Снисходительность

Безответственность. что значит быть безответственным человеком?

Определение

Выученная беспомощность (learned helplessness) — это психологическое состояние, которое возникает, когда человек считает, что он не может контролировать ситуацию, в которой находится, и становится пассивным в отношении своей жизни.

Самый известный эксперимент по выученной беспомощности был проведен Мартином Селигманом и его коллегами в 1967 году на собаках, тогда же был введен термин «Выученная беспомощность».

В эксперименте собак подвергали разрядам электрического тока, от которых они не могли укрыться. В результате собаки стали пассивными и перестали избегать боль, даже когда у них появлялась возможность для этого.

Позднее Селигман и его коллеги провели аналогичные эксперименты на людях, в которых исследовали, как люди реагируют на ситуации, в которых они не могут контролировать свою судьбу. В исследованиях было показано, что люди, которые сталкивались с непреодолимыми трудностями и не могли влиять на свою жизнь, часто развивали состояние выученной беспомощности.

Другие исследования, проведенные на животных и людях, подтверждают, что негативный опыт, связанный с потерей контроля над ситуацией, может приводить к развитию выученной беспомощности.

Один из наиболее известных примеров выученной беспомощности связан со слонами. В некоторых цирках и зоопарках слонов дрессируют с помощью цепей на ногах, которые привязывают к кольцам на земле. Сначала слонят привязывают также, они стараются вырваться, но у них не получается, так как не имеют достаточной силы. В итоге, со временем, они привыкают и перестают пытаться освободиться.

Когда слоны вырастают, они становятся достаточно сильными, чтобы освободиться от цепей. Но, несмотря на это, они продолжают оставаться на месте и не пытаются уйти. Это происходит из-за выученной беспомощности – они убеждены, что не могут освободиться, даже если это уже возможно.

Этот пример показывает, что выученная беспомощность может возникать, когда люди в течение длительного времени ощущают, что не могут изменить свою ситуацию. Они могут привыкнуть к своему положению и перестать пытаться изменить его, даже если у них есть возможность это сделать. Этот механизм выученной беспомощности может привести к тому, что люди ограничивают свои возможности и не используют свой потенциал на полную мощность.

Примеры:

  • Человек, который долгое время работал в компании и не получал повышения по карьерной лестнице, может начать чувствовать, что он неспособен изменить ситуацию, и принимает свое положение как неизбежное.
  • Человек, который столкнулся с неудачами в личной жизни, может начать верить, что он никогда не найдет истинное счастье, даже если он попытается изменить свой образ жизни.
  • Человек, который долгое время занимался диетой и упражнениями, но не видел результатов, может начать чувствовать, что он неспособен изменить свой вес, и принять свое положение как неизбежное.
  • Человек, который вырос в семье с насилием, может начать верить, что он никогда не сможет избежать насилия, и принять свою ситуацию как неизбежную.
  • Человек, который не имеет возможности получить образование или профессиональную подготовку, может начать чувствовать, что он неспособен улучшить свое положение в жизни, и принять свою ситуацию как неизбежную.

Сроки, за которые формируется выученная беспомощность, могут сильно варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, условий воспитания и социализации человека. Некоторые исследования указывают, что выученная беспомощность может начинаться еще в детстве и развиваться на протяжении всей жизни.

Например, исследования показывают, что дети, которые росли в семьях, где им позволяли решать свои проблемы и поддерживали их независимость, имеют больше шансов развить чувство личной ответственности и контроля над своей жизнью. В то же время, дети, которые росли в семьях с авторитарными родителями или в условиях бедности и социального неравенства, могут иметь больше склонности к выученной беспомощности.

Кроме того, на формирование выученной беспомощности может оказывать влияние культура, образование, средства массовой информации, социальное окружение и многие другие факторы.

Несходительность и творчество

В отличие от сходительных людей, несходительные люди не ограничиваются традиционными рамками и стереотипами, они готовы рискнуть и идти против ветра. Они видят мир по-другому и вносят новые идеи и перспективы, что способствует рождению инноваций и новаторских решений.

Способность мыслить нестандартно позволяет несходительным людям обнаруживать связи там, где другие не видят их. Они способны находить необычные решения проблем, применять неожиданные методы и создавать новые концепции. Творческое мышление и несходительность тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Чтобы развить несходительность и стимулировать творческое мышление, можно использовать различные методы. Один из них — изучение искусства и культуры других стран и эпох. Это поможет расширить горизонты и перспективы мышления, а также способствует развитию эмпатии и толерантности.

Также полезно освоить различные формы креативной деятельности, такие как живопись, музыка, танец или театр. Это не только поможет раскрыть таланты и потенциал, но и научит думать нестандартно и искать необычные решения.

Групповая работа и общение с разнообразными людьми также способствуют развитию несходительности. Взаимодействие с разными точками зрения поможет увидеть проблему с разных сторон и найти новые подходы к ее решению.

Преимущества несходительности в творчестве
Расширение границ традиционного мышления
Развитие инноваций и новаторских решений
Создание нестандартных концепций и идей
Нахождение связей и решений, невидимых для других
Стимулирование творческого мышления

Вопросы и ответы по теме: небрежность

Что такое небрежное отношение?

Небрежное отношение — это отношение, при котором человек не проявляет достаточной тщательности, внимания и ответственности к своим обязанностям, задачам или отношениям с другими людьми. Это может проявляться в небрежном выполнении работы, невнимательности к деталям, нежелании уделять время и усилия для достижения качественных результатов.

Как небрежность влияет на работу?

Небрежность может негативно влиять на работу следующими способами:Снижение качества работы: Небрежное выполнение задач может привести к ошибкам, недоработкам или неполным результатам, что снижает общее качество работы и услуг, предоставляемых другим людям или организации.Увеличение времени и ресурсов: Исправление ошибок, связанных с небрежностью, требует дополнительного времени и ресурсов. Это может замедлить процесс работы и повлечь за собой дополнительные затраты.Негативное влияние на коллектив: Небрежность может распространяться на коллектив и оказывать отрицательное влияние на мотивацию, эффективность и сотрудничество внутри команды или организации.

Каково влияние небрежности на окружение?

Негативное впечатление: Небрежное поведение или выполнение обязанностей могут создавать негативное впечатление на окружающих, вызывая разочарование, недоверие или раздражение.Снижение доверия: Небрежность может вызывать снижение доверия окружающих людей. Когда мы проявляем небрежность в своих обязанностях или отношениях, другие люди могут начать сомневаться в нашей способности и надежности, что способно привести к разрыву отношений и потере поддержки.Негативное влияние на общество: Небрежность имеет кумулятивный эффект и может распространяться на общество в целом. Если большое количество людей проявляют небрежность в своих обязанностях и отношениях, это способно привести к деградации качества услуг, недовольству и разочарованию среди граждан, и даже к общественным проблемам и конфликтам.

Как побороть в себе небрежность?

Побороть небрежность можно путем осознания проблемы, установления ясных целей, создания системы планирования, развития внимательности и концентрации, установления приоритетов и постоянного самоанализа.

причины

Есть несколько причин, которые влияют на социальную несправедливость. Вот некоторые из них:

бедность

Нищета заставляет людей иметь меньше возможностей для развития и улучшения своих жилищных условий. Это также препятствует доступу к еде и качественным общественным услугам, таким как питьевая вода, жилье и электричество..

Как правило, бедность лишает людей доступа к адекватным медицинским услугам, что снижает их продолжительность жизни. Это происходит не только в бедных странах, но и во многих богатых странах, где существуют маргинальные сектора..

Доступ к образованию

Образование является первой причиной социальной мобильности людей или маргинальных групп в обществе..

Через образование можно подняться на социальные позиции. Поэтому, когда доступ к качественному образованию ограничен, возникает социальный разрыв.

Образованные люди имеют больше возможностей появиться, чем те, кто не получает образования или подготовки к работе. Необразованный человек с большей вероятностью подвергнется дискриминации, эксплуатации и плохому обращению.

Недобросовестные законы

Существуют социальные секторы, которые несправедливо рассматриваются законами, которые являются дискриминационными по культурным, религиозным, экономическим и социальным причинам. Даже в более развитых обществах некоторые законы могут порождать несправедливость, например, законы о труде.

Существуют также общества, в которых ограничение гражданских и политических прав посредством репрессивных законов порождает социальную несправедливость. Так обстоит дело с авторитарными режимами правления (диктатурами левых или правых).

Это также происходит в исламских или племенных фундаменталистских государствах, в которых дискриминация женщин по культурным причинам оправдана.

Нетерпимость и идеология

Нетерпимость – это также одна из характеристик любой идеологии. Это объясняется тем, что основой всякой идеологии, как и религии, являются свои догмы, свои идеалы. Психология любого лидера накладывается на проводимую им политику, которая, в свою очередь, формирует психологию масс. Народ получают свою идею, посредством которой происходит его сплочение и единение с политическим лидером. Но при этом часто те, кто придерживается других взглядов, автоматически становится врагом. Главенствующая идеология может подавлять сопротивление несогласных с ней. Хотя надо отдать должное, что некоторым политическим течениям присущи светлые, человеколюбивые идеи. Но есть и такие партии, которым присущи абсолютные крайности в их деятельности. К таким можно отнести:

  • идеологию фашизма – уверенность лидера в том, что государство вправе вмешиваться в жизнь своих граждан, контролировать их, убеждать в превосходстве их расы над другими, всячески бороться с инакомыслием;
  • политику репрессий – полный запрет на проявление свободы и открытости при обсуждении различных политических решений, отсутствие в государстве свободы слова, невозможность проведения честных выборов, нетерпимость к инакомыслящим и их наказание.

Пункт 3: роли и компетенции лидеров в предотвращении социальных конфликтов.

Пункт 3: роли и компетенции лидеров в предотвращении социальных конфликтов

В предотвращении социальных конфликтов лидеры играют ключевую роль. Их компетенции и действия могут иметь значительное влияние на распространение или разрешение конфликтов в обществе. В этом пункте рассмотрим основные роли и компетенции лидеров в предотвращении социальных конфликтов.

Роли лидеров в предотвращении социальных конфликтов

1. Медиаторы: Лидеры могут выступать в роли посредников между различными сторонами конфликта. Они могут помочь в установлении диалога, поиске компромиссов и разработке решений, которые удовлетворяют все стороны. Медиаторы должны обладать навыками активного слушания и умением находить общие интересы.

2. Преобразователи: Лидеры могут также преобразовывать социальные конфликты в источники позитивных изменений. Они могут помочь обществу увидеть конфликт как возможность для роста и развития. Преобразователи активно работают с обществом, чтобы изменить негативные взгляды и формировать новые позитивные установки.

3. Лидеры сообщества: Лидеры могут играть важную роль в предотвращении социальных конфликтов, укрепляя и развивая общество. Они могут привлекать людей к участию в общественной жизни, создавать условия для взаимопонимания и сотрудничества. Лидеры сообщества могут служить вдохновителями и ролевыми моделями для других людей.

Компетенции лидеров в предотвращении социальных конфликтов

1. Коммуникативные навыки: Лидеры должны обладать хорошими коммуникативными навыками, чтобы эффективно взаимодействовать с разными группами людей. Они должны быть способными слушать и понимать точку зрения других, а также передавать свои идеи и предложения понятным и уважительным образом.

2. Управленческие навыки: Лидерам также необходимы управленческие навыки, чтобы организовывать и координировать работу в предотвращении социальных конфликтов. Они должны уметь распределять ресурсы, устанавливать приоритеты и принимать решения на основе анализа ситуации.

3. Эмоциональный интеллект: Лидеры должны обладать эмоциональным интеллектом, чтобы понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Они должны быть эмпатичными и способными вести конструктивные диалоги, даже в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности.

4. Аналитические способности: Лидеры должны обладать аналитическими способностями, чтобы анализировать причины социальных конфликтов и определять наиболее эффективные стратегии и методы их предотвращения. Они должны уметь делать обоснованные выводы на основе данных и фактов.

В целом, лидеры играют важную роль в предотвращении социальных конфликтов и в развитии позитивной среды для общества. Их компетенции и действия имеют большое значение для укрепления взаимоотношений в обществе и развития мира и справедливости.

Как бороться с безответственностью?

Первым делом определите, откуда появилась безответственность в вашей жизни. Что повлияло на ее формирование? Родительское воспитание, отсутствие цели в жизни, низкая самооценка, проблемы со здоровьем. Далее осознайте, что такое ответственность. Это принятие возложенных обязательств, реализация целей, анализ выполненных действий. Далее формируйте в себе новое качество.

Как бороться с безответственностью?

  1. Доводите начатое дело до конца. Разбейте большие задачи на небольшие. Затем выполняйте по маленькому шагу в день. Если через неделю захочется бросить начатое, то посмотрите, сколько уже было сделано. Появится гордость за себя и уверенность, что все получится.
  2. Планируйте день, подводите итоги. Пропишите, какие цели необходимо выполнить за день, неделю, месяц, год. Выполняя какие-либо действия, подводите итоги. Анализируйте события минувшего дня, отмечайте выполненные задачи.                                                              
  3. Боритесь со страхами. Принимать решение сложно, но только так вы делаете шаг вперед. Стояние на месте не делает человека успешнее, счастливее. Думайте, действуйте и несите ответственность за принятые решения.
  4. Воспользуйтесь приемом от простого к сложному. Выстраивайте испытания по степени сложности. На первое место поставьте дела, которые не выполняли из-за лени. Это мелкие задачи, которые решаются при минимальных усилиях или затратах. Выбрасывайте мусор, отводите ребенка в садик, звоните по вечерам родителям. Далее ставьте задачи, которые для достижения результата требуют выполнения ряда действий.
  5. Заручитесь поддержкой. Попросите близкого человека мягко указывать на ошибки, давать знать, когда начнете увиливать от ответственности. Замечания должны быть корректными и по существу. Если рядом будет стоять человек с указкой, то не получится достичь поставленных целей.

Формы выражения самостоятельности

Фото автора Marlon Schmeiski: Pexels

Самостоятельность выражается в трех основных формах:

  • свободе воли;
  • отсутствии чувства вины за свою свободу;
  • ответственности.

Самостоятельный человек обладает свободой воли. Он решает, как ему жить, где работать, с кем встречаться, когда заводить семью и заводить ли ее вообще. Рожать детей или строить карьеру, или делать и то, и другое. Заниматься спортом или не заниматься. То есть ты сама решаешь, как тебе жить, сама строишь свою жизнь.

Вторая форма проявления самостоятельности – ты не чувствуешь вину за свой образ жизни. Ты осознаешь свое моральное и социальное право жить так, как хочешь.

Многие взрослые люди, даже позволяя себе жить так, как они хотят, постоянно сталкиваются с чувством вины. Например, женщина, которая пошла на встречу с подругами, может чувствовать вину перед мужем. Или девушка, которая решила стать фрилансером, а не учительницей в школе, может чувствовать вину перед родителями, которые ожидали что она пойдет по их стопам.

Неприспособленный к жизни, несамостоятельный: зависимое расстройство личности

Ты даже можешь чувствовать вину за то, что целый день ленилась и ничего не делала, хотя осознаешь, что имеешь на это полное право. А от вины избавиться никак не можешь. Это происходит потому, что внутри нас сохраняются установки, нарушая которые нам кажется, что мы поступаем неправильно. Эти установки ограничивают нашу подлинную самостоятельность.

Ответственность – главная характерная особенность самостоятельности. Одно без другого невозможно. Именно страх перед ответственностью мешает человеку стать самостоятельным.

Делая тот или иной выбор, мы сталкивается с последствиями этого выбора. А они могут быть далеко не всегда приятными. Любой выбор может повлечь за собой проблемы, которые должен решать тот человек, который этот выбор сделал.

Почему мы так легко принимаем решения, находясь в группе? Мы разделяем ответственность со всеми ее участниками и у нас есть, порой мнимое, представление, что и с последствиями принятого решения мы будем разбираться все вместе. Но так бывает далеко не всегда.

Подлинная самостоятельность выражается в готовности брать ответственность за себя, свою жизнь, свою работу, каждое из своих решений.

Почему люди бестактные?


Бытует мнение, что бестактным людям просто не хватает воспитания и образованности. На самом деле это не совсем так, а иногда и совсем не так: главная причина – психологические проблемы. Человек может иметь сколько угодно высших образований и знать наизусть все правила этикета, но это не гарантирует его тактичности.

Причины бестактного поведения берут свое начало из неспособности понять и ощутить внутреннее «Я». Если человек не понимает себя, он не может понять других.

Внутренний конфликт вызывает психологическое напряжение, которое накапливается и часто сдерживается. Но в конце концов человек «срывается с цепи»: он выплескивает все негативное в виде бестактных слов, поступков и пр.

Отсутствие такта может проявляться как сознательно, так и бессознательно. В основном имеет место первое: человек хочет либо кому-то навредить, либо просто «идет по головам» на пути к своей цели, не обращая внимания на чувства других людей. У бестактного индивида в приоритете собственный эгоизм: он стремится быть в центре внимания, и его не волнует, чего хотят и что думают окружающие. Своей цели он достигает путем манипуляций и подлых поступков.

Если же человек неосознанно ведет себя бесцеремонно, ему необходима психологическая защита. Он часто не уверен в себе и всюду ощущает опасность, при этом боясь быть уязвленным. Подсознание диктует ему, что лучшая защита – это нападение.

Оба проявления бестактности можно заметить, например, в книге Инны Айрапетовой «Фиолетовая заря».  Марина, создательница музыкальной группы, осознанно проявляет бесцеремонность по отношению к Свете, самой талантливой участнице коллектива: завидуя Свете и желая выгнать ее, Марина постоянно незаслуженно придирается к ней, потом пользуется диагнозом Светы (эпилепсией), и в конце концов Марине удается ее исключить.

Неосознанно демонстрируют отсутствие такта второстепенные персонажи. Например, Гена, одноклассник Светы, постоянно отпускает в адрес девушки злые шутки, но целеустремленностью не отличается. Причина – внутренняя слабость: он на подсознательном уровне хочет показаться остроумным и находит легкий путь – посмеяться над той, которая не станет ему противостоять.

Как небрежное отношение людей влиет на общество?

Небрежность, особенно когда она становится распространенной и систематической в обществе, может иметь негативное влияние на общество в целом. Вот список того , как небрежность оказывает отрицательное влияние:

  • Снижение качества продукции и услуг: Когда люди проявляют небрежность в своей работе, это может привести к снижению качества продукции и услуг, которые предоставляются обществу. Например, небрежное выполнение строительных работ приводит к появлению дефектов в зданиях или инфраструктуре, что создает проблемы для жителей.
  • Увеличение затрат и ресурсов: Когда небрежность приводит к ошибкам, недоработкам или повторной работе, это может требовать дополнительных затрат и ресурсов для исправления проблем. Например, если производитель допускает ошибки в процессе производства, это приводит к потере материалов и времени, а также к дополнительным расходам на исправление ошибок.
  • Распространение негативного поведения и отношения к обязанностям: Когда небрежность становится нормой в обществе, это способствует распространению негативного поведения и отношения к обязанностям. Если люди видят, что небрежное отношение к работе или обязанностям не наказывается или даже приветствуется, они могут склоняться к тому же поведению.
  • Потеря доверия и недовольство: Небрежность в обществе становится причиной потери доверия и недовольству со стороны граждан. Если люди видят, что их нужды и права не учитываются из-за небрежности или небрежного выполнения обязанностей государственных и общественных институций, это может привести к ухудшению отношений между гражданами и властью, а также к нарушению социальной солидарности.
  • Угроза безопасности и здоровью: Небрежность создает угрозу безопасности и здоровью общества. Например, небрежное выполнение медицинских процедур или не оказание должной помощи.

Характерные особенности человеческого внимания

На внимание человека влияют различные характеристики и особенности, которые неразрывно связаны со всеми видами его деятельности. К таким характеристикам относят:

умение переключаться. Это ситуация, когда человек целенаправленно меняет фокус своего внимания с одного объекта на другой

Умение вовремя переключаться зависит от внешних обстоятельств
Так, если человек переключает свое внимание не под влиянием более важного раздражителя, то это уже не осознанное изменение фокуса внимания, а обычная отвлекаемость. Из-за сильной сосредоточенности человеку бывает нелегко переключаться между объектами
Переходя к другой деятельности, он может продолжать все так же думать о предыдущей, концентрировать свое внимание на ней, переживать

Умение переключаться очень важно для того, чтобы человек мог отдохнуть и перейти на новую деятельность;

умение концентрироваться. Это способность человека сосредоточить свое внимание на конкретном объекте на определенное время. Чем выше концентрация, тем лучше результат. Человек способен сосредоточиться на конкретном объекте в течение примерно 30-ти минут. Если сильно постараться и не отвлекаться на мелкие раздражители, то за это время можно добиться хороших результатов в работе;

устойчивость. Это понятие немного схоже с понятием концентрации. Устойчивость – это способность сохранять внимание длительное время на одном объекте, не меняя свой фокус внимания. Благодаря устойчивости человек может заметить ранее пропущенные моменты, аспекты, перспективы в том или ином деле и так далее;
распыление внимания. Это умение распределять свое внимание и фокусироваться сразу на нескольких одинаково важных для человека объектах. Обычно такое распределение внимания быстро утомляет, так как, полностью сосредоточившись на одном, человек постоянно должен думать и не упускать из поля своего внимания другой объект. Продуктивность такого подхода зависит от уровня развития личности;
объем. Под данным понятием подразумевается количество объектов, которые могут поместиться в сознании человека одновременно. Если человек способен уделять в одинаковой мере свое внимание нескольким объектам одновременно, можно назвать его обладателем высокого объема внимания.

В некоторой мере на уровень внимательности человека также влияет его настроение

В разные моменты оно может определять то, что привлечет внимание человека в данную секунду. И каждый раз это могут быть абсолютно разные по своей форме и интенсивности объекты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: