Ямало-ненецкий автономный округ

Что значит «ямал» с ненецкого?

Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась

Наиболее высокий уровень развития и ускоренные темпы ассимиляции наблюдались у оседлых племен, которые обитали на территориях, прилегающих к крупным проходным рекам и озерам. Близость к этим главным транспортным артериям изначально способствовала контактам с более цивилизованными соседями.

Норвежский мореход Оттар из Холугаланда в IX веке добрался до устья Северной Двины и оставил свидетельства, которые приводит в своих хрониках конца IX века англо-саксонский король Альфред Великий. Согласно Оттару, уже в конце IX века обитатели устья Северной Двины жили в городе, торговали на ярмарках, промышляли судоходством и занимались земледелием.

Согласно археологическим данным, финно-угры строили укрепленные городки не только на территории нынешней Архангельской области, но и в Карелии, и на севере Вологодчины. Рядом с городищами находят железные и серебряные и позолоченные предметы обихода. Ряд ученых считают, что северная чудь с древних времен владела навыками обработки металлов, хотя до сих пор это вопрос спорный. Следы чудских жилищ состоят в основном из ям и землянок, в которых иногда находят остатки бревен, груды глины и части печей-каменок.

Что касается внешности северных чудинов, то наверняка многим знакомо словосочетание «чудь белоглазая». И действительно, светло-серый оттенок глаз характерен для многих финно-угорских народностей. Нередко не привыкшим к активному солнцу чудинам также приписывают красный цвет кожи. Русские, нормандские и финно-угорские народные предания упоминают не только о своеобразной внешности чуди и их сверхъестественных способностях, но и о загадочном исчезновении этого племени.

В самом деле, русская пословица в словаре В. Даля «Чудь живьем закопалась» возникла не на пустом месте. О том, что вся чудь когда-то ушла под землю, гласят многочисленные финно-угорские легенды. Согласно северному преданию, однажды там, где испокон веков обитала чудь, вдруг стали расти белые березы, которых раньше здесь никогда не видели. Древнее пророчество указывало на то, что пришло время освободить чуди землю для белого народа и их царя, который придет сюда и установит свой порядок. Чудины выкопали большие и глубокие ямы, на их краях поставили стойки, удерживающие сруб, и навалили сверху тяжелые камни. Спустившись в свои могилы, они вырвали стойки и заживо погребли себя под валунами (В. Медведев, «Русский Север»).

Созвучны с этим и предания коми-пермяков, которые гласят, что соседняя чудь не хотела принимать христианство и добровольно закапывала себя в землю. Таким образом, это племя якобы полностью исчезло, и его место заняли пермяки.

Картина Н.К. Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год

На самом деле вряд ли ритуальные самозакапывания чуди носили массовый и повсеместный характер. Чудские поселения в Заволочье были известны до XVI века, а отдельные группы коренных жителей севера дожили вплоть до XIX столетия. Все это время миссионеры активно проповедовали православие среди местных язычников в самых удаленных уголках Русского Севера, и далеко не все из аборигенов готовы были умирать за своих идолов. О том, что многие язычники обретали по доброй воле христианскую веру, свидетельствуют жития преподобных Кирилла Челмогорского, Варлаама Важского, Феодорита Кольского, а также упомянутых Герасима Вологодского, Трифона Печенгского, Стефана Пермского и других проповедников.

Монах против колдуна: кто кого? — Трудная история христианской проповеди на Русском Севере

Крещеная чудь легко ассимилировалась среди русских, в результате чего со временем образовались субэтносы, соединившие в себе культурные черты славян и финно-угров. Самый известный из них — поморы, среди которых различают еще более мелкие этногруппы усть-цилёмов и пустозёров. В их лексиконе сохранилось множество слов из чудских наречий.

Другая часть заволоцкой чуди мигрировала на восток, смешиваясь с родственными пермяками, зырянами и югрой. Третья часть коренных жителей Заволочья отправилась на запад, в область нынешней Финляндии, где участвовала в формировании финского этноса вместе с братскими племенами суоми (русские называли их «сумь»), хяме (вероятно, чудская емь), саамов (лопарей) и карел.

В 2010 году в официальном «Перечне национальностей и языков РФ» чудь зафиксирована под кодом № 351. На сегодняшний день официальных сведений о численности чуди в России нет, но, по некоторым данным, с этой национальностью ассоциируют себя более двухсот человек. Подавляющее большинство из них живет в Пинежском районе Архангельской области.

5

Многовековое гостеприимство

Хозяйка чума обязательно пригласит вас к маленькому ненецкому столику, который называется толь. В чуме может быть и высокий стол, который называется норам, на нем располагают кухонную утварь. За столом мужчины сидят «по-турецки» на постелях. Хозяева, как правило, стараются ставить на стол перед гостем самые лакомые угощения.

Я-маленький. Топ-10 самых маленьких вещей Ямала

Я-маленький. Топ-10 самых маленьких вещей Ямала

Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. У ненцев принято переворачивать чайные чашки. Хозяин чума, увидев пустую чашку, будет подливать чай до тех пор, пока не перевернуть чашку вверх дном.

Кроме очень популярной строганины (крепко замороженные рыба или мясо, нарезанные тонкими ломтиками) у ненцев распространено блюдо под названием «колотушка». Это та же замороженная рыба, которую ненцы целиком разбивают о стол или другой твердый предмет. Получаются куски-осколки. Их и выкладывает на блюдо. Колотушку подают к столу во время рядовых приемов пищи, строганину же делают чаще для гостей и по праздникам.

Надымские трезвенники-автомобилисты выстроились в «чум» и «рюмку»

Надымские трезвенники-автомобилисты выстроились в «чум» и «рюмку»

У ненцев за столом нельзя ни свистеть, ни петь. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь». И еще одного не надо делать в чуме – пытаться помочь хозяйке убрать со стола, мыть или вытирать посуду. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

Не принято у ненцев и уходить раньше окончания трапезы, но часто в тундре гости торопятся. И тогда хозяйка должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.

В чуме свои традиции расположения гостей и домочадцев. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу.

В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку.

Промышленное освоение Ямала не мешает животным обустраивать свое жилище | Фотогалерея

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Промышленное освоение Ямала не мешает животным обустраивать свое жилище | Фотогалерея

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Необходимым подарком для женщины считается даже самый маленький кусочек бобрового меха. Детям, как правило, дарят игрушки или вещи ровесника. Дарить можно всё, что угодно. Главное, в тундре нельзя отпускать гостя без подарка.

Традиционные забавы

Еще одной интересной особенностью жизни в тундре является то, что дети здесь играют клювами птиц. Она сделана из клюва утки или гуся. Клюв играет роль головы куклы с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в роли туловища. Куклы из утиного клюва — женщины, а из гусиного — мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков — оленьи рога и копыта. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.

Все, что свято

Олень – самое главное существо в тундре, это известно всем. Даже единственный подарок, который ненец получает ко дню рождения – олень. Семье новорожденного дарят живого оленя.

Издревле жители тундры относились к своим бескрайним просторам с большим уважением и бережливостью. Законом в тундре было брать от неё только самое необходимое для жизни. Ненецкие запреты очень строги. Нарушение строго каралось осуждением сородичей. Видя живую душу в зверях и птицах, реке, тундровом озере, самой земле, обращались к ним за помощью, старались не обидеть.

Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнем и водой, особенно бить по ней палками.

Ненцы верят, что бережное отношение к природе помогает им выжить в суровой тундре, находясь под защитой высших сил.

Карелы

К западу от лесного и болотистого Заволочья, на берегах Ладоги и Онеги, а также на территориях к северу от них расположена страна мелких озер и порожистых рек, которая сейчас называется Карелия. Когда с XI века новгородцы стали осваивать эти области, они встретили там финские племена карелов и лопарей (саамов).

Когда-то карелы обособились от вепсов и ушли с южного Приладожья на север. Их первые поселения со столицей Корелой в районе нынешнего Приозерска находились на Карельском перешейке. Славянские письменные источники впервые упоминают об этом народе в XII веке. Речь шла о столкновениях карелов с соседними племенами и об их участии в княжеских междоусобицах в составе новгородских войск. В 1143 году карелы воевали вместе с новгородцами против других финских племен под названием емь (хяме). Так что в те времена карелы были такими же союзниками славян, как весь.

В том же XII веке карелы успешно захватывали шведские города, причем в 1187 году им даже удалось разрушить столицу свеев Сигтуну. Однако в XIII веке они уже были не в силах тягаться с окрепшими шведами, которые успели завоевать территорию нынешней Финляндии и вовсю обращали там коренное население в католичество. Новгородцы же, пустив корни на землях карел, активно крестили их в православие. Ведь в то время у колонистов действовал принцип «чья вера, того и власть».

Среди насельников первых скитов и монастырей на этих территориях были и коренные жители. Один из монахов, основавших в XV веке известную Соловецкую обитель на одноименных островах в Белом море, был по национальности карелом. Известен он как Герман Соловецкий.

Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители

Лаврентьевская летопись даже указывает год крещения карелов: «В лето 6735 … Того же лета князь Ярослав Всеволодич, послав, крести множество корел, мало не все люди». С тех пор войны за эти территории между нашими предками и шведами не стихали вплоть до XVIII века.

В XIII веке карелы еще сохраняли родоплеменные отношения, проживая небольшими группами, хуторами с четко установленными границами. Как и у всех северных финно-угров, традиционными занятиями карел были охота и рыболовство, и только с приходом в их земли славян они стали использовать земледелие и скотоводство.

Как и на всем Русском Севере, русские миссионеры строили в погостах храмы, в результате чего вместо рода объединяющей силой становился приход, который исполнял функцию центра местного самоуправления. Здесь собиралась дань, устраивались суды, решались спорные вопросы, принимали присягу.

Административная власть Новгорода в Карелии окончательно утвердилась в 1277 году после похода князя Дмитрия Александровича, когда летопись фиксирует термин «Карельская земля». В городе Корела светскую власть представлял князь-наместник, а церковную — епископ.

Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией в 1323 году окончательно демаркировал русско-шведские границы. Карелы, оказавшись в составе владений Великого Новгорода, в течение двух следующих столетий приняли православие.

Верность этого народа православию подтвердил так называемый «исход карелов». В 1617 году Столбовский мир заставил их бежать из завоеванных шведами приладожских территорий. Именно тогда Карельский перешеек лишился карельского населения. Дело в том, что шведы, только что обратившиеся в лютеранство, показывали резкую нетерпимость к другим христианским конфессиям, в том числе и к православию.

В середине XVII века остатки карелов покинули Карельский перешеек. В результате территории нынешнего Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области, а также области вокруг Сортавалы и Питкяранты по приказу шведского правительства заселили финны. Карелам же были предоставлены земли для переселения на территории современной Тверской области. Кроме того, значительная их часть осела по пути в новгородских пределах.

В 1937 году постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ с центром в Лихославле, который просуществовал всего 20 месяцев. В то время здесь проживали 140 000 карелов. В 1939 году округ был ликвидирован, а его руководителей и представителей национальной интеллигенции репрессировали. С тех пор начался период забвения, в течение которого ускорились процессы ассимиляции и утраты языка.

Согласно переписи 2010 года в России начитывается 60 815 карелов. Наибольшая часть проживает в Карелии (45 570 человек) и в Тверской области (7394 человек). В настоящее время их численность продолжает сокращаться. Если в 1939 году в СССР насчитывалось 252 716 карелов, то сейчас их меньше в четыре раза. В современной Карелии топонимы карельского происхождения составляют 47 % от их общего числа. 

6

ЗАГАДОЧНАЯ ЧЕРНАЯ ДЫРА

Ученые до сих пор исследуют дыры в земле, появившиеся на Ямале. Первую воронку диаметром 60–80 метров обнаружили в июле 2014 года с борта вертолета. Как сообщал портал «Российская газета», ученые рассматривали несколько версий образования этой дыры: обычный карстовый провал, падение метеорита, не исключался и подземный взрыв. Ее сравнивали с Бермудским треугольником, а кадры с ней вошли в трейлер новой части «Людей Икс». Чуть позже оленеводы обнаружили вторую воронку, внешне похожую на первую, в 30 километрах от Бованенковского месторождения. Последняя воронка появилась в 2017 году. Позже ученые назвали истинную причину ямальских дыр: загадочный процесс криптовулканизма. Эти процессы наблюдались только на Марсе или Церере.

Влияние слова «Ямал» на современный ненецкий язык и его сохранение

Слово «Ямал» имеет особое значение на ненецком языке и играет важную роль в современной ненецкой культуре. Это слово происходит от корня «яма», что означает «земля» или «земельный участок». Однако, в контексте ненецкой культуры, «Ямал» также используется для обозначения региона, где проживают ненцы.

Слово «Ямал» является ключевым элементом ненецкой идентичности и помогает сохранить и передать историю и культуру этого народа. Оно используется в названиях различных организаций, событий и объектов, связанных с ненецкой культурой

Например, существуют такие имена, как «Ямальский автономный округ», «Ямал-Або», «Ямало-Ненецкий театр», которые отражают важность этого слова в современной ненецкой культуре

Благодаря важности слова «Ямал» на современном ненецком языке, этот слово обладает значительным влиянием на развитие и сохранение самого языка. Многие ненцы используют это слово повседневно и в различных контекстах, что способствует его вторичному распространению и употреблению среди носителей языка

Кроме того, использование слова «Ямал» в различных медиа и образовательных материалах на ненецком языке также способствует сохранению и продвижению этого языка.

Однако, несмотря на значительное влияние слова «Ямал» на современный ненецкий язык, его сохранение все еще остается вызовом. Современное развитие и коммерциализация региона «Ямал» приводят к увеличению использования русского языка и уменьшению использования ненецкого языка среди населения. Поэтому необходимо проводить дополнительные мероприятия и программы для сохранения и развития ненецкого языка, включая использование слова «Ямал» в различных контекстах и его пропаганду среди носителей языка.

Таким образом, слово «Ямал» имеет большое значение на ненецком языке и играет важную роль в сохранении и развитии современной ненецкой культуры. Его использование в различных контекстах и вторичное распространение среди носителей языка способствуют сохранению и развитию ненецкого языка и идентичности народа.

Динамика развития языковой ситуации

В целом уровень владения ненецким тундровым языком выше у представителей старшего поколения носителей языка. Однако этот разрыв существенно различается на разных территориях распространения ненецкого тундрового языка. В восточной части ареала расселения тундровых ненцев, где большинство из них сохраняют традиционный образ жизни, ненецкий тундровый язык достаточно активно используется в сфере повседневно-бытового общения, до определенной степени сохраняется естественная передача языка от родителей к детям, и многие молодые люди и дети, родившиеся на стойбищах, владеют своим этническим языком. В западной части ареала распространения доля молодых, владеющих родным языком, гораздо меньше.  

Численность носителей ненецкого тундрового языка неуклонно снижается. Так, в переписи населения 1989 г. 79,5 % ненцев указали владение своим этническим языком и 79,7 % – владение русским. В переписи населения 2002 г. эти цифры составили уже 75,8 % и 88,8 % соответственно, а в переписи 2010 г. 44 % и 91, 4% соответственно. В первую очередь это обусловлено постепенным выходом языка из одной из важнейших традиционных сфер употребления – семейного общения, разрушением естественной традиции передачи языка от родителей к детям. Особенно стремительными темпами утрата тундровыми ненцами своего этнического языка происходит в Ненецком АО. Однако даже в Ямало-Ненецком АО, республике Коми и Таймырском районее Красноярского края, где язык сохраняется лучше благодаря удаленности мест проживания тундровых ненцев от крупных населенных пунктов и сохранению традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, наблюдаются отчетливые признаки происходящего языкового сдвига.

Величина этнической группы тундровых ненцев устойчиво возрастает. В официальной статистике тундровые и лесные ненцы не различаются и объединяются под общим названием «ненцы», поэтому численность тундровых ненцев можно оценить лишь приблизительно, с учетом сведений, приведенных в (Волжанина 2007), о том, что величина группы лесных ненцев составляет примерно 2000 человек и остается постоянной в XX – начале XXI в. По данным переписей населения величина этнической группы тундровых ненцев выросла с ≈ 22 700 чел. в 1939 г. до ≈ 42 600 чел. в 2010 г.

В официальной статистике тундровые и лесные и тундровые ненцы не различаются и объединяются под общим названием «ненцы». Поэтому численность владеющих ненецким тундровым языком можно оценить лишь приблизительно. Учитывая сведения о численности, расселении лесных ненцев и владении ими своим родным языком, приведенные в (Волжанина 2007, 2010, 2018), а также динамику утраты ненцами родного языка, эту цифру можно примерно оценить в 18 500 человек.

Традиция передачи ненецкого тундрового языка детям в семье лучше всего сохраняется в восточной части ареала его распространения, где среди детей дошкольного возраста до сих пор имеются монолингвы, говорящие только на своем этническом языке. 

Надым — в переводе с ненецкого «счастье»

Ямал заповедный уголок земли, хранитель удивительно самобытной и уникальной культуры. В переводе с ненецкого языка Ямал означает «край земли». История его культурного наследия уходит вглубь тысячелетий. Это земля исконного проживания коренных малочисленных народов: ненцев, хантов, селькупов, манси. Они сохранили без изменения уклад жизни своих предков, живших здесь сотни лет назад, и до сих пор занимаются оленеводством, рыболовством, пушным звероводством.

  • За Уральскими горами, здесь, на краешке Земли,
    За холодными морями, где живут друзья мои,
    Полуостров есть Ямал…Волынюк В.

Город Надым

Надым — центр Надымского района. Место, где находится город, издавна было известно богатыми ягельными пастбищами, где ненцы пасли своих оленей. Всего в районе проживает 80 тысяч человек. На территории района находится девять посёлков, в том числе три посёлка коренных жителей

Местные власти уделяют большое внимание сохранению и развитию их традиционной жизни и хозяйства. Это первый город, который появился на территории округа, благодаря открытым на Ямале крупнейшим месторождениям природного газа

Находится город Надым в 1225 км от Тюмени и в 563 км к юго-востоку от Салехарда. Расположен на севере Западной Сибири, на реке Надым. Ближайшая железнодорожная станция (Лабытнанги) находится в 583 км от Надыма.Основу экономики города составляет газодобывающая промышленность. Основное предприятие — «Надымгазпром», ведущее промышленную разработку газового месторождения «Медвежье» и его месторождений-спутников — «Юбилейного» и «Ямсовейского». В Надыме берёт начало система газопроводов, таких как Север Тюменской области — Урал — Поволжье — Центр, а также Месторождение Медвежье — Надым и Надым — Пунга. Надымский газ с 1974 года поступает в столицу нашей Родины г. Москву. Протяжённость этого газопровода составляет 3000 км (во времена СССР протяжённость газопроводов была не более 600 км).

Надымский аэропорт — один из самых старейших аэропортов России. История его начинается ещё в далёком 1969 году. Сейчас он принимает все виды самолётов, включая тяжёлые авиалайнеры («Ту—154»). Город Надым нередко называют северной столицей газовиков и это вполне справедливо, потому что Надым — это крупный современный город у Полярного круга, это гордость всего Тюменского края. Надым имеет 7 благоустроенных микрорайонов общей площадью свыше 200 тыс. км2, — это довольно большой культурно-досуговый город.

Пример бережного отношения к природе — реликтовая кедровая роща в центре города, которая является гордостью горожан (история свидетельствует, что кедровая роща была оставлена первостроителями как памятник северной уникальной природы). Зимой здесь самая популярная в городе освещённая лыжная трасса, а летом место для прогулок. Уникальность города, который называют сказочным градом среди безмолвной тундры и вечной мерзлоты, заключается в том, что его рождение, становление и тридцатилетняя история создали особую когорту людей-надымчан, людей, посвятивших Надыму свою жизнь, преданных ему и с гордостью утверждающих: «Мы живём в самом красивом и самом лучшем городе».

Надымский охотничий заказник. В нём охраняются типичные ландшафты, редкие и ценные виды растений и растительных сообществ. Также он служит для сохранения поголовья дикого северного оленя, лося, бурого медведя, соболя, выдры. К основным объектам охраны относятся: бурый медведь, тобольский соболь, лесная куница, ласка, тобольский горностай, ондатра, заяц-беляк, лось; лебедь-кликун, серый гусь, белолобый гусь, пискулька, гуменник, свиязь, чирок-свистунок, чирок-трескунок, шилохвость, широконоска, хохлатая чернеть; нельма, чир, пыжьян, пелядь, а также экосистемы северно-таежной подзоны тайги и южной подзоны лесотундры.
Площадь заказника 564 000 га. Около половины площади заказника занимают лесные массивы. Преобладающие породы — лиственница, ель. Широко распространены кустарнички: водяника, багульник, голубика, карликовая береза. Наиболее часто встречаются торфяные болота: плоскобугристые с кустарничково-лишайничково-моховым покровом на буграх и травяно-моховым в мочажинах.

По материалам http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=108

Так что, уренгойцы, завидуйте!!! )))))

География

Ямало-Ненецкий автономный округ относится к регионам Крайнего Севера, больше половины его территории находится за полярным кругом. Расположен на севере Западно-Сибирской равнины и омывается с севера Карским морем. Западная часть округа проходит через восточные склоны Полярного и Приполярного Урала.

Регион занимает площадь 769 250 км², что на 12 300 км² больше территории Чили (756 950 км²), в полтора раза превышает территорию Франции (547 030 км²), Испании (504 782 км²) или Украины (603 549 км²).

Самой северной материковой точкой Ямало-Ненецкого автономного округа является полуостров Ямал (73° северной широты, в 800 км от Северного Полярного круга).

Рельеф в основном равнинный, состоящий из тайги на юге и тундры на севере округа. На территории много озер и болот, что объясняется тем, что 90 % площади округа лежит в пределах высот до 100 м над уровнем моря.

Ямало-Ненецкий автономный округ располагается в середине северной части Евразии. Высокоширотное расположение его территории, значительная удаленность от теплых воздушных и водных масс Атлантического и Тихого океанов, равнинный рельеф, открытый для вторжения воздушных масс с Арктики в летнее время и переохлажденных континентальных масс зимой, определяют суровость климата.

На формирование климата влияют многолетняя мерзлота, близость холодного Карского моря, глубоко впадающие в сушу морские заливы, обилие болот, озёр и рек. Не меньшее влияние оказывает азиатский континент, что проявляется в хорошо выраженных зимнее-летних особенностях трансформации воздушных масс и возрастания континентальности климата с северо-запада на восток. Протяженная зима, короткое прохладное лето, сильные ветра, незначительная мощность снежного покрова — все это способствует промерзанию почвы на большую глубину. Средняя температура воздуха — отрицательная, а на Крайнем Севере ниже — 10 градусов. Зима холодная, длится около 8 месяцев. Лето короткое, умеренно прохладное. Наиболее теплый месяц на юге — июль, на севере — конец августа, в это время температура может подняться до + 30 на всей территории. Самым холодным месяцем является январь, причем самые низкие температуры наблюдаются на юго-востоке округа с удалением от моря и увеличением континентальности климата. Характерной чертой для территории округа является преобладание циклонического типа погоды в течение всего года, и особенно в переходные сезоны и в начале зимы. В связи с этим с декабря по февраль, а также в августе-сентябре наблюдаются туманы. Довольно часты магнитные бури, в зимнее время они нередко сопровождаются полярным сиянием.

Территория Ямало-Ненецкого автономного округа располагается в основном в трех климатических зонах:

Зона арктической тундры охватывает острова, северную часть Ямальского и Гыданского полуостровов. Климат здесь характеризуется особенно резкими изменениями в течение года, длительной, холодной и суровой зимой с сильными бурями и частыми метелями; самая низкая температура −59 С. Осадков зимой выпадает мало; снежный покров не превышает 40 сантиметров. Весна наступает медленно, температура воздуха поднимается выше нуля лишь в июне. Из-за частых туманов погода держится в основном пасмурная. За лето почва оттаивает всего на 40-50 сантиметров. Осенью пасмурно и ветрено; оттепели иногда продолжаются до ноября, но в основном уже в сентябре температура ниже нуля.

  • Субарктическая зона (зона тундры) занимает южные части Ямальского и Гыданского полуостровов, спускаясь к Северному полярному кругу. Климат континентальный: осадки в виде дождей, лето до 68 дней.
  • Климат северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности характеризуется более резкой континентальностью: средняя температура выше, снежный покров достигает 60-80 сантиметров и лежит с половины октября до середины мая; лето довольно теплое и влажное до 100 дней; много осадков.

Известные ненцы

Несмотря на относительную малочисленность, среди ненцев есть много знаменитых представителей культуры и общественной жизни России. 

Живопись и кино

Анастасия Лапсуй прославилась как режиссер еще в советский период. Она сняла более 10 фильмов, посвященных жизни ненцев и других народов Сибири, получила награды многих кинофестивалях по всему миру. Константин Панков, живший в первой половине XX века, известен как художник-пейзажист. Его полотна часто отражают в себе мифологию и быт коренных народов Крайнего Севера. К несчастью, жизнь мастера рано оборвалась в 1942 году на Волховском фронте Великой Отечественной войны. 

Источник illume.fi // Кадр из фильма «Пудана — последняя в роду» Анастасии Лапсуй

Общество и литература

Юрий Велла — писатель, поэт и эколог, в 1990-х годах он выступал против разработок нефти и газа на Ямале, справедливо полагая, что добыча полезных ископаемых может угрожать жизни и традиционному укладу ненцев и других этносов Сибири. Его деятельность продолжили другие ненецкие активисты, например, главы RAIPON, крупнейшей российской организации коренных народов России, Сергей Харючи и Григорий Ледков. В литературе свой след оставила и Любовь Ненянг, автор не только поэтических сборников, но и многочисленных сборников сказок и легенд, пословиц и поговорок ненецкого народа. Ненянг также написала учебное пособие по фольклору и этнонимике.

Специально для желающих поделиться с потомками традициями своей семьи разработана цифровая капсула времени. Профессиональный историк запишет ваш рассказ, разбив его на даты и интересные случаи из жизни, а также составит родословное древо. Внуки, правнуки и более далекие потомки смогут ознакомиться с вашим рассказом без скучного поиска в архивах в любое удобное для них время. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: