Критерии и содержание общественного прогресса

Что значит прогрессивные взгляды

Великие разочарования

ХХ век с его мировыми войнами, глобальными кризисами, атомным оружием и экзистенциальной пустотой подорвал веру в светлое будущее. Философия этого времени заинтересовалась теневой стороной идеи прогресса, вскрывая присущую ей порочность.

Немецкие солдаты и осел в противогазах. 1915 г. Источник

Критические социальные философы Адорно и Хоркхаймер утверждали, что Просвещение изначально стремилось не к торжеству разума, а к подавлению природы самого человека с помощью науки и техники. Для Адорно Холокост стал мрачным завершающим аккордом Просвещения. В рациональном знании, о расширении которого неустанно заботились просветители, философы критической школы видели инструмент господства и власти — позднее эту тему подхватит Фуко.

Что такое прогрессивные взгляды и как их определить

Прогрессивные взгляды представляют собой набор идей, ценностей и установок, направленных на постоянное развитие и совершенствование общества. В центре прогрессивных взглядов лежит стремление к социальному и экономическому прогрессу, защите прав и свобод каждого человека, а также продвижению равенства и справедливости.

Определить, является ли человек прогрессивным, можно по его убеждениям, политическим взглядам и отношению к различным социальным вопросам

Прогрессивные люди обычно поддерживают идеи прогрессивной политики и реформ, готовы работать над преодолением социальных неравенств и дискриминации, а также признают важность экологической устойчивости и инноваций

Прогрессивные взгляды можно также определить по позиции человека в отношении традиционных ценностей и норм общества. Прогрессивно настроенные люди склонны относиться к ним с критикой и готовы предлагать новые, более современные и прогрессивные подходы к решению проблем.

  • Прогрессивные взгляды отличаются от консервативных тем, что последние стремятся сохранить традиции и сохранить статус-кво, а прогрессивные взгляды ориентированы на изменения и улучшения в обществе.
  • Поддержка равноправия, включая гендерное равенство, также является характерной чертой прогрессивных взглядов.
  • Прогрессивные взгляды открыты к идее межкультурного и межрасового взаимодействия и поддерживают свободу личного выбора человека.
  • Прогрессивное мышление связано с принятием новых информационных технологий и научных достижений, а также с учетом глобальных вызовов и проблем в мире.

Итак, прогрессивные взгляды включают в себя стремление к прогрессу и последовательность в деятельности для достижения справедливости, равенства и устойчивого развития общества.

Чтим ли мы идеи Чацкого в наше время?

Чацкий представляет собой типичного русского интеллигента, который стремится к переменам, справедливости и свободе

Он выступает против дворянской порочной среды, акцентирует внимание на обмане и лицемерии общественных деятелей. Чацкий всегда старается быть образцом прямоты и честности, и подобные идеалы важны и в наши дни

В эпоху информационных технологий и интернета, идеи Чацкого все еще актуальны. Мы живем в мире, где правда и ложь переплетаются, где наблюдается общественная коррупция и непризнание элементарных принципов справедливости. В этом контексте добродетели Чацкого — честность, чистота намерений, прямота и преданность истине — остаются путеводными звездами, которыми мы можем руководствоваться.

Однако, наш мир изменился с тех пор, когда жил Чацкий. Мы сталкиваемся с новыми вызовами и проблемами, и поэтому идеи Чацкого должны подвергаться тщательной проверке и адаптации. Мир стал более сложным и многообразным, и мы должны учитывать эту сложность при усвоении идей Чацкого.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что идеи Чацкого по-прежнему остаются ценными и актуальными в наше время. Эти идеи помогают нам ориентироваться в сложной реальности и сохранять принципы справедливости и честности. Однако, они также требуют адаптации и развития, чтобы в полной мере отвечать современным вызовам и требованиям общества.

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г. Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории. Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру. Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство. После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

Прогрессивные взгляды на экологию и устойчивое развитие

Прогрессивные взгляды на экологию и устойчивое развитие основаны на осознании необходимости заботы о природе и ответственного использования ресурсов. Они признают экологические проблемы и стремятся к созданию устойчивой и сбалансированной модели развития, которая удовлетворяет потребности современного общества, не ухудшая при этом условия жизни будущих поколений.

Прогрессивные взгляды на экологию подразумевают активную борьбу с загрязнением окружающей среды, сокращение выбросов вредных веществ и разработку экологически чистых технологий. Они также призывают к сохранению биологического разнообразия и естественных экосистем, а также к ответственному отношению к природным ресурсам.

Одним из ключевых принципов прогрессивных взглядов на экологию является понимание важности устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает учет экологических, экономических и социальных аспектов при принятии решений

Это означает, что развитие должно происходить в гармонии с природой, не нанося ей вреда, и учитывать интересы всех членов общества, включая будущие поколения.

Прогрессивные взгляды также выступают за экономическую модель, основанную на устойчивом потреблении и производстве. Они призывают к переходу от линейной экономики, где используется модель «изготовить-использовать-выбросить», к круговой экономике, где акцент делается на утилизации отходов, повторном использовании и эффективном использовании ресурсов.

Прогрессивные взгляды на экологию и устойчивое развитие также подразумевают принципы справедливости. Они отстаивают право всех людей на чистую воду, свежий воздух, безопасную пищу и здоровую среду обитания. Эти взгляды призывают к устранению неравенства в доступе к экологическим ресурсам и улучшению качества жизни всех членов общества.

В целом, прогрессивные взгляды на экологию и устойчивое развитие представляют собой стремление к гармонии между обществом и природой, нацеленное на сохранение природных ресурсов и обеспечение благополучия всех людей. Они являются основой для разработки политик и программ, направленных на создание устойчивой и уравновешенной модели развития в интересах всего человечества.

Этапы позитивизма

Первый этап (классический позитивизм)

Этап классического позитивизма, зарождения течения в 30–40 годы 19 века.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт.

Огюст Конт (1798–1857)

Однако первым, кто заговорил про науку как позитивную философию, был французский философ Анри Сен-Симон (1760–1825). Его труды внесли вклад в возникновение и развитие позитивизма.

Классический позитивизм критикует философию и метафизику, основное внимание уделяется наукам. Отрицается поиск первопричин, так как познание человечества, природы, общества должно происходить только научным путём, в частности с помощью физики

По мнению Конта, наука может постоянно развиваться. Основной наукой же Конт считал социологию. Она изучает общество и при этом лишена критического подхода, который свойственен философии. Соответственно, выводы от изучения будут объективными и чисто научными.

Конт в своей работе «Дух позитивной философии» (опубликована в 1844 году) выделяет три стадии развития человечества:

  • религиозную: при решении вопросов, выяснении первопричин появления и существования мира предпочтение отдаётся религиозному обоснованию;
  • метафизическую: человек пытается познать сущность вещей и первопричины событий, но в своём мышлении не опирается на факты. А место Бога занимают разумные существа или сверхъестественные силы;
  • научную (позитивную): на смену метафизике приходит наука и научное познание с помощью опыта и наблюдения.

Второй этап (эмпириокритицизм)

Второй этап начался в 70-е годы 19 века. На данном этапе развития позитивизм также именуют эмпириокритицизмом или махизмом.

Австрийский философ и учёный Эрнст Мах был активным представителем данного этапа развития позитивизма. Поэтому позитивизм на данном этапе ещё называют махизмом.

Эрнст Мах (1838–1916)

Вторым ярким представителем был швейцарский философ Рихард Авенариус.

Рихард Авенариус (1843–1896)

Оба философа подвергают критике научное познание и рассуждают о релятивизме. Это доктрина, согласно которой все знания относительны, а абсолютной истины нет, есть только идеи, в которые верит конкретный человек, поэтому они считаются истинными.

Происходит развитие психологии. Поэтому познание мира происходит больше с помощью ощущений и наблюдений.

Читайте подробнее про Релятивизм.

Третий этап (неопозитивизм)

Этап логического позитивизма сложился в 20-е годы 20 века.

Логический позитивизм основывается на логике, которая берётся из математики.

Представители неопозитивизма организовали Венский кружок во главе с немецко-австрийским философом Морицом Шликом. Это сообщество неопозитивистов, которые собирались в Вене с 20-х годов 19 века.

Среди других членов Венского кружка были: Рудольф Карнап, Курт Гёдель, Ханс Хан, Отто Нейрат и другие.

Мориц Шлик (1882–1936)

Неопозитивисты утверждали, что в каждом языке есть своя логика. Чтобы познать человека и мир в общем, нужно провести логический анализ языка.

Постпозитивизм

С 50-х годов 20 века и до настоящего времени принято говорить о постпозитивизме.

Представители постпозитивизма:

  • Карл Поппер;
  • Имре Лакатос;
  • Пол Карл Фейерабенд;
  • Томас Кун; и др.

Постпозитивисты по-прежнему опираются на науку.

Особое внимание уделяется научной методологии, т. е

каким образом осуществляется научная деятельность. Причём в широком понимании под наукой понимается любой процесс получения знаний. А выходит, что научное знание присутствует абсолютно во всех сферах жизни.

Постпозитивизм сосредоточен на разрешении существующих вопросов. Он не формулирует новые теории или концепции.

По мнению Поппера, научная теория — это та, которую можно опровергнуть, а не подтвердить. Потому как найти подтверждение можно даже ложным теориям, а опровергнуть необходимо лишь один раз.

Пацифизм

«Не бывает войны, в которой можно победить — это ложь, в которую мы больше не верим». Этой строкой в песне «Russians» Стинг хотел подчеркнуть, что в войнах большая часть народа только погибает и страдает, а не выигрывает.

Для человека вполне естественно стремление жить, а не умирать (тем более за интересы элит своей страны). Это не значит, что социал-демократы выступают за роспуск армии – армии нужны как страховка от чьей-либо агрессии (подавление диктаторами своих народов также может рассматриваться как агрессия). Однако нагнетание военной истерии, национализма, реваншизма неприемлемо для социал-демократов, потому что это ведёт к войне, а значит – к смерти невинных людей.

Значение прогрессивных взглядов в современном обществе

Прогрессивные взгляды играют важную роль в развитии современного общества. Они способствуют преодолению устаревших и консервативных идей, открывая новые горизонты для инноваций и изменений.

Прогрессивные взгляды предлагают новые подходы к проблемам и вызовам, с которыми сталкивается современное общество. Они учитывают не только традиционные аспекты, но и новые тенденции, такие как изменение социальных структур, развитие технологий и увеличение мобильности.

Прогрессивные взгляды способствуют созданию равноправного общества, где каждый человек имеет возможность развиваться и реализовывать свой потенциал независимо от пола, расы, национальности или социального статуса. Они поддерживают принципы гуманизма, свободы выражения, прав человека и защиты окружающей среды.

Прогрессивные взгляды способствуют инновациям и технологическому прогрессу. Они поддерживают развитие науки, образования и искусства, стимулируют исследования и открытия новых путей развития. Они поддерживают многообразие и включающий подход, который способствует созданию устойчивого и благополучного будущего.

Прогрессивные взгляды помогают бороться с неравенством, дискриминацией и другими социальными проблемами

Они признают важность разнообразия и равенства возможностей для всех людей, и стремятся создать общество, основанное на справедливости и солидарности

В целом, прогрессивные взгляды играют важную роль в изменении и развитии современного общества. Они помогают нам преодолевать ограничения прошлого, находить новые пути развития и создавать лучшее будущее для всех.

Просвещение продолжается?

Наш пессимизм — не что иное, как следствие когнитивных искажений, утверждает Пинкер в работах «Лучшее в нас» и «Просвещение продолжается». Мир представляется нам мрачным и стремительно ухудшающимся местом, потому что такую картину ежедневно транслируют СМИ. Но насколько эта картина отражает реальность? Новости по большей части освещают единичные события, которые сами по себе ничего не говорят о тенденциях. Если некто устроил стрельбу в школе, из этого еще не следует, что насилия в мире с каждым днем становится больше. Зато это событие гораздо быстрее попадет на первые полосы газет, чем скучные графики, отражающие реальное положение дел.

Дальше срабатывает то, что Пинкер вслед за коллегами-психологами называет «эвристикой доступности». Человек склонен считать более вероятным то событие, для которого ему легче вспомнить соответствующий пример. Поэтому, например, многие боятся летать на самолетах, но почти никто не боится ездить на автомобилях: авиакатастрофы случаются гораздо реже, но выглядят эффектнее и чаще освещаются в СМИ. Неудивительно, что под ежедневной атакой ярких, шокирующих и травмирующих новостей наше восприятие реальности искажается.

Как же оценить действительное положение вещей в мире? Ответ Пинкера прост: подсчитать.

Все согласны с тем, что жизнь лучше смерти, здоровье лучше болезни, свобода лучше тирании, грамотность лучше невежества. Эти показатели поддаются подсчету, и Пинкер на основе множества графиков и статистических выкладок демонстрирует, что современный мир вовсе не так плох, каким его изображают массмедиа. Средняя продолжительность жизни c XVIII века увеличилась с 29 лет до 71. Медицина в последние десятилетия становится доступной все большему количеству людей, включая самые бедные слои населения. Угроза терроризма, один из главных страхов начала этого века, статистически весьма незначительна. Жизнь стала не только здоровее и безопаснее, но и богаче: на долю среднего человека приходится несравнимо больше благ, чем в индустриальном XIX веке. Демократия продолжает распространяться во всем мире, а современные автократии гораздо менее репрессивны, чем тоталитарные режимы ХХ века.

Кому же мы обязаны нашим благополучием? Пинкер и здесь дает вполне определенный ответ: мыслителям эпохи Просвещения. Идеалы разума, науки, гуманизма и прогресса все еще движут человечество к светлому будущему — даже если нам кажется, что все наоборот.

Итак, прогресс продолжается? Проблема в том, что идеология, сконструированная Пинкером на основе подсчетов, в отрыве от последних теряет убедительность. Если болезней в мире становится меньше, а продолжительность жизни увеличивается, значит ли это, что проблема смерти однажды будет окончательно решена? Действительно ли смысл истории в том, чтобы непрерывно наращивать уровень житейского благополучия? Многие критики указывали на то, что процветание современного мира, основывающегося на идеях Просвещения, — скорее исключение, чем правило. Тогда в чем состоит правило? Можно ли вообще вывести какой-то положительный смысл из человеческой истории?

В заключительной, идеологической части работы о Просвещении Пинкер переходит на поучительные интонации проповедника, с важным видом излагающего банальности. Помните, что прогресс и гуманизм — это хорошо, регресс и религия — плохо, единичный случай — еще не тенденция, а войны и катастрофы — не конец света. Природа человека несовершенна, но в наших силах ее исправить с помощью даров Просвещения.

Главные идеи

Среди основных идей Нового времени можно выделить:

  1. Размышляющий субъект становится центром философского мировоззрения того периода.
  2. Методическое сомнение, согласно Декарту, — это инструмент, с помощью которого постигается истинное знание. Французский мыслитель считал, что все должно подвергаться сомнению и критически осмысляться. Единственное, что не поддается сомнению — это человеческое сознание. Именно об этом говорит известное изречение философа: «Мыслю, следовательно, существую».
  3. Индуктивно-эмпирическая модель, идея которой принадлежит Бэкону. Он считал, что поиск и постижение знания строится на основе опыта и индуктивного обобщения. По мнению английского философа, человеческий разум по своей природе не может быть инструментом познания вне опыта и его последующего анализа. Считалось, что помимо государственных и церковных законов, человек имеет свой собственный опыт, который постигается каждым индивидуально.
  4. Рационально-дедуктивный метод был основан Декартом в противопоставление идее Бэкона. Декарт считал, что в человеческом интеллекте хранятся врожденные знания и идеи, которые самостоятельны и не постигаются опытным путем. Следовательно, только разум имеет значение и лишь с его помощью можно открыть настоящую истину.

Первый позитивизм

Хотя в каждой стране позитивизм приобретает свои особенности, можно выделить ряд основных черт, которые позволяют говорить о позитивизме как о движении мысли.

  • в отличие от идеализма, позитивизм утверждает науку в качестве основной: мы знаем только то, что сообщают науки; единственный метод познания — естественный метод.
  • Естественный метод работает не только при изучении природы, но и при изучении общества.
  • именно поэтому социология, понимаемая как наука о «естественных фактах», т.е. о человеческих отношениях, является достаточно представительным продуктом философской программы позитивизма.
  • позитивизм возвысил науку как единственный способ решения всех проблем, которые мучили человечество на протяжении веков.
  • Всеобщий оптимизм характеризовал эпоху позитивизма с его верой в неизменность прогресса (иногда понимаемого как автоматический процесс, иногда как продукт человеческой изобретательности), в грядущее процветание и в человеческую солидарность.
  • позитивизм (за возможным исключением Дж. С. Милля) характеризуется некритичной, часто поспешной и поверхностной верой в непрерывный, беспрепятственный рост науки.

«Позитивизм» науки часто ассоциируется с борьбой против идеалистических и спиритуалистических интерпретаций реальности.

То есть, позитивизм отказывается признавать априорное знание как единственное средство получения достоверного знания. Позитивисты утверждают, что научные методы являются единственным средством научного познания. Позитивисты рассматривают науку как средство получения знаний и изменения мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности. Позитивисты считают, что наука способна выявить закономерности в процессах природы и общества, также для позитивизма характерна вера в прогресс.

Огюст Комте (1798—1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был учеником и секретарем (а позже ярым противником) Сен-Симона и выпускником знаменитой Политехнической школы (бывшей кузницы мятежников, позже преобразованной в Школу инженеров и техников). Интерес к математике не помешал ему читать работы английских эмпириков Дидро, Д’Алембера, Тюрго и Кондорсе. Комте часто называют основателем французского позитивизма и отцом социологии.

Основные идеи позитивизма содержатся в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в работе «Система позитивной политики» (1852 — 1854).

По мнению Комта, наука должна ограничиться описанием реальности, ее объектов и явлений, и отказаться от попыток постичь ее сущность.

В своем «Курсе позитивной философии» Комте пишет: «… Я считаю, что открыл великий фундаментальный закон, согласно которому с постоянной необходимостью историческая достоверность может быть установлена как нашими рациональными доказательствами, так и тщательным анализом прошлого. Этот закон заключается в том, что каждое из наших фундаментальных понятий обязательно проходит через три теоретически различные стадии: теологическую или фиктивную стадию; метафизическую или абстрактную стадию; научную или позитивную стадию….. Отсюда три вида философии, или концентрированных систем, обобщающих явления, которые являются взаимоисключающими. Первая — это отправная точка, необходимая для человеческого понимания… третья — это фиксированный и определенный этап, а второй призван служить переходной точкой».

Неопозитивизм

Третьей стадией развития становится неопозитивизм. Также его называют “аналитической философией”. Он сформировался в первых десятилетиях ХХ в. В этой философии сложился ряд отдельных направлений. Одним из них стал логический позитивизм — основоположники Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Они и ряд других ученых создали Венский кружок (сообщество), который издает журнал “Познание”. В нем продвигались идеи логического позитивизма. Также влиятельной была львовско-варшавская школа (К. Твардовский, А. Тарский).В основе их теории лежит проблема эмпирической (практической) осмысленности положений науки. Они говорят о том, что философия — это вид деятельности, цель которого — детальный анализ языков, а не общая теория познания или содержательная наука. Это направление в основу берет принцип верификации, который призывает искать эмпирические подтверждения понятий науки, высказанных в теории, сопоставляя их с конкретными объектами и данными. Основоположники отмечают, что утверждение науки должно подтверждаться опытом, если это не было сделано, значит — оно некорректно. Но так как не все науки могут быть подвержены подобному анализу, ряд ученых отказываются от этой идеи, и создается другое направление позитивизма.
Рис. 4. Представители позитивизма и неопозитивизма

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: