Метод проб и ошибок: как получать знания из опыта

5 шагов, которые помогут «переписать» травмирующий опыт

Как улучшить память без мнемотехник

Учитесь управлять вниманием. Многие часто не могут вспомнить, выключили ли утюг или газ, когда уходили из дома

И сомнения по этому поводу мучают их весь рабочий день. Но проблема в этом случае не в памяти, а во внимании. Есть простой способ сконцентрироваться даже во время таких привычных действий: считайте про себя до пяти, когда вы делаете что-то, что хотите запомнить. Счет позволит вам сконцентрироваться на текущем моменте, заметить то, что с вами сейчас происходит. Когда вам нужно будет вспомнить этот момент, он мгновенно всплывет.

Беритесь за любое дело с мыслью, что в конце дня вам нужно будет рассказать об этом кому-нибудь. Как это делать? Так же, как когда вы читаете книгу, готовясь ее пересказать. Вы в таких случаях подходите к процессу иначе, чем обычно: отмечаете для себя какие-то основные моменты, останавливаетесь на деталях, стараетесь запомнить имена. То же самое можно проделывать и с тем, что происходит с вами в жизни: в течение дня вы чуть больше концентрируетесь на том, что с вами происходит и что вы делаете, стараясь выделить и запомнить ключевые события. А потом вечером — кратко рассказываете о них (не нужно вспоминать все 24 часа), например, маме, жене, мужу или кошке. Выдержите хотя бы неделю, мозг привыкнет, и вы заметите, что стали запоминать больше деталей.

Высыпайтесь. Закономерность проста: если вы не высыпаетесь систематически, ваши интеллектуальные способности, в том числе память, резко снижаются. Дело в том, что во сне происходит консолидация памяти. Мозг разгребает все то, что за день увидел, услышал и узнал. Что-то он удаляет, а что-то переводит в долговременную память. Так формируется наша база данных, на основе которой мы потом будем принимать решения. Чем она качественней и обширней — тем лучше. Поэтому сном пренебрегать нельзя.

Что такое практика извлечения

Английский глагол retrieve означает «восстанавливать», «извлекать», «находить», «возвращать». В контексте обучения он подразумевает поиск и извлечение нужной информации из памяти, её восстановление в памяти. Но речь идёт не о механическом повторении, когда просто заново читаешь или слушаешь ту же информацию, а о самостоятельном припоминании.

Так что retrieval practice можно перевести и как «практику извлечения», и как «практику восстановления». Методолог Михаил Осипов предложил вариант перевода «поисковая практика»

Можно встретить и вариант вольного смыслового перевода «обучение с усиленным тестированием» — он подчёркивает, что применяется такая практика для обучения (запоминания), однако здесь важно помнить, что извлекается информация из памяти не всегда через тестирование в привычном понимании этого слова

Исследовательница в области когнитивных наук, написавшая книгу «Сильное обучение: раскройте возможности науки обучения» («Powerful Teaching: Unleash the Science of Learning»), основательница центра и сайта с базой знаний, посвящённых retrieval practice, доктор Пуджа Агарвал акцентирует внимание на важной проблеме: часто преподаватели озабочены тем, чтобы вложить знания в головы учащихся, но не думают о том, как ученики будут извлекать эти знания и пользоваться ими. Доктор Агарвал сравнивает академическое обучение с изучением иностранных языков или игрой на музыкальном инструменте, где практические занятия становятся ключевым аспектом обучения. Retrieval practice — это и есть практика для запоминания

Retrieval practice — это и есть практика для запоминания.

Исследовательница подчёркивает: мы привыкли считать, что основное обучение происходит в момент получения информации — когда ученик перечитывает, записывает, переписывает материал, делает заметки. Однако, ссылаясь на исследования, которые доктор Агарвал приводит в своей книге, значительная часть обучения происходит, когда учащиеся извлекают информацию: вспоминают факты, обсуждают их друг с другом, проходят квизы и тесты.


Пуджа АгарвалФото: Retrieval practice

Вариант 1

Жизненный опыт – это накопленные поколениями знания и умения, выводы. Ошибки, допущенные нашими предками, и сделанные на их основе выводы – это тоже опыт. Говорят, что учиться лучше на чужих ошибках. Незачем еще раз изобретать колесо, если это уже сделано до нас. Используя имеющийся багаж знаний, нужно двигаться вперед. Этому способствует опыт, передаваемый из поколения в поколение. Он является основой, фундаментом, на нем строится новое знание. Примерами могут служить ситуации, описанные в художественных произведениях.

Наглядным примером преемственности поколений является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Братья Кирсановы вступили во взрослую жизнь, имея перед глазами жизненный опыт своих родителей. Павел Петрович продолжил семейную династию и стал военным. Николай Петрович женился и стал помещиком. Он в своем хозяйстве пробует применять нововведения, но в основе все же использует опыт предыдущих поколений. Эти же понятия о жизни он передал своему сыну. Кирсановы соблюдают семейные традиции, дорожат дворянской честью. Аркадий выбрал в жены девушку, похожую на мать. Отдав дань модным веяниям в студенческие годы, он будет жить помещиком в имении. Он так же, как отец, любит литературу, природу, музыку. Так же он будет заниматься хозяйственными делами, воспитывать детей. Тургенев подчеркивает незыблемость этого порядка вещей, противопоставляя Кирсановым нигилиста Базарова. Жизненный опыт объединяет поколения, сохраняя то лучшее, что смогли понять предки. Благодаря такой преемственности живет народная культура, мировоззрение, человеческие ценности, семейные традиции, память о предках. Связь между поколениями не должна прерываться, чтобы люди помнили о своих корнях, не повторяли ошибок и двигались вперед по пути развития.

Роман-эпопея М.А. Шолохова рассказывает историю жизни казацкой семьи Мелеховых. Пантелей Прокофьевич, глава семейства, заботится о сохранении традиций, нравственной основы жизни. Он всю жизнь жил своим трудом. У них было большое хозяйство. Они пахали землю, косили сено, ловили рыбу. Мужчины обязательно ходили на военную службу. Женщины смотрели за домом, воспитывали детей. Свой опыт Пантелей Прокофьевич пытается передать детям. Он хочет, чтобы они поняли, что земля и семья – главное в жизни. Только все рушится. Сын Григорий бросает законную жену и уходит с любовницей. Сноха Дарья, проводив мужа на службу, изменяет ему с другими казаками. Пантелей Прокофьевич всеми силами пытается склеить семью. Роман начинается с разговора отца и сына, в нем П.П. объясняет ему, что с соседями нужно жить дружно, что на чужих жен нельзя заглядываться. Не приведет это к добру. В том, что отец прав, Григорий в дальнейшем убедился. Брошенная им жена погибла, пытаясь избавиться от беременности. Дарья утопилась, когда поняла, что заразилась нехорошей болезнью. Горе и боль принесли семье необдуманные поступки. В конце произведения Григорий возвращается в родной дом, где его ждет маленький сын. Он понимает всю тщетность своих метаний. Если бы он сразу прислушался к советам отца, поддержал его стремления, то многих ошибок ему удалось бы избежать. Проживая жизнь, человек сохраняет знания предков и накапливает собственный опыт, на этом держится мир.

Подводя итог, можно сказать, что жизненный опыт поколений помогает избежать трагических ошибок и принимать правильные решения. Благодаря знаниям предков, передаваемым от поколения к поколению, сохраняется родовая память, семейные традиции. Опыт предыдущих поколений лежит в основе достижений ныне живущих.

Важность делиться бесценным опытом с другими: каким образом это влияет на нашу жизнь

Поделиться бесценным опытом – значит передать другим свои знания, накопленные на протяжении жизни. Это акт взаимовыгодный и для того, кто делится опытом, и для того, кто принимает его. Взаимодействие между людьми на основе опыта одного и передачи его другому приводит к важным положительным последствиям.

1. Развитие и обогащение навыков

Делая выводы из своего опыта и передавая его другим, мы сами становимся лучше. Рассказывая о своих ошибках и трудностях, мы анализируем прошедшие события, извлекаем уроки и получаем новые знания. Делая это публично, мы упорядочиваем свои мысли и улучшаем свои аналитические навыки. Кроме того, когда мы делимся своим опытом, мы обогащаем его новыми точками зрения, идеями и практическими советами, которые может предложить круг наших собеседников или аудитории.

2. Взаимная поддержка и вдохновение

Рассказывая о своем бесценном опыте, мы можем быть источником вдохновения и поддержки для других людей. Наши истории о преодолении трудностей и достижении успехов могут стать источником мотивации для тех, кто столкнулся с подобными испытаниями. Наши достижения могут показать, что невозможное становится возможным, если мы приложим усилия и будем верить в себя. Такие истории могут стимулировать людей к действию и изменению своей жизни.

3. Создание сообщества

Делиться бесценным опытом, особенно в современных цифровых реалиях, позволяет создать сообщество единомышленников и группу поддержки. Когда мы делимся своим опытом, мы находим людей, которые были в сходной ситуации и понимают наши беспокойства и нужды. Вместе мы можем помочь друг другу решить проблемы и научиться чему-то новому. Бесценным опытом могут делиться не только профессионалы в определенных сферах, но и обычные люди – каждый из нас имеет что-то ценное, чему можно поделиться, и это помогает формировать сильные сообщества.

4. Преодоление ошибок и повышение эффективности

Делая выводы из своего опыта и передавая его другим, мы помогаем им избежать собственных ошибок и повысить эффективность своих действий. Зачастую, когда мы беремся за что-то новое и не имеем достаточного опыта, мы делаем ошибки, которые можно избежать, если слушать опыт других. Подобные советы могут сэкономить время, усилия и ресурсы. Делая выводы из своего опыта и делясь им, мы помогаем другим сократить свою кривую обучения и достичь результатов быстрее и эффективнее.

В итоге, делиться бесценным опытом с другими – это не только акт доброты и благотворительности, но также и взаимовыгодная практика. Мы сами развиваемся и обогащаем свой опыт, помогаем другим, вдохновляем и создаем прочные сообщества, что положительно сказывается на нашей жизни и жизни других людей.

Устная передача опыта

Устная передача опыта – это один из наиболее распространенных и эффективных способов передачи знаний и опыта от одного поколения к другому. Она заключается в том, что опытные люди с репутацией экспертов в определенной области делятся своими знаниями, навыками и опытом с более молодыми или менее опытными людьми.

Устная передача опыта характеризуется прямым общением между передающим и принимающим опыт сторонами. Как правило, передача опыта осуществляется в форме разговоров, бесед, советов, рассказов и историй. Она может происходить как в формальных условиях (на обучающих курсах, тренингах, мастер-классах), так и в неформальной обстановке (наставничество, наставничество по интересам, менторинг).

Преимущества устной передачи опыта:

  • Интерактивный процесс: устная передача опыта позволяет передающему и принимающему опыт взаимодействовать и обмениваться информацией непосредственно друг с другом.
  • Передача не только знаний, но и эмоционального опыта: через устную передачу опыта передающий может передать свои эмоции, мотивацию и страсть к делу, что помогает принимающему опыт лучше понять и осознать значение передаваемых знаний.
  • Адаптация и персонализация: в процессе устной передачи опыта передающий может адаптировать свое изложение под конкретные потребности и особенности принимающего опыт, что делает передачу более эффективной и понятной.
  • Простота и доступность: устная передача опыта не требует дополнительных материалов или технических средств и может быть осуществлена практически в любом месте и в любое время.

Однако устная передача опыта также имеет свои ограничения:

  1. Опыт передается только в том случае, если передающий и принимающий находятся в одном месте и время. Это может быть проблематично, особенно при передаче опыта между поколениями или в случае географической разобщенности.
  2. Опыт передается субъективно, в соответствии с собственными взглядами и опытом передающего, что может ограничить общность и объективность передаваемой информации.
  3. Устная передача опыта может быть подвержена искажениям и потере информации в процессе передачи.
  4. Для передачи большого объема опыта и знаний может потребоваться значительное количество времени и повторных встреч.

В целом, устная передача опыта играет важную роль в образовании и развитии людей, позволяя сохранить и передать ценные знания и опыт от одного поколения к другому.

Вариант 4

Из поколения в поколение передается множество знаний и опыта, накопленных на протяжении веков. В нашей эпохе информационных технологий, когда любой ответ можно найти в Интернете, возникает вопрос, нужно ли передавать жизненный опыт из поколения в поколение. Я считаю, что передача жизненного опыта необходима, и в этом сочинении объясню почему.

Передача жизненного опыта является важным звеном в цепи развития общества. Без передачи опыта мы бы не имели многих научных открытий и изобретений, не знали бы многих традиций и культурных ценностей. Передача жизненного опыта позволяет сохранять и уважать наследие предков, и совершенствовать наше знание о мире.

Я многое узнал из жизненного опыта своих родителей. Они передали мне традиции семьи, знание о том, как преодолевать трудности и как достигать успеха в жизни. Они научили меня ценить время и уважать людей. Я также узнал многое из книг и произведений русской литературы, в которых передавался жизненный опыт предыдущих поколений.

Передача жизненного опыта из поколения в поколение имеет множество преимуществ. Например, передача опыта помогает сохранять наследие предков и культурные ценности, а также помогает людям избежать ошибок, которые были сделаны в прошлом. Без передачи опыта мы бы не знали, как выживать в трудных условиях, как общаться с людьми, как воспитывать детей и так далее. Передача жизненного опыта также помогает создавать и сохранять традиции и культурные ценности, которые обогащают жизнь людей.

Я считаю, что передача жизненного опыта является важным фактором в развитии человеческого общества. Я считаю, что люди должны учиться из опыта своих предков, чтобы избегать ошибок и повышать свою жизненную мудрость. Также я считаю, что передача опыта помогает нам понимать и уважать традиции и культурные ценности нашего народа. Например, я могу привести пример из русской литературы, где происходит передача жизненного опыта от старших поколений к молодым. В произведении «Отцы и дети» Ивана Тургенева, отец передает свой жизненный опыт сыну, чтобы помочь ему в жизни и предотвратить возможные ошибки

Это показывает, что передача опыта является не только важным элементом в нашей жизни, но и имеет важное значение в культурном развитии общества

Передача жизненного опыта из поколения в поколение является важным фактором в развитии человеческого общества. Без передачи опыта мы бы не знали многих традиций и культурных ценностей, а также не знали бы, как избегать ошибок, которые были сделаны в прошлом. Поэтому, я считаю, что мы должны уважать и сохранять наследие предков, передавая жизненный опыт следующим поколениям.

Мне нравится148Не нравится55

Значение передачи опыта от опытных к новым поколениям

Передача опыта от опытных сотрудников к новым поколениям играет важную роль в росте и развитии компании. Опытные сотрудники уже прошли через множество ситуаций, решали сложные задачи и наблюдали за развитием индустрии. Именно благодаря этому опыту они могут передать ценные знания и навыки новым сотрудникам.

Одна из главных причин, почему передача опыта является полезной, заключается в том, что новые сотрудники могут избежать повторения ошибок, с которыми столкнулись их опытные коллеги. Знание о том, какие проблемы возникают на практике и как с ними справляться, позволяет сократить время и усилия, которые новички вкладывают в решение задач. Более того, передача опыта помогает предотвратить потерю бизнес-знаний, поскольку опытные сотрудники передают свои знания и навыки следующему поколению.

Еще одно значение передачи опыта заключается в том, что у новых сотрудников появляются возможности развиваться и повышать свою профессиональную компетенцию. Общение с опытными сотрудниками помогает новичкам понять, какие навыки и знания им необходимы для достижения успеха в данной сфере. Опытные сотрудники могут направлять и наставлять своих коллег, помогая им освоить сложные техники или приемы работы.

Кроме того, передача опыта способствует формированию культуры компании и созданию единого подхода к работе. Опытные сотрудники, благодаря своему опыту, могут помочь новым сотрудникам осознать ценности, принципы и стандарты, которые являются важными для компании. Это помогает создать единое видение и укрепить командный дух, что является основой для успешного развития организации.

Преимущества передачи опыта от опытных сотрудников Значение передачи опыта для новых сотрудников Развитие культуры компании
Избежание повторения ошибок Возможность избежать потери бизнес-знаний Формирование единого подхода к работе
Сокращение времени и усилий новичков Развитие профессиональных компетенций Укрепление командного духа
Помощь в освоении сложных техник

Бесценный опыт в межличностных отношениях: как он помогает нам стать лучше

Межличностные отношения играют огромную роль в нашей жизни. Они позволяют нам находиться в обществе, строить взаимодействия, найти поддержку и взаимопонимание. Опыт, полученный в межличностных отношениях, является бесценным, так как он помогает нам стать лучше во многих аспектах.

Первое, что мы можем получить из опыта в межличностных отношениях, — это понимание себя. Взаимодействуя с другими людьми и решая конфликты, мы узнаем больше о своих собственных чувствах, мыслях и потребностях. Это помогает нам развивать свою самосознание и самооценку, что в свою очередь делает нас более уверенными и способными устанавливать здоровые границы.

Второе, опыт в межличностных отношениях помогает нам развивать навыки эмоционального интеллекта. Когда мы вступаем во взаимодействие с другими людьми, мы сталкиваемся с различными эмоциями и чувствами как себя, так и других. Наблюдая, как реагируют другие люди на наши слова и действия, мы учимся быть более эмпатичными и развивать навыки сочувствия. Это позволяет нам лучше понимать и поддерживать других людей, а также эффективнее решать конфликты и находить компромиссы.

Третье, опыт в межличностных отношениях учит нас строить и поддерживать здоровые отношения. Мы узнаем, как вести себя, чтобы наши взаимоотношения были гармоничными и взаимовыгодными

Мы учимся принимать и уважать различия, вырабатываем навыки коммуникации и эффективного слушания, а также осознаем важность компромиссов и терпения. Эти навыки помогают нам также в других сферах жизни, как работа и личное благополучие

Четвертое, опыт в межличностных отношениях помогает нам развивать лидерские качества и навыки. Когда мы находимся во взаимодействии с людьми, мы должны уметь руководить, делегировать, мотивировать и вдохновлять. Это помогает нам в развитии различных аспектов лидерства, таких как умение принимать решения, эффективное управление временем и навыки командной работы. Благодаря этому опыту мы можем стать лучшими лидерами и достигать успеха в своей профессиональной и личной жизни.

Преимущества опыта в межличностных отношениях:
Понимание себя и развитие самосознания
Развитие эмоционального интеллекта
Умение строить и поддерживать здоровые отношения
Развитие лидерских качеств и навыков

В целом, опыт в межличностных отношениях играет важную роль в нашем развитии и самосовершенствовании. Благодаря этому опыту мы можем познать себя лучше, развить навыки эмоционального интеллекта, научиться строить здоровые отношения и развить наши лидерские качества. Это помогает нам стать лучшими версиями самих себя и наслаждаться бессчетными преимуществами, которые межличностные отношения могут предложить.

Приобретение опыта

Приобретение опыта должно происходить поэтапно.

На первом этапе проводится изучение среды, условий среды, характера и эффективности взаимодействия институтов образования, потенциальных возможностей всех субъектов образования. Диагностика проводится с целью выявления необходимости обновления или улучшения педагогического процесса. Определяется, что это либо хорошо, либо недостаточно хорошо, либо вообще не хорошо. На этой основе ведется целенаправленный поиск лучших практик.

На втором этапе руководитель работы принимает меры по ознакомлению коллектива, а если необходимо, родителей и общественности с передовой практикой, с ее теоретическими основами, ведущими идеями и технологиями, устанавливается близость идей и технологий, заложенных в опыт, стремления, потребности, возможности коллектива и отдельных исполнителей. Очень желательно познакомиться с таким опытом в действии, в его наглядно представленной форме.

На третьем этапе происходит поиск и уточнение наиболее приемлемых вариантов использования, опыт другого адаптируется к конкретным условиям, включается в рабочую систему, перестраивается в той или иной степени, служит источником создания нового опыта. На этом этапе необходимо провести диагностику, внимательно наблюдать, обсуждать и, при необходимости, корректировать результаты. Принимается решение о расширении (или, наоборот, минимизации) процесса и даются рекомендации по дальнейшей работе.

Очень полезно сравнивать результаты, полученные шаг за шагом, с результатами создателей опыта и анализировать причины как успехов, так и неудач.

В заключение хотелось бы подчеркнуть очень значимые функции лучших практик в процессе психолого-педагогических исследований.

Что это за функции?

Прежде всего, передовой опыт, особенно при соотнесении и сравнении с массовым, служит источником для выявления противоречивых моментов в развитии практики, ее «точек роста», служит источником для выявления научных вопросов.

Передовой опыт также является фактором постоянной и эффективной связи между теорией и практикой. Именно благодаря передовому опыту наука доносится до масс наиболее эффективным и действенным образом. Именно благодаря передовому опыту перспективные научные идеи становятся осязаемыми, конкретными и привлекательными.

Важно, что лучшие практики и их результаты также служат инструментом убеждения не только педагогического коллектива, но и широкой общественности, работников государственного аппарата, инструментом воспитания общественного мнения, создают своего рода «фон внедрения» для продвижения инноваций в практику. Эту функцию совсем нельзя недооценивать, учитывая настоящий консерватизм и сильную инертность нашего общества в вопросах образования, воспитания и развития личности

Лучшие практики служат основой для реальных исследовательских проектов и возможностей их апробации; они во многом определяют содержание рекомендаций по улучшению практики.

Сложность отношений между элементами педагогической системы, их взаимодействие и взаимовлияние, возможности перестройки и рационализации всех элементов и отношений педагогической системы на современном этапе развития общественных наук не поддаются точным расчетам и прогнозам. Поэтому ни моделирование, ни экспериментальные работы, способствующие решению конкретных исследовательских задач, сами по себе не могут дать целостных, обобщенных и достаточно надежных результатов. Их может дать только опыт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: