Созидательный труд

Созидательный труд: суть, особенности и значение

Введение

Как писал К. Г. Маркс в «Капитале», труд есть «вечное естественное условие человеческой жизни» . Труд выступает ключевым фактором производства, не зависимо от того, на каком этапе развития находится общество: аграрном, индустриальном или постиндустриальном. (Напомним другие факторы производства – земля, капитал, информация.) Уважительное отношение к труду зафиксировали многочисленные пословицы и поговорки всех народов. В общем, увидеть понятие «труд» в списке традиционных ценностей, приведенных в Указе Президента , было вполне ожидаемо.

Однако эта традиционная ценность приведена в Указе в её советском варианте: «созидательный труд» – это ключевое понятие социалистического гуманизма. Это словосочетание мы не слышали и не видели вот уже тридцать лет – ни в официальной риторике нашего государства, ни в СМИ, ни на баннерах, ни на плакатах нынешней капиталистической эпохи. И тут, как говорится, «вдруг».

В предыдущей статье, посвященной теме гуманизма, показана закономерность обращения к советскому наследию в сегодняшней точке развития нашего общества – пусть и такого осторожного, непоследовательного, возможно, даже формального обращения. Тем не менее, попытка возрождения данной ценности советской культуры должна быть пристально рассмотрена

Задачами данной статьи является рассмотрение смыслового поля этого понятия (что есть «созидательный труд», чем он отличается от других видов труда), а также трудностей и перспектив его существования в современном социокультурном пространстве (есть ли место ценности труда в гедонистически ориентированной культуре, нужен ли созидательный труд в постиндустриальном обществе).

Примеры созидательной деятельности

Созидательная деятельность включает в себя множество различных видов деятельности, направленных на творчество, развитие и создание чего-то нового. Ниже приведены некоторые примеры созидательной деятельности:

  • Искусство: живопись, скульптура, музыка, танец, литература и т.д. Искусство позволяет людям выражать свои эмоции, идеи и вдохновение через творчество.
  • Наука и исследования: исследования в области науки и технологий помогают нам понять мир вокруг нас, создавать новые технологии, лекарства и способы решения проблем.
  • Образование: образовательные учреждения и преподаватели созидательно влияют на развитие общества, передавая знания и помогая студентам развивать свои умения и способности.
  • Архитектура и дизайн: архитекторы и дизайнеры создают пространства, здания, мебель, предметы интерьера и другие объекты, которые являются функциональными и одновременно эстетически привлекательными.
  • Благотворительность и волонтерство: помощь нуждающимся, участие в благотворительных мероприятиях и волонтерская деятельность созидательно влияют на общество и помогают улучшить жизнь людей.

Это лишь некоторые из множества примеров созидательной деятельности. Главное в данном процессе — стремиться к развитию, к созданию нового и к способу причинения позитивного влияния на мир вокруг нас.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

Таких сфер традиционно принято выделять четыре

  • Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
  • Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
  • Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
  • Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.

При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.

Замечать хорошее

Отличной практикой, тренирующей наше созидательное мышление, является замечание хорошего везде, где бы мы не оказались, с чем бы мы не столкнулись — когда мы заходим в комнату, когда начинаем общаться с человеком, когда идем по улице, когда видим машину. Все это должно происходить в виде игры.

Допустим, вы себе говорите: «Я замечаю 5 приятных мне вещей в этом человеке, помещении, на улице». Сначала будет нелегко. Но постепенно, относясь легко к данному заданию, как к игре, это зайдет на уровень вашего подсознания. И замечать хорошее станет проще. И вы увидите, как измениться ваша жизнь, как позитивные события перевесят негативные.

Источник

Как развивать созидательную деятельность

1. Развивайте свою креативность. Стремитесь к оригинальности и нестандартным решениям. Попробуйте включить в свою жизнь творческие занятия, такие как рисование, музицирование или писательство. Развивайте свою фантазию и возможность видеть вещи с необычной точки зрения.

2. Изучайте новые знания и навыки. Чтение книг, изучение новых технологий и открытые лекции помогут вам расширить свои горизонты и получить новые знания. Изучение новой информации и навыков позволит вам видеть проблемы и задачи с разных сторон и искать инновационные решения.

3. Участвуйте в командных проектах. Коллективная работа в команде поможет вам научиться слушать других людей, уважать их мнения и находить компромиссы. Участие в групповых проектах позволяет успешно совмещать различные идеи и качества каждого участника.

4. Развивайте свою уверенность. Будьте уверены в своих силах и возможностях. Не бойтесь предлагать новые идеи и действовать самостоятельно. Уверенность в себе поможет вам преодолеть трудности и достичь поставленных целей.

5. Ошибайтесь и учитесь на своих ошибках. Ошибки – это неизбежная часть процесса созидательной деятельности

Важно извлекать уроки из своих неудач и использовать их для последующего развития и роста. Не бойтесь испытывать себя и делать шаги в неизвестное

Развитие созидательной деятельности может быть непростым, но оно важно для личного и профессионального роста. Сложитесь сами в этом направлении и помогайте другим становиться творцами

Установление конкретных целей и задач

Для установления конкретных целей и задач необходимо:

  1. Анализировать текущую ситуацию и выявлять проблемы или недостатки, которые требуют исправления или улучшения.
  2. Вырабатывать четкое видение и конкретное описание желаемого результат, который должен быть достигнут.
  3. Разбивать большие цели на более мелкие и конкретные задачи, которые будут являться шагами к их достижению.
  4. Определять сроки выполнения задач и устанавливать приоритеты для эффективного управления временем и ресурсами.

Примером установления конкретных целей и задач может быть:

  • Цель: Улучшить производительность на производственной линии на 20% в течение года.
  • Задачи:
    • Провести анализ текущей производительности и выявить причины снижения.
    • Разработать и внедрить новые процессы и технологии для увеличения производительности.
    • Обучить персонал новым методам работы и обновленным процессам.
    • Мониторинг и оценка достижений на регулярной основе для контроля и корректировки.

Таким образом, установление конкретных целей и задач позволяет систематизировать и управлять созидательной деятельностью, осуществлять контроль и достичь желаемых результатов.

Планирование и организация работы

Созидательная деятельность требует тщательного планирования и организации работы

Важно определить цели и задачи проекта, разработать план действий и распределить ресурсы. Планирование помогает структурировать работу и оптимально использовать время и усилия

Организация работы включает в себя установление процедур и регламентов, распределение ответственностей и ресурсов, координацию действий всех участников проекта. Разработка четкой системы коммуникации и координации позволяет обеспечить эффективное взаимодействие и достижение поставленных целей.

Примером планирования и организации работы в созидательной деятельности может служить создание нового продукта или разработка проекта. Перед началом работы необходимо провести анализ рынка и потребностей целевой аудитории, определить основные этапы работы и сроки их выполнения. Далее необходимо выделить необходимые ресурсы: финансовые, человеческие и материальные. После этого составляется план действий, включающий в себя конкретные задачи, ответственных исполнителей и сроки их выполнения.

Организация работы включает в себя установление системы контроля и отчетности, систему коммуникации и координации, а также регулярное отслеживание прогресса выполнения задач и корректировку плана в случае необходимости.

Примеры деятельности человека

Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.

Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.

Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.

Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).

В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».

Примеры созидательной деятельности

Созидательная деятельность может проявляться в самых разных сферах и областях нашей жизни. Ниже представлены некоторые примеры созидательной деятельности:

1. Архитектор создает новый здание, превращая обычный участок земли в функциональное и красивое сооружение, которое будет служить людям на протяжении многих лет.

2. Художник кистью и красками воплощает свои идеи на холсте, создавая произведения искусства, которые поражают своей красотой и вызывают эмоции у зрителей.

3. Программист разрабатывает новое программное обеспечение или создает сайты, делая нашу цифровую жизнь более удобной и функциональной.

4. Ученый проводит исследования и открывает новые законы и принципы, расширяя нашу научную базу знаний и обогащая наше понимание окружающего мира.

5. Музыкант сочиняет новые мелодии и исполняет их на музыкальных инструментах, даруя слушателям радость и вдохновение через свою музыку.

6. Учитель передает знания и навыки своим ученикам, помогая им развиваться и реализовывать свой потенциал.

Это только некоторые примеры того, как созидательная деятельность может проявляться в нашей жизни. Каждый из нас имеет свои уникальные способности и таланты, которые могут быть использованы для создания и развития чего-то нового и полезного.

Пример созидательной деятельности в науке

Ученые, работающие в области медицины и биологии, проводят исследования, чтобы понять причины развития болезней и разработать препараты, способные предотвратить их развитие или лечить их. Используя принципы молекулярной биологии и генной инженерии, они создают вакцины, которые стимулируют иммунную систему организма к производству антител против определенных патогенов.

Примером такой созидательной научной деятельности является создание вакцины от коронавируса, который привел к пандемии COVID-19. Ученые всего мира объединили усилия, чтобы разработать вакцины, которые были эффективны и безопасны. Благодаря их исследованиям и разработкам, вакцины были выведены с использованием различных технологий, таких как мРНК и векторные вакцины.

Результаты этой созидательной деятельности в науке уже ощутимы – миллионы людей получили вакцины против COVID-19, что способствовало снижению заболеваемости и смертности от этой опасной инфекции. Это является ярким примером того, как созидательная научная деятельность может принести реальную пользу и способствовать благополучию общества.

Пример созидательной деятельности в искусстве

Художник начинает с пустого холста, используя краски, кисти и свои навыки, чтобы перенести свои идеи и эмоции на плоскость. Он мастерит каждую деталь, создавая композицию, выбирая цвета и текстуры, чтобы передать свое видение.

Этот процесс требует творческого мышления, терпения и умения видеть красоту в простых объектах. Художник может использовать различные стили и техники, чтобы выразить свои мысли и чувства через искусство.

Когда картина завершена, она становится произведением искусства, где зритель может увидеть и почувствовать то, что художник пытался передать. Это прекрасный пример созидательной деятельности, где исполнитель превращает пустой холст в произведение искусства, которое приносит радость и вдохновение окружающим.

Пример созидательной деятельности в предпринимательстве

В современном мире многие предприниматели стремятся не только зарабатывать деньги, но и созидать что-то новое и полезное для общества. Примером созидательной деятельности в предпринимательстве может быть создание и развитие экологически чистого бизнеса.

Один из таких примеров — компания, занимающаяся производством и продажей рециклированных товаров. Вместо выбрасывания отходов на свалку, компания собирает и перерабатывает различные виды отходов, таких как пластиковые бутылки или бумага, в новые полезные продукты.

Такая деятельность имеет несколько положительных аспектов. Во-первых, она способствует сокращению объемов отходов, которые попадают на свалку и загрязняют окружающую среду. Во-вторых, компания создает рабочие места и развивает рынок рециклированных товаров. В-третьих, она способствует сознательному отношению к окружающей среде и стимулирует общественное сознание к сохранению ресурсов и заботе о природе.

Этот пример показывает, что предприниматели могут не только получать прибыль, но и быть созидателями, помогая решить социальные и экологические проблемы общества.

Деятельность как способ взаимодействия между людьми

Единственным на земле, кто может осуществлять деятельность, является человек. К основным признакам относятся:

  1. Индивид приспосабливается к природе и преобразует ее, тем самым создавая новую искусственную среду обитания;
  2. Все поступки продиктованы наличием цели, а результаты подчиняются причинно-следственной зависимости;
  3. Для преобразования мира применяются специальные устройства – средства труда;
  4. Деятельность всегда обладает созидательностью и продуктивностью.

Итак, деятельность — это специфический способ существования человека в современном обществе.

Деятельность, как явление обладает структурой. К базовым элементам относятся:

  • субъект – лицо или группа, которые являются инициаторами активности;
  • объект – нечто, на что направлена активность: материальный предмет, явление, сторонний индивид и сам субъект;
  • мотив – побуждение к деятельности, которое стимулирует человека к активности;
  • цель – конечный желаемый результат;
  • задачи исполнителя – промежуточные цели;
  • средства – инструменты, методы, приемы необходимые для получения результата;
  • действие – непосредственная активность, направленная на итог;
  • результат – конечный итог, в котором выражено либо полное, либо частичное удовлетворение потребности.

Резюмируя, деятельность человека — это форма взаимодействия граждан, обладающая целью и структурой.

Действия также подразделяются на некоторые виды. Классификация по М. Веберу следующая:

  1. Целевые и рациональные – ставиться разумный итоговый результат.
  2. Ценностные – активность основана на личных ориентирах, убеждениях и принципах человека.
  3. Аффективные – действие происходит под воздействие сильных эмоций.
  4. Традиционные – результат повседневной привычной активности индивида.

Основные виды деятельности человека базируются на его регулярных действиях.

К особым формам действия относятся:

  • поступки – шаги, обладающие нравственной составляющей;
  • деяния – активность оказывающая влияние на социум в целом.

Примеры созидательной деятельности в повседневной жизни

Созидательная деятельность находит свое применение в различных областях повседневной жизни. Вот некоторые примеры:

  • Творческое проектирование и создание произведений искусства: Картины, скульптуры, фотографии и другие произведения искусства создаются благодаря творческому подходу и желанию выразить себя. Используется всплеск фантазии и интуиции для создания новых и оригинальных работ.

  • Дизайн и архитектура: Дизайнеры и архитекторы созидают прекрасные и функциональные объекты, создавая красоту и комфорт для людей. Они учитывают эстетику и функциональность при создании зданий, мебели, интерьеров и других элементов дизайна.

  • Научные исследования и разработки: Ученые и инженеры занимаются созидательной деятельностью, исследуя новые идеи и разрабатывая новые технологии. Они участвуют в поиске решений для сложных проблем, что приводит к развитию науки и техники.

  • Образование: Преподаватели и учителя помогают воспитать молодое поколение, созидают просвещенные и образованные общества. Они передают знания и помогают студентам развить свои навыки, чтобы они могли сделать важный вклад в развитие общества.

  • Социальная работа и волонтерство: Люди, занимающиеся социальной работой и волонтерством, созидают позитивные изменения в обществе. Они помогают нуждающимся, работают с молодежью и населением, создают сообщества взаимопомощи и способствуют улучшению качества жизни людей.

Это лишь некоторые примеры того, как созидательная деятельность проявляется в повседневной жизни. Каждый человек имеет возможность внести свой вклад и созидать что-то новое и полезное для себя и окружающих.

Созидательная деятельность в профессиональных сферах

Созидательная деятельность можно найти в различных профессиональных сферах, где люди создают что-то новое, полезное и ценное. Ниже приведены некоторые примеры созидательной деятельности в разных отраслях труда:

1. Искусство и дизайн

  • Художники создают оригинальные произведения искусства, используя различные техники и материалы.
  • Дизайнеры разрабатывают эстетически привлекательные и функциональные продукты, от одежды и мебели до графического и интерфейсного дизайна.

2. Наука и исследования

  • Ученые исследуют неизвестные области знаний, проводят эксперименты и открывают новые факты и закономерности.
  • Инженеры разрабатывают новые технологии и инновационные решения для улучшения жизни людей и решения различных проблем.

3. Образование

  • Учителя и преподаватели вдохновляют и обучают студентов, передавая им знания и помогая развивать навыки.
  • Педагоги разрабатывают новые методики обучения и учебные программы, которые помогают учащимся достигать высоких результатов.

4. Медицина

  • Врачи обследуют пациентов, диагностируют заболевания и разрабатывают планы лечения для того, чтобы восстановить их здоровье.
  • Фармацевты исследуют новые лекарственные препараты и разрабатывают их производство для лечения различных заболеваний.

5. Технические специалисты

  • Программисты и разработчики создают новые программы, приложения и веб-сайты, которые упрощают и автоматизируют рабочие процессы.
  • ИТ-специалисты обеспечивают безопасность компьютерных систем и сетей, разрабатывают новые технологические решения для предотвращения кибератак.

Все эти профессии и многие другие позволяют людям проявить свою креативность, талант и интеллект, принося пользу обществу и создавая новые возможности для развития.

Осуждение или молитва?

Ненароком брошенное осуждение в адрес недоброжелателя или просто неугодившего человека так же чревато нам последствиями. Эти последствия скажутся на нашей судьбе самым прямым образом. Когда мы говорим что-то не хорошее о других людях, когда мы осуждаем их, то, тем самым, мы берем их отрицательную энергетику на себя и подстраиваем таким образом, чтоб она подошла под нашу собственную структуру. В итоге получается, что мы сами берем на себя карму за грехи, которые совершили осуждаемые. И расплачиваться за них тоже придется нам, как если бы сами их и совершили. А теперь скажите, нужны ли вам чужие грехи?

Путь созидательного мышления подразумевает не осуждение, а моление за других. Потому что когда мы молимся, то тем самым вносим коррективы в сознание человека, которые помогают ему изменить восприятие мира и свою жизнь. Однако человек может и не принимать этих изменений, игнорировать их. И вот в таком случае начинаются последствия. Появляются болезни неприятности, проблемы в жизни. Все это указывает на то, что он что-то делает не так. Это своего рода маячок.

Молясь за другого человека, мы создаем ему условия для изменения. К нему приходят мысли, как следовало бы правильно и гармонично потупить. Но это всегда предложение, а не приказ.

Литература

Разное Разное Разное Кофе из сказки: в Шанхае подают напиток под маленьким сладким «облаком»

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, о том, какой вклад он вносит в свою жизнь и существование окружающих людей. Нам всем хочется быть полезными, любимыми близкими, получить признание, состояться в той или иной деятельности. Достижению этих целей во многом способствует понимание необходимости развить и укрепить созидающее начало в своей жизни. Многие люди постепенно приходят к тому, чтобы взять его за основу.

Если обратиться к толковому словарю, то можно узнать, что созидающий – это воссоздающий, творящий жизнь по своему великому желанию это делать. Однако главная мысль здесь заключается не в том, чтобы действовать вопреки общественным установкам, жить по своим правилам, не согласуя их с мнением большинства, а чтобы направить все силы и энергию на раскрытие своего творческого потенциала.

Итак, что же значит созидать? Значение словавосходит к построению наполненной особым смыслом жизни. В данной статье мы постараемся ответить на вопросы о том, какие компоненты включает в себя созидание и что это такое в самом общем случае.

Открытость новому опыту

Человек, готовый принимать меняющиеся условия собственного существования, всегда стремится к обновлению

Неважно, что это будет – приобретенная специальность, получение знаний, изучение каких-либо предметов. Главное, такая личность не боится рисковать, не чувствует себя виноватой от того, что потратила деньги на себя

Созидая жизнь вокруг себя, человек становится подлинно счастливым.

Почему для нас так важно принимать новый опыт? Дело в том, что мы живем постоянно обучаясь. Если то, чему мы научились, приятно, то, как считают многие, можно гордиться своими достижениями

Если данное обстоятельство не очень одобряется в обществе, то, скорее всего, человек не примет новый опыт, станет его скрывать и, как следствие, ничего полезного из этого не вынесет.

Творчество

Что может сравниться по силе с тем счастьем, которое испытывает творец, когда ему удалось довести до конца произведение? Творческие порывы бывают у многих, но лишь единицы на самом деле готовы работать над развитием своего таланта. Созидающий – это, прежде всего, тот, кто не боится рисковать. Верность своим идеалам – критерий, который продвигает талант и помогает проявиться неординарным способностям. Если у человека имеется четкий план развития и становления себя как замечательного автора книг, картин или музыкальных творений, то он гораздо быстрее добьется успеха.

Созидательный подход

Цель созидательного подхода — преодолеть автоматизм мышления и выработать альтернативные решения. Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить — означает привносить в мир нечто новое. Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить — у вас есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались? Созидатель всегда сосредоточен на том, что хотел бы принести в мир.

Первобытные племена, живущие в джунглях, считают пролетевший самолет чудесным знамением. Самолеты для них — если не боги, то колесницы богов. Неизвестное часто кажется непостижимым. Из-за нехватки информации творчество воспринимается как дело мистическое — точно так же обитателям джунглей не хватает познаний в области современной авиации. В действительности созидание — это навык, который можно приобрести и развить, как любой другой: упорными тренировками. Чтобы стать творцом, надо регулярно творить.

Структура и характер деятельности

В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.

Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов

  • Процесс принятия решения.
  • Вовлечение в деятельность.
  • Целеполагание.
  • Проектирование программы действий.
  • Осуществление программы действий.
  • Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: