

4.3. Демонстративность.

5. Педантичность.

Таким образом, мы видим, что основой данной диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Уровень педагогического мастерства

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • стимулирование и мотивация личности ученика в процессе образования;
  • организация учебной деятельности учащегося;
  • владение содержанием и дидактической организацией образования;
  • организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания;
  • структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Таким образом, мастерство педагога может рассматриваться как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса

Педагогу-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь

А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, педагогу необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому педагогу, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория — это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми педагог нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность — это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания педагога зачастую как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что педагоги часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Обобщенные в теории знания о структуре педагогической деятельности исключают неправомерные решения и акции, позволяют действовать без лишних затрат энергии, без изнурительных проб и ошибок. В деятельности педагога, как в фокусе, сходятся все нити, идущие от педагогической науки, реализуются в конечном счете все добываемые ею знания. «Открытие, сделанное ученым, — писал В. А. Сухомлинский, — когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя».

Сохраняет свою актуальность мысль К.Д.Ушинского о том, что факты воспитания не дают опытности. «Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога… Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание».

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство педагога — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Самые важные профессиональные качества

Можно выделить следующие ключевые качества педагога:

  • работоспособность;
  • трудолюбие;
  • дисциплинированность;
  • умение ставить цели и уметь организовываться на пути к их достижению;
  • ответственность;
  • организованность;
  • настойчивость;
  • стремление к повышению качества труда;
  • систематическое повышение базисных знаний и профессионального уровня.

Также важны самоконтроль и личностные характеристики, которые становятся основой доверительного отношения с учащимися в течение всего периода обучения. Основным требованием к преподавателю становится установление прямого контакта с детьми. Учитель должен быть сообразительным, изобретательным и настойчивым. Он должен быть готов к самостоятельному решению любых проблем, появляющихся во время работы с детьми.

В характере педагога важна душевная чуткость. Это определяющий фактор, который позволяет чувствовать учеников, улавливать их настроение, своевременно приходить на помощь отстающим. Дополнительным преимуществом становится требовательность вместе со справедливостью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: