Наиб

Национальности, пересекающиеся со списком наибы шамиля

Легенда Ахульго

Шамиль был тяжело ранен, поэтому имамом избрали Гамзат-бека. Он прославился в первую очередь не битвами с русскими войсками, а борьбой с дагестанской знатью, упорно не желавшей принимать мюридизм. В августе 1834 года Гамзат-бек истребил представителей династии аварских ханов, а месяц спустя был убит в отместку. 24 сентября имамом стал Шамиль и оставался им 25 лет.

Третий имам непризнанного государства начал свою деятельность в самых благоприятных условиях. Феодалы были устранены его предшественниками или русской администрацией. А в Петербурге решили в первую очередь покорить Черноморское побережье Северного Кавказа, так как черкесские племена получали морем помощь из Турции. Восточный Кавказ считался внутренней губернией, дела которой уладятся сами собой.

Шамиль тем временем строил своё государство, доказывая на практике жителям Дагестана и Чечни, что именно он представляет реальную силу, а вот царская администрация действует набегами. Например, когда командующий Кавказским корпусом Розен в 1836 году велел занять аул Унцукуль, а его жители выразили покорность и экспедиция отступила с полдороги, во все аулы имамата разошлась новость, что русские в очередной раз испугались идти в леса и горы.


Семейство Шамиля, рисунок В. Ф. Тимма с фотографий. (wikipedia.org)

Однако в 1838 году русская администрация Кавказа решила покончить с государством в государстве. На следующий год состоялась знаменитая осада аула Ахульго, расположенного в малодоступной местности и укреплённого редутами. Бои шли за каждый клочок скалистой земли. В очередной раз мюриды проявили чудеса самоотверженности, а русские войска показали, что способны взять любую крепость.

Чтобы выиграть время, Шамиль отдал в аманаты (заложники) своего старшего сына. Уже тогда проявились и дипломатические таланты имама. Он постоянно демонстрировал желание вести переговоры, тем самым получая необходимую передышку. Но Шамиль никогда не приезжал во вражеский лагерь, предпочитая встречи на нейтральной территории.

Правда, в данном случае переговоры стали трёхдневной отсрочкой неизбежного финала. Аул был взят штурмом, погибли почти все его защитники, а также жена Шамиля Джавгарат и грудной сын Саид. Единственная сестра Шамиля Фатимат бросилась в реку Койсу, чтобы не попасть в плен.

Но имам в последний момент вновь сумел бежать. Правда, в Петербурге решили, что такая неудача должна морально уничтожить Шамиля в глазах горцев. И в очередной раз русские ошиблись.

Система управления горцами

Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными «священной войне» и очень мужественными людьми.

Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

Распространение идеологии найб имама Шамиля

Найб имам Шамиль был выдающимся политическим и религиозным лидером, возглавившим Кавказское сопротивление против Российской империи в 19 веке. Его идеология в значительной степени влияла на процессы национально-освободительного движения на Кавказе и стала одной из основных составляющих идентичности мусульманского народа этого региона.

Идеология найб имама Шамиля базировалась на религиозных и социально-политических принципах и включала в себя несколько ключевых элементов:

1. Религиозные убеждения: Шамиль активно пропагандировал строгий исламский образ жизни и обращался к суннитскому мусульманству. Он отстаивал исламскую веру как основу для мобилизации и объединения мусульман Кавказа.

2. Национальное единство: Целью Шамиля было объединение различных народов Кавказа в борьбе за независимость от Российской империи. Он призывал к укреплению кавказской идентичности и единству мусульманского народа, независимо от национальной принадлежности.

3. Социальная справедливость: Шамиль выступал за установление справедливого общественного порядка на Кавказе. Он противостоял феодализму и кровной мести, призывая к равенству перед законом и защите прав народа.

Идеи Шамиля активно распространялись через его проповеди, поучения, поэзию и другие письменные произведения. Также важную роль в распространении идеологии играли различные социальные и религиозные институты, такие как медресе и мечети.

Идеология найб имама Шамиля оказала значительное влияние на Кавказское сопротивление и стала источником вдохновения для многих последующих поколений борцов за свободу. Его идеи продолжают жить и на сегодняшний день, будучи символом сопротивления и духовной силы народа Кавказа.

Ранние годы

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребенком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Шамиль страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его, на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью. Первым учителем Шамиля был друг его детства Гази-Мухаммад (1795-1832) (Кази-Магомед, Кази-мулла), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским. В двадцать лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Война с Российской империей

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» — оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; «Мюридизм», распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического Ислама ни в обрядах ни в учении и признавал султана халифом и главою веры. Мюриды верили, что Мухаммед воздвигает из народов пророков, которые стараются сохранить учение Корана в чистоте и что правоверные должны повиноваться им как избранным людям. Таким то избранным, горцы признавали Гази-Мухаммада, особенно отличавшегося своей набожностью. С того времени, как в Чечню проникло из Дагестана учение мюридов, война против неверных превратилась в общенародное движение. В 1831 году чеченцы под руководством Гази-Мухаммада подняли общее восстание.

В набегах Гази-Мухаммада против ханов Аварии, преданных русскому правительству, принимал деятельное участие и Шамиль. Вскоре твердость характера, усердие в деле Газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность, поселили в горцах высокое уважение к Шамилю и он сделался правою рукою имама Гази-Мухаммада. Шамиль был глубоко предан учителю и быстро исполнял повеления своего имама. Начало тридцатых годов было самое тревожное на Кавказе. Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры , Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад , первым бросившийся в атаку, погиб.

Современники так описывают это героическое сражение:

Эпилог

Зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым и стал Киев.

Отбывая в ноябре 1868 года из давшей ему на столько лет приют Калуги, Шамиль пошел на семейное кладбище проститься с 17 могилами, в которых покоились близкие ему люди, оставшиеся в русской земле навсегда. Проводы были теплыми и трогательными, Шамиль давно уже стал не просто местной достопримечательностью, но и неотъемлемой частью жизни этого города. В декабре 1868-го он вместе с семьей прибыл в Киев. Чем больше он чувствовал бремя прожитых лет и чем более беспокоили его старые раны, тем сильнее тянуло его в Мекку. Сидя на берегу Днепра, он с тоской смотрел на пароходы, идущие на Одессу, — он знал, что оттуда уже рукой подать до Стамбула, а там…

Артиллерия Шамиля

Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

Знак свыше

Днем рождения будущего правителя Дагестана считается 26 июня 1797 года. Его отец Денгав Магомед, кузнец аварского аула Гимры, как истинный горец, был горд и счастлив появлению на свет сына-наследника.

Во время благодарственной молитвы по поводу столь важного в жизни каждой семьи события дед младенца согласно мусульманскому обычаю прошептал ему на ухо имя, звучавшее как Али. Впрочем, радость по поводу прихода в жизнь нового человека оказалась недолгой — младенец был столь слаб и хил, что все сходилось к тому, что среди живых он долго не задержится

Согласно преданиям, когда жизнь маленького Али уже висела на волоске, в небе над аулом появился белый орел, о котором все знали, но которого никто никогда не видел. Орел долго кружил над селением, потом вдруг кинулся вниз и тотчас же взмыл обратно в небо, унося в когтях змею, пойманную им рядом с домом родителей Али.

Это было расценено знающими людьми как знак свыше, дающий надежду на выздоровление младенца. Но вот имя ему нужно было дать другое — ведь только тогда злые духи, пришедшие за душой ребенка, будут обмануты и посрамлены. Новое имя, кстати, необычное и редкое для тех мест, было найдено, и сын кузнеца отныне стал Шамилем.

Трудно сказать, насколько этот рассказ достоверен, да и доискиваться до истины не имеет смысла, хотя бы потому, что с именем Шамиля, столь почитаемого и уважаемого горцами и по сей день, связано еще множество легенд.

Организация Кавказского имамата и война

Имам Шамиль стал лидером в борьбе против Российской империи в начале 1830-х годов. В 1834 году он был избран в то время как Имам Дагестанского народа и руководил борьбой против русских за возвращение исламской власти на Кавказе. Со временем он объединил большинство мусульманских народов Кавказа в Кавказский имамат.

Организация Кавказского имамата означала борьбу за независимость и создание единого государства для всех мусульман на Кавказе, с Имамом Шамилем в качестве религиозного и военного лидера. Имам Шамиль создал ряд казённых организаций, чтобы гарантировать боевым отрядам поставки оружия, продовольствия и других необходимых ресурсов, ведь эта организация включала в себя миллионы людей, в том числе и миллионы людей, обеспечивающих их нужды.

Война началась в 1834 году и продолжалась в течение 20 лет. Имам Шамиль и его командующие демонстрировали высокую военную стратегию и организацию, что позволило им существенно осложнить белогвардейскую армию и казённые войска, противостоявшие ему. Боевые действия под покровом трудных горных ущелий и неприступных крепостей Кавказа, а также с помощью союзников-мусульман из страны Португалии и Ирана, были те последствия, которых не ожидали белогвардейские войска.

В конце концов, Российская империя поняла, что борьба с Кавказским имаматом является лишь длительной войной и приняла решение заключить договор с Имамом Шамилем в 1859 году. Соглашение обеспечило мусульманскому населению Кавказа культурно-религиозные свободы и другие политические права.

Познай Ислам: найти ответы на свои вопросы

Какие национальности представляли восставшие под руководством Имама Шамиля?
Восставшие под руководством Имама Шамиля, известные как Муриды, включали представителей различных национальностей, в основном из народов Кавказа. Среди них были чеченцы, ингуши, лезгины, аварцы, даргинцы, карачаевцы, балкарцы и другие. Имам Шамиль объединял эти народы в борьбе против русской армии.
Какова роль Имама Шамиля в борьбе с русскими захватчиками?
Имам Шамиль был выдающимся лидером и борцом за свободу. Он возглавлял национальное движение на Кавказе против русских захватчиков в XIX веке. С помощью своих верных последователей, известных как Муриды, он проводил сопротивление и создал независимое государство Чечни и Дагестана. Имам Шамиль был символом мужества, решительности и веры в борьбе за правду и свободу.
Каковы основные принципы, которыми руководствовался Имам Шамиль в своей борьбе?
Имам Шамиль придерживался принципов ислама, основанных на Коране и примерах пророка Мухаммада (мир ему). Он призывал к справедливости, милосердию и единству мусульманского сообщества. Он также поощрял образование и развитие своих последователей, а также старался укрепить духовные ценности и принципы ислама в своем государстве. Он проводил справедливость и защищал права своих подданных независимо от их национальности или вероисповедания.
Каково значение Имама Шамиля для современных мусульман на Кавказе?
Имам Шамиль является символом сопротивления и борьбы за свободу для современных мусульман на Кавказе. Он служит примером для тех, кто борется за справедливость и защиту ислама. Многие видят его как героя и гордятся его достижениями в борьбе за независимость и укрепления ислама на Кавказе. Имам Шамиль также напоминает о значении единства и солидарности в лице восставших народов, объединенных в борьбе за общую цель.
Какие национальности входили в аулы (племена) восставших под руководством Имама Шамиля?
В аулах, восставших под руководством Имама Шамиля, входили различные национальности, включая чеченцев, ингушей, дагестанцев, абхазов, лезгин, аварцев, кумыков, и некоторые другие. Эти аулы обладали разными этническими и культурными особенностями.

Содержимое

Положения ислама
Как прославлять Аллаха
Ислам в мире
Информация мусульманам
Написано в Коране
Говорили пророки
Правила жизни
Знаменитые мечети
Слова молитвы

Как мусульмане отмечают Новый Год: руководство и наставления

Как провести ритуал вызова духа с использованием бумаги и карандаша

Список литературы

1. Ахмадов Ш. Б. (ред.) История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный: Грозненский рабочий; 2013. Т. 3.

2. Павленко П. А. Кавказская повесть. Махачкала: Дагестанское книжное издательство; 1966.

3. Айдамиров А. Еха буьйсанаш = Долгие ночи. 2-е изд. Грозный: Книга; 1972.

4. Гасаналиев М. Первая Кавказская война (1817–1864). 2-е изд. Махачкала; 2011.

5. Гапуров Ш. А., Бакашов А. В. Восстание в Ичкеринском округе Чечни в 1860–1861 гг. (Бенойское восстание). Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2010;(1):109–116.

6. Хожаев Д. А. Чеченцы в русско-кавказской войне. Грозный: Седа; 1998.

7. Павленко П. А. Шамиль. Махачкала: Даггосиздат; 1942.

8. Барабанов А. М. (пер.), Крачковский И. Ю. (ред.). Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. М.; Л.: Изд-во АН СССР; 1941.

9. Айтберов Т. М., Дадаев Ю. У. Хроника Иманмухаммада Гигатлинского об истории имамата. Махачкала: Формат; 2010.

10. Гаджиев В. Г., Рамазанов Х. Х. (сост.). Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20–50-е гг. XIX века. Махачкала: Дагестанское книжное издательство; 1959.

11. Шарафутдинова Р. Ш. (пер.). Арабоязычные документы эпохи Шамиля. М.: Восточная литература; 2001.

12. Омаров Х. А. (пер.). 100 писем Шамиля. Махачкала: ДНЦ РАН; 1997.

13. Гаджиев В. Г. (ред.). Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля. М.: Эхо Кавказа; 2005.

14. Абдурахман ал-Газикумуки. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля (Калуга, 1281 г.х.). М.: Восточная литература; 2002.

15. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана. Махачкала: Дагестанское книжное издательство; 1997.

16. Барабанов А. М. (пер.). Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. М.; Л.: Изд-во АН СССР; 1941.

17. Геничутлинский Х. Историко-биографические и исторические очерки. Махачкала; 1992.

18. Алиханов М. Последние дни муридизма и падение Гуниба по рассказам горцев. В: Алиханов М. В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев (1895–1896 гг.). Махачкала: Эпоха; 2005.

19. Гаджи Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала: Ин-т истории, археологии и этнографии, Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы; 1990.

20. Шульгин С. Рассказ очевидца о Шамиле и его современниках. В: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис; 1903. Вып. 32. С. 10–24.

21. Стреллок Н. Н. Из дневника старого кавказца. Военный сборник. 1870;(11).

22. Зиссерман А. Л. Очерк последних военных действий на Восточном Кавказе. Современник. 1860;(7).

23. Зиссерман А. Л. Фельдмаршал князь А. И. Барятинский (1815–1879). М.: Университетская типография; 1890. Т. 2.

24. Волконский Н. А. Окончательное покорение Кавказа (1859-й год). В: Кавказский сборник. Тифлис; 1879. Т. 4. С. 65–436.

25. Захарова Л. Г. (ред.). Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина (1856–1860). М.: Росспэн; 2004.

26. Солтан В. На Гунибе в 1859 и 1871 гг. Русская старина. 1892;23(5):391–418.

27. Богуславский Л. А. История Апшеронского полка. 1700–1892. СПб.; 1892. Т. 2.

28. Козубский Е. И. История Дагестанского конного полка. Петровск; 1909.

29. Орлов-Давыдов А. Частное письмо о взятии Шамиля. Русский архив. 1869;7(6):1045–1063.

30. Аноев А. Из кавказских воспоминаний. Исторический вестник. 1906;(9).

31. Козубский Е. И. К истории Дагестана. Русский архив. 1896;34(9):101–131.

32. Мухетдинов Д. В. История ислама в России. М.: Садра; Медина; 2019.

Эпоха большой власти

Дело по объединению горцев, которое он добровольно взвалил на себя, было неимоверно сложным. Их разобщенность, привычка к вольной, мало чем регламентированной жизни, стремление к независимости и в то же время зависимость от действий и условий, постоянно выдвигаемых российскими властями, — все это было препятствием на пути к тому видению порядка, которое сложилось в представлении самого Шамиля.

Но он проводил свою политику железной рукой, будучи совершенно уверенным в своей правоте. Одни страшились его, другие принимали как спасителя. Но как бы там ни было, уже в 1834-м под его властью находился практически весь горный Дагестан, а в 1840-м он стал и имамом Чечни.

Созданный им имамат стал, в условиях далеко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве, управлять которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

Его планы были грандиозны — мало того, что он хотел по возможности искоренить горскую «вольницу» и обратить своих соплеменников на путь истинно религиозной нравственности, он стремился создать империю, в которой все и вся должны быть подчинены одному закону — подлинно религиозной нравственности.

Именно в этом видел Шамиль свое высшее предназначение. И как бы ни относились к его деятельности исследователи, надо признать, что в деле намеченных им преобразований сделать ему удалось беспрецедентно много.

«Он организовал такое общество, в котором все… разрозненные элементы были приведены к гармонии. Там, где раньше были племена, теперь существует Государство; там, где раньше было множество воинственных предводителей и наследственных вождей кланов, теперь — один верховный правитель; обычаи и традиции сменила власть закона и порядка; храброе, но несогласованное сопротивление кланов превратилось в хорошо отлаженную систему обороны с единым руководящим центром… Эта организация вызвана к жизни чрезвычайными условиями постоянной войны, в которых личная свобода по справедливой необходимости приносится в жертву общему делу независимости» — так охарактеризовал увиденное им на Кавказе в эпоху третьего имама представитель самого демократического из демократичных обществ американец Д.М. Макки.

Представитель куда более консервативной державы, англичанин X. Тиррел, побывав там же и примерно в то же время, вынес для себя следующее:

Прыжок из башни

Годы взросления Шамиля совпали с важными событиями: Турция и Персия, потерпев серию поражений, передали России Закавказье и Северный Кавказ. Но если граница с двумя мусульманскими монархиями была определена и выверена, то к северу от неё сохранилось множество княжеств, ханств и просто свободных горских общин, на земли которых не ступала нога русского чиновника или офицера. Княжества жили своими законами, а набеги, с целью угона скота и захвата рабов, были неотъемлемой частью быта многих горских племён.

Такое положение дел следовало исправить. «Покорением Кавказа» на первом этапе занимался генерал Алексей Ермолов. Его относительно немногочисленные войска легко разбивали отряды беков и ханов, а также ополчения непокорившихся аулов. Но эти победы, в первую очередь в Дагестане, привели к неожиданному результату. Покоряя или изгоняя феодальную верхушку, завоеватели оказались лицом к лицу не с послушной крестьянской массой, как, например, на землях, принадлежавших Польше, а воинственными народами, которые имели ещё и религиозные мотивы для борьбы за привычный образ жизни.


Карта Дагестана в эпоху Ермолова. 1818−1826 гг. (wikipedia.org)

Место свергнутых ханов заняли имамы. Русская администрация, сама того не желая, облегчила их проповедь: местные властители были дискредитированы поражениями и сотрудничеством с «неверными». В таких условиях человек, совмещавший исламскую учёность, отвагу и военные таланты, становился вождём, которому прощались даже неудачи в отдельных сражениях.

Новые религиозные лидеры, считавшие, что основным источником законности для мусульманина должен быть исключительно Коран, а не местные законы, произвели юридическую революцию в массовом сознании. Знатоки ислама критиковали не только произвол феодалов, но и традиционные законы — адаты. В условиях войны простой и понятный шариат импонировал народу.

Первым имамом Дагестана в 1828 году избрали учителя Шамиля — Гази-Мухаммада. Его сторонников стали называть мюридами. Уже тогда начались активные контакты дагестанских повстанцев и чеченцев — для координации борьбы. Неудачное нападение на Хунзах, цитадель аварских ханов, не охладило пыл мюридов. Наоборот, к ним прибывали всё новые сторонники. Армия Гази-Мухаммада расправлялась с неугодными феодалами и муллами, уничтожала небольшие укрепления русской армии и полевые отряды, пыталась осаждать Дербент и ворвалась в Кизляр (хотя саму крепость горцам взять не удалось).

В Петербурге не сразу оценили опасность нового противника, не привязанного к определённой местности или княжескому роду. Всё же было решено захватить Гимры — малую родину имама. Предвидя этот удар, Гази-Мухаммад построил башню и сказал, что намерен в ней погибнуть. Тогда же он поведал приверженцам о вещем сне: будущим имамом должен стать Шамиль.


Гимринская башня. (wikipedia.org)

«Только дождь может проникнуть в Гимры», — считали его жители, однако 17−18 октября 1832 года аул пал. Местом финального сражения стала башня. Гази-Мухаммад погиб в рукопашном бою, но Шамиль, хоть и раненый, смог прорваться, спрыгнуть с обрыва и скрыться. «Этот мальчишка наделает нам бед», — сказал командир операции барон Розен и оказался прав.

Ранние годы и вступление в борьбу

Имам Гамзат-Бек, отец Имама Шамиля, был лидером тех горцев, которые не признавали границу империи и сражались против российской армии. В таком окружении Имам Шамиль рос и от детства учился боевым навыкам и обычаям своего народа.

Первое сражение, в котором принял участие Имам Шамиль, было с российскими войсками в 1825 году, когда ему было всего 13 лет. В ходе этого боя он получил осколочное ранение и был вынужден бежать в горы. Оттуда он начал организовывать сопротивление российской армии и вскоре стал лидером своего народа в борьбе за свободу и независимость.

Имам Шамиль был чрезвычайно крупным и сильным человеком, что помогло ему выжить в бою и стать лидером своей армии. Его отвага и умение задавать мыслительные вопросы позволили ему вести переговоры с российскими генералами и побеждать в битвах, несмотря на численное превосходство противника.

Со временем Имам Шамиль стал иконой кавказской нации, символом свободы и независимости, а его имя стало ассоциироваться с борьбой за справедливость. Его деятельность в Кавказской войне и его личный пример влияли на десятки тысяч людей и оказали огромное влияние на историю региона и в целом на историю России.

Последние годы и вклад в историю Кавказа

Последние годы жизни Имама Шамиля были не менее знаковыми, чем его борьба в Кавказской войне. В 1859 году он сдался русским властям и был отправлен в ссылку в г. Калининград. В то время он уже стал символом народного единства и справедливости на Кавказе.

В его отсутствие на Кавказе начали происходить изменения: разрешались шариатские суды, началась руссификация и привлечение местных жителей к работе на освоении земель. Через несколько лет, в 1864 году, был подписан «Указ о прекращении войны в Чеченской области», который ознаменовал победу России в Кавказской войне и конец борьбы за независимость.

Тем не менее, Имам Шамиль оставил незабываемый вклад в историю Кавказа, вдохновляя своих сторонников к дополнительным боевым действиям против русских властей и созданию независимых Шейховских государств на Кавказе. Его личность стала героем на многих национальных восстаниях и бунтах на Кавказе.

Сегодня на территории России существует множество мемориалов и памятников Имаму Шамилю, а его имя вписано в золотые страницы истории Кавказа, став символом свободы и справедливости.

Интересные факты

  1. Биография Шамиля интересовала не только историков, но и деятелей искусства. Образ имама использовался литераторами и кинематографистами. Предводитель горцев стал героем книги Шапи Казиева «Имам Шамиль», а также фильмов «Белый дьявол», «Шамиль. Рай под тенью сабель», «Имам Шамиль. Осада Ахульго», «Аманат» и других.
  2. Именем Шамиля назван ряд географических объектов: район в Дагестане, улицы в Хасавюрте, Сухуме, Стамбуле и других городах мира, а также проспекты в Кизилюрте и Махачкале. Помимо этого, сохранился дом в Калуге, где выходец из Дагестана жил в 1850–1860-х годах.
  3. Шамиль был запечатлен фотографом-любителем Иваном Григорьевичем Ностицем, участником Кавказской войны. Снимок сохранился до сегодняшних дней.
  4. О Шамиле слагали песни, любимые в народе. Самой известной является плясовая с припевом:Ойса да ойса, ты меня не бойся,Я тебя не трону, ты не беспокойся.

Шамиль: путь предводителя кавказских горцев

По происхождению Шамиль являлся аваром. Он родился в ауле Гимры в 1797 году (по другим данным — в 1799 году). Ещё в детстве подружился с Гази-Мухаммадом. Когда тот начал распространять новое учение, а затем и объявил газават Российской империи, не колеблясь примкнул к старому другу.

Когда русские войска в 1832 году штурмовали Гимры, Шамиль чудом спасся. Поддержал он и нового имама Гамзат-бека — собирал войска для войны с неверными и лично участвовал в нескольких сражениях.


Штурм Ахульго русскими войсками. 1839 год. (wikipedia.org)

Когда же в 1834 году Шамиль стал имамом, то с новыми силами продолжил войну. Вот только удача была на стороне империи. Более того, вскоре Шамиль потерял и свою резиденцию — аул Гоцатль. После этого ему пришлось перебраться в Северный Дагестан. Война, естественно, не закончилась. Кровопролитные стычки между русскими и горцами являлись обычным делом. Но постепенно, чаша весов начала склоняться на сторону Российской империи. Шамиль, понимая, что нужно взять паузу, в 1837 году заключил перемирие. Но уже через год война возобновилась.

В 1839 году противостояние чуть было не закончилось для Шамиля. Российская армия под руководством Павла Христофоровича Граббе сумела загнать имама вместе с его родственниками в крепость на горе Ахульго. 21 августа укрепление было захвачено. Во время штурма погибла жена Шамиля, его ребёнок, дядя и сестра. Сам же имам сумел скрыться.

В 1840-е годы удача в сражениях чаще сопутствовала горцам. Более того, Шамиль сумел установить полный контроль над Чечнёй, а также Дагестаном.

Шамиль был не просто лидером горцев. Он мечтал создать на территории Кавказа полноценное теократическое государство — имамат, стоявший на принципах шариата. По инициативе Шамиля появился совет, на котором решались разнообразные вопросы. Также был принят свод правил, который получил название «Низам».

Шамиль сумел построить в Северо-Кавказском имамате рабочий административный аппарат, в который входили наибы (заместители или помощники) и мюриды. Первые отвечали за сбор налогов, следили за исполнением законов шариата, набирали рекрутов. С ними же в одной «связке» трудились муфтии. В их обязанности входило разрешение споров, толкование законов и надзор за работой судей. Мюриды во всём помогали наибам.


Шамиль с сыновьями. (wikipedia.org)

Шамиль всеми силами пытался установить новый порядок на подконтрольных ему территориях. Иногда ему приходилось действовать не просто жёстко, а жестоко. Например, в 1844 году в одном из аулов местные жители убили ставленника Шамиля. Кара последовала мгновенно — по приказу имама всё население посёлка было убито.

Поскольку Шамиль считал себя полноценным лидером не менее полноценного государства, то он никак не мог обойти стороной внешнюю политику. Главным его ориентиром стал турецкий султан. С неверными же Шамиль старался вообще не контактировать.

Возрождение национальной исламской идеи

Наиб имама Шамиля, как и его предшественники, играл ключевую роль в возрождении национальной исламской идеи в Дагестане. Он был выдающимся религиозным и политическим лидером, который объединил дагестанские племена в борьбе против русской агрессии.

Время его правления (1834-1859 гг.) совпало с активным периодом колонизации Кавказа со стороны России. Шамиль смог организовать сопротивление дагестанского населения, объединив его под одним знаменем ислама. Он не только сформировал исламскую армию, но и провел религиозные и социальные реформы, которые помогли укрепить единство дагестанцев.

Идея национального освобождения и восстановления исламской веры стала главным двигателем дагестанского сопротивления. Во время правления Шамиля были созданы специальные мадрасы и школы для подготовки молодежи, проводились культурные и религиозные мероприятия. Была разработана система управления и административно-территориальное деление, которые сформировали основу будущего национального государства.

Наиб имама Шамиля оказал значительное влияние на историю Дагестана. Его борьба и принципы лежат в основе дагестанского ислама и национализма, который по-прежнему остается важным аспектом дагестанской идентичности. Признание его вклада и значимости в истории Дагестана помогает лучше понять и уважать его наследие и роль в формировании современного общества.

Шамиль и борьба с русской армией

Наиб Шамиль был выдающимся государственным и военным деятелем, который возглавил движение народного сопротивления в Дагестане и Чечне против русской армии в середине XIX века. Его борьба продолжалась более четырех десятилетий и стала символом народного сопротивления и национального единства.

Шамиль был организатором и лидером горского сопротивления, которое объединило различные народы и племена Кавказа в борьбе против вторжения русских войск. Он обладал харизмой и лидерскими качествами, которые помогли ему собрать армию из отважных и преданных борцов.

Шамиль использует тактику партизанской войны, эффективно используя гористую местность и знание местных условий. Он применяет тактику непрерывного сопротивления и наносит удары на русские военные объекты, прерывая их снабжение и коммуникации.

Возглавляемая Шамилем армия сражается с русской армией в нескольких крупных сражениях, таких как Бамутское сражение, Чунжинское сражение и Аульское сражение. Эти сражения приобретают символическое значение и отличаются храбростью и жестокостью с обеих сторон.

Однако, несмотря на храбрость и боевые навыки шамиля и его армии, в 1859 году русская армия наносит решающий удар, захватывая Гимринскую крепость и арестовывая Шамиля. Это становится началом конца национального сопротивления и завершает активную фазу его борьбы.

Шамиль оставляет наследие битв и героизма, а также оказывает влияние на последующие поколения борцов за свободу на Кавказе. Его имя становится символом сопротивления и национальной гордости для чеченцев и дагестанцев, а его борьба становится источником вдохновения для всей национальности.

Примеры сражений Дата
Бамутское сражение 1839
Чунжинское сражение 1844
Аульское сражение 1854
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: