Монополия на насилие

Монополия власти - явление, при котором политическое или экономическое управление страной сосредоточено в руках одной организации, партии или лица Оно

Плюсы и минусы монополии государства для экономики

Монополия государства означает, что только государство имеет право на производство и распределение определенных товаров и услуг. В таких случаях экономические выгоды и недостатки реализации монополии государства должны быть тщательно обсуждены и рассмотрены.

Плюсы

  • Контроль стоимости. Когда государство контролирует производство и распределение товаров и услуг, оно может ограничивать цену, что является выгодным для потребителя.
  • Экономия масштаба. Государственный монополист может легко координировать производство, что приводит к снижению издержек и повышению эффективности.
  • Стимулирование инвестиций. Государство может использовать прибыли от монопольной деятельности для инвестирования в другие секторы экономики, такие как наука и технологии, что в конечном итоге может поднять уровень жизни и благосостояния.

Минусы

  • Отсутствие конкуренции. Монополия государства может привести к отсутствию конкуренции, тем самым воспрепятствуя инновациям и прогрессу.
  • Ограничение выбора потребителя. Потребитель не имеет выбора при монопольном распределении товаров и услуг, что может привести к падению качества и уровня обслуживания.
  • Бюрократия. Государственный монополист может иметь более сложную бюрократическую структуру, что затрудняет принятие решений и может замедлять производственный процесс.

Таким образом, монополия государства имеет как плюсы, так и минусы. Это зависит от определенных условий и контекста. Правительство должно учитывать все факторы и принимать решение, основанное на экономическом благосостоянии общества.

Как создаются монополии

Два основных пути создания монополий – в результате внедрения в производство какой-либо инновации или в результате победы в конкурентной борьбе. Монополии, сформированные только первым способом, действительно зачастую бывают недолговечны и держатся до тех пор, пока конкуренты не освоят новую технологию. Те же монополии, которые стали таковыми в результате победы над конкурентами, могут «держать» рынок очень долго. Став крупным игроком, компания старается победить конкурентов не только при помощи улучшения качества и цены своего продукта (после победы может пойти и обратный процесс, как мы видели выше на примере наценок Luxottica), но и путём банальной покупки небольших конкурентов и смежных компаний, после чего можно дождаться кризиса крупного конкурента, а затем приобрести и его. Так, корпорация General Motors, изначально включавшая в себя только марку Buick, со временем приобрела Oldsmobile, Cadillac, Oakland (включавшую в себя Pontiac), Chevrolet, Opel, Vauxhall, Holden, были созданы отделения GMC, Saturn и Hummer, приобретались акции FIAT, Daewoo, Isuzu, Fuji Heavy Industries (выпускавшей автомобили Subaru) и Suzuki. Корпорация в своё время пыталась купить и марку Ford, но её не устроила запрошенная Генри Фордом сумма в 8 миллионов долларов. Стать монополией GM помешали очень большой объём американского рынка, антимонопольное законодательство США и отдельные ошибки в руководстве. Впрочем, в 1966 году 90% автомобильного производства приходилось на долю трёх марок – GM, Ford и Chrysler.

Получив монопольную власть, компания может вытеснять конкурентов. Например, компания Microsoft, владелец операционной среды Windows, может произвольно вытеснять с рынка (или не допускать на рынок) независимых производителей приложений, отказывая их программным продуктам в совместимости с операционной средой.

Известный экономист, профессор Кембриджского университета Ха-Джун Чанг отмечает:

Влияние политического монополизма на экономику

Политический монополизм, характеризующийся отсутствием конкуренции и господством одной политической силы, оказывает серьезное влияние на экономику страны. Ниже рассмотрим основные черты и последствия политического монополизма на экономическую сферу.

Ограничение свободы предпринимательства

  • Политический монополизм способствует возникновению привилегированных связей и коррупции, что особенно вредно для бизнеса. В условиях отсутствия конкуренции, элита имеет возможность контролировать рынок и устанавливать правила игры в свою пользу.
  • Ограничение свободы предпринимательства и образования новых предприятий ведет к ограничению инновации и развития бизнес-сектора. Абсенс конкуренции снижает мотивацию предпринимателей для совершенствования и внедрения новых технологий, что ограничивает экономический рост.

Искажение экономической системы

  • Политический монополизм часто приводит к укреплению государственного сектора экономики. Государственные предприятия и монополии получают значительные привилегии и льготы, что искажает рыночные механизмы и приводит к неэффективному распределению ресурсов.
  • Бюрократический аппарат, связанный с политическим монополизмом, часто становится громоздким и неэффективным, что может тормозить развитие бизнеса и снижать привлекательность инвестиций.

Несбалансированное развитие регионов

  • В условиях политического монополизма, ресурсы и инвестиции часто сосредоточены в столице и крупных городах, что приводит к несбалансированному развитию регионов. Малые города и сельская местность остаются без должной поддержки и инфраструктуры, что усугубляет проблемы социально-экономического развития.
  • Отсутствие конкуренции и политического плюрализма также может затормозить развитие определенных отраслей и регионов, так как нет стимула для местных властей и предпринимателей развивать новые секторы экономики и привлекать инвестиции.

Таким образом, политический монополизм оказывает негативное влияние на экономическую сферу, ограничивая свободу предпринимательства, искажая экономическую систему и приводя к несбалансированному развитию регионов. Для достижения устойчивого экономического развития необходимы политическая конкуренция, свобода предпринимательства и эффективное государственное регулирование.

Определения

Для начала нам нужно дать определения монополии и свободному рынку. Итак, монополия, согласно словарю Ожегова, имеет несколько значений, среди которых нас интересуют: «Исключительное право на производство или на продажу чего-н., а также исключительное пользование чем-н.» и «Крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и капитала с целью установления господства в какой-н. области хозяйства и получения максимальной прибыли». Статья доктора экономических наук Андрея Колганова в Большой российской энциклопедии даёт такое определение: «ситуация (положение), когда производитель или продавец поставляет (выпускает) настолько значительную часть товаров или услуг определённого вида, что это позволяет ему влиять на отклонение цен на них от равновесного уровня путём установления монопольных цен и извлекать монопольную прибыль». В целом, определение из БРЭ довольно удачное и согласуется с другими.

Карикатура Джозефа Кепплера на монополии

Что такое свободный рынок? Согласно Толковому словарю по бизнесу, это «рынок, свободный от вмешательства правительства, на котором цены повышаются и понижаются в зависимости от предложения и спроса». «Постнаука» приводит слова экономиста Ярона Брука со ссылкой на Serious Science: «Свободный рынок – это рынок, свободный от государственного вмешательства, регулирования, принуждения и силы». Также мы отмечали здесь, что некоторые источники считают свободным рынком минимальное вмешательство государства, то есть антимонопольное регулирование сюда не входит.

Сферы деятельности, в которых государство выступает монополистом

Сфера деятельности Комментарий
Производство и сбыт наркотических и психотропных веществ Производство, хранение и распространение различных наркотических и психотропных веществ запрещено законом. Но ни одно государство не может отказаться от них из-за использования этих веществ в современной медицине. Единственное решение в такой ситуации – стать монополистом в этой области и контролировать всю цепочку, начиная с производства, заканчивая – последним получателям в больницах и аптеках
Оборот оружия Здесь подразумевается не только производство любого вида оружия, но и осуществление различных научно-технических исследований в военной сфере. Торговля оружием – очень выгодный бизнес, способный приносить высокую прибыль, что, в свою очередь, привлекает различные коммерческие организации. Но в этом случае невозможно осуществлять чёткий контроль за его оборотом. Поэтому государство не допускает коммерческие компании к данному сегменту рынка, чтобы самостоятельно контролировать оборот оружия
Изготовление ядерного оружия, а также возведение и эксплуатация атомных электростанций Это касается как мирного, так и военного атома, т. к. он очень опасен и поэтому подобные технологии находятся под строгим контролем государства
Выпуск денежных средств Можно мысленно представить такую ситуацию, когда каждый банк печатает собственные деньги и реализует их на рынке. Становится очевидным, что в этой области нельзя обойтись без монополии. Специальными государственными органами принимается решение о производстве, эмиссии и обращении денежных средств на рынке, а также определяется их форма, цвет и размер
Государственная монополия на насилие В России только государство имеет право создавать полицию, армию и иные силовые структуры. Помимо этого, лишь государство может применять насилие к собственным гражданам в ситуациях, регламентируемых законом.

Источники политического монополизма

Политический монополизм, как особая форма политической системы, имеет свои источники, которые способствуют возникновению и укреплению этого явления. Ниже представлены основные источники политического монополизма:

  1. Отсутствие конкуренции. Одной из основных причин возникновения политического монополизма является отсутствие реальной конкурентной борьбы между политическими партиями и кандидатами. Если в политической системе доминирует одна партия или группа, которая контролирует все важные политические институты, то возникает политический монополизм.
  2. Коррупция и непрозрачность. Коррупция и непрозрачность в политической системе способствуют возникновению политического монополизма. Если в системе существует многочисленные коррупционные схемы, взяточничество, отсутствие прозрачности в принятии решений, то это позволяет определенным группам или лидерам манипулировать политическим процессом и устанавливать свою монополию на власть.
  3. Ограниченные ресурсы. Ограниченность ресурсов, таких как финансы, медиа-ресурсы, доступ к информации и технологиям, может создавать препятствия для других политических сил и фрагментировать политическую систему. Когда определенные группы обладают эксклюзивным доступом к ресурсам, они могут использовать его для поддержания своей политической монополии.
  4. Ограниченный доступ к участию в политической деятельности. Если доступ к политической деятельности ограничен определенным кругом лиц или групп, например, избирательное право предоставлено только членам одной партии, то это также способствует возникновению политического монополизма.

Взаимосвязь и взаимное усиление этих и других источников политического монополизма может создавать опасную ситуацию, когда монополия на власть становится политическим стандартом, а альтернативные голоса и мнения оказываются исключенными или подавленными.

Способы борьбы с политическим монополизмом

Политический монополизм – явление, при котором власть и политические ресурсы концентрируются в руках определенной политической партии или группы. Это может привести к ограничению демократических процессов и нарушению прав граждан

Для преодоления политического монополизма важно использовать различные способы борьбы

Развитие и поддержка многопартийной системы. Для создания конкурентной политической среды необходимо развивать и поддерживать множество политических партий. Государство должно создавать условия для равного доступа к выборам и предоставлять финансовую поддержку партиям, чтобы они могли вести активную политическую деятельность.

Формирование независимых институтов и организаций. Независимые институты и организации, такие как СМИ, неправительственные организации и избирательные комиссии, играют важную роль в контроле и балансировании власти. Государство должно создавать условия для их развития и функционирования.

Установление прозрачности и открытости политических процессов. Открытость и прозрачность политических процессов способствуют контролю за властью и предотвращают установление монополии. Государство должно обеспечивать доступ к информации о деятельности политических партий, выборах и принимаемых решениях.

Проведение антикоррупционных реформ. Коррупция является одной из основных причин монополизации власти. Проведение антикоррупционных реформ и создание эффективных механизмов предотвращения и наказания коррупции поможет предотвратить политический монополизм.

Гражданская активность и участие

Для борьбы с политическим монополизмом важно активное участие граждан в политической жизни. Гражданам нужно быть информированными и активно высказывать свое мнение, участвовать в выборах и общественных движениях.

Международное вмешательство и поддержка

Международные организации и государства могут играть важную роль в борьбе с политическим монополизмом, предоставляя поддержку оппозиционным силам, осуждая нарушения прав и свобод, и устанавливая санкции в отношении стран-монополистов.

Борьба с политическим монополизмом является сложным и многогранным процессом. Она требует не только правительственных мер, но и активного участия граждан и общественных организаций. Только вместе можно достичь прогресса и построить демократическое общество, основанное на принципах свободы, равенства и справедливости.

Примеры политического монополизма в мире

Политический монополизм – это явление, когда власть в государстве или регионе контролируется только одной политической силой или партией. Это ограничивает политическую свободу, конкуренцию и разнообразие мнений. Во многих странах есть примеры политического монополизма, вот некоторые из них:

1. Куба

На протяжении более 60 лет в Кубе правит Коммунистическая партия Кубы (ПКК). Партия КПК единственная легальная политическая сила в стране и контролирует все аспекты политической жизни. Оппозиционные партии запрещены, свобода слова и собраний ограничены. Этот политический монополизм стал следствием революции, которая привела к свержению диктатора Фульхенсио Батисты в 1959 году и установлению социалистического режима под руководством Фиделя Кастро.

2. Северная Корея

Северная Корея является одной из самых известных стран с политическим монополизмом. Там правит Корейская народно-демократическая республика (КНДР), которая контролирует все аспекты жизни граждан. Политическая система страны основана на частичной наследственной власти и идеологии искоренения внутренних и внешних угроз. Правительство в Северной Корее строго контролирует СМИ, собрания и свободу слова.

3. Китай

В Китае господствует Коммунистическая партия Китая (КПК). Партия удерживает власть с 1949 года и контролирует все политические, экономические и социальные аспекты страны. Оппозиционные партии не допускаются к власти и подавляются. В Китае существует строгая система контроля над интернетом, СМИ и свободой выражения мнений.

4. Саудовская Аравия

Саудовская Аравия – это абсолютная монархия, где власть принадлежит Саудовской династии и королю. В стране законодательная и исполнительная власть сосредоточены в руках короля, который также является главой правительства. Оппозиционные партии и политические деятели запрещены, а гражданские и политические свободы ограничены. СМИ становятся платформой для государственной пропаганды.

Это лишь некоторые примеры политического монополизма в мире. Такое явление ограничивает свободу и разнообразие мнений, а также создает нарушения прав человека и отсутствие политической конкуренции.

Что такое монополия

Монополия — это ситуация, при которой все производство товаров или услуг обеспечивается одной компанией. На практике это может быть не одна отдельная организация, а союз нескольких производителей, существующий в разных формах, но суть от этого не меняется.

Такая ситуация почти всегда рассматривается как негативная с точки зрения экономики – ведь эта компания получает возможность диктовать условия потребителям товаров или услуг, завышая цены и «перетягивая» на себя часть общего богатства.

В каждой монополии есть монополист — это структура, занимающая доминирующее положение. Монополистом можно стать естественным путем (например, создав и запатентовав что-то принципиально новое), а можно и искусственным (скупив всех конкурентов). В любом случае, получив в свое распоряжение весь рынок, монополист может единолично влиять на него.

В разных областях знаний существуют разные точки зрения на то, как определять термин «монополия». Например, в экономике он рассматривается с упором на рыночные структуры, а в области социальных наук – как ситуация, в которой одна группа или отдельный субъект контролирует аспект общества, важный для других.

Поэтому, чтобы лучше понять суть проблемы, стоит подробнее разобраться в особенностях определения монополии.

В экономике

В экономике монополия — это ситуация, характеризующая рынок с отсутствием конкуренции, когда конкретная компания полностью контролирует продукт и может устанавливать любую цену по своему усмотрению. Монополист не опасается конкуренции, так как является единственным продавцом.

Ситуация может возникать в различных отраслях и по разным причинам. В некоторых случаях монополия – результат эффективного процесса производства и распределения продукции, что позволяет компании устанавливать более низкие цены и вытеснять конкурентов. В других случаях — результат государственного регулирования или вмешательства, которое защищает конкретную компанию от конкуренции.

Монополия может существовать в разных сферах экономики, а роль государства – как раз в том, чтобы создать более-менее конкурентные условия для бизнеса.

В обществознании

В обществознании монополия — это исключительное право, принадлежащее частному лицу, обществу или государству в любом виде экономической деятельности, включая производство и торговлю. Монополист может подорвать основы эффективного и стабильного функционирования рыночной экономики, так как один экономический субъект занимает доминирующее положение на рынке и диктует свои условия.

Другими словами, обществознание рассматривает монополию в более широком контексте, чем экономика. Однако все равно лучше всего изучены именно монополии в экономике.

В юриспруденции

Монополия в юриспруденции — это исключительное право на занятие определенными видами деятельности, такими как производство, торговля или коммерция, которое принадлежит одному лицу, определенной группе или государству.

То есть, это именно право, которое получает субъект и на основании которого он может заниматься своим видом деятельности. Ближайший пример – компания РЖД, ведь эксплуатировать магистральные железные дороги может только она в соответствии с законом.

В истории

В истории монополия — это ситуация, когда правители и правительства предоставляли исключительные права определенным лицам или группам. Часто ассоциируется с подъемом капитализма, крупными предприятиями и трестами – то есть, когда политики наделяют государство или отдельных игроков особыми правами.

В России история монополий восходит к временам Советского Союза, когда государство владело всеми средствами производства и распределения. Партия полностью контролировала все аспекты жизни общества, включая экономику. В Советском Союзе были государственные предприятия, которые производили товары и услуги для населения. Даже на идеологическом уровне им не разрешалось конкурировать друг с другом.

В СССР были распространены тресты

Монополия на насилие по Веберу

Монополия на насилие является одной из ключевых характеристик современного публичного права, современной политической философии и является известным определением современного государства в “Политике как призвании и профессии” Макса Вебера. Как сказал Троцкий и написал Вебер:

Но что есть «политический» союз с точки зрения социологического рассуждения? Что есть «государство»?

Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни — государствам, или союзам, которые исторически предшествовали современному государству. Напротив, дать социологическое определение современного государства можно, в конечном счете, только исходя из специфически применяемого им, как и всяким политическим союзом, средства — физического насилия.

«Всякое государство основано на насилии», — говорил в свое время Троцкий в Брест–Литовске. И это действительно так. Только если бы существовали социальные образования, которым было бы неизвестно насилие как средство, тогда отпало бы понятие «государства», тогда наступило бы то, что в особом смысле слова можно было бы назвать «анархией». Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства — об этом нет и речи, — но оно, пожалуй, специфическое для него средство.

В прошлом различным союзам, начиная с рода, физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противоположность этому сегодня мы должны будем сказать: государство есть то человеческое сообщество, которое внутри себя претендует на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство.

Какими могут быть последствия монополизма

На первый взгляд может показаться, что монополизм не является естественным явлением для рынка. Такое мнение создаётся на фоне наблюдений об ограниченности конкуренции, а также препятствии на пути к техническому прогрессу. На рынке постоянно искусственно удерживаются высокие цены, а объём продукции сокращается.

В странах с развитой экономикой к монополиям относятся по-разному. Специалисты часто приводят аргументы как против, так и за такую ситуацию на рынке. То, как именно монополия будет реализовывать свои планы, какими бы они не были, зависит от эффективности работы антимонопольных органов. Существует две системы регулирования монополистической деятельности, европейская и американская.

В последнем случае законами выделяются четыре контролирующих объекта, это слияние организаций, которое негативно отражается на конкуренции, ценовая дискриминация, монополизация рынка, а также сговор о ценообразовании. В антистрессовой политике, монополия, это организация, которая взяла под контроль рынок с помощью ограничительных практик.

Это мог быть захват источников сырья, заговоры о формировании цен, распределение долей рынка сбыта и вытеснение более слабых конкурентов. В данном случае не говорится о компаниях, которые заняли своё место на рынке благодаря качественной и эффективной работе и честной борьбе. Говоря об антимонопольном законодательстве Западной Европы и Японии, оно не может похвастаться эффективностью из-за более либерального отношения к монополизму.

Иногда государственные органы согласовывают картельные объединения, чтобы улучшить состояние экономики. Здесь правительство придерживается мнения о том, что строгое отношение к монополиям может спровоцировать экономический упадок в целом. Европейская разновидность законов включает в себя статью «О конкуренции и ограничениях монополистической практики на товарном рынке». В дальнейшем выяснилось, что данный закон в недостаточной мере контролирует большую часть монополистических проявлений на рынке.

Если предприятие включается в Государственный реестр монополистических предприятий, это говорит о том, что компания признаётся монополистом и берёт на себя контроль корректности количества производимого товара, его качества и формирование стоимости. Но, если в качестве критерия применять только показатель доли предприятия на рынке, список конкретных монополистов определить сложно, так как определённая доля компании не является явным признаком монополизма.

История возникновения монополии власти

В древние времена, многие империи были основаны на монополии власти. Например, в Древнем Египте фараон был богом и единственным правителем страны. Он владел всех ресурсами, контролировал армию и составлял законы. Это позволяло фараону манипулировать обществом и поддерживать свою власть.

Подобные примеры монополии власти можно найти и в других древних цивилизациях, таких как Месопотамия, Китай и Римская империя. В этих обществах одна группа людей или один правитель, обладающий неограниченной властью, контролировал все аспекты жизни общества.

В более современных временах, монополия власти проявлялась в форме авторитарных и тоталитарных режимов. Например, в Советском Союзе Сталин обладал полной властью и контролировал все аспекты жизни страны, начиная от промышленности и заканчивая школьной программой. Это позволяло ему подавлять любое оппозиционное движение и диктовать свою волю населению.

Современные примеры монополии власти можно найти в некоторых авторитарных режимах, где правитель или партия контролирует все ключевые институты государства, включая правоохранительные органы, судебную систему и СМИ. Это ограничивает свободу выражения мнений и политические права граждан, и приводит к возникновению коррупции и нарушениям прав человека.

Монополия власти имеет серьезные последствия для общества. Она угнетает индивидуальные свободы и права, ограничивает развитие демократии и создает условия для коррупции и нарушений прав человека. Поэтому борьба за разделение власти и защита прав граждан являются ключевыми задачами для развития справедливого и демократического общества.

Причины возникновения

Монополии далеко не всегда появляются по какому-то злому умыслу. Монополизация – это процесс создания монополий в экономике, но он может быть связан с вполне естественными причинами.

Такие причины, как патенты, высокая стоимость входа или низкая потенциальная прибыль, могут препятствовать конкуренции. Рассмотрим их подробнее:

  • Патенты и авторские права на продукт. Владелец патента предоставляет государству подробную информацию о продукте и делает ее общедоступной. Взамен правительство гарантирует защиту авторских прав в суде в течение определенного периода времени, способствуя таким образом становлению монополиста.
  • Компания является единственным и исключительным владельцем стратегического ресурса, который не имеет близких заменителей. Когда предприятия единолично владеют ключевым ресурсом, они обычно жестко регулируются государством. Это делается для того, чтобы они не пользовались своим монопольным положением на рынке.
  • Географические условия. Например, в местном городе может быть только один ресторан. Если вы хотите поесть вне дома, вам, возможно, придется ехать полчаса до ближайшего ресторана. Или, например, заправочная станцию, которая является единственным поставщиком на автомагистрали. Хотя у неё нет монополии на топливо, она имеет ее в пределах своего местоположения.
  • Достаточно большой капитал для контроля компанией всей отрасли. Например, строительство железной дороги или новой станции обойдется в миллионы. Потенциальным конкурентам потребуются высокие стартовые затраты, чтобы инвестировать и конкурировать на таком рынке, поэтому РЖД пока вне конкуренции.
  • Административно-правовые барьеры. Например, государственная политика защиты отечественного производителя от притока иностранной продукции.

Исходя из причин монополии, становится понятно, почему они имеют тенденцию со временем разрушаться. Рано или поздно появляется конкурент с крупным капиталом, а государство начинает ограничивать монополиста.

Появление антимонопольных законодательств

Процессы вытеснения крупными игроками мелких привели к появлению антимонопольных законодательств и конкурентного права. Первый из таких законов был принят ещё в 1889 году в Канаде. Через год в США был принят Акт Шермана, дополненный в 1914 году Актом Клейтона. Сегодня, как отмечает старший научный сотрудник РАНХиГС и член Экспертного совета при правительстве Вадим Новиков, «не существует крупных стран, в которых не было бы антимонопольного законодательства».

Если либертарианцы считают, что появление антимонопольных законодательств во всех крупных странах не вытекает органически из логики развития нерегулируемого рынка, то чем же оно обусловлено? Вариантов два – либо все правительства совершили ошибку, приняв решение во вред собственной экономике (что противоречит здравому смыслу – тогда хотя бы несколько государств не стали бы этого делать, тем более что для этого требуется определённая работа), либо все правительства приняли такое решение с корыстными целями, в гласном или негласном сговоре друг с другом. Таким образом, либертарианство – это ни что иное, как теория заговора.

Как отмечают лауреат премии «Персона года» в номинации «Персона в госуправлении» за 2011 год Игорь Артемьев и кандидат экономических наук Алексей Сушкевич, «антимонопольное регулирование – такой же общераспространённый объективный феномен, как и, например, институт налогообложения или комплекс публичных внешнеторговых защитных мероприятий, подвергать право которых на существование сомнению может прийти в голову лишь маргинальным (даже в нынешних переходных условиях) исследователям». Большая российская энциклопедия также подтверждает, что возникновение антимонопольных законодательств вызвано объективными факторами, а период, когда их ещё не существовало, отмечен расцветом монополий:

Заместитель директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Светлана Авдашева считает:

Как бороться с монополиями

Существует два способа: регулирование существующих и предотвращение возникновения новых монополий.

Регулирование на государственном уровне

Лучшим способом регулирования является установление предельных цен и стандартов качества. Это гарантирует, что монополия не воспользуется своим положением, для контроля цены.

Среди направлений госрегулирования можно выделить:

  • ограничение доли одного представителя отрасли в населенном пункте – сеть супермаркетов не может открыть еще один магазин, если ее доля выше определенной нормы;
  • необходимость согласовывать покупку одной компании другой в антимонопольных органах;
  • постоянный контроль над ценами для потребителей – и реагирование в случае, если они неоправданно завышены;
  • контроль над рекламой и другими маркетинговыми активностями бизнеса, и т. д.

Предотвратить появление монополий сложно, но это можно сделать путем создания законов и нормативных актов, которые затрудняют доминирование одной фирмы на конкретном рынке. Например, антимонопольные законы в США запрещают фирмам заниматься определенной деятельностью, которая дает им несправедливое преимущество перед конкурентами.

Антимонопольное законодательство в России

В России основным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она отвечает за соблюдение антимонопольного законодательства и нормативных актов, расследование возможных нарушений и применение санкций. ФАС была создана в 1991 году, вскоре после распада Советского Союза. С тех пор она участвовала в ряде громких дел.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции», он устанавливает правовые основы защиты конкуренции в России. Основной целью является обеспечение свободной и добросовестной конкуренции во всех сферах экономической деятельности в России.

Чем занимается ФАС:

  • проводит разъяснительные встречи с представителями различных торгово-промышленных палат (ТПП), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ОПОРЫ, «Деловой России» и других профессиональных союзов и ассоциаций;
  • следит за рекламой и наказывает рекламодателей за нарушение законов;
  • контролирует действия участников госзакупок;
  • ведет антимонопольные расследования и выдает предписания.

Среди известных дел от ФАС:

  • штраф для РЖД на 2,2 миллиарда рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке (компания отказывалась предоставлять вагоны, хотя они были у нее);
  • наказание для Tele2, который принимал «жалобы» на других операторов связи;
  • штраф для «Сибирской химической компании» на 123,5 млн рублей за участие в картеле на рынке суспензионного поливинилхлорида (ПВХ-С).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: