Почему мы мыслим стереотипами и как они формируются?

Стереотипы: что это такое в психологии?

Примеры стереотипов

1. «Женщины не умеют водить автомобиль»

Этот стереотип основан на предположении, что женщины менее способны управлять автомобилем и небезопасны на дороге. Однако, не существует никаких научных данных, подтверждающих такое утверждение. Многие женщины водят автомобили безупречно, и некоторые из них являются профессиональными гонщицами. Этот стереотип вытекает из устаревших представлений о роли женщины в обществе и не имеет реального основания.

2. «Все программисты гики и не умеют общаться»

Этот стереотип связывает всех программистов с узкими интересами, отсутствием социальных навыков и непривлекательным внешним видом. Однако, мир программирования очень разнообразен, и в нем есть много талантливых и общительных людей. Некоторые программисты успешно совмещают свою работу с активной социальной жизнью и участием в общественных мероприятиях.

3. «Врач – профессия для мужчин, а медсестра – для женщин»

Этот стереотип основан на представлении о том, что мужчины обладают лучшими физическими и интеллектуальными способностями, чтобы работать в медицине, в то время как женщины лучше подходят для заботы о больных и роли медсестры. Однако, врачами могут быть как мужчины, так и женщины, и успех в этой профессии зависит от профессионализма и умения, а не от пола. Стереотипизация в медицинской сфере может лишать общество квалифицированных врачей и медсестер, независимо от их пола.

4. «Азиаты все математически одарены»

Этот стереотип основан на представлении о том, что азиаты, особенно из стран Восточной Азии, имеют более высокую математическую способность и успеваемость, чем представители других национальностей. Однако, способности в области математики зависят от индивидуальных способностей, интересов и уровня образования каждого конкретного человека. Этот стереотип поддерживает миф о превосходстве определенных национальностей над другими и может приводить к дискриминации и неправильным представлениям.

5. «Подростки всегда непослушны и бунтари»

Этот стереотип связывает подростков с непослушным и неадекватным поведением, характерным для переходного возраста. Однако, каждый подросток уникален и его поведение зависит от индивидуальных особенностей, воспитания и окружения. Некоторые подростки могут быть ответственными и успевающими в учебе, а другие могут проявлять поведение, характерное для озабоченности и революции. Стереотипизация подростков может привести к неправильному восприятию и потере возможностей для развития и поддержки их индивидуальности.

Влияние стереотипов

Существует множество исследований, посвященных влиянию стереотипов на наше восприятие. Психолог из Принстонского университета, Сьюзан Фиске, исследовала воздействие расовых стереотипов на функцию амигдалы — части мозга, ответственной, среди прочего, за переживание страха.

В рамках этого эксперимента двум группам участников с европейским происхождением были показаны фотографии людей с кожей другой расы. Первой группе был задан вопрос о том, сколько лет людям на фотографиях. В этом случае амигдала реагировала активно, проявляя признаки страха. Во второй группе участникам задавали совершенно другой вопрос: «Какой овощ, по вашему мнению, эти люди предпочитают?» В этом случае активность амигдалы снизилась, и ученые наблюдали, что участники перестали испытывать страх. Фиске предполагает, что в случае второй группы респонденты рассматривали людей на фотографиях в более обыденном контексте, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. При таком подходе опрашиваемые начали неосознанно устанавливать общие черты с субъектами фотографий, предполагая, что, возможно, им нравятся те же продукты.

Попытки угадать личные предпочтения позволили респондентам рассматривать людей на фотографиях как уникальных индивидуумов. Однако, в случае, когда вопрос был общим и абстрактным, они склонны были видеть их как часть общей группы, вызывая мгновенное активирование стереотипов. Этот феномен объясняется тем, что люди часто быстро прибегают к оценкам других на основе их групповых принадлежностей, будь то положительные или отрицательные стереотипы. Однако, когда начинают воспринимать индивидуумов из другой группы как уникальных личностей, стереотипы утрачивают свое влияние.

В другом исследовании, проведенном учеными из Университета Южной Джорджии в США, было выявлено, насколько сильно мы подвержены стереотипам, и как даже применяем их по отношению к себе. Эксперимент включал два стереотипа: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предложили выполнить математический тест одинаковой сложности. Перед тестом одной группе напомнили стереотип о женщинах, а другой — об азиатах. В результате первая группа продемонстрировала низкий уровень успеха, в то время как вторая группа проявила выдающиеся результаты.

Исследования подчеркивают, как важно осознавать влияние стереотипов на наши суждения и решения. Польский социопсихолог Анри Тэшфел предложил объяснение тому, что делает человеческую психологию склонной к использованию стереотипов

Основываясь на своей теории социальной идентичности, Тэшфел утверждает, что для человека важно ощущать свою принадлежность к определенной группе. Это придает чувство принятия и помогает определить собственное место в обществе. Согласно этой теории, люди обычно склонны разделять других на «своих» и «чужих». 

Польский социопсихолог Анри Тэшфел предложил объяснение тому, что делает человеческую психологию склонной к использованию стереотипов

Основываясь на своей теории социальной идентичности, Тэшфел утверждает, что для человека важно ощущать свою принадлежность к определенной группе. Это придает чувство принятия и помогает определить собственное место в обществе

Согласно этой теории, люди обычно склонны разделять других на «своих» и «чужих». 

Для демонстрации своей идеи Тэшфел провел эксперимент, в котором он разделил мальчиков одного возраста, учащихся в одной бристольской школе, на две группы. Каждому участнику эксперимента Тэшфел задал несколько вопросов, и затем он заявил, что первая половина предпочитает творчество Кандинского, в то время как вторая половина выбирает другого абстракциониста по имени Кале (хотя вопросы не имели никакого отношения к искусству). Затем он предоставил им сумму денег, которую они должны были распределить между собой по какому-либо признаку. В результате участники эксперимента отдавали большее количество денег членам своей, искусственно образованной Тэшфелом, группы. Этот эксперимент продемонстрировал, что даже когда группы образованы случайным образом, мы автоматически начинаем более благосклонно относиться к «своим», чем к «чужим».

Как преодолеть стереотипы и создать инклюзивное общество

Стереотипы — это предвзятые и упрощенные представления о конкретной группе людей, основанные на их признаках или принадлежности к определенной социальной категории. Они могут быть связаны с полом, возрастом, расой, национальностью, вероисповеданием и т. д. Стереотипы создают преграды для взаимодействия и ведут к дискриминации и неравенству в обществе.

Однако существуют способы преодоления стереотипов и создания инклюзивного общества:

Образование и информирование: Чтение книг, просмотр фильмов и документальных фильмов, участие в тренингах и обучающих программах помогают лучше понять различные культуры, обычаи и переживания людей

Это способствует уважительному отношению и лучшему пониманию других.

Критическое мышление: Важно самостоятельно анализировать представления и мнения, а не принимать их безраздельно. Необходимо осознавать, что стереотипы могут быть неверными и оскорбительными, и не строить свои суждения и предположения на их основе.

Создание диалога: Важно активно обсуждать стереотипы с разными людьми и на различных платформах

Обмен мнениями и опытом может усилить осознание того, как стереотипы влияют на жизнь людей и как их можно преодолеть.

Поддержка равенства: Стремление к установлению равных прав и возможностей для всех людей является ключевым аспектом создания инклюзивного общества. Это означает отказ от дискриминации и признание и ценность разнообразия.

Для создания инклюзивного общества необходимо осознанно бороться со стереотипами и преодолевать их в каждом аспекте жизни. Это требует обучения, работы над собой и открытого диалога с людьми из разных культур и социальных групп. Вместе мы можем создать мир, где каждый человек будет цениться и уважаться независимо от своей принадлежности к определенной группе.

Определение стереотипного мышления

С точки зрения психологии, шаблонное мышление — это такой вид умственной деятельности, который отличается однообразностью поведения при возникновении схожих ситуаций. В более узком значении, мышление со стереотипами — это зарождение одинаковых мыслей и моделей поведения у разных людей.

Стандартность принципов действия прививается с самого рождения. Но ведь каждый человек индивидуален и уникален по своей сущности. Закладывание стереотипов лишает возможности неординарных решений. Эта ограниченность личностного роста ведёт к деградации общества. Люди, загнанные в рамки стандартности и ограниченные надуманными нормами, не находят в себе силы к запуску неординарного двигателя социального прогресса.

Сложно дать одно определение понятию стандартного мышления и совершенно точно в единственной форме сказать, что такое стереотип. Этому тезису дано множество интерпретаций, отличающихся друг друга психологическим окрасом. Некоторые идеи, несмотря на схематичность, упрощённость и обобщённость, имеют рациональное зерно. Но большая их часть не соответствует действительности и, более того, мешает развитию общества, препятствуя возникновению новых образов мыслей, переиначивая схему восприятия мира, искажая реальность и сбивая социум с правильного пути.

https://youtube.com/watch?v=78wbyI-5pOk

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему восприятию тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как формируются стереотипы?

Механизм формирования установок сложный. Они не могут появляться в один момент. Необходимо время, опыт, последовательность тех или иных ситуаций и обстоятельств.

Стереотипы всегда формируются в обществе, группе лиц, объединённых общими признаками. Например, в коллективе людей определённой профессии могут работать одни установки, но в другой среде они действовать не будут.

Встречаясь с человеком определённого статуса, возраста, профессии мы ожидаем от него конкретных поведенческих реакций. Например, мы испытываем желание помочь бабушке донести сумки, потому что уверены в её немощности.

Если нам говорят о том, что предстоит встреча с 70-летней женщиной, которую мы никогда не видели, то мы уже представляем её образ. Реальность может нас разочаровать. На встречу придёт энергичная и активная дама, которую трудно назвать старой. Но наш опыт помог сознанию сформировать ложное представление о незнакомом человеке.

Стереотипы – комплекс правил, норм, они часто ошибочны, неверны. Но именно они руководят человеком. Мы вешаем на личность ярлык, не видя и не зная его лица, характера, способностей. Нам удобно воспринимать мир таким, каким мы его представили. Отказываться от сформированных картинок, не хочется. Ведь тогда придётся ломать систему, действовать по-другому, то есть выходить из зоны комфорта.

Стереотипы могут быть сформированы под влиянием отсутствия информации. Если нашему сознанию не хватает знаний, мы пытаемся заполнить проблемы. Мозг ищет всё то, что пригодится для заполнения пустот.

Мы воспользовались готовым стереотипом, чтобы хоть как-то унять тревогу по поводу выбора сына. Реальность разочарует нас либо подтвердит догадки.

Таким образом, формируются все стереотипы. В их основе – многовековое наблюдение, опыт, выводы поколений. Чтобы доказать данный факт, приведём ещё один пример.

Представьте, что вам говорят о рабочем завода. Какой образ вы себе придумали? Человек, наверняка перепачкан, в рабочей спецовке, с сильными руками. На деле к вам выйдет чисто одетый молодой человек. Заводское оборудование давно автоматизировано. Сейчас мало кто разгуливает по цехам в грязной робе. Но стереотип сыграл злую шутку.

Примеры поведенческих стереотипов

Многие установки формируются в обществе под влиянием определенных событий или складываются исторически. Большинство из них не имеет логической подоплеки (или потеряло ее в результате изменений условий жизни, объективной реальности). Однако стоит учитывать, что стереотипы очень живучи, и избавиться от них бывает непросто. Примеры популярных стереотипов:

  • скидки и распродажи – способ сбыть некачественный товар;
  • женщина без мужчины – неполноценна;
  • жилье холостяка – это «берлога», наполненная грязными носками и пылью, а основная еда – пельмени;
  • сделать карьеру можно только по знакомству;
  • высшее образование – обязательное условие для получения хорошей работы.

Для каждой группы стереотипов в обществе есть популярные установки.

  • Этнические. Например, все евреи меркантильные, а русские – ленивые и пьяницы.
  • Гендерные. Здесь общество не только расписывает мужские и женские роли, но и задает определенные сценарии. Например, девушка должна хитростью и уловками «захомутать» мужчину побогаче, после чего родить ему детей и раствориться в материнстве. Мать-одиночка или женщина в разводе – неудачница, которую можно только пожалеть. Если же дама делает успешную карьеру – она или «синий чулок», старая дева, или чья-то любовница. Согласно стереотипам, мужчины не могут быть верными, моногамными партнерами, а их интересы ограничены футболом, рыбалкой и посиделками с друзьями.
  • Возрастные. Дети – глупые и безответственные, поэтому задача родителей – контролировать их каждый шаг. Подростки – это «трудные» дети, которые еще ничего не понимают в жизни. Стариков необходимо слушать, поскольку они «жизнь прожили», могут поделиться мудростью.

Раздел 2: Борьба со стереотипным мышлением

1. Самоанализ

Первым шагом к преодолению стереотипов является осознание их наличия в нашем мышлении. Прежде чем начать работать над изменением своего мышления, необходимо провести самоанализ. Сделайте список стереотипных мыслей, которые вы замечаете в своих мыслях и поведении. Это позволит вам четко определить области, в которых вам нужно работать.

2. Исследуйте новую информацию

Чтение книг, просмотр документальных фильмов, посещение мероприятий с разными точками зрения — все это поможет вам расширить ваш кругозор и осознать, что есть множество альтернативных подходов и точек зрения.

3. Поставьте себя на место других

Попытайтесь представить себя в шкуре других людей и увидеть мир их глазами. Это поможет вам понять, что каждый имеет свой уникальный опыт и мироощущение, что полезно для преодоления стереотипов и развития эмпатии.

4. Осознавайте свои предубеждения

Мы все имеем свои предубеждения, которые влияют на наше мышление и восприятие мира. Чтобы преодолеть стереотипное мышление, необходимо быть осознанными по поводу своих предубеждений и стараться видеть мир без них.

Это только несколько методов, которые могут помочь вам стать более осознанными и разносторонними в своем мышлении

Важно помнить, что борьба со стереотипным мышлением — это процесс, который требует времени и усилий. Однако, последовательное применение этих методов поможет вам преодолеть стереотипы и открыть новые горизонты для своего мышления

Подраздел 2:1 Причины возникновения стереотипного мышления

1

Ограниченное восприятие информации

Стереотипы могут возникать из-за ограниченности информации, с которой мы имеем дело. В таких ситуациях, мы заполняем пробелы в нашем знании использованием готовых шаблонов и схем, которые уже у нас сформировались.

2

Социальное влияние

Стереотипы могут быть результатом социального влияния, когда окружающие люди пропагандируют определенные представления, которые формируются в нашем сознании и становятся основой для стереотипного мышления.

3

Личный опыт

Стирая воспоминания и личный опыт могут влиять на формирование стереотипов. Негативные или положительные опыты с определенной группой людей могут стать основой для обобщений и формирования стереотипов.

4

Медиа

Медиа и культура также играют роль в формировании стереотипов. Мысль, что определенная группа людей или культура должна соответствовать определенным критериям, может создать или усилить существующие стереотипы.

Все эти факторы могут работать вместе и образовывать и укреплять стереотипное мышление

Для преодоления стереотипного мышления важно осознавать эти причины и развивать критическое мышление, отказываясь от готовых шаблонов и предрассудков

Подраздел 2:2 Как преодолеть стереотипное мышление

Преодоление стереотипного мышления требует усилий и самодисциплины. Вот несколько способов, которые могут помочь вам изменить свое мышление:

  1. Будьте открытыми к новым идеям и опыту. Старайтесь не закрываться в своих представлениях и быть готовыми открыто воспринимать новую информацию.
  2. Задавайте вопросы. Будьте любопытными и не бойтесь задавать вопросы, чтобы расширить свое понимание и взгляды на мир.
  3. Изучайте исключения. Изучайте ситуации, которые не соответствуют вашим стереотипам, чтобы понять, что они могут внести в ваше мышление.
  4. Развивайте эмпатию. Попытайтесь поставить себя на место других людей и понять их точку зрения, чтобы разбить стереотипы и предубеждения.
  5. Осознавайте свое мышление. Будьте внимательны к своим мыслям и замечайте, когда они становятся стереотипными. Только осознав проблему, можно начать ее решать.
  6. Избегайте категоризации. Старайтесь не разделять людей по группам и не навешивать на них ярлыки. Каждый человек уникален и заслуживает непредвзятого отношения.
  7. Разнообразие информационных источников. Получайте информацию и мнения от разных людей и разных источников, чтобы иметь широкий кругозор.
  8. Объединяйтесь с разными людьми. Взаимодействие с разными людьми поможет расширить ваш кругозор и разбить стереотипы, основанные на недостатке опыта.

Что такое стереотипизация?

В психологии стереотипизация — это оценка, восприятие человека, события или явления исходя из полученного опыта и сформированных убеждений. В ходе данного процесса происходит «приписывание» знакомых черт характера, что упрощает процесс идентификации индивида, но создает и ряд трудностей.

Стереотип — это сформированное отношение к событиям, которое основывается на сравнении с внутренними идеалами. Хоть они не всегда объективно описывают существующую реальность, но достаточно прочно въедаются в быт.

Каждый человек делит всех знакомых на определенные типы. Это всего лишь результат жизненного опыта.

Если представить сознание отдельного человека набором ячеек, то каждая из них наполнена множеством личностей, которые ваш мозг относит к одной группе. Для вас они чем-то (или многим) схожи. Например, повадками, реакцией, голосом, целеустремленностью, лицом. Пустых ячеек в сознании не бывает, их количество увеличивается параллельно с жизненным опытом.

Так вот, при встрече с незнакомым человеком ваш мозг как бы сканирует его, выделяет главные черты и находит максимальные совпадения среди имеющихся данных. На основе такого анализа образ сразу же причисляется к определенной группе. Это упрощает жизнь: вы примерно знаете, как данная личность будет себя вести, чего от нее ожидать, как взаимодействовать.

Этот же механизм срабатывает для событий и явлений.

Механизмы зарождения стереотипов

Многим станет интересно, откуда же они берутся, эти стереотипы. Как получается так, что опыт конкретного человека становится социальной моделью поведения целого общества? Можно ли избежать стандартных схем и упрощённых пониманий?

Исходя из определений психологии, стереотипы основываются на пережитом прошлом. Полученный опыт и завершающий итог и есть механизм зарождения образцов. А далее дело времени: закреплённый результат будет передаваться из поколения в поколение, закрепляясь в сознании и укореняясь в обществе. Конечно же, со сменой эпох, видоизменяются и стереотипы. Например, стало лояльнее отношение к «неравным» и «гражданским» бракам, «незаконному» деторождению, ранним бракам и разводам. Но в то же время добавились новые: равноправие полов, образ блондинки, сексуальные меньшинства. Между тем изменение формы не говорит о полном искоренении.

Разрушить стереотипы ещё сложнее, чем создать, хотя действующие факторы в обоих случаях одинаковы — опыт и время. Человеку сложно отказаться от чего-то устоявшегося и решиться на нововведение. Но тем не менее разрушить мифы можно, но сложно. Для этого нужно отказаться от стандартного хода мыслей. Но прежде нужно разобраться что представляет собой стереотипный тип мышления.

Причины и процессы формирования

Стереотипизация – это в психологии формирование суждений через взаимодействие элементов психики. Стереотипы появляются при отсылке к индивидуальному или групповому жизненному опыту. Образование стереотипов происходит во второй сигнальной системе и включает в себя 3 фазы.

Фаза Описание
Начальная Отдельные зрительные и речевые раздражители действуют на сигнальную систему и входят во взаимодействие со словесными и зрительными образами в высших отделах мозга. Как следствие возникает целостное представление, которое состоит из сформированных форм сознания и ассоциаций.
Фаза поисковой реакции Поступающие образы соотносятся с уже имеющимися представлениями и распознаются как исходные. При этом сохраненная модель перестает быть размытой, а приобретает конкретный характер, наполняется деталями.
Узнавание Сохраненная информация для стереотипа содержится в виде ассоциации. Части восприятия при контакте с раздражителем возбуждаются и генерируют различные образы, чувства, символы, из которых создается стереотип.

У. Квастхофф отмечал, что функции стереотипов необходимы для нормальной работы психики и сознания – социального существования, внутренно-психологической стабилизации, переработки информации

В процессе образования стереотипа участвуют такие психические действия как атрибуция, категоризация, избирательное внимание, формирование понятий, оценка.Стереотип основывается на 3 компонентах:

  • когнитивный – человек осознает информацию об объектах;
  • аффективный – выражает оценочные переживания по поводу объектов;
  • социальный – показывает программу действий по отношению к объектам.

Возникают стереотипы по разным причинам. Главная из них – защита мозга от перегрузки объемом информации. Механизм стереотипизации основывается на упрощении мыслительного процесса. Психика не каждый раз реагирует на раздражители со всей полнотой переживаний, а переносит их на уже усвоенные модели. Постоянный поток новой информации нагружает мозг, поэтому организм самостоятельно проводит классификацию поступающих стимулов, подгоняя их под привычные образы.

Так процесс познания не превышает обыденный уровень, опираясь на житейский опыт, сформированный через обобщение представлений. Одновременно с этим сам окружающий мир содержит схожие, однообразные, повторяющиеся элементы, на которые человек реагирует стереотипными действиями. Отказ от стереотипизации привел бы к постоянной работе психике по дифференциации и классификации информации. Так шаблонное мышление упрощает познание мира и облегчает работу мышления.

Усваиваются стереотипы через инкультурацию и социализацию. Сами шаблоны – это часть культуры. Многие группы стереотипов человек запоминает с детства, выносит их из семьи и окружения. Закрепление образов происходит в возрасте 12-30 лет, после чего они практически не изменяются. В итоге готовые модели отражают понимание не только своей группы, но и представление других групп о собственной.

Формирование образов происходит в общении с близкими людьми, которые чаще всего присутствуют в жизни. Это семья, друзья, учителя, коллеги. Но иногда шаблонное мышление проявляется и в частных контактах. Например, если на рынке человека обсчитал продавец определенной национальности, то в итоге покупатель перенесет свое суждение на всех лиц этой национальности.

Также в усвоении стереотипов участвуют средства массовой информации, так как для многих людей они являются авторитетом. Мнения, транслируемые в СМИ, часто вытесняют личные убеждения.

Это происходит по нескольким причинам:

  1. Если человек не обладает достаточными знаниями о предмете обсуждения, то полагается на информацию из новостей или газет, не подвергая ее критической оценке.
  2. Статус источника играет важную роль в процессе стереотипизации. Суждение известного общественного деятеля или политика считаются более весомыми.
  3. Опора на мнение СМИ косвенно снимает ответственность за принятые решения. Человек принимает точку зрения авторитетного источника, считает ее правильной и справедливой.

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: