Разновидности опосредованного общения: основные типы и примеры

Опосредование в психологии и его принципы – какие функции у процесса

Принципы опосредованного общения

1. Наличие посредника. Опосредованное общение предполагает наличие посредника, который осуществляет передачу информации между участниками коммуникации. Посредник может быть представлен как человеком, так и техническим устройством — например, телефоном, компьютером или другими электронными устройствами.

2. Расстояние между участниками

Опосредованное общение особенно важно в случаях, когда участники находятся на больших расстояниях друг от друга. Например, при общении через телефон или интернет, участники могут находиться в разных городах или даже странах

Опосредованное общение позволяет сократить пространственное расстояние и облегчить коммуникацию в таких случаях.

3. Отсутствие прямого контакта. В отличие от прямого общения, опосредованная коммуникация не предполагает прямого физического контакта между участниками. Они обмениваются сообщениями или контактируют друг с другом с помощью технических средств, таких как телефон или компьютер. Это позволяет избежать прямой физической интеракции и дает большую свободу участникам коммуникации.

4. Возможность сохранения и анализа информации. Одним из преимуществ опосредованного общения является возможность сохранения информации и последующего анализа. Например, при общении через электронную почту или мессенджеры, сообщения могут быть сохранены и использованы в будущем. Это позволяет участникам коммуникации вести долговременные дискуссии и проводить анализы прошлых общений.

5. Использование невербальных средств коммуникации. Несмотря на то, что при опосредованном общении отсутствует прямой физический контакт, участники коммуникации все равно могут использовать невербальные средства для передачи информации. Например, с помощью эмодзи, смайликов или знаков пунктуации можно выразить эмоции и оттенки значения сообщений.

Опосредованное общение играет важную роль в современном мире, позволяя людям свободно обмениваться информацией, независимо от места нахождения и времени. Соблюдение принципов опосредованного общения способствует эффективному взаимодействию и созданию качественных коммуникационных связей.

Вопрос 8.

Эффективность групповой деятельности:

Эффективность зависит от сплоченности группы, от стиля руководства, влияния на эффективность способа принятия групповых решений.

В действительности производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности – это удовлетворение членов группы совместным трудом.

Группы, находясь на разных стадиях развития, должны обладать разной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач.

Сплоченность группы:

  1. Формирование связей в группе, которые позволяют внешне

заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложную психическую организацию, живущую по своим законам.

  1. Процесс возникновения сходных ориентаций членов группы

по отношению к каким-то значимым для них ценностям.

  1. Совместная деятельность членов группы.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое – встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное – в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример – воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое – человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия – беседа врача и пациента;
  • инструментальное – его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное – люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель – укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Определение и основные концепции

В основе опосредованного общения лежит идея передачи информации путем использования инструментов и промежуточных ресурсов. Это означает, что для достижения взаимодействия между людьми используются различные средства и технологии, такие как телефоны, компьютеры, интернет и другие.

Опосредованное общение может быть реализовано с помощью разных методов и моделей, включая электронную почту, текстовые сообщения, видеозвонки и другие. Каждый из этих методов предоставляет разнообразные возможности для обмена информацией и поддержки коммуникации между людьми.

Однако опосредованное общение имеет и свои ограничения. К примеру, оно может быть менее эффективным и эмоционально насыщенным по сравнению с прямым общением, так как передача информации происходит через какой-то посредник. Также могут возникать проблемы с достоверностью и точностью передаваемой информации, особенно при использовании интернет-средств коммуникации.

Преимущества опосредованного общения: Ограничения опосредованного общения:
— Возможность преодоления пространственных и временных ограничений — Меньшая эффективность и эмоциональная насыщенность
— Простота и удобство использования средств коммуникации — Проблемы с достоверностью и точностью информации
— Возможность сохранения истории коммуникации — Ограниченная возможность использования невербальных сигналов

В целом, опосредованное общение является неотъемлемой частью современной жизни, предоставляющей людям удобные и эффективные средства для взаимодействия и общения

Важно правильно использовать эти средства, учитывая их особенности и ограничения, чтобы достичь наилучшего результата в общении

Что такое опосредованное общение?

Опосредованное общение может происходить с помощью различных средств, таких как письменный язык, телефон, интернет-сообщения, социальные сети, электронная почта и другие. Использование этих инструментов позволяет людям передавать информацию на расстоянии, что делает коммуникацию более гибкой и удобной.

Однако, опосредованное общение имеет свои особенности. Часто в такой коммуникации возникают проблемы связанные с недостаточностью передаваемой информации, неуместностью использования некоторых средств передачи или неправильным ее восприятием

Важно уметь адаптироваться к таким условиям и применять эффективные стратегии для создания понимания и успешного общения

Опосредованное общение является неотъемлемой частью современного общества и играет важную роль в нашей жизни. Оно помогает нам связываться с другими людьми, делиться информацией, и установить контакт и находясь на большом расстоянии.

Различные формы опосредованного общения

Форма общения Описание
Электронная почта Позволяет отправлять письма и сообщения на электронные адреса получателей. Это одна из самых популярных форм опосредованного общения в настоящее время.
Социальные сети Пользователи могут обмениваться сообщениями, фотографиями и видео через платформы социальных сетей, таких как Facebook, Instagram, Twitter и другие.
Видеоконференции Позволяют участникам проводить встречи и обсуждать важные вопросы, используя видеосвязь через Интернет.
Телефонные звонки Связь с помощью телефонных звонков осуществляется с использованием подключения к сети мобильной связи или Интернету.
Сообщения в мессенджерах Мессенджеры, такие как WhatsApp, Viber, Telegram и другие, позволяют пользователям обмениваться текстовыми сообщениями, фотографиями, видеозаписями и звуковыми сообщениями.

Все эти формы опосредованного общения имеют свои преимущества и недостатки. Выбор определенной формы зависит от целей коммуникации, доступности технологий и предпочтений участников общения.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель – аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное – управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип – быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное – манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа – не раздражать окружающих;
  • соревновательное – для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка – побеждать любой ценой;
  • безразличное – манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Функции общения

Общение выполняет следующие важные функции в человеческом обществе:

  1. Обмен информацией. Люди быстрее и лучше познают себя и окружающий мир благодаря возможности делиться друг с другом полученными знаниями, накопленным опытом.
  2. Побуждение к деятельности. С помощью общения люди побуждают других к определенным действиям, вдохновляют их выполнять свои обязанности, оказывать помощь обществу.
  3. Передача эмоций. Через различные средства общения люди обмениваются друг с другом своими переживаниями, чувствами, впечатлениями.

Кроме того, общение выполняет еще несколько важных функций: установление контактов между людьми, достижение взаимопонимания, формирование и развитие личности.

От того, насколько удачно будет происходить процесс общения, зависит установление положительной или отрицательной обратной связи между собеседниками. Нередко общение приводит к непониманию и возникновению конфликтов на этой почве. Из конфликта можно выйти путем взаимных уступок (компромисса) либо ухода от дальнейшего контакта, беседы с зачинщиком конфликта.

Чтобы в обществе возникало как можно меньше конфликтов, собеседники уважали и понимали друг друга, был создан этикет, как основа для межличностного общения.

Вопрос 2

Коммуникативная сторона общения:

Основная цель информационно обменного общения – это выработка общего смысла и единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций и проблем. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменом информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В связи с этим говорят о существовании барьера, возникающего в процессе коммуникации.

Коммуникационный барьер – это психологическое препятствие на пути от нехватки передачи информации между партнерами по общению (быстрая речь).

В процессе общения обмен информации осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. На вербальном уровне используется человеческая речь. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулирующий процесс общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту и направлять толкование слов в определенную сторону, выражать эмоции, оценки, смысловые ситуации, принятую роль.

10 стр., 4700 слов

Социально-психологические особенности общения в группах и коллективах.

… бизнеса. Деловое общение в рабочей группе – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией … признание участниками друг друга на основе общности интересов, идеалов, принципов. Специфика отношений между людьми … в круг постоянного или периодического общения, регулярно рассматриваются только официальные вопросы. Обычно в него входят руководитель, …

Виды невербальных средств общения:

  1. Визуальный вид (кинесика – движения рук, головы, походка, выражение лица, глаз, поза, направление взгляда, кожные реакции, проксемика – это пространственная не временная организация общения – расстояние между собеседниками).
  2. Акустический вид (качество голоса, диапазон, тональность).
  3. Тактильный вид (тапесика – прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).
  4. Ольфакторный вид (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и неестественные запахи человека).

Функции общения

Информационная функция

Мы хотим информировать других людей о том, что знаем — фактами, информацией и знаниями. В школе большая часть нашей устной деятельности направлена на получение и предоставление информации для развития или совершенствования наших знаний и навыков, а также для усвоения хороших ценностей. В социальных организациях информация распространяется, чтобы направлять людей в процессах и процедурах, необходимых для эффективной и результативной работы.

Инструктивная функция

Пожилые люди, люди, владеющие важной информацией, и люди более высокого ранга общаются, чтобы проинструктировать людей о том, что делать, когда и где это делать, а также о том, почему и как это делать

Функция убеждения

Вы можете обнаружить, что хотите повлиять на мнение других, чтобы они поверили и приняли вашу позицию или заявление по вопросу или проблеме; поэтому вы думаете о стратегиях, как убедить их изменить свою точку зрения или мнение и принять соответствующее решение.

Мотивационная функция

Мы общаемся, чтобы побудить и направить людей действовать и достигать своих целей или целей в жизни. В процессе мы используем позитивный язык, чтобы дать им понять, что их действия ведут их к чему-то полезному для их существования.

Терапевтическая функция или эмоциональное выражение

Общение является лечебным и служит для поддержания хорошего здоровья. Иногда поговорить с человеком не значит попросить его о помощи; мы разговариваем с другим человеком только для того, чтобы выразить свои чувства. После беседы мы оказываемся в гораздо лучшем состоянии, чтобы обдумать беспокоящие нас вопросы.

Регулирование или контроль

Люди используют общение, чтобы сохранять контроль над отношением и поведением других людей. Родители используют его, чтобы направлять, вдохновлять или ругать детей, когда они теряют контроль над своим расписанием, учебой и отношениями. В школе учителя и администраторы используют общение, чтобы направить усилия учеников в положительное русло, чтобы освоить новые навыки, получить больше знаний, развить компетенции и усвоить хорошие ценности. На рабочем месте лидеры и менеджеры используют общение для поддержания контроля над своими сотрудниками и их рабочей средой или для поощрения их в работе. Средства массовой информации используют коммуникацию, чтобы побудить общественность покровительствовать новому продукту или услуге, поддержать правозащитную деятельность или выступить против какого-либо дела или даже отстранить государственных чиновников от должности.

Социальное взаимодействие

Общение помогает нам начинать, поддерживать, регулировать или даже прекращать отношения с другими людьми. Обычно мы создаем благоприятный климат дома, в школе и на работе, приветствуя окружающих нас людей и обмениваясь с ними любезностями. Мы также показываем, как мы приветствуем новых одноклассников или коллег, улыбаясь им и разговаривая с ними на любую тему с намерением узнать друг друга и почувствовать, что «мы принадлежим друг другу». Точно так же мы избегаем общения с человеком, когда наши отношения с ним портятся. Наш невербальный язык говорит другому человеку, что мы используем общение, чтобы перестать общаться с ним/ней.

Более того, общение помогает нам понять не только окружающих нас людей, но и самих себя. Мы можем исследовать себя за счет того, как люди реагируют на наши слова и действия. Мы также понимаем отношение и поведение других людей, наблюдая за их действиями и прислушиваясь к их мнениям, убеждениям, предпочтениям и чувствам. Большинство отношений подпитываются и углубляются, когда коммуникаторы охотно делятся своими мыслями, идеями и чувствами с другими, побуждая их исследовать себя, чтобы ассимилировать и приспособиться к различиям во взглядах. Такие усилия приводят к более значимым отношениям.

Представительское и ролевое общение

И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль). Представительское общение

Представительское общение

Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т.к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).

Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.

Разница между непосредственным и опосредованным общением

Непосредственное общение предполагает прямой контакт между людьми без вмешательства каких-либо посредников. В таком типе общения информация передается непосредственно, с помощью голоса, жестов или физического взаимодействия. Примерами непосредственного общения могут быть разговоры вживую, собрания, встречи и просто разговоры вдвоем.

Опосредованное общение, наоборот, происходит с использованием различных посредников или технических средств. В таком типе общения информация передается с помощью письменного сообщения, телефонного разговора, электронной почты, социальных сетей или других форм коммуникации. Обычно в опосредованном общении отсутствует непосредственный контакт и пространственное расстояние между коммуницирующими сторонами играет роль.

Разница между двумя типами общения заключается в том, что в непосредственном общении люди имеют возможность наблюдать выражение лица, жесты и интонацию собеседника, что позволяет лучше понять его эмоции и намерения. Опосредованное общение, в свою очередь, может быть более удобным, так как позволяет общаться из любой точки мира в любое время.

Выбор между непосредственным и опосредованным общением зависит от целей и задач коммуникации, а также индивидуальных предпочтений людей. В некоторых случаях, например, при необходимости передать сложную информацию, предпочтительнее использовать опосредованное общение для более четкого и точного передачи сообщения, в то время как в других ситуациях, например, при выражении эмоций и установлении близких отношений, непосредственное общение может быть более эффективным и приятным.

Уровни общения

Уровни общения зависят от культуры собеседников, их моральных и личностных качеств, коммуникативной ситуации и социума. Существуют разные классификации уровней общения. Обратимся к более новому разделению уровней по Е. В. Андриенко, от 2000 года:

  • фатический;
  • информационный;
  • личностный.

Фатический 

Фатический уровень коммуникации подразумевает взаимообмен репликами, которые направлены на сохранение разговора и не несут никакой серьезной смысловой нагрузки. Это уровень вынужденного общения, когда собеседники друг другу не интересны, но продолжают разговор, например, по причине скуки.

Информационный

Информационный уровень предполагает обмен новыми данными, темами, которые интересуют собеседников. такой уровень общения наблюдается при контактах с друзьями или когда люди объединены общей деятельностью. 

Личностный

Личностный уровень общения в некоторых классификациях называют духовным. Данный этап коммуникации характеризуется глубоким взаимодействием, раскрывающим собеседникам их личностные качества, мировоззрения. Возникновение такого уровня тесно связано с такими чувствами и ощущениями, как: любовь, вдохновение, озарение, счастье. 

Личностный уровень общения положительно влияет на формирование нравственности в обществе. 

Убеждающая модель общения.

 Эта
модель позволяет сделать участников
общения своими единомышленниками, выйти
из той или иной ситуации с наибольшей
продуктивностью. Однако
убеждение

— это сложный коммуникативный процесс,
и не каждому удается пользоваться этой
моделью общения с максимальной
эффективностью.

Известно,
что убеждение было формализовано как
определенная концепция более двух тысяч
лет назад греками, которые сделалириторику
(от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но
малосодержательная речь)
— искусство
использовать речь эффективно и убедительно
— частью своей системы образования.
Аристотель первым ввел понятия «этос»,
«логос» и «пафос», которые в приблизительном
переводе означают «надежность источников»,
«логичные доводы» и «эмоциональный
призыв». Все это — необходимые составляющие
убеждающей модели общения.

Убеждение— это
коммуникативный процесс, в котором
коммуникатор пытается вызвать изменение
в убеждениях, отношении или поведении
другого индивидуума или группы
индивидуумов через передачу сообщения
в таком контексте, где убеждаемый имеет
некоторую степень свободы выбора. В
литературе описаны базовые принципы,
влияющие на убеждение. Среди них
предпочтительны устные, позитивные
сообщения, сдержанно эмоциональные
обращения, логические выводы, опирающиеся
на факты и веские аргументы, удовлетворение
альтруистических потребностей человека,
ораторское мастерство.

Наиболее
трудная задача убеждения — это превратить
противоположные мнения по поводу тех
или иных действий, решений в совпадающие.
Люди делают обобщение на основе личного
опыта и того, что говорят им члены их
группы. Убеждение происходит гораздо
легче, если сообщение совместимо с общей
позицией по отношению к тому или иному
предмету, ситуации, проблеме. Самая
легкая форма убеждения — это коммуникация,
усиливающая благоприятные мнения и
позиции. Каждому участнику общения
необходимо осуществлять непрерывные
усилия по поддержанию запаса
доброжелательности и таким образом
превентивно создавать условия для
эффективной совместной деятельности.

Убеждение— это
также метод воздействия на сознание личности
через обращение к ее собственному
критическому суждению. Чтобы убедить
в чем-либо профессиональных партнеров,
коллег, чей интеллект, как правило,
высоко развит, участникам общения
необходимо использовать специальные
коммуникативные техники. Результат
убеждения считается успешным тогда,
когда собеседник в состоянии самостоятельно
обосновать принятое им решение или
мнение, оценить положительные и
отрицательные его стороны, а также
возможности и последствия других
вариантов и решений.

В
процессе общения следует помнить, что
убеждение как коммуникативная техника
более убедительно и действенно в
следующих ситуациях:

в рамках одной потребности;

при малой интенсивности эмоций;
— с
интеллектуально развитым партнером.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: