Соотношение понятий «светская» и «религиозная» нравственность личности

Светскость (светское государство)

Ключевые понятия светского сознания

Светское сознание — это философское понятие, которое описывает мировоззрение, основанное на отрицании или неучастии в религиозных и духовных представлениях. Оно подчеркивает значение земных, материальных и научных факторов в жизни и обществе.

Рационализм — существенная характеристика светского сознания, которая придает важность рациональному, логическому и научному мышлению. Рационализм отвергает необоснованные верования и предпочитает логическое и эмпирическое объяснение явлений

Секуляризация — процесс, при котором религиозная власть и влияние снижаются в обществе, а светские институты становятся основными сферами управления и влияния. Секуляризация приводит к разделению государства и церкви, а также к сдерживанию религиозного влияния на политику и общественную жизнь.

Плюрализм — принцип, основанный на признании и уважении множества различных верований, взглядов и культур. Плюрализм является одним из ключевых аспектов светского сознания, поскольку признает равенство и свободу религиозных и нерелигиозных убеждений.

Этика — философская дисциплина, которая изучает нравственные принципы и правила, руководствуясь которыми, люди принимают решения и могут осуществлять моральные поступки. В светском сознании этика основана на принципах разума, эмпатии и социальной справедливости, а не на религиозных заповедях.

Ключевые понятия светского сознания: Определение:
Светское сознание Отрицание или неучастие в религиозных и духовных представлениях
Рационализм Возможность логического и научного объяснения явлений
Секуляризация Уменьшение религиозной власти в обществе и увеличение светских институтов
Плюрализм Признание и уважение разных верований и культур
Этика Изучение нравственных принципов без религиозного влияния

политическая религия

Эрих Фогелен считал политические религии свидетельством духовной болезни, утраты связи с Логосом, а Карл Шмитт трезво оценивал и ясно описывал демоническую одержимость, царящую в политической жизни.

Барух Спиноза выступил с развернутой программой реформы общества, где находится место и религии. Он предписывает семь обязательных догматов для этой гражданской религии, оговариваясь однако в одном существенном отношении. Спиноза говорит, что «не имеет значения, как гражданин понимает эти догматы, философски или богословски

Не важно, какие выводы делает гражданин из этих догматов. Не существенно, считает ли он, что Бог вездесущ актуально или потенциально, управляет ли Бог миром свободно или движимый необходимостью Своей Природы, предписывает ли Бог законы человечеству или только дает людям советы, как лучше жить»

Барух Спиноза считает безразличным и то, как смотрит гражданин на награды и наказания: как на естественные или сверхъестественные. Спиноза отрицает, что богословские положения содержат в себе какие-либо истины. Каждый должен приспосабливать данные догмы к своему собственному пониманию и толковать их для себя любым образом, который, по его мнению, позволит ему соглашаться с ними без всякого насилия над своей совестью.

Практическое применение светского сознания в современном обществе

Светское сознание – это понятие, которое описывает отношение к жизни и миру без привязки к религиозным или духовным верованиям. В современном обществе светское сознание играет важную роль и применяется во многих сферах жизни.

Одним из основных применений светского сознания является в образовании. В светском образовании акцент делается на научных знаниях и логическом мышлении, чего нельзя сказать о религиозном образовании. Формальное образование призвано обучить молодых людей критическому мышлению и развить у них навыки анализа и решения проблем на основе объективно сформулированных данных.

Светское сознание также находит применение в политике и управлении. Правила и нормы государства строятся на основе законов, которые созданы на основе рационального анализа, экономической эффективности и общественного благополучия. Понимание, что политические решения должны быть обоснованы светскими принципами и приниматься в интересах всех граждан, помогает обеспечить справедливость и равенство перед законом.

Еще одной областью, где светское сознание применяется, является здравоохранение. Медицинские решения принимаются на основе научных исследований, клинического опыта и знания о том, что является лучшим для пациента. Благодаря светскому сознанию, необходимое лечение предоставляется всем гражданам, независимо от религиозных убеждений или философского взгляда на жизнь.

Также светское сознание применяется в сфере науки и исследований. Научный метод основан на наблюдении, экспериментах и логическом анализе полученных данных. Светское сознание понимает, что научное знание является универсальным и объективным, и может быть применено для решения множества проблем, начиная от медицины и технологий, и заканчивая поиском ответов на фундаментальные вопросы о природе вселенной.

Примеры практического применения светского сознания в современном обществе:
Область
Пример

Образование
Преподавание научных фактов и стимулирование критического мышления

Политика и управление
Принятие решений на основе экономической эффективности и общественного благополучия

Здравоохранение
Предоставление медицинской помощи на основе научных фактов и клинического опыта

Наука и исследования
Использование научного метода и логического анализа для получения новых знаний

Использование светского сознания в различных сферах обеспечивает рациональное и эффективное функционирование общества. Это способствует развитию науки, образования и политики, а также обеспечивает уровень здравоохранения населения. Светское сознание позволяет создать равные условия и уважать различные мировоззрения, что является основой свободного и толерантного общества.

источники

  •  Вершилло Р. А. Православная Церковь и гностическая политика. — М.: Антимодернизм.Ру, 2015. — (Богословский модернизм в идеологии Нового времени. Вып. 5).
  •  Bellah, Robert N. Civil Religion in America // Daedalus. – 1967. – V. 96. – № 1. – P. 1–21
  •  Mauro, Philip. The Number of Man. The Climax of Civilization. — L.: Morgan and Scott Ltd., 1910.
  •  Voegelin, Eric. The New Science of Politics. An introduction. — Chicago, London: The University of Chicago Press, 1974.
  •  Voegelin, Eric. The political religions // Modernity without restraint. The collected works of Eric Voegelin. — Columbia, Mo, London: Columbia University Press, 2000. — Vol. 5.

Сноски

Основные типы светских государств

В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью выделяются несколько основных типов светских государств:

1. Эквипотенциальный тип (от латин. «аequus» – равный) – государство позиционирует себя максимально внерелигиозно, стремится дистанцироваться и изолироваться от церкви и различных религиозных институтов. К иным признакам эквипотенциального светского государства относятся:

  • провозглашение свободы совести и равенства религиозных перед законом и во взаимоотношениях с институтами государства;
  • установление запрета на использование религиозных атрибутов в государственной символике;
  • отсутствие в государственной судебной системе особых духовных или религиозных судов.

Эквипотенциальная модель характерна для современной Японии, КНР, Южной Кореи и США (только отчасти).

2. Преференциальный тип (лат. «praeferentia» – предпочтительный, преимущественный) – характеризует «мягкий» режим отделения религиозных объединений от государства.

В преференциальных светских государствах в силу исторической обусловленности выделяется одна (реже несколько, например, в Германии две – лютеранство и католицизм) религии, которым предоставляется льготный режим существования и деятельности.

Закрепление подобного статуса за определенной религией возможно официально, например, на конституционном уровне, либо неофициально, в силу сложившихся традиций. Например, в Конституции Дании официальная церковь, которая пользуется поддержкой государства, – это Евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), ее устав устанавливается законом.

Нужно обратить внимание на принципиальное положение о том, что законодатель использует термин «государственная религия», но не «общеобязательная». Таким образом, государство поддерживает определенную религию в силу, как правило, исторических традиций, но не навязывает ее гражданскому обществу как единственно возможную, сохраняя для граждан свободу совести и вероисповедания

3. Контаминационный тип (лат. «contaminatio» – смешение, соединение) – границы между светской и религиозной системами в таком государстве размыты. Религиозное право оказывает влияние на правовую систему государства.

Несмотря на то, что конституции контаминационных стран закрепили отделение религиозных объединений от государства, на практике они играют важную роль, фактически являясь государственной религией. Например, в Лаосе, Шри-Ланке, Таиланде, Монголии такой религией является буддизм, в Индии и Непале – индуизм. Такая модель характерна и для государств так называемого исламского мира.

4. Идентификационный тип (лат. «identifico» – отождествление) – расширенное сотрудничество государства с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства.

Отличие данного типа от преференциального заключается в том, что здесь более жесткое отделение государства от религиозных объединений, сотрудничество государства происходит с несколькими религиозными объединениями без ярко выраженного предпочтения, граждане сами активно заявляют свою религиозную идентичность.

Идентификационная модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые имеют зачастую печальный опыт гонений на религию, в связи с чем исторические традиции бывают частично утеряны или реконструированы (Россия, Франция, Украина и др.).

Таким образом, несмотря на большое разнообразие типов и подтипов светских государств, во всех из них императивно установлен принцип отделения церкви от государства, который является основополагающим для характеристики светского государства.

В целом, жизнь показывает, что в реальной жизни не существует в абсолютном чистом виде светского государства.

Современная российская практика также демонстрирует отход от конституционных принципов светскости государства. Например, в обновленной в 2020 году Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что Россия в целях сохранения государственного единства чтит память предков, сохраняя и веру в Бога (ч. 2 ст. 67.1).

Светские государства в мире[править | править код]

Североамериканские страны, около трети европейских и африканских стран, а также некоторые азиатские страны называют себя светскими в своих конституциях или других официальных документах.

Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Азербайджан, Албания.
Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и другие).

Религия не отделена от государства и в Израиле. На территории Израиля могут быть заключены лишь религиозные браки, действуют ограничения на работу многих заведений и общественного транспорта в субботу, а в государственных и армейских заведениях обязателен Кашрут. Наличие государственного раббанута (равината), заведующего браками, разводами, ограничениями в субботу и кашрутом, является главным препятствием на пути к отделению религии от государства.

История появления светской религии

Светская религия возникла как реакция на усиление роли религии в общественной жизни.

В прошлом религия играла главенствующую роль в жизни людей и общества. Она охватывала все сферы жизни, включая политику, образование и культуру. Однако, с развитием науки и просвещения в западных странах начался процесс отделения религии от государства. Этот процесс позволил создать религиозную свободу, где каждый имеет право на свою религию или отсутствие веры.

Первые признаки светской религии можно наблюдать в период Просвещения в XVII-XVIII веках. Данная эпоха характеризовалась развитием науки, рационализма и отказом от догматичного мышления. Люди стали все более сомневаться в религиозных традициях и поискали новые способы понимания мира.

Светская религия начала активно развиваться в XIX веке, во время индустриализации и экономического развития

Это был период, когда важность религии начала постепенно уступать место научным исследованиям и интеллектуальному развитию. Многие люди стали привлекаться к идеям рационализма и атеизма

В XX веке светская религия продолжила свое развитие, особенно в странах Запада. После двух мировых войн и изменений в обществе, религиозные традиции стали менее центральными. Люди стали относиться к религии более критически и предпочитать новые формы духовности, которые не связаны с традиционными религиозными верованиями.

Годы События
XVII-XVIII века Период Просвещения с развитием науки и рационализма
XIX век Индустриализация и экономическое развитие, рост интереса к науке и атеизму
XX век Развитие светской религии в Западных странах, изменение отношения к религии

Новые материалы

Книги

Книга рая: путь. Морфология непостижимого и недосягаемого / Михаил Ямпольский. – М.: Новое литературное обозрение, 2024.

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Религиозные культуры и светская этика: основные понятия

Религиозные культуры — это системы верований, обрядов, моральных норм и ценностей, связанных с религией. Каждая религиозная культура имеет свои уникальные особенности, знания и практики, которые передаются поколениями и формируют идентичность религиозного сообщества.

Светская этика, напротив, нацелена на общечеловеческие ценности и моральные нормы, не зависящие от религиозных доктрин. Она основана на принципах равенства, справедливости, уважения к человеческому достоинству и правам.

Одно из основных понятий религиозных культур — вера. Это убеждение в существовании высшей истины, божественной силы или сил, управляющих миром. Вера может иметь много форм и выражений, и она является центральной частью религиозной культуры.

Канонические тексты — это священные книги, которые содержат основные доктрины и принципы религиозных культур. Канонические тексты служат источником знаний и руководством для верующих, помогая им развивать свою религиозность и нравственность.

Обряды и ритуалы тесно связаны с религиозными культурами и выполняют различные роли: от почитания и поклонения божествам до отмечания жизненных событий, таких как рождение, брак и смерть. Обряды и ритуалы имеют большое значение как символические выражения веры и помогают укрепить общность верующих.

Первоначально светская этика — это набор нравственных принципов и ценностей, которые не зависят от религии и подходят для широкого круга людей. Она пропагандирует универсальные понятия, такие как доброта, честность, уважение к другим и помощь ближнему.

Многие религиозные культуры, тем не менее, также содержат этические установки и принципы, которые определяют правильное и неправильное поведение, а также обязательства к другим людям и миру в целом.

Сравнение религиозных культур и светской этики позволяет прояснить их сходства и различия, а также понять, как они взаимодействуют и влияют на формирование личности и общества.

  1. Основные понятия религиозных культур:
  • Вера
  • Канонические тексты
  • Обряды и ритуалы

Основные понятия светской этики:

  • Нравственные принципы
  • Универсальные ценности

Отличия и сходства между религиозными культурами и светской этикой:

  • Зависимость от религиозных учений
  • Универсальность принципов
  • Роль и значение в обществе и личной жизни

История концепции и её реализации[править | править код]

В Древней Греции гражданская жизнь людей была в значительной степени отделена от религии. Однако всё мировоззрение было пронизано религиозными ценностями, а каждый народ приписывал себе покровительство какого-либо бога. В системе воззрений греков и других народов на государство и мир над верховной властью так или иначе стояло высшее божество. Долгое время глава государства считался помазанником божьим или вовсе отождествлялся с богом. Таким образом, государство было неразрывно связано с религией, светская власть так или иначе зависела от Церкви.

Одним из первых мыслителей, разделивших власть государственную и власть божественную, был Аврелий Августин. Он преодолел слияние божественной и мирской власти, говоря о том, что они должны быть разведены, однако им необходимо помогать друг другу для лучшего управления. Хотя Августин ещё не употреблял самих терминов «светское государство», «светская власть», говоря о государственной власти, он имел в виду именно их. Однако, несмотря на то что в его системе была выделена сама идея светской власти, не связанной с Церковью, сама эта власть, по его мнению, стояла ниже последней.

Мартин Лютер был противником слияния государственной и церковной власти и говорил о необходимости жёсткого разграничения их сфер деятельности, при этом отдавая явное преимущество власти церковной. В его рассуждениях также выражена идея о светской власти, которая не имеет никакого отношения к божественному провидению, но которая должна в первую очередь защищать Церковь и её сторонников от зла, которого в мире больше, чем добра.

К идее светского государства обращался и Жан Боден в процессе поиска путей урегулирования споров во Франции между протестантами и католиками. Он пришёл к выводу, что только государство, основанное на ценностях веротерпимости, способно предотвратить подобные споры.

В начале XVII века активно развивали идею светского государства и английские философы. Так, Томас Гоббс писал о том, что только светская сильная власть способна предотвратить человечество от возвращения в состояние войны «всех против всех». Один из родоначальников классического либерализма, Джон Локк, писал о необходимости создания светского государства на основе веротерпимости, так как выбор вероисповедания — пространство свободы каждого человека.

Значительный прорыв в разработке идей светского государства произошёл в эпоху Просвещения. Такие мыслители как Шарль Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Вольтер и другие выступали за свободу вероисповедания и отказ церкви от участия в управлении государством. В это время происходила разработка уже целостной концепции светского государства в Америке, автором которой стал Томас Джефферсон. Он писал о необходимости соблюдения свободы слова, свободы вероисповедания, выступал против института государственной религии, считая все религии равноправными.

В России

В эти же годы происходит и зарождение общественно-политической мысли в России. Так, идеолог Петра I Феофан Прокопович, опираясь на ценности православия, высказал идею о необходимости подчинения церкви светскому самодержавному монарху, а отделение её от государства считал пороком католицизма. Кроме того, он положительно отзывался об учреждении Синода, считая коллективное управление церковными делами наилучшим. В его сочинениях нашло своё отражение не только стремление оправдать реформы царя, но и ещё раз обличить действия патриарха Никона, который считал, что «священство выше царства».

В дальнейшем многие русские мыслители укреплялись во мнении об одновременной необходимости веры для русского человека и о подчинённом положении церкви по отношению к светской самодержавной власти. Так, Владимир Соловьёв писал о том, что церковь просто не может конкурировать в борьбе со светской властью. Бердяев же писал о том, что ввиду различия происхождения религии и государства, а также разницы в их назначении, церковь не должна стремиться заменить собой государство, а то, в свою очередь, не должно вмешиваться в духовную жизнь граждан, выполняя лишь свои прямые светские функции.

Права человека в секулярном государстве

Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:

  • абсолютная свобода мыслей и убеждений, право на выражение собственного мнения по вопросам религиозного характера, включая право придерживаться личного мнения;
  • право на протекцию со стороны государственного аппарата от дискриминации по признаку отношения к религии или мировоззренческим взглядам;
  • право на сохранение автономной национальной культуры, включающую в себя религиозные воззрения.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Альтернативные модели государственного устройства

Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

  • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
  • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: