Моско́вский госуда́рственный университе́т

Самый старый университет в россии

Новосибирский государственный университет

Новосибирский государственный университет (НГУ) – это один из ведущих университетов в Сибири, расположенный в городе Новосибирске, Россия. Он был основан в 1959 году и считается одним из самых престижных учебных заведений в России.

НГУ предлагает образовательные программы в различных областях науки и техники, включая естественные науки, технику, информатику, право, экономику, гуманитарные и социальные науки. Университет также имеет мощную исследовательскую базу, включая научные институты и лаборатории.

В НГУ существуют международные образовательные программы и партнерства с университетами и исследовательскими организациями в разных странах. Это позволяет студентам и преподавателям участвовать в обмене знаниями и опытом, а также осуществлять совместные исследовательские проекты.

Новосибирский государственный университет имеет сильное научное и учебное сообщество, состоящее из квалифицированных преподавателей и исследователей. Университет активно вкладывает средства в развитие инфраструктуры и современных технологий для обеспечения высокого качества образования и исследований.

Для кругозора

  • Самым старым университетом в России является Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, основанный в 1755 году.
  • На территории России находится самый северный университет в мире –– Мурманский государственный технический университет. Он расположен в городе Мурманск на берегу Баренцева моря.
  • Курский государственный медицинский университет, расположенный в городе Курск, известен своей симметричной архитектурой зданий. Здесь множество залов и переходов устроены таким образом, что можно пройти от одного здания к другому, ни разу не выходя наружу.
  • В Ярославском государственном университете каждый студент обязан пройти курс по обучению ловле рыбы руками и мастерству использования ножа. Это связано с традициями местной кухни и культурой приготовления пищи.
  • В Санкт-Петербургском политехническом университете существуют уникальные лаборатории, где студенты могут изучать и создавать различные виды роботов, включая роботов-помощников, роботов-музыкантов и даже роботов-животных.
  • В Сибирском государственном аэрокосмическом университете у студентов есть возможность практиковаться в тренажерных классах для полетов в космос.
  • В Санкт-Петербургской академии холодного оружия студенты изучают историю и технику современных и исторических видов холодного оружия.
  • Университет имени Ярослава Мудрого в городе Ростов-На-Дону известен своим красочным и уникальным зданием-усадьбой, которое является национальным памятником архитектуры.

История Московского государственного университета

Московский государственный университет (или МГУ) был основан в 1755 году по инициативе известного интеллектуала и ученого Михаила Ломоносова и до 1917 года назывался Императорским Московским университетом. На момент открытия он состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Уроки читались либо на латыни, языке образованных людей того времени, либо на русском языке. Изначально университет располагался в главном аптечном магазине на Красной площади, который сейчас занимает Государственный Исторический музей.

Московский Императорский университет сыграл выдающуюся роль в демократизации образования в России. Михаил Ломоносов отметил, что европейские университеты в первую очередь ценят академические достижения студента, а не его социальный статус или семейное положение. С момента своего основания элитарность была чужда духу университетского сообщества. В ряды учеников принимали не только дворян. Только слуги не могли учиться. В конце 18 века большинство студентов и профессоров не имели дворянского происхождения.

Первоначально обучение в университете было бесплатным для всех студентов, а позже стипендии финансировались богатыми купеческими семьями, которые были покровителями университета. Лекции были открыты для публики, как и университетская библиотека, которая в течение столетия оставалась единственной публичной библиотекой в ​​Москве. В 1756 году на территории кампуса открылись издательство и книжный магазин, где печаталась самая популярная газета в царской России «Московские ведомости».

К XVIII веку Московский Императорский университет стал образовательным, научным и культурным центром России и прочно вошел в мировое сообщество. Так продолжалось и в XIX веке, поскольку университет был плавильным котлом для всех слоев общества и привлекал свободомыслящих людей, озабоченных будущим России. Это стало настоящим полем битвы между западниками и славянофилами (сторонниками западных идей и теми, кто считал, что у России есть свой уникальный путь развития). С отменой крепостного права университет пережил период реформ, так как стране требовались высококвалифицированные специалисты по всем отраслям труда. Во второй половине XIX — начале XX веков Московский Императорский университет основал большое количество научных и интеллектуальных обществ, образовательных, исторических и культурных учреждений, в том числе Зоологический сад, Антропологический музей, Музей изобразительного искусства Пушкина в Москве и Санкт-Петербургская Академия художеств.

Как мощный центр знаний, внимательно следящий за интеллектуальным развитием в других частях Европы, Московский государственный университет становится все более политизированным. Это проявилось в начале 20 века, когда появление социал-демократических организаций вынудило царское правительство пригрозить закрыть университет, отправить войска в университетский городок и исключить профессоров и студентов. Этот конфликт продолжался до начала Первой мировой войны.

Когда возникли Вузы в России и Беларуси.

В России
,
в границах ее современной территории,
первыми наиболее известными академиями
и высшими школами были:Славяно-Греко-Латинская
Академия

(1687),Школа математических
и навигационных наук

(1701) в Москве;
в Петербурге этоМорская Академия

(1715),Академический университет при
Академии наук

(1725 г.),Морской
кадетский корпус

(1750). Важную роль
в становлении высшего образования в
России сыгралаАкадемия наук

,
созданная в Петербурге по указанию
Петра I. Ее первое заседание прошло в
самом конце 1825 г. уже после смерти Петра
I.

По
инициативе и проекту М.В. Ломоносова в
1755 г. был основан Московский
университет

, что позволило завершить
трехступенчатую модель единой системы
образования — «гимназия — университет
— академия». В том же 1755 г. был принят
первый университетский Устав, которым
определялся статус университета и
регламентировалась его внутренняя
жизнь.

Со
временем было предано забвению требование
М.В. Ломоносова о невмешательстве
церковных властей в жизнь университета.
Передача таких научных дисциплин, как
психология и логика, в руки церковных
властей лишала эти предметы необходимой
свободы, являющейся гарантом научного
развития.

Особое
место в истории российской высшей школы
занимает женское образование

.
Во второй половине XIX в

открываются
первые «всесословные женские училища»
как важное звено системы среднего
образования. Тем не менее, в 1863 г.
выпускницам женских гимназий был закрыт
доступ к высшему образованию

Со временем
стали создаваться высшие женские курсы,
куда могли поступать учиться и девушки
недворянского происхождения. Среди них
наиболее известными были так называемые
«Бестужевские высшие женские курсы»
в Петербурге, с 1878 г. В 1886 г. все высшие
женские курсы были закрыты властями и
возродились лишь в конце XIX — начале XX
в.

В
подготовке педагогических кадров важную
роль сыграл Главный педагогический
институт

в Петербурге. Он был
учрежден в 1816 г. и просуществовал до
1859 г. Педагогический институт готовил
не только учителей и наставников для
различных типов школ, но и будущих
преподавателей вузов. Среди наиболее
известных воспитанников были Н.А.
Добролюбов, Н.С. Будаев, Д.И. Менделеев.

Первым
действительным университетом в Беларуси

стала Виленская
иезуитская академия

1570
г.
Кроме
Академии до середины XVIII века на территории
Беларуси действовали не менее 16 только
иезуитских
школ


гуманитарного профиля, из них 9 высших-в
Полацке, Пинске, Несвиже, Гродна,
Амстиславе,
Новогрудке, Орше,
Витебске, Берестье-и 7 полных средних-в
Минске, Могилеве, Слониме, Слуцке, Жодино,
Бобруйске, Мерече.

Также
в Беларуси существовали многочисленные
православные (как, например, высшая
Братская школа в Вильне), униатские,
протестантские учебные заведения, а
также школы других католических орденов
– пиарские, доминиканские, бернадинские.

В
1812 году в академию с правами университета
был преобразован высший иезуитский
коллегиум

в
Полоцке (основанный в 1580 году). Полоцкая
академия просуществовала до 1820 года и
была закрыта царским правительством
как «неблагонадёжная». Вслед за ней был
ликвидирован Виленский университет (в
1832 году). Вместо закрытых учебных округов
начали создаваться российские «народные
училища» и другие русификаторские
учреждения с довольно низким уровнем
обучения.

В
начале XX века на территории нынешней
Беларуси не было высших учебных заведений.
Только в 1918 г. были созданы Витебский
и Могилевский


пединституты и Витебский архитектурный
институт (просуществовал до 1923 г.). В
1919 г. был восстановлен Горы-Горецкий
земледельческий институт


(основан на базе земледельческой школы);
в 1920 — Белорусский
политехнический институт

;
осенью 1921 г. был открыт Белорусский
государственный университет

,
в 1924 — Витебский
ветеринарный институт

;
в 1930 — Медицинский
институт

.

История вузов в России

Вузы в России имеют богатую историю, начавшуюся еще в средневековье. Первые вузы появились в России в XVI веке и были основаны королем Яном IV в Казани и Вильне. Однако, эти вузы не смогли устоять и были закрыты через несколько десятилетий.

Первый постоянно действующий университет в России был открыт в Москве в 1755 году. Он стал известен как «Московский университет» и стал одним из ведущих образовательных учреждений страны.

Затем, в XIX веке, открылось множество университетов по всей России. К числу самых старых и престижных университетов того времени относятся Санкт-Петербургский государственный университет, Томский государственный университет, Казанский федеральный университет и многие другие.

Однако, в XX веке и в период советской власти многие вузы в России были переименованы или закрыты. Некоторые университеты, такие как Московский и Санкт-Петербургский, сохранили свою славу и продолжают быть одними из лучших вузов в стране и в мире.

В настоящее время Россия имеет широкий спектр университетов, которые предлагают образование в различных областях знаний. Некоторые из них имеют статус национальных исследовательских университетов и выпускают высококвалифицированных специалистов в различных областях, таких как наука, технологии, искусство, медицина и многое другое.

Как поступить в университет

При поступлении в университет нужно быть готовым к вступительным испытаниям по различным предметам, разработанным индивидуально для каждой специальности. Так же установлены пороги по результатам единого государственного экзамена, для каждого направления нужно набрать определенный бал.

Перед зачислением плюсуют все баллы по предметам, испытаниям. Дополнительные баллы дает диплом с отличием, а также дипломы и сертификаты победителей республиканских олимпиад.

Каждый год на факультетах проводятся разные конкурсы. Чтобы попасть на бюджетное место нужно в среднем набрать 338 баллов. Более точную информацию можно получить на сайте университета. Ежегодно 10% мест на бюджет выделяется для льготников, инвалидов, сирот.

Если вы планируете поступать в МГУ, то нужно начинать готовиться еще за несколько лет до выпускного. Необходимо выходить за пределы школьной программы, базовых знаний будет недостаточно..

Предшественники Екатерины II

Перед Екатериной II на престоле Российской Империи правила ее мужа Петр III. Петр III в своей короткой правлении провел ряд реформ в области образования и науки, однако его интересы лежали больше в сфере военного дела.

Одним из заметных предшественников Екатерины II в сфере образования был Петр I, который оказал большое влияние на развитие науки и образования в России. Петр I основал первые российские университеты, академии, библиотеки и другие образовательные учреждения. Он сознательно притягивал зарубежных ученых и специалистов, чтобы они делились своим опытом и знаниями с русскими.

Также, одним из важных предшественников Екатерины II был ее отец Петр II. Он расширил границы Российской империи и проводил активную политику развития образования. Он основал ряд учебных заведений, включая Военно-инженерный корпус и Медико-хирургическую академию, которые стали стержнем многих научных исследований и обучению в Санкт-Петербурге.

  • Предшественники Екатерины II:
  • Петр III;
  • Петр I;
  • Петр II.

Петр I и его образовательные реформы

Петр I, также известный как Петр Великий, был одним из самых влиятельных и прогрессивных правителей России

Он был убежденным сторонником модернизации страны и осознавал важность образования и науки для развития государства

В своих образовательных реформах Петр I сделал акцент на создании системы государственного образования, которая была ориентирована на практическую подготовку специалистов. Он основал первую российскую академию наук – Санкт-Петербургскую академию наук, где проводились исследования по различным областям науки.

Петр I также внес изменения в систему образования в России, введя обязательное обучение детей. Он создал первую школу для русских детей – Петровскую школу при Петербургской академии наук. В этой школе детям предоставлялась бесплатная пища, одежда и образование.

Петр I также активно поддерживал развитие науки, приглашая иностранных ученых в Россию и организуя экспедиции для исследования различных дисциплин. Он основал первую российскую библиотеку и музей в Санкт-Петербурге, где собирались книги и артефакты из разных стран и эпох.

Анна Иоановна и научные экспедиции

Анна Иоановна, правившая Россией с 1730 по 1740 год, внесла значительный вклад в развитие науки и образования в Санкт-Петербурге

Она осознавала важность научных исследований и экспедиций для развития государства и совершенствования образовательной системы

Под ее правлением было организовано множество научных экспедиций, которые позволили расширить границы знаний и открыть новые перспективы для развития науки и образования. Специалисты разных отраслей знания отправлялись в экспедиции с целью изучения природных ресурсов, этнографии, археологии и многих других областей.

Важным достижением в области научных исследований было создание Академии наук, которая стала центром развития науки и образования в Санкт-Петербурге. Академия наук стала местом столкновения и обмена научными движениями, где ученые исследовали различные аспекты мира и природы.

Деятельность Анны Иоанновны и организованные ею научные экспедиции способствовали развитию образования в Санкт-Петербурге и созданию сильной научной базы, которая была основой для будущих достижений и прогресса в области науки и образования.

Строительство и развитие Ломоносовского университета

Строительство Ломоносовского университета было запущено в 1783 году по указу императрицы Екатерины II. Университет получил свое название в честь выдающегося русского ученого Михаила Ломоносова, который играл важную роль в развитии науки в России.

Вначале Ломоносовский университет начал функционировать в здании Шляпниковского приказа, но уже через несколько лет было принято решение о строительстве специального здания для университета. Строительство было завершено в 1804 году, и новое здание, расположенное в исторической части Санкт-Петербурга, приняло первых студентов.

С течением времени Ломоносовский университет стал одним из ведущих образовательных учреждений в России и Европе. В его стенах учились и работали многие выдающиеся ученые, включая академиков, нобелевских лауреатов и создателей важных открытий. Университет продолжает активно развиваться и сегодня является лидером в области науки и образования в России.

Вклад Михаила Ломоносова в образование и науку

Михаил Ломоносов – выдающийся русский ученый, писатель и просветитель XVIII века, который внес огромный вклад в развитие образования и науки в Санкт-Петербурге. Обладая непревзойденными интеллектуальными способностями и страстным интересом к науке, Ломоносов самостоятельно приобрел знания в различных областях, таких как физика, химия, геология, астрономия и математика. Его уникальные исследования и открытия принесли значительный вклад в развитие научных знаний и утвердили его как одного из величайших ученых своего времени.

Одной из главных заслуг Ломоносова было создание Московской университетской академии, которая позже стала известной как Московский университет имени М.В. Ломоносова. Она стала первым учебным заведением в России, где обучение велось на русском языке. Это позволило привлечь русских ученых и создать базу для развития науки и образования в стране. Университет стал центром научных исследований и интеллектуальной деятельности, и до сих пор его имя остается символом высокого уровня образования в России.

Ломоносов также основал первую в России академию наук – Академию наук Санкт-Петербурга, которая стала важным институтом для проведения научных исследований и развития талантливых ученых. Академия не только поддерживала и стимулировала научные исследования, но и выпускала научные труды и организовывала конференции и семинары для обмена знаниями и опытом.

Михаил Ломоносов также является автором множества научных трудов, статей, писем и лекций, которые оказали огромное влияние на развитие научной мысли и литературы в России. Он пропагандировал знание и образование, стараясь сделать его доступным для всех слоев общества. Своим примером и учительством Ломоносов вдохновил многих молодых ученых и помог развить интерес к науке и образованию в России.

Организация первых кафедр в Ломоносовском университете

При Екатерине II был создан Ломоносовский университет, который стал основным центром научной и интеллектуальной жизни в Санкт-Петербурге. Одним из важных этапов его развития было формирование первых кафедр, на которых проводились учебные занятия и проводились исследования в различных областях науки.

Организация первых кафедр в Ломоносовском университете улучшила качество образования и способствовала развитию научных исследований. Были созданы кафедры по разным предметам, таким как физика, химия, математика, медицина, философия и другие. На этих кафедрах работали высококвалифицированные профессора, которые передавали свои знания и опыт студентам и выпускникам университета.

Кафедры в Ломоносовском университете были организованы с учетом последних научных достижений и мировых трендов в соответствующих областях знаний. Профессора, преподававшие на этих кафедрах, активно вносили свой научный вклад, публиковали свои работы и участвовали в научных конференциях и дискуссиях. Это позволяло поддерживать актуальность и энергичность научной жизни в Санкт-Петербурге и способствовало прогрессу в различных научных областях.

МГУ в период СССР

Русская революция изменила всю систему высшего образования: согласно указу, изданному в 1918 году, любой человек старше 16 лет, независимо от пола и происхождения, мог посещать любое высшее учебное заведение, даже не имея высшего образования. Кроме того, была отменена плата за обучение в университетах и ​​всем предоставлены стипендии. Эти меры значительно расширили возможности получения высшего образования для населения, и к 1922 году в МГУ обучалось более 20 000 студентов

Поскольку наука и техника считались национальным приоритетом, особое внимание уделялось практическим занятиям, а также научным и математическим дисциплинам. В начале Второй мировой войны в МГУ было 75 кафедр, 11 научно-исследовательских институтов, 66 лабораторий, 4 музея и 2 обсерватории

Однако главной задачей университета было подготовить как можно больше студентов для советского государственного аппарата. Качество преподавания снизилось, поскольку многие уважаемые ученые ушли (или были исключены) из университета. Факультеты, считавшиеся «отравленными» идеологией старого режима, такие как юриспруденция, история и филология, были упразднены и заменены факультетами социальных наук, целью которых было распространение советской идеологии и идей научного социализма. Гуманитарные науки были восстановлены только через 10 лет в отдельном учреждении.

Политические репрессии Сталина отрицательно сказались на развитии научных исследований. Советские ученые и ученые потеряли связь со своими зарубежными коллегами, их преследовали, заключали в тюрьмы и даже расстреливали, а некоторые отрасли науки были осуждены как пропагандисты идеологии, чуждой коммунистическим идеям. Многие тысячи студентов и сотрудников были призваны на войну во время Второй мировой войны, 3000 из которых погибли. Во время войны университет сосредоточился на военной науке, изобретении новых взрывчатых веществ и разработке самолетов.

В 1940 году университет был переименован в МГУ им. М.В. Ломоносова и носит это название по сей день. После войны на Воробьевых горах был построен новый кампус, оборудованный самыми современными аудиториями и лабораториями. Финансирование университета увеличилось в пять раз, были созданы новые научно-исследовательские институты, в очередной раз активизировалось международное сотрудничество.

Достопримечательности МГУ

Геологический музей МГУ

Музей основан в 1950 году и занимает 24–31 этажи главного корпуса МГУ. Его экспонаты охватывают геологию и географию России и мира, тундру, леса и степи России, вулканы, землетрясения, морскую деятельность, древнюю историю мира, полезные ископаемые мира и строение Вселенной.

Ботанический Сад МГУ

Сады были созданы в 1706 году Петром Великим для выращивания лечебных трав. Новый ботанический сад биологического факультета расположен на территории главного кампуса и включает фруктовые деревья, сад камней, озеро и тысячи разновидностей цветов. Старый аптекарский сад расположен к северу от центра города на проспекте Мира и включает ухоженные цветники, дендрарий и оранжереи с экзотическими и редкими растениями.

Зоологический музей МГУ

Музей был основан в 1791 году как кабинет естествознания Московского Императорского университета и открыт для публики в 1866 году. Здесь представлены экспонаты птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых, рыб и редких животных со всего мира. Музей расположен на Большой Никитской улице.

Исследование благодаря данным

Московский государственный университет (МГУ) – одно из ведущих учебных заведений в России и мировом центре образования, науки и культуры. Он играет значительную роль в становлении умов будущего России.

История университета тесно связана с его выпускниками, среди которых множество известных имён, включая таких талантливых людей, как Николай Бухарин, Олег Дивов, Артемий Лебедев, Михаил Лермонтов, Григорий Потемкин и многие другие.

Также МГУ прославился своими студентами, которые достигли успеха в различных областях общественной жизни. Например, известная певица Земфира покинула университет на втором курсе из-за записи нового альбома, российский актер и певец Марк Тишман учился на факультете иностранных языков и регионоведения, а экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов также является выпускником МГУ.

Кроме того, спортивный коллектив МГУ регулярно демонстрирует высокие результаты, завоевывая призовые места на Московских студенческих играх и удостаиваясь звания лучшего вуза г. Москвы по спортивно-массовой работе среди студентов.

Успехи студентов

Московский университет также может гордиться своими студентами-спортсменами, которые достигли выдающихся результатов. Например, аспирантка факультета журналистики И. Привалова победила на дистанции 400 метров с барьерами и получила бронзовую медаль в эстафете 4×400 метров на Олимпийских играх. А студентка М. Киселева завоевала 2 золотые медали в синхронном плавании. Это лишь некоторые примеры успехов студентов МГУ в области спорта

Роль физической культуры

Важно подчеркнуть, что в МГУ уделяется внимание не только образованию, но и оптимальному развитию физических способностей студентов. Ректор университета академик В.А. Садовничий отметил важность того, что молодые специалисты обладали крепким здоровьем, хорошим физическим развитием и высокой работоспособностью

Садовничий отметил важность того, что молодые специалисты обладали крепким здоровьем, хорошим физическим развитием и высокой работоспособностью. История Московского университета — это прежде всего история людей, чьим талантом и самоотверженным трудом он рос и развивался, людей, чьи жизнь и деятельность оставили неизгладимый след в мыслях и делах его поколений

История Московского университета — это прежде всего история людей, чьим талантом и самоотверженным трудом он рос и развивался, людей, чьи жизнь и деятельность оставили неизгладимый след в мыслях и делах его поколений

Название сайта Ссылка
Литература https://liarte.ru/referat/mgu-imeni-lomonosova/

Введение

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, также известный как МГУ, является одним из старейших и наиболее престижных университетов в России. История его основания, развития и вклада в науку и образование имеет огромное значение для российской и мировой культуры. В ходе данного исследования будет освещена история университета, его ректоры, значимые события и достижения, а также его роль в обществе с разных периодов времени.

Слайд 16 XIX век. К началу XIX века на факультете преподавали пять профессоров:

Ф. Ф. Керестури читал анатомию, хирургию и судебную медицину; Ф.

Г. Политковский — практическую медицину; В. М. Рихтер — хирургию и повивальное искусство; Ф. И. Барсук-Моисеев — физиологию, патологию и терапию. Преподавание носило чисто демонстративный характер; только с 1798 года студентов стали направлять на несколько месяцев в лефортовский госпиталь на практику, для чего была выделена специальная палата на шесть коек.Университетский устав 1804 года предусматривал увеличение числа профессоров до двенадцати и, соответственно, увеличение количества дисциплин. На отделении (факультете) врачебных или медицинских наук назначались профессора: • анатомии, физиологии и судебной врачебной науки;• патологии, терапии и клиники;• врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности;• хирургии;• повивального искусства;• скотолечения.

Тяжелое испытание

Со 2 по 6 сентября 1812 года горит Москва. Горело все: жилые дома, Кремль и университетские корпуса. Организация эвакуации оставляла желать лучшего, поэтому в огне сгорели ценные коллекции, приборы, то есть почти все имущество вуза. Часть артефактов своими руками увезли сотрудники МГУ из безлюдной столицы.

Несмотря на колоссальные разрушения, нанесенные исторической столице России, в том числе МГУ, через год возобновили занятия на всех факультетах, а из руин зданий возводили новые.

Благодаря щедрым пожертвованиям и хорошему финансированию университет был основан, и его коллекции и библиотека начали быстро расти. Число студентов выросло до 695 в 1822 году, что более чем в три раза превышает довоенный показатель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: