Компетентность

Ит-профессии и их важность в современном мире

Примеры ключевых компетенций для различных профессий

Каждая профессия имеет свои ключевые компетенции, которые следует указать в резюме. Давайте рассмотрим, что могут написать в данном разделе сотрудники различных сфер деятельности.

Автомеханик

  • диагностика общего состояния автомобиля;
  • техническое обслуживание транспортных средств;
  • выявление и устранение всех видов неисправностей;
  • ведение документации;
  • заполнение технических справочников;
  • управленческие навыки;
  • хорошая физическая форма;
  • внимательность;
  • предприимчивость.

Бухгалтер

  • планирование бюджета;
  • работа с программой «1C:Предприятие»;
  • знание и соблюдение законов РФ;
  • составление отчетности;
  • понимание кадрового дела;
  • осведомленность о порядке налогообложения;
  • быстрая адаптивность;
  • умение работать в команде;
  • усидчивость.

Воспитатель детского сада

  • применение педагогических методик;
  • знание особенностей психологии детей дошкольного возраста;
  • консультирование родителей;
  • проведение развлекательных и образовательных мероприятий;
  • защита интересов и прав детей;
  • общительность;
  • терпеливость;
  • умение работать в режиме многозадачности;
  • ответственность.

Графический дизайнер

  • осведомленность об актуальных тенденциях в дизайне;
  • знание основ рисунка и живописи;
  • учет азов психологии визуального восприятия;
  • работа с графикой;
  • создание и обработка изображений;
  • владение программами Adobe Photoshop, InDesign, CorelDRAW;
  • понимание основ HTML;
  • навыки работы в команде;
  • креативное мышление;
  • умение соблюдать дедлайны.

Также можете почитать: Советы по созданию резюме графического дизайнера.

Инженер

  • составление технических заданий;
  • создание и корректировка проектов, чертежей;
  • знание особенностей работы оборудования;
  • умение использовать программы MS Project, AutoCAD, САПР 2.2 «ГорэлтЕх»;
  • контроль работы исполнителей;
  • ведение переговоров с подрядчиками;
  • составление смет и отчетов;
  • аналитический склад ума;
  • внимательность;
  • лидерские качества.

Маркетолог

  • проведение анализа динамики продаж;
  • составление прогнозов;
  • умение анализировать информацию;
  • знание психологии потребителей;
  • использование современных маркетинговых методик;
  • стремление к саморазвитию;
  • инициативность;
  • нестандартный подход к решению задач;
  • работа в коллективе;
  • ведение устных и письменных диалогов;
  • гибкость и адаптивность.

Менеджер

  • ориентация на потребности клиента;
  • профессиональное использование офисных программ и техники;
  • навыки убеждения;
  • работа с возражениями;
  • умение грамотно вести диалог;
  • делегирование обязанностей;
  • проактивность;
  • нацеленность на результат;
  • высокая работоспособность;
  • стрессоустойчивость.

Программист

умение писать код при помощи языков программирования Python, JavaScript, C#; навыки работы с базами данных SQL, NoSQL, PostgreSQL и др.; высокий уровень владения английским языком; хорошее знание математики; создание и проверка сайтов, ПО (программного обеспечения) и мобильных приложений; понимание основных алгоритмов программирования; усидчивость; внимание к деталям; высокая обучаемость; дисциплинированность. Советуем также почитать: Пример составления резюме программиста

Советуем также почитать: Пример составления резюме программиста.

Руководитель

  • соблюдение законодательных и нормативных актов;
  • знание специфических особенностей рынка;
  • использование новых технологий для оптимизации процессов;
  • стратегическое мышление;
  • управление коллективом;
  • развитые лидерские качества;
  • умение принимать решения;
  • ответственность;
  • целеустремленность.

Учитель начальных классов

  • ведение учебно-воспитательного процесса;
  • взаимодействие с родителями;
  • заполнение отчетов о проделанной работе;
  • проведение психологических тестирований;
  • организаторские способности;
  • знание детской психологии;
  • умение объяснять;
  • терпеливость;
  • доброжелательность;
  • эмпатия.

Советуем почитать: Готовый пример резюме учителя начальных классов.

Экономист

  • планирование бюджета предприятия;
  • знание основ бухучета;
  • работа с финансовой документацией;
  • опыт финансового прогнозирования;
  • проведение экономического анализа показателей компании;
  • понимание принципов GAAP и РСБУ;
  • участие в аудитах;
  • соблюдение налогового законодательства;
  • контроль качества деятельности подчиненных;
  • настойчивость;
  • организованность;
  • целеустремленность.

Юрист

  • грамотное составление юридических документов;
  • сопровождение сделок на всех этапах;
  • уверенное пользование программами 1С, Консультант плюс;
  • отличное знание законодательства РФ;
  • умение представлять интересы частных лиц или организаций в суде;
  • опыт публичных выступлений;
  • ведение деловой переписки;
  • уверенность;
  • поставленная речь;
  • умение добиваться заявленных целей;
  • терпеливость.

Виды компетентности

В профессиональной практике принято дифференцировать общее понятие компетентности на несколько видов:

  • Специальная. Подразумевает владение объектом знаний, достаточным для осуществления профессиональной деятельности на должном уровне. Проще говоря, это компетентность именно в том смысле, в котором ее понимает большинство людей. Также в эту категорию входит способность человека к адекватной оценке собственного профессионального уровня, умение проектировать свое развитие как специалиста.
  • Социальная. Подразумевает умение человека эффективно выстраивать отношения с коллегами, планировать совместные действия. В данное понятие входят навыки продуктивной коммуникации, соблюдение корпоративной культуры, ответственность за результаты труда.
  • Индивидуальная. С профессиональной точки зрения – это умение рационально организовать труд, тайм-менеджмент, стремление к личностному росту. Работники с высоким уровнем индивидуальной компетентности меньше подвержены эмоциональному выгоранию, при необходимости могут работать в условиях цейтнота.
  • Деловая. Относится к знаниям и навыкам, необходимым в конкретном бизнесе или отрасли.
  • Управленческая. Включает набор навыков, применимых исключительно к руководящим и управленческим должностям и ролям. В подавляющем большинстве случаев они ориентированы на выполнение задач.
  • Лидерская. Подразумевает наличие навыков, необходимых для эффективного управления. Такие свойства делают человека продуктивным в качестве лидера группы.
  • Функциональная. Специфичная для определенной работы. К примеру, программист должен обладать конкретными знаниями, чтобы выполнять свою задачу, и так далее.

Отдельно можно выделить ключевую компетенцию. Она подразумевает особую профессиональную компетенцию, которой необходимо владеть человеку на определенной должности, чтобы соответствовать требованиям современного рынка.

На самом деле продолжать список и рассматривать тему можно еще долго. Выше перечислены лишь основные виды компетентности, у каждого из которых есть несколько подвидов и множество характеристик.

Компетенция — это набор знаний и навыков

Для российского образования традиционной является концепция ЗУН — знаний, умений, навыков (за рубежом это концепция KSA: knowledge, skills, abilities). Суть в том, что, начиная с информационного представления о чём-либо (знания), человек приобретает умение применять эти знания на практике, а затем переходит к устойчивому навыку на уровне автоматизма.

Однако концепция компетенций и компетентности пошла дальше, потому что она предполагает развитие целого комплекса сложных навыков.

Принято считать, что термин «компетенция» ввёл в научный оборот американский психолог Роберт Уайт в статье «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетенции» (Motivation reconsidered: the concept of competence) 1959 года, чтобы описать способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

В последующие десятилетия понятие компетенций стало широко использоваться в сфере управления персоналом и приобрело множество определений. По сути, все они сводятся к одному: компетенции — это набор знаний, навыков и личного опыта, необходимый для эффективного выполнения определённой деятельности. Если ещё проще — это набор профессиональных знаний и умение их применять.

Из сферы управления персоналом понятие компетенций перекочевало в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС профессионального образования). Так, если открыть любой современный ФГОС высшего профессионального образования, то мы увидим, что в качестве результатов освоения образовательной программы перечисляются различные компетенции, причём не только профессиональные, но и общекультурные.

Например, архитектор должен владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения и так далее (это общекультурные компетенции). Также он должен обладать целым рядом проектных, научно-исследовательских, организационно-управленческих и коммуникативных компетенций, среди которых:

  • умение разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим и другим основополагающим требованиям, нормативам и законодательству;
  • способность разрабатывать проектные задания, определяя потребности общества, заказчиков и пользователей;
  • способность участвовать в согласовании и защите проектов в вышестоящих инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы;
  • умение координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе.

Ничего не напоминает? Совершенно верно — примерно так обычно формулируют требования к кандидатам в вакансиях.


Фото: goodluz / Shutterstock

Понятие «компетентность», в свою очередь, означает обладание набором компетенций, требуемых для выполнения профессиональных задач. То есть компетенция, по сути, составная часть компетентности.

Получается, что профессиональное образование представляет собой формирование у человека определённого набора компетенций — или, одним словом, компетентности, чтобы он мог работать по специальности.

В сфере управления персоналом для поиска сотрудников с новыми знаниями или развития до нужного профессионального уровня уже работающих сотрудников HR- и T&D-специалисты составляют модели или карты компетенций (или модели компетентности). Они представляют собой описание набора нужных компетенций, а также конкретных знаний и навыков, из которых состоит та или иная компетенция, и, кроме того, поведенческих индикаторов — чтобы по ним можно было отследить и оценить, есть ли (или появилась ли после обучения) у человека компетенция.

Такие карты или модели могут разрабатываться под определённые должности, функции, рабочие группы, организации в целом.

Увеличение эффективности и результативности

Проектная деятельность играет важную роль в современном обществе, поскольку она способствует увеличению эффективности и результативности различных видов деятельности.

Во-первых, проектная деятельность позволяет более точно определить цели и задачи процесса. Благодаря систематическому подходу и использованию различных инструментов и методик, проекты помогают четко определить ресурсы, сроки и ожидаемые результаты. Индивидуальная ответственность каждого участника проекта поддерживает фокус на достижении поставленных целей и улучшает планирование и управление ресурсами.

Во-вторых, проектная деятельность способствует развитию междисциплинарных навыков и командной работы. Проекты часто объединяют специалистов из разных областей, что позволяет создавать эффективные команды, где каждый отвечает за свою часть работы. Это способствует увеличению качества и результативности работы, поскольку каждый участник команды прикладывает усилия, опираясь на собственные экспертные знания и опыт.

В-третьих, проектная деятельность способствует повышению творческого мышления и инноваций. В рамках проектов решаются сложные задачи, требующие новаторских подходов. В ходе выполнения проекта каждый участник имеет возможность развивать свою творческую мысль и вносить нестандартные решения, что способствует росту эффективности и появлению новых идей.

В-четвертых, проектная деятельность способствует улучшению управленческих навыков и культуры. Руководители и участники проектов учатся ставить цели, выполнять планы деятельности, управлять ресурсами и общаться эффективно. Это позволяет повысить профессиональный уровень каждого участника и улучшить операционные процессы в организации, что приводит к увеличению эффективности и результативности работы.

Таким образом, проектная деятельность является важным инструментом для увеличения эффективности и результативности различных видов деятельности. Она позволяет определить четкие цели и задачи, развивать междисциплинарные навыки и командную работу, стимулирует творческое мышление и инновации, а также улучшает управленческие навыки и культуру. В результате, проектная деятельность способствует более качественному и результативному развитию общества в целом.

Важность навыков и знаний

Навыки представляют собой практическую совокупность умений, техник и методов, приобретаемых и развиваемых опытом, обучением и повседневной практикой. Они позволяют специалисту успешно выполнять конкретные задачи и решать проблемы в рамках своей профессии.

Знания, в свою очередь, представляют собой набор фактов, информации и теоретических концепций, полученных как на основе образования, так и из опыта работы. Знания необходимы для понимания сути своей профессии, осознания процессов и закономерностей, лежащих в ее основе.

Компетентный специалист обладает не только широким кругом знаний, но и способностью применять их в практической деятельности. Он умеет адаптироваться к новым ситуациям, быстро разбираться в сложных вопросах и находить оптимальные решения.

В современном мире, где технологии и требования рынка непрерывно развиваются, обладание актуальными навыками и знаниями становится основным фактором успеха. Специалисты, не обновляющие свои навыки и знания, быстро устаревают, а профессии могут быть заменены автоматизацией и роботизацией.

Поэтому постоянное совершенствование и развитие навыков и знаний являются необходимыми условиями для успешной работы и карьерного роста. Компетентный специалист стремится к обновлению своих знаний, освоению новых областей и применению передовых методик и технологий.

Наличие устойчивой мотивации к саморазвитию, любознательности и желания постоянно учиться — залог успешной карьеры и достижения высоких профессиональных результатов.

Компетентностный подход в профессиональном образовании

Обучение специалистов профессионального образования новой формации представляет собой ключевой этап в ходе проводимых реформ в сфере просвещения. Выпускники учебных заведений должны получить знания и навыки, которые будут отвечать потребностям рынка труда и позволят обеспечить востребованность вчерашних студентов. Компетентностный подход, в сущности, направлен на подготовку специалистов, готовых к профессиональной деятельности в современных изменяющихся реалиях.

Такой подход дает возможность повысить востребованность образования, достичь необходимого уровня подготовки специалистов. Обучающиеся в результате образовательной деятельности должны приобрести компетенции по различным профессиональным модулям.

При использовании в образовании компетентностного подхода обеспечить развитие компетенции позволяет модульная структура. В неё можно легко интегрировать новые образовательные блоки, применять различные способы и инструменты обучения, формировать группы обучаемых в зависимости от разработанной программы.


Компетентностный подход в профессиональном образовании

Данный подход подразумевает зависимость целей обучения от объектов трудовой деятельности, осуществления тех или иных функций, междисциплинарных стандартов качества профессиональной подготовки. Иными словами, результатом образования должны быть сформированные компетенции, дополняющие традиционные цели обучения.

При компетентностном подходе важнейшим принципом является самостоятельность, инициативность обучающегося. Её формами могут быть как традиционные домашние задания с опорой на рекомендованные источники, так и всевозможные письменные работы, рефераты с использованием дополнительных источников информации

Важнейшее внимание должно уделяться не только полному выполнению указаний педагога, но и самостоятельному поиску продуктивных инструментов обучения

Также требуют изменений и иные составляющие процесса обучения: педагогические методики, способы и критерии оценивания качества усвоения знаний и навыков. Активное применение должны находить такие инструменты обучения, как моделирование проблемных ситуаций, дискуссии, разработка проектов.

Компетентностный подход уже сегодня составляет одну из основ федерального государственного образовательного стандарта. Здесь уже больше идет речь не о предметных, а о ценностных ориентирах. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности.

Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

Все эти особенности деятельностного подхода, компетентностного образования создают условия для формирования творческого мышления, проявления личной инициативы обучающимися. В ходе обучения индивид моделирует определенные ситуации, в которых возможно развитие определённых компетенций.

Популярные статьи

Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем

Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов

Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома

Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится

Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы

Таким образом, залогом эффективного образования является использование компетентностного подхода, учет ситуации на рынке труда, новых научных методов преподавания, личная мотивация обучающегося к формированию собственной компетентности.

Интересует анализ огромных объемов данных? Курс аналитики Big Data научит извлекать ценные знания из массивов информации, выявлять закономерности и поддерживать бизнес-решения на основе фактов. Под руководством экспертов вы станете специалистом востребованной области анализа данных.
Интересует анализ огромных объемов данных? Курс аналитики Big Data научит извлекать ценные знания из массивов информации, выявлять закономерности и поддерживать бизнес-решения на основе фактов. Под руководством экспертов вы станете специалистом востребованной области анализа данных.

Виды

Для качественного выполнения работы человек должен обладать полным набором характеристик:

  • ключевых;
  • управленческих;
  • специальных;
  • личностных.

Для активного движения по карьерной лестнице нужно развивать все виды компетенций. Обладать профессиональными компетенциями значит иметь достаточный уровень знаний в своей деятельности, а также практический опыт.

Ключевые

Это целостная система знаний, умений, навыков и опыта. Некоторые авторы считают, что сюда включаются показатели личной ответственности работников, а наибольшее значение они отводят образовательному процессу и личному опыту ученика.

Включают:

  • общее содержание образования;
  • предметные;
  • общепредметные характеристики.

Также список ключевых параметров составляют ценностные понятия личности, общекультурные, познавательные интересы, коммуникативные и информационные, понятия о личностном самосовершенствовании.

Конечно, список должен определяться по возрастным ступеням обучения. Образовательные стандарты нового поколения, внедренные с 2011 года, предполагают комплексный подход в преподавании отдельных предметов.

Управленческие

Управленческие компетенции специалист может иметь и до получения знаний и навыков. Эти характеристики позволяют руководителям справляться с решением задач управления и эффективно руководить коллективом. Основные компетенции:

  • умение отвечать за себя и за других;
  • умение планировать свою деятельность;
  • способность к организации рабочего процесса с учетом максимальной эффективности;
  • умение мотивировать себя и других;
  • способность вникать в ситуацию, не упуская из виду детали;
  • умение предлагать новые идеи.

Если у человека есть эти качества, то рано или поздно он станет руководителем либо неформальным лидером коллектива.

Специальные

Относятся к определенным профессиям. Примером может быть представитель отдела продаж, который компетентен в вопросах:

  • знания продукции;
  • знания методики продаж;
  • умения бороться с возражениями;
  • высоких коммуникативных навыков и т.д.

То есть это те качества, благодаря которым специалист может эффективно выполнять свои обязанности и поддерживать нужный план продаж.

Качества руководителя характеризуются:

  • умением ставить и добиваться целей;
  • умением принимать управленческие решения;
  • умением планировать работу отдела.

Если руководитель принимается в отдел продаж, то он должен обладать и умениями специалиста отдела продаж, знать продукты и обладать коммуникативными способностями.

Личностные

Это качества личности, воспитанные родителями или самой личностью через посещение психолога или тренингов.

Личность лидера

К ним относятся:

  • лидерские характеристики;
  • толерантность;
  • умение слышать чужую точку зрения;
  • человечность и т.д.

Если какой-то характеристики не хватает, то можно обратиться к коуч-тренеру и освоить ее. Этот специалист с легкостью их сформирует.

Лидерство

Лидерские компетенции помогают работодателям определить потенциал карьерного роста кандидата или сотрудника. Ведь нередко бывает, что повышение получают люди, которые доказали, что являются отличными специалистами, но при этом не обладают умением вести за собой других – то есть не-лидеры, и обычно такие назначения приводят к посредственным результатам.

При выборе и развитии профессионалов в области управления организации должны учитывать компетенции кандидата и сравнивать их с навыками, которые требуют дальнейшего развития, чтобы добиться успеха на руководящей должности. Такой подход к лидерским компетенциям может помочь компаниям принимать точные решения о наборе, развитии и продвижении наиболее качественных кандидатов. Эта компетенция важна не только для кандидатов на управленческие позиции, по и для всех соискателей в крупные компании. Однако для управленцев эта и другие компетенции, которые мы приведем ниже, являются абсолютно необходимыми.

Любым бизнесом необходимо эффективно управлять, чтобы добиться успеха. Компетенция стратегического управления связана с координацией бизнес-операций для достижения и сохранения преимущества над конкурентами. Стратегическое управление заключается в анализе нескольких областей бизнеса и оценке данных, систем и процессов для принятия обоснованных решений. Примеры включают:

  • Оценка данных для понимания бизнеса;
  • Возможность анализа нескольких процессов и систем одновременно;
  • Умение мыслить долгосрочными параметрами.

Все успешные руководители должны уметь эффективно планировать. В любой компании есть ряд областей бизнеса, которые требуют тщательного планирования от финансов до маркетинга и общих операций. Если вы кандидат, вам нужно будет продемонстрировать вашу способность тщательно планировать бизнес-деятельность и успешно реализовывать проекты. Примеры включают:

  • Выявление отраслевых тенденций и разработок до планирования;
  • Умение предвидеть сложности и разрабатывать планы на случай непредвиденных обстоятельств.

Любой управленец должен уметь влиять и убеждать широкий круг людей в самых разных ситуациях. Это может включать в себя умение общаться с высшим руководством, чтобы грамотно распределять финансы, или убеждение члена команды изменить подход или поведение, которые негативно сказываются на производительности.

Человек, которые владеет компетенцией эффективно убеждать и влиять на людей в бизнесе, должен уметь показать, что он знает, что ему нужно от других людей, умеет планировать заранее, как с ними общаться, и умеет внимательно слушать тех, с кем он общается для достижения взаимно выгодных результатов. Примеры включают:

  • Умение подбирать стиль общения и примеры для конкретной аудитории, чтобы лучше всего проиллюстрировать свою точку зрения;
  • Представление нескольких аргументов в поддержку своей позиции.

Как профессионалу в области управления вам придется пройти через период организационных изменений, особенно это верно для нашей страны — России. Это может быть связано с оптимизацией процессов, сокращением бюджетов или повышением производительности. Чтобы стимулировать инициативы по изменению, вы должны быть гибким и восприимчивым к изменениям, происходящим на рабочем месте. Вам также необходимо продемонстрировать сильные навыки работы с людьми и определить четкое направление для организации, чтобы сотрудники понимали, что от них ожидается. Примеры включают:

  • Умение управлять эмоциональным воздействием изменений;
  • Гибкость в принятии изменений и предложение более эффективных способов работы.

Культурно компетентен

«Культурно компетентный» означает набор взглядов, моделей поведения и правил, которые позволяют системе, учреждению или группе специалистов правильно работать в мультикультурной среде.

Культура – ​​это образ жизни, который включает в себя мысли, общение, действия, обычаи, убеждения, ценности и институты. «Компетентность» означает способность работать хорошо.

Пять ключевых аспектов помогают системе, агентству или учреждению стать более культурно компетентными:

  1. Ценить разнообразие
  2. Способность к культурной самооценке
  3. Осознание динамики, присущей взаимодействию культур
  4. Институционализированное культурное знание
  5. Разработав адаптацию к предоставлению услуг, отражающую понимание культурного разнообразия

Это означает способность правильно общаться и общаться с людьми из разных культур. Компетентность в культурном отношении определяется как набор ценностей, моделей поведения, взглядов и практик, которые позволяют людям успешно работать в разных культурах. Кроме того, это относится к способности проявлять уважение и благодарность за взгляды, манеру речи, стили межличностного общения и поведение, а также к людям и работникам, которые предоставляют эти услуги

Чтобы преуспеть в том, чтобы быть культурно компетентным, жизненно важно иметь долгосрочные обязательства. Культурная компетентность — это длительный процесс обучения

В разных точках континуума культурных компетенций люди и организации имеют разные уровни осведомленности, знаний и навыков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: