«определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием егэ и огэ по русскому

Определение и примеры семантического насыщения

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Понятие темы и тематики литературного произведения

Литературное произведение является системным единством многих компонентов, составляющих его. При рассмотрении литературного произведения необходимо иметь представление об этих компонентах. В содержании произведения принято выделять две ключевые составляющие – тематику и проблематику.

Определение 2

Тематика произведения – это совокупность многих тем.

Статья: Многообразие тем и тематики литературного произведения

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Термин «тема» в литературоведческих работах имеет две основных трактовки:

  • Тема – это предмет изображения, факты и явления из жизни, запечатленные автором в его произведении;
  • Тема – это основная проблема, поднятая в произведении.

Часто оба эти значения объединяются в понятие «темы». Например, в «Литературном энциклопедическом словаре» определение темы выглядит следующим образом:

Определение 3

Тема – это круг событий, которые образуют жизненную основу эпических и драматических произведений и одновременно служат для постановки социальных, философских, этических и других идеологических проблем.

Тематика литературного произведения – это все то, что вызвало авторский интерес, стало предметом его осмысления и оценки. Тема является связующим звеном между первичной и художественной реальностью.

В процессе анализа тематики произведения внимание уделяется на отбор автором фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произведения

Реализация насущной темы в различных областях жизни

В медицине насущная тема может быть связана с исследованиями и разработкой новых лекарств для борьбы с редкими или смертельными заболеваниями. Это позволяет спасти жизни людей и улучшить качество их жизни. Также это может включать развитие новых методов диагностики и лечения для повышения эффективности медицинской помощи.

В области экологии насущная тема может быть связана с борьбой с изменением климата и охраной окружающей среды. Это может включать уменьшение выбросов парниковых газов, повышение энергоэффективности и переход к возобновляемым источникам энергии

Это важно для сохранения планеты и обеспечения будущих поколений

В образовании насущная тема может быть связана с обновлением учебных программ и методов обучения, чтобы подготовить учащихся к современному миру и решить проблемы, которые они будут сталкиваться в будущем. Это может включать акцент на развитие навыков критического мышления, коммуникации и сотрудничества.

В сфере экономики насущная тема может быть связана с борьбой с неравенством, бедностью и безработицей. Это может включать создание новых рабочих мест, обеспечение доступности образования и здравоохранения для всех слоев общества, а также поддержку предпринимательства и инноваций.

В заключение, насущая тема имеет важное значение для общества и может быть реализована в различных областях жизни

Необходимо уделить ей должное внимание и предпринять меры для ее решения, чтобы улучшить нашу жизнь и будущее нашей планеты

Как определить главную идею

Первое требование читать не поленитесь. Нет ничего решенного, если нам лень читать.

В более широком контексте чтение здесь можно интерпретировать как чтение ситуации, ситуации или состояния. Если дело в определении основной идеи, то вы должны прочитать написанное.

1. Определите основное предложение

Первый способ определить основную идею — узнать, какое предложение является основным

Как уже говорилось в основном предложении, наиболее важной особенностью является то, что оно носит общий характер

Отпустите пояснительные предложения и сосредоточьтесь на главном предложении. Это основная идея абзаца, который вы читаете.

2. Сосредоточьтесь на чтении

Тогда второй способ — немедленно прочитать полный текст с непрерывным фокусом.

Или, что проще, в качестве упражнения вы можете внимательно прочитать абзац и полностью сосредоточиться. Таким образом, основная идея или суть прочитанного вами письма, которое носит общий характер, является основной.

3. Заключительный абзац

Вы можете написать несколько важных вещей. Например, в научной книге, которую вы читаете, абзац выглядит толстым.

В этом толстом абзаце, скорее всего, есть несколько основных идей

Обратите внимание на общие моменты, с которыми вы сталкиваетесь, некоторые из этих заметок относятся к основной идее, которую вы ищете

Тема, идея, основная мысль, проблема текста, позиция автора… В чём разница?

Столько терминов, и в заданиях частенько просят найти то один, то другой, то несколько… В чем разница между ними – сейчас, кратко, доступно.

И первым термином для нас является тема текста. Она первая, потому что без нее текстов не бывает, абсолютно любой, даже самый маленький текст имеет тему. О чём басня И. А.

Крылова «Ворона и лисица»? Вы подумаете примерно: «О лисице, которая перехитрила ворону, оказавшуюся падкой на лесть». Или кратко: «Собственно, о вороне и лисице». Верно, замечательно! Это тема басни.

Другой пример – мама у сына спрашивает, что рассказывала учительница в этот день на литературе, а сын отвечает: «Да что-то о Лермонтове». Вот это «что-то о Лермонтове» – тема устной лекции учительницы.

То есть, как понятно из выше приведенных примеров, тема – это то, о чём текст. Она может быть широкой: «М.Ю. Лермонтов», «Творчество М.Ю. Лермонтова» – или узкой: «Юность М.Ю. Лермонтова», «Стихотворение «Парус» М.Ю. Лермонтова» и т.п. (слишком много Лермонтова здесь). Часто тема выносится в заглавие.

Проблема в тексте – это какой-то вопрос, значимый для автора и даже общества. Чтобы ее выделить, надо постараться понять, что в затронутой теме волнует автора, что он хочет обсудить.

Учитывайте, что в тексте может рассматриваться несколько вопросов, но самый главный из них будет являться основной проблемой текста. И да, бывают тексты без проблемы.

Например, понравился писателю осенний лес и в тексте описаны березки, листочки, грибочки, красота природы и ВСЁ (нет рассуждений об увядании и старости или загрязнении окружающей среды или чего-то еще проблемного). На экзаменах беспроблемных текстов не встретится.

Теперь об идее. Она же основная мысль.

Да, в одном задании найти идею и основную мысль вас не попросят, только что-то одно =) Это главная обобщающая мысль текста, можно сказать, это ответ на поставленный автором вопрос.

Это основа авторской позиции. Это то, зачем автор написал текст, что он хотел донести до читателя. В принципе, до 9 класса термины «основная мысль» и «позиция автора» не разделяются.

Из идеи и эмоционально-нравственной оценки того, о чём говорится в тексте, складывается авторская позиция.

Это мнение писателя по поставленной проблеме, раскрывающееся через всю систему речевого произведения (языковые и образные средства).

Позиция автора далеко не всегда явно написана, бывает её нужно искать, через комплексный анализ (однако в текстах на экзаменах она выделяется легко).

Вот и всё на сегодня. Спасибо дочитавшим) Ставьте лайк и подписывайтесь, если интересны мои материалы по русскому языку)

Отражение интересов аудитории

Актуальная тема статьи позволяет отражать интересы и потребности аудитории, что является ключевым фактором ее успешности и эффективности. Когда читателю предлагается информация, которая актуальна и интересна для него, он склонен больше времени уделять чтению, задумываться над прочитанным и вовлекаться в обсуждение темы.

Отражение интересов аудитории в статье имеет несколько важных преимуществ.

1. Привлечение внимания

Актуальная тема обращает на себя внимание читателей и вызывает их интерес сразу же. Человек обычно ищет информацию о темах, которые ему актуальны и близки, и если статья предлагает именно такую информацию, он будет более заинтересован в ее прочтении

2. Закрепление знаний. Читатель, который уже знаком с темой или имеет определенные представления о ней, может использовать свои знания в процессе чтения и обсуждения. Это помогает усвоить материал более глубоко и закрепить полученные знания в памяти.

3. Создание взаимодействия. Актуальная тема стимулирует дискуссии и обсуждения среди читателей. Люди обычно больше готовы комментировать и обмениваться мнениями, когда тема актуальна для них. Это создает взаимодействие, помогает расширить кругозор и рассмотреть тему с разных точек зрения.

4. Удовлетворение потребностей. Читатели часто ищут статьи по актуальным темам, чтобы удовлетворить свои потребности в информации и развитии. Предлагая им информацию, которая имеет практическую ценность или помогает решить их проблемы, статья становится более полезной и ценной для аудитории.

5. Привлечение новых аудиторий. Когда статья обращается к актуальной теме, она имеет больше шансов привлечь новых читателей. Люди, которые ищут информацию по этой теме, могут натолкнуться на статью и заинтересоваться другими материалами, предлагаемыми на сайте или блоге.

Учитывая все преимущества, отражение интересов аудитории в статье становится ключевым фактором, определяющим ее эффективность и популярность

Важно изучать интересы и потребности аудитории, чтобы создавать контент, который будет их заинтересовывать и помогать им в реализации своих целей

Происхождение слова «насущный»

Слово «насущный» имеет древнегреческое происхождение. Оно происходит от глагола «эймι», что означает «быть» или «существовать». Из этого глагола образовалось прилагательное «энусиос» (ênusios), которое означает «присущий» или «необходимый». В дальнейшем, в средневековой латыни, это слово стало использоваться в значении «насущный» или «непременно нужный».

Происхождение слова «насущный» связано с жизненной необходимостью и сущностями, которые являются важными, обязательными или незаменимыми. Оно подчеркивает значение чего-то, что является основным в жизни человека, его выживании и благополучии.

Сегодня слово «насущный» означает нечто, что крайне важно или неизбежно. Оно может относиться к физическим или материальным потребностям, таким как еда, вода, дом или одежда, а также к эмоциональным, психологическим или духовным потребностям

Примеры использования слова «насущный» могут быть следующими:

  • Вода является насущной потребностью для выживания человека.
  • Для нормального функционирования организма необходимы нутриенты и витамины, которые являются насущными элементами питания.
  • Доверие и поддержка близких людей являются насущными потребностями для эмоционального благополучия.
  • Саморазвитие и самоосознание являются насущными аспектами духовного роста.

Слово «насущный» в разных контекстах

Контекст
Пример

Физические потребности
«Пища и вода считаются насущными потребностями человека.»
Материальные нужды
«Доступ к достойному жилью является насущным правом каждого гражданина.»
Эмоциональное благополучие
«Любовь и принятие являются насущными условиями для здоровых отношений.»

Таким образом, происхождение слова «насущный» сформировало его значение как нечто важное, необходимое и незаменимое в нашей жизни. Оно подчеркивает основные потребности и аспекты, без которых мы не можем быть полноценными и счастливыми

Основные признаки текста

1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.

2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.

3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные  смысловые отрезки:

  • предложения
  • абзацы
  • сложные синтаксические целые;
  • параграфы
  • главы.

Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.

4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.

5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения,  союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).

6. Цельность — это признак, который не допускает вставку  языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.

7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста.  Небольшие  тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.

8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).

Вывод
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.

Рубинчик Людмила Ивановна

Как написать актуальность в реферате: примеры

Как написать актуальность в реферате и ничего не перепутать? Изучать готовые примеры. В том числе и наши образцы, в которых определяется актуальность в рефератах по следующим предметам:

  • истории;
  • экономической теории;
  • политологии;
  • медицине;
  • машиностроению.

Пример 1: актуальность реферата по истории

Тема реферата: «Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное».

Период промышленной революции начался со второй половины XVIII века и продолжался в течение века. Характерной особенностью промышленной революции стало резкое увеличение производительных сил с массовым применением машин.

Актуальность исследования заключается в том, что для научного сообщества важно понять, какие заметные изменения происходили во всей структуре общества благодаря промышленной революции. Как она повлияла на производительность труда и жизненный уровень населения

И самое главное — почему быстрый экономический рост стал причиной перехода от аграрного общества к современной городской цивилизации. И как эти исторические процессы происходили в Европе и в России.

Пример 2: актуальность реферата по экономической теории

Тема реферата: «Основные инструменты регулирования национального рынка».

Актуальность проблемы исследования. Внутри национальной экономики инструменты денежно-кредитной политики ещё в очень далёком прошлом успешно функционировали, однако в нынешних условиях глобализации экономики они себя не оправдывают. Последний финансово-экономический кризис явным образом показал, насколько уязвимы национальные рынки к кризисным сигналам, вытекающим из различных финансовых рисков, что заставило правительства государств и международные финансовые структуры активно включиться в разработку новых методов и направлений денежно-кредитной политики. Значимость же налоговой политики как одного из ключевых инструментов регулирования рынка также обуславливает необходимость её всестороннего изучения.

Пример 3: актуальность темы реферата по политологии

Тема реферата: «Государственная и муниципальная (публичная) служба в Китае».

Актуальность проблемы исследования: административные преобразования конца XX в. были настолько мощными и всеобъемлющими, что позволили исследователям говорить о начале глобального реформаторского движения в сфере государственного управления.

Особое положение среди административно-правовых систем занимает система коллективного права, которая развивается в КНР

Изучение этой системы и юридического порядка внутри важно для того, чтобы лучше понимать, как функционирует государственная и муниципальная служба в Китае. Этому и будет посвящён данный реферат

Пример 5: актуальность проблемы в реферате по машиностроению

Тема реферата: «Наплавка покрытий — сущность, специфика и современные методы».

Наплавка покрытий — это процесс нанесения покрытия из расплавленного материала на разогретую до температуры плавления поверхность восстанавливаемой детали.

Наиболее интересными для проводимого исследования являются следующие виды наплавки: плазменная наплавка, электромагнитная наплавка, лазерная наплавка. Отметим, что высокая концентрация энергии лазерного излучения предопределяет значительную интенсификацию процессов обработки материалов наряду с принципиально новыми результатами. На основе последних достижений физики и техники в последние годы созданы новые типы мощных технологических лазеров с существенно более высокой энергетической эффективностью, обеспечивающей значительный прогресс в развитии технологических процессов лазерной обработки. В Российской Федерации и за рубежом за последние годы выполнен большой объём исследований по применению лазеров при обработке материалов, сформированы основные научные направления и созданы условия для широкого использования лазеров в промышленном производстве. Это и составляет актуальность проблемы данного исследования.

Примеры и наблюдения

  • «Вы когда-нибудь пробовали эксперимент с произнесением какого-нибудь простого слова, такого как« собака », тридцать раз? К тридцатому разу это слово стало похожим на« snark »или« pobble ». Оно не становится ручным, оно становится диким от повторения «.(Г. К. Честертон, «Телеграфные поляки». Тревоги и Дискурсы, 1910)
  • Замкнутый цикл«Если мы произносим слово снова и снова, быстро и без паузы, то считается, что слово теряет смысл. Возьмите любое слово, скажем, CHIMNEY. Произнесите его многократно и быстро. В течение нескольких секунд слово теряет значение. Эта потеря называетсясемантическое насыщение«. Кажется, что происходит то, что слово образует своего рода замкнутый цикл с самим собой. Одно высказывание приводит ко второму высказыванию того же слова, это приводит к третьему, и так далее.,,, A После повторного произношения это значимое продолжение слова блокируется, так как теперь слово приводит только к его собственному повторению ».(И.М.Л. Хантер, объем памяти, ред. редактор Пингвин, 1964)
  • Метафора»Семантическое насыщениеКонечно, это своего рода метафора, как будто нейроны — это маленькие существа, которых нужно заполнить словом до тех пор, пока их маленькие животы не наполнятся, они насытятся и не хотят больше. Даже одиночные нейроны привыкли; то есть они прекращают стрелять по повторяющейся схеме стимуляции. Но семантическое насыщение влияет на наш сознательный опыт, а не только на отдельные нейроны «.(Бернард Дж. Баарс, В Театре Сознания: Рабочая область Разума, Издательство Оксфордского университета, 1997)

Отключение означающего и означаемого- «Если вы постоянно смотрите на слово (или слушаете его снова и снова), то значение и значение в конечном итоге, кажется, распадаются. Цель упражнения — не изменить зрение или слух, а нарушить внутреннюю организацию знак … Вы продолжаете видеть буквы, но они больше не составляют слово; оно как таковое исчезло. Феномен называется «семантическое насыщение'(впервые идентифицированный Severance & Washburn 1907), или потеря значимого понятия из обозначающего (визуального или акустического) «.(Дэвид Макнил, Жест и мысль, Университет Чикагской Прессы, 2005)- «B Если вы скажете слово, даже значительное, снова и снова … вы обнаружите, что слово превратилось в бессмысленный звук, поскольку повторение лишает его своей символической ценности

Любой мужчина, который служил скажем, в армии Соединенных Штатов или в общежитии колледжа был опыт использования так называемых нецензурных слов … слов, которые вас учили не использовать и которые обычно вызывают смущенный или смущенный ответ, когда они используются слишком часто, они лишены силы шокировать, смущать, привлекать внимание к особому настрою. Они становятся только звуками, а не символами ».(Нил Почтальон, Технополис: сдача культуры технологии, Альфред А

Кнопф, 1992)

  • сирота «Почему смерть моего отца оставила меня в одиночестве, когда он не был частью моей жизни в семнадцать лет? Я сирота. Я повторяю это слово вслух, снова и снова, слушая, как оно отскакивает Стены моей детской спальни пока не имеют смысла.«Одиночество — это тема, и я играю ее как симфонию в бесконечных вариациях».(Джонатан Троппер, Книга Джо, Случайный дом, 2004)
  • Босвелл о последствиях «интенсивного расследования» (1782)«Слова, репрезентации или, вернее, признаки идей и понятий в человеческом роде, хотя и привычные для всех нас, когда их абстрактно рассматривают, чрезвычайно прекрасны; настолько, что стараются думать о них в духе интенсивного вопрос, на меня повлияло даже головокружение и своего рода ступор, следствие того, что чьи-то способности были напрасны. Я полагаю, что это испытали многие из моих читателей, которые в порыве размышлений пытались проследить связь между словом обычного употребления и его значением, повторяя слово снова и снова, и все еще начинающемся в своего рода глупом изумлении, как будто слушая информацию от какой-то тайной силы в самом уме ».(Джеймс Босвелл «Ипохондрик»), «На словах». Лондонский журнал, или Ежемесячный разведчик джентльмена, Том 51, февраль 1782 г.)

Словари

Имеющий важное жизненное значение, безусловно необходимый. НАСУ́ЩНЫЙ, насущная, насущное; насущен, насущна, насущно (книжн.)

Имеющий важное жизненное значение, безусловно необходимый. Насущный вопрос. Насущная потребность. Насущные интересы трудящихся масс. «Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься.» Достоевский

НАСУ́ЩНЫЙ, насущная, насущное; насущен, насущна, насущно (книжн.)

Имеющий важное жизненное значение, безусловно необходимый. Насущный вопрос

Насущная потребность. Насущные интересы трудящихся масс. «Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься.» Достоевский.

• Насущный хлеб (разг.) — минимум пропитания, средств, необходимый для существования.

НАСУ́ЩНЫЙ, -ая, -ое; -щен, -щна

Имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимый. Насущная потребность

Насущные интересы. Хлеб (наш) н. (перен.: то, что необходимо для пропитания, существования).

НАСУ́ЩНЫЙ -ая, -ое; -щен, -щна, -щно

Имеющий важное жизненное значение, безусловно необходимый. Н

вопрос. Н-ые задачи, потребности.

◊ Хлеб насу́щный. Пища, пропитание.

Насу́щно, нареч. Н. необходимый. Насу́щность, -и; ж. Н. проблем, забот.

-ая, -ое; -щен, -щна, -щно.

Имеющий важное жизненное значение, безусловно необходимый. Насущный вопрос

Насущные задачи. Насущные потребности

Насущный вопрос. Насущные задачи. Насущные потребности.

 прил. (греч. ἐπιούσιος) — нужный для существования; необходимый. Хлеб наш насущный даждь нам днесь (Матф. 6, 11).

насу́щный; кратк. форма -щен, -щна

насу́щный, -щен, -щна, -щно, -щны; сравн.ст. -ее

насу́щный. Неправильно произношение [насу́шный].

насу́щный, насу́щная, насу́щное, насу́щные, насу́щного, насу́щной, насу́щных, насу́щному, насу́щным, насу́щную, насу́щною, насу́щными, насу́щном, насу́щен, насу́щна, насу́щно, насу́щны, насу́щнее, понасу́щнее, насу́щней, понасу́щней

прил., кол-во синонимов: 13

существенный; злободневный, острый, актуальный, современный, назревший, животрепещущий, наболевший, жизненный, настоятельный, живой, необходимый, жгучий. Ant. неважный, второстепенный

Ant: неважный, второстепенный

Насущный — настоящий; нынешний; существенный; необходимый

решать насущные проблемы => решение

решить насущные проблемы => решение

Это слово, означающее «имеющий жизненноважное значение», было образовано в старославянском по методу кальки с греческого epiousios, восходящего к выражению epi ousan heraeran — «дневной рацион». Греческое — epionsios (на текущий лень)

Греческое — epionsios (на текущий лень).

Слово «насущный» заимствовано из церковнославянского языка и калькирует греческое epionsios, которое означает «на текущий день».

НАСУЩНЫЙ (хлеб). Из ст.-сл. яз., в котором оно является словообразовательной калькой греч. epiousios, восходящего к выражению epi ousan hemcran — «для проходящего дня».

Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является словообразовательной калькой греч. epiousios (собственно — «предназначенный на текущий день»).

Заимств. из цслав.; ср. ст.-слав. насС«штьнъ ἐπιούσιος, которое калькирует греч. ἐπιούσιος, собственно: ἐπὶ οὖσαν ἡμέραν «на текущий день», эллинист. ἐπιούσια мн. «diaria, дневной рацион»; см. Бласс-Дебруннер 59; Дебруннер, «Glotta», 20, 252; Бодуэн де Куртенэ, KSchlBeitr. 6, 208, где приводится также польск. powszedni «ежедневный, насущный» из лат. quotidiānus.

Насущный хлеб (книжн.).

Самое необходимое для пропитания, существования.

Потому, что честным трудом никогда не заработать нам больше хлеба насущного. // Островский. Гроза //

Источник

Методы передачи компонентов актуального членения

Позиционно. В данном случае в начале предложения — тема, в конце — рема

Это достаточно распространенный способ, когда рассказчик хочет как можно быстрее покончить с маловажной частью и сразу перейти к фактам и основной мысли. В целом, этот способ является достаточно эффективным, и его часто можно заметить в выражениях видных деятелей, например, политиков.
Интонационно

Здесь большую роль имеет умение рассказчика правильно расставлять акценты, ударения, вовремя брать паузы и применять множество других подобных приемов.
Ремовыделительные конструкции. Как правило, это агентивные дополнения. Они указывают на источник действия. Англоговорящие люди, например, применяют для этого неопределенные артикли.
Выделительно-ограничительные наречия. Тут следует понимать, что частицы далеко не всегда могут выделять рему. Например: курицы не летают. То же касается и других частиц.
Контекст. Здесь все достаточно просто — это дополнение к некой форме.

В целом, актуальное членение — очень полезный навык, которым должны обладать все, кто хочет посредством текста воздействовать на аудиторию

При этом не особенно важно, будет ли это интернет-рассылка или живая речь, обращенная к людям на каком-либо выступлении. Чтобы освоить все полезные приемы, которые можно использовать в деловой переписке, для докладов или просто в работе, можно либо повторять все правила из учебников русского языка, либо пройти наш новый курс «Идеальный русский»

В нем собраны теория, которая поможет восполнить пробелы в знаниях русского языка, практические упражнения на закрепление навыков, диктанты и лайфхаки. Сделайте свой русский идеальным!

Особенности злободневных тем

Злободневные темы отражают актуальные события, проблемы и вопросы, которые в настоящий момент являются особенно значимыми для общества

Они привлекают внимание широкой публики и вызывают оживленные дискуссии

Одной из особенностей злободневных тем является их актуальность. Они появляются в ответ на происходящие события, которые оказывают существенное влияние на общество. Злободневные темы могут быть связаны с политикой, экономикой, социальными проблемами, культурой и другими сферами жизни.

Злободневные темы часто являются объектом медиа-внимания. Они появляются в заголовках газет, становятся темами телевизионных программ и новостных репортажей. Медиа активно отслеживают развитие злободневных тем и информируют общественность о ключевых событиях и точках зрения на них.

Злободневные темы часто связаны с конфликтами и противоречиями в обществе. Они могут раскрывать проблемы, которые вызывают споры и делит общественность на разные лагеря. Критика, протесты и акции против злободневных тем часто являются частью их развития и дискуссии.

Злободневные темы часто играют важную роль в формировании общественного мнения и повышении осведомленности о конкретной проблеме. Они вызывают интерес к политическим, социальным и культурным вопросам, побуждают людей к активным действиям и создают предпосылки для изменения ситуации.

Виды тем и тематик

В литературоведении укоренились такие понятия, как гражданская лирика, философская, пейзажная, вольнолюбивая, любовная и т.д., которые являются указаниями на главные темы произведений. Наряду с этими понятиями существуют и такие формулировки, как «тема Родины», «тема любви и дружбы», «тема поэта и поэзии», «военная тема» и т.д. Существует множество произведений, посвященных одной тематике, но при этом существенно отличающихся друг от друга.

Тему нельзя придумать, автор берет ее из реальной жизни. например, темой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является жизнь дворянства 20-х годов 19 века, так как это тот культурно-исторический материал, к которому обращается поэт. А судьбу Онегина или историю любви Татьяны Лариной темой романа считать нельзя ввиду того, что все это является плодом вымысла автора.

Круг тем в произведении может быть достаточно обширным. Выделяются следующие виды тем:

  • Вечные или универсальные. Они составляют основу мирового искусства, являются достоянием всех эпох и всех наций;
  • Онтологические – вечные темы, фиксирующие важнейшие свойства нашего мира, основы его бытия: время и вечность, жизнь и смерть, свет и тьма, разрушение и созидание и т.д.;
  • Антропологические – темы, обращенные к человеку, его физической и духовной сущности: смирение и гордыня, греховность и праведность, верность и предательство, ненависть и любовь, женственность и мужественность, старость и юность и т.д.;
  • Культурно-исторические, важные для людей конкретной исторической эпохи и определенной культуры: национальные традиции, жизнь общества, научно-технический прогресс, политические и военные события, взаимоотношения сословий и т.д.

Замечание 1

В анализе тематики произведения традиционно разграничиваются конкретно-исторические темы и вечные.

Конкретно-исторические темы – это обстоятельства и характеры, обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в какой-либо стране. Они более или менее локализованы, не повторяются за пределами данного времени. Например, такими являются тема Великой Отечественной войны, тема «лишнего человека» в отечественной литературе 19 века.

Вечные темы – это темы, фиксирующие повторяющиеся моменты в истории разных национальных обществ, в разных модификациях повторяющиеся в разные исторические периоды и в жизни разных поколений. Например, такими являются темы любви и дружбы, тема Родины, тема взаимоотношений поколений и т.д.

Бывают ситуации, когда в единой теме органически объединяются и конкретно-исторические, и вечные аспекты, имеющие одинаково большое значение для понимания произведения. Яркими примерами являются «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и т.д.

Во многих произведениях выделяется не одна, а несколько тем. Совокупность этих тем называется тематикой. «Побочные» тематические линии как правило работают на главную, помогают лучше разобраться в ней, раскрывают ее с разных сторон и обогащают звучание. При этом существует два пути выделения ключевой темы. В первом случае ключевая тема связана с образом главного героя, его психологической и социальной определенностью. Например, главной темой в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является тема незаурядной личности в обществе русского дворянства 1830-х годов, тема, связанная с образом главного героя – Печорина. Она проходит через все пять повестей. А такие темы произведения, как соперничество, любовь, жизнь светского дворянского общества в данном случае являются побочными, они помогают раскрывать характер главного героя, то есть основную тему, в разных жизненных обстоятельствах.

Во втором случае единая тема проходит через судьбы целого ряда персонажей. Например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого тема взаимоотношений народа и личности, общественной жизни и индивидуальности организует тематические и сюжетные линии произведения. Другая важная тема этого произведения — тема Отечественной войны 1812 года становится вспомогательной, побочной, «работающей» на основную. В этом случае поиск главной темы является непростой задачей, поэтому анализ тематики произведения следует начинать с тематической линии ключевых героев, выясняя, что именно их внутренне объединяет. Таким образом, это объединяющее начало и будет главной темой произведения.

Перспективы развития насущей темы в обществе

Важность насущей темы

Насущая тема является важной для общества в силу своей актуальности и влияния на различные аспекты жизни людей. Она касается проблем и вызовов, с которыми сталкивается общество, и позволяет искать решения и пути развития

Улучшение качества жизни

Основная перспектива развития насущей темы в обществе состоит в улучшении качества жизни людей. Использование новых технологий, улучшение системы образования и доступности медицинского обслуживания, развитие социальной защиты — все это направлено на создание благоприятной среды для каждого члена общества.

Развитие экономики

Другая перспектива развития насущей темы в обществе связана с развитием экономики. Успех в борьбе с проблемами, такими как бедность, безработица и неравенство, способствует росту экономической стабильности и процветанию общества в целом.

Развитие технологий

Перспективы развития насущей темы связаны также с развитием технологий. Внедрение новых технологий в различные отрасли общества позволяет повысить эффективность и качество предоставляемых услуг, улучшить условия работы и облегчить повседневную жизнь людей.

Социальное развитие

Насущая тема направлена на развитие общества в социальном аспекте. Посредством борьбы с негативными социальными тенденциями, такими как насилие, дискриминация, нарушение прав человека, общество стремится стать более справедливым, равноправным и гуманным.

Развитие образования и культуры

Развитие насущей темы в обществе также включает в себя развитие образования и культуры. Обеспечение доступности качественного образования для всех граждан и развитие культурных ценностей способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала общества.

Глобальный аспект

Насущая тема имеет глобальный аспект и не ограничивается отдельными странами или регионами. Международное сотрудничество и обмен опытом позволяют разрабатывать комплексные подходы к решению насущных проблем и обеспечивать их устойчивое развитие.

Таким образом, перспективы развития насущей темы в обществе включают улучшение качества жизни, развитие экономики и технологий, социальное развитие, развитие образования и культуры, а также глобальное сотрудничество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: