Как писать объяснительный диктант
Для успешной записи объяснительного диктанта рекомендуется использовать следующие приемы и стратегии:
1. Внимательное прослушивание и понимание задания. Прежде чем начать записывать диктант, необходимо внимательно воспринять и понять условия задания. Запомните ключевые моменты и основные критерии, которые будут проверяться при оценке.
2. Планирование и организация текста. Перед началом записи рекомендуется провести небольшую предварительную подготовку. Запишите основные идеи, ключевые аргументы и примеры, которые вы планируете использовать в тексте. Это поможет вам организовать мысли и структурировать текст.
3. Ясность и логическая связность изложения
Важно формулировать свои мысли ясно и логично. Убедитесь, что каждое предложение связано с предыдущим и последующим, чтобы весь текст был легко читаемым и понятным для читателя
Используйте слова-связки и сигнальные фразы для выражения отношений между идеями.
4. Краткость и точность. Старайтесь выражать свои мысли кратко и точно, избегая излишней лексики и повторений. Используйте аргументы и примеры, чтобы подтвердить свои утверждения и сделать текст более убедительным.
5. Редактирование и проверка текста. По окончании записи диктанта не забудьте отвести время на редактирование и проверку текста. Исправьте ошибки в орфографии и пунктуации, а также проверьте логическую связность и понятность текста в целом.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете успешно написать объяснительный диктант и продемонстрировать свои навыки письменного аргументированного высказывания.
Как проводить диктанты на уроках?
Главный вид проверочных работ на уроках русского языка —диктант. Он используется для проверки орфографии и пунктуации школьников. Диктант может проводиться в течение всего урока или использоваться как отдельное упражнение на любом этапе занятия.
Виды диктантов
- объяснительный;
- словарный;
- выборочный;
- контрольный;
- творческий.
Каждый вид диктанта имеет свой порядок проведения и проверки.
Объяснительный диктант
Цель объяснительного диктанта заключается в проверке умений ученика увидеть имеющиеся в предложении орфограммы. Это развивает орфографическую зоркость и позволяет выработать устойчивый навык использования определенного правила. Порядок проведения следующий.
- Прочитать весь текст для ознакомления.
- Прочитать первое предложение.
- Продиктовать это предложение по частям для записи.
- Повторное чтение предложения для проверки выполняет ученик. Он должен назвать и кратко объяснить имеющиеся в словах орфограммы.
- Следующие предложения диктуются в аналогичном порядке.
При проверке учитываются ошибки, допущенные во всем тексте или только ошибки, которые встречаются в словах с изучаемой орфограммой.
Есть и другие варианты проведения объяснительного диктанта.
Можно сочетать его с предупредительным диктантом. В этом случае орфограммы в первом предложении объясняет сам учитель перед тем, как приступить к его диктовке. Во втором и третьем предложении такое объяснение выполняют отдельные ученики. Остальной текст диктуется с объяснением орфограмм после того, как предложение будет записано.
Наиболее сложный вариант подразумевает умение находить в тексте сразу несколько орфограмм и классифицировать их. У учеников должны быть карточки с номерами и описанием каждой орфограммы. После записи предложения, дети ищут слова с орфограммами и проставляют соответствующие числа.
При оценивании объяснительного диктанта необходимо учитывать была ли допущена ошибка в слове с орфограммой и, если была, исправил ли ее ученик самостоятельно.
Словарный диктант
Этот вид диктанта используется для проверки умения правильно писать слова с непроверяемым написанием. Такие слова дети должны заучивать наизусть. Учитель последовательно диктует, проговаривая слова внятно и в соответствии с нормами произношения, а ученики записывают.
Можно вместо диктовки использовать картинки. В таком случае учитель показывает изображение, а дети самостоятельно записывают его название.
Проверке подлежат все записанные слова.
Выборочный диктант
Выборочный диктант помогает проверить степень отработки написания слов на изучаемое правило. Дети должны уметь на слух определять слова, в которых есть нужная орфограмма. Этот диктант проводится в таком порядке.
- Ознакомительное чтение текста.
- Повторение изученного правила, знание которого нужно проверить. Приводя примеры, можно назвать некоторые слова из текста диктанта.
- Поочередное чтение предложений. Дети самостоятельно выбирают нужные слова и записывают их в тетрадь.
При проведении выборочного диктанта можно пригласить 1 – 2 учеников, которые будут записывать слова на тыльной стороне доски. По окончании их записи открываются и проверяются со всем классом. При этом каждый сверяет свою работу с правильным образцом. Осуществляя оценивание, нужно учитывать количество выписанных слов и правильность их написания.
Контрольный диктант
Контрольный диктант проводится в конце изучения темы или как итоговая проверочная работа. Его цель выявить уровень навыков правописания Тексты для контрольных диктантов включают слова с разными орфограммами.
Методика проведения следующая.
- Ознакомительное чтение текста учителем. Проверка восприятия. Объяснение непонятных или незнакомых слов. Ознакомление со словами на неизученное правило.
- Чтение первого предложения. Диктовка его по частям. Учитель должен соблюдать равномерный темп, позволяющий всем детям успеть записать озвученные словосочетания.
- После того, как дети запишут под диктовку предложение в тетради, учитель читает его с начала, а дети проверяют и расставляют разделительные знаки.
- Аналогичная работа проводится поочередно с каждым предложением.
- Когда весь текст будет записан, учитель начинает читать его с начала, дети проверяют.
- Ученикам дается время для самостоятельной проверки текста.
- После написания контрольного диктанта предлагается выполнить несколько грамматических заданий.
При проверке учитываются все допущенные ошибки (кроме тех, что относятся к правилам, которые еще не изучали) и оформление работы. Нормы оценивания и количество слов в тексте для каждого класса четко регламентированы.
Как проводить тесты на уроке?
Тестовая проверка необходима для определения уровня теоретических знаний и практических навыков применения изученных правил по изученной языковой теме. Для ее проведения разрабатываются тесты, состоящие из нескольких вопросов и вариантов ответов. Тесты могут быть распечатаны на индивидуальных карточках для каждого ученика, зачитаны вслух (небольшие тесты), также тесты можно проходить на смартфонах, планшетах, компьютерах, через специальные системы тестирования.
Тесты могут содержать различные типы вопросов:
- задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- задания на установление соответствия;
- задания на восстановление последовательности;
- задания на выбор правильных элементов списка;
- задания открытого типа на дополнение или свободное изложение.
Чаще всего тест выполняются непосредственно на карточке с вопросами. Задания в тетрадь не переписываются. Поэтому выполнение тестов занимает мало времени по сравнению с другими видами проверочных работ. Это позволяет проводить их довольно часто на любом этапе урока.
Для каждого типа заданий (в зависимости от его сложности) устанавливаются четкие критерии оценивания. Благодаря этому очень удобно проводить компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом баллов При этом ученик видит свою отметку сразу же по окончании теста. Компьютерные тесты удобно использовать для индивидуальной проверки знаний школьников, поскольку учителю не нужно отвлекаться на их проведение и оценивание.
В каждом классе четко определен перечень и количество обязательных проверочных работ по основным школьным предметам. Учитель может дополнительно проводить промежуточные проверки, чтобы своевременно корректировать и устранять пробелы в знаниях школьников, приучать детей к выполнению подобных работ.
Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Что такое объяснительный диктант: основное понятие и примеры
Объяснительный диктант – это вид письменной работы, при котором учащемуся предлагается текст, содержащий некоторую информацию, события или процесс. Задача ученика заключается в том, чтобы прочитать текст и написать его содержание в своих собственных словах. Таким образом, объяснительный диктант не проверяет только навык правописания, но и способность понять и обобщить информацию, выделить главное и изложить его в письменной форме.
Основные характеристики объяснительного диктанта:
- Текст объяснительного диктанта обычно содержит отрывок из литературного произведения, научного статьи, новостной заметки и т.д. Текст должен быть информативным и интересным для ученика.
- Ученику даются определенное время на чтение текста и подготовку к записи.
- После подготовки ученик приступает к письму. Он должен правильно выбрать ключевые моменты текста, изложить их своими словами и оформить в виде полноценного текста.
- Оценка происходит по нескольким критериям: правильность передачи содержания текста, ясность и логичность изложения, грамматическая правильность, стиль и эмоциональная окраска.
Пример объяснительного диктанта:
Тема | Текст |
---|---|
История | Древний Египет – это одна из самых известных древних цивилизаций. Он процветал на территории современной Египта в течение тысячелетий и оставил после себя множество памятников и источников информации. Египетская цивилизация развивалась вдоль реки Нил, которая обеспечивала водой для земледелия. Основные достижения Древнего Египта были в строительстве пирамид, развитии иероглифической письменности, производстве текстиля и торговле. Но позже, из-за климатических изменений и вторжения иностранных завоевателей, древнеегипетская цивилизация утратила свое влияние и деградировала. |
Задание: Изложите в своих словах основные достижения и причины упадка Древнего Египта.
Пример ответа ученика:
Древний Египет был великой древней цивилизацией, которая процветала тысячелетиями. Египетцы развивались вдоль реки Нил и с помощью земледелия получали пищу. Одними из важнейших достижений древних египтян было строительство пирамид, которые до сих пор впечатляют своей масштабностью и сложностью. Еще одним достижением была иероглифическая письменность, которая позволяла египтянам фиксировать свои мысли и события. Также Египет известен своим производством текстиля и развитой торговлей. Но со временем климат поменялся, и наступил долгая засуха. Кроме того, Древний Египет был захвачен иностранными завоевателями, что привело к упадку этой великой цивилизации.
Принципы составления объяснительного диктанта
1. Четкость и доступность. Диктант должен быть понятным и доступным для ученика. Используйте простой и лаконичный язык, избегайте лишних терминов и специфических формулировок.
2. Последовательность и систематичность. Структурируйте материал в логической последовательности, чтобы ученик мог последовательно и систематически воспринять информацию. Разделите диктант на части, уточняющие каждый аспект изучаемой темы.
3. Практическое применение. Включите в диктант примеры и задания, которые помогут ученику лучше понять и запомнить материал. Это может быть решение задач, заполнение пропусков, выбор правильного варианта ответа и т.д.
4. Разнообразие типов заданий. Используйте различные типы заданий, чтобы ученик мог продемонстрировать свои знания и умения с разных сторон. Это могут быть задания на заполнение пропусков, выбор правильного варианта ответа, написание предложений и т.д.
5. Проверка понимания. Дайте ученику возможность проявить свое понимание материала, задавая вопросы, которые требуют осмысленных ответов. Это поможет узнать, насколько ученик усвоил информацию и может применить ее на практике.
6. Постепенное усложнение. Составляйте диктант в порядке возрастания сложности. Постепенно увеличивайте количество информации, объем заданий и требующиеся знания и навыки. Это поможет ученику прогрессировать и развиваться.
7. Индивидуальный подход. Учитывайте уровень подготовки каждого ученика, его скорость восприятия и освоения материала. Задания должны быть адаптированы под каждого ученика, чтобы помочь ему преодолеть трудности и достигнуть успеха.
Соблюдение данных принципов поможет создать объяснительный диктант, который будет информативным, интересным и эффективным для обучения учеников.
Методика проведения объяснительного диктанта
Объяснительный диктант — это учебный метод, который используется для проверки и закрепления знания правил русского языка. Он помогает учащимся улучшить свои навыки правописания, пунктуации и грамматики.
Вот основные правила проведения объяснительного диктанта:
Подготовка учащихся. Учитель объясняет правила, которые будут проверяться в диктанте. Он также даёт примеры и пояснения к каждому правилу.
Раздача диктанта. Учитель раздаёт учащимся текст диктанта и объясняет, что они должны делать.
Прослушивание диктанта
Учитель диктует текст медленно и чётко, обращая внимание на правильное произношение и интонацию.
Проверка диктанта. Учитель проверяет диктанты учащихся и ставит оценки в соответствии с правильностью написания и использования правил.
Обсуждение ошибок
Учитель объясняет ошибки, которые сделали учащиеся, и закрепляет правила, чтобы они больше не повторялись.
Объяснительный диктант полезен, потому что он помогает учащимся запомнить правила и активизировать их знания. Он также помогает развивать навыки внимания, слушания и логического мышления. Кроме того, объяснительный диктант может быть интересным и весёлым упражнением, которое помогает создать положительную атмосферу в классе.
Все учащиеся могут принять участие в объяснительном диктанте, независимо от их уровня знания русского языка. Этот метод подходит для школьников всех возрастов и классов и может быть проведен как в классе, так и на дистанционном обучении.
Как проводить сочинение?
Сочинение — наиболее сложная проверочная работа, которая дает возможность определить уровень коммуникативных умений, языковых навыков и орфографической грамотности. Проведение такой работы имеет свою специфику и состоит из следующих этапов.
- Беседа по теме сочинения для накопления и упорядочивания материала.
- Составление и записывание (на доске и в тетради) плана.
- Речевая подготовка, составление списка опорных слов.
- Устное составление сочинения, обсуждение различных вариантов текста, усовершенствование формулировок.
- Орфографическая подготовка. Можно проанализировать слова с орфограммами, которые прозвучали в устном сочинении.
- Самостоятельная работа над сочинением. Учитель может оказывать индивидуальную помощь ученикам.
- Самопроверка.
Как оценивать сочинение?
Оценивание сочинения осуществляется по нескольким критериям:
- соответствие теме, полнота ее раскрытия;
- целостность композиции текста, соблюдение последовательности;
- наличие логических взаимосвязей между частями текста;
- правильность построения предложений и словосочетаний, употребления слов и выражений;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
Сочинение оценивается двумя отметками. На следующий урок после проверки нужно зачитать лучшие сочинения в классе и проанализировать допущенные в других работах ошибки. Как правило, обсуждается содержательная часть сочинения, а работа над орфографическими ошибками проводится самостоятельно.
Как проводить изложение?
Изложение проводится для проверки уровня навыков письменной речи, умения передавать содержание текста без искажения его содержания и орфографически правильно его записывать. Для изложения необходимо выбирать текст повествовательного характера с понятным для учеников сюжетом. Размер текста регламентируется.
Сначала учитель читает текст для ознакомления детей с его содержанием. После каждой части текста делается пауза, чтобы им легче было следить за сюжетной линией рассказа.
Далее задаются вопросы по содержанию текста. Необходимо выяснить насколько хорошо ученики его поняли. Можно попросить назвать главную мысль произведения, его главных героев, оценить их поступки и т.д.
Затем учитель читает текст повторно, указав задание, что нужно определить из каких частей он состоит. Вместе с детьми выделяется каждая часть, обсуждается ее краткое содержание и выбирается заглавие. По ходу этой работы составляется план текста. Он должен быть записан на доске и в тетрадях.
Учителю заранее нужно выбрать из текста слова, написание которых вызовет у школьников трудности
Во время словарной работы он обращает внимание детей на такие слова и записывает их на доске. Можно повторить некоторые правила орфографии, которые ученики будут использовать во время написания изложения
С опорой на составленный план дети устно пересказывают отдельные фрагменты текста и выбирают опорные слова, которые записывают на доске. По окончании 1 – 2 ученика пересказывают весь текст с начала, а все остальные под руководством учителя анализируют устный пересказ, исправляют недостатки, уточняют отдельные моменты.
После этого учитель читает текст третий раз.Дети слушают и запоминают. Затем они приступают к самостоятельному изложению содержания текста, ориентируясь при этом на его план и опорные слова. Закончив работу, ученики выполняют самопроверку.
При оценивании изложения необходимо учитывать полноту и соблюдение последовательности отражения событий в тексте
Также обращается внимание на речевое оформление, правильность построения предложений, употребления слов и их грамматических форм. И третий аспект — орфографические и пунктуационные ошибки
Он оценивается отдельным баллом.
Какие навыки развивает объяснительный диктант
Объяснительный диктант является одним из наиболее эффективных способов развития навыков письма и грамотности. Он помогает учащимся закрепить правила орфографии, пунктуации и грамматики на практике.
Основные навыки, которые развивает объяснительный диктант:
- Орфография: При проведении объяснительного диктанта ученикам предлагается записать слова и предложения по слуху. При этом они должны правильно написать слова, использовать правильные написания букв и уяснить правила использования твердого или мягкого знака, буквы «и» и «ы» и других сложных моментов орфографии.
- Пунктуация: В объяснительном диктанте ученикам необходимо правильно расставить знаки препинания в предложениях. Это помогает им выделить границы предложений и думать о структуре текста.
- Грамматика: В объяснительном диктанте ученикам предлагается использовать правильные формы глаголов, склонять имена существительные и прилагательные, правильно отклонять местоимения в соответствии с падежами и числами и т. д. Это помогает учащимся тренировать грамматические правила и улучшать свою письменную речь.
- Аккуратность и внимательность: Организация диктанта — процесс требующий внимательности и аккуратности. Ученики должны слушать внимательно и записывать слова и предложения без орфографических или грамматических ошибок. Это помогает развить навык внимания и дисциплины.
- Концентрация: При проведении объяснительного диктанта ученики должны сосредоточиться на записи и слушании заданий. Они должны быть настроены на выполнение задания и испытывать трудности при выполнении сложных заданий. Это помогает развивать навык концентрации и улучшать работоспособность мозга.
Объяснительный диктант — это универсальный инструмент, который помогает учащимся развивать разные навыки, необходимые для успешного овладения письменной речью
Он также помогает повысить уровень грамотности и культуры письма у учеников, что важно в современном обществе
Как проводить контрольное списывание?
Контрольное списывание позволяет выявить уровень развития навыков самодиктовки и самопроверки, умения детей каллиграфически правильно оформлять письменную работу.Такой вид работы занимает только часть урока, время четко регламентируется. Для проведения списывания подбирается текст с указанным объемом слов. Он должен быть напечатан на индивидуальных карточках, которые раздаются каждому ученику.
Необходимо соблюдать такую последовательность.
- Ознакомительное чтение текста учителем. Проверка восприятия.
- Самостоятельное чтение текста детьми.
- Повторение правил списывания. Следует напомнить ученикам, что необходимо запоминать все слово и диктовать его себе по слогам, а не списывать побуквенно.
- Списывание.
- Самостоятельная проверка написанного текста.
Проверка контрольного списывания предполагает выставление двух отметок: за грамотность и за оформление.
Виды контрольного списывания
Можно использовать разные виды такой проверочной работы:
- выборочное списывание (выписывают только слова с нужными орфограммами);
- списывание с группированием (выбирая из текста отдельные слова, дети должны их разделять и записывать по указанным группам);
- творческое списывание (в процессе списывания ученикам необходимо выполнить грамматические изменения слов, например, поставить в нужном падеже, или восстановить деформированное предложение и т.д.).
После списывания может быть предложено грамматическое задание, которое следует оценивать отдельно.
Что такое объяснительный диктант
В процессе написания объяснительного диктанта, учитель диктует текст, который содержит неизвестные слова или конструкции для учащихся. После диктанта, учителю следует дать разъяснения и объяснения относительно правильной письменной формы данных слов или конструкций.
Цель объяснительного диктанта заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в правилах письма, постигнуть основные принципы грамотного построения предложений и правильного использования слов и выражений.
Объяснительный диктант является одним из методов грамотного обучения, который помогает развивать навыки письма, укреплять правописание и грамматику, а также совершенствовать словарный запас учащихся.
Объяснительные диктанты проводятся как устные, так и письменные. Учитель может предложить различные варианты диктантов, включающие разные темы и сложность. Для эффективности обучения, рекомендуется разграничивать диктанты по уровню сложности и адаптировать их к потребностям учащихся.
Преимущества объяснительного диктанта: | Недостатки объяснительного диктанта: |
1. Помогает закрепить знания о правильной письменной форме слов и конструкций. | 1. Некоторым учащимся может быть сложно понять некоторые правила письма на основе объяснений. |
2. Способствует развитию навыков письма и грамоты. | 2. Не всегда полностью охватывает все аспекты написания и грамматики. |
3. Развивает словарный запас и навыки использования слов и выражений. | 3. Может быть скучным для некоторых учащихся. |
Объяснительный диктант может быть полезным инструментом в обучении письму и грамоте. Он позволяет учащимся не только узнать о правилах письма, но и совершенствовать свои навыки построения предложений и использования языка в письменной форме.
Классификация диктантов
Попытки создания классификаций диктантов с учетом их различных функций предпринимались М.В. Ушаковым, А.В. Текучевым, Л.П. Федоренко, Г.К. Лидман-Орловой, Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым и др.
В 1940-х годах профессор М.В. Ушаков создал самую известную классификацию диктантов, которая впоследствии была дополнена другими педагогами: В зависимости от цели диктанты можно разделить на обучающие и контрольные. Эта классификация в определенной степени условна, так как все обучающие диктанты используются для проверки знаний учащихся, а контрольные диктанты помогают закрепить знания и навыки.
Обучающие диктанты:
· Предупредительный.· Комментированный.· Объяснительный.· Выборочный.· Зрительный.· Словарный.· Самодиктант.· «Проверяю себя».· Распределительный.· Комбинированный диктант.· Графический.
· Творческий, куда входят:· Диктант по началу.· Диктант по картине.· Диктант-перевод.· Свободный диктант.
По мнению профессора М.Т. Баранова и профессора М.М. Разумовской, существует несколько возможных причин разделения всех существующих диктантов:
1) цель проведения: обучение или контроль за знаниями учащихся;
2) восприятие текста учащимися: на слух или зрительно;
3) структура текста: слова, предложения или связный текст;
4) время предупреждения ошибок в диктуемом тексте: до записи, во время записи или после записи;
5) форма записи: словесная или графическая;
6) сохранность — несохранность текста при записи диктуемого: без изменения или с изменением диктуемого;
7) по характеру дидактического материала: «диктант» без текста.
Таким образом, типы диктантов получаются «в результате наложения этих параметров» (М. Т. Баранов).
Назовем типы диктантов, получаемых в результате такой «суперпозиции»:
Контрольные диктанты:
— контрольный диктант;- контрольный диктант с дополнительными заданиями;- мини-диктанты.
Обучающие диктанты:
1) без изменения текста: — словарный диктант,- предупредительный,- комментируемый,- объяснительный,- диктант с обоснованием,- подготовленный диктант,- разученный диктант (по памяти),- зрительный диктант,- самодиктант,- взаимодиктант,- фонодиктант,- диктант «Проверяю себя»,- диктант-игра,- релейный диктант,- диктант-соревнование;
2) с изменением текста:
— выборочный,- распределительный,- выборочно-распределительный.
Творческие диктанты:
— творческие диктанты, используемые на уроках орфографии, морфологии, при изучении синтаксиса и пунктуации, на уроках развития речи;- свободный диктант,- диктант по картине,- восстановленный диктант,- диктант по аналогии,- немой «диктант»,- диктант с продолжением.
IV. Диктант с графическим обозначением диктуемого:
— схема предложения (пунктуационная, синтаксическая),- словообразовательная схема,- модель слова,- цифровой диктант,- буквенный диктант.
Диктант с языковым разбором текста
По характеру записи текста диктанты разделяют на:
-дословные; -с изменением текста.