Содержание и форма. поэтика

Тема, проблематика, идея и авторская позиция

Хронотоп

Символика и суть произведения

Символика позволяет автору выразить сложные эмоции и мысли, а также донести их до читателя, используя образы и метафоры. Символические детали произведения могут быть скрытыми и требовать внимательного чтения и анализа, а иногда они могут быть очевидными и явными.

Интерпретация символики произведения позволяет проникнуть глубже в его суть и осмыслить его основные идеи. Она помогает раскрыть скрытые смыслы и прочувствовать эмоциональную глубину произведения.

Например, символ белой птицы в произведении может олицетворять свободу, независимость и чистоту. А символ пути или дороги может символизировать путешествие, преодоление препятствий и поиск смысла жизни.

Таким образом, символика является важным инструментом для раскрытия сущности произведения и помогает читателю сопереживать и находить глубокий смысл в произведении.

Предмет Символическое значение
Роза Красота, любовь, жизнь
Ворона Смерть, печаль
Солнце Свет, радость, жизненная сила

Примеры основной темы в произведениях разных жанров

1. Драма: преодоление собственных страхов и противостояние обстоятельствам.

2. Роман: любовь и судьба главных героев.

3. Фэнтези: борьба добра и зла в волшебном мире.

4. Детектив: раскрытие тайны и поимка преступника.

5. Фантастика: исследование неизведанных миров и технологический прогресс.

6. Приключения: путешествия и приключения главного героя в неизвестных местах.

7. Комедия: смешные ситуации и развитие смешанных диалогов.

8. Трагедия: героическая жертва и неминуемая гибель главных персонажей.

9. Научно-популярная литература: объяснение сложных научных концепций и их применение в реальной жизни.

10. Исторический роман: описание исторического периода и судьбы людей в нем.

Элементы композиции литературного произведения, ее виды и композиционные приемы

Композиция имеет не только смысловую, но и организационную функцию. Ее элементы помогают организовать текст в единое целое. К ним относятся:

  • пролог – то есть предисловие, задача которого – пробудить интерес читателя к сюжету произведения;
  • эпилог – то есть послесловие, из которого читатель узнает о событиях, последовавших после завершения сюжета (самый большой эпилог – в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). Задача эпилога – расставить все точки над «и», помочь читателю прийти к какому-либо выводу;
  • тома (книги), части, главы, действия и акты – структурные части произведения, иногда играют смысловую роль (например, каждый из двух томов романа Ф.М. Достоевского «Идиот» разделен на две части – это помогает понять двойственность характера главного героя);
  • эпиграф – цитата перед текстом произведения, отдельной главы, помогающая понять основную мысль. Это своего рода ключик к пониманию замысла автора. Очень любил использовать эпиграфы А.С. Пушкин (например, в «Капитанской дочке»);
  • повествование – основной элемент композиции, представляет собой авторский текст, раскрывающий содержание произведения. Повествование служит для передачи динамики событий. В эпическом произведении занимает большую часть;
  • описание в отличие от повествования статично. К описанию относятся портрет, пейзажная зарисовка, характеристика интерьера;
  • диалог – беседа нескольких людей. Диалоги помогают не только раскрыть сюжет, но и понять характеры героев, их взаимоотношения;
  • монолог – речь одного персонажа, помогает понять размышления и переживания героя;
  • вставные элементы (лирические отступления, истории, песни, письма, выписки из протоколов и т.п.).

При создании литературного произведения писатели используют следующие композиционные приемы:

  • повтор эпизода или фразы (часто встречается в сказках, стихах);
  • усиление (подбор однородных фактов, как в описании домов помещиков в «Мертвых душах» Гоголя);
  • противопоставление (например, трагического и комического в пьесе Чехова «Вишневый сад», романе Шолохова «Поднятая целина»);
  • монтаж (когда на стыке двух образов рождается третий, как в рассказе «Ионыч» А.П. Чехова).

К композиционным приемам можно также отнести разрыв событий. Этот прием характерен для детективов. Встречается он и в «Мастере и Маргарите»  М. Булгакова.

Умолчание тоже можно отнести к композиционным приемам. О нем мы говорим тогда, когда о событии, которое произошло раньше других, читатель узнает позже (как в «Метели» или в «Дубровском» Пушкина).

Традиционно выделяют следующие виды композиции:

  • линейную, или последовательную (как в пьесе Грибоедова «Горе от ума», рассказе Паустовского «Телеграмма», стихотворении Тютчева «Silentium!»);
  • зеркальную, объединяющую повтор и противопоставление, когда первая и последняя часть произведения перекликаются, зеркально повторяя друг друга (в первой части романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина Онегин отвергает Татьяну, во второй – Татьяна отвергает Онегина);
  • кольцевую, когда в финале произведения происходит возвращение к его началу (примером могут служить «Собачье сердце» М. Булгакова, стихотворение «Жираф» Н. Гумилева);
  • рамочную, или «рассказ в рассказе» («Старуха Изергиль» М. Горького, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Повести Белкина» А. Пушкина).

Различные исследователи называют и другие виды композиции. К ним относятся:

  • инверсионная, или обратная (как в «Бедной Лизе» Карамзина);
  • ретроспективная («взгляд назад», как в «Машеньке» В. Набокова).

Структура литературного произведения важна для понимания его идеи. И сюжет, и композиция играют одинаково весомую роль в понимании авторского замысла и смысла романа, повести, рассказы, пьесы, стихотворения. Однако они характеризуют разные стороны литературного произведения: его форму и содержание, которые тесно связаны между собой. Я рассказала, что эти литературоведческие понятия обозначают, привела примеры. Теперь, надеюсь, вы хорошо поняли, чем различаются фабула, композиция и сюжет, так что соответствующие вопросы на экзамене уже не поставят вас в тупик.

В чём же должен заключаться идея, смысл любого произведения или главная мысль произведения?

Для того, чтобы привлечь читателя и заставить задуматься?

Быть может, в поведение каждого из героев предполагается вложить некие мотивы, которые будут понятны обществу на данном этапе развития? Но тогда не совсем понятна судьба произведений, возведённых в ранг «бессмертных».

С другой стороны, никакие мотивы и тезисы не будут понятны абсолютно любому читателю – в силу этнических, культурных или социальных различий. Более того, через несколько столетий или даже десятков лет поступки героев произведения, возможно, покажутся читателю лишёнными логики и смысла.

А если попробовать рассмотреть искусство (и литературу в том числе) под другим углом, определив её функцию как чисто развлекательную?

С таким подходом не возникает вышеописанных противоречий. Прочтение книги или просмотр спектакля становится удовольствием, принципиально не будучи повинностью, а популярность у одного или двух поколений логично укладывается в теорию.

В то же время градация «сложности» и «глубины» произведений тоже вполне обоснованна: кто-то любит дамские романы и мелодрамы, а кто-то – философские трактаты и перфоманс. Причём совершенно необязательно, что философия будет полезнее – это всего лишь вид литературы, предназначенный для того, чтобы доставлять удовольствие самолюбования поиском смысла и последовательности.

Возможно, последнее прозвучало слишком категорично, но ведь, на самом деле, как замечал Александр Гордон, чувство понимания происходящего сродни сексуальному удовлетворению.

Но ведь и это не всё. Определять функцию произведений искусства как чисто развлекательную кажется чуть ли не кощунством, не так ли?

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она:

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Основная тема: что это такое?

Определить основную тему произведения может быть сложно, поскольку она может быть интерпретирована по-разному разными людьми. Основная тема может быть связана с эмоциями, концепциями, вопросами, проблемами или идеалами, которые автор хочет передать читателям.

Одним из способов определить основную тему произведения является анализ контекста, действий персонажей, диалогов и символики. Основная тема может быть выражена через повторяющиеся мотивы, символы или идеи, которые раскрываются в процессе чтения произведения.

Основная тема может быть объявлена автором явно или оставлена для толкования читателями. Она может меняться в разных частях произведения или быть представлена несколькими связанными темами

Важно понять, что основная тема произведения не всегда однозначна, и разные люди могут видеть ее по-разному

Основная тема произведения играет важную роль в создании глубокого и значимого произведения, которое вызывает размышления у читателей. Она позволяет автору передать свои мысли и чувства читателям, а также создать образы, которые остаются с ними на долгое время.

Основные аспекты смысла произведения

Смысл произведения является одной из ключевых составляющих его художественного содержания. Он передает идеи автора, его мысли, эмоции и мировоззрение. В процессе восприятия произведения читателем или зрителем осмысливаются и интерпретируются различные аспекты смысла, которые создают единую цельную картину мира, отраженную в произведении.

Основными аспектами смысла произведения можно выделить:

  1. Тема – основная идея или концепция, которая затрагивается в произведении. Тема может быть явной и однозначной, а может быть многозначной и подразумевать различные интерпретации. Она определяет очертания смыслового портрета произведения.
  2. Сюжет – заранее продуманная структура произведения, которая образуется из последовательности событий, действий и поворотов сюжета. Сюжет вносит вклад в смысл произведения, раскрывая его историю и причинно-следственные связи.
  3. Герои – персонажи произведения, каждый из которых несет в себе свою глубину, характер и индивидуальность. Герои выполняют роль носителей смысла, отражая через свои поступки, речь и мысли идеи и ценности, которые автор хочет донести до читателя.
  4. Языковые средства – слова, образы, сравнения, описания и другие приемы, которые автор использует для передачи своих мыслей и эмоций. Языковые средства помогают создать атмосферу, передать настроение, сделать текст богатым и глубоким в смысловом плане.
  5. Концепция – особая идея или философское содержание, которое переплетается в произведение и определяет его цель и значение. Концепция может быть явной или скрытой, пропагандировать определенные ценности или отражать мироощущение автора.

Все вышеперечисленные аспекты смысла произведения взаимосвязаны и взаимозависимы. Они укладываются в общую смысловую картину и формируют сложный и многогранный мир произведения, который открывается читателю или зрителю во время его восприятия.

Анализ содержания литературного произведения

Анализ необходим для более полного осознания тех вопросов, которые поднимает автор. Произведения литературы должны рассматриваться с двух сторон. Оценка дается и на соответствие техническим нормам и правилам составления сюжета, и на степень раскрытия темы.

Анализ также должен иметь определенную структуру.

План критического анализа произведения следующий:

  1. Определить тему и главную идею произведения. Насколько полно раскрыта тема.
  2. Проанализировать, соблюдена ли целостность формы и содержания.
  3. Охарактеризовать персонажей, систему образов в литературном произведении, проанализировать приемы раскрытия персонажей их правдоподобность в различных сценах.
  4. Охарактеризовать отношение самого автора к теме.
  5. Выяснить, как используются выразительные средства для создания образов; прокомментировать стиль писателя.

C.T. Колридж, английский поэт, критик, говорил о том, что произведение талантливого писателя от работ посредственного отличается абсолютной органичностью и целостностью.

Другой критик Б. Ларин разработал свой метод анализа — «Опыт анализа формы». Категория содержания литературного произведения здесь максимально раскрывается и детализируется.

Что такое фабула, сюжет и композиция, чем они отличаются

Пересказывая произведение, мы часто передаем последовательность событий не в том порядке, в каком они описаны автором, а в том, в каком они происходили. Например, пересказывая роман «Дубровский» А.С. Пушкина, мы можем сначала сообщить, что Владимир купил у учителя документы и занял его место, а потом уже рассказать, как он появился в доме Троекуровых.

Читая сам роман Пушкина «Дубровский», мы сначала узнаем о появлении в доме Троекуровых учителя-француза Дефоржа, затем понимаем, что он и есть Дубровский, и только потом нам становится ясно, каким образом Владимир занял место гувернера. Все это часть сюжета романа.

Восьмой главой, в которой в доме Троекуровых появляется учитель Дефорж, открывается второй том романа «Дубровский». О том, что гувернер и разбойник – одно и то же лицо, мы узнаем только в десятой главе, и лишь в одиннадцатой главе дана история о том, как Владимир Дубровский занял место учителя-француза. Обращаясь к структуре художественного произведения, мы говорим о его композиции.

И сюжет, и композиция имеют свои «блоки» (или «кирпичики»), из которых они и складываются, превращаясь в цельное художественное произведение. Об этих элементах мы теперь и поговорим.

Типы и варианты схем произведения

Существует множество типологий сюжета. Схемы произведения могут быть самыми разнообразными. Их характер и особенности зависят от главной идеи автора, методов, которыми он выражает главную идею, сюжетных веток, твистов.

Схемы обычно различают на основе особенностей структуры хода событий. Некоторые сюжеты имеют один конфликт и являются линейными. Сюжеты, которые имеют ряд конфликтов, могут называться многолинейными.

Литературоведы выделяют такие наиболее общие схемы на основе характера связи между эпизодами:

  1. Кумулятивная (концентрическая).
  2. Хроникальная (циклическая).
  3. Лиминальная.
  4. Становления.

Хроникальная схема предусматривает отсутствие яркой завязки. Мотивировки героев преимущественно временные. Возможно включение дополнительных сюжетов концентрического типа. Связь между происшествиями является хрупкой. В сюжете нет целостности или строгой мотивированности. Здесь может быть множество конфликтов. Традиционно структура схемы представляет собой:

  1. Потерю.
  2. Поиск.
  3. Обретение.

Лиминальная структурно состоит из 4-х элементов (фаз):

  1. Обособления – побег, погоня, поиск, затворничество, разочарование. Это может быть любая ситуация разрыва или ослабления прошлых связей.
  2. Нового партнерства – является установлением межсубъектных связей в форме обретения «помощников» или «врагов» (вредителей), искушения.
  3. Порога (лиминала) – это этап прохождения испытания смертью. Здесь герой может встретиться со смертью близких, собственным ранением, поединком, наблюдением за смертью другого. Стычка со смертью может быть и символической, в форме посещения загробного мира или его аналога.
  4. Преображения – здесь герой меняется внутренне (психологически) или внешне (социально). Это можно рассматривать как заключительную фазу инициации. К своим прежним связям (уничтоженным или ослабленным) герой возвращается обновленным, перерожденным.

Схема становления сформировалась из цикличного варианта. Появилась в начале ХІХ века. Структурно состоит из:

  1. Ситуации. Теперь в форме завязки может быть не только потеря, но и возникновение вопросов, сомнения и т.п.
  2. Становления. Теперь герой не просто ищет нечто, но и меняется качественно внутренне и внешне. Герой как бы становится другим вместе с миром.
  3. Открытого финала. Остается множество развязок, которые не ограничены только обретением.

Значение основной темы для понимания произведения

Основная тема произведения играет важную роль в его понимании и анализе. Знание основной темы позволяет читателю лучше воспринять и оценить произведение, понять намерения автора и основные идеи, которыми он хотел поделиться.

Основная тема является центральной идеей произведения, ее главным содержанием. Она определяет общую направленность и основные смысловые акценты текста. Определение основной темы позволяет понять, о чем идет речь в произведении, какие проблемы и вопросы обсуждаются, какие ценности и мысли передаются читателю.

Основная тема может быть выражена явно или скрыто в тексте. Часто она отражается в повествовании, действии персонажей, конфликте и эмоциональной окраске произведения. Поиск основной темы требует внимательного чтения и анализа текста, сопоставления истории и символов, анализа диалогов и монологов персонажей.

Значение основной темы состоит в том, что она позволяет более глубоко проникнуть в суть произведения, раскрыть его смысловые грани и идеи. Понимание основной темы помогает читателю увидеть не только поверхностные действия и сюжетные линии, но и окунуться в мир мыслей, чувств и идей, созданный автором произведения.

Основная тема помогает выявить ключевые идеи и проблемы, которые автор хотел передать читателю.
Она помогает раскрыть глубинные смыслы и символическую значимость произведения.
Важное значение имеет также сопоставление основной темы с другими темами и мотивами, которые могут быть раскрыты в произведении. Это помогает увидеть связи и параллели между разными аспектами текста и лучше понять его структуру и организацию.. В итоге, определение основной темы произведения позволяет углубить его анализ и понимание, лучше уловить цель и задачи автора, вникнуть в его мысли и идеи

Знание основной темы помогает читателю насладиться произведением и по-настоящему проникнуться его смыслом

В итоге, определение основной темы произведения позволяет углубить его анализ и понимание, лучше уловить цель и задачи автора, вникнуть в его мысли и идеи. Знание основной темы помогает читателю насладиться произведением и по-настоящему проникнуться его смыслом.

Проблематика

Определение 6

Проблематика произведения – это совокупность проблем, которые рассматриваются в произведении.

Проблемой называется основной вопрос, обусловленный темой произведения. у многих авторов в литературном произведении переплетаются разные проблемы. Например, в «Недоросле» Фонвизин поднимает проблему воспитания, проблему государственной власти и проблему крепостного права. В крупных драматических и эпических произведениях наряду с основной могут выделяться частные проблемы.

Проблематика произведения может быть философской, социальной, нравственной, идейно-политической. Например, в произведении «Преступление и наказание» Ф. М, Достоевского рассматриваются социальные, религиозные, нравственно-философские проблемы.

Разновидности и примеры сути произведения

Суть произведения может иметь различные аспекты и интерпретацию, зависящую от жанра, авторского намерения и восприятия читателя. Ниже рассмотрены некоторые разновидности сути произведения на примере известных литературных произведений.

Разновидность Примеры произведений
Философская суть «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского,«Философия случайности» Игоря Данилевского
Социальная суть «1984» Джорджа Оруэлла, «Бунтарь» Федора Достоевского
Психологическая суть «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Три товарища» Эриха Марии Ремарка
Эстетическая суть «Анна Каренина» Льва Толстого, «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова

Эти примеры лишь небольшая часть многообразия сути произведения, и каждое из них отражает свою уникальную особенность и ценность. Осознание и интерпретация сути произведения помогает читателю погрузиться в мир художественного творчества и лучше понять его глубокие смыслы.

Взаимосвязь формы и содержания в литературе

Форма является средством передачи содержания и выражения авторского замысла. Она может быть разнообразной: стихотворная и прозаическая, драматическая и эпическая, сонет и роман, повесть и рассказ. Каждая форма имеет свои особенности, которые помогают передать определенные идеи и эмоции. Например, поэтическая форма может усилить эмоциональное воздействие произведения, а драматическая форма позволяет передать диалоги и действия персонажей.

Содержание, в свою очередь, определяет форму. Автор выбирает форму в зависимости от того, что он хочет рассказать или передать своим читателям. Например, если автор хочет описать сложные эмоции героя, он может выбрать форму монолога или сознания героя. Если он хочет передать масштабную эпическую историю, то ему может понадобиться форма романа.

Однако, форма и содержание не всегда идентичны и могут быть взаимоисключающими. Например, автор может выбрать простую и легкую форму, чтобы передать глубокие и сложные мысли. Или наоборот, выбрать сложную форму, чтобы передать поверхностную и простую мысль. Это открытое поле для экспериментов и творчества авторов.

Таким образом, взаимосвязь формы и содержания в литературе сложная и многогранная. Форма помогает выразить содержание и передать идеи, а содержание определяет форму. Они работают вместе, чтобы создать полноценное литературное произведение, влияя на его восприятие и ценность.

Элементы сюжета литературного произведения

Сюжет литературного произведения состоит из эпизодов, то есть из детально изображенных моментов действия

Благодаря этому он воспроизводит взаимоотношение героя с обстоятельствами, держит внимание читателей

Экспозиция предваряет основное действие. В ней изображаются персонажи и обстоятельства, из которых могут быть понятны мотивы дальнейших поступков героев, дальнейшие события. Как правило, на ход основных событий в произведении экспозиция не влияет. Она выполняет информативную функцию.

  • Завязка является началом конфликта. Это исходный момент, от которого зависит последующее развитие событий. Если завязка является закономерной и ожидаемой, ее называют мотивированной. Немотивированная (неожиданная) завязка придает действию особую остроту. Чаще всего завязка бывает в начале произведения, но иногда и ближе к его концу.
  • Развитие действий – это ряд эпизодов, описывающих развитие конфликта. Обычно персонаж пытается устранить возникшие противоречия, но они, напротив, обостряются. Напряжение растет.

Кульминация – высшая точка напряжения, когда конфликт достигает высшей точки и требует немедленного разрешения. Внутренние качества героев в этот момент обычно бывают представлены наиболее ярко.

Развязкой называется момент, когда конфликт можно считать исчерпанным. В одних случаях это значит, что он разрешен, в других – что не разрешим в принципе.

Сюжет художественного произведения может включать в себя пролог (вступление, предисловие) и эпилог (послесловие). Послесловие может представлять собой обращение автора к читателям или рассказ о дальнейшем развитии событий, судьбе персонажей.

В литературном  произведении могут встречаться и внесюжетные элементы. К ним относятся лирические отступления (рассуждения автора) и вставные эпизоды (не имеющие отношения к сюжету произведения, но помогающие понять его идею).

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Значение основной темы для понимания содержания произведения

Основная тема может быть выражена явно или скрыто в произведении. В любом случае, ее понимание позволяет раскрыть смысл и сообщение, которые автор пытался донести. Она может быть связана с общественными проблемами, человеческими отношениями, религиозными или моральными вопросами.

Знание основной темы также помогает разобраться в мотивах и действиях героев произведения. Оно дает возможность анализировать и интерпретировать детали и события, которые связаны с основной темой. Таким образом, основная тема помогает построить более глубокое и полное представление о смысле произведения.

Основная тема является основой для интерпретации произведения и может иметь различные уровни значимости для разных читателей или зрителей. Она может вызвать разные эмоциональные и интеллектуальные реакции в зависимости от опыта и взглядов каждого отдельного человека.

В целом, понимание основной темы произведения позволяет насладиться историей или искусством, расширить свой кругозор и углубить свои мысли и чувства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: