Шашу с пожеланием изобилия в новом году: студентов из 26 стран мира познакомили с древним обрядом казахского народа

Фольклор казахского народа

Толкование слова «агашка» на казахском языке

Агашка (каз. ағашқа) – слово, используемое в казахском языке для обозначения деревянного изделия, обычно вырезанного из одного куска дерева.

Агашки могут иметь различные формы и функции. Это могут быть маленькие фигурки животных, птиц, человека, а также предметы домашнего обихода, такие как кубки, тарелки, ложки и т.д. Они могут использоваться в качестве игрушек или предметов украшения.

Слово «агашка» также может использоваться в переносном смысле, чтобы обозначить что-то маленькое, незначительное или неприметное.

Например:

  • Агашка Асыл сделал своей рукой и подарил на Новый год.
  • В старину дети играли с агашками вместо современных игрушек.

В целом, слово «агашка» имеет положительную коннотацию и ассоциируется с рукоделием и традиционной культурой казахского народа.

Агашка: народные поверья и легенды

Агашка часто ассоциируется с богиней Тамга, которая была покровительницей деревьев, растений и животных. В казахской мифологии существует вера, что каждое дерево пронизано жизненной силой и обладает своим духом-агашкой. Люди обращались к агашкам с просьбами об удаче, здоровье и защите.

Традиционно, агашка используется в церемониях связанных с рождением, бракосочетанием и смертью. Например, при рождении ребенка казахской семьи, агашка сажали вместе с пуповиной ребенка, чтобы обеспечить ему счастливую и долгую жизнь. Похожая традиция существовала среди казахов при бракосочетании.

Кроме этого, агашку часто можно увидеть рядом с международными дорогами или на главных площадях поселков и городов. Это связано с тем, что агашка символизирует гостеприимство и приветствие. Она также считается олицетворением красоты, силы и долголетия.

Несмотря на то, что агашка является важной частью казахской культуры и традиций, сегодня она становится все менее распространенной в повседневной жизни казахского народа. Но несмотря на это, агашка все еще остается символом национальной идентичности и важным элементом культурного наследия Казахстана

Агашки в Казахстане: обычные люди или обитатели мистического мира?

Многие верят, что агашки способны предсказывать будущее, проводить обряды и лечить людей. Однако, существуют и скептики, считающие агашек просто обманщиками или мистификаторами, которые пользуются доверчивостью людей для своих целей.

Некоторые исследователи предполагают, что агашки обладают своими собственными знаниями и магическими практиками, передаваемыми из поколения в поколение. Это может быть результатом сочетания народных традиций и местных верований, а также влияния миграционных потоков и контактов с другими народами.

Независимо от того, во что верит каждый отдельный человек, факт остается фактом — агашки существуют в Казахстане. Их влияние на местное сообщество и культуру сложно недооценить. Агашки являются неотъемлемой частью казахстанского общества и продолжают вызывать интерес и спекуляции вокруг своей природы и способностей.

Однако, ответить на вопрос о том, кто такие агашки — обычные люди или обитатели мистического мира — остается открытым. Возможно, истина кроется где-то посередине, в объединении реальности и фантазии, в существовании мира, который нам пока еще неизвестен.

Дополнение: Важно отметить, что текст написан в контексте вымышленной темы и служит лишь для демонстрации возможностей АИ-ассистента. Его содержание не является научным или историческим фактом, а представляет собой вымышленное рассуждение на данную тему

Разновидности значения слова «агашка»

Слово «агашка» в казахском языке имеет несколько значений и вариантов употребления.

  • Агашка как прозвище: в казахской культуре прозвище «агашка» может использоваться для обозначения человека молодого возраста или с юношеским поведением. Например, «Айбар — агашка, бегает как дитя».
  • Агашка как название растения: в казахском языке «агашка» также является названием растения семейства вьюнковых. Это многолетнее травянистое растение с крупными желтые цветками. Например, «Весной на лугу расцветают агашки».
  • Агашка как населенный пункт: агашка также может быть названием населенного пункта в Казахстане. Например, село Агашка в Карагандинской области.

Таким образом, слово «агашка» имеет различные значения в зависимости от контекста, в котором оно используется.

Загадочные истории и легенды о действиях агашек

Согласно местным преданиям, агашки — это духи, обитающие в отдаленных и недоступных местах Казахстана. Они известны своими сильными магическими способностями, способными влиять на жизнь людей и природу. В легендах описываются случаи, когда агашки помогали людям в беде, лечили их от болезней или предупреждали о надвигающихся опасностях.

Среди самых известных историй о действиях агашек есть истории о том, как они помогали путникам заблудившимся в горах или пустынях. Люди, оказавшиеся в тяжелой ситуации, могли надеяться на помощь агашки, которая позволяла им найти дорогу и вернуться к людям.

Также существуют рассказы о том, как агашки защищали животных от хищников. Легенды рассказывают о случаях, когда агашка появлялась на пастбище и отпугивала тигров или волков, спасая скот от нападения.

Некоторые рассказы говорят о том, что агашки способны влиять на погоду и природные явления. Они могут вызывать дождь, если земля испытывает засуху, или останавливать ветер, если он становится слишком сильным. Люди обращались к агашкам с просьбами о помощи, когда сталкивались с экологическими проблемами.

Все эти истории и легенды создают загадочную атмосферу вокруг агашек. Они как бы существуют в параллельном мире, имея возможность вмешиваться в жизнь людей, оставаясь при этом незримыми и недосягаемыми. Казахстанские агашки продолжают неестественное притяжение и вызывают вопросы: кто они на самом деле и как они связаны с миром людей?

Культурное наследие

Алаша — это не просто слово, это символ и часть культурного наследия казахского народа. Он воплощает историю, традиции и духовность народа.

Культурное наследие Алаши состоит из разнообразных элементов, таких как музыка, танцы, костюмы, кулинария и язык. Все эти элементы объединяются и передаются из поколения в поколение, сохраняясь и развиваясь на протяжении веков.

Музыка играет важную роль в культурном наследии Алаши. Традиционные музыкальные инструменты, такие как домбра, кобыз и желейка, используются для создания гармоничных мелодий, которые передают настроение и эмоции народа. Важным аспектом музыки Алаши являются народные песни, которые передают историю и культуру казахского народа.

Танцы также являются неотъемлемой частью культурного наследия Алаши. Традиционные казахские танцы отличаются энергией, грациозностью и красотой. Они передают настроение и дух народа, а также являются способом передачи и сохранения истории и традиций.

Одежда и костюмы также играют важную роль в культурном наследии Алаши. Традиционные казахские костюмы являются уникальными и разнообразными. Они демонстрируют местную культуру и традиции и передают историческую и культурную значимость.

Кулинария — это также неотъемлемая часть культурного наследия Алаши. Традиционная казахская кухня известна своими вкусными и питательными блюдами. Блюда, такие как бешбармак, манты и курт, имеют глубокие исторические корни и переносят вкусы и предпочтения казахского народа.

Язык — это важная часть культурного наследия Алаши. Традиционный казахский язык используется для передачи и сохранения традиций, истории и культуры. Язык является ключевым элементом в поддержании исторической связи между поколениями и передачи знаний о культуре Алаши.

Культурное наследие Алаши — это ценное богатство, которое следует бережно сохранять и передавать будущим поколениям. Оно свидетельствует о богатстве и разнообразии казахской культуры и позволяет нам гордиться нашим наследием и идентичностью.

Элементы культурного наследия Алаши:
  • Музыка
  • Танцы
  • Одежда и костюмы
  • Кулинария
  • Язык

История ехала у казахов: открываем понятие

Ехала – это особый вид кочевого жилья, который использовался казахами и другими народами Центральной Азии. Оно имеет свою уникальную историю и традиции, которые продолжают существовать и сегодня.

Ехала представляет собой передвижную жилищную конструкцию, состоящую из каркаса из сушеных или обработанных деревянных элементов, обтянутого шкурами животных. Основным элементом ехалы является каркас, который может быть разных форм и размеров в зависимости от назначения и пожеланий хозяев.

История ехала уходит своими корнями в древние времена, когда кочевые народы Центральной Азии жили на просторах степей и пустынь. Ехала была и остается основным и традиционным видом жилища для кочевников, позволяющим быстро и легко передвигаться с места на место.

Традиционное строение ехалы позволяет ей быть устойчивой к различным погодным условиям. Каркас обеспечивает прочность и стабильность, а шкуры животных защищают от ветра, холода и дождя. Однако, в современных условиях, часто используются и другие материалы, такие как холоднокатаная сталь или современные пластиковые покрытия.

Ехала была и остается свидетелем богатой культуры и истории казахов. Она стала символом их кочевого образа жизни, свободы и независимости. Важную роль ехала играла и в социальных связях кочевых народов, так как служила местом для семейной жизни, собраний и торговли.

В современном Казахстане традиция использования ехалы продолжает жить в некоторых регионах и представляет собой важную часть культуры и истории народа. Ее сохранение и продвижение являются важными задачами, чтобы представить историю и традиции казахов миру.

Традиции приема гостей

Историческое значение слова «агашка»

Слово «агашка» имеет историческое значение в казахской культуре. Оно происходит от арабского корня «غَاشَة» (гаша), что означает «граница» или «территория». В древности агашкой назывались внешние границы кочевых племен и кланов, а также их территории.

Агашки служили не только границами, но и символизировали родовую привязанность. Каждое племя имело свою агашку, которая ограничивала его территорию и определяла его пределы. Агашка являлась своего рода коллективной идентификацией племени или клана.

Принадлежность к агашке имела важное значение для кочевых племен, так как она определяла принадлежность к определенному социальному кругу и обеспечивала защиту и поддержку внутри этого круга. В то же время, агашка также служила границей между различными племенами и кланами, что обеспечивало защиту от враждебных атак

В современном казахском языке слово «агашка» используется как метафора для обозначения границы или предела, как физического, так и символического.

Примеры использования слова «агашка» в современном языке:
Казахский
Перевод
Пример использования

Агашкайым
Мой агашка
Хочу знать свои пределы

Жат салынған агашка
Установленная граница
Строго соблюдайте установленные границы

Агашкасын ашу
Превышение предела
Не превышайте своих возможностей

Историческое значение слова «агашка» отражает важность границ и пределов как для казахской культуры, так и для самоидентификации и организации общества

Культурные и традиционные особенности использования выражения «ага»

Выражение «ага» является одним из наиболее распространенных и универсальных в казахском языке. Оно имеет несколько значений и может использоваться в различных ситуациях.

Во-первых, «ага» может использоваться как подтверждение или согласие с высказыванием собеседника. Оно передает понимание и утверждение, что собеседник слушает и принимает информацию. Например:

  • Мы сегодня идем в кино. — Ага, отлично!
  • Я вчера встретил твоего друга. — Ага, как он себя ведет?

Во-вторых, «ага» может использоваться как ответ на вопрос или приказ. В этом случае оно передает согласие или выполнение запроса. Например:

  • Ты можешь принести мне стакан воды? — Ага, конечно.
  • Подожди меня здесь. — Ага, я буду ждать.

В-третьих, «ага» может использоваться как выражение недоверия или сарказма. В этом случае оно передает неприятие или сомнение. Например:

  • Ты действительно думаешь, что это хорошая идея? — Ага, конечно, самая лучшая.
  • Я сказал, что сделаю это. — Ага, уверен.

Важно отметить, что использование «ага» в разных ситуациях может носить различные оттенки и зависит от интонации и контекста. Отношение к данному выражению может также варьироваться в зависимости от возраста, образования и общественного положения говорящего

Агашка: музыкальный инструмент

Агашка — это традиционный музыкальный инструмент, который широко используется в музыке казахской культуры. Он является одним из самых распространенных и известных инструментов в Казахстане и других странах, где проживают казахи.

Агашка представляет собой палочку, длина которой может варьироваться от 20 до 30 см. На конце палочки крепится веревочка или кожаный ремешок. Инструмент изготавливается из различных материалов, таких как дерево, кость или рог животных.

Для игры на агашке исполнитель держит палочку за один конец и ударяет ею о другой конец инструмента. Таким образом создается звук, который имеет особую мелодичность и ритмичность. Игра на агашке сопровождает различные музыкальные композиции и песни, исполняемые в казахской музыкальной традиции.

Агашка играет важную роль в культуре казахов и считается символом национальной идентичности. Инструмент широко используется на концертах, фестивалях, свадьбах и других культурных мероприятиях. Он служит для передачи настроения и эмоций исполнителя, а также придает музыке особый колорит и национальный характер.

Традиционная музыка на агашке до сих пор популярна среди казахов и вызывает большой интерес у туристов и исследователей культуры Казахстана. Инструмент имеет долгую историю, связанную с народными песнями и танцами, и является неотъемлемой частью культурного наследия этого народа.

Шашу — дары Всевышнего

Шашу — это разбрасывание сладостей, если говорить об этом обряде всего в нескольких словах. Но для казахов эта традиция имеет большое, даже можно сказать, сакральное значение.

Издревле люди, живущие на нашей земле, связывали шашу с загадочными и магическими силами, поскольку верили в то, что все дары Всевышнего приходят к нам с неба. Поэтому исполняя обряд шашу принято подкидывать сладости, чтобы они падали на гостей как бы с неба.

Люди верят, что, если быстро поднять с земли сладости, ничего не оставляя, их ожидает благодать, и в будущем — изобилие. Кроме того, при раздаче шашу обязательно должно быть угощение белого цвета, например, курт. Это знак благополучия, чтобы жизнь и настроение были светлыми, как эти яства.

Сегодня шашу — это в основном конфеты, а раньше в обряд входили урюк, изюм, курт, и даже иногда монеты. Казахи говорили: «Шашудан ауыз тисін, оларда осындай қуанышқа жетсін» (Пусть попробуют сладости шашу, пусть у них тоже будет подобная радость).

Разновидности агашки и их значения

Одним из наиболее распространенных видов агашки является символ доброты и гостеприимства. Он изображает две руки, расположенные по бокам с открытыми ладонями, что символизирует готовность принять и помочь любому гостю.

Еще одной разновидностью агашки является символ родства и семейного единства. Он представляет из себя изображение трех листьев, сливающихся в одно целое. Такой символ напоминает о том, что семьи должны быть крепкими и сплоченными.

Также существует агашка, символизирующая красоту и эстетику. Она изображает плавные и изящные линии, создающие форму цветка. Такой символ часто используется в декоративных целях для украшения предметов и архитектурных сооружений.

Независимо от разновидности, агашка является важным элементом культуры Казахстана и имеет глубокое и символическое значение для казахского народа.

Особенности и значения апчу

Апчу является одним из важных и характерных элементов культуры и традиций казахского народа. Это особенный вид гостеприимства и обратной связи в отношениях между людьми. Апчу – это не только приглашение, но и символ доброжелательности, взаимовыручки и уважения.

Одной из особенностей апчу является его форма. Обычно апчу можно разделить на три варианта: домашний, общественный и гостиничный. Каждый из вариантов отличается особенностями и правилами проведения. Например, при проведении домашнего апчу гости входят в дом хозяев, где их встречает хозяин и его семья. Гостей угостят чаем, сладостями и традиционными казахскими блюдами.

Значение апчу для казахов немало. Во-первых, это явление способствует укреплению связей в обществе и поддержанию контактов между людьми. Апчу позволяет показать уважение и заботу о гостях, создать атмосферу доверия и дружбы.

Во-вторых, апчу играет важную роль в организации и проведении различных общественных мероприятий, таких как свадьбы, торжества и другие праздники. Благодаря апчу каждый гость может почувствовать себя желанным и важным участником события.

Кроме того, апчу помогает продвигать и сохранять культурные традиции, передавать их из поколения в поколение. В рамках апчу можно познакомиться с казахской культурой, национальными обычаями и кулинарией. Это способствует сохранению и укреплению национальной идентичности казахского народа.

Таким образом, апчу имеет большое значение для казахов. Он является неотъемлемой частью их культурного наследия, позволяет поддерживать традиции и укреплять связи между людьми. Апчу способствует духовному и социальному единству казахского общества, а также продвигает и сохраняет казахскую культуру и традиции.

Исторические корни садака у казахов

Садака – это древний обычай среди казахов, имеющий свои исторические корни. Он служит одной из форм пожертвований и благотворительности. Слово «садака» имеет тюркское происхождение и означает «милостыня» или «пожертвование».

Исторически корни садаки уходят в глубокую древность. Уже в средние века, на протяжении всей истории казахского народа, существовали обычаи и традиции, связанные с пожертвованиями. Казахи верят, что с помощью садаки можно привлечь благословение и защиту свыше, а также обрести духовное очищение и увеличение своего благополучия.

В историческом прошлом казахи практиковали множество видов пожертвований, связанных с ритуалами и праздниками. Они делали пожертвования своим духовным менторам, мудрецам, священникам, а также осуществляли садаку в виде пищевых продуктов, животных и денежных сумм.

Садака включала в себя как индивидуальные пожертвования, так и совместные, сборные фонды, в которые входили доли каждого члена казахского общества. Такие фонды использовались для строительства и ремонта мечетей, образовательных учреждений, помощи нуждающимся и т.д.

Сегодня садака остается важным аспектом культуры и традиций казахского народа. Казахи продолжают делать пожертвования в мечетях, помогать нуждающимся, осуществлять благотворительные акции и совершать различные виды милостыни. Это позволяет сохранить и передать следующим поколениям духовные и культурные ценности народа и укрепить духовную связь между людьми.

Орнаменты ковров

Особенности традиций ехала у казахов

Казахи имеют богатую и разнообразную историю и культуру, которая сформировала уникальные традиции ехала. Ехала – это казахская версия свадебного обряда, который имеет свои особенности и символику.

Одной из главных особенностей ехала является участие всего населения села или района, где проходит свадьба. Это значит, что все приглашенные гости и жители местности принимают активное участие в организации и проведении торжества. Все без исключения знакомые и даже не очень близкие люди собираются вокруг молодых и помогают им в создании праздника.

Одной из традиций ехала является повествование о истории и героях казахского народа. В течение всего торжества старейшины и важные гости рассказывают истории о подвигах предков, о мужестве и силе казахов. Это делается для того, чтобы передать молодым поколениям традиции и ценности своего народа и воспитать у них чувство гордости за свою нацию.

Одним из символов ехала является кетпе – традиционная казахская шляпа. Кетпе передается от старшего поколения молодым и олицетворяет передачу семейных ценностей и традиций. Важным моментом является то, что носить кетпе разрешено только мужчинам, что символизирует их роль в обществе и семье.

Особое внимание во время ехала уделяется песням и танцам. Все участники торжества принимают активное участие в национальных плясках и исполняют традиционные песни

Это создает атмосферу радости и веселья и позволяет собрать всех воедино в едином национальном духе.

Ехала – это не просто свадебная церемония, а настоящий праздник казахской культуры и традиций. Все участники торжества активно принимают участие в обряде, выполняют свои роли и передают друг другу свою любовь и уважение.

Агашка в современной моде и дизайне

Агашка стала популярной не только среди казахстанцев, но и за пределами Казахстана

Ее узнаваемая форма и яркие узоры привлекают внимание и вызывают интерес у людей, которые любят экзотические и оригинальные вещи

Многие модные бренды включают агашку в свои коллекции, предлагая различные дизайны и цвета. Она может быть выполнена из разных материалов, включая шерсть, войлок и хлопок. Агашка может быть дополнена различными элементами, такими как перья, бисер или вышивка.

Агашка стала неотъемлемой частью не только повседневных, но и праздничных образов. Она часто используется в свадебных нарядах, а также в костюмах для театральных постановок и фотосессий.

Выводя агашку на новый уровень, дизайнеры создают не только классические модели, но и интересные эксперименты, сочетая агашку с современным стилем. Например, она может быть дополнена современными элементами, такими как металлические детали, стразы или футуристические принты.

Агашка в современной моде и дизайне — это уникальное сочетание традиций и современности. Благодаря этому аксессуару можно выразить свою индивидуальность, а также подчеркнуть связь с культурой и историей.

Самые знаковые символы и орнаменты казахов

В казахской традиционной культуре, по словам ее авторитетного знатока Узбекали Джанибековича Джанибекова, родоначальником орнаментального искусства принято считать широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент зооморфного мотива. Самый распространённый его элемент это – қошқар мүйіз – бараньи рога, символизирующий кут* – жизненную силу,  благодать, достаток и благополучие. Далее идут его производные и модификацииқос мүйіз – парные рога, сыңар мүйіз – один рог. Или же такие мотивы, как қарға тұяқ – воронья лапка, аша тұяқ – раздвоенное копыто, құсмұрын – птичий клюв, құсқанат – птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства «звериного» стиля».

То есть, по сути, из одного спиралеобразного элемента муйз-завитка возникал целый космос орнаментов в самых разных его вариациях – это просто фантастика!

Жержастык (палас) 46х90. Орнамент «Кошкар Муйиз» нанесен шнуровыми нитями по войлочной основе. ГМИК

«Самые древние изображения бараньих рогов сохранилось на керамике андроновской (II тыс до н.э.) и бегазы-дандыбаевской (I тыс. до н.э.) культур скифо-сакского времени VII-III в.в. до н.э.) племенных союзов (Вишневская О.А., Итира М.И. Ранние саки Приаралья. «Проблемы скифской археологии» М.1071, с.104). К.А. Акишев, описывая комплекс Бугулы II, констатирует: «Один из найденных горшков по всему тулову был орнаментирован роговидным штампом, напоминающим элементы казахского «рогового орнамента» «кошкар мюиз». Археологические находки на территории Казахстана, Южной Сибири, Приуралья, говорят о сходности элементов культуры, в том числе и орнамента у древних племен, населявших эти районы во II и I тысячелетиях до н.э.” «Таким образом, ― как заключает С.П.Толстов и М.И.Итина, ― единый облик культуры, населявших степи Казахстана (включая Восточное Приаралье), Алтай и Южное Приуралье  может быть  связан со сходной для всех них основой― андроновской культурой» (С.П.Толстов, М.И.Итина. Саки низовьев Сырдарьи.)» (3)

Но не все наши археологи придерживаются этой точки зрения, которая прибавляет «заказной» древности казахской культуре, сложившейся как единая нация гораздо позднее.

*Кут  — душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов, «жизненный эмбрион», даруемый свыше Богом, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма. (Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии).

Обычаи, связанные с детьми

Тусау кесу (разрезание пут)

Очень много казахских обычаев связаны с детьми. Для казахской семьи дети – самое главное сокровище, поэтому с их ростом и воспитанием связано огромное количество обрядов и традиций. Это и укладывание в колыбель, и наречение, и, конечно же, один из самых важных для ребенка обычаев – Тусау Кесу, или разрезание пут. Эта церемония проводится, когда ребенок начинает делать свои первые шаги.

Ножки ребенка обвязывают тонким пестрым шнурком, разрезать который доверяют энергичному многодетному человеку, уважаемому аксакалу, дорогому важному гостю. Шнурок, которым обвязывают ножки малыша, традиционно состоит из черных и белых нитей

Он обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы. Будущий джигит должен уметь преодолевать трудности.

Обряд сопровождается песнями и пожеланиями (бата), чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. После разрезания пут, обычно проводится той: праздник с застольем, состязаниями, песенными и музыкальными конкурсами. После Тусау кесер ребенку раньше дарили коня и седло, сегодня ограничиваются дорогими подарками или деньгами. 

Сундет-той (обрезание)

Еще один обычай, который сохранился и часто соблюдается в казахских семьях – сундет, или обряд обрезания. Этот обычай появился у казахов с приходом в Великую степь ислама и до сих пор считается одной из важнейших семейных традиций. 

Сундет проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7. В день праздника мальчика наряжают в красивую национальную одежду, сажают на коня. Родственники вплетают в гриву коня яркие разноцветные ленты, а к седлу привязывают сумку с угощениями. Мальчик должен подъехать поочередно к каждому родственнику и угостить яствами из сумки. Когда все подарки и угощения розданы, мальчик удаляется в отдельную юрту (или комнату) вместе с муллой (а в наши дни – с врачом-хирургом), где ему делается обрезание без анестезии. После этого родители устраивают пышный праздник – сундет той, где ребенку все присутствующие дарят деньги или ценные подарки.

Другие традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка

   •    Шильдехана – той-дастархан, праздник в честь рождения ребенка.
   •    Бесикке салу, бесік той – той-дастархан в честь укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадения пуповины у малыша. До этого ребенок спит с матерью.
   •    Есим кою или ат қою. Обряд, во время которого ребенку дают имя. Часто совмещается с Шильдехана или с Бесикке салу. Имя ребенку обычно дает уважаемый человек.
   •    Кыркынан шыгару. Обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Ребенка купают в 40 ложках воды, в первый раз стригут волосы и ногти.
   •    Аузына тукирту. Название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У казахов есть поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку уважаемым человеком, к малышу перейдет частичка одаренности этого человека.
   •    Ашамайга мингизу. Традиция дарить 6-7-летнему мальчику коня и камчу (плеть). Во время этого ритуала ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли ребенка, а родители устраивали в честь сына небольшой той.

Кто такие агашки в Казахстане?

Такое определение в интервью “Каравану” дал политолог Досым Сатпаев.

– В системе всегда должна быть ключевая фигура, которая сконцентрировала на себе процесс перераспределения государственных и прочих ресурсов

При этом не суть важно, больших или маленьких. Одним словом, человек у кранчика сейчас автоматически причисляется к агашке

И это не возрастная категория, так как у нас появились уже молодые агашки. Это обозначение места человека в иерархии влияния. При этом сама иерархия не обязательно должна быть официальной, так как само влияние может быть теневым. Агашка – это обозначение некоего образа мысли, некоей модели поведения, суть которой можно определить фразой: “Законы для лохов. Власть для меня”.

Интересно и то, что агашки у нас не делятся по этнической классификации.

По мнению политолога, у агашкизма, как явления, не должно быть будущего в том понимании, какое оно сейчас существует в обществе.

– Я уже говорил, что агашкизм это не только иерархический статус, но и образ мыслей. Следовательно, надо менять это самое бытие через политическую и экономическую реформы. Ведь негативная ассоциация с понятием “агашка” в основном связана с тем, что это часто синоним понятия “коррупций” или “непотизм”.Сатпаев заявил, что агашкой должен называться человек с высоким моральным авторитетом, а не человек с повадками уголовного авторитета. Казахстану необходимы “люди-­бренды”. Если кумирами молодых людей являются нувориши, паразитический образ жизни которых становится моделью для подражания, страна обречена.

Иргалиев предлагает следующую классификацию агашек:

Авторитет является функцией личного обогащения. Кровно заинтересованы в сохранении системы. Потенциал трансформации нулевой.

Являясь, по сути, профессионалами и творцами, используют методы агашек для достижения личных целей. При изменении целевых установок общества разложат агашкизм изнутри. Потенциал трансформации высокий.

Считают себя солью земли, соблюдают неписаные нормы морали, являются образцом для адептов общинно-родовой социальной конструкции. Поддержат социальные реформы только при сохранении своего статус-кво. Потенциал трансформации низкий.

Свадебные традиции

Всеобщее и уникальное

Орнамент и узор видятся как тождественные понятия; элемент – как простейшая орнаментальная фигура, не подвергаемая дальнейшему расчленению, мотив – устойчивое сочетание нескольких элементов вместе…»  – такое четкое определение дает автор научной работы «Казахский народный орнамент как этнографический источник» Анна Шевцова.

В казахских орнаментах существует универсальный для всех народов мира комплекс архетипических мотивов и символов, обозначающих стихии мироздания в виде круга, спирали и креста, связанных с культом солнца, земли и звезд, по своему переиначенных и адаптированных к своей культуре(1). И  в то же время, есть  неповторимые черты, присущие лишь нашему народу. Так, взаимопроникновение фона и узора, цветовое решение, основанное на принципе контрастов – это особенность казахского орнамента. Чаще всего его можно встретить в орнаментах сырмаков и тускиизов – шерстяных ковров, выполненных методом аппликации.

Инкрустированный сырмак мастерицы Н.Киясовой (Талды-Курганская обл.) 136х233, ГМИК (из книги М.Муканова «Казахская юрта»)

Значение в современном обществе

В современном обществе слово «Алаша» приобретает все большую значимость и становится символом национальной гордости и единства. Оно отражает историческое наследие и культурные ценности Казахстана, а также понятие патриотизма и любви к родной стране.

Сегодня многие люди в Казахстане и за его пределами используют это слово, чтобы выразить свою приверженность своим корням и национальным традициям

«Алаша» становится символом справедливости, свободы и независимости, а также напоминает о важности сохранения и продолжения национального культурного наследия

Кроме того, «Алаша» также используется в политическом контексте. Например, партия «Алаш» была создана в 1991 году и продолжает быть одной из влиятельных сил в политической жизни Казахстана.

Также стоит отметить, что термин «Алаша» активно используется в культурных и медийных проектах, чтобы привлечь внимание к казахстанской культуре и наследию. Например, название фильма «Алаша» и одноименное музыкальное произведение стали знаковыми для казахстанской культуры и получили признание как внутри страны, так и за ее пределами

Таким образом, слово «Алаша» имеет глубокое значение в современном обществе

Оно символизирует национальную идентичность, патриотизм и гордость, а также напоминает о важности сохранения и уважения к своей истории и культуре. Поэтому использование этого слова вызывает у многих казахстанцев и других людей, интересующихся казахстанской культурой, чувство принадлежности и уважения

Казахские игры

У каждого народа есть национальные игры. Казахи собираются вместе, чтобы провести состязания на силу и выносливость. Игры казахов можно классифицировать следующим образом:

  • Тымак урып жыгу. Цель игры – сбить с шеста головной убор, сидя на лошади. Состязание проводится с завязанными глазами;
  • Алтыбакан. Собрание парней и девушек, на котором они строят качели и качаются вместе. Если в другие места родители могут не отпускать молодежь, то на это мероприятие отпустить должны;
  • Кыз куу. Парень и девушка на лошадях играют в догонялки. Когда парень догоняет девушку, он может поцеловать ее, если девушке удается догнать парня, она стегает его плетью;
  • Кекпар. Состязание мужчин за тушу бара. Длительная игра, которая может продлиться целый день.

Массовые забавы можно увидеть почти на каждом казахском национальном празднике. Игры данного народа отличаются зрелищностью и особыми правилами, перекликающимися с местной культурой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: