Презентация, доклад на тему: византия и славяне, славянизация балкан

Генетическая история балкан — от римской империи до славян | генофонд рф

История Славянизации Балкан

Первые упоминания о славянах на Балканах появились в VI веке, когда византийские и латинские источники упоминали о них как о новых поселенцах. Однако, миграция славян на Балканы началась задолго до этого времени. Она была связана с разделением славянской языковой группы и сопровождалась военными конфликтами с другими народами, которые уже жили на Балканах.

Миграция славян на Балканы была неоднородной и происходила в несколько волн. Первая волна мигрантов приходила из племен, которые занимались скотоводством. Они основали множество поселений и создали свои собственные государства, которые автономно управлялись и держались в относительной изоляции от других этнических групп.

Вторая волна миграции случилась в VIII — IX веках, когда славянские племена, основавшиеся в Балканском регионе, начали принимать волнистые нападения арабов. Это привело к перемешиванию народов и расширению территории славянских поселений.

Славянизация Балкан также была связана с нашествием болгар. Болгары, во главе с военачальником Кубратом, пересекли Дунай и основали Болгарское царство, которое распространялось на территорию современной Болгарии и части Северной Македонии. Болгары были тюркским народом, но со временем они славянизировались и приняли славянский язык и культуру. Их приход на Балканы оказал значительное влияние на процесс славянизации региона.

Славянизация Балкан оказала глубокое влияние на этническую и культурную картину региона. Славянский язык и культура стали доминирующими на Балканах, а население в значительной мере приняло славянскую идентичность. Балканы стали перекрестком различных культур и

Изменение карты Европы: расширение и перемещение славянских общин

Восточные славяне, такие как русские, украинцы и белорусы, развивались на востоке и северо-востоке Европы. Однако западные и южные славяне сосредоточились на Балканах, особенно в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии, Черногории и Македонии.

Исторические изменения, такие как миграции и политические сдвиги, сыграли важную роль в изменении карты Европы и славянских общин. Например, в VII — VIII веках славяне начали переселяться на южные территории Балканского полуострова, заселяя земли, оставленные римлянами и готами. Они основали множество древних славянских княжеств, которые со временем превратились в современные славянские страны.

В XIV — XV веках в Балканском регионе начала действовать Османская империя, которая оказала огромное влияние на славянские общины. Многие славянские земли были завоеваны турками, и славянский народ был подвергнут исламизации и турецкому влиянию.

Однако в XIX — XX веках славянские общины на Балканах возрождались и объединялись. Были проведены реформы и борьба за независимость, что привело к созданию новых славянских государств, таких как Чехословакия, Югославия и других.

Таким образом, расширение и перемещение славянских общин на Балканах и в других регионах Европы были неотъемлемой частью истории континента. В результате славянизации карты Европы формировались новые государства и этнические группы, которые влияют на современную политическую и культурную ситуацию в регионе.

Влияние славян на формирование балканских народов

Первые славянские племена появились на Балканах в VI веке. Они активно перемещались на запад и юг, образуя новые поселения и вливаясь в уже существующие общества. В процессе такого миграционного движения славян происходило взаимодействие с местными племенами, римскими и византийскими властями, что привело к формированию уникального культурного и этнического мозаичного поля на Балканах.

Славянский язык был одним из центральных факторов влияния на формирование балканской национальной идентичности. В результате такого влияния сформировались различные славянские диалекты, которые со временем превратились в отдельные языки балканских народов. Языковой барьер между славянами и местным населением также имел свое значение, поскольку он способствовал разделению и культурной и этнической специфике балканских нации.

Культурное влияние славян на балканспкие народы было также значительным. Самобытная славянская культура со своими обычаями, традициями, религией и мифологией влияла на формирование балканской этнической и культурной идентичности. Важную роль в этом процессе сыграл христианский миссионер Иринарх Соловецкий, который принес православную веру на Балканы и способствовал формированию славянских православных церквей.

Социальное и политическое влияние славян на формирование балканских народов также невозможно недооценить. Они вносили свои обычаи и правовые нормы, помогали в установлении новых социальных и политических структур. Монументальные сооружения и архитектура славян, такие как крепости и храмы, превратили Балканы в одно из центров славянской культуры и цивилизации.

Таким образом, влияние славян на формирование балканских народов было многогранным и оказало глубокое влияние на культурное, языковое, этническое и социальное развитие региона. Балканы стали общим домом для многих различных этнических групп, которые долгое время жили в мире и войне друг с другом, но в конечном итоге сформировали свою уникальную национальную идентичность.

литература

  • Флорин Курта: Создание славян. История и археология Нижнего Дуная, ок. 500-700. Издательство Кембриджского университета, Кембридж / Нью-Йорк, 2001.
  • Вальтер Поль : Аварцы. 2-е издание, CH Beck, Мюнхен 2002.
  • Майкл Уитби : Император Морис и его историк. Феофилакт Симокатта о персидской и балканской войне. Кларендон Пресс, Оксфорд 1988.
  • Франц Георг Майер (ред.): Byzanz (= Fischer Weltgeschichte . Том 13). Фишер Ташенбух, Франкфурт-на-Майне, 1973, стр. 139 и сл.
  • Спирос Врионис: Эволюция славянского общества и славянские вторжения в Грецию. Первое крупное нападение славян на Салоники, 597 г. н. Э. В: Hesperia 50, 1981, стр. 378 и сл.
  • Майкл Вейтманн: Славянское население Греческого полуострова. Вклад в историческую этнографию Юго-Восточной Европы . Р. Трофеник, Мюнхен, 1978. ISBN 3-87828-124-2 .

Как жили славяне под турецким игом

Последствия османского завоевания Балканского полуострова оказались ужасными. Были убиты или уведены для продажи в рабство десятки тысяч людей. Крупнейшие города были разрушены до основания.

Но жизнь продолжалась, и население порабощенных славянских земель должно было приспосабливаться к новым условиям. Турки хотели спокойствия в захваченных землях и исправного поступления налогов. Поэтому они сохранили на прежних должностях православных священников и епископов. Сохранялись и сельские общины с их прежними руководителями.

Однако положение христиан в Османской державе было тяжелым. Христиане платили гораздо бо́льшие, чем мусульмане, налоги. Они не имели права носить оружие, ездить верхом на коне и даже носить одежду синего и зеленого цветов, которую могли носить только мусульмане.

На многие века южные славяне, как греки и албанцы, оказались под турецким гнетом.

Итак, славяне Балканского полуострова уже в Средневековье создали свои государства. Но их самостоятельное развитие было прервано турецкими завоеваниями. Предстояла долгая борьба за независимость.

Слайд 4 Очень важным фактором, который обусловил своеобразие формирования российской

культуры, стало утверждение на Руси православия в качестве особой ветви христианства, которая была сосредоточена на духовности, приверженности устоявшимся традициям.С самых древних времен религия – носитель культурных ценностей, важный элемент культуры любого народа. Русь во время Владимира со всех сторон была окружена народами, которые имели свою письменность, развитые религии. Русь стремилась войти в этот мир и стала государством, при этом приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. На протяжении длительного отрезка времени, вплоть до ХХ в., христианство останется доминантой культуры.  

Социально-экономическая характеристика славянских племен

Общественный строй славян в период заселения Балкан был схож со строем германцев времен Тацита. Славяне расселялись в лесах, или около рек, озер или болот. Они предпочитали строить жилище в труднодоступных местах. Поселки славян представляли собой несколько хижин и хозяйственных строений, расположенных на некотором удалении друг от друга, так как уровень развития хозяйства и орудий труда требовал значительных площадей для каждой семьи. Сама семья состояла из главы, нескольких взрослых сыновей и их семей. Несколько семей, занимавших определенную территорию, образовывали общину. Несколько соседних общин составляли племя. Каждое племя занимало особый округ, именуемый жупой. Существовали советы старейшин и народные собрания.

Основу хозяйства славян составляло земледелие. Однако в зависимости от природных условий предпочтение отдавалось различным видам хозяйствования. Земледелие было или подсечным, или связанным с выкорчевкой леса. В поселениях, расположенных близ водоемов, значительная роль отводилась рыбной ловле. В лесных районах были распространены охота и бортничество. На Балканах также получило широкое распространение скотоводство. Высокий уровень развития земледелия у славян отмечали византийские авторы. Земля обрабатывалась быками, запряженными в плуги с железными наконечниками. Широко использовалась соха. Хлеб убирали серпами, зерно хранили в специальных ямах.

Ремесло у славян тоже достигло высокого уровня. Предметы быта изготавливались из глины, дерева, кости, рога. Существовало текстильное производство. Из металла производились орудия земледелия и оружие. Из цветных металлов также изготавливались украшения. Славянские племена, жившие на берегу моря либо на водных путях, умели строить лодки-однодревки, используемые для дальних путешествий. Была развита торговля. Своим соседям славяне продавали рабов-военнопленных, сами покупали оружие, украшения, драгоценные металлы. При расчетах использовались иностранные монеты.

Войны с Византией усиливали военную организацию славян. Племенные старейшины и вожди военных дружин становились военно-феодальной верхушкой общества, а захват земель и богатств способствовали расслоению общества и разложению первобытно-общинного строя. Воюя с Византией, славяне начали создавать племенные объединения, а затем и государственные образования. Именно на территории бывших византийских провинций появились первые государственные образования славян.

Временный конец славянских переселений

Цезура иного рода испытала славянские поезда, а также процесс возможного поселения с 591 г. и далее в результате балканских походов Маурикиоса , которые предотвратили дальнейшие набеги славян на Балканы, за одним исключением зимой 593/594 г. Император Маурикий (582–602) заключил выгодный мир с Сасанидами и отныне сосредоточился на Балканах. Славяне, как и их аварские правители, были вынуждены защищаться, и последние неоднократно терпели поражение от римлян даже в их собственной глубинке к северу от Дуная.

Маурикию удалось как первый император со времен Анастасия (491-518) прояснить ситуацию на Балканах и предотвратить набеги аварцев и славян. Таким образом, римские балканские провинции были на пороге возможного восстановления. Армяне должны были быть заселены как укрепленные земледельцы на Балканах, а славяне, которые уже иммигрировали, должны были быть романизированы. Однако с его падением в 602 году это стало столь же бесполезным, как и продолжение кампаний. Новому императору Фокасу (602–610) пришлось снова сражаться против персов, которые смогли оккупировать Армению на первом этапе войны . Кроме того, мятеж против эксцессов кампании привел его к власти. По указанным причинам Фока была вынуждена отказаться от агрессивной обороны, а также от поселения армянских фермеров-крепостей.

Старое предположение о том, что римское правление рухнуло сразу после его захвата власти, вероятно, ошибочно. Фока, возможно, бездействовала на Балканах и вполне могла перебросить войска с Балкан на персидский фронт, но, возможно, одно только ее фракийское происхождение говорит против полного разоблачения Балкан . Коллапс во время его правления в результате славянских нашествий не подтверждается археологическими находками, такими как накопление монет. Напротив, сегодня представляется возможным дальнейшее восстановление балканских провинций под властью Фоки. В результате славянское завоевание было отложено более чем на два десятилетия благодаря Маурикию и, возможно, также благодаря Фоке.

Литература

  • Нидерле Л. Быт и культура древних славян. — М.: Вече, 2013. — 288 с. — ISBN 978-5-4444-1038-7.
  • Нидерле Л. Славянские древности. — М.: Новый Акрополь, 2013. — 752 с. — ISBN 978-5-91896-047-9.
  • Седов В. В. Славяне: историко-археологическое исследование. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 624 с. — ISBN 5-94457-065-2.
  • Фома Сплитский. История архиепископов Салон и Сплита. — М.: Индрик, 1997. — 320 с. — ISBN 5-85759-063-9.
  • Чиркович Сима. История сербов. — М.: Весь мир, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
  • Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму / Иванов В. В., Нерознак В. П., Топоров В. Н., Цивьян Т. В.. — М.: Наука, 1986.
  • Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней / Литаврин Г. Г.. — М.: Наука, 1987. — 568 с.
  • История Югославии / Редакционная коллегия: Ю. В. Бромлей, И. С. Достян, В. Г. Карасев, С. А. Никитин. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. — Т. 1. — 736 с.
  • История южных и западных славян / Матвеев Г. Ф., Ненашева З. С.. — М.: Издательство Московского университета, 2008. — Т. 1. — 688 с. — ISBN 978-5-211-05388-5.
  • Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней / Литаврин Г. Г.. — М.: Наука, 1987.
  • Листая страницы сербской истории / Е. Ю. Гуськова. — М.: Индрик, 2014. — 368 с. — ISBN 978-5-91674-301-2.
  • Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. — М.: Наука, 1982.
  • Раннефеодальные государства на Балканах VI—XII вв. / Литаврин Г. Г.. — М.: Наука, 1985. — 363 с.
  • Свод древнейших письменных известий о славянах (I—VI вв.) / Гиндин Л. А., Иванов С. А., Литаврин Г. Г., Чичуров И. С.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 1994. — Т. I. — 472 с. — ISBN 5-02-017849-2.
  • Становление славянского мира и Византия в эпоху раннего Средневековья. Сборник тезисов / Литаврин Г. Г., Флоря Б. Н., Акимова О. А.. — М.: Наука, 2001.
  • Формирование раннефеодальных славянских народностей / Королюк В. Д.. — М.: Наука, 1981. — 289 с.
  • Этногенез, ранняя этническая история и культура славян / Толстой Н. И., Литаврин Г. Г., Иванов В. В., Иванов С. А.. — М.: Наука, 1985.

Районный поселок из 612 г.

Падение Фоки в 610 году, но прежде всего тяжелые поражения, которые имперские войска потерпели на Востоке с 611 года, очевидно, были знаком нового ухода славян. Когда новому императору Гераклию (610–641) пришлось использовать все войска на востоке против персов, славяне вместе с аварами, вероятно, возобновили свои вторжения на Балканы с 612 г. (по другим данным только с 615 г.). Несмотря на возможное временное восстановление, балканские провинции все еще были значительно слабее, чем в конце 570-х годов. В отличие от того времени, не было региональной армии Восточной Римской империи, которая могла бы остановить атаки, потому что magister militum per Thracias больше не имел значительных войск и, учитывая катастрофическую ситуацию на персидском фронте, не мог рассчитывать на подкрепление. Поэтому авары и славяне практически беспрепятственно наводнили Балканы. Когда какая область была захвачена, не может быть восстановлено на основе текущих источников. Выделяются только отдельные события; например, разрушение Новы где-то после 613 года, завоевание Найсса и Сердики, а также разрушение Юстинианы Прима в 615 году, три осады Салоников (612 (?), 615 и 617), битва при Гераклее на море. Мармара 619 г., набеги на Крит 623 г. и осада Константинополя (626 г.) в союзе с персами. Возможная добыча была сделана в короткие сроки, и часть римского населения была депортирована аварами в Паннонию . Это дало славянам возможность уклониться от владычества авар, поселившись и переключившись на земледелие в непроходимых районах Балкан. Около 620 археологических находок доказывают поселение славян в безлюдных регионах Балкан. Это коснулось всего Балканского полуострова, за исключением южной Фракии и запада Пелопоннеса. После того, как авары, теперь союзные персам, отошли от стен Константинополя в 626 г., славянские племена на Балканах восстали против них и формально признали верховенство Восточной Римской империи. Кроме того, Herakleios специально урегулировал сербов в Иллирии и хорватов в Далмации и к югу от Паннонии в качестве федератов против аваров (хотя нет никаких исторических источников , которые упоминают имена «сербов» или «хорваты» в данный момент времени). В результате большинству славян удалось избежать пошатнувшейся аварской власти. Поселение славян в сельской местности шло рука об руку не только с упадком господства авар, но и с изменением отношений с остатками римского провинциального населения и восточно-римско-византийским правительством. Фаза великих кампаний завершилась, несмотря на незначительные сражения. Следующий период характеризовался скорее миграцией и расселением множества небольших автономных групп.

Дальнейшие события

Образование соседских общин сопровождалось сменой племенного деления территориальным. В ходе переселения славян их племена перемешивались, а племенные связи разрывались. Об этом свидетельствует сохранение в разных частях Балканского полуострова топонимов, производных от таких, например, названий племен, как дулебы и хорваты. При заселении полуострова происходило территориальное размежевание племен. В результате принадлежность к племени определялась уже не столько родством, сколько проживанием на соответствующей территории. В основном племена получали наименование от занимаемой территории. Об этом свидетельствует появление таких племенных названий, как тимочане, жившие в бассейне реки Тимок; струмляне, поселившиеся в бассейне реки Струмы; неретвляне, жившие между устьями рек Неретвы и Цетины; травуняне, получившие своё имя от прежнего названия области Трибуний (между современными Дубровником и Котором), и т. д. Постепенно племенное деление было заменено административно-территориальными единицами, которые назывались жупами. Как правило, их центром был укрепленный пункт — «град». При сооружении «градов» южные славяне зачастую использовали сохранившиеся от римского времени остатки крепостей.

Наиболее могущественным князьям-жупанам в VII—VIII веках удалось, опираясь на свои дружины, распространить власть на несколько племен, и, таким образом, объединить занимаемую ими территорию. Эти союзы племен уже были значительно более прочными политическими образованиями, нежели те, которые временно возникали у славян в период переселения. Византийцы называли их склавиниями. Известно, что первоначально византийцы называли так славянские территории на левом берегу Дуная.

Спустя некоторое время византийцы начали контрнаступление на утерянные земли. Первоначально они отвоевывали земли вокруг приморских городов, однако затем начали походы вглубь полуострова. Завоеванные славянские княжества византийские императоры обычно превращали в военно-административные единицы — фемы. Фему возглавлял стратег, назначаемый непосредственно императором. Особенно крупные завоевания византийцы сделали в период правления Юстиниана II в конце VII столетия.

Как Балканы попали под власть турок-османов

В войнах с Сербией и Болгарией Византийская империя часто использовала помощь турок-османов. Они создали свое государство в Малой Азии, некогда принадлежавшей Византии. Османские султаны (правители) начали объединять под своей властью другие турецкие государства.

Постепенно они стали продвигаться на запад, захватывая византийские владения. В середине XIV в. разгорелась ожесточенная борьба за власть в империи. Это позволило туркам перейти к завоеваниям на Балканском полуострове.

Оставив Константинополь у себя в тылу, турки двинулись на государства южных славян. Несмотря на страшную угрозу, славянские правители не смогли образовать военный союз. К концу XIV в. турки захватили все болгарские земли.

Сербы и боснийцы (южнославянский народ, имевший в то время свое небольшое государство) попытались остановить завоевателей.

15 июня 1389 г. на Косовом поле произошло решающее сражение. Сильной турецкой армии противостояло намного уступавшее в численности войско сербов и боснийцев. В итоге войско славян потерпело на Косовом поле жестокое поражение.

Вскоре турки подчинили все балканские государства. А в 1453 г. после захвата турками-османами Константинополя перестала существовать некогда могущественная Византийская империя.

Миграция и освоение: славянское нашествие на Балканы

Славянское нашествие на Балканский полуостров, происходившее в VI-VII веках, имело значительное влияние на историю региона. Миграция славянских племен вызвала изменения в демографической и этнической структуре населения Балкан, а также повлияла на формирование культурных и политических традиций.

Процесс славянизации Балканского полуострова начался с освоения новых территорий славянскими племенами. Они в основном занимались земледелием, скотоводством и рыболовством, что в сочетании с благоприятными климатическими условиями позволило им успешно адаптироваться к новой среде.

Славяне, освоившие Балканы, образовали множество малых государств, известных как славянские острова. В этих государствах развивались славянские культура, язык и традиции. Славянская культура смешивалась с уже существовавшими на Балканском полуострове греческой, римской и протокатолической культурами, что привело к формированию своеобразного культурного синтеза.

Последствия славянизации Балкан
1. Изменение этнической структуры и национального состава населения Балканского полуострова.
2. Формирование славянских государств и культурных центров на Балканах.
3. Смешение славянской культуры с греческой, римской и протокатолической культурами.
4. Развитие славянского языка и литературы на Балканском полуострове.

Славянизация Балкан имела далеко идущие последствия для истории и культуры региона. Славянское население стало одним из основных этнических компонентов Балканского полуострова, а славянский язык стал одним из доминирующих языков региона.

Славянское нашествие на Балканский полуостров имело важное значение для формирования современной культурной и геополитической обстановки в Южной Европе. Оно стало одной из важных глав в истории Балканского региона и продолжает оказывать влияние на его развитие и сегодня

Слайд 18Заключение В Х-ХIII в. происходил сложный слом с точки

зрения психологии верований язычества и становление представлений о христианстве, преображались духовные и нравственные приоритеты. Церковь стала центром жизни общества, проповедовала новую идею, новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека. С момента принятия христианства Русь также вступает в эпоху освоения античного наследия, но не с помощью римских, лежащих уже около тысячи лет разрушенными ценностей, а с помощью культуры Греции, которая по большей части была сохранена Византией. Христианство дало Руси письменность. Введение христианства на Руси сразу же привело к ощутимым изменениям в сфере быта людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: