Синтаксические средства экспрессивной речи. фигуры речи

Что такое синтаксический параллелизм

Не подпускать на пушечный выстрел придумать предложение

Объясните значение фразеологизма «не подпускать на пушечный выстрел», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуа-цию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

(4)Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. (5)Чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. (6)Так они и не могли её поймать.

(7) Один молодой зверолов понял эту её хитрость. (8)Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. (10)Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. (12)Стрела попала ему под колено. (13)Эту зиму он больше не охотился. (14)А чёрная лисица так и исчезла.

Определите и запишите основную мысль текста.

Основная мысль текста.

Нужно уважать природу, нельзя относиться пренебрежительно к животным, зло по отношению к природе может к тебе вернуться.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Как понять и использовать пушечный ритм в речи и письменной форме

Чтобы понять и использовать пушечный ритм в речи и письменной форме, необходимо знать значения и контексты употребления таких фразеологизмов. Для этого можно обратиться к словарям использования и контекстных примеров.

При использовании пушечного ритма в речи и письменной форме следует учитывать следующие правила:

1. Выбор правильной комбинации слов:

Для создания пушечного ритма нужно выбрать слова, которые являются наиболее естественными и подходящими к контексту. Первое слово должно передавать основной смысл, а второе слово должно быть усилением и расширением этого смысла.

2. Соблюдение ритмической структуры:

Пушечный ритм предполагает определенную ритмическую структуру, где первое слово является ударным, а второе слово — безударным. Это создает ритмический эффект и делает фразеологизм запоминающимся.

3. Соответствие контексту и тематике:

Пушечный ритм должен быть подобран таким образом, чтобы он соответствовал контексту и тематике высказывания. Это позволит фразеологизму эффективно выразить идею или эмоциональный оттенок.

Использование пушечного ритма в речи и письменной форме поможет сделать высказывание более интересным, запоминающимся и эффективным. Он может быть использован в различных ситуациях, начиная от повседневной речи и заканчивая публичными выступлениями и литературными произведениями.

Виды конструкций

По своей структуре и форме выделяют сразу несколько таких форм, каждая из которых имеет свои особенности:

Синтаксический параллелизм – наиболее распространенный. Главное отличие – это применение одинаковой структуры в предложениях, независимо от жанра: в начале располагают обобщающее обстоятельство, а в следующей части – объекты сравнения. Это позволяет сделать обстоятельство сильным, более ярким, причем чаще всего это обстоятельство играет важнейшую роль в понимании всего сюжета

Ритмический – этот прием используется для подчеркивания какого-либо важного места в стихотворении. Он так называется, поскольку создается путем повторения одинаковых рифм, что придает произведению некую ритмичность, хотя иногда это достигается и путем расстановки одинаковых пауз

Строфический – в соседних куплетах произведения размещаются одинаковые синтаксические конструкции. Хотя часто они бывают и лексическими. Отрицательный – он не отличается построением от обычного прямого, но характерен тем, что первой идет отрицательная параллель.

Параллелизм – это структурный фрагмент, который меняет всю концепцию произведения. Его можно встретить в народном творчестве, канцелярских текстах и художественных произведениях

Звукопись

Особенности и характеристики пушечного ритма

Основные особенности и характеристики пушечного ритма:

  1. Интенсивность. Пушечный ритм представляет собой последовательность гласных или обусловленных гласными согласных звуков, которые идут друг за другом с большой скоростью, создавая впечатление взрывного движения.
  2. Разнообразие звуков. Пушечный ритм может использовать различные звуки, чтобы передать особую интонацию и эмоциональность фразеологизма. Он может включать звуки взрыва, удара, скрежета и другие, чтобы усилить эмоциональную нагрузку фразы.
  3. Ритмическая сила. Пушечный ритм обладает сильной ритмической выразительностью. Он создает эффект ритмического удара, который подчеркивает смысл и эмоциональную окраску выражения.
  4. Эмоциональность. Пушечный ритм служит для передачи сильных эмоций и чувств. Он обычно используется в выражениях, связанных с яркими событиями, сильными ощущениями или экстремальными ситуациями.

Пушечный ритм является мощным инструментом выразительности русского языка. Он позволяет передать глубокий смысл и эмоциональную окраску фразеологического выражения и сделать его более запоминающимся и эффективным в коммуникации.

Что такое инверсия?

ИНВЕРСИЯ (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.

Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

а) согласованное определение стоит после определяемого слова.

Например: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов);Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

б) дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся.

Например: Часов однообразный бой(однообразный бой часов).

в) сказуемое стоит перед подлежащим, известным из предшествующего контекста (подлежащее является данным (темой) в предложении, а сказуемое —  новым (ремой)).

Например: Мила черкесу тишина, Мила родная сторона, Но вольность, вольность для героя Милей отчизны и покоя (М. Ю. Лермонтов); Идет Жилин, все тени держится. (Л. Н. Толстой)

Инверсия может придавать высказыванию необычность и тем самым эмоциональность и экспрессивность.

Если в предложении нарушается цельность словосочетания и прилагательное отделяется от существительного глаголом, то независимо от тема-рематического членения высказывания такое прилагательное всегда сильно инверсировано.

Например: Скука меня томила страшная. Большие зеленеют почки. Сильная крутила метель.

В таких конструкциях глагол обладает незначительной информативностью.

Особый стилистический интерес представляет употребление нескольких определений, занимающих в предложении одинаковые синтаксические позиции.

Например: …. шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска. (Л.Н.Толстой).

Ближе к существительному ставятся прилагательные, называющие более важный признак.

В сочетаниях глаголов с наречиями порядок слов зависит от смыслового членения высказывания: наречия постпозитивны, когда на них приходится основная смысловая нагрузка и, следовательно, логическое ударение.

Например:  Работал он артистически. Костер горел жарко.

В конструкциях с употреблением инфинитива зависимый инфинитив всегда постпозитивен.

Например: Я хотел бы жить и умереть в Париже, Если б не было такой земли – Москва. (В.В.Маяковский).

Препозитивное употребление инфинитива придает речи разговорную окраску.

Например: …только ты плакать-то перестань.

В числе ярких примеров экспрессивного синтаксиса следует назвать также различные способы нарушения замкнутости предложения. Прежде всего, это смещение синтаксической конструкции: конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало.

Например: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? (П.)

Что такое многосоюзие?

При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон)— стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий.

Например: Ох, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.  (А. С. Пушкин) …Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье,И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье (А. С. Пушкин)Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, ни мудрых истин, ни картин; Но ни Вергилий, ни Расин, ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов. (А. С. Пушкин)Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога (Н. В. Гоголь)Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность… (Корол.)Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается. (С. П. Залыгин)

Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием – бессоюзие.

(Перейдите на следующую страницу)

<< Начало < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Поэзия

Определение 2

Поэзия представляет собой особый способ организации речи, который характеризуется привнесением в речь нетипичных для повседневного общения языковых элементов или нетипичным сочетанием слов в речи. Таким образом, поэзия является одним из видов творчества и искусства (в данном случае словесного).

Термин «поэзия» произошёл от греческого слова «ποίησις», которое переводится на русский язык как «творчество, сотворение».

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Помимо выполнения непосредственно художественной и эстетической функций поэзия имеет прикладное применение: многие научные тексты (в частности, медицинские) облекались в стихотворную форму для их выделения как наиболее значимых текстов, а также в целях более простого заучивания объемистых и сложных произведений. В последнее время распространение получило использование в рекламе небольших, но легко запоминающихся стихотворных текстов.

Поэзия обогащает язык дополнительными мерами речи. К таковым относятся:

  • стих, который представляет собой строку стихотворного текста, организация которой обусловлена определенным ритмическим образцом (стихотворная строка);
  • рифма, которая представляет собой созвучное окончание нескольких строк стихотворного текста;
  • ритм, который представляет собой звуковое строение конкретной строки стихотворного текста и общую упорядоченность этого строения;
  • метр, который представляет собой структурную единицу стиха, выраженную в упорядоченном чередовании в них «сильных» и «слабых» мест;
  • стихотворный размер, который представляет собой разновидность и вариацию стихотворного метра.

Поэзия зарождалась ещё на заре человеческой цивилизации, когда выкрики первобытных людей осуществлялись в форме, близкой к музыкальной, и сопровождались активными движениями и жестикуляцией (схожими с танцами).

В современном мире, несмотря на растущий объем прозаических произведений, изменения общественного уклада и новейшие научные открытия, поэзия до сих пор играет значительную роль. Она позволяет человеку через естественно дарованный ему механизм описать сущность и характерные особенности человеческого бытия. Кроме того, благодаря располагающей эмоционально-экспрессивной окрасе поэзия способна обогатить и описать «сухие» факты действительности и, в частности, науки.

Стилистическое использование однородных членов предложения

При стилистическом изучении однородных членов предложения специальный интерес вызывают их функционирование в разных стилях речи, большие экспрессивные возможности, а также те трудности, которые возникают в речи при использовании однородных членов.

В книжных стилях часто употребляются однородные члены предложения, которые выступают как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п. Особая полнота и точность перечисления однородных понятий – обязательное требование к языку законов, постановлений в официально-деловом стиле.

Та же черта характеризует и научный стиль: при построении различных классификаций авторы стремятся к исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому явлению или предмету. В книжных стилях перечисление нередко выглядит как длинная цепочка однородных членов, причем в их ряду, как правило, преобладает бессоюзная связь. Если и последний член ряда при перечислении дается без союза, то ряд однородных членов воспринимается как незаконченный, открытый для возможного дополнения (на что иногда указывают слова «и так далее», «и тому подобное»). Часто используются и «закрытые» ряды однородных членов с замыкающим союзом «и», который вносит значение исчерпанности, полноты охвата всех случаев:.

Например: Музыкальные звуки различаются по силе, высоте и тембру.

В книжных стилях при использовании однородных челнов особая четкость достигается их нумерацией, помогающей выделить и подчеркнуть каждый из перечисляемых предметов.

Например: Речевой аппарат состоит из четырех главных частей: 1)дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) полости рта, 4) полости носа.

В публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая так как журналисты обращаются к перечислению не только как к испытанному средству стройного, логического изложения материала, но и как к яркому источнику речевой экспрессии. Последнее сближает публицистическую речь с художественной. В то же время в публицистической речи можно наблюдать и предпочтение однородным членам отдельных предложений.

Например: Об отдыхе не думали. Работали без выходных. Работали по 12 часов. Работали в две смены. Трудились днем и ночью….

Такое синтаксическое построение усиливает эмоциональность. При использовании однородных челнов напряжение речи снижается: (сравните: Работали без выходных, по 12 часов, в две смены…).

В художественной речи использование однородных членов предложения является средством усиления ее выразительности. Не случайно в блоки однородных членов включаются синонимы и слова близкой семантики.

Например: Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. (К.Г.Паустовский).

Параллелизм в народной песне

Параллелизм раз­лич­ных видов харак­те­рен для уст­но­го народ­но­го твор­че­ства — народ­ной пес­ни, частуш­ки и т. д. Наиболее рас­про­стра­нен­ным видом парал­ле­лиз­ма в народ­ном твор­че­стве явля­ет­ся сопо­став­ле­ние явле­ний при­ро­ды с собы­ти­я­ми чело­ве­че­ской жиз­ни:

Как све­тил да све­тил месяц по полу­но­чи, Светил в поло­ви­ну, Как ска­кал да ска­кал один доб­рый моло­дец Без вер­ной дру­жи­ны…

Здесь син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с ана­фо­рой. Понаблюдаем за исполь­зо­ва­ни­ем парал­ле­лиз­ма в народ­ной песне:

Раскудрявая берез­ка, Ветра нет, а ты шумишь, Ретиво моё сер­деч­ко, Горя нет, а ты болишь…

Что такое параллелизм?

Параллелизм — это использование повторяющихся слов и форм, чтобы придать отрывку в литературе структуру и ритм.

Параллелизм часто либо сопоставляет контрастные образы или идеи, чтобы показать их абсолютное различие, либо объединяет аналогичные концепции, чтобы показать их связь. Писатели часто сочетают параллелизм с другими литературными приёмами, такими как анафора и антитеза.

Синтаксический параллелизм

Этот вид встречается в литературе чаще всего. Он используется и в стихотворной форме, и в прозе. Характеризуется применением одной и той же структуры предложений. Обычно автор обозначает что-то обобщающее в начале фразы, следом развиваются идеи/предметы, которые с этим сравниваются.

Таким образом автор усиливает идею обобщения, описание становится более красочным и насыщенным. Зачастую это обобщение становится ключевым в понимании композиции и мысли автора.

Например:

Автор использует в примыкающих строфах одинаковые синтаксические или лексические построения.

Например:

Ритмический параллелизм

В этом параллелизме автор повторяет одинаковые рифмы или паузы, таким образом он вносит ритмичность в своё произведение.

Например:

Отрицательный параллелизм

Этот параллелизм автор создаёт на основе отрицательного сравнения, т. е. оборот строится на частице «не».

Например:

Основные понятия

Само понятие параллелей как повторения одинаковых элементов встречается во многих науках: информатике, геометрии, биологии. Что такое параллелизм в тексте и как он применяется в русском языке?

Слово параллелизм переводится с греческого как «расположение рядом», что дает представление о смысле конструкции – это фигура речи, которая представляет собой размещение похожих (по смыслу, грамматике) элементов в отрывке.

Конструкция помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст: студент сдал зачеты, студент, который сдал зачеты, студент, сдавший зачеты. Зачастую такие конструкции именуют лексическим параллелизмом.

Важно! Параллельные конструкции имеют различия между собой по смыслу и стилю, например, часто несколько придаточных предложений образуют отдельное простое предложение в сложном, а вот параллельные простые обороты обозначаются как обычные члены предложения. Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное)

Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное).

Благодаря стилистическим различиям параллельные конструкции используются в разных стилях речи.

Синтаксические средства поэзии

Определение 3

Синтаксис представляет собой раздел грамматики и, соответственно, языкознания, предметом изучения которого являются словосочетания и предложения.

Основное предназначение синтаксиса заключается в разработке правил, которые упорядочивают структуру предложений.

Поскольку синтаксис занимается изучением связи между языковыми единицами, то с ним тесно переплетена стилистика. Это вызвано том, что признаки функциональных стилей и эмоционально-экспрессивные свойства языковых единиц в основном проявляются через особенности внутреннего устройства предложений. Для придания речи стилистических черт коммуникатор применяет определенные синтаксические средства.

Основными синтаксическими средствами, которые используются авторами при написании художественных произведений, являются:

  • парцелляция – это преднамеренное расчленение цельного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных частей;
  • анафора – это повторение языковых единиц в начале определенных частей текста;
  • эпифора – это повторение языковых единиц в конце определенных частей текста;
  • градация – это расположение языковых единиц, которое способствует поступательному повышению их выразительности;
  • параллелизм – это совместное расположение двух частей текста, которые характеризуется сходными грамматическими структурами;
  • оксюморон – это остроумное сочетание несочетаемых слов;
  • антитеза – это риторическое и резкое противопоставление явлений, которые связаны общей конструкцией и внутренним смыслом;
  • инверсия – это нарушение порядка (обратный порядок) слов в предложении;
  • лексический повтор – это преднамеренное и близкое по расположению в тексте повторение языковых единиц;
  • риторический вопрос – это вопрос-утверждение, которое не требует ответа;
  • рефрен – это повторяющаяся часть в стихотворных произведениях (строки) и песнях (припев);
  • синтаксический параллелизм – это сбалансированное применение в одном предложении фраз с одинаковым грамматическим значением;
  • хиазм – это крестообразное изменение последовательности языковых единиц в двух параллельных рядах слов;
  • эллипсис – это преднамеренное опущение слов, которые не имеют значения для смысла высказывания;
  • умолчание – это преднамеренное прерывание незаконченного высказывания;
  • полисинтетон – это избыточный повтор союза (многосоюзие);
  • асиндетон – это структура предложения, которая характеризуется связью однородных членов предложения без союзов (бессоюзие);
  • анжанбеман – это перенос оставшейся части предложения на следующую стихотворную строку;
  • стык – это повтор слова или словосочетания в конце одной стихотворной строки и в начале второй.

Благодаря данным поэтическим средствам выразительной речи ученые-лингвисты получают возможность проанализировать стихотворные произведения художественной литературы. Этот анализ позволяет выявить особенности, характерные для конкретного автора и переходящие из текста в текст. Они объединяются под понятием «творческой индивидуальности», однако изучение авторского употребления синтаксических средств потеряло свою актуальность к середине прошлого столетия.

Современное языкознание выработало новое направление поэтического синтаксиса: изучение встречающихся в стихотворных произведениях явлений, которые находятся на стыке синтаксиса и различных сторон художественного текста (ритма, стихотворного метра, лексики и др.).

Параллелизм в литературе. Примеры

Параллелизм в лите­ра­ту­ре — это тож­де­ствен­ное или оди­на­ко­вое син­так­си­че­ское постро­е­ние отрез­ков тек­ста или пред­ло­же­ний.

В худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях для созда­ния образ­ной, яркой, при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние чита­те­лей речи широ­ко исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные при­е­мы и сред­ства. К образно-выразительным сред­ствам худо­же­ствен­ной речи отно­сят­ся, в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры. Укажем неко­то­рые из них:

Рассмотрим одну из фигур образ­ной речи и узна­ем, что такое парал­ле­лизм в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре.

10 медицинских фразеологизмов с объяснением срочно даю 20 баллов

Ответ:

1. «Грудь сапожника» – это воронкообразная деформация грудной клетки. Названо так из-за сходства с профессиональной деформацией грудной клетки сапожника.

2. «Голова Медузы» – это расширение подкожных вен передней брюшной стенки со змеевидным ветвлением вокруг пупка; наблюдается при портальной гипертензии. Визуально напоминает клубок змей на голове персонажа древнегреческой мифологии Медузы Горгоны.

3.«Мраморная бледность» (она же — «белый как полотно» или «белизна лилии») — характеристика цвета кожных покровов новорожденных (резкая бледность) , характерная для гемолитической болезни новорожденных — тяжелого заболевания новорожденных, развивающееся при несовместимости крови матери и плода по различным системам групп крови, чаще по резус-фактору.

4. «Пушечный ритм» (тон Стражеско) — признак полной предсердно-желудочковой блокады: усиленный первый тон, выслушиваемый над верхушкой сердца, сопровождающийся систолическим шумом, который обусловлен относительной недостаточностью митрального или трехстворчатого клапана. Если во время аускультации наблюдать за яремной веной справа, то можно отметить сильное набухание ее в периоде возникновения “пушечного” тона. Это связано с нарушением опорожнения правого предсердия, в результате чего возникает застой в яремной вене. Во время выслушивания “пушечного” тона отмечается резко усиленный верхушечный толчок, который больным воспринимается как удар и сотрясение грудной стенки.

5. «Осанка обезьяны» — выраженный лордоз ( при эндемическом деформирующем остеоартрозе).

6.«Петушиная походка» — невозможность вставать на пятку при ходьбе (при повреждении малоберцового нерва).

7.Звук «треснувшего горшка» (трахеальный тон Вильямса) — 1) тимпанический перкуторный звук (иногда с оттенком звучания «треснувшего горшка» ) под ключицей, лучше проявляющийся при открывании больным рта. 2)перкуторный звук над легкими, напоминающий звук, возникающий при постукивании по закрытому треснувшему сосуду (горшку) ; наблюдается при пневмотораксе, осложненном бронхоплевральным свищом, или при большой периферически расположенной полости в легком, дренируемой узким бронхом.

8. «Ритм галопа» – характерный ритм работы сердца. Определяемый аускультативно трехчленный (редко четырехчленный) сердечный ритм, напоминающий по акустическим признакам топот галопирующей лошади.

9. «Перец и соль» — отложение пигмента в глазном дне (наследственная аномалия – пигментозный ретинг).

10. «Лицо Гиппократа» — признак тяжелых заболеваний органов брюшной полости (перитонита, перфорации язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д.), а также истощения, хронической бессонницы — или же, то есть при отсутствии подобных симптомов, признак предстоящей смерти (в этом случае обычно сопутствуется агонией): запавшие глаза, впавшие щёки, заострившийся нос, синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота.

Источник

Параллелизм тематический

В лите­ра­ту­ре наи­бо­лее рас­про­стра­нен парал­ле­лизм тема­ти­че­ский, в осно­ве кото­ро­го лежит прин­цип сопо­став­ле­ния двух явле­ний, близ­ких по сво­е­му содер­жа­нию. Например, пона­блю­да­ем, как мастер­ски его исполь­зу­ет поэт М.Ю. Лермонтов в сти­хо­тво­ре­нии «Тучи»:

Тучки небес­ные, веч­ные стран­ни­ки! Степью лазур­ною, цепью жем­чуж­ною Мчитесь вы, буд­то как я же, изгнан­ни­ки С мило­го севе­ра в сто­ро­ну южную.

В этом худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии автор про­во­дит образ­ную парал­лель «туч­ки небес­ные — стран­ни­ки» и изгнан­ник, странник-поэт.

Риторические конструкции

Риторические конструкции (восклицания, вопросы, обращения) — фигуры речи, условные конструкции, выражающие сильные эмоции.

Мы привыкли называть риторическими вопросами те, на которые не требуется ответ. Это значение сохраняется и в разговоре о литературе. Правда, здесь иногда ответ требуется, однако дать его невозможно, потому что вопрос оказывается вселенского масштаба. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова:

И скучно и грустно, и некому руку подать     В минуту душевной невзгоды…Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..     А годы проходят — все лучшие годы!Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,     А вечно любить невозможно.В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:     И радость, и муки, и все там ничтожно…

(М.Ю. Лермонтов, отрывок изстихотворения «И скучно и грустно…»)

На вопросы, заданные в произведении, мы не можем дать ответ. Это выражает безысходность положения лирического героя, который не может обрести успокоение и найти смысл жизни. 

Здесь есть и риторические восклицания — восклицания, которые употребляются в монологах, рассуждениях и выражают крайнюю эмоциональность.

Риторические обращения — подчеркнутое обращение к кому-то или чему-то, выражающее авторское отношение и сильную эмоциональность.

Например:

Русь, куда несешься ты?» — отрывок из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

или

Друзья мои, прекрасен наш союз…» — из стихотворения «19 октября» А.С. Пушкина.

Давайте немного отвлечемся от теории и решим задание №7 ЕГЭ по литературе:Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.В стихотворении А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» есть _______, то есть единоначатие: «Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и сила и венец!». Также в произведении автор использует _______ восклицание: «Вот в чем его и признак и венец!Решение.Итак, вспоминаем, что единоначатие — это анафора. Две строки у нас начинаются со слова «вот». Второй термин — это риторическое восклицание.Ответ: анафорариторическое

И напоследок, в разговоре о средствах художественной выразительности обсудим еще одну категорию приемов, связанную со звуками.

Отрицательный параллелизм

Наряду с пря­мым парал­ле­лиз­мом в сво­ем твор­че­стве поэты исполь­зу­ют парал­ле­лизм отри­ца­тель­ный, вос­при­няв этот при­ем из народ­ной пес­ни. Отрицательный парал­ле­лизм стро­ит­ся так, что пер­вый ряд в поэ­ти­че­ском срав­не­нии начи­на­ет­ся с части­цы «не».

Например, чита­ем у А. С. Пушкина:

Не стая воро­нов сле­та­лась На гру­ды тле­ю­щих костей, За Волгой, ночью, вкруг огней Удалых шай­ка соби­ра­лась…

Не ветер бушу­ет над бором, Не с гор побе­жа­ли ручьи, Мороз-воевода дозо­ром Обходит вла­де­нья свои.

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.

Не напрас­но дули вет­ры, Не напрас­но шла гро­за. Кто-то тай­ным тихим све­том Напоил мои гла­за.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: