Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Организация деятельности уполномоченных органов

Деятельность уполномоченных органов имеет внутреннюю структуру и регламентацию.

Во главе уполномоченного органа стоит руководитель — министр, руководитель службы, главный инспектор и т.п. Также создаются структурные подразделения.

Работа уполномоченного органа регулируется положением, регламентами и иными внутренними документами. Определяется порядок взаимодействия между структурными подразделениями.

Финансирование уполномоченных органов осуществляется из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ в зависимости от уровня органа.

Таким образом, деятельность уполномоченных органов носит системный характер и обеспечивается государством.

Порядок наделения полномочиями

Уполномоченный орган создается и наделяется соответствующими полномочиями на основании федеральных законов, указов Президента РФ или постановлений Правительства.

Например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) наделена полномочиями уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей на основании Закона РФ «О защите прав потребителей».

Полномочия уполномоченного органа могут быть ограничены или вовсе прекращены путем внесения изменений в соответствующий нормативный акт.

Уполномоченные органы несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством.

Признаки исполнительной власти

Исполнительная власть обладает следующими признаками:

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

В одном из следующих материалов мы продолжим разговор о трех видах власти и разберем, что такое законодательная власть.

Полномочия уполномоченных органов

Уполномоченные органы обладают различными властными полномочиями в закрепленной за ними сфере деятельности.

Во-первых, уполномоченный орган имеет право издавать нормативные правовые акты — инструкции, положения, правила и т.п. Эти акты устанавливают обязательные требования для подконтрольных организаций и граждан.

Во-вторых, уполномоченный орган наделяется контрольно-надзорными функциями. Он может проводить проверки, запрашивать документы, посещать организации и т.д. в рамках своих полномочий.

В-третьих, уполномоченный орган имеет право применять меры ответственности к нарушителям, вплоть до приостановки деятельности организаций.

В-четвертых, уполномоченный орган может представлять интересы государства в судах, давать заключения по спорным вопросам в своей сфере.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

А.В. Клековкина

Аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин

Вятский государственный гуманитарный университет

610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26

Введение: административно-правовой статус органов, уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, в современных условиях представляет собой малоизученный в теории, но широко используемый на практике институт административного права. Административно-правовой статус в статье рассматривается через определение состава и содержания его элементов. Цель и задачи: автор исследует различные точки зрения ученых, дает им критическую оценку, выдвигает собственные предложения по поводу состава и содержания правового статуса. Методы: использованы общефилософские, общенаучные и специально-юридические методы исследования

Особое внимание уделялось сравнительному и системному методам. Результаты: в работе исследована юридическая природа понятия «административно-правовой статус органов федерального государственного пожарного надзора»

Автор настаивает на выделении в конструкции статуса целевого, структурно-организационного, компетенционного, оценочного блоков элементов. Идея выделения оценочного блока обусловлена назревшей необходимостью введения в качестве элемента статуса — оценки деятельности органа по результатам. Ответственность органа административного надзора не может рассматриваться в качестве элемента его статуса, поскольку является декларативной, фактически и юридически отсутствует. При правовом наполнении выделенных блоков особое внимание обращается на следующие положения: 1) в целевом блоке элементов статуса речь может идти как о цели создания самого органа, так и о целях их деятельности; 2) функции не могут быть элементами компетенции, однако, включение этого элемента возможно и необходимо в целевой блок статуса; 3) в законодательстве помимо собственно функции надзора должны быть указаны общие функции органа управления. Выводы: на сегодняшний день нельзя сказать, что в науке административного права произошло должное теоретическое осмысление административно-правового статуса органов надзора

В связи с этим оно имеет важное теоретическое и практическое значение, как для хозяйствующих субъектов и государственных инспекторов, так и для государства в целом

Ключевые слова: административно-правовой статус; правовой режим; целевой, структурно-организационный, компетенционный, оценочный блоки элементов административно-правового статуса; ответственность

Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ

К основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:

  • рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
  • изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
  • выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
  • осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства.Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ «О системе государственной службы РФ» от 25.04.2003 г.Однако, не все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы

  1. принять жалобу к рассмотрению;
  2. разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  3. передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
  4. отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.

  • направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
  • обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве.

Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады (например, был специальный доклад по Чечне).

Ответственность исполнительной власти перед гражданами

Ответственность исполнительной власти заключается в выполнении своих функций с соблюдением законодательства, защите интересов граждан и обеспечении публичного блага. Граждане имеют право требовать соблюдения своих прав и своевременного предоставления услуг со стороны исполнительной власти. В случае нарушения этих требований, исполнительная власть может нести различные виды ответственности.

Виды ответственности исполнительной власти перед гражданами:

  • Политическая ответственность — руководители исполнительной власти могут быть отстранены от должности или смещены в результате политического процесса, основанного на воле граждан;
  • Уголовная ответственность может быть применена к должностным лицам исполнительной власти, если они совершают преступления в ходе исполнения своих обязанностей;
  • Административная ответственность предусматривает наложение штрафов или других санкций на исполнительную власть в случае нарушения административного законодательства;
  • Гражданская ответственность возникает, когда исполнительная власть наносит ущерб гражданам и обязана возместить причиненный ущерб;
  • Дисциплинарная ответственность может быть наложена на должностных лиц исполнительной власти со стороны их непосредственных руководителей за нарушение служебной дисциплины или исполнения обязанностей.

Примеры ответственности исполнительной власти:

Вид ответственности Пример
Политическая ответственность Отстранение премьер-министра от должности после провала в парламентских выборах.
Уголовная ответственность Судебное преследование министра финансов за фальсификацию финансовой отчетности.
Административная ответственность Штрафирование региональной администрации за нарушение экологических стандартов.
Гражданская ответственность Выплата компенсации пострадавшим гражданам в результате аварии на объектах исполнительной власти.
Дисциплинарная ответственность Наказание руководителя исполнительного органа за нарушение служебной дисциплины.

Ответственность исполнительной власти перед гражданами играет важную роль в обеспечении справедливости и эффективности государственного управления. Это помогает поддерживать доверие и уважение граждан к исполнительной власти, а также обеспечивает защиту их прав и интересов.

12.2. Администрация Президента

Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, – эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады;обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.

В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.

За время существования структура и состав Администрации Президента многократно менялись. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации.С 14 ноября 2005 года Руководителем Администрации Президента являетсяС.С.Собянин. Нынешняя структура Администрации Президента утвержденаУказом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 года.

В соответствии с этим указом у Руководителя Администрации есть два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители Президента в органах государственной власти, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделений Администрации. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полпредов во всех семи федеральных округах.

К числу самостоятельных подразделений Администрации относятся 12 управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента.

В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.

Администрация Президента – государственный орган, но при этом органом власти не является. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента – самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.

Структура

Все, что касается контроля и регулирования на государственном уровне, всегда имеет сложную структуру, состоящую из нескольких десятков элементов. Исполнительная власть — не исключение. Ее структура представлена такими частями:

  • Федеральные власти различных субъектов страны: республики, области, города особого назначения, такие как Москва.
  • ФОИВ общей компетенции. К ним относятся лица, которые обязаны управлять всеми сферами жизни и деятельности граждан на определенной территории.
  • ФОИВ отраслевой компетенции. Данные органы для различных субъектов России индивидуальны. Например, для краев — это департаменты и комитеты. Для республик — министерства и главные управления. Они осуществляют свою деятельность только в отдельной сфере.
  • ФОИВ межотраслевых компетенций. Они занимаются руководством лишь отдельных областей, принадлежащих определенной сфере деятельности. Включают в свой состав Министерство здравоохранения, Минэкономразвития и другие.


Рис. 1. Структура органов исполнительной властиВ свою очередь все органы управления делятся на два типа, которые различаются по порядку решения определенных вопросов. Среди них выделяют два основных типа:

  • Коллегиальные. При таком управлении решение вопросов производится путем голосования членов этой структуры.
  • Единоначальные. Вопросы обсуждаются между всеми участниками, но окончательный вердикт выносит только руководить этой группы.

Что такое уполномоченный орган и зачем он нужен

Уполномоченный орган — это государственный орган, общественная или иная организация либо должностное лицо, наделенные определенными полномочиями в какой-либо сфере государственного управления.

Роль уполномоченных органов очень важна — они позволяют систематизировать и централизовать те или иные государственные функции. Благодаря уполномоченным органам обеспечивается единообразие правоприменительной практики, повышается оперативность управления.

Например, для лицензирования отдельных видов деятельности создаются уполномоченные органы, которые по всей стране выдают лицензии по единым правилам. Или для осуществления государственных закупок создаются уполномоченные органы, через которые заказчики размещают заказы.

В России институт уполномоченных органов начал активно развиваться в 1990-х годах в связи с переходом к рыночной экономике и необходимостью систематизировать новые для страны сферы регулирования.

12.4. Местное самоуправление

Особое место в механизме управления страной занимает местное самоуправление. Можно сказать, что оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государ­ственной власти. В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантирует­ся местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Следовательно, органы местного самоуправления отделены от государствен­ной власти. Отсюда разнообразие способов формирования испол­нительных и представительных органов местного самоуправле­ния.

В соответствии с действующим законодательством главы местных администраций получили статус глав местного самоуп­равления (как правило, они избираются гражданами городских или сельских поселений).

Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным ок­ругам.

В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осу­ществление местного самоуправления возможно без образования представительного органа власти, а посредством собраний, схо­дов и выборным главой местного самоуправления, который пери­одически отчитывается перед населением.

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредст­венной демократии — местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сооб­щества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправ­ления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуп­равление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуп­равление оторвано от государства и противостоит ему. Та­кой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, дей­ствующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприя­тия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соб­людать права местного самоуправления. Более того, госу­дарство своими актами может наделять местное самоуправ­ление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.

О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных терри­ториальных единицах.

Для органов местного самоуправления наибольшее значение имеют вопросы жизнеобеспечения, функционирования местной инфраструктуры, соблюдения населением правил общежития, совершенствования микросреды обитания. Муниципальные институты призваны решать те задачи, которые требуют координации их усилий и соответствующего финансирования. На этом уровне, как свидетельствует практика, базовая демократия в чистом виде не эффективна. Оптимально ее сочетание с низовыми представительными институтами. Важнейшие предпосылки успешного функционирования муниципальных органов – четко очерченная сфера полномочий, самостоятельный бюджет, формируемый за счет муниципальных налогов и региональных (центральных) субвенций, а также действенная система обратной связи, способная свести к минимуму склонность муниципальных властей использовать полученные полномочия в своекорыстных целях.

12.6. Эффективность государственной власти в современной России

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: