Как правильно оформить прямую и косвенную речь

Когда следует использовать глагол «признался» в прямой речи

Глагол «признался» применяется, когда важно передать точные слова или состояние души говорящего. Например:. «Он признался: «Я влюбился в нее с первого взгляда!»»

«Он признался: «Я влюбился в нее с первого взгляда!»»

В данном случае глагол «признался» указывает на то, что говорящий откровенно признается в своих чувствах, выражает свою любовь. Это позволяет более точно передать эмоциональное состояние говорящего и усилить воздействие на слушателя.

Важно отметить, что в русском языке глагол «признался» используется, когда говорящий признается в собственных мыслях, чувствах или сделанных поступках. Например:. «Он признался: «Я совершил ошибку, и мне очень жаль!»»

«Он признался: «Я совершил ошибку, и мне очень жаль!»»

Здесь глагол «признался» указывает на то, что говорящий признается в совершенной им ошибке и выражает сожаление. Это помогает передать его чувства и усиливает эмоциональный акцент в высказывании.

Итак, использование глагола «признался» в прямой речи позволяет передать точные слова говорящего и усилить эмоциональное воздействие высказывания. Он активно используется в различных жанрах и стилях речи, обогащая их выразительность и эмоциональную глубину.

Прямая и косвенная речь

В художественных произведениях, публицистических и научных статьях мы нередко встречаем чужую речь — реплики людей, помещённые в текст. Слова, которые вводят прямую речь, обычно называются авторскими словами. Они окружают речь других людей или прерывают её.

Из слов автора мы узнаём о том, кому принадлежит чужая речь (Мария, Иван, я, он, вы), и само действие речи или размышления (говорит, спросил, сказал, вспоминал). Например: «Привет!» — сказала Саша.

Чужую речь можно передать, используя:

Я попросила: «Саня, отдай мне рюкзак»;

Я попросила, чтобы Саня отдал мне рюкзак;

Как утверждают политологи, демократия — самый устойчивый государственный режим.

Как передать ту или иную чужой речь, решает сам автор.

Прямая речь — это вид чужой речи, передающейся без изменений её формы и содержания. Такие реплики обычно закавычиваются. Расположение авторских слов обуславливает то, где и как расставляются знаки препинания.

I. Прямая речь расположена перед словами автора (примеры предложений):

«П», — а. «Спасибо, что поддержал меня вчера», — сказал Сергей.

«С собакой нужно гулять два или три раза в день», — подтвердила Алла Евгеньевна.

«П?» — а. «Интересно, что́ будут читать мои правнуки?» — писал Лев Толстой.

«Зачем нам снова возвращаться домой?» — недоумённо спросил Андрей.

«П!» — а. «Едем!» — крикнул Ваня, запрыгивая в машину.

«Как же хорошо, что облагородили наш парк!» — вздохнула Таня.

Если прямая речь заканчивается точкой, а затем идут слова автора, то точка заменяется запятой. В других случаях пунктуация неизменна. Перед авторскими словами обязательно ставят тире.

II. Прямая речь следует за словами автора:

А: «П». Тут Коля и сказал: «Я знаю, кто спрятал твой велосипед».

Следователь забеспокоился: «Нет, я не знаю, о чём вы говорите».

А: «П?» Алёна спрашивает: «Твои друзья не придут?»

Лёша интересовался: «Откуда у вас столько знакомых здесь?»

А: «П!» Папа сказал: «Поедем завтра на рыбалку!»

Вдруг мы слышим крик: «Помогите срочно!»

Если слова автора идут перед прямой речью, то после слов автора ставится двоеточие, а не тире. Восклицательный и вопросительный знак не выносится за кавычки.

III. Прямая речь разрывается словами автора:

«П, — a, — п?» «Вчера рано утром, — начал я, — вы не видели кого-либо на дворе?»

«Зачем-то внезапно, — рассказывала бабушка, — он взял телефон и позвонил какому-то своему другу».

«П, — a. — П». «Мы купили вчера билеты, — рассказала сестра. — Вылетаем в пятницу вечером».

«Надо сходить в магазин, — прошептала мама. — Завтра у Риты день рождения».

«П? — a. — П!» «Что же вы говорите? — воскликнула Софья Ивановна. — Это очень странно!»

«Зачем перекрашивать этот дом? — взволновался Лёня. — Этот цвет, ведь, совсем не подходит!»

«П! — a. — П». «Постойте! — покричал продавец мне вслед. — Вы забыли сумку».

«Как красиво в вашем саду! — воскликнула Маша. — С удовольствием останемся на ужин».

«П! — a. — П?» «Дорогой друг! — закричал ему ямщик. — Не подскажешь ли, как проехать к крепости?»

«Ради бога! — сказал водитель. — А когда вы вернётесь?»

Когда слова автора прерывают прямую речь, следует обращать внимание на знаки препинания. Если прямая речь состоит только из одного предложения, то везде ставятся запятые кроме конца всего предложения (случай 1)

Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора вставляются между ними, то пунктуация сохраняется, однако точка заменяется запятой, а слова автора пишутся со строчной буквы и в конце их ставится точка. Не забывайте про тире и заглавную букву во второй части прямой речи.

Прямая речь иногда представляется в виде диалога: слова автора часто опускаются, а каждая реплика пишется с новой строки и с тире.

Косвенная речь — это передача чужой речи в виде придаточного предложения. Она следует после авторских слов, присоединяется при помощи союзов (в том числе и союзных слов) что, чтобы, ли. При этом не сохраняется интонация, восклицательные предложения, междометия, а также меняется время и лицо глагола.

Предлагаем вашему вниманию таблицу с примерами перевода предложений с прямой речью в косвенную.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

 В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:

 Схема предложен я с прямой речью Пример

 I. Прямая речь перед словами автора:

Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы.

 «П», — а.

 «П?» — а.

 «П!» — а.

 «П…» — а.

    «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.

    «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.

    «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.

     «А ты меня не пугай…» — равнодушно попросила она.

 II. Прямая речь после слов автора:

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).

 А: «П».

 А: «П?»

 А: «П!»

 А: «П…»

    Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

      Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» 

      Мишка кричит: «Здорово получается!»

   Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».

 III. Прямая речь разрывается словами автора:

      Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:

       — если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

         — если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них — точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

    — если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

        При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы. 

  «П, — а, — п».

 «П, — а. — П».

 «П? — а. — П».

 «П! — а. — П».

 «П… — а. — П». 

      «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».

    «Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».

  «Что вы говорите? — воскликнула Марья  Гавриловна.— Как это странно!»

   «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово».

      «Не надо…  — сказал Вершинин. — Не надо, парень».

   «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»

      «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами».

 IV. Прямая речь внутри слов автора:

 Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста).

 А: «П», — а.

 А: «П?» — а.

А: «П!» — а.

    Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.

     Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет.

3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

Чужая речь

Высказывание другого лица, включенное в авторское повествование, образует чужую речь. Чужая речь, воспроизведенная дословно, с сохранением не только ее содержания, но и формы, называется прямой речью. Чужая речь, воспроизведенная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания, называется косвенной.

Прямая и косвенная речь различаются не только дословной или недословной передачей чужой речи. Главное различие прямой речи и косвенной заключается в способе включения той и другой в речь авторскую. Прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), а косвенная речь оформляется в виде придаточной части в составе сложноподчиненного предложения, в котором главную часть составляют слова автора. Ср., например: Молчание длилось долго. Давыдов перевел глаза на меня и сказал глухо: «Не я один отдал жизнь пустыне»№. — Давыдов перевел глаза на меня и сказал глухо, что не он один отдал жизнь пустыне. При переводе прямой речи в косвенную при необходимости меняются формы местоимений (я — он).

Лексическое различие прямой и косвенной речи отнюдь не обязательно. Например, прямая речь может воспроизводить чужую речь не дословно, но обязательно с сохранением ее формы (в виде самостоятельного предложения). Об этом свидетельствуют слова со значением предположения, введенные в авторскую речь: Он сказал примерно следующее… В то же время косвенная речь может дословно воспроизводить чужую речь, но оформляется она несамостоятельно, ср.: Он спросил: «Скоро ли приедет отец?» (прямая речь). — Он спросил, скоро ли приедет отец (косвенная речь).

При сближении форм передачи чужой речи, т.е. прямой и косвенной, образуется особая форма — несобственно-прямая речь. Например: Угрюмый день без солнца, без мороза. Снег на земле за ночь растаял, лежал только на крышах тонким слоем. Серое небо. Лужи. Какие там санки: противно даже выйти во двор (Пан.). Здесь чужая речь приведена дословно, но вводящих ее слов нет, она формально не выделена в составе авторской речи.

Основные правила ставки знаков препинания в прямой речи

Знаки препинания в прямой речи используются для обозначения реплик и выделения прямой речи от описательных частей текста. Они помогают читателю различать, кто именно высказывает определенное высказывание и как он это делает.

Основные правила ставки знаков препинания в прямой речи:

  1. Раздельное написание реплик. Каждая реплика начинается с новой строки и заключается в кавычки. Например:
    • «Какой твой любимый цвет?» — спросил мальчик.
    • «Сегодня я пойду в парк», — сказала девочка.
  2. Внутриречевые знаки препинания. Если внутри реплики есть восклицательный или вопросительный знак, они должны ставиться также внутри кавычек. Например:
    • «Как же это замечательно!» — воскликнула она.
    • «Ты хочешь, чтобы я остался?» — спросил парень.
  3. Отделение прямой речи вводными словами. Если прямая речь предваряется вводным словом или фразой, то она отделяется запятой. Например:
    • Он сказал, «Я очень рад вас видеть».
    • По его словам, «Она будет жить в Лондоне».
  4. Перенос реплик на новую строку. Если реплика очень длинная, то она может быть перенесена на новую строку с отступом и продолжена без закрытия кавычек. Например:
    • «Я собираюсь в отпуск на месяц, — объявил он, — и не знаю, что делать со своими обязанностями».
    • «Ты сделал мне день, — сказала она, — неожиданное приглашение на вечеринку».

Правильное использование знаков препинания в прямой речи обеспечивает читабельность и позволяет читателю легко понять, кто именно говорит и как происходит разговор.

Как использовать прямую речь в журналистике и ораторском искусстве?

Прямая речь играет важную роль в журналистике и ораторском искусстве, помогая передать точки зрения, эмоции и перспективы людей, о которых рассказывается или с которыми ведется диалог

Важно использовать прямую речь грамотно и достоверно, чтобы она задала нужную тональность, создала аутентичность и привлекла внимание аудитории

Для того чтобы использовать прямую речь эффективно, журналисты и ораторы должны учитывать следующие особенности:

1. Точность и цитирование.

Важно передать цитаты так, как они были произнесены. Ораторы и журналисты должны быть точными и не изменять высказывания для достижения своих целей

Цитируемый текст должен быть заключен в кавычки и явно указывать, кто является его автором.

2. Уместность и релевантность.

Прямая речь следует использовать тогда, когда она релевантна и важна для повествования или аргументации. Она может помочь представить мнение экспертов, свидетелей или других важных лиц, чтобы подтвердить или оспорить утверждения.

3. Эмоциональная окраска.

Прямая речь может передавать эмоции, настроение и интонацию говорящего. Ораторы и журналисты могут использовать эту особенность прямой речи, чтобы подчеркнуть силу высказывания и вызвать эмоциональный отклик у аудитории.

Использование прямой речи в журналистике и ораторском искусстве может сделать рассказ или выступление более живыми, интересными и убедительными. Однако, необходимо помнить об ответственности использования цитат и соблюдении профессиональных стандартов.

Преимущества использования прямой речи в тексте

Эмоциональная нагрузка: Прямая речь позволяет передавать эмоции и чувства персонажей непосредственно. Она позволяет читателям услышать голос героя и почувствовать его эмоции. Это делает текст более живым и увлекательным для аудитории.
Аутентичность и реализм: Использование прямой речи позволяет создать более автентичную и реалистичную атмосферу в тексте. Герои могут выразить свои мысли и чувства непосредственно, как в реальной жизни. Это помогает сблизиться с персонажами и создать более глубокий и реалистичный мир.
Избегание информативной усталости: Прямая речь обычно более легко читается и понимается, так как она менее формальна и ближе к разговорному стилю

Это особенно важно, когда текст содержит много информации или сложных концепций. Использование прямой речи позволяет сделать текст более доступным и привлекательным для читателя.
Разнообразие стилей и голосов: Прямая речь позволяет выразить различные стили и голоса персонажей

Каждый персонаж может иметь свою уникальную манеру говорить, что помогает отличать их друг от друга и создает более интересную динамику в тексте. Это особенно полезно в художественной литературе и диалогах.

В целом, прямая речь является сильным инструментом, который может сделать текст более живым, эмоциональным, реалистичным и увлекательным для аудитории. Она помогает запомнить персонажей, создает аутентичный мир и делает текст более доступным и понятным для читателей. Используйте прямую речь, чтобы добавить динамику и эмоциональный заряд в свои тексты.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой... (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

Прямую речь можно заменить косвенной.

Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей. Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях.

Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.

Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду. Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море.

Сравните: Иван Фёдорович… попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них.

Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

Например: Я спросил, который час. Мы спросили встречных, куда они едут. Я спросил товарища, решил ли он эту задачу.

Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени

Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной

Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. 

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы; п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире

Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы

Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире

Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире

Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

Рассмотрите схемы этих предложений.

Применение кавычек в прямой речи в конспекте

В конспекте, при оформлении прямой речи, кавычки играют важную роль. Они помогают читателю легко отличить реплики персонажей от описательных частей текста. Кавычки также позволяют точно передать смысл высказывания и сохранить оригинальный стиль речи персонажей.

Применение кавычек в прямой речи в конспекте следует определенным правилам:

  • Прямую речь обрамляют кавычками. В русском языке используются «лапки» или «кавычки». Они могут быть одинарными или двойными, но в пределах одного текста нужно использовать один тип кавычек.
  • Отделять кавычки от текста можно пробелами или пустыми строками. Это помогает читателю лучше ориентироваться в тексте и позволяет делать записи в конспекте более удобно.
  • Перед открывающей кавычкой ставится тире, которое означает начало прямой речи. После закрывающей кавычки может быть просто точка или знак препинания в конце высказывания.

Пример использования кавычек в прямой речи:

  1. – «Привет, – сказал Макс, – как дела?»

  2. – «Я не понимаю, зачем это нужно», – подумала Анна. – Мне кажется, это очень странно.

  3. – «Я считаю, что это неправильно», – заявил директор фирмы. – Мы должны следовать правилам и законам.»

Вот основные принципы применения кавычек в прямой речи в конспекте. Соблюдение этих правил поможет вам четко и точно передавать высказывания и диалоги персонажей в своих записях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: