Значение достоверной информации
Достоверная информация играет важную роль в наших жизнях. На основе достоверной информации мы принимаем различные решения и формируем свое мнение о мире. Достоверность информации позволяет нам быть уверенными в правильности наших действий и предотвращать возможные ошибки.
Достоверность информации зависит от ее источника и методов проверки. Например, научные исследования, проводимые опытными и квалифицированными специалистами, предоставляют достоверные данные, которые можно использовать в повседневной жизни и в принятии важных решений. Качество источников информации также играет важную роль. Надежные источники, такие как академические публикации и проверенные новостные источники, обеспечивают более достоверную информацию по сравнению со случайными блогами или неизвестными источниками.
Общество нуждается в достоверной информации для прогресса и развития. Надежные данные позволяют ученым рассматривать новые идеи, делать открытия и разрабатывать более эффективные решения. Отсутствие достоверной информации может привести к ошибкам и проблемам, особенно в области медицины, науки и политики. Имея доступ к достоверной информации, мы можем принимать осознанные решения и формировать лучшее представление о мире.
Однако, в наше время все сложнее проверить достоверность информации из-за распространения фейковых новостей и манипуляций с данными. Для того чтобы быть уверенными в достоверности информации, необходимо развивать критическое мышление и умение анализировать источники. Это поможет нам отличать правду от лжи и принимать осознанные решения на основе достоверных данных.
В итоге, достоверная информация является основой для принятия разумных решений и развития общества. Она позволяет нам быть уверенными в правильности наших действий и формировать реальное представление о мире вокруг нас.
Преимущества:
-Маленькая стоимость этого вида опроса (в 10-320 раз дешевле,
чем интервью;)
-Почтовый опрос позволяет одновременно провести опрос на большой
территории, в том числе в труднодоступных местах;
-Нет надобности в подборе, обучении и контроле за деятельностью
интервьюеров;
-Анкета заполняется только респондентом, поэтому отсутствует
психологических барьер, наблюдаемый иногда при опросах;
-Респондент сам может выбрать удобное для заполнения время,
может не спешить, это для него комфортно.
Недостатки:
-Неполный возврат анкет;
-Сокращается количество анкет, значит снижается уровень
надёжности полученных данных;
-В зависимости от темы опроса преобладает та или иная
социальная группа;
-Нельзя полностью исключить групповое заполнение анкеты.
Сейчас этот вид опроса малоприменим, но всё-таки ещё
используется.
Слайд 7Модели научного познания Эмпиризм (от гр. emperia – опыт) – единственным
источником всех наших знаний является чувственный опыт (данные наблюдения и
эксперимента).
Рационализм / теоретистская модель (от лат. ratio – разум, рассудок) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Наиболее последовательно эту модель развивали и отстаивали позитивисты (Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Эрнст Мах, Бертран Рассел, Рудольф Карнап, Ханс Рейхенбах и др.).
Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Вильгельм Лейбниц, Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Георг Гегель и др.
«Диалектическая» модель: исходит из признания равноправия и взаимосвязи эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания.
Эту концепцию, у истоков которой стоял Галилео Галилей, разделяло подавляющее число крупных ученых (Анри Пуанкаре, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Вернер Гейзенберг, Сергей Петрович Капица, Андрей Николаевич Колмогоров и мм. др.).
1.
2.
3.
ОРПРОС
-почти универсальный метод, но он не изобретение социологов
(врачи, юристы, журналисты)
-метод позволяет получить информацию о событиях прошлого или
настоящего (естественно, если учитывать все правила), а так же – это источник
знаний о внутренних побуждениях людей
-искусство использования этого метода состоит в том, чтобы
знать, о чём спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как
убедиться в том, что можно верить полученным ответам
-если в опросе учитывать следующие условия, то можно получить
объективные данные:
- кого спрашивать (выборка)
- где вести беседу (место опроса)
- как обработать данные
- в какие сроки провести исследование (нельзя их
растягивать, т.к. мы изучаем субъективные мнения людей, которые могут
меняться)
-Чем социологический опрос отличается от журналистских,
юридических или медицинских опросов?
-
количество
опрошенных (социологов не интересует личное мнение, поэтому анкета
анонимна; нас интересует общественное мнение). Социолог получает
усреднённую картину реальности -
достоверность
и объективность. Социолог обрабатывает данные математически; он
усредняет разнообразные мнения и, с помощью математической статистики, из
субъективных мнений получаются объективные; но это возможно только при
соблюдении всех правил - цель опроса – проверка
гипотез о характере связей между различными переменными, расширение
научных знаний, обогащение
науки, выявление истины. Социолог пытается найти универсальное в
исследуемых явлениях, чтобы получить научный факт. Остальным же наукам
(медицина, юридические науки, журналистика) нужно раскрыть индивидуальные
особенности и их отклонения
Язык и знание в философии
Язык и знание тесно связаны в философии, так как язык является основным инструментом передачи знаний и мыслей между людьми
Философы издавна обращали внимание на важность языка и его влияние на формирование знаний и мышления
Язык позволяет нам описывать и обозначать понятия, делать логические выводы, аргументировать свои идеи. Он является средством коммуникации и передачи информации, а также средством мышления. Через язык мы учимся, понимаем окружающий мир и обмениваемся знаниями с другими людьми.
Однако, язык не является абсолютной истиной и может быть предметом искажения информации или обмана. Он может ограничивать наше понимание действительности, так как каждое слово может иметь несколько значений и интерпретаций.
Философы также обращали внимание на связь между языком и мышлением. Некоторые считают, что язык определяет мышление, то есть мы можем мыслить только то, что нам известно на языке
Другие философы утверждают, что существуют мысли, которые не могут быть выражены на языке, и мышление и язык существуют независимо друг от друга.
Изучение языка и его влияния на знание и мышление является важной темой в философии. Оно позволяет нам лучше понять, как мы узнаем и понимаем мир, и как язык может влиять на наше восприятие и передачу информации
Философский подход к определению знания
Философия исследует различные аспекты знания и пытается определить его сущность. Философский подход к определению знания преследует цель установить, в чем заключается природа и область применения знания.
Одна из наиболее известных концепций знания в философии — это теория истинности. Согласно этой теории, знание предполагает наличие истинных утверждений. То есть, чтобы что-то считалось знанием, оно должно быть верно. Однако, эта точка зрения имеет свои проблемы, так как не всегда легко определить, что именно является истинным, особенно в контексте сложных и спорных вопросов.
Еще одна философская концепция, относящаяся к определению знания, — это концепция «вера-истина-оправдание». Согласно этой концепции, для того чтобы что-то считалось знанием, необходимо, чтобы оно было истинным, человек верил в это и имел содержательные оправдания своей веры. Является ли эта концепция вполне удовлетворительной — это вопрос философской дискуссии.
Существует также концепция, основанная на различении между описательным и нормативным знанием. Описательное знание относится к фактическим истинам о мире, таким как знания о науке или истории. Нормативное знание относится к нормам, ценностям и оценкам, которые регулируют наши действия и решения. Некоторые философы считают, что нормативное знание более субъективно и зависит от индивидуальных убеждений и социокультурного контекста.
Философский подход к определению знания подразумевает, что оно является сложным и многоаспектным феноменом. Он позволяет задавать важные вопросы о природе и особенностях знания, а также раскрывает проблемы, связанные с его оценкой и использованием в различных областях человеческой деятельности.
↑ Уровни и формы научного познания
Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
- Научный факт;
- Эмпирический закон.
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
- Проблема
- Гипотеза
- Теория
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
В ходе проверки гипотезы:
- превращаются в теории
- уточняются и конкретизируются
- отбрасываются как заблуждения
Теория Структура теории:
- Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
- Идеализированный объект данной теории.
- Логика и методология, применяемые для построения теории.
- Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
- Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.
Слайд 351. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и
волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную
реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
Особенности социального познания
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».
4. Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания
Суть
Стремление к достоверности или истинности научного знания проявляется в том, что ученые хотят получить полное и достоверное знание об объекте исследования. Ведь от достоверности зависят практические результаты.
Например, если бы мы игнорировали свойства электрического тока, то не использовали бы изоляцию и заземление, в результате чего была бы масса жертв электрических ударов. Но мы знаем все свойства электричества достоверно, и поэтому таких жертв практически незначительное количество.
Доказуемость фактов. Эта особенность означает, что ничто не может восприниматься на веру. Только на конкретные и задокументированные факты.
К примеру, научный прогноз, что будет дождь, опирается на факты, скопления осадков в атмосфере, которые зафиксировали как наземные станции, так и спутник. Мы не верим, что будет дождь, мы знаем. Это большая разница.
Проверяемость. Знание фактов еще ничего не значит само по себе. Ведь цель научного познания — всегда практическое применение результатов. Поэтому полученное знание подтверждается или не подтверждается экспериментальным путем.
Стремление к объективности
Важно понимать, что наше знание о реальности — это объективное представление о ней, отраженное в книгах, монографиях, научных статьях. Однако никто не даст гарантии, что это вот знание — объективно — то есть совпадает с реальностью полностью
Каждый день делаются новые открытия и предположения, которые показывают, сколь много человечество еще не знает об окружающем мире.
Использование строго научных методов познания. Они, в свою очередь, должны быть проверены на практике, что они позволяют достичь истинного, а не ложного знания.
Например, простое наблюдение — не является научным методом. К примеру — смотришь ты на солнце с земли, и тебе кажется, что именно оно — солнце — вращается вокруг земли. А это ведь не так! Потому что нужно научное наблюдение, сопоставление и прочее.
Формирование теоретических положений в виде законов. Научный закон — это устойчивая связь между двумя и более явлениями окружающей действительности. Если вы открыли закон, то вам полагается Нобелевская премия! Наука стремится именно открывать законы. Например закон всемирного тяготения, закон движения, закон Ома… это все вроде бы простые законы, отражающие связи между двумя и более явлениями…. Но вот чтобы их открыть понадобилось масса исследований!
Использование специального научного языка. Научный язык, научный стиль речи и письма отличается от обыденного. Он строг, требует уместного упоминания тех или иных фактов. Он сух, и в нем нет метафор или еще чего-то такого. Не зря говорят, что немецкий язык больше всего подходит по образец научного языка — он жесток, научен и логичен.
Независимость знания от качеств познающего субъекта. В науке бывают подтасовки. Это когда один “ученый” подтасовывает факты под свою теорию.
В результате он может даже получить премии. А потом оказывается, что другой ученый пытается повторить опыт, или эксперимент и такое, другое исследование показывает абсолютно другие результаты. Поэтому научные открытия должны быть независимы от субъекта познания.
Поделиться в соц. сетях
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Как совершенствовать качество получаемой информации?
Современный мир насыщен информацией, и умение фильтровать и оценивать получаемую информацию становится все более важным. Возможность различать объективное знание от субъективных мнений помогает принимать обоснованные решения и формировать свою собственную точку зрения. Вот несколько способов совершенствовать качество получаемой информации:
Источник информации
Важно выбирать надежные и авторитетные источники информации. Это могут быть научные журналы, учебники, проверенные новостные издания, академические исследования и т.д
Проверяйте репутацию автора и издания, а также наличие ссылок на источники.
Критическое мышление. Не принимайте информацию на веру. Сомневайтесь и анализируйте представленные факты и доводы. Оценивайте их логичность и обоснованность. Используйте критическое мышление для выявления возможных предвзятостей или скрытой агенды.
Проверка фактов. Проверяйте представленные факты на истинность. Используйте надежные источники и доверенные организации, которые проводят проверку фактов, такие как Snopes или FactCheck.org.
Сверка с другими источниками. Проверяйте полученную информацию, сравнивая ее с другими независимыми источниками
Если информация подтверждается несколькими независимыми источниками, то она скорее всего достоверна.
Обратите внимание на предвзятость. Узнайте о потенциальной предвзятости автора или издания
Если информационный источник имеет явную склонность или позиционирует себя как адвокат определенного мнения, то его информация может быть предвзятой или необъективной.
Совершенствование качества получаемой информации требует времени и усилий, но это необходимо для формирования объективного знания и принятия информированных решений. Используйте эти стратегии, чтобы стать более критичными и информированными потребителями информации.
Понятие познания
Определение 1
Познание – это творческая деятельность человека, которая направлена на получение им достоверных знаний о мире.
Так как познание – деятельность, оно схоже с другими видами деятельности, такими как труд, обучение, игра, общение и пр. Поэтому в познании также выделяются элементы, свойственные любому виду деятельности:
- потребности,
- мотив,
- цель,
- средства,
- результат.
Замечание 1
Познавательная потребность – одна из наиболее важных в структуре человеческих потребностей, она выражается любопытством, стремлением к пониманию, духовными исканиями и пр.
Стремление к неизвестному, попытки объяснять непонятное – необходимые элементы человеческой жизни.
Статья: Объективность знания и творческая деятельность
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Слайд 8ИнтуицияСвоеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция
(лат. intuitis – взгляд, вид) – вид познания, в котором проявляется
способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Виды интуиции: интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека
В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной
Влияние субъективности на процесс поиска знания
Субъективность может привести к возникновению так называемых когнитивных искажений, которые искажают наше восприятие и понимание фактов и событий. Например, эффект подтверждения, когда мы склонны искать и толковать информацию таким образом, чтобы она подтверждала наши существующие убеждения и предпочтения.
Субъективность также может приводить к появлению предубеждений и стереотипов, которые могут оказывать негативное влияние на процесс поиска знания. Приверженность определенным идеям или убеждениям может закрыть нам глаза на другие точки зрения и ограничить нашу способность к критическому мышлению и анализу.
Однако, субъективность также может стимулировать процесс поиска знания и способствовать генерации новых идей и гипотез. Имея личный опыт и точку зрения, мы можем идти за своими интересами и страстями, и находить новые, необычные пути истинного знания.
Поэтому, важно осознавать влияние субъективности на процесс поиска знания и стремиться к объективности, используя критическое мышление, рациональный подход и сравнение различных источников информации. Будучи внимательными к своим предубеждениям и стереотипам, мы можем избегать искажений и приближаться к более объективному пониманию окружающего мира
Слайд 23Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения
целого на составные части Универсальные методы познанияСинтез (гр. synthesis –
соединение) – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Индукция (лат. inductio – наведение) – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение
Дедукция (лат. deductio – выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Аналогия (гр. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. Теория подобия в моделировании
Моделирование (фр. modele, от лат. modulus – образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Влияние субъективных факторов на получаемую информацию
При получении знания существуют различные факторы, которые могут влиять на его объективность
Важное значение имеют субъективные факторы, которые связаны с восприятием, вниманием, интерпретацией и оценкой полученной информации
Один из главных субъективных факторов – это предрассудки и предубеждения, которые могут исказить понимание и оценку фактов. Люди часто склонны видеть только те аргументы и факты, которые подтверждают их уже существующие убеждения, игнорируя и пренебрегая информацией, которая их опровергает.
Другим субъективным фактором является личный опыт и образование. Индивидуальные жизненные и профессиональные опыты могут влиять на восприятие информации и приводить к предвзятости в определенных вопросах. В зависимости от образования, люди могут иметь разные знания и понимания, что также может повлиять на интерпретацию полученной информации.
Другие субъективные факторы, такие как эмоции, стереотипы, убеждения и уровень знания в определенной области, также играют свою роль в восприятии и оценке информации. Например, если человек испытывает сильные эмоции, его способность объективно оценить информацию может быть искажена.
Эти субъективные факторы могут создавать преграды на пути к объективному пониманию и получению знания
Важно осознавать и учитывать их влияние, чтобы минимизировать возможные ошибки и искажения в получении информации. Критическое мышление, оценка различных источников информации и постоянное совершенствование своих знаний могут помочь в достижении более объективного понимания мира и получении более достоверной информации
Роль знания в философии
Знание играет важную роль в философии и является одним из центральных понятий этой науки. В философии знание рассматривается как особый вид познания, который обладает особыми свойствами и достоинствами.
Знание как основа философии:
Философия стремится понять и объяснить мир, человека и его место во вселенной. Для этого ей необходимы надежные знания, которые были бы основой для построения философской системы. Философия использует знания из других научных областей, но также создает собственные знания, отличающиеся от научных в том, что они не ограничены эмпирическими фактами и исследованиями, а относятся к более общим и фундаментальным вопросам.
Знание и поиск истины:
Философия стремится к поиску истины и пониманию глубинных смыслов. Знание позволяет философам анализировать истинность и неправильность разных утверждений и доводов, размышлять над причинами и следствиями, искать объяснения для сложных феноменов и явлений.
Знание и критическое мышление:
Философия обучает критическому мышлению и сомнению. Познание и проверка различных видов знания, а также анализ аргументов и доказательств помогают развивать способность сомневаться в своих представлениях, рассматривать вопросы с разных точек зрения и принимать обоснованные решения.
Знание и этика:
Философия также занимается этическими вопросами и основывается на знании для формирования моральных принципов и ценностей. Знание помогает различать между хорошим и плохим, справедливым и несправедливым, определить рациональные основания для принятия этических решений и поступков.
Знание как результат философии:
Философия не только использует знание, но и вырабатывает собственные знания о природе мира, человеке и духовных сферах. Она приходит к выводам, которые не могут быть достигнуты другими науками. Знание, полученное в философии, часто имеет общий и универсальный характер и может быть использовано в других областях знания и жизни.
Таким образом, знание играет важную роль в философии, позволяя находить истину, развивать критическое мышление, определять этические принципы и формировать собственные знания о мире и человеческом бытии. Знание является неотъемлемой частью философского познания и необходимо для построения осмысленных философских систем и аргументаций.
Эволюция понятия знания в философии
Понятие знания имеет длительную и сложную историю развития в философии. С течением времени и развитием мысли, понимание того, что является знанием, претерпевало изменения и эволюцию. Несколько философских направлений внесли значительный вклад в развитие понятия знания.
Одним из первых исторических философов, рассматривавших понятие знания, был Платон. Он предлагал различать веру и истинное знание. Верой можно обладать без объективных оснований, в то время как истинное знание основано на объективных доказательствах и понимании. Для Платона знание было представлением сверхъестественной реальности и выходу за рамки чувственного опыта.
Следующий этап эволюции понятия знания был связан с эпохой Просвещения. В это время рационалисты, такие как Рене Декарт, аргументировали, что истинное знание может быть достигнуто только путем разума и логики, а не опыта. Рационалисты отвергали значимость чувственного опыта и утверждали, что знание нравственно чисто и всеобъемлюще, если оно основано на обоснованном размышлении.
Однако, с развитием эмпиризма, понятие знания начало иначе интерпретироваться. Эмпиризм утверждал, что знание возникает только из опыта чувств. Джон Локк отрицал идею врожденного знания и говорил о том, что мы получаем знания через поступательное восприятие наших ощущений. Для эмпириков основное значение имел опыт, к которому приводили нас наши органы чувств.
С появлением научного метода и философии науки возник новый взгляд на понятие знания. Карл Поппер, переписывая определение знания, предложил понятие фальсифицируемости. По его мнению, знание должно быть проверяемым и открытым для опровержения, чтобы рассматриваться как истинное знание. Он утверждал, что научное знание должно быть подвергнуто критике и проверке, и только тогда можно говорить о его истинности.
Слайд 24Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) –заключается в мысленном отвлечении от
ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо
свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории
Универсальные методы познания
Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике), «монархия», «демократия» и т. д.
Определение, дефиницияЛогический прием, позволяющий: 1) формулировать критерии отличия изучаемого объекта от др. объектов2) Формировать значения вновь вводимого знакового выражения или уточнять значение имеющегося выражения в каком-либо языке (естественном, формул, символике)
Понятие и сущность
Объективное знание основано на понятии и сущности предмета или явления. Понятие — это абстракция, которая объединяет общие характеристики и свойства предметов или явлений в одну категорию. Оно позволяет нам классифицировать и организовать информацию, делая ее более понятной и систематизированной.
Сущность — это совокупность основных и наиболее существенных свойств, которые определяют существо предмета или явления. Она является не только внешним проявлением объекта, но и его внутренним содержанием и природой. Сущность заключается в его причинах, связях и взаимодействии с окружающей средой.
Понятия и сущности позволяют нам не только понять мир вокруг нас, но и изучать его, анализировать и делать выводы на основе объективных знаний. Они существенны для развития науки и совершенствования человеческого познания.
Понятие и сущность имеют тесную взаимосвязь. Понятие является средством для описания сущности, а сущность определяет содержание понятия. Вместе они образуют основу для формирования знаний и различных теорий.
Слайд 27Формализация (лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое
посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми
материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Теоретические методы научного познания
Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод восхождения от абстрактного к конкретному
Знание и объективность
В философии знание обычно рассматривается как информация, которая считается истинной и обоснованной
Однако важно отметить, что знание не всегда является полностью объективным
Объективность в контексте знания означает, что оно отражает реальность такой, какой она есть, независимо от наших субъективных представлений и верований. В идеале, знание должно быть объективным и верным, отвечая научным и логическим принципам.
Однако, существует проблема с определением и достижением полной объективности в знании. Знание в значительной степени зависит от наших субъективных восприятий и оценок. Наши представления о мире формируются на основе наших сенсорных восприятий и мыслительных процессов, которые могут быть подвержены ошибкам и искажениям.
Кроме того, понятие объективности может варьироваться в зависимости от области знания. Например, в некоторых науках, таких как физика или математика, существуют строгие методы и критерии, которые позволяют достичь высокой степени объективности. В то же время, в областях, где исследуется человеческое поведение или социальные явления, объективность может быть более относительной и спорной.
Также стоит отметить, что одно и то же знание может быть истинным и объективным для одного человека или группы людей, но не для других. Разные культуры, вероисповедания и философские школы могут иметь разные системы верований и ценностей, которые могут влиять на то, что они принимают за истинное и объективное знание.
Таким образом, понимание и достижение объективности в знании представляют собой сложную проблему в философии
Важно учитывать различные факторы, влияющие на объективность знания, и искать методы проверки и обоснования наших представлений о мире, чтобы достичь наиболее объективного и истинного знания
Надежность и достоверность
Понимание сущности и свойств объективного знания невозможно без учета надежности и достоверности получаемой информации. Эти два аспекта имеют решающее значение, поскольку именно они определяют степень доверия к знаниям и возможность использования их в практике.
Надежность объективного знания означает, что информация, полученная через наблюдение и эксперимент, является достаточно стабильной и воспроизводимой. Это означает, что при повторных идентичных условиях результаты наблюдений и экспериментов будут одинаковыми или близкими. Надежное знание позволяет получить одинаковые результаты и у разных наблюдателей, при условии соблюдения определенных методологических принципов и правил проведения экспериментов.
Достоверность объективного знания связана с его соответствием действительности. То есть, достоверное знание является точным и соответствующим реальному миру. Оно основывается на фактах и логических закономерностях. Достоверное знание не оспаривается и не противоречит существующему научному и эмпирическому опыту.
Чтобы обеспечить надежность и достоверность знания, необходимо придерживаться научного метода и использовать строгие методологические принципы при сборе и анализе информации. Это включает подбор адекватных методов исследования, контроль за факторами, влияющими на результаты, использование проверенных и достоверных источников информации, а также критический анализ и интерпретацию полученных данных.
Что такое объективное знание?
Объективное знание — это тип знания, который основан на фактах и выводах, подтвержденных наблюдениями и опытом, и независим от субъективных мнений и предположений.
Основным критерием объективности является возможность повторить и проверить полученные результаты независимо от других наблюдателей. Объективное знание является надежной основой для принятия решений и формирования теорий, и оно может быть использовано для объяснения и предсказания явлений в мире.
Чтобы быть объективным, знания должны быть основаны на проверенных фактах и данных. Это означает, что они должны быть подтверждены объективными исследованиями, наблюдениями или экспериментами.
Объективное знание также обладает рядом свойств:
- Независимость от субъективных мнений: объективное знание не зависит от личных предпочтений или предубеждений, а основывается на фактах и доказательствах.
- Универсальность: объективное знание применимо к любым ситуациям и распространяется на все области знания.
- Проверяемость: объективное знание может быть проверено и подтверждено другими людьми с помощью независимых наблюдений и экспериментов.
- Объективность: объективное знание отражает реальность и не зависит от наших чувств и восприятий.
- Надежность: объективное знание является надежной основой для принятия решений и прогнозирования событий.
В мире науки и образования объективное знание играет важную роль в формировании новых теорий и концепций, а также в разработке эффективных стратегий и решений. Оно также является основой для критического мышления, анализа и оценки информации.
Объективное знание отличается от субъективного знания, которое основано на личных чувствах, мнениях и предположениях
Важно различать между этими двумя типами знания для достижения точности и объективности при оценке и понимании мира