Аналитический отчет
Отчет – хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии. Центральным элементом в данном случае выступает описание или анализ деятельности людей.
Примеры: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании, отчет-коммюнике о международных переговорах.
В отчет могут быть включены не только мнения и суждения людей по какому-то вопросу, но и их дискуссии, споры, реплики, а также комментарии самого автора.
Отчет относится как к информационным жанрам журналистики, так и к аналитическим. Все зависит от того, какая задача стоит перед журналистом. Если необходимо провести авторский анализ какого-то мероприятия, допустим, с комментариями и личным мнением, тогда имеем дело с аналитическим отчетом.
Но, если журналисту необходимо проинформировать общественность о мероприятии, кратко сообщить о произошедшем, в строгой последовательности описать развитие действия, тогда перед автором стоит задача – написать информационный отчет.
Определение и сущность критической статьи
Сущность критической статьи заключается в том, что она является формой выражения мнения и точки зрения автора на интересующую его тему. Основным отличием критической статьи от других стилей и жанров заключается в том, что она обязательно должна содержать аргументацию своих выводов и претендовать на объективность.
Основной задачей критической статьи является предоставление читателям достоверной и объективной информации о всех аспектах изучаемого явления. Автор несет ответственность за основательность и аргументированность своих выводов, а также за использование достоверных фактов и источников.
Характеристика критической статьи: | Описание: |
---|---|
Анализ и оценка | Статья содержит аналитические и критические выводы по изучаемой теме. |
Аргументация | Автор поддерживает свои выводы аргументами и приводит доказательства известных фактов. |
Объективность | Статья обязана представить множество точек зрения и поддерживать нейтральное отношение. |
Достоверность | Автор несет ответственность за использование правдивых фактов и проверенных источников. |
Аналитические жанры журналистики: рецензия
Рецензия – критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.
Предметом рецензии становятся не просто факты, а различные информационные явления – спектакли, книги, игры, брошюры, научные работы, кинофильмы, телепередачи.
Примеры: рецензия на книгу (примеры рецензий есть на сайте “Литературная газета” lgz.ru) , рецензия на спектакль, кинофильм, телепередачу, игру.
Так как рецензия – это аналитический жанр, ее главной задачей является не просто информирование о событии или объекте, а представление этого события: анализ, оценка происходящего, аргументация, личные выводы и рассуждения. Но в то же время рецензию не стоит рассматривать в качестве средства для решения каких-то глобальных общественных проблем. Этим занимаются различные исследования, литературно-критические статьи или обозрения.
В основном, автор рецензии (рецензент) изучает одно-два произведения и дает им оценку, чаще критическую.
Типы рецензий
В зависимости от количества анализируемых произведений выделяют два типа рецензий:
- Монорецензия. Предметом монорецензии является одно произведение, которое автор может сравнивать с другими произведениями, известными публике. Объем такой рецензии небольшой.
- Полирецензия. Предмет полирецензии – два и более произведений, которые, чаще всего, автор сравнивает между собой или с другими новыми или малоизвестными произведениями. Такая рецензия отличается внушительным объемом.
В зависимости от тематики рецензии бывают:
- литературные;
- театральные;
- музыкальные;
- кинорецензии;
- рецензия на научную работу;
- рецензии на рекламные клипы;
- рецензии на мультипликационные фильмы;
- рецензии на игры и пр.
В зависимости от объема выделяют:
- Мини-рецензии. Это рецензия небольшого объема (1-1,5 страницы печатного текста), в которой рецензент кратко, лаконично и без лишних отступлений дает аргументированную оценку произведению. Мини-рецензии пользуются большим спросом.
- Гранд-рецензии. Это рецензия большого объема, в которой досконально раскрыта тема, представлен глубокий анализ и дана разносторонняя оценка произведению. Гранд-рецензии обычно пишут критики-эксперты.
Особенности и применение
В основу критической статьи ложится объективное и критическое мышление. Автор должен иметь навыки анализа, оценки и обоснования своих точек зрения. Важным аспектом написания критической статьи является использование аргументов, фактов и доказательств, которые подтверждают мнение автора.
Основное применение критической статьи связано с научными исследованиями, обзорами литературы и публикациями. Критические статьи могут быть написаны как в рамках академического сообщества, так и для широкого круга читателей.
Критическая статья может иметь различные стили и форматы написания в зависимости от цели и задачи автора. Она может быть короткой и информативной или детальной и аналитической
Важно помнить, что критическая статья не должна быть оскорбительной или предвзятой, а должна основываться на объективных данных и аргументах
Использование критической статьи в научных исследованиях и публикациях позволяет сформировать более полное представление о предмете исследования, выявить его преимущества и недостатки, а также принять обоснованные решения и выводы.
Обозрение как жанр
Обозрение – это, во-первых, наблюдение
за событиями, происходящими в общественной жизни, и, во-вторых,
обдумывание, анализ сути этих событий с последующим подытоживанием
полученных результатов. Обычно обозреваются вопросы политики,
экономики, социальной жизни и т.д.
В материалах данного жанра ярко
проявляется позиция журналиста
Важной приметой обозрения является
его периодичность. Обозревается что-либо имевшее место быть в
течение какого-либо времени
Соответственно, и обозрения будут
ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежегодными. Конечно, чем
больше временной охват, тем более серьезны, глобальны обозреваемые
события или процессы.
Обозрению свойственно использование
выразительных деталей. В этом жанре не так часто, как в статье,
используются логические доводы. Журналист в данном случае больше
наблюдатель, чем аналитик.
«Младшим братом» обозрения является
обзор СМИ – наблюдение, анализ и комментарий событий, описываемых
наиболее популярными или авторитетными газетами или журналами
Обзоры могут быть новостными (рассказывать о событиях, которым
уделило внимание то или иное СМИ), тематическими (посвященными одной
теме, например, политике, автомобилям и т.д.), анонсирующими
(раскрывающими темы будущих номеров)
Первоначально обзоры СМИ составлялись
учеными, исследующими влияние
прессы на жизнь общества. Но оказалось, что такие обзоры весьма
востребованы и рядовой аудиторией, которой необходим
квалифицированный лоцман в огромном море информации. Обозреватель
может вынести суровый вердикт той или иной публикации (или даже
отдельному СМИ), не советуя аудитории материал для чтения, и
наоборот: всячески рекомендуя ознакомиться с той или иной
информацией. Также людям хочется знать, что пишется или
рассказывается в тех СМИ, которые они не используют обычно или в
какой-то момент.
Обзор может представлять аудитории и
новые, только появившиеся на рынке СМИ.
Что такое критическая статья
Критическая статья обычно отражает точку зрения автора на объект анализа. Эта точка зрения должна быть обоснована и подкреплена доказательствами и примерами из объекта критики.
Основная особенность критической статьи – это ее объективность и аргументированность. Критик не должен полагаться только на свои личные предпочтения или вкусы
Он должен обратить внимание на все аспекты объекта: художественные достоинства, техническое исполнение, сюжет, символизм, языковую составляющую и др. Кроме того, автор должен провести сравнение с другими аналогичными произведениями или явлениями
Примеры критических статей |
---|
1. «Критический анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
2. «Критический анализ фильма К. Мурата «Королева бензоколонки» |
3. «Критическая статья о выставке современного искусства в музее современного искусства» |
Критическая статья может быть написана на различные темы и объекты. Главное – это предоставить читателю обоснованный анализ объекта и свободное мнение об этом объекте.
Критика – конструктивная и не очень
Конструктивная критика
– это такой «разбор полетов», который помогает выявлять ошибки и развиваться
И здесь подсудимый критикуемый, если его действительно интересует совершенствование, должен бы отбросить манию величия, перестать оправдываться, и обратить безропотное внимание на то, что ему говорится
Такая «критика» используется в , чтобы клиента ненавязчиво ткнуть носом в его заблуждения. Но никакой конструктив не поможет, когда реципиент нацелен не столько на развитие, сколько на самоутверждение. Тогда любая критика, советы и замечания будут восприниматься, как агрессивный наезд. Вот, пожалуй, и все о конструктивной критике.
Деструктивная критика
проявляется куда богаче и заковыристее. Хотя центральный мотив у нее – до пошлости прост, потому и прикрывается он обилием разноперых личин.
Без всяких личин, то есть – в чистом виде самоутверждение не практикуется, потому что построено на самообмане – подмене очевидного факта активного самолюбия прикрытием какой-нибудь благовидной причиной, например – конструктивной критикой или праведным гневом. И когда самообман обнажается, сама структура самоутверждения подкашивается. Поэтому, если уж свое эго и выпячивать, то сознательно, – так, хотя бы появляется шанс свой самообман распознать и психологически «опроститься».
Поэтому критиканы с огрубленным сознанием самоутверждаются грубовато. Им неочевидны их неотесанные мотивы. Утонченные люди дурачат себя утонченно, выставляя себя в лучшем свете по мастерски изящно.
В общем, любой формой своей деструктивной критики, критик пытается донести до нас нехитрый посыл о том, что он – лучше нас. Все остальное – детали – дымовая завеса смоченных ложью обоснований и оправданий.
Часто задаваемые вопросы
Каков формат рецензии на статью?
В академическом письме формат критики статьи включает в себя введение, краткое изложение, саму критику и заключение. В свою критику вы должны включить все, от названия статьи и идей автора до методов исследования и исследовательских вопросов (или журналистских вопросов), в зависимости от того, критикуете ли вы исследовательскую работу или статью в журнале.
В чем разница между критикой и рецензией?
Как правило, хороший критический анализ пишет кто-то, кто считается экспертом в этой области. Напротив, обзор пишется кем-то, кто интересуется этой областью, но не обязательно считается экспертом.
Каковы компоненты критики?
Компоненты критической статьи включают в себя справочную информацию и основную мысль автора (во введении), резюме в основных абзацах, критическую оценку в разделе критики и будущие исследования или следующие вопросы в заключение.
Если вы хотите узнать больше, ознакомьтесь с нашими советами по написанию эссе!
Комментарий как жанр
Комментарий может быть как составной
частью других развернутых материалов (репортажа, статьи, интервью),
так и самостоятельным текстом.
Комментарий – это текст, в котором
автор выражает свое отношение к происходящим событиям путем их
оценки и анализа. Также в таком материале может иметь место
прогнозирование дальнейшего развития ситуации.
События для комментария должны быть
актуальны и общественно значимы. Комментироваться могут не только
прошедшие или происходящие события, но и будущие.
Начинается комментарий с изложения
предмета обсуждения, т.к. не все читатели (зрители, слушатели) могут
быть в курсе даже самых громких событий. Далее автор, как правило,
излагает свой взгляд и аргументы в его поддержку. В конце подводится
итог сказанному, делается логичный вывод.
Что такое критическая статья?
Критическая статья должна быть основана на обоснованных фактах, сильных аргументах и доказательствах, которые подтверждают мнение автора. Важным элементом критической статьи является исследование и изучение предмета анализа, которое помогает автору формировать свое мнение и сделать оценку объекта.
Опираясь на знания и опыт автора, критическая статья позволяет проводить качественный анализ предмета исследования, выявлять его сильные и слабые стороны, обращать внимание на детали и давать рекомендации по улучшению объекта
Что включает критическая статья? |
---|
Введение |
Постановка проблемы |
Анализ основных аспектов предмета |
Аргументация и оценка |
Заключение |
Введение помогает установить контекст и объясняет, почему предмет анализа важен и требует критического взгляда. В разделе постановки проблемы автор указывает на основные вопросы и аспекты, которые будут рассмотрены в статье.
Далее следует анализ основных аспектов предмета, где автор предлагает свои наблюдения и исследует различные аспекты объекта. Затем в статье приводятся аргументы и оценка, где автор представляет свое мнение и подкрепляет его фактами и доказательствами.
Заключение в критической статье связывает все предыдущие разделы и подводит итоги анализа. Автор может также предложить рекомендации или выводы на основе проведенного исследования.
Анализ и оценка информации
Перед началом анализа необходимо проверить источник информации на достоверность. Стоит убедиться, что автор статьи имеет необходимые знания и опыт в области, которая обсуждается
Также важно учитывать непредвзятость и объективность автора
Оценка информации включает в себя проверку аргументов автора, используемых доказательств и логики высказываний. Необходимо анализировать, насколько аргументы подкреплены достоверными источниками и фактами, а также насколько логичны и последовательны выводы автора.
Важно также провести собственный анализ и дать собственную оценку представленной информации. Следует оценивать ее на основе своих знаний и опыта в данной области, а также использовать критическое мышление для выявления возможных недостатков или противоречий
При написании критической статьи важно представлять анализ и оценку информации в четкой и логической форме. Использование подкрепленных фактами источников, аргументированные доводы и объективность помогут создать достоверную и информативную статью
Письмо как жанр
В отличие от статей, заметок,
репортажей и т.д., более легкая для публикации форма – это письмо в
газету или журнал. СМИ печатают читательские письма, чтобы
представить разнообразие мнений о происходящих в обществе событиях,
а также чтобы придать изданию более свежий, непосредственный вид и
дать почувствовать читателям их собственную значимость.
Колонка читательских писем может
размещаться в разных местах издания и называться по-разному. Один из
используемых в среде профессионалов терминов – это «op-ed»
(«страничка откликов»), означающий буквально «напротив колонки
редактора».
В письме автор, как правило,
обращается непосредственно к своему адресату, называет его,
определяя таким образом и заинтересованную в материале аудиторию. В
качестве адресата может выступать и конкретная персона, и
организация, и некая социальная группа.
Обычно в письме присутствует
конфликтная ситуация, что обеспечивает дополнительный интерес
аудитории.
Поводами для написания письма часто
являются публичные вызовы, просьбы, требования, предложения,
одобрения, обвинения, порицания, указания на проблему и т.д.
Нередко письмо – это реакция на только
что опубликованный материал.
Хорошее письмо всегда убедительно либо
за счет приведения достоверных деталей, либо «убийственных»
аргументов. К письму можно приложить фотографию или даже видеоролик,
если такой материал будет действительно полезен и уместен.
Часто письмо носит личностный,
откровенный авторский
отпечаток, в связи с чем
вызывает особое доверие адресатов.
Так как разделы писем в газетах и
журналах одни из самых читаемых, то письма очень часто готовят и
PR-копирайтеры, подписывая их именами
сотрудников конкретной компании.
Темы для писем можно найти, изучив
издание: его текущую тематику, анонсу, другие письма читателей.
Стоит попытаться оперативно откликнуться и на актуальную в данный
момент в обществе тему.
Письмо может быть по любому
подходящему поводу
Для автора, если он представляет какую-либо
компанию, важно только, чтобы издание не встало к нему в оппозицию,
не устроило с компанией дискуссию, призвав на свою сторону остальных
читателей
Не следует относиться к письму в
редакцию легкомысленно. Его читает та же аудитория, что и
редакторскую колонку, новости, биржевую статью и т.д.
Более подробную информацию на
эту тему можно найти в книге А. Назайкина
«Современные копирайтинг. Как создавать тексты для
литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»
Хочешь стать настоящим
копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной
подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю
высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени
М.В.Ломоносова…
Не опоздай к началу занятий!
Жми!
Версия как жанр
Версия – это предположение развития
событий, имитация ситуации, которая, возможно, имела место. Материал
такого рода разрабатывается при недостаточности фактов,
доказательств и аргументов. В связи с этим версия не может содержать
категоричных выводов, описывать что-либо как действительно имевшее
место быть.
Целью создания версии обычно является
знакомство аудитории с промежуточными итогами какого-либо процесса,
а также прогнозирование развития ситуации.
В версии приводятся факты, размышления
автора, на основе которых аудитория может согласиться с позицией
журналиста, а может сделать и свои собственные выводы.
Часто версия может быть продолжением
заметки, корреспонденции, статьи, а также первой публикации в цикле
статей или материалов журналистского расследования.
Иногда версия – это всего лишь способ
получения дополнительной информации. Журналист может добыть ее,
исходя из реакции героев после публикации версии, а также из
источников, о существовании которых он раньше мог даже и не
задумываться.
Особенности критической статьи
Аналитический подход: Весь материал представлен в статье должен быть детально проанализирован и освещен со всех сторон. Критик должен представить читателю все аспекты объекта его изучения, чтобы позволить ему составить собственное мнение.
Критическое мышление: Критик должен быть способен выдвигать обоснованные аргументы и основывать свои выводы на наблюдениях и фактах. Он должен уметь оценивать преимущества и недостатки объекта изучения и достоверно их передавать читателям.
Независимость: Критическая статья должна представлять точку зрения автора, а не быть подвержена внешним влияниям. Ее задача – дать качественную и объективную оценку объекту и вызвать дискуссию среди читателей.
Целевая направленность: Критическая статья может быть направлена на различные виды объектов – от литературных произведений до исследований или политических событий
Ее основная цель – предоставить полную и оценочную информацию о выбранном объекте.
Авторитетность: Автор должен быть квалифицированным специалистом в выбранной области, чтобы его мнение и аргументы были весомыми
Важно, чтобы читатели доверяли автору и принимали его точку зрения во внимание при формировании своего собственного мнения.
Эти особенности являются основополагающими принципами написания критической статьи и позволяют ей быть актуальной и информативной для читателей.
Цели и задачи критических статей
1. Анализировать и оценивать литературную технику и стиль. Критики осматривают различные аспекты письма, такие как язык, структура, ритм, метафоры и сравнения
Они также обращают внимание на использование языка, диалектов, жаргона и т.д.2. Исследовать и оценивать содержание и тематику произведения
Критики рассматривают сообщение, которое автор передает через свою работу. Они анализируют образы, символы, сюжетную линию и мотивы произведения, а также его отношение к социальным, политическим и культурным вопросам.3. Оцегить уровень креативности и оригинальности произведения. Критические статьи помогают определить, насколько успешно автор передал свои идеи и концепции через свое произведение. Они также оценивают новизну и уникальность произведения в контексте литературного мира.4. Дать рекомендации и сделать выводы. Критики предлагают свое мнение о том, стоит ли читателям приобретать и читать данное произведение. Они также могут предложить рекомендации автору по улучшению его писательских навыков или общего развития.
В целом, целью критических статей является обеспечение детального анализа и оценки литературных произведений, а также предоставление читателям информации и рекомендаций для принятия взвешенного решения о чтении или исследовании данного произведения.
История возникновения
Становление жанра
В своей статье о литературной критике исследователь журналистики Л.П. Саенкова отметила, что данный вид публицистики зародился еще задолго до журналистики как таковой:
В учебнике Баранова В. И., Бочарова А.Г., Суровцева Ю.И. «Литературно-художественная критика» (1982) мы находим свидетельства о зарождении литературной критики в России 18 века
Этому вопросу уделяет особое внимание писатель и поэт В. Тридиаковский
В своих письмах он вырабатывает первые, еще бессистемные принципы критики искусства. Но больший вклад в это дело внес знаменитый ученый М. Ломоносов, написав «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Там он регламентирует новые основы работы с литературой, которые позволяют не нарушать права искусства на самовыражение, но в то же время дают критику свободу для выражения своей точки зрения. Ломоносов говорит об этике журналиста и обязательности его подготовки к рассуждениям о творчестве. Он призывает акул пера подучиться отличать зерна от плевел, а не отвлекать внимание читателя на пустые разговоры с неумным автором. Автор «Рассуждений…» выражает надежду, что журналист-критик будет нести моральную ответственность за каждое свое слово, и это остановит его в погоне за одобрением публики.
Массовая печать быстрее всего развивалась во Франции, более раскованной и свободной стране, чем монархическая Россия. Поэтому закономерно, что первые попытки классифицировать литературную критику были предприняты критиком Шарлем Сент-Бёвом. Он предлагал разделить публицистику такого рода на две группы:
Именно такую журналистику мы видим в исполнении Н. Новикова и Н. Карамзина. Об их деятельности Вы можете прочитать в отдельном материале, посвященном истории журналистики 18 века.
Расцвет жанра
В 19 веке литературная критика стала основным журналистским жанров в российской прессе. Поскольку политические и социальные материалы с критическим содержанием никто бы не напечатал, авторы выходили из положения с помощью иносказания. Обсуждая литературу передовых писателей и мыслителей своего времени, они высказывали актуальные суждения об общественно-политической жизни страны
Поэтому литературная критика очень скоро привлекла внимание органов цензуры. Некоторые статьи вызывали столь бурную реакцию в обществе, что журналы закрывались, а авторы подвергались наказанию
Подробнее об этой странице в истории литературной критике мы написали в материале, посвященном журналистской деятельности Н.А. Некрасова, который издавал «Современник» и вынужден был подкупать цензоров, публикуя очередные произведения и рецензии на них. Не менее интересным образчиком литературного критика является солнце русской поэзии — А.С. Пушкин. О его роли в журналистике того времени мы написали в отдельной статье.
В 20 веке уже каждое солидное издание не представляло своей работы без отдела, посвященного литературной критике.
В советской России литературной критике отводилась не менее заметная роль, так как ее пропагандистский потенциал был очевиден лидерам партии. До сих пор сохранились постановления, регламентирующие положение этого вида деятельности в печати. Однако на практике литературная критика не так самозабвенно отдавалась нуждам идеологии. Направление публикаций было гуманистическим и отражало приверженность человеческим интересам и традиционным ценностям, которые кое в чем расходились с доктринами марксизма-ленинизма. Авторский взгляд играл в материале главную роль: автор полемизировал, спорил, доказывал, но не навязывал сухой паек пролетарской морали.
Аналитические жанры журналистики: статья
Статья – жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления.
Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.
Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.
Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.