Компетенции, развиваемые через надпредметные проекты
Надпредметные проекты способствуют развитию широкого спектра компетенций у участников. Они направлены на формирование навыков и умений, которые можно применять не только в конкретной предметной области, но и в различных сферах жизни. Вот некоторые из компетенций, которые развиваются через участие в надпредметных проектах:
1. Проектное мышление: участники проектов учатся планировать, организовывать и реализовывать свои идеи и задачи. Они научатся выстраивать логическую структуру проекта, определять его цели и задачи.
2
Коллаборативное взаимодействие: работа в команде является важной составляющей надпредметных проектов. Участники развивают навыки коммуникации, учатся слушать и уважать мнение других, разделять обязанности и координировать свои действия
3. Критическое мышление: участники проектов учатся анализировать информацию, оценивать ее достоверность и надежность, а также применять критическое мышление для обоснования своих решений и принимать информированные решения.
4. Творческое мышление: надпредметные проекты способствуют развитию творческого потенциала участников. Они учатся искать нетрадиционные решения, генерировать идеи, пробовать новые подходы и вносить свой вклад в решение различных задач.
5. Исследовательские навыки: участники надпредметных проектов учатся исследовать информацию, проводить эксперименты, анализировать результаты и делать выводы. Они становятся самостоятельными исследователями и научатся применять научный подход к решению задач.
6. Предпринимательские навыки: надпредметные проекты развивают у участников навыки предпринимательства, такие как планирование, организация, управление ресурсами и презентация результатов. Они учатся быть творческими, инновационными и находить способы реализации своих идей.
Участие в надпредметных проектах помогает развить не только конкретные знания и умения, но и формирует широкий спектр компетенций, которые будут полезны в дальнейшей жизни участников.
Типы проектов
Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.
По доминирующей деятельности
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.
Творческиепроекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.
По предметно-содержательной области
Монопредметный проект — проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект — проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект — внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
По характеру координации
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.
По количеству участников
• Личностные (индивидуальные)— один участник
• Парные— два участника
• Групповые (коллективные)— более двух участников
По продолжительности выполнения
• Краткосрочные— до недели
• Средней продолжительности— от недели до месяца
• Долгосрочные— от одного до нескольких месяцев
По объекту проектирования
• Морфологические — проектирование вещей
• Социальные— проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов
• Экзистенциальные— проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы
Источник
Важность надпредметных проектов
Один из основных принципов надпредметного проекта — это интеграция различных дисциплин. Ученики смогут видеть взаимосвязи между предметами и понимать, как знания и навыки из разных областей могут быть использованы в решении конкретной задачи.
Надпредметные проекты также способствуют развитию ученической мотивации. Ученики видят практическое применение своих знаний и ощущают значимость своей работы. Это позволяет им стать более заинтересованными и активными участниками учебного процесса.
Благодаря надпредметным проектам ученики могут развивать критическое мышление и аналитические навыки. Они учатся анализировать информацию, формулировать вопросы и искать решения, а также оценивать и представлять результаты своей работы.
Надпредметные проекты также способствуют развитию социальных навыков. Ученики учатся работать в команде, обмениваться мнениями и идеями, решать проблемы вместе. Это помогает им развивать навыки коммуникации, взаимодействия и сотрудничества, которые будут полезны им в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, надпредметные проекты являются важным элементом образовательного процесса. Они позволяют ученикам развивать не только знания и навыки, но и ценные навыки, которые могут быть полезны им в любой сфере жизни.
Проектная система обучения: понятие и история
Проектная система обучения (более известная под названием метод проектов) – форма организации учебного процесса через реализацию проектов, направленная на всестороннее развитие учащихся и формирование у них самостоятельности.
Концепция была предложена американским педагогом, автором метода прагматической педагогики Джоном Дьюи в конце 19 столетия и опробована в ряде школ США. В последующие годы она исследовалась и дополнялась многими другими учеными. После публикации труда Уильяма Килпатрика, который предоставил обстоятельное описание метода, системой заинтересовались в европейских странах, в частности в СССР.
Большой вклад в ее развитие сделали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и пр. Метод проектов быстро завоевал расположение педагогов и стал известен под названием «школа-лаборатория». Однако популярность длилась недолго. Из-за низких показателей эффективности в 30-е годы прошлого века советское образование вернулось к академическим методам построения учебного процесса.
В условиях возникших сегодня проблем социально-экономического развития общества интерес к сильным сторонам творческого и практического обучения через реализацию проектов возобновился. Значимость проектного обучения заметно растет, что обуславливает его распространение во всех учебных заведениях. На данный момент его применение успешно разрабатывается в наукоградах и технопарках на базе МГУ.
Понятие надпредметного проекта
Надпредметные проекты обычно включают в себя несколько этапов, которые проходят ученики под руководством учителя или проектного руководителя. В ходе работы над проектом учащиеся могут проводить исследования, разрабатывать планы действий, выполнять задания, анализировать результаты и представлять свои выводы.
Примерами надпредметных проектов могут служить:
- Исследование экосистемы реки, включающее изучение биологии, географии и химии;
- Создание бизнес-плана для открытия кафе, включающее изучение математики, экономики и дизайна;
- Исследование истории и культуры древних цивилизаций, включающее изучение истории, искусства и археологии.
Надпредметные проекты позволяют учащимся получать более глубокое и всестороннее понимание изучаемых предметов, а также развивать навыки работы в коллективе, критического мышления и решения проблем. Они помогают ученикам осознать связь между разными областями знаний и проявить свою креативность и творческий потенциал.
Подводные камни проектного обучения
Причиной отказа от применения метода проектов в прошлом послужил низкий уровень знаний учащихся, обучавшихся по нему. Причем, все дело было не в плохом качестве предложенной методики, а в отсутствии ответственности со стороны молодежи.
Считается, что снижение контроля со стороны педагога позволяет увеличить чувство ответственности ученика. Но здесь имеется и обратная сторона. Менее сконцентрированные на образовательном процессе ученики быстро теряют интерес к задаче, переключаются на другие вопросы, что мешает им закончить проект. То есть, полное отсутствие контроля и неправильное построение образовательного процесса может усугубить ситуацию.
Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.
Существование различных форм проектного обучения позволяет применять его на всех этапах учебы. Однако, как показала практика, проектный метод оказывается эффективным преимущественно для учащихся, которые привлекались к реализации проектов еще с детского сада. Поскольку об этом методе вспомнили относительно недавно, нынешние студенты не могут в полной мере оценить его эффективность. Кроме того, он по-прежнему не используется во всех учебных заведениях. В результате возникают проблемы с качественной оценкой преимуществ такой системы обучения.
Преимущества надпредметных проектов
1. Развитие комплексного мышления
Надпредметные проекты позволяют студентам развивать комплексное мышление, поскольку они связаны с несколькими предметными областями одновременно. Участие в таких проектах требует от студентов способности сочетать знания и навыки из разных дисциплин, а также умения видеть связи между ними.
2. Развитие творческого подхода
Надпредметные проекты обычно определяются целями и задачами, которые требуют от студентов оригинальных и нетрадиционных решений. Это способствует развитию их творческого мышления и способностей к поиску новых подходов к решению проблем и задач.
3. Развитие коммуникативных навыков
Участие в надпредметных проектах требует от студентов коммуникации и взаимодействия с другими участниками команды. В процессе выполнения проекта они учатся эффективно общаться, сотрудничать и решать конфликты, что развивает их коммуникативные навыки.
4. Практическое применение знаний
Надпредметные проекты помогают студентам понять, как их знания и навыки могут быть применены на практике. Они сталкиваются с реальными проблемами и задачами, которые требуют применения изученных ими концепций, теорий и методов для их решения.
5. Развитие самостоятельности и ответственности
Участие в надпредметных проектах требует от студентов самостоятельной работы, инициативы и ответственности. Они должны самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, управлять временем, принимать решения и нести ответственность за результаты своей работы.
6. Развитие исследовательских навыков
Надпредметные проекты часто связаны с исследовательской деятельностью, которая требует умения формулировать и проверять гипотезы, собирать и анализировать данные, делать выводы и делиться результатами своего исследования. Участие в таких проектах помогает студентам развивать исследовательские навыки.
В итоге, надпредметные проекты являются эффективным инструментом развития студентов, который способствует формированию у них целостного и комплексного мышления, творческого подхода, коммуникативных навыков, практического применения знаний, самостоятельности и ответственности, а также исследовательских навыков.
Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»:
- Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Учитель будущего». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Молодые профессионалы». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Социальная активность». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Экспорт образования». О проекте.
- Программа «Социальные лифты для каждого». О программе.
О проекте:
Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.
Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.
Примеры надпредметных проектов в образовании
Вот несколько примеров надпредметных проектов, используемых в образовании:
Проект | Описание |
---|---|
Исследование экологического состояния реки | Ученики исследуют состояние реки, анализируют экологические показатели, собирают данные и разрабатывают рекомендации по ее охране. |
Создание бизнес-проекта | Ученики разрабатывают бизнес-план, проводят маркетинговое исследование, создают продукт или услугу, разрабатывают стратегию и план продвижения. |
Изучение истории города | Ученики изучают историю своего города, проводят исследование, интервьюируют местных жителей, анализируют исторические документы и создают презентацию или выставку. |
Проектирование экологически чистого дома | Ученики изучают принципы экологического строительства, разрабатывают проект дома с использованием возобновляемых источников энергии и выбирают экологически чистые материалы. |
Это лишь некоторые примеры надпредметных проектов, которые могут быть использованы в образовательном процессе. Они помогают стимулировать интерес учеников к учебе, развивают их творческое мышление и способствуют формированию навыков самостоятельной работы и командного взаимодействия.
Задачи национального проекта РФ «Образование»:
- Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
- Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
- Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
- Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
- Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
- Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
- Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
- Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
- Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
- Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
Сущность и формы метода проектов
Если объединить мнения исследователей проектной системы, то можно понять что сущность метода состоит и в стимулировании самостоятельности, как считает О. В. Рыбина, и в развитии творческого интереса, что отмечают О. Быкова и Т. Громова. Самостоятельность и творчество, получение осязаемого конечного исследовательского результата – главная цель и идеальная формула успеха ученика и педагога.
Но привить такие качества учащимся, без использования классических форм, при которых ученики выполняют роль пассивных слушателей, сложно. Метод проектов предполагает определенный уровень подготовленности, не говоря уже об индивидуальных особенностях каждого ученика к усвоению базовых навыков и умений.
То есть, сейчас метод проектов можно рассматривать, как часть структурированной и строго регламентированной системы. В современной педагогике хорошо известны и такие проверенные, многократно испытанные формы активизации мыслительной деятельности учащихся, как диспут, обсуждение, где учитель берет на себя роль организатора дискуссий на уроке, оставаясь, одновременно, наблюдателем и руководителем.
Опытный педагог, знающий не только предмет, но и личностные качества каждого ребенка, сможет определить безошибочно, на каком этапе можно встроить в классическую систему элементы проектного метода, и предоставить учащимся возможность для дальнейшего самостоятельного поиска.
То есть, по сути, проектная форма – не что иное, как метод оптимизации учебного процесса, в котором главная роль отводится педагогу, режиссеру-постановщику урока.
Возможности использования надпредметных проектов в различных предметах
Возможности использования надпредметных проектов в различных предметах очень разнообразны. Ниже приведены некоторые примеры:
Предмет | Пример использования надпредметного проекта |
---|---|
Русский язык и литература | Создание мультимедийной презентации о жизни и творчестве известного писателя с использованием исторических и литературных материалов. |
Математика и искусство | Создание графического проекта, в котором учащиеся исследуют математические концепции, такие как геометрия и пропорции, и применяют их для создания красочных искусственных композиций. |
Биология и география | Исследование экосистемы реки или озера, включающее исследование водных обитателей, определение качества воды и расчет экологического баланса. |
Физика и информатика | Разработка и построение модели робота с использованием знаний о силе, движении и программировании. |
Это лишь некоторые примеры того, как можно использовать надпредметные проекты в учебном процессе. Главное, чтобы проекты были интересными и позволяли учащимся применить свои знания и навыки в реальных ситуациях, развивая при этом творческое и критическое мышление.
Реализация и оценка проекта
Для успешной реализации надпредметного проекта необходимо разработать детальный план работы, который включает в себя этапы проекта, задачи, сроки и ответственных за их выполнение.
Основным инструментом работы над проектом является командная работа. Участники проекта должны иметь четкое понимание своих ролей и задач, чтобы эффективно сотрудничать и достичь поставленных целей. Командный подход способствует развитию коммуникативных и организационных навыков учащихся.
После завершения проекта следует приступить к его оценке. Оценивать проект можно по различным критериям: качество выполненной работы, самостоятельность участников, соблюдение сроков, сплоченность команды, творческий подход и т.д
Важно провести объективную оценку, чтобы подчеркнуть достижения каждого участника и сделать выводы для будущих проектов
- Оценка качества выполненной работы
- Оценка самостоятельности участников
- Оценка соблюдения сроков
- Оценка сплоченности команды
- Оценка творческого подхода
Проектные работы возможно представить в виде выставки или презентации, где участники смогут продемонстрировать свои достижения и поделиться своим опытом. Также можно организовать обратную связь со зрителями или экспертами, чтобы услышать их мнение и получить дополнительные рекомендации для улучшения проекта.
Слайд 29569834712Технология деятельностного метода«Школа 2000…» (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности.
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение.
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение.9) Рефлексия учебной деятельности.
Планирование работы
При планировании работы необходимо учесть следующие аспекты:
- Определение целей проекта: необходимо определить, что будет достигнуто по результатам работы и что является конечной целью проекта.
- Анализ исходных данных: необходимо изучить предметную область проекта и собрать всю необходимую информацию, а также определить ресурсы, которые будут использоваться в ходе работы.
- Определение задач: на основе анализа исходных данных необходимо определить конкретные задачи, которые должны быть выполнены для достижения поставленных целей.
- Определение временных рамок: необходимо определить сроки выполнения каждой задачи и общий срок выполнения проекта.
- Определение ролей и ответственности: необходимо определить, кто будет заниматься выполнением каждой задачи и кто будет отвечать за координацию работы всей команды.
- Оценка рисков: необходимо проанализировать возможные риски, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом, и разработать планы действий для их минимизации.
Планирование работы необходимо проводить в тесном сотрудничестве с командой проекта и регулярно обновлять план по мере выполнения задач и изменения условий.