Нравственный идеал: диалог вечного и временного в душе человека

§ 49. что такoе мораль?

Древний Рим

В противовес идеалам красоты Греции римлянка должна была иметь нежные, мягкие, округлые формы. А вот лицо ценилось все то же — с тонкими чертами, будто высеченными скульптором. Кроме того, местная красавица должна была обладать бледной кожей и белокурыми волосами, так что многие девушки старались отбелить тело и обесцветить локоны. Для этого использовалось взбитое из молока масло и сажа, а волосы выгорали под солнечными лучами.

Но не все в римском чувстве прекрасного понятно миру сейчас. Так, девушки того времени находили красивыми сросшиеся на переносице брови. А еще женщины не боялись пить скипидар ради того, чтобы их моча приобретала запах роз.

О нравственных идеалах

Если разбирать понятие с философской точки зрения, то можно найти разделение. Есть идеал, который определяется как наивысшая точка, ценность, определенная система нравственных понятий. В которой нравственный идеал — это система, в основе которой лежат моральные требования. Их совокупность формирует определенный образ личности человека. Существуют определенные характеристики.

  1. С точки духовно-нравственной системы ценностей, идеалы являются образцом, которые достойны подражания. В этом плане можно привести примеры из художественной и духовной литературы. Многие герои обладают рядом характеристик, которые позволяют сделать выводы об их нравственных качествах.
  2. На протяжении человеческой эволюции, понятие «нравственный идеал» постоянно менялось. Так, в Древней Греции, по мнению Аристотеля, идеал с нравственной точки зрения заключался в способности самосозерцания. Человек должен был отрешиться от обычной мирской жизни, для достижения высшей точки совершенства. Кант, считал, что нравственный идеал определяется внутренним миром человека.

Для того чтобы совершать поступки, которые достойны идеальной личности, нужно руководствоваться определенными правилами. Так или иначе, но для каждого философа и психолога существует свое понятие о том, что такое идеалы.

Влияние нравственных идеалов на поведение людей

Нравственные идеалы — это набор ценностей, убеждений и принципов, которые определяют нравственное поведение и мировоззрение человека. Они формируются в процессе воспитания и образования, а также под влиянием культуры, религии и социальных условий.

Нравственные идеалы оказывают огромное влияние на поведение людей. Они руководят нами в принятии решений и определении того, что считается правильным или неправильным в нашей жизни. Мы опираемся на нравственные идеалы при выборе друзей, развитии карьеры, установлении отношений и прочих сферах нашей жизни.

Нравственные идеалы формируют нам понятие о добре и зле, справедливости и несправедливости. Они помогают нам различать, что является морально допустимым и недопустимым. Например, идеалы честности и справедливости могут побудить нас отказаться от обмана и воровства, а идеалы сострадания и доброты могут вдохновить нас помогать другим людям в трудных ситуациях.

Нравственные идеалы также помогают нам формировать наши цели и стремления. Они помогают нам определить, чего мы хотим достичь в жизни и как мы хотим влиять на окружающий мир. Например, идеалы справедливости и свободы могут вдохновить нас протестовать против нарушений прав человека и дискриминации.

Однако, влияние нравственных идеалов на поведение людей может быть различным. Идеалы, которые мы признаем, могут быть разными в зависимости от нашей культуры, религии и общественного окружения. Иногда наши нравственные убеждения могут конфликтовать с нашими желаниями и интересами, и мы можем делать выбор в пользу чего-то, что не соответствует нашим идеалам.

В целом, нравственные идеалы играют важную роль в формировании нашего поведения и нашего отношения к миру. Они помогают нам определить, как нам следует поступать и как вести себя в различных ситуациях. Они служат нам ориентиром в сложных моментах и помогают нам сохранять соблюдение этических принципов даже в трудных условиях.

Слепая морализация

Мы воспринимаем идеалы общества как законы вселенной, а между тем, все они – искусственны, и закреплены в нашем сознании при помощи условных рефлексов. Нас попросту обучили испытывать муки при совершении неугодных поступков и гордиться угодными. Обучили родители, поэтому и рефлексы у всех разные в зависимости от родительских прихотей.

Вот и получается, что стыдимся мы порой совершенно противоположных вещей. Посмотрите и подумайте, чего вы боитесь? За что привыкли себя мучить угрызениями совести? На какие манипуляции ведетесь? Что доказываете окружающим? Есть ли в вас демонстративная доброта, щедрость, благородство, смелость, воздержанность?

На каком-то этапе личного развития от искусственных идеалов, видимо, никак не отвертеться. Но по итогу все они приводят к такому алогичному стилю мышления, который в психологии называют «мистическим», пропитанным иррациональными требованиями к себе и к жизни. Под мороком идеалов мы не принимаем жизнь, как есть, а начинаем требовать от себя и окружающих невозможного, несвойственного реальной природе вещей. На этой почве и формируются практически все неврозы. В психологии такая слепая морализация рассматривается как механизм психологической защиты – способ, которым личные притязания прикрываются «несомненными» ценностями.

«Не можешь быть добрым? Все равно должен! Никак не можешь? Тогда стыдись, ничтожество! Не можешь преодолеть эгоизм и возлюбить ближнего? Значит, виноват!» Следуя такой нелогичной логике, человек вынужден врать себе и окружающим, принуждая себя к неестественной «доброте», когда внутри все кипит от злости.

А если человеку таки удалось себя переломить и накачать идеалы силой, подавляющей естественные желания, его жизнь неизбежно становится клеткой тех самых категорических императивов – безусловных принудительных требований к себе и окружающим. А кто этим требованиям не следует, тот вызывает раздражение, кажется неправильным и дурным.

Этим переживанием руководит засевшее в глубине души идеалиста чувство несправедливости. Внутренний голос как бы вопрошает: «Как же так? Ведь я мучаюсь! Соблюдаю правила! Значит и другие должны мучиться! Иначе, выходит, что я зря страдаю. Я должен как-то свои страдания оправдать. Иначе, выходит, что я лопух и страдал все это время напрасно. Иначе выходит, что кругом нормальные люди, а я со своими идеалами – желчный зануда!».

Чем крепче и выше идеалы, тем реалистичней мираж, в котором наша жизнь представляется преисподней несправедливости, где единицы достойных людей находятся под вечным гнетом богомерзких мерзавцев. Следуя идеалам, мы даем себе «пряник» веры в собственный героизм и превосходство над порочным социумом. Нарушая идеалы, мы себя же отделываем психическим хлыстом ненависти к себе, проявленной в стыде и чувстве вины.

Отношение ученых

Идеалы и нравственные ценности разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел. По мнению Канта, внутри любой личности находится «совершенный человек». Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал свой образ и свое понимание нравственного идеала.

Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются моральные принципы и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека

Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность. Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, благородного человека, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных

Человек разных эпох

Такие общечеловеческие ценности, как истина, добро или любовь к окружающим, ценились всегда, но культура разных эпох диктовала свои условия, поэтому стандарты идеала претерпевали следующие изменения:

  • Жителю Древнего мира достаточно было придерживаться моральных норм и не совершать плохих поступков. Но чтобы считаться идеальным, вдобавок нужно быть сильным и здоровым, подобно греческим богам.
  • Идеал человека в Средневековье представлялся сразу в нескольких вариантах: это и кроткий и безропотный служитель Бога, и образованный мужчина, и доблестный и благородный рыцарь.

  • В эпоху Возрождения ценились люди, стремящиеся к свободе и преобразованию мира, однако почитающие при этом Бога как Создателя.
  • Новое время сопровождалось появлением человека, умеющего пользоваться своим разумом, склонного к свободомыслию и при этом способного к труду;
  • В советский период идеал — это стремление пожертвовать собой ради общего дела построения коммунизма, много трудиться и жить по совести.

Современный мир также диктует свои требования к человеку. Сейчас он не обязательно должен быть высокоморален, больше ценятся прагматизм и успешный карьерный рост. Но при этом немалое значение придается образованию и тяге к прекрасному, например, чтению книг или посещению музеев, а также к добру, в первую очередь, благотворительности.

Реализация морального идеала в профессиональной деятельности

Каждый работник имеет свои обязанности и ответственность за свою работу. Однако, наряду с техническими навыками не менее важным является уровень моральной ответственности и соответствия моральному идеалу. В профессиональной деятельности необходимо иметь четкие принципы и основы мнений, чтобы правильно оценивать поведение себя и окружающих.

Работающий, который стремится к реализации морального идеала, отличается высокой профессиональной и нравственной компетентностью, уважением к своим коллегам и клиентам. Он выполняет свою работу качественно, честно и ответственно, не становится мешком для коллектива и не представляет угрозу для бизнеса. Более того, такой работник не только сохраняет имидж компании, но и благодаря своей моральной потребности привлекает новых клиентов.

Применение морального идеала в профессиональной деятельности может повысить лояльность к компании. Человек, который работает с заботой о чести и достоинстве, становится примером для других работников, что способствует укреплению команды и улучшению качества работы. Это поднимает моральный дух коллектива и формирует благоприятные условия для более успешной и приятной работы.

Таким образом, построение работающего на принципах морального идеала – это главное условие для его профессионального роста и развития, а также соответствующего им менеджером примера для других. Компании, которые стараются заботиться о своих работниках и развиваться в соответствии с моральными принципами, обычно приносят наибольший доход и имеют успешную репутацию.

Понятие нравственного идеала

Определение 1

Нравственный идеал – это тип представления людей о совершенной личности, которая воплощает в себе лучшие моральные качества и представляет собой образец для подражания, эталон поведения; цель, на достижение которой человек должен направлять все усилия.

Основой нравственного идеала выступает неудовлетворенность людей собственной жизнью, стремление ее улучшить, достичь счастья через нравственное самосовершенствование или преобразование существующей действительности.

Содержание нравственного идеала может изменяться, в нем отражены потребности и стремления людей, живущих в разные исторические эпохи. Олицетворением нравственного идеала можно считать легендарную личность – Христа, или исторического деятеля и мыслителя – Сократа, литературного персонажа – Овода, либо реально живущего человека – часто это киноактер. При этом образ морально совершенной личности, являющийся законченным образцом, готовой моделью поведения, не может содержать в себе все богатство моральных качеств, черт характера, которые имеют положительное значение для других людей. В связи с этим человек в своей жизни стремится не только к достижению того или иного нравственного идеала, но и руководствовался такими моральными принципами и законами, позволяющими ему свободнее принимать самостоятельные решения относительно конкретных ситуаций и соответствовали собственным убеждениям.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Нравственный идеал находится в тесной связи с общественным идеалом, так как выполнение многих моральных требований, обращенных к личности, например, быть справедливым, невозможно без перемен в самом обществе. Помимо этого, понятие справедливости относится не только к человеку, оно является базисом и общественного идеала как представления о совершенном и наилучшем общественном устройстве.

Понятие «нравственный идеал» в своем историческом развитии выступает как непременная составляющая духовной культуры, которая, в свою очередь, отражена в повседневных событиях, в произведениях искусства, религиозных и научных трудах. Рассматривая это положение необходимо прийти к понятию нравственного идеала.

Идеал – это:

  • наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом и должном;
  • образ совершенства в межличностных отношениях;
  • высший безусловный образец нравственной личности.

В философском словаре дано следующее определение:

Определение 2

Нравственный идеал – это представления о нравственном совершенстве, которое чаще всего выражается образом личности, воплощающее моральные качества, которые могут выступать как высший моральный образец.

Рассматривая нравственные системы, особенно важно понимать соотношение в них действительности и идеал. К такой точке зрения показательны два исторически сложившихся подхода – натуралистический и трансцендентальный

В рамках натуралистического подхода выделяют три трактовки термина «идеал»:

  • рассмотрение идеала в качестве результата обобщения и абсолютизации того, что является предметом человеческих потребностей;
  • идеал – это результат обобщения норм и правил или отвлечение этого содержания от конкретных задач действия, то есть понятие идеала сблизили с понятием поведенческих норм;
  • идеал представлен требованием или ценностью, которая вытекает из социальной или индивидуальной действительности, который также раскрывает перед человеком более обширные перспективы, то есть идеал сохраняет образ совершенства. Но в таком случае идеал сводится к ценностной ориентации или поведенческим установкам, и при этом лишен универсальных и абсолютных характеристик.

В рамках трансцендентального подхода идеал рассматривают в качестве существующего вне зависимости от реальности, и дается человеку непосредственно в получаемом им нравственном опыте, что противоречит реальности и фактам. Данный подход характерен русской религиозной философии, что отражено в работах таких мыслителей, как Ильин И.А., Бердяев Н.А., Лосский И.О. и др., создавших собственную религиозную систему, но опирающихся на факты, а потому приводящих идеальные проявления религиозного подвига или общинной жизни.

Нужно отметить, что вопрос происхождения идеала и на сегодняшний день не выяснен до конца. Однако от идеала зависит определения содержания добра и зла, должного, правильного и неправильного, что отражается в культуре.

Средние века

На Средневековье пришелся пик религиозного фанатизма. Женскую красоту объявили греховной, люди не должны были думать о земном. В итоге средневековый идеал — это девушка с бледным овальным лицом, большими глазами и миниатюрными губами. Также в моде был высокий лоб, символизирующий одухотворенность, и тонкая длинная шея. Женщины стремились визуально соответствовать этим идеалам, выбривая волосы на висках и затылке.

Большая грудь считалась признаком грубости, поэтому девочки с раннего возраста были вынуждены носить металлические пластины, мешающие развиваться округлостям. Но быть слишком стройной при этом было опасно, ведь все женщины легче 49,5 кг подозревались в колдовстве и запросто могли быть преданы инквизиции. Поэтому набор лишних килограммов не возбранялся, в любом случае все изгибы тела должны были быть надежно спрятанными под просторными одеяниями темного цвета.

Определение нравственного идеала личности

Нравственный идеал личности формируется под влиянием различных факторов, таких как воспитание, культура, религия, социум и личный опыт. Он может быть основан на принципах справедливости, доброты, порядочности, честности и других нравственных ценностях.

Нравственный идеал личности может быть как общественно признанным, так и субъективным, отражающим индивидуальные особенности каждого человека. Он может варьироваться в зависимости от культурных и этических норм, а также от личных ценностей и убеждений.

Определение нравственного идеала личности является важным этапом в формировании собственного мировоззрения и позволяет человеку принимать обоснованные решения и действовать в соответствии со своими моральными принципами. Нравственный идеал личности помогает человеку стремиться к самосовершенствованию и вносить положительные изменения в свою жизнь и жизнь других людей.

Что включает в себя нравственный идеал?

Нравственный идеал личности представляет собой устремление к совершенству в моральных и этических ценностях. Он включает в себя определенные качества и принципы, которые человек считает важными и стремится реализовать в своей жизни.

Основными составляющими нравственного идеала являются:

1. Честность и справедливость – это основные качества, которые помогают личности действовать морально в отношении других людей. Поэтому нравственный идеал включает в себя стремление к правде, откровенности и соблюдению принципов справедливости.

2. Доброта и сострадание – это способность проявлять заботу, понимание и поддержку к другим людям. Нравственный идеал предполагает развитие этих качеств и стремление к помощи и поддержке нуждающимся.

3. Порядочность и ответственность – это умение соблюдать обещания и держать слово перед другими людьми. Нравственный идеал включает в себя чувство ответственности за свои действия и соблюдение норм и правил общества.

4. Уважение и толерантность – это готовность принимать других людей со всеми их особенностями и различиями. Нравственный идеал включает в себя уважение к правам и мнениям других людей и толерантное отношение к разнообразию в обществе.

5. Самодисциплина и самоконтроль – это способность управлять своими эмоциями, желаниями и поступками. Нравственный идеал включает в себя развитие самодисциплины и самоконтроля для более осознанного и ответственного поведения.

6. Умение принимать решения на основе моральных принципов – это способность анализировать ситуацию и выбирать тот вариант, который соответствует нравственным ценностям и принципам. Нравственный идеал включает в себя развитие морального сознания и умение принимать этически верные решения.

Именно сочетание этих качеств и принципов составляет нравственный идеал личности. Он помогает человеку определить свои ценности и жизненные цели, направляет его на путь к совершенствованию и помогает развивать моральные качества.

Роль нравственного идеала в жизни личности

Нравственный идеал играет важную роль в формировании и развитии личности. Он служит ориентиром для человека, определяя его моральные принципы и ценности.

Нравственный идеал помогает личности определить свои цели и задачи, которые он хочет достичь в своей жизни. Он стимулирует личность к самосовершенствованию и стремлению к высшим нравственным ценностям.

Нравственный идеал также влияет на выбор путей достижения целей и на формирование жизненной позиции личности. Он является основой для принятия моральных решений и поступков.

Человек, имеющий нравственный идеал, более ответственно относится к своим поступкам и словам. Он стремится к соблюдению моральных норм и принципов, таких как честность, справедливость и доброта.

Нравственный идеал также помогает личности оценить свои поступки и осознать свои ошибки. Он служит основой для самокритики и саморазвития, давая личности возможность стать лучше и более совершенной.

Кроме того, нравственный идеал способствует формированию личностной идентичности. Он помогает личности определить себя в обществе и построить гармоничные отношения с другими людьми.

Таким образом, нравственный идеал играет важную роль в развитии и самосовершенствовании личности. Он помогает определить свои ценности и цели, а также влияет на принятие моральных решений и поступков. Нравственный идеал является основой для формирования самоидентичности и стремления к совершенству.

Роль нравственных идеалов в формировании личности

Нравственные идеалы играют важную роль в формировании личности каждого человека. Они служат ориентиром, определяют стандарты и ценности, которыми мы руководимся в своей жизни.

Нравственные идеалы помогают нам понять, как вести себя в определенных ситуациях, какие моральные принципы следует придерживаться и как взаимодействовать с другими людьми. Они помогают сформировать наше этическое поведение и определить наши цели и стремления.

Нравственные идеалы также способствуют развитию личности и собственной самооценки. Они помогают нам увидеть свое место в обществе, понять свои сильные и слабые стороны, а также осознать свои принципы и ценности.

Формирование нравственных идеалов начинается с детства и продолжается на протяжении всей жизни. В семье, школе, обществе и культуре нам представляются различные образы идеальных людей, которыми мы можем вдохновляться.

Нравственные идеалы также могут быть определены самостоятельно, на основе наших собственных ценностей и убеждений. Это может быть человек, который достиг выдающихся результатов в своей области, или тот, кто проявляет высокую этичность и справедливость в своих действиях.

Нравственные идеалы помогают сформировать личностную идентичность и определиться с нашими целями и приоритетами. Они помогают нам принимать решения, основанные на принципах и нравственных ценностях, а не на мгновенных желаниях и побуждениях.

Конечно, каждый человек имеет свои собственные нравственные идеалы, которые отражают его уникальность и индивидуальность. Однако, нравственные идеалы также играют важную роль в обществе, помогая нам строить гармоничные отношения с другими людьми и создавать справедливое и развитое общество.

Таким образом, нравственные идеалы являются неотъемлемой частью формирования личности и оказывают значительное влияние на наше этическое поведение и развитие. Они помогают нам стать лучшими версиями себя и преуспевать в жизни на основе моральных принципов и ценностей.

Приоритет духовного над материальным

При обсуждении Указа Президента на интернет-ресурсах эта ценность вызвала немало злобно-ироничных комментариев: их авторы с возмущением писали о том, какой большой процент россиян живет за чертой бедности. В этих условиях призыв поставить духовное выше материального они восприняли как нечто вроде издевательства государства над своими согражданами, попытку оправдать и закрепить ссылками на традиционные ценности существующее в обществе социальное неравенство.

Действительного, голодного человека не стоит призывать к духовности – его надо сначала накормить. Согласно теории А. Маслоу, социальные и духовные потребности актуальны для человека только после того, как удовлетворены его базовые потребности – в пище, одежде, безопасности и т.п. . Поэтому даже в молитве «Отче наш…» содержится просьба о хлебе. Однако главный смысл этой молитвы – мольба о пришествии Царства Небесного сюда, на землю, то есть о преображении Земли в Духе.

Приоритет духовного над материальным не означает враждебности ко всему материальному, даже если речь идет не о светском мышлении, а о религиозном. Православная теология предполагает почтительное отношение и к хлебу, и к земле, и к телу. Греховна не плоть сама по себе, а только плоть, отпавшая от духа. В этом плане православное учение о человеке кардинально отличается от католицизма, который склонен усматривать истоки зла в несовершенстве человека как телесного существа. Не погружаясь в богословские дискуссии, ограничимся одним весьма ярким различием. Для католических священников обязателен целибат, т.е. «обет безбрачия», а для православных разрешена семейная жизнь. Иначе говоря, восточная ветвь христианства (православие) не противопоставляет духовное и материальное, но делает акцент на единстве небесного и земного, «горного и дольнего», воплотившемся в Христе и мистически продолжающемся в жизни церкви. 

Христианская модель личности предполагает, что у человека, помимо тела и души, есть дух (единство разума и воли). Тело и душа связаны с индивидуальностью человека, дух – начало надындивидуальное: он есть проявление в человеке третьей ипостаси Бога – Духа Святого.

Духовность и нравственность неразрывно связаны друг с другом. Материальные ценности – начало индивидуальное: тот, кто ставит их выше духовных, отделяет себя от других людей и другого мира, редуцирует свою личность к телу, игнорирует запросы духа.

Духовные ценности, наоборот, есть то место, где мы встречаемся – в Боге, в социуме, в Добре, Красоте или Истине. Говоря проще, нравственным является именно тот человек, который чистую совесть ставит выше материальной выгоды.

Приоритет духовного над материальным означает, что человек есть часть мира и его существование лежит на путях единения с ним. Иные приоритеты означают противопоставление себя миру, абсурдную ситуацию отказа от тех корней, что тебя питают. Это путь истощения и гибели.

Влияние культуры на формирование нравственных идеалов

Нравственные идеалы представляют собой ценности и принципы, которые руководят нашим поведением и мировоззрением. Они играют важную роль в формировании личности и определяют нашу этику и моральные стандарты. Одним из факторов, влияющих на формирование нравственных идеалов, является культура.

Культура включает в себя все аспекты жизни общества, такие как искусство, язык, верования, обычаи и ценности. Она передается от поколения к поколению и формирует основу для нашей мировой восприимчивости. Культура оказывает сильное влияние на наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, социальной ответственности и других важных нравственных вопросах.

Язык и общение играют значительную роль в формировании нравственных идеалов. Через язык мы выражаем свои мысли, чувства и ценности. Культурно-зависимые принципы и нормы отражаются в языке и помогают нам понимать, что является приемлемым или неприемлемым поведением в определенной культуре.

Искусство и литература также играют важную роль в формировании нравственных идеалов. Они помогают нам понять различные аспекты человеческой природы и вносят вклад в развитие этики и морали. Искусство может быть представлено в различных формах, включая живопись, музыку, театр и кино, и каждая из них может привносить свои собственные нравственные идеалы.

Религия и вероисповедание также играют важную роль в формировании нравственных идеалов. Религиозные верования и ценности могут определять наши нравственные убеждения и взгляды на мир. Нередко религия служит основой для формулирования правил и норм поведения, а также предлагает готовые ответы на этические вопросы.

Семья и общество также оказывают значительное влияние на формирование нравственных идеалов. Семейные ценности, обычаи и традиции передаются от поколения к поколению и помогают установить моральные стандарты. Общество также имеет свои собственные нравственные ориентиры, которые часто являются результатом коллективного сознания и культурных ценностей.

В целом, культура играет важную роль в формировании наших нравственных идеалов. Она определяет наши ценности, убеждения и моральные стандарты, которые влияют на нашу жизнь и поведение. Через принятие и осознание культурных нравственных идеалов, мы можем развиться как личности и создать более справедливое и гармоничное общество.

Выводы

Итак, быть нравственным значит быть духовным: не просто знать – что есть добро и зло, но также иметь волю к воплощению идеалов в действительность. При этом понимать, что процесс этого воплощения практически бесконечен. Это значит – терпеливо трудиться над совершенствованием этой реальности, не впадая в отчаянье или ненависть: делать столько, сколько в силах сделать здесь и теперь.

Христианские идеалы, лежащие в основе нашей российской цивилизации, предполагают дерзновение человека стать Богочеловеком: формального соблюдения моральных норм для нравственной жизни мало. В контексте этого дерзновения можно выделить идеалы честного созидающего труженика, героя и святого.

Современный этап развития нравственной культуры – это этап обособления, отпадения от Бога, забвения высших идеалов. Однако теория развития и библейская притча о Блудном сыне вселяют в нас осторожный оптимизм: надежду на возвращение в отчий Дом Духа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: