Прямоугольные координаты вектора[править | править код]
Рис. ??1
Для определения прямоугольных координат вектора (применимых для представления векторов любой размерности) можно исходить из того, что координаты вектора (направленного отрезка), начало которого находится в начале координат, совпадают с координатами его конца.
Таким образом, например, координаты (x,y){\displaystyle (x,y)} на рис. 1 являются координатами вектора OA→{\displaystyle {\vec {OA}}}.
Для векторов (направленных отрезков), начало которых не совпадает с началом координат, прямоугольные координаты можно определить одним из двух способов:
- Вектор можно перенести так, чтобы его начало совпало с началом координат). Тогда его координаты определяются способом, описанным в начале параграфа: координаты вектора, перенесённого так, что его начало совпадает с началом координат, — это координаты его конца.
- Вместо этого можно просто вычесть из координат конца вектора (направленного отрезка) координаты его начала.
Для прямоугольных координат понятие координаты вектора совпадает с понятием ортогональной проекции вектора на направление соответствующей координатной оси.
В прямоугольных координатах очень просто записываются все операции над векторами:
Сложение и умножение на скаляр:
- a+b=(a1+b1,a2+b2,a3+b3,…,an+bn){\displaystyle \mathbf {a} +\mathbf {b} =(a_{1}+b_{1},a_{2}+b_{2},a_{3}+b_{3},\dots ,a_{n}+b_{n})},
или:
- (a+b)i=ai+bi,{\displaystyle (\mathbf {a} +\mathbf {b} )_{i}=a_{i}+b_{i},}
- c a=(c a1,c a2,c a3,…,c an){\displaystyle c\ \mathbf {a} =(c\ a_{1},c\ a_{2},c\ a_{3},\dots ,c\ a_{n})},
или:
- (c a)i=c ai.{\displaystyle (c\ \mathbf {a} )_{i}=c\ a_{i}.},
а отсюда и вычитание и деление на скаляр:
- a−b=(a1−b1,a2−b2,a3−b3,…,an−bn){\displaystyle \mathbf {a} -\mathbf {b} =(a_{1}-b_{1},a_{2}-b_{2},a_{3}-b_{3},\dots ,a_{n}-b_{n})},
или:
- (a−b)i=ai−bi,{\displaystyle (\mathbf {a} -\mathbf {b} )_{i}=a_{i}-b_{i},}
- aλ=(a1λ,a2λ,a3λ,…,anλ){\displaystyle {\frac {\mathbf {a} }{\lambda }}={\Big (}{\frac {a_{1}}{\lambda }},{\frac {a_{2}}{\lambda }},{\frac {a_{3}}{\lambda }},\dots ,{\frac {a_{n}}{\lambda }}{\Big )}},
или:
- (aλ)i=aiλ.{\displaystyle {\Big (}{\frac {\mathbf {a} }{\lambda }}{\Big )}_{i}={\frac {a_{i}}{\lambda }}.}
(Это верно для любой размерности n и даже, наравне с прямоугольными, для косоугольных координат).
Скалярное произведение:
- a⋅b=a1b1+a2b2+a3b3+⋯+anbn{\displaystyle \mathbf {a} \cdot \mathbf {b} =a_{1}b_{1}+a_{2}b_{2}+a_{3}b_{3}+\dots +a_{n}b_{n}},
или:
- a⋅b=∑i=1naibi,{\displaystyle \mathbf {a} \cdot \mathbf {b} =\sum \limits _{i=1}^{n}a_{i}b_{i},}
(Это справедливо только в прямоугольных координатах с единичным масштабом по всем осям).
Через скалярное произведение можно вычислить длину вектора
-
- |a|=a⋅a{\displaystyle |\mathbf {a} |={\sqrt {\mathbf {a} \cdot \mathbf {a} }}}
- и угол между векторами:
- ∠(a,b)=arccosa⋅b|a|⋅|b|{\displaystyle \angle {(\mathbf {a} ,\mathbf {b} )}=\mathrm {arccos} {\frac {\mathbf {a} \cdot \mathbf {b} }{|\mathbf {a} |\cdot |\mathbf {b} |}}}.
Внешнее произведение:
- (a∧b)ij=aibj−ajbi{\displaystyle (\mathbf {a} \land \mathbf {b} )_{ij}=a_{i}b_{j}-a_{j}b_{i}},
для любой размерности пространства,
Векторное произведение (только для трехмерного же пространства, на котором оно и определено):
- (a×b)x=aybz−azby{\displaystyle (\mathbf {a} \times \mathbf {b} )_{x}=a_{y}b_{z}-a_{z}b_{y}},
- (a×b)y=azbx−axbz{\displaystyle (\mathbf {a} \times \mathbf {b} )_{y}=a_{z}b_{x}-a_{x}b_{z}},
- (a×b)z=axby−aybx{\displaystyle (\mathbf {a} \times \mathbf {b} )_{z}=a_{x}b_{y}-a_{y}b_{x}}.
Это позволяет свести все операции над векторами к достаточно простым операциям над числами.
Нормальное уравнение плоскости – описание и пример.
Пусть в трехмерном пространстве зафиксирована прямоугольная система координат Oxyz.
Рассмотрим плоскость, которая удалена на расстояние p () единиц от начала координат в положительном направлении нормального вектора плоскости . Будем считать, что длина вектора равна единице. Тогда его координаты равны направляющим косинусам, то есть, , причем . Обозначим расстояние от точки до плоскости как , то есть, точка N лежит на плоскости и длина отрезка ON равна p. Для наглядности отметим все данные на чертеже.

Получим уравнение этой плоскости.
Возьмем точку трехмерного пространства . Тогда ее радиус вектор имеет координаты , то есть, (при необходимости смотрите раздел ). Очевидно, что множество точек определяют описанную ранее плоскость тогда и только тогда, когда на направление вектора равна p, то есть, (смотрите рисунок ниже).

Тогда векторов и дает нам следующее равенство . Это же представляется как
. Сопоставление двух последних равенств дает нам искомое уравнение плоскости . Перенесем p в левую часть, и мы получим уравнение , которое называется нормальным уравнением плоскости или уравнением плоскости в нормальном виде. Нормальное уравнение плоскости иногда называют нормированным уравнением плоскости.
Итак, нормальное уравнение плоскости вида задает в прямоугольной системе координат Oxyz плоскость, удаленную от начала координат на расстояние p в положительном направлении единичного нормального вектора плоскости .
Следует заметить, что косинусы зачастую явно не фигурирует в нормальном уравнении плоскости, так как и — это некоторые действительные числа, сумма квадратов которых равна единице.
Приведем пример нормального уравнения плоскости.
Пусть плоскость задана в прямоугольной системе координат Oxyz уравнением в нормальном виде . Здесь , нормальный вектор плоскости имеет координаты , его длина равна единице, так как . Более того, заданная плоскость находится на расстоянии 7 единиц от начала координат в направлении вектора , так как p = 7.
Очевидно, что нормальное уравнение плоскости представляет собой общее уравнение плоскости вида , в котором числа A, B и C таковы, что длина нормального вектора плоскости равна единице, а число D неотрицательно.
Осталось разобраться с вопросом: «Как узнать, действительно ли перед нами нормальное уравнение плоскости»? Ответить на него достаточно просто: если выполняются оба условия и , то мы имеем уравнение плоскости в нормальном виде, если же хотя бы одно из условий не выполняется, то уравнение плоскости не является нормальным. Рассмотрим пример.
Пример.
Есть ли среди указанных уравнений уравнения плоскости в нормальном виде?
- ;
- ;
- .
Решение.
Начнем с первого уравнения. Проверим, равна ли длина нормального вектора плоскости единице. Вычислим длину: . Осталось убедиться, что число p в этом уравнении положительно. Это действительно так, так как . Таким образом, первое уравнение плоскости является уравнением плоскости в нормальном виде.
Второе уравнение плоскости не является нормальным уравнением плоскости, так как не выполняется условие (в этом уравнении ).
В третьем уравнении длина нормального вектора не равна единице: . Поэтому оно не является уравнением плоскости в нормальном виде.
Ответ:
только первое уравнение является нормальным уравнением плоскости.
Вычисление поверхностного интеграла I рода
Вычисление поверхностного интеграла I рода сводится к вычислению двойного интеграла по области D — проекции поверхности S на плоскость Оху.
Разобьем поверхность S на части Обозначим через проекцию на плоскость Оху. При этом область D окажется разбитой на п частей Возьмем в произвольную точку и восстановим перпендикуляр к плоскости Оху до пересечения с поверхностью S . Получим точку на поверхности . Проведем в точке М, касательную плоскость и рассмотрим ту ее часть , которая на плоскость Оху проектируется в область (см. рис. 247). Площади элементарных частей обозначим как соответственно. Будем приближенно считать, что
Обозначив через, острый угол между осью Oz и нормалью п, к поверхности в точке получаем:
(область есть проекция на плоскость Оху).
Если поверхность S задана уравнением z = = z(x;y), то, как известно (см. (45.2)), уравнение касательной плоскости в точке есть
где — координаты нормального вектора к плоскости. Острый угол уг есть угол между векторами и
Следовательно,
Равенство (57.4) принимает вид
В правой части формулы (57.2) заменим (учитывая (57.3)) на полученное выражение для , a заменим на Поэтому, переходя к пределу при стремлении к нулю наибольшего диаметра (а следовательно, и ), получаем формулу
выражающую интеграл по поверхности S через двойной интеграл по проекции S на плоскость Оху.
Отметим, что если поверхность S задана уравнением вида у = y(x;z) или х = x(y;z), то аналогично получим:
и
где — проекции поверхности S на координатные плоскости Oxz и Oyz соответственно.
Пример:
Вычислить — часть плоскости расположенной в I октанте (см. рис. 248).
Решение:
Запишем уравнение плоскости в виде
Находим По формуле (57.5) имеем:
Пример:
Вычислить
где S — часть цилиндрической поверхности отсеченной плоскостями z = 0, z = 2 (см. рис. 249).
Решение:
Воспользуемся формулой (57.6). Поскольку
то где — прямоугольник
Площадь поверхности
Если поверхность S задана уравнением z = z(x; у), а ее проекция на плоскость Оху есть область D, в которой z(x;y), zx'(x; у) и zy'(x;y) — непрерывные функции, то ее площадь S вычисляется по формуле
или
Кроме того, поверхностный интеграл применяют для вычисления массы, координат центра масс, моментов инерции материальных поверхностей с известной поверхностной плотностью распределения массы Все эти величины определяются одним и тем же способом: данную область разбивают на конечное число «мелких» частей, делая для каждой области деления упрощающие задачу предположения; находят приближенное значение искомой величины; переходят к пределу при неограниченном измельчении области деления. Проиллюстрируем описанный способ на примере определения массы материальной поверхности.
Масса поверхности
Пусть плотность распределения массы материальной поверхности есть Для нахождения массы поверхности:
- Разбиваем поверхность S на п частей площадь которой обозначим .
- Берем произвольную точку в каждой области . Предполагаем, что в пределах области плотность постоянна и равна значению ее в точке .
- Масса области мало отличается от массы фиктивной однородной области с постоянной плотностью
4. Суммируя по всей области, получаем:
5.За точное значение массы материальной поверхности S принимается предел, к которому стремится полученное приближенное значение при стремлении к нулю диаметров областей , т. е.
т. е.
Моменты, центр тяжести поверхности
Статистические моменты, координаты центра тяжести, моменты инерции материальной поверхности S находятся по соответствующим формулам:
Пример:
Найти массу полусферы радиуса R, если в каждой точке поверхности плотность численно равна расстоянию этой точки от радиуса, перпендикулярного основанию полусферы. Решение: На рисунке 250 изображена полусфера радиуса R. Ее уравнение — поверхностная плотность полусферы.
По формуле (57.7) находим:
Переходим к полярным координатам:
внутренний интеграл вычислен с помощью подстановки r= Rsint:
Поверхностный интеграл II рода
Поверхностный интеграл II рода строится по образцу криволинейного интеграла II рода, где направленную кривую разлагали на элементы и проектировали их на координатные оси; знак брали в зависимости от того, совпадало ли ее направление с направлением оси или нет.
Пусть задана двусторонняя поверхность (таковой является плоскость, эллипсоид, любая поверхность, задаваемая уравнением z =f(x;y), где f(x;y), — функции, непрерывные в некоторой области D плоскости Оху и т.д.). После обхода такой поверхности, не пересекая ее границы, направление нормали к ней не меняется. Примером односторонней поверхности является так называемый лист Мебиуса, получающийся при склеивании сторон АВ и CD прямоугольника ABCD так, что точка А совмещается с точкой С, a В — с D (см. рис. 251).
Далее, пусть в точках рассматриваемой двусторонней поверхности S в пространстве Oxyz определена непрерывная функция f(x; у; z). Выбранную сторону поверхности (в таком случае говорят, что поверхность ориентирована) разбиваем на части , где i = 1,2,…,п, и проектируем их на координатные плоскости. При этом площадь проекции берем со знаком «плюс», если выбрана верхняя сторона поверхности, или, что то же самое, если нормаль п к выбранной стороне поверхности составляет с осью Oz острый угол (см. рис. 252, а), т. е. со знаком «минус», если выбрана нижняя сторона поверхности (или ) (см. рис. 252, б). В этом случае интегральная сумма имеет вид
где — площадь проекции на плоскость Оху. Ее отличие от интегральной суммы (57.1) очевидно.
Предел интегральной суммы (58.1) при если он существует и не зависит от способа разбиения поверхности S на части и от выбора точек называется поверхностным интегралом II рода (по координатам) от функции f(x;y;z) по переменным x и у по выбранной стороне поверхности и обозначается
Итак
Аналогично определяются поверхностные интегралы II рода по переменным у и z и z и х:
Общим видом поверхностного интеграла II рода служит интеграл
где P, Q, R — непрерывные функции, определенные в точках двусторонней поверхности S.
Отметим, что если S — замкнутая поверхность, то поверхностный интеграл по внешней стороне ее обозначается , по внутренней .
Из определения поверхностного интеграла II рода вытекают следующие его свойства:
- Поверхностный интеграл II рода изменяет знак при перемене стороны поверхности.
- Постоянный множитель можно выносить за знак поверхностного интеграла.
- Поверхностный интеграл от суммы функций равен сумме соответствующих интегралов от слагаемых.
- Поверхностный интеграл II рода по всей поверхности равен сумме интегралов по ее частям (аддитивное свойство), если пересекаются лишь по границе, их разделяющей.
- Если — цилиндрические поверхности с образующими, параллельными соответственно осям Oz, Ох, Оу, то
Историческая справка
Идеи о создании системы координат были еще во времена Птоломея. Уже тогда астрономы и математики думали о том, как научиться задавать положение точки на плоскости. К сожалению, в то время еще не было известной нам системы координат, и ученым приходилось пользоваться другими системами.
Изначально они задавали точки с помощью указания широты и долготы. Долгое время это был один из наиболее используемых способов нанесения на карту той или иной информации. Но в 1637 году Рене Декарт создал собственную систему координат, названную впоследствии в честь «декартовой».
Уже в конце XVII в. понятие «координатная плоскость» стало широко использоваться в мире математики. Несмотря на то что с момента создания данной системы прошло уже несколько веков, она до сих пор широко используется в математике и даже в жизни.
Отличительные черты плоскости
Существует несколько отличительных качеств плоскости и ее параллельных линий:
- Когда имеет линию (прямую) и она параллельна относительно другой, и пересекает ее, то полученная линия пересечения будет параллельна к исходной прямой.
- Если две пересекающиеся, проходят через параллельные прямые, то полученная линия пересечения будет также параллельна прямым.
- Когда две плоскости параллельны, то у них нет точек для соприкосновения.
- Когда две прямые пересечены в одной плоскости, но параллельны относительно 2 прямых линий из другой, значит эти плоскости также параллельны.
- Если прямая перпендикулярна относительно заданной плоскости, то она будет перпендикулярна относительно любой линии на плоскости.
- Когда прямая перпендикулярна относительно 2-х пересекающихся прямых линий, которые лежат на плоскости, то она будет перпендикулярна к первой плоскости.
Рассмотрим еще несколько свойств перпендикулярных к плоскости линий:
- Если прямая перпендикулярна относительно 1 из двух параллельно расположенных плоскостей, то она перпендикулярна и второй плоскости.
- Когда 1 из двух параллельных перпендикулярна данной плоскости, другая прямая также расположена перпендикулярна к исходной плоскости.
- Любая из прямых, пересекающих плоскость, когда она не является перпендикуляром, будет наклонной относительно заданной плоскости.
- Когда любая плоскость перпендикулярна относительно прямой, значит она будет перпендикулярна и другой прямой.
Практическая часть
Примеры из школьного курса геометрии достаточно просты. Рассмотрим несколько основных.
Для лучшего понимания, рассмотрим для начала элементарный наглядный пример.
Пример 1
Имеем рисунок:
Рисунок 5. Отрезки на плоскости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке отрезки $AC, CD, DE, EB$ равны.
- Серединой каких отрезков является точка $D$?
- Какая точка является серединой отрезка $DB$?
Ответы:
- точка $D$ является серединой отрезков $AB$ и $CE$;
- точка $E$.
Рассмотрим другой простой пример, в котором нужно вычислить длину.
Пример 2
Точка $B$ — середина отрезка $AC$. $AB = 9$ см. Какая длина $AC$?
Так как т. $B$ делит $AC$ пополам, то $AB = BC= 9$ см. Значит, $AC = 9+9=18$ см.
Ответ: 18 см.
Прочие подобные примеры обычно идентичны и ориентированы на умение сопоставлять значения длин и их представление с алгебраическими действиями. Нередко в задачах встречаются случаи, когда сантиметр не укладывается ровное количество раз в отрезок. Тогда единицу измерения делят на равные части. В нашем случае сантиметр делится на 10 миллиметров. Отдельно измеряют остаток, сравнивая с миллиметром. Приведём пример, демонстрирующий такой случай.
Пример 3
Точка $B$ — середина отрезка $AC$. $AC = 8,4$ см. Какая длина $AB$?
Так как т. $B$ делит $AC$ пополам, то $AB = \frac{8,4}{2}$ см. Значит, $AB = 4,2$ см.
Ответ: 4,2 см.
Если в очередной задаче возникают трудности с пониманием её решения (например, нетипичные случаи с несколькими отрезками, образующими углами и прочими усложнениями), то лучше рассмотреть задачу, сделав по её условию рисунок. Наглядность способствует лучшему пониманию и более скорому нахождению решения.
Теперь решим задачи по аналитической геометрии.
Пример 4
Даны точки $T_1(7,11)$ и $T_2(1,23)$. Требуется найти координаты середины отрезка $T_1T_2$.
Абсцисса середины отрезка: $x=\frac{7+1}{2}=4$.
Ордината: $y=\frac{11+23}{2}=17$.
Ответ: $(4,17)$.
Пример 5
Даны точки $T(6,-1)$ и $S(-4,-8)$. Точка $S$ — середина $TK$. Найти координаты $K$.
Подставим значения и получим уравнения:
$-4=\frac{6+x_2}{2}, -8=\frac{-1+y_2}{2}.$
Найдём координаты:
$-2=6+x_2, -4=-1+y_2; x_2=-8, y_2=-3$.
Ответ: $K(-8,-3)$.
Неполное общее уравнение плоскости
Выше мы говорили о том, что, когда все числа А, B, C, D отличны от нуля, общее уравнение плоскости Ax+By+Cz+D=0 называютполным. В ином случае общее уравнение плоскости является неполным.
Разберем все возможные варианты общих неполных уравнений в прямоугольной системе координат трехмерного пространства.
В случае, когда D = 0, мы получаем общее неполное уравнение плоскости: Ax+By+Cz+D=0⇔Ax+By+Cz=0
Такая плоскость в прямоугольной системе координат проходит через начало координат. В самом деле, если подставим в полученное неполное уравнение плоскости координаты точки О (0, 0, 0), то придем к тождеству:
A·0+B·0+C·0=0⇔0≡0
- Если А = 0, В ≠ 0, С ≠ 0, или А ≠ 0, В = 0, С ≠0, или А ≠ 0, В ≠ 0, С = 0, то общие уравнения плоскостей имеют вид соответственно: By+Cz+D=0, или Ax+Cz+D=0, или Ax+By+D=0. Такие плоскости параллельны координатным осям Оx, Oy, Oz соответственно. Когда D=0, плоскости проходят через эти координатные оси соответственно. Также заметим, что неполные общие уравнения плоскостей By+Cz+D=0, Ax+Cz+D=0 и Ax+By+D=0 задают плоскости, которые перпендикулярны плоскостям Oyz, Oxz, Ozy соответственно.
- При А=0, В=0, С≠0, или А=0, В≠0, С=0, или А≠0, В=0, С=0 получим общие неполные уравнения плоскостей: Cz+D=0 ⇔z+DC=0⇔z=-DC⇔z=λ, λ∈R или By+D=0⇔y+DB=0⇔y=-DB⇔y=λ, λ∈R или Ax+D=0⇔x+DA=0⇔x=-DA⇔x=λ, λ∈R соответственно.
Эти уравнения определяют плоскости, которые параллельны координатным плоскостям Oxy, Oxz, Oyz соответственно и проходят через точки 0, 0, -DC, 0, -DB, 0 и -DA, 0, 0 соответственно. При D=0 уравнения самих координатных плоскостей Oxy, Oxz, Oyz выглядят так: z=0, y=0, x=0
соответственно.
Пример 4
Задана плоскость, параллельная координатной плоскости Oyz и проходящая через точку М0(7, -2, 3). Необходимо составить общее уравнение заданной плоскости.
Решение
Условием задачи определено, что заданная плоскость параллельна координатной плоскости Oyz, а, следовательно, может быть задана общим неполным уравнением плоскости Ax+D=0, A≠0⇔x+DA=0. Поскольку точка M0(7, -2, 3) лежит на плоскости по условию задачи, то очевидно, что координаты этой точки должны отвечать уравнению плоскости x+DA=0, иначе говоря, должно быть верным равенство 7+DA=0 . Преобразуем: DA=-7, тогда требуемое уравнение имеет вид: x-7=0.
Задачу возможно решить еще одним способом.
Вновь обратим внимание на заданную условием задачи параллельность данной плоскости координатной плоскости Oyz. Из этого условия понятно, что возможно в качестве нормального вектора заданной плоскости использовать нормальный вектор плоскости Oyz: i→=(1, 0, 0)
Так, нам известны и точка, принадлежащая плоскости (задана условием задачи) и ее нормальный вектор. Таким образом, становится возможно записать общее уравнение заданной плоскости:
A(x-x0)+B(y-y0)+C(z-z0)=0⇔⇔1·(x-7)+0·(y+2)+0·(z-3)=0⇔⇔x-7=0
Ответ:x-7=0
Пример 5
Задана плоскость, перпендикулярная плоскости Oxy и проходящая через начало координат и точку М0(-3, 1, 2).
Решение
Плоскость, которая перпендикулярна координатной плоскости Oxy определяется общим неполным уравнением плоскости Ax+By+D=0 (А≠0, В≠0). Условием задачи дано, что плоскость проходит через начало координат, тогда D=0 и уравнение плоскости принимает вид Ax+By=0⇔x+BAy=0.
Найдем значение BA. В исходных данных фигурирует точка М0(-3, 1, 2), координаты которой должны отвечать уравнению плоскости. Подставим координаты, получим верное равенство: -3+BA·1=0, откуда определяем BA=3.
Так, мы имеем все данные, чтобы записать требуемое общее уравнение плоскости: x+3y=0.
Ответ: x+3y=0.
Что называют общим уравнением плоскости
Поговорим об уравнении плоскости для трехмерного пространства.
Плоскость в трехмерном пространстве
Разбираясь в чертежах, необходимо знать стандартные обозначения.
Все геометрические плоскости обычно прописывают прописными буквами греческого алфавита, а прямые обозначают большими буквами. Иногда для обозначения используют греческий алфавит, но с подстрочными индексами снизу. Чтобы изобразить ее, необходимо нарисовать параллелограмм, который создаст впечатление плоскости в пространстве.
Поскольку плоскость является бесконечной структурой, мы сможем отобразить лишь ее небольшой кусок. Поэтому вокруг параллелограмма изображают неровный овал, произвольной формы.
В реальности она могут быть расположены в любом произвольном порядке, иметь любой наклон или угол.
Если имеется прямоугольная система координат, расположенная в трехмерном пространстве, то в уравнении будут 3 неизвестных. Чтобы добиться равенства, нужно поставить в уравнение координаты точки, которая расположена именно в данной плоскости.
Если будут поставлены координаты другой точки, не из данной плоскости, тождество не получится.
Представим, что в 3-х мерном изображении и прям-ной координатной системы Oxyz общее уравнение, проходящей через две линии, имеет 3 неизвестных: x, yes и z. Они удовлетворяют координатам плоскости.
Значит, что при использовании этих данных для каждой из точек, лежащей на плоскости, обязательно должно получиться равенство. Если равенства нет, то точка к ней не относится.
Для записи общего уравнения через точку, необходимо вспомнить определение прямой линии, перпендикулярной заданной плоскости.
Правило:
Каждая прямая будет перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна относительно прямой, принадлежащей данной плоскости.
Это значит, что каждый нормальный вектор, соответствующий исходной плоскости, будет перпендикуляром к нулевому вектору, принадлежащему плоскости. Это является доказательством теоремы, которая будет определять вид общего уравнения плоскости.
Это значит, что каждый нормальный вектор, соответствующий исходной плоскости, будет перпендикуляром к нулевому вектору, принадлежащему плоскости. Это является доказательством теоремы, которая будет определять вид общего уравнения.
Примеры применения плоскости xoy
Плоскость xoy используется в различных областях науки и техники. Вот несколько примеров применения:
Область | Пример |
---|---|
Геометрия | Плоскость xoy является основной плоскостью для геометрических расчетов двумерных фигур, таких как треугольники, круги и квадраты. Она позволяет определить координаты точек на плоскости и выполнять различные геометрические операции, такие как вычисление длин, площадей и углов. Например, для построения треугольника на плоскости xoy можно использовать три точки с заданными координатами. |
Физика | В физике плоскость xoy может использоваться для моделирования движения тел в двумерном пространстве. Например, при изучении броска предмета под углом к горизонту можно использовать координаты точек на плоскости xoy для определения траектории движения и вычисления времени полета, максимальной высоты или дальности полета. |
Компьютерная графика | Плоскость xoy широко используется в компьютерной графике для отображения двумерных изображений и создания 2D-анимации. На плоскости xoy можно задать координаты объектов и выполнять различные трансформации, такие как повороты и масштабирование. Также на плоскости xoy можно задавать цвета и текстуры объектов. |
Архитектура | При проектировании зданий и сооружений плоскость xoy может использоваться для отображения планов этажей. На плоскости xoy можно указать расположение стен, окон, дверей и других элементов здания. Также на основе плоскости xoy можно строить различные планы, например, планы санузлов, электрических систем или вентиляции. |
Прямоугольная система координат в пространстве[править | править код]
Прямоугольная система координат в пространстве (в этом параграфе имеется в виду трёхмерное пространство, о более многомерных пространствах — см. ниже) образуется тремя взаимно перпендикулярными осями координат OX{\displaystyle OX}, OY{\displaystyle OY} и OZ{\displaystyle OZ}. Оси координат пересекаются в точке O{\displaystyle O}, которая называется началом координат, на каждой оси выбрано положительное направление, указанное стрелками, и единица измерения отрезков на осях. Единицы измерения обычно (не обязательно) одинаковы для всех осей. OX{\displaystyle OX} — ось абсцисс, OY{\displaystyle OY} — ось ординат, OZ{\displaystyle OZ} — ось аппликат.
Рис. 2
Положение точки A{\displaystyle A} в пространстве определяется тремя координатами x{\displaystyle x}, y{\displaystyle y} и z{\displaystyle z}. Координата x{\displaystyle x} равна длине отрезка OB{\displaystyle OB}, координата y{\displaystyle y} — длине отрезка OC{\displaystyle OC}, координата z{\displaystyle z} — длине отрезка OD{\displaystyle OD} в выбранных единицах измерения. Отрезки OB{\displaystyle OB}, OC{\displaystyle OC} и OD{\displaystyle OD} определяются плоскостями, проведёнными из точки A{\displaystyle A} параллельно плоскостям YOZ{\displaystyle YOZ}, XOZ{\displaystyle XOZ} и XOY{\displaystyle XOY} соответственно.
- Координата x{\displaystyle x} называется абсциссой точки A{\displaystyle A},
- координата y{\displaystyle y} — ординатой точки A{\displaystyle A},
- координата z{\displaystyle z} — аппликата (лат. applicata — прилегающая) точки A{\displaystyle A}.
Символически это записывают так:
- A(x,y,z){\displaystyle A(x,\;y,\;z)},
или
- A=(x,y,z){\displaystyle A=(x,\;y,\;z)},
или привязывают запись координат к конкретной точке с помощью индекса:
- xA,yA,zA{\displaystyle x_{A},\;y_{A},\;z_{A}},
и т. п.
Каждая ось рассматривается как числовая прямая, то есть имеет положительное направление, а точкам, лежащим на отрицательном луче приписываются отрицательные значения координаты (расстояние берется со знаком минус). То есть, если бы, например, точка B{\displaystyle B} лежала не как на рисунке — на луче OX{\displaystyle OX}, а на его продолжении в обратную сторону от точки O{\displaystyle O} (на отрицательной части оси OX{\displaystyle OX}), то абсцисса x{\displaystyle x} точки A{\displaystyle A} была бы отрицательной (минус расстоянию OB{\displaystyle OB}). Аналогично и для двух других осей.
Все прямоугольные системы координат в трехмерном пространстве делятся на два класса — правые (также используются термины положительные, стандартные) и левые. Обычно по умолчанию стараются использовать правые координатные системы, а при их графическом изображении ещё и располагают их, если можно, в одном из нескольких обычных (традиционных) положений. (На рис. 2 изображена правая координатная система). Правую и левую системы координат невозможно поворотами совместить так, чтобы совпали соответствующие оси (и их направления). Определить, к какому классу относится какая-либо конкретно взятая система координат, можно, используя правило правой руки, правило винта и т. п. (положительное направление осей выбирают так, чтобы при повороте оси OX{\displaystyle OX} против часовой стрелки на 90° её положительное направление совпало с положительным направлением оси OY{\displaystyle OY}, если этот поворот наблюдать со стороны положительного направления оси OZ{\displaystyle OZ}).
Любая из восьми областей, на которые пространство делится тремя взаимно перпендикулярными координатными плоскостями, называется октантом.
Общее уравнение плоскости, проходящей через точку
Повторимся: точка M 0 ( x 0 , y 0 , z 0 ) лежит на плоскости, заданной в прямоугольной системе координат трехмерного пространства уравнением A x + B y + C z + D = 0 в том случае, когда подставив координаты точки M 0 ( x 0 , y 0 , z 0 ) в уравнение A x + B y + C z + D = 0 , мы получим тождество.
Заданы точки M 0 ( 1 , — 1 , — 3 ) и N 0 ( 0 , 2 , — 8 ) и плоскость, определяемая уравнением 2 x + 3 y — z — 2 = 0 . Необходимо проверить, принадлежат ли заданные точки заданной плоскости.
Решение
Подставим координаты точки М 0 в исходной уравнение плоскости:
2 · 1 + 3 · ( — 1 ) — ( — 3 ) — 2 = 0 ⇔ 0 = 0
Мы видим, что получено верное равенство, значит точка M 0 ( 1 , — 1 , — 3 ) принадлежит заданной плоскости.
Аналогично проверим точку N 0 . Подставим ее координаты в исходное уравнение:
2 · 0 + 3 · 2 — ( — 8 ) — 2 = 0 ⇔ 12 = 0
Равенство неверно. Таким, образом, точка N 0 ( 0 , 2 , — 8 ) не принадлежит заданной плоскости.
Ответ: точка М 0 принадлежит заданной плоскости; точка N 0 – не принадлежит.
Приведенное выше доказательство теоремы об общем уравнении дает нам возможность использовать важный факт: вектор n → = ( A , B , C ) — нормальный вектор для плоскости, определяемой уравнением A x + B y + C z + D = 0 . Так, если нам известен вид общего уравнения, то возможно записать координаты нормального вектора заданной плоскости.
В прямоугольной системе координат задана плоскость 2 x + 3 y — z + 5 = 0 . Необходимо записать координаты всех нормальных векторов заданной плоскости.
Решение
Мы знаем, что заданные общим уравнением коэффициенты при переменных x , y , z служат координатами нормального вектора заданной плоскости. Тогда, нормальный вектор n → исходной плоскости имеет координаты 2 , 3 , — 1 . В свою очередь, множество нормальных векторов запишем так:
λ · n → = λ · 2 , λ · 3 , — λ , λ ∈ R , λ ≠ 0
Ответ: λ · 2 , λ · 3 , — λ , λ ∈ R , λ ≠ 0
Разберем обратную задачу, когда требуется составить уравнение плоскости по заданным координатам нормального вектора.
Очевидным фактом является то, что нормальный вектор n → = ( A , B , C ) является нормальным вектором бесконечного множества параллельных плоскостей. Поэтому для обозначения конкретной плоскости введем дополнительное условие: зададим некоторую точку M 0 ( x 0 , y 0 , z 0 ) , принадлежащую плоскости. Так, задавая в условии нормальный вектор и некоторую точку плоскости, мы ее зафиксировали.
Общее уравнение плоскости с нормальным вектором n → = ( A , B , C ) будет выглядеть так: A x + B y + C z + D = 0 . По условию задачи точка M 0 ( x 0 , y 0 , z 0 ) принадлежит заданной плоскости, т.е. ее координаты отвечают уравнению плоскости, а значит верно равенство: A x 0 + B y 0 + C z 0 + D = 0
Вычитая соответственно правые и левые части исходного уравнения и уравнения A x 0 + B y 0 + C z 0 + D = 0 , получим уравнение вида A ( x — x 0 ) + B ( y — y 0 ) + C ( z — z 0 ) = 0 . Оно и будет уравнением плоскости, проходящей через точку M 0 ( x 0 , y 0 , z 0 ) и имеющей нормальный вектор n → = ( A , B , C ) .
Возможно получить это уравнение другим способом.
Очевидным фактом является то, что все точки М ( x , y , z ) трехмерного пространства задают данную плоскость тогда и только тогда, когда векторы n → = ( A , B , C ) и M 0 M → = ( x — x 0 , y — y 0 , z — z 0 ) перпендикулярны или, иначе говоря, когда скалярное произведение этих векторов равно нулю:
n → , M 0 M → = A ( x — x 0 ) + B ( y — y 0 ) + C ( z — z 0 ) = 0
Задана точка М 0 ( — 1 , 2 , — 3 ) , через которую в прямоугольной системе координат проходит плоскость, а также задан нормальный вектор этой плоскости n → = ( 3 , 7 , — 5 ) . Необходимо записать уравнение заданной плоскости.
Решение
Рассмотрим два способа решения.
- Исходные условия позволяют получить следующие данные:
x 0 = — 1 , y 0 = 2 , z 0 = — 3 , A = 3 , B = 7 , C = — 5
Подставим их в общее уравнение плоскости, проходящей через точку, т.е. в A ( x — x 0 ) + B ( y — y 0 ) + C ( z — z 0 ) = 0
3 ( x — ( — 1 ) ) + 7 ( y — 2 ) — 5 ( z — ( — 3 ) ) = 0 ⇔ 3 x + 7 y — 5 z — 26 = 0
- Допустим, М ( x , y , z ) – некоторая точки заданной плоскости. Определим координаты вектора M 0 M → по координатам точек начала и конца:
M 0 M → = ( x — x 0 , y — y 0 , z — z 0 ) = ( x + 1 , y — 2 , z + 3 )
Чтобы получить искомое общее уравнение плоскости, необходимо также воспользоваться необходимым и достаточным условием перпендикулярности векторов и тогда:
n → , M 0 M → = 0 ⇔ 3 ( x + 1 ) + 7 ( y — 2 ) — 5 ( z + 3 ) = 0 ⇔ ⇔ 3 x + 7 y — 5 z — 26 = 0
Ответ: 3 x + 7 y — 5 z — 26 = 0
Применение плоскости xoy в графике и дизайне
В графике плоскость xoy используется для построения двумерных графиков функций. На плоскости xoy можно отобразить зависимость одной переменной от другой, создавая линии и кривые, которые позволяют визуализировать математические и физические законы, статистические данные и тренды.
В дизайне плоскость xoy применяется для создания двумерных композиций и макетов. На плоскости xoy можно размещать и располагать элементы изображения, текстовые блоки, иллюстрации и другие объекты. Это позволяет дизайнерам управлять пространством и композицией, создавать баланс и гармонию между элементами.
Примеры использования плоскости xoy в графике и дизайне:
1. Графики функций: Плоскость xoy используется для построения линейных, криволинейных и других видов графиков функций, что позволяет анализировать и представлять зависимость переменных.
2. Дизайн интерфейсов: Плоскость xoy помогает размещать элементы интерфейса на экране, учитывая их взаимное расположение и связи, создавая удобство и логическую структуру дизайна.
3. Оформление печатных изданий: Плоскость xoy используется для компоновки и расположения текстовых и графических элементов в макетах журналов, книг, рекламных материалов и других печатных продуктов.
4. Создание логотипов и иллюстраций: Плоскость xoy позволяет дизайнерам создавать уникальные логотипы и иллюстрации с использованием различных форм, линий и текстур.
Использование плоскости xoy в графике и дизайне помогает визуализировать информацию, создавать эстетически привлекательные композиции и облегчает восприятие пользователем.