Философский роман

"обломов" - социально-психологический роман

Известные примеры социально-философских романов

Роман «1984» Джорджа Оруэлла является одним из самых известных примеров социально-философской литературы. В этом произведении автор исследует тему тоталитаризма и контроля над человеческим мышлением. Он представляет читателям мрачное будущее, где государство следит за каждым шагом своих граждан, подавляет свободную мысль и подчиняет их волю своей системе контроля. Роман вызывает серьезное обсуждение вопросов личной свободы, прав человека и тирании государства.

«О дивный новый мир» — Олдос Хаксли

В романе «О дивный новый мир» Олдос Хаксли исследует тему науки, технологического прогресса и его влияния на общество. Автор представляет читателям утопическое будущее, в котором государство контролирует все аспекты жизни, в том числе и человеческие эмоции и восприятие

Он обращает внимание на потерю личности и идентичности в идеальном обществе, что ведет к запрограммированному и подчиненному поведению людей

«Преступление и наказание» — Федор Достоевский

Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского является примером социально-философской литературы в русской классической культуре. Автор исследует связь между преступлением, наказанием и человеческой совестью. Он поднимает вопросы моральной ответственности, справедливости и ценностей в обществе. Роман также обращается к переживаниям и внутреннему мироощущению главного героя, Родиона Раскольникова, и его внутренней борьбе с собой.

«451 градус по Фаренгейту» — Рэй Брэдбери

В романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери исследует тему потери свободы мысли и ценности литературы в технологическом обществе. Он представляет читателям мрачное будущее, где книги запрещены и сжигаются, а люди отвлекаются от реальности телевизорами и развлекательными программами. Роман поднимает важные вопросы о силе слова, значении интеллектуального развития и необходимости самообучения и самообразования.

«Отверженные» — Виктор Гюго

В романе «Отверженные» Виктора Гюго автор исследует проблемы социального неравенства, нищеты и личного морального выбора. Он представляет читателям жизнь разных слоев общества и показывает последствия неравенства и социальных предрассудков. Роман задает вопросы о справедливости, сострадании и условиях, влияющих на формирование личности и выбор каждого человека.

Литература модернизма

Огромную роль в дальнейшем развитии жанра сыграли новые направления философии этой эпохи, особенно философия жизни и психоанализ, а позже — экзистенциализм.

Литературный модернизм дал такие образцы философского романа, как «Волшебная гора» (1924) Томаса Манна, «Степной волк» (1927) Германа Гессе, «Человек без свойств» (1931—1932) Роберта Музиля, «Ослепление» (1935) Элиаса Канетти, «Тошнота»(1938) Жана-Поля Сартра.

Несколько особняком стоят в этом ряду произведения Густава Майринка, пронизанные атмосферой оккультизма.

В советской литературе того времени жанр философского романа разрабатывал писатель Леонид Леонов. Опираясь на традиции русской литературы XIX века он создает, в частности, роман «Вор» (первая редакция — 1929), пронизанный философской проблематикой. Одним из наиболее значительных достижений отечественной литературы в жанре философского романа является «Мастер и Маргарита» (1929—1940) Михаила Булгакова.

Известно, что философ и писатель Яков Голосовкер создал в 1925—1929 философский роман «Запись неистребимая». Однако рукопись романа, отданная Голосовкером в преддверии ареста на сохранение довереному лицу, погибла. Позже Голосовкер частично восстановил текст под новым названием «Сожженный роман». Эти фрагменты были опубликованы только в 1991.

Философ Алексей Лосев в промежутке 1932—1934 написал несколько прозаических произведений, в их числе — философский роман «Женщина-мыслитель», впервые опубликованный только в 1993 году.

Особое место в литературе того времени составляют как отечественные, так и зарубежные антиутопии, такие, как «Мы» (1920) Евгения Замятина и «О дивный новый мир» (1932) Олдоса Хаксли.

Таких профессиональных писателей, как уже упомянутый Сартр, а также Альбер Камю и Габриэль Марсель, зачастую называют представителями философии экзистенциализма. Хотя сами они часто находидись в сложных отношениях с этим интеллектуальным течением, тем не менее, философия экзистенциализма оказала на них существенное влияние и нашла отражение в их творчестве. Эти писатели внесли свой вклад в развитие жанра философского романа, во многом порвав с модернизмом и создав собственные способы художественного выражения.

Вопрос посетителя

Одним из центральных произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина лет является роман “Господа _”, который стоит в ряду лучших произведений русских писателей (Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого), изображающих жизнь русского дворянства
 (*ответ*) Головлевы
Одновременно с “_ ”(1879-1881 гг.) Толстой создает серию публицистических статей, в которых подвергает острой критике основные догматы православной веры, официальную церковь, искажавшую первоначальный смысл христианского учения
 (*ответ*) Исповедью
Органический сплав “жития” и романа, философских “поэм” и “поучений”, исповедей, идеологических диспутов и судебных речей определил неповторимое жанровое своеобразие романа
 (*ответ*) «Братья Карамазовы»
 «Бесы»
 «Идиот»
 «Униженные и оскорбленные»
Основные положения эстетики демократов сформулировал в своей диссертации 1853 г.
 (*ответ*) Чернышевский
 Белинский
 Добролюбов
 Панаев
Основные романы И.А.Гончарова
 (*ответ*) «Обломов»
 (*ответ*) «Обрыв»
 (*ответ*) «Обыкновенная история»
 «Дворянское гнездо»
 «Губернские очерки
Основой _ как художественного метода является социально-исторический и психологический детерминизм
 (*ответ*) реализма
Основой этого романа Тургенева стал конфликт между старым миром и демократической молодежью, представляющей новый мир, который только еще складывался в процессе отрицания всей прежней жизни.
 (*ответ*) «Отцы и дети»
 «Рудин»
 «Дворянское гнездо»
 «Новь»
Основоположником критического реализма часто называют Н.В._, однако в его творчестве общественная жизнь, история человеческой души часто соотносится с такими категориями, как вечность, высшая справедливость, провиденциальная миссия России, царство Божие на земле
 (*ответ*) Гоголя
Особое место среди персонажей «Вишневого сада» занимает нетрадиционный для русской литературы образ купца. Делец, и очень удачливый, при этом — человек “с душой артиста” — это
 (*ответ*) Лопахин
 Гаев
 Петя Трофимов
 Тузенбах
Открытие диалектики души дало возможность небывалого проникновения в сокровенную глубину чувств, сознательных, полусознательных и бессознательных переживаний человека
 (*ответ*) Л.Н.Толстому
 Ф.М.Достоевскому
 А.П.Чехову
 И.А.Гончарову
Отличительная черта культуры первой четверти ХХ века — небывалый с пушкинских времен расцвет
 (*ответ*) лирической поэзии
 реалистической прозы
 романтической прозы
 автобиографической повести
Первая повесть Достоевского “_”, опубликованная в 1846 г. в “Петербургском сборнике”, стала событием в русской литературе
 (*ответ*) Бедные люди
Первый социально-философский роман Достоевского, где поставлены вопросы, от решения которых, по мнению писателя, зависели судьбы России, — это
 (*ответ*) «Преступление и наказание»
 «Униженные и оскорбленные»
 «Идиот»
 «Игрок»

А. Мердок

Главную антиномию творчества Айриса Мердока определили ее философские пристрастия – следование идеям французского экзистенциализма. В 60-е годы Мердок обращается к философии Платна, что приводит ее к переосмыслению ряда экзистенциальных идей. Писательница обращается также к этическим ценностям христианства. Но фундаментальным является положение о том, что стоическое противопоставление хаосу бытия – единственно достойная для человека позиция.

Роман «Под сетью» — литературный дебют А. Мердок. Сеть – это метафора хаоса бытия. В романе мир отражается как переплетение эмоций, поступков, помыслов героев, в котором отсутствуют четкие нравственные критерии. А отсутствие единой системы принципов разграничения добра и зла приводит к тому, что каждый в этом мире хаоса оказывается затерян.

Самое известное произведение А. Мердок – роман «Черный принц». Главным героем романа является писатель Брэдли Пирсон. Основную часть романа составляют записки, написанные героем в «пограничной ситуации» — в тюрьме в ожидании казни за убийство. Эта ситуация – своего рода отсылка к роману А. Камю «Посторонний».

Философский роман в середине XIX века

В первой половине XIX века дань этому жанру отдали и представители реалистического направления в литературе. Особенно надо отметить Бальзака, включившего в свой opus magnum «Человеческая комедия» специальный раздел «Философские этюды», содержащий более двух десятков произведений. В частности, к «философским этюдам» он отнёс, «Шагреневую кожу»(1831), «Неизвестный шедевр» (1831) и роман «Серафита» (1835). В то же время форму философского романа в сатирическом и публицистическом духе использовал и британский философ Томас Карлейль, опубликовавший в 1833—1834 своё произведение «Sartor Resartus».

Особую роль в становлении жанра в XIX веке сыграл философ Кьеркегор. Тяга к романной форме побудила Кьеркегора издавать не только трактаты, но и художественно написанные произведения, проникнутые духом философского анализа.

Иногда к жанру философского романа относят программные произведения русской литературы XIX века — особенно сочинения Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

К жанру философского романа иногда относят социально ориентированные произведения эпохи «Великих реформ», такие, как «Отцы и дети» Ивана Тургенева и «Что делать?» Николая Чернышевского.

Послевоенная литература XX века

Осмысление опыта тоталитаризма и ужасов Второй мировой войны с новой силой вызвало необходимость философского осмысления действительности. В это время жанр философского романа приобретает дополнительную актуальность. Немецкие писатели, живущие в эмиграции, создают значительные образцы философского романа, посвященные роли художника и творца в годы социальных потрясений.

Это роман «Игра в бисер» (1943) Германа Гессе, повествующий об сложном выборе, встающем перед деятелем культуры — замкнуться в утопической стране чистого искусства, или выйти в мир, полный социальной дисгармонии, «Доктор Фаустус» (1947) Томаса Манна, повествующий о судьбе композитора, мучительно размышляющего о назначении искусства, «Смерть Вергилия» (1945) Германа Броха, роман-размышление, в котором в уста умирающего римского поэта Вергилия вложены горестные размышления о судьбах творчества в мире, об отношениях творца и власти.

В послевоенную эпоху необыкновенно популярной становится философия экзистенциализма, ставящая с особой силой вечный вопрос об ответственности человека за тот выбор, который он совершает. Переживание опыта Второй мировой войны сливается с экзистенциалистскими рассуждениями в творчестве Альбера Камю, который в 1942 пишет свой знаменитый роман «Посторонний», а в 1947 — роман «Чума».

В советской литературе послевоенного времени появление философского романа, повествующего о роли творца в обществе, об отношениях между человеком и миром, «Доктор Живаго» (1945—1955) Бориса Пастернака, стало одним из самых дискутируемых событий, а его публикация на Западе вызвала шквал обвинений писателя в предательстве по отношению к своей родине.

Крупнейший представитель поэтики абсурдизма Сэмюэл Беккет активно обращавшийся в послевоенные годы к форме романа, создает ряд произведений, такие как «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951), «Уотт» (1953), «Безымянный» (1953), которые можно охарактеризовать как философские романы абсурда.

Философский роман Достоевского Братья Карамазовы — Стр 2

Независимо от того, молится или не молится новым богам душа, необходимо заметить, что в основе нового понимания жизни, невзирая на научное его облачение и даже иногда действительно научную постановку отдельных вопросов, в него входящих, лежит все-таки вера, которую для кратности можно охарактеризовать как вера в человекобога, заменившая прежнюю веру в Богочеловека. Да не подумают, что я говорю это в упрек новому миросозерцанию. Нет, но я вообще думаю, что на дне всякого миросозерцания, настолько широкого и действенного, что оно непосредственно переходит в религию (хотя бы и атеистическую), находится вера; в основе всякого религиозного мировоззрения лежит нечто, что недоказуемо и стоит даже выше доказательства. Верь тому, что сердце скажет, Нет залогов от небес.

Все проблемы, которые ставит Иван (и из которых мы коснулись лишь важнейших), как легко убедиться, находятся в органической связи между собою. Они касаются самых существенных сторон мировоззрения XIX века. Основная вера этого века-вера в бесконечный прогресс человечества; в этой вере сходятся все теории прогресса, как бы различны они ни были. Прогресс этот является сам себе целью, нет какого-либо внешнего императива, который бы эту цель оправдывал или превращал в средство для иной высшей цели. Смысл этого прогресса — возможно большее счастие возможно большего числа людей. Основное правило морали XIX века — альтруистическое служение этому прогрессу. Самым ярким и решительным выражением этого мировоззрения является теория так называемого научного социализма или вообще социализма. Оговорюсь, что учение социализма теоретически является лишь частным случаем теории прогресса вообще; возможны и другие способы представить себе будущее развитие человечества, но исторически это есть важнейшая, по крайней мере, в наши дни, почти единственная из распространенных теорий прогресса. В этом смысле между теорией прогресса вообще и социализмом в частности можно поставить для настоящего времени знак равенства. Поэтому, все сомнения Ивана, направленные против господствующего учения прогресса, направлены в то же время и против теории социализма, понимаемой не как экономическое только учение, а как общее мировоззрение, скажу шире, как религия. Иван выражает сомнение относительно трех основных верований этой религии:

относительно обязательности нравственных норм, повелевающих жертвовать этому безличному прогрессу или благу других людей свое личное благо и интересы, затем относительно того, что можно назвать ценой прогресса, в котором счастие будущих поколений покупается за счет несчастия настоящих (чисто эвдемонистическая версия теории прогресса), наконец, относительно будущего этого человечества, для которого приносятся все эти жертвы.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Ответ эксперта

Одним из центральных произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина лет является роман “Господа _”, который стоит в ряду лучших произведений русских писателей (Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого), изображающих жизнь русского дворянства
 (*ответ*) Головлевы
Одновременно с “_ ”(1879-1881 гг.) Толстой создает серию публицистических статей, в которых подвергает острой критике основные догматы православной веры, официальную церковь, искажавшую первоначальный смысл христианского учения
 (*ответ*) Исповедью
Органический сплав “жития” и романа, философских “поэм” и “поучений”, исповедей, идеологических диспутов и судебных речей определил неповторимое жанровое своеобразие романа
 (*ответ*) «Братья Карамазовы»
 «Бесы»
 «Идиот»
 «Униженные и оскорбленные»
Основные положения эстетики демократов сформулировал в своей диссертации 1853 г.
 (*ответ*) Чернышевский
 Белинский
 Добролюбов
 Панаев
Основные романы И.А.Гончарова
 (*ответ*) «Обломов»
 (*ответ*) «Обрыв»
 (*ответ*) «Обыкновенная история»
 «Дворянское гнездо»
 «Губернские очерки
Основой _ как художественного метода является социально-исторический и психологический детерминизм
 (*ответ*) реализма
Основой этого романа Тургенева стал конфликт между старым миром и демократической молодежью, представляющей новый мир, который только еще складывался в процессе отрицания всей прежней жизни.
 (*ответ*) «Отцы и дети»
 «Рудин»
 «Дворянское гнездо»
 «Новь»
Основоположником критического реализма часто называют Н.В._, однако в его творчестве общественная жизнь, история человеческой души часто соотносится с такими категориями, как вечность, высшая справедливость, провиденциальная миссия России, царство Божие на земле
 (*ответ*) Гоголя
Особое место среди персонажей «Вишневого сада» занимает нетрадиционный для русской литературы образ купца. Делец, и очень удачливый, при этом — человек “с душой артиста” — это
 (*ответ*) Лопахин
 Гаев
 Петя Трофимов
 Тузенбах
Открытие диалектики души дало возможность небывалого проникновения в сокровенную глубину чувств, сознательных, полусознательных и бессознательных переживаний человека
 (*ответ*) Л.Н.Толстому
 Ф.М.Достоевскому
 А.П.Чехову
 И.А.Гончарову
Отличительная черта культуры первой четверти ХХ века — небывалый с пушкинских времен расцвет
 (*ответ*) лирической поэзии
 реалистической прозы
 романтической прозы
 автобиографической повести
Первая повесть Достоевского “_”, опубликованная в 1846 г. в “Петербургском сборнике”, стала событием в русской литературе
 (*ответ*) Бедные люди
Первый социально-философский роман Достоевского, где поставлены вопросы, от решения которых, по мнению писателя, зависели судьбы России, — это
 (*ответ*) «Преступление и наказание»
 «Униженные и оскорбленные»
 «Идиот»
 «Игрок»

Литература[править | править код]

  • Философский роман // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 436. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Агеносов В. В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989 (1990). — 300 с.
  • Забабурова Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // XVIII век: литература в контексте культуры. — М., 1999. — С. 94-104.
  • Peter Jones , Philosophy and the Novel (Oxford, 1975).
  • Stephen D. Ross , Literature and Philosophy (New York, 1969).
  • Murdoch, Iris (1992) Metaphysics as a Guide to Morals: Writings on Philosophy and Literature. Penguin ISBN 0-14-026492-2
  • Murdoch, Iris (1997) Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature. Penguin ISBN 0-14-026492-2

Влияние на культуру и мировоззрение

Социально-философская драма имеет значительное влияние на культуру и мировоззрение общества. Она предлагает зрителям или читателям глубокие и насущные социальные вопросы, вызывая у них эмоции и размышления. В результате этого влияния такие драмы расширяют границы понимания и осознания социальных проблем, а также проявляются в сознании людей.

Спектр вопросов, которые рассматриваются в социально-философской драме, может быть очень широким: от проблем расового неравенства и социального выгнанства до анализа политических режимов и экономических систем. Через конфликты и диалоги персонажей зрители или читатели получают возможность увидеть разные точки зрения и пережить эмоции, которые связаны с социальными проблемами.

Социально-философская драма затрагивает глубокие человеческие ценности и нормы, вызывает рефлексию над нравственностью и справедливостью. Она заставляет задуматься о собственных убеждениях и представлениях о мире. Таким образом, такие драмы формируют мировоззрение у людей, помогая им лучше понять себя и социальную реальность вокруг.

Социально-философская драма также оказывает влияние на культуру общества. Она предлагает новые идеи, вызывает дискуссии и способствует формированию новых культурных ценностей. Через истории и персонажей драмы передаются культурные традиции, знания, идеи и убеждения. Кроме того, такая драма может служить средством критики и изменения культурных практик и норм, способствуя прогрессу и развитию общества.

Таким образом, социально-философская драма имеет огромное значение для культуры и мировоззрения общества. Она помогает расширить границы понимания социальных проблем, формирует мировоззрение и способствует развитию культуры. Through its exploration of social issues and its ability to evoke emotions and prompt contemplation, social-philosophical drama is instrumental in shaping cultural and societal perspectives.

Литература

  • Агеносов В. В. Советский философский роман. М.: Прометей,1989 (1990).- 300 с.
  • Забабурова Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // (XVIII век: литература в контексте культуры. — М.,

1999. — С. 94-104.

  • Peter Jones , Philosophy and the Novel (Oxford, 1975).
  • Stephen D. Ross , Literature and Philosophy (New York, 1969).
  • Murdoch, Iris (1992) Metaphysics as a Guide to Morals: Writings on Philosophy and Literature. Penguin ISBN 100140264922
  • Murdoch, Iris (1997) Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature. Penguin ISBN 100140264922

Read more: novel, the philosophical — roman-à-clef, Tom Jones, Bildungsroman, A la recherche du temps perdu, Middlemarch — Philosophical, Novel, Philosophy, Fiction, Sometimes, and Particular http://science.jrank.org/pages/22613/novel-philosophical.html#ixzz0vetIhGth

Это заготовка статьи по философии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Роман как форма художественного творчества

Роман, в отличие от других жанров литературы, предоставляет автору больше свободы в изображении мира, в создании персонажей и сюжета. Он может быть написан в различных стилях и формах, может иметь многочисленные подсюжеты и примеси других жанров. В романе автор может использовать различные приемы, такие как повествование от первого лица, описание внутренних монологов героев или использование диалогов для передачи информации и выражения эмоций.

Основное значение романа заключается в его способности передавать сложные и глубокие мысли, идеи, эмоции и переживания не только героев, но и самих авторов. Он позволяет нам понять не только других людей, но и себя, а также рассмотреть проблемы и вызовы, с которыми мы можем столкнуться в нашей собственной жизни. Через роман мы можем найти ответы на свои вопросы и осознать смысл нашего существования.

Роман как форма художественного творчества способен объединять людей разных культур и времен. Он позволяет нам проникнуться чужими проблемами и пережить их, стать более эмпатичными и понимающими. Роман — это искусство, которое не только развлекает и увлекает нас, но и меняет нашу жизнь, расширяет наши границы и даёт нам новые перспективы.

Философский роман Прекрасной эпохи

Во второй половине XIX века, эпоху так называемой «Прекрасной эпохи» жанр философского романа приобрёл второе дыхание. В 1880-х годах был написано и опубликовано одно из самых известных произведение в этом жанре, «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, оказавшее огромное влияние на дальнейшее развитие философии и литературы. Особенно большое влияние экспериментальная техника письма в романе Ницше оказала на развитие символизма.

Не меньшее влияние на расширение границ жанра оказали публикация в 1884 романа «Наоборот» Гюисманса и в 1890 романа «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.

Романные достижения символизма во многом представляют собой дальнейшее развитие жанра философского романа. Проза символистов лишь отчасти может быть соотнесена с этим жанром. Русский символизм активно экспериментируя в романной форме, создает ряд образцов произведений, своей насыщенностью философской проблематикой родственных этому жанру.

Так, можно отметить исторические трилогии Дмитрия Мережковского «Христос и Антихрист» (1895—1905) и «Царство Зверя» (1908—1918). Произведения некоторых русских символистов непосредственно соприкасаются с более общим движением в литературе, получившим название модернизм.

На грани поэтики символизма и модернизма написан один из значительных романов XX века — «Петербург» Андрея Белого, первая редакция которого относится к 1913 году, и который можно отчасти отнести к жанру философского романа.

Литературный романтизм

Развитие жанра связано с литературным движением «Бури и натиска» и романтизма, когда были созданы такие произведения в жанре философского романа, как «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795—1796) Гёте, роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, «Гиперион» Гёльдерлина, «Ночные Бдения», изданные в 1805 под псевдонимом Бонавентура. Авторство последнего романа часто приписывается философу Шеллингу.

Огромная роль в развитии жанра в это время принадлежит немецкому писателю Жан Полю.

Образцы философского романа можно найти у представителей позднего романтизма, таких, как Гофман или Мэри Шелли у которых жанр приобретает черты фантасмагорического, а часто мрачного и таинственного действа, иногда с большой долей сатирического элемента.

Представитель русского позднего романтизма Владимир Одоевский издал в 1844 философский роман «Русские ночи».

Значение и функции в литературе

Через литературу мы можем получить новые знания и представления о разных аспектах человеческой жизни. Художественные тексты нередко показывают сложные социальные, политические и моральные проблемы, вызывают эмоции и обсуждения, помогая нам осознать и проанализировать окружающую реальность.

Литература не только отражает наше существование, но и формирует наше сознание. Через прочитанные произведения мы расширяем свой кругозор, улучшаем навыки анализа и критического мышления. Художественные тексты часто вызывают у нас сопереживание и эмпатию к героям, помогая осознать наши собственные чувства и эмоции.

Одна из главных функций литературы – поиск истины и познание человека. Литературные произведения могут помочь нам увидеть другие точки зрения, понять различные культуры и исторические эпохи. Они помогают нам лучше понять себя и свою роль в мире, а также вдохновляют на личностный рост и самоосознание.

Кроме того, литература является источником эстетического удовольствия. Читая книгу, мы погружаемся в мир историй и фантазий, наслаждаемся красивым языком и стилем автора. Литература способна вдохновить нас и запечатлеться в наших памяти и душе.

Таким образом, литература имеет значительное значение и множество функций в нашей жизни. Она помогает нам лучше понять мир и себя самих, а также предоставляет нам удовольствие от чтения и вдохновляет нас на личностный рост.

Философский роман в середине XIX века

В первой половине XIX века дань этому жанру отдали и представители реалистического направления в литературе. Особенно надо отметить Бальзака, включившего в свой opus magnum «Человеческая комедия» специальный раздел «Философские этюды», содержащий более двух десятков произведений. В частности, к «философским этюдам» он отнёс, «Шагреневую кожу» (1831), «Неизвестный шедевр» (1831) и роман «Серафита» (1835). В то же время форму философского романа в сатирическом и публицистическом духе использовал и британский философ Томас Карлейль, опубликовавший в 1833—1834 своё произведение «Sartor Resartus».

Особую роль в становлении жанра в XIX веке сыграл философ Кьеркегор. Тяга к романной форме побудила Кьеркегора издавать не только трактаты, но и художественно написанные произведения, проникнутые духом философского анализа.

Иногда к жанру философского романа относят программные произведения русской литературы XIX века — особенно сочинения Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

К жанру философского романа иногда относят социально ориентированные произведения эпохи «Великих реформ», такие, как «Отцы и дети» Ивана Тургенева и «Что делать?» Николая Чернышевского.

Литература

  • Агеносов В. В. Советский философский роман. М.: Прометей,1989 (1990).- 300 с.
  • Забабурова Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // (XVIII век: литература в контексте культуры. — М.,

1999. — С. 94-104.

  • Peter Jones , Philosophy and the Novel (Oxford, 1975).
  • Stephen D. Ross , Literature and Philosophy (New York, 1969).
  • Murdoch, Iris (1992) Metaphysics as a Guide to Morals: Writings on Philosophy and Literature. Penguin ISBN 100140264922
  • Murdoch, Iris (1997) Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature. Penguin ISBN 100140264922

Read more: novel, the philosophical — roman-à-clef, Tom Jones, Bildungsroman, A la recherche du temps perdu, Middlemarch — Philosophical, Novel, Philosophy, Fiction, Sometimes, and Particular http://science.jrank.org/pages/22613/novel-philosophical.html#ixzz0vetIhGth

Это заготовка статьи по философии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Философский роман и фантастика

Философский роман на протяжении всей своей истории испытывал влияние поэтики фантастического. Особой выразительности произведение, ставящее метафизические вопросы, может достигнуть благодаря описанию экстремальных, невероятных событий и благодаря введении в качестве действующих лиц фантастических, символических или условных персонажей. Тот же эффект достигается и при помощи перенесения действия в условное или фантастическое место — на таинственный остров, в выдуманную страну или на другую планету.

С развитием фантастики как отдельного жанра философский роман занял там своё особое место. Среди философских фантастических романов можно отметить фантастическую трилогию 1938—1946 Клайва Льюиса, «Солярис» (1961) и «Фиаско» Станислава Лема или роман «Чужак в чужой стране» (1962) Роберта Хайнлайна.

В отечественной фантастике к жанру философского романа можно отнести «Улитку на склоне» (впервые издана в виде двух отдельно печатавшихся фрагментов в 1968) Аркадия Стругацкого и Бориса Стругацкого и «Геометрический лес» (1975) Геннадия Гора. Многие произведения украинских писателей-фантастов Марины и Сергея Дяченко относятся к жанру философского романа.

Основные черты и особенности жанра

Социально-философская драма – это особый жанр драматургии, в котором освещаются социальные проблемы и философские вопросы, возникающие в обществе. Жанр такой драмы характеризуется определенными чертами и особенностями, отличающими его от других жанров.

Основные черты социально-философской драмы:

Социальная актуальность. Социально-философская драма затрагивает важные и актуальные проблемы общества, такие как социальные неравенства, политические конфликты, моральные дилеммы и т.д

Актуальность темы делает данную драму интересной и позволяет привлечь внимание зрителя.

Философская глубина. Жанр социально-философской драмы часто посвящен вопросам философии, морали и смысла жизни

В таких пьесах авторы стараются показать различные философские концепции и достичь глубокого понимания человеческой природы и общества.

Интеллектуальная загадка. Социально-философская драма часто ставит перед зрителем сложные философские и этические вопросы, вызывая у него раздумья и поиск ответов. Пьесы данного жанра не всегда дают четкие ответы, они скорее ставят задачу перед зрителем, оставляя ему пространство для размышлений и собственных выводов.

Критика и ирония. Жанр социально-философской драмы часто содержит элементы критики и иронии по отношению к обществу и его ценностям. Авторы стараются показать недостатки и проблемы общества, а также порицать консервативные устои и глупость некоторых общественных мнений и предрассудков.

Особенности социально-философской драмы:

  • Комплексность и глубина сюжета.
  • Частое использование диалогов между персонажами для выявления и обсуждения проблем и идей.
  • Акцент на развитие и эволюцию персонажей, их внутренний мир и переживания.
  • Возможность для зрителя сопереживать героям и понимать их мотивы и действия.
  • Частое использование символики и метафор для передачи философских идей и концепций.
  • Эмоциональное и психологическое напряжение, вызывающее у зрителя настоящие чувства и размышления.
  • Отсутствие однозначного и прямого решения проблемы, оставляющее пространство для толерантного разнообразия мнений.
  • Жанровая свобода, позволяющая сочетать в себе элементы психологической драмы, политической сатиры, философских парадоксов и других жанров и поджанров.

В целом, социально-философская драма – это форма искусства, которая помогает зрителю задуматься над важными вопросами жизни, общества и собственного бытия, а также проанализировать сложные проблемы и найти пути к их решению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: