Морфемный состав слова
Морфемный состав слова — это совокупность выделяемых в слове значимых частей (Н. М. Шанский). В морфемный состав входят не только материально выраженные и нулевые морфемы, но и интерфиксы, уникальные части слова (слов-ес-н-ый).
Морфологический анализ предполагает разложение слова на его составные морфемы с целью изучения его морфологической структуры. Данный анализ особенно полезен при изучении языка и его грамматических правил. Правильное выделение морфем возможно лишь на основе двустороннего сопоставления анализируемого слова в определенной форме с однокоренными и одноструктурными лексемами.
Как проводится морфемное членение?
Для проведения морфемного членения необходимо выполнить следующие шаги:
- Определить основу слова, исключив все окончания и приставки.
- Разделить оставшуюся основу на морфемы, припоминая главные словообразующие суффиксы и префиксы.
- Определить значение каждой морфемы и ее функцию в слове.
Важно помнить, что при морфемном членении следует руководствоваться соблюдением грамматических правил: например, необходимо учитывать формы глаголов и прилагательных, а также изменения окончаний в различных падежах и временах. Пример морфемного членения:
Пример морфемного членения:
Слово «неподслушиваемый» может быть разделено следующим образом:
Морфема | Значение | Функция
непод | не-, отрицание | приставка
слуш | слушать | корень
и | несовершенный, повторение | морфема времени или аспекта
ваем | возможность, процесс | суффикс
ый | качество, признак | суффикс
Такое разделение позволяет выделить все составные морфемы и определить их значения.
Соединительные элементы в слове (интерфиксы)
При
соединении морфем в слове могут быть использованы незначимые соединительные
элементы, называемые в лингвистике интерфиксами. Основным видом интерфиксов
являются соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов:
-о- (сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух- (дв-ух-этажный), -ёх- (тр-ех-этажный),
-и- (пят-и-этажный) и другие. Такие соединительные гласные на стыке корней не
являются морфемами в общепринятом понимании (хотя ряд ученых-лингвистов считает
их морфемами с особым, соединительным значением). Основы слова соединительные
элементы не прерывают.
Иногда
термин «интерфикс» используется для описания более широкого круга
явлений — всех соединительных элементов, использующихся в словообразовании и
словоизменении. При этом выделяют интерфиксы, использующиеся в словообразовании
и в формообразовании.
При
образовании новых слов это, во-первых, соединительные элементы, используемые
при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух-
(дв-ух-этажный), -ёх- (тр-ех-этажный), -и- (пят-и-этажный) и другие, а
во-вторых, согласные, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя
суффиксами; -л- (жи-л-ец), -в- (пе-в-ец), -j- (кофе-й-ный), -т-
(арго-т-ичесий), -ш- (кино-ш-ный).
При
образовании форм слов это -j- (листь-j-я, дела-j-ю), -ов- (сын-овь-я), -ер-
(мат-ер-и), -ен- (плем-ен-а).
Функцию
незначимых элементов в словоизменении также выполняют гласные в конце основы
глагола, не имеющие значения и закрывающие глагольную основу: -а- (пис-а-ть),
-е- (гор-е-ть), -о- (пол-о-ть), -и- (люб-и-ть). Как при таком понимании
решается вопрос о статусе интерфиксов при морфемном разборе? У
ученых-лингвистов нет единого мнения по этому вопросу; интерфиксы разных групп
принято квалифицировать по-разному.
Соединительные
гласные на стыке корней не присоединяются ни к одному, ни к другому корню и
остаются между морфемами; при морфемном членении слова их можно выделять
скобками, подчеркиванием или обведением соединительного элемента кружком:
сам(о)лет-# > сам + летать.
Что
же касается интерфиксов второй группы, используемых в словообразовании,
существует три точки зрения:
1)
оставлять их между морфемами (пе(в)ец),
2)
присоединять их к корню (пев-ец),
3)
присоединять их к суффиксу (пе-вец).
Каждая
из этих точек зрения имеет аргументы «за» и «против».
Принятому нами алгоритму морфемного разбора соответствует третья точка зрения:
суффиксом является тот отрезок производной основы, который отличает ее от
основы производящей, например, пе-вец > петь.
Интерфиксы,
используемые в словоизменении существительных, принято считать наращениями
корня (мать — матер-и), а гласные в конце глагольной основы обозначать как
суффиксы (чит-а-ть).
Отбор слов
Слова в словарь отбирались по поисковым запросам посетителей сайта. При этом учитывалась статистика запросов. Были проанализированы данные за несколько лет, а это тысячи поисковых запросов. В словарь в первую очередь были включены наиболее востребованные слова.
Кроме того, в словарь были добавлены примеры слов с высоким обучающим потенциалом, то есть таких слов, которые особенно характерны для русского языка с точки зрения своей морфемной структуры. Поскольку вид слова меняется при его изменении, то в словарь включались и отдельные формы слов, отражающие закономерности морфемного строения форм слов.
Морфема и морф
Большинство лингвистов рассматривает морфему как знаковую единицу, которая связывает выражение и содержание; понимается как двусторонняя знаковая единица. Некоторые лингвисты редко интерпретируют морфему как мельчайшую единицу плана выражения.
Морфемы выделяются в словах, которые существуют в виде системы словоформ (ученик, ученика, ученику, ученики,учеников). Морфологический компонент языка выделяет минимальные смысловые единицы, которые называются морфами. Словоформы и морфы представляют уникальные линейные варианты, которые проявляются в речи. Морфы представляют собой конкретные воплощения морфемы, которые проявляются при структурном разборе словоформы. Например, в одну корневую морфему объединяются морфы бр- /бер- / бер,-/ бир-/ бор-, представленные в глаголах ото-бр-ать, от-бер-у, от-бер-и, от-бир-а-ю, от-бор.
У объединения морфов в одну морфему лежат основания, коренящиеся в их семантическом сходстве и формальной близости. Следовательно, состав фонем может быть частично идентичным, что обуславливает данное объединение.
Морфы, объединяющиеся в одну морфемы, отличаются по своему составу, окружению, условиям употребления. В связи с этим различают алломорфы и варианты морфемы.
Елена Андреевна Земская (1926 — 2012)
Алломорфы — это морфы, которые имеют одинаковое значение, но различаются в форме и не могут находиться в одинаковой позиции. Понятие позиции было предложено Е. А. Земской, советским и российским лингвистом, специалистом в словообразовании. Например, заднеязычные фонемы корня не могут сочетаться с суффиксом прилагательных -н-, в этой позиции они чередуются с соответствующими шипящими: х/ш, г/ж, к/ч . Поэтому в словах пух — пушной морфами одной морфемы являются пух-/пуш-.
Морфемы, которые имеют одинаковое значение, похожи по форме и могут заменять друг друга в окружении тех же морфем, называются вариантами морфем. Например, окончания творительного падежа существительных и прилагательных женского рода -ой/-ою (зим-ой и зим-ою); суффиксы прилагательных -охоньк-/-ошеньк- (высок-охоньк-ий и высок-ошеньк-ий); префиксы местоимений и наречий кое-/кой- (кое-как и кой-как).
Варианты морфемы свободно варьируют в своем использовании, алломорфы служат для уточнения контекста и распределения в языке.
Характеристика подразделов морфемики
Используя к морфемике системный подход, можно рассмотреть её как совокупность следующих подразделов:
- теория классификации морфем в соответствии с их местом в слове и выполняемыми ими функциями (как правило, выделяют корень и служебные морфемы: приставка, суффикс, постфикс и др.);
- теория типологии значений, которые выражаются морфемами (существуют 3 типа значений: грамматические (морфологические), лексические, словообразовательные, в которых выделяют их разновидности);
- теория синтагматико-парадигматических отношений между единицами языка на морфемном уровне (стигматические единицы (морфы, словоформы) представляют в тексте парадигматические единицы (морфемы, слова));
- теория о принципах анализа словоформы на минимальные линейные единицы – морфы, и о правилах последующего синтеза морфов в нелинейные единицы – морфемы;
- теория о фонологических изменениях, которые обуславливаются сочетаемостью значимых языковых единиц внутри слова (она включает чередование в пределах морфемы звуков, морфематическую функцию ударения, наращение и усечение основ);
- теория типологии (моделирования) фонологической структуры морфов и морфной структуры словоформ.
Некоторые учёные разрабатывают лингвистические концепции, в рамках которых две последних подраздела морфемики (теория о фонологических изменениях и теория типологии фонологической структуры языковых единиц на морфемном уровне) относятся к сфере морфонологии — раздела языкознания, который изучает фонологическую структуру морфем. Таким образом, морфонологию можно рассматривать в качестве составной части морфемики.
Типы морфем и их классификация
Морфемы – это наименьшие значимые единицы языка, составляющие слова и формы слов. По своей природе морфемы могут быть свободными, то есть выполнять функции самостоятельного слова, и независимыми, которые всегда сопутствуют свободным морфемам. При этом они могут быть лексическими и грамматическими.
Лексические морфемы – это морфемы, отвечающие за основное значение слова. В русском языке они могут быть корнем или приставкой: примерами могут служить слова «дом», «территория», «зарезать».
Грамматические морфемы – это морфемы, отвечающие за формообразовательные, синтаксические и лексико-семантические отношения между словами. К ним относятся окончания, суффиксы, предлоги и другие служебные слова. Например, английский глагол «walk» может изменяться по временам и лицам благодаря добавлению таких морфем, как «-ed» или «-s».
Среди грамматических морфем выделяют морфемы числа, рода и падежа, времени и наклонения в русском языке. Они помогают образовывать разные формы слов и изменять их значение в контексте предложения. Например, слово «дом» может изменять свой падеж и число, чтобы отражать разные отношения в предложении, например, «в доме» или «домах».
Таким образом, морфемы – это важные строительные блоки языка, позволяющие создавать новые слова, изменять их формы и адаптировать к контексту. Правильное понимание типов морфем и их классификации помогает лучше понимать грамматическую структуру языка и более точно выражать свои мысли.
Морфемы в практике школьного изучения
Морфема — языковая единица, которая изучается в школьном курсе языкознания. Необходимость изучения морфем обусловлена теми связями, которые имеет морфемика с другими разделами языкознания:
Правильное морфемное членение является базой для формирования орфографических навыков, поскольку опознание орфограммы в значительной степени зависит от умений определить её позицию в слове.
Связь с фонетикой проявляется в том, что морфема отражает исторические и позиционные фонетические процессы, помогая увидеть позиции чередования или изменения фонетического облика частей слов при производстве новых лексических единиц: например, изменения в глагольной основе при спряжении (светить — свечу), изменения основ при образовании форм существительных (человек — люди).
Роль в словообразовании определяется тем, что морфема выступает основной единицей процессов деривации.
В лексике сведения из морфемики помогают вычленять экспрессивный компонент значения, передаваемый определенными морфами (рука — рученька, нос — носище). Корневые морфы, являясь базовым носителем лексического значения, составляют ядро словарной системы языка, а с помощью единиц словообразования происходит постоянное пополнение лексики.
На грамматическом уровне словоизменительные морфы обеспечивают выражение определенной системы морфологических значений и участвуют в связи слов в предложении.
Основные трудности, связанные с изучением морфем и морфемики, заключаются в следующем:
- Многообразие морфов, ведущее к их смешению и неверному выделению.
- Сложности в определении словообразовательного или грамматического значения морфов, особенно тех, которые встречаются редко.
- Наличие омонимичных морфов с разным значением (например, суффикс -ин- в составе слов «мамин», «телятина», «тишина» и др.).
- Фонетические изменения морфов, а также наличие интерфиксов — элементов, не являющихся морфами, но обеспечивающих их «сцепление» в слове: кофе-й-ник, боле-ль-щик, лес-о-полоса.
Система работы в области морфемики строится следующим образом:
- Знакомство с классификацией морфов и их роль в слове.
- Уяснение различий между процессами деривации и словоизменения и их показателями.
- Обучение морфемному членению слов с опорой на структурные, функциональные и семантические признаки.
- Развитие умений пользоваться морфемным и словообразовательным словарем.
- Знакомство с основными способами образования слов.
- Обучение словообразовательному анализу.
- Изучение позиционных чередований морфем, их вариантов.
- Формирование комплексных умений морфемного и словообразовательного разбора.
Сопутствующими темами при изучении морфемики являются разделы орфографии, связанные с правописанием частей слов — приставок, суффиксов. Так, изучая раздел «Морфемика», дети знакомятся с правилами правописания неизменяемых приставок, на з-/с-, пре-/при-, усваивают написание суффиксов -ек-/-ик, -чик-/-щик- и др.
Ученики также наблюдают за стилистической функцией морфем, их функциональной закрепленностью, учатся правильно использовать в речи выразительные возможности морфемики.
Изучение морфем в школе имеет комплексный характер и связано со всеми разделами программы.
Нулевой словообразующий суффикс
Предположим,
что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно
состоит из корня и нулевого окончания. Однако в этом случае слово бег, как и
любое непроизводное слово, должно прямо и непосредственно называть некий объект
внеязыковой действительности, быть немотивированным. Но это не так. Любой
носитель русского языка для объяснения того, что такое бег, использует
следующее толкование: «Это когда бегут». И в самом деле, существительные
с нехарактерным для них значением действия или признака являются в русском
языке производными, они образованы от глаголов или от прилагательных: бега-ть
От
глаголов и прилагательных были образованы существительные, что возможно только
при присоединении суффиксов. Действительно, и в этих словах используется
суффикс. Суффикс этот — нулевой.
Для
выделения нулевого словообразующего суффикса необходимы два условия:
1)
слово должно быть производно, мотивировано другим словом языка, поэтому слова
гам, гул не имеют нулевого суффикса;
2)
должно иметься словообразовательное значение, которое может выражаться
ненулевым суффиксом, но в данном случае оно материально не выражено: бежать
С
помощью нулевого словообразующего суффикса образуются слова разных частей речи
— существительные, прилагательные, порядковые числительные, наречия.
Существительные:
1)
со значением абстрактного действия, образованные от глаголов: взрывать
2)
со значением абстрактного признака, образованные от прилагательных: синий
3)
со значением предмета или лица, имеющего отношение к действию (производящего
его, являющегося его результатом и др.), образованные от глагола (накипь- #-…
(накипеть) или двух производящих основ — основы существительного и основы
глагола: пароход-#-… ( пар + ходить, винодел-#-… (вино + делать).
Альтернативные суффиксы -ник-, -ец-: теплообмен-ник (тепло + обменивать, земледел-ец
(земля + делать).
Прилагательные:
1)
от глаголов: вхож- # -ий > входить. Альтернативный суффикс — -н-: рез-н-ой
> резать;
2)
от существительных: будн-#-ий > будни. Альтернативный суффикс — -н-:
лес-н-ой > лес.
Порядковые
числительные в большинстве своем образуются нулевым суффиксом от количественных
числительных: пят-#-ый > пять. Это же значение выражается, например,
суффиксом -етий: тр-етий-… > три.
Наречия
образуются нулевым суффиксом преимущественно от глаголов: в-скачь-# >
скакать.
Есть
и другие случаи нулевой словообразующей суффиксации, но они менее
распространены.
В
школьной грамматике способ образования подобных слов называется бессуффиксным.
Значение морфемного членения в изучении русского языка
Морфемы – это минимальные значимые смысловые единицы языка. В русском языке морфемы могут быть как самостоятельными словами (например, «окно»), так и приписными (подходящие окончания, приставки и суффиксы для образования словоформ).
Знание морфемного членения помогает учащимся понять как образовать слова от корней с помощью префиксов и суффиксов. Это позволяет лучше усваивать грамматические правила и лексическую структуру русского языка
Важно отметить, что морфемное членение также способствует развитию словарного запаса и улучшению навыков чтения и письма
Примеры морфемного членения слов в русском языке:
- Слово «неудачник» состоит из приставки «не-«, которая обозначает отрицание, и корня «удач-«. Корень может быть самостоятельным словом, имеющим определенное значение («удача»). Корень «удач-» далее модифицируется суффиксом «-ник», образуя окончательное значение слова.
- Слово «перезагрузка» можно разбить на приставку «пере-«, которая указывает на повторное или качественное преобразование, и корень «загрузк-«. Суффикс «-ка» образует название действия или процесса. Таким образом, слово «перезагрузка» означает повторную или качественную загрузку.
- Слово «красненький» состоит из корня «красн-«, обозначающего цвет, и суффикса «-енький», который указывает на уменьшительную форму. Таким образом, слово «красненький» означает «немного красный» или «светло-красный».
Морфемное членение помогает учащимся осознавать составление слов, позволяет разбивать их на составляющие и легче анализировать их значения. Это не только способствует более полному и глубокому пониманию русского языка, но и облегчает изучение других языков.
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Членение слов на морфемы
«Школьный словарь строения слов русского языка» дает такое членение слов на морфемы: подлинн-ый, истин-н-ый, внима-а-ни-е, поним-а-ни-е. а в «Словаре морфем русского языка» по редакцией АИ Кузнецовой и ТФ Ефремовой эти же слова состоят из следующих морфем: по-дл-ин-н-ый, ист-ин-н-ый, в-ним-а-ни-е, по-ним-а-ни-е. Как правильно разделить эти слова?
Оба варианты членения слов являются верными. Дело в том, что в «Школьном словаре» и «Словаре морфем» членение произведено на разных уровнях: словообразовательном (синхроническом) и морфемном (диахроническом). Первый из них объясняет состав слов с точки зрения современного осмысления и соотнесенности его с производящим словом. Так, прилагательное подлинн-ый содержит две морфемы, так как в современном языке является непроизводным; истин-н-ый – три (производящее истина); существительные вним-а-ни-е, поним-а-ни-е – по четыре морфемы (производящие вним-а-ть, поним-а-ть). Во втором морфемный уровень анализа строится на основе генетического происхождения слов, их исторического развития. Так, морфемный состав прилагательного по-длинный включает пять морфем, выделяемых относительно слов дл-и-ть-ся, дл-ин-а, длин-н-ый, исторически восходящих к одному и тому же корню и утративших смысловую связь со словом подлинный. Восстановить строение слова помогает этимологический анализ. Так, слово подлинный (оригинальный, не скопированный, настоящий, истинный), по мнению этимологов (НМ Шанского, ГП Цыганенко), восходит к слову длинник, подлинник, которое имело значение «длинные палки, прутья», ими пользовались в судебных дознаниях при допросе, выясняя истину. Прилагательное ист-ин-н-ый включает четыре морфемы; суффикс –ин-, выделяется потому, что существительное истина образовано от истъ (полинный, настоящий, истинный)
Результат морфемного анализа существительного внимание отличается от словообразовательного тем, что морфема вним- (при синхроническом членении) в глаголе внимать (слушать с участием) по своему происхождению восходит к сочетанию приставки с пространственным значением (направление движения внутрь чего-либо) вън (совр. В) и корня –им- глагола им-а-ти (брать)
То есть морфемное наращение шло следующим образом: сначала им-ати, затем вън-имати (совр. Внимать) и, наконец, внима-ни j -э. Существительное понимание, которое этимологически также уходит своими корнями к глаголу имать (взять, схватить, овладеть), содержит морфемы: приставку по-, связанный корень –ним- (в котором звук вставной; он отделился от приставок сън, вън в однокоренных словах снять, внять и присоединился к корню); суффикс глагольной основы –а; суффикс, образующий наименование абстрактного понятия по действию, — ни j — и флексию. Таким образом, существительные внимание и понимание с точки зрения происхождения являются генетически родственными. В различении морфемного и словообразовательного уровней анализа словесникам помогут специальные учебные пособия и словари, в частности: Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка, Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка.
Источник
Все слова на …
Так называются полные списки слов на данную букву, например: «Все слова на Л». Полные списки существенно длиннее и полнее списков популярных слов. Ссылка: Все слова на Л даётся в конце списка популярных слов на данную букву. Если нужно увидеть, какие слова включены в словарь на какую-либо букву, можно найти соответствующую ссылку, например: Все слова на П. Если открыть список и щёлкнуть мышью по слову, то откроется разбор данного слова, а слева появятся слова из полного списка слов на данную букву. Это хорошо видно на верхней иллюстрации.
В полных списках слов на каждую букву слова расположены по алфавиту в трёх стобцах. Последовательность слов: слева направо и сверху вниз.
Понятие морфемики как раздела языкознания
Определение 1
Морфемика – это раздел языкознания, который занимается изучением типов и структур морфем, их взаимоотношений между собой и отношений в целом ко всему слову.
Предметом морфемики является морфемика в первом смысле этого слова, то есть морфемный строй языка, который представляет собой совокупность вычленимых в словах этого языка морфем (наименьших единиц языка, содержащие некоторый смысл) и их типов. Кроме того, морфемы могут быть формально видоизменены в морфы (морфемы, выделяемые в тексте) и их линейные сочетания (как правило, слово, а также основа и словоформа).
Морфемика рассматривается как один из разделов грамматики, поскольку последняя изучает грамматические морфемы (аффиксы), с помощью которых выражаются грамматические и словообразовательные значения. С этой точки зрения морфемика сопряжена с морфологией и словообразованием.
Статья: Mopфeмикa кaк paздeл языкoзнaния
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Кроме того, выявлены связи морфемики с лексикологией, фонетикой и рядом других языковедческих дисциплин.
На морфемику как на раздел языкознания возложена обязанность по решению следующих задач:
- определение понятия морфемы, которая рассматривается как основная единица морфемики, учитывая конкретные признаки и свойства, позволяющие выделить её из всего многообразия языковых единиц;
- изучение морфем языка с точки зрения формального (буквенного) и звукового строения, исполняемой роли и занимаемого места в слове, выражаемых значений и выполняемых функций, одним из результатов которого является их классификация;
- изучение языковых явлений, которые неким образом напоминают морфемы, и установление их отношений с морфемами (то есть их морфемный статус);
- определение понятия основы слова и её классификация;
- разработка принципов морфемного анализа слова и его практическое воплощение.
Термин «морфемика» не отличается широкой распространённостью в лингвистике. Тем не менее положения данной теоретической дисциплины (учение о морфемах и принципы морфемного анализа) являются в достаточной степени разработанными и применяются к различным уровням языковой системы.
Современная морфемика характеризуется существованием ряда вопросов, которые признаются лингвистами как наиболее актуальные и дискуссионные. К таковым относится список следующих вопросов:
- допустимые пределы изменения морфем;
- степень использования критерия формального сходства для объединения морфов в морфему;
- статус субморфов, то есть частей корней, которые внешне похожи на аффикс;
- допустимость выделения языковых единиц, которые не обладают морфемным статусом (в частности, интерфикса);
- степень разложения слова на морфемы.
Морфемный анализ и другие методы морфемики
Одним из основных инструментов, используемых лингвистами в морфемических исследованиях, является морфемный (также называемый морфологическим) анализ слова. Он наряду со словообразовательным анализом позволяет полноценно анализировать структуру слова.
Морфемный анализ слова представляет собой вычленение в нём всех составляющих его морфов и последующее определение их значений. Вычленение морфем осуществляется через установление границ между морфами, которое, в свою очередь, правильно определяет границы через рассмотрения слова в рядах образований, однотипных по структуре (то есть однокоренных и одноаффиксальных).
Замечание 1
Этот анализ часто используется в школьной практике, где он более известен под названием «разбор слова по составу».
Методика, применяемая в исследованиях морфемного строя конкретных языков и определении иерархических взаимоотношений между единицами морфемного уровня, представлена следующими методами:
- описательно-аналитический метод – заключается в выработке правил вычленения морфов и идентификации морфем;
- генеративно-синтетический метод – заключается в выработке правил, по которым в одной морфеме выводят морфы из исходного морфа.
В результате исследований, проводимых в рамках морфемики, специалистами составляются грамматики и морфемные словари, в которых систематизированы по типам и видам морфемы, разъяснено значение каждой из них, описаны морфологические явления и т.п. Впоследствии эти грамматики и словари используются в последующих морфемических исследованиях.