Технология проектного обучения

Метод проектов

Компетенции, развиваемые через надпредметные проекты

Надпредметные проекты способствуют развитию широкого спектра компетенций у участников. Они направлены на формирование навыков и умений, которые можно применять не только в конкретной предметной области, но и в различных сферах жизни. Вот некоторые из компетенций, которые развиваются через участие в надпредметных проектах:

1. Проектное мышление: участники проектов учатся планировать, организовывать и реализовывать свои идеи и задачи. Они научатся выстраивать логическую структуру проекта, определять его цели и задачи.

2

Коллаборативное взаимодействие: работа в команде является важной составляющей надпредметных проектов. Участники развивают навыки коммуникации, учатся слушать и уважать мнение других, разделять обязанности и координировать свои действия

3. Критическое мышление: участники проектов учатся анализировать информацию, оценивать ее достоверность и надежность, а также применять критическое мышление для обоснования своих решений и принимать информированные решения.

4. Творческое мышление: надпредметные проекты способствуют развитию творческого потенциала участников. Они учатся искать нетрадиционные решения, генерировать идеи, пробовать новые подходы и вносить свой вклад в решение различных задач.

5. Исследовательские навыки: участники надпредметных проектов учатся исследовать информацию, проводить эксперименты, анализировать результаты и делать выводы. Они становятся самостоятельными исследователями и научатся применять научный подход к решению задач.

6. Предпринимательские навыки: надпредметные проекты развивают у участников навыки предпринимательства, такие как планирование, организация, управление ресурсами и презентация результатов. Они учатся быть творческими, инновационными и находить способы реализации своих идей.

Участие в надпредметных проектах помогает развить не только конкретные знания и умения, но и формирует широкий спектр компетенций, которые будут полезны в дальнейшей жизни участников.

Типы проектов

Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.

По доминирующей деятельности

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

Творческиепроекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

По предметно-содержательной области

Монопредметный проект — проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект — проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект — внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По характеру координации

Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.

Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.

По количеству участников

• Личностные (индивидуальные)— один участник

• Парные— два участника

• Групповые (коллективные)— более двух участников

По продолжительности выполнения

• Краткосрочные— до недели

• Средней продолжительности— от недели до месяца

• Долгосрочные— от одного до нескольких месяцев

По объекту проектирования

• Морфологические — проектирование вещей

• Социальные— проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

• Экзистенциальные— проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы

Источник

Важность надпредметных проектов

Один из основных принципов надпредметного проекта — это интеграция различных дисциплин. Ученики смогут видеть взаимосвязи между предметами и понимать, как знания и навыки из разных областей могут быть использованы в решении конкретной задачи.

Надпредметные проекты также способствуют развитию ученической мотивации. Ученики видят практическое применение своих знаний и ощущают значимость своей работы. Это позволяет им стать более заинтересованными и активными участниками учебного процесса.

Благодаря надпредметным проектам ученики могут развивать критическое мышление и аналитические навыки. Они учатся анализировать информацию, формулировать вопросы и искать решения, а также оценивать и представлять результаты своей работы.

Надпредметные проекты также способствуют развитию социальных навыков. Ученики учатся работать в команде, обмениваться мнениями и идеями, решать проблемы вместе. Это помогает им развивать навыки коммуникации, взаимодействия и сотрудничества, которые будут полезны им в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, надпредметные проекты являются важным элементом образовательного процесса. Они позволяют ученикам развивать не только знания и навыки, но и ценные навыки, которые могут быть полезны им в любой сфере жизни.

Проектная система обучения: понятие и история

Проектная система обучения (более известная под названием метод проектов) – форма организации учебного процесса через реализацию проектов, направленная на всестороннее развитие учащихся и формирование у них самостоятельности.

Концепция была предложена американским педагогом, автором метода прагматической педагогики Джоном Дьюи в конце 19 столетия и опробована в ряде школ США. В последующие годы она исследовалась и дополнялась многими другими учеными. После публикации труда Уильяма Килпатрика, который предоставил обстоятельное описание метода, системой заинтересовались в европейских странах, в частности в СССР.

Большой вклад в ее развитие сделали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и пр. Метод проектов быстро завоевал расположение педагогов и стал известен под названием «школа-лаборатория». Однако популярность длилась недолго. Из-за низких показателей эффективности в 30-е годы прошлого века советское образование вернулось к академическим методам построения учебного процесса.

В условиях возникших сегодня проблем социально-экономического развития общества интерес к сильным сторонам творческого и практического обучения через реализацию проектов возобновился. Значимость проектного обучения заметно растет, что обуславливает его распространение во всех учебных заведениях. На данный момент его применение успешно разрабатывается в наукоградах и технопарках на базе МГУ.

Понятие надпредметного проекта

Надпредметные проекты обычно включают в себя несколько этапов, которые проходят ученики под руководством учителя или проектного руководителя. В ходе работы над проектом учащиеся могут проводить исследования, разрабатывать планы действий, выполнять задания, анализировать результаты и представлять свои выводы.

Примерами надпредметных проектов могут служить:

  • Исследование экосистемы реки, включающее изучение биологии, географии и химии;
  • Создание бизнес-плана для открытия кафе, включающее изучение математики, экономики и дизайна;
  • Исследование истории и культуры древних цивилизаций, включающее изучение истории, искусства и археологии.

Надпредметные проекты позволяют учащимся получать более глубокое и всестороннее понимание изучаемых предметов, а также развивать навыки работы в коллективе, критического мышления и решения проблем. Они помогают ученикам осознать связь между разными областями знаний и проявить свою креативность и творческий потенциал.

Подводные камни проектного обучения

Причиной отказа от применения метода проектов в прошлом послужил низкий уровень знаний учащихся, обучавшихся по нему. Причем, все дело было не в плохом качестве предложенной методики, а в отсутствии ответственности со стороны молодежи.

Считается, что снижение контроля со стороны педагога позволяет увеличить чувство ответственности ученика. Но здесь имеется и обратная сторона. Менее сконцентрированные на образовательном процессе ученики быстро теряют интерес к задаче, переключаются на другие вопросы, что мешает им закончить проект. То есть, полное отсутствие контроля и неправильное построение образовательного процесса может усугубить ситуацию.

Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.

Существование различных форм проектного обучения позволяет применять его на всех этапах учебы. Однако, как показала практика, проектный метод оказывается эффективным преимущественно для учащихся, которые привлекались к реализации проектов еще с детского сада. Поскольку об этом методе вспомнили относительно недавно, нынешние студенты не могут в полной мере оценить его эффективность. Кроме того, он по-прежнему не используется во всех учебных заведениях. В результате возникают проблемы с качественной оценкой преимуществ такой системы обучения.

Преимущества надпредметных проектов

1. Развитие комплексного мышления

Надпредметные проекты позволяют студентам развивать комплексное мышление, поскольку они связаны с несколькими предметными областями одновременно. Участие в таких проектах требует от студентов способности сочетать знания и навыки из разных дисциплин, а также умения видеть связи между ними.

2. Развитие творческого подхода

Надпредметные проекты обычно определяются целями и задачами, которые требуют от студентов оригинальных и нетрадиционных решений. Это способствует развитию их творческого мышления и способностей к поиску новых подходов к решению проблем и задач.

3. Развитие коммуникативных навыков

Участие в надпредметных проектах требует от студентов коммуникации и взаимодействия с другими участниками команды. В процессе выполнения проекта они учатся эффективно общаться, сотрудничать и решать конфликты, что развивает их коммуникативные навыки.

4. Практическое применение знаний

Надпредметные проекты помогают студентам понять, как их знания и навыки могут быть применены на практике. Они сталкиваются с реальными проблемами и задачами, которые требуют применения изученных ими концепций, теорий и методов для их решения.

5. Развитие самостоятельности и ответственности

Участие в надпредметных проектах требует от студентов самостоятельной работы, инициативы и ответственности. Они должны самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, управлять временем, принимать решения и нести ответственность за результаты своей работы.

6. Развитие исследовательских навыков

Надпредметные проекты часто связаны с исследовательской деятельностью, которая требует умения формулировать и проверять гипотезы, собирать и анализировать данные, делать выводы и делиться результатами своего исследования. Участие в таких проектах помогает студентам развивать исследовательские навыки.

В итоге, надпредметные проекты являются эффективным инструментом развития студентов, который способствует формированию у них целостного и комплексного мышления, творческого подхода, коммуникативных навыков, практического применения знаний, самостоятельности и ответственности, а также исследовательских навыков.

Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»:

  1. Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.
  3. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Паспорт проекта.
  4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Паспорт проекта.
  5. Федеральный проект «Учитель будущего». Паспорт проекта.
  6. Федеральный проект «Молодые профессионалы». Паспорт проекта.
  7. Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Паспорт проекта.
  8. Федеральный проект «Социальная активность». Паспорт проекта.
  9. Федеральный проект «Экспорт образования». О проекте.
  10. Программа «Социальные лифты для каждого». О программе.

О проекте:

Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание. 

Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.

Примеры надпредметных проектов в образовании

Вот несколько примеров надпредметных проектов, используемых в образовании:

Проект Описание
Исследование экологического состояния реки Ученики исследуют состояние реки, анализируют экологические показатели, собирают данные и разрабатывают рекомендации по ее охране.
Создание бизнес-проекта Ученики разрабатывают бизнес-план, проводят маркетинговое исследование, создают продукт или услугу, разрабатывают стратегию и план продвижения.
Изучение истории города Ученики изучают историю своего города, проводят исследование, интервьюируют местных жителей, анализируют исторические документы и создают презентацию или выставку.
Проектирование экологически чистого дома Ученики изучают принципы экологического строительства, разрабатывают проект дома с использованием возобновляемых источников энергии и выбирают экологически чистые материалы.

Это лишь некоторые примеры надпредметных проектов, которые могут быть использованы в образовательном процессе. Они помогают стимулировать интерес учеников к учебе, развивают их творческое мышление и способствуют формированию навыков самостоятельной работы и командного взаимодействия.

Задачи национального проекта РФ «Образование»:

  1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
  2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
  3. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
  4. Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
  5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
  6. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
  7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
  8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
  9. Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
  10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

Сущность и формы метода проектов

Если объединить мнения исследователей проектной системы, то можно понять что сущность метода состоит и в стимулировании самостоятельности, как считает О. В. Рыбина, и в развитии творческого интереса, что отмечают О. Быкова и Т. Громова. Самостоятельность и творчество, получение осязаемого конечного исследовательского результата – главная цель и идеальная формула успеха ученика и педагога.

Но привить такие качества учащимся, без использования классических форм, при которых ученики выполняют роль пассивных слушателей, сложно. Метод проектов предполагает определенный уровень подготовленности, не говоря уже об индивидуальных особенностях каждого ученика к усвоению базовых навыков и умений.

То есть, сейчас метод проектов можно рассматривать, как часть структурированной и строго регламентированной системы. В современной педагогике хорошо известны и такие проверенные, многократно испытанные формы активизации мыслительной деятельности учащихся, как диспут, обсуждение, где учитель берет на себя роль организатора дискуссий на уроке, оставаясь, одновременно, наблюдателем и руководителем.

Опытный педагог, знающий не только предмет, но и личностные качества каждого ребенка, сможет определить безошибочно, на каком этапе можно встроить в классическую систему элементы проектного метода, и предоставить учащимся возможность для дальнейшего самостоятельного поиска.

То есть, по сути, проектная форма – не что иное, как метод оптимизации учебного процесса, в котором главная роль отводится педагогу, режиссеру-постановщику урока.

Возможности использования надпредметных проектов в различных предметах

Возможности использования надпредметных проектов в различных предметах очень разнообразны. Ниже приведены некоторые примеры:

Предмет Пример использования надпредметного проекта
Русский язык и литература Создание мультимедийной презентации о жизни и творчестве известного писателя с использованием исторических и литературных материалов.
Математика и искусство Создание графического проекта, в котором учащиеся исследуют математические концепции, такие как геометрия и пропорции, и применяют их для создания красочных искусственных композиций.
Биология и география Исследование экосистемы реки или озера, включающее исследование водных обитателей, определение качества воды и расчет экологического баланса.
Физика и информатика Разработка и построение модели робота с использованием знаний о силе, движении и программировании.

Это лишь некоторые примеры того, как можно использовать надпредметные проекты в учебном процессе. Главное, чтобы проекты были интересными и позволяли учащимся применить свои знания и навыки в реальных ситуациях, развивая при этом творческое и критическое мышление.

Реализация и оценка проекта

Для успешной реализации надпредметного проекта необходимо разработать детальный план работы, который включает в себя этапы проекта, задачи, сроки и ответственных за их выполнение.

Основным инструментом работы над проектом является командная работа. Участники проекта должны иметь четкое понимание своих ролей и задач, чтобы эффективно сотрудничать и достичь поставленных целей. Командный подход способствует развитию коммуникативных и организационных навыков учащихся.

После завершения проекта следует приступить к его оценке. Оценивать проект можно по различным критериям: качество выполненной работы, самостоятельность участников, соблюдение сроков, сплоченность команды, творческий подход и т.д

Важно провести объективную оценку, чтобы подчеркнуть достижения каждого участника и сделать выводы для будущих проектов

  • Оценка качества выполненной работы
  • Оценка самостоятельности участников
  • Оценка соблюдения сроков
  • Оценка сплоченности команды
  • Оценка творческого подхода

Проектные работы возможно представить в виде выставки или презентации, где участники смогут продемонстрировать свои достижения и поделиться своим опытом. Также можно организовать обратную связь со зрителями или экспертами, чтобы услышать их мнение и получить дополнительные рекомендации для улучшения проекта.

Слайд 29569834712Технология деятельностного метода«Школа 2000…» (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной

деятельности.

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение.

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение.9) Рефлексия учебной деятельности.

Планирование работы

При планировании работы необходимо учесть следующие аспекты:

  1. Определение целей проекта: необходимо определить, что будет достигнуто по результатам работы и что является конечной целью проекта.
  2. Анализ исходных данных: необходимо изучить предметную область проекта и собрать всю необходимую информацию, а также определить ресурсы, которые будут использоваться в ходе работы.
  3. Определение задач: на основе анализа исходных данных необходимо определить конкретные задачи, которые должны быть выполнены для достижения поставленных целей.
  4. Определение временных рамок: необходимо определить сроки выполнения каждой задачи и общий срок выполнения проекта.
  5. Определение ролей и ответственности: необходимо определить, кто будет заниматься выполнением каждой задачи и кто будет отвечать за координацию работы всей команды.
  6. Оценка рисков: необходимо проанализировать возможные риски, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом, и разработать планы действий для их минимизации.

Планирование работы необходимо проводить в тесном сотрудничестве с командой проекта и регулярно обновлять план по мере выполнения задач и изменения условий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: