Что значит выражение махровый еврей

Что значит выражение махровый еврей

Харедим: краткая история

Термин харедим появился сравнительно недавно. C распространением еврейского просвещения в XVII–XVIII столетиях барьеры, которые когда-то удерживали евреев от прямого влияния европейского общества, были ослаблены. Последующее появление нового, более светского типа евреев вызвало ответную защитную реакцию, которая привела к рождению консервативного изоляционистского иудаизма.

Основание в Польше в 1912 году движения «Агудас Исраэль», представляющего социальные и культурные интересы глубоко религиозных евреев, стало важным моментом в возникновении движения харедим. Созданное в ответ на растущую ассимиляцию и секуляризацию мирового еврейства, «Агудас Исраэль» было направлено на сохранение и поддержание связанного с Торой иудаизма как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Холокост также был решающим фактором в формировании харедим. Под Холокостом в узком смысле слова понимается массовое уничтожение евреев нацистами в 1933–1945 гг.

После уничтожения основных европейских иешив (учебных заведений), а также гибели тысяч верующих, исчезновение религиозной жизни казалось почти неизбежным. Но оставшиеся европейские евреи стремились сохранить свой образ жизни, перемещая свои общины и учебные заведения в другие места, в основном в Израиль и США. Там им удалось восстановить учебные центры для своих общин.

Общины харедим были созданы по всему миру. Они могут по-разному называться, но придерживаются одинаковых базовых обычаев, правил и традиций. После того как было образовано государство Израиль в мае 1948 г., центр активности ортодоксальные евреев переместился туда.

В настоящее время в Израиле проживает самое большое население харедим в мире – около 1 млн человек. Второе место у США – примерно 500 тыс. С самым высоким уровнем рождаемости среди всех еврейских групп, ультра-ортодоксы вполне могут стать доминирующими среди населения еврейского мира в ближайшие годы. По данным «Джерусалим пост» только нынешнее население израильских харедим удвоится в течение следующего десятилетия.

Кто такие харедим?

Термин харедим можно перевести как «те, кто боится или трепещет перед Богом». Впервые это слово появилось в высказывании пророка Йешаягу. Фраза звучала как «трепещущие перед словом Всевышнего». С течением времени от словосочетания осталось только «трепещущие» – харедим.

Большинство ашкеназских общин ортодоксов возникли в городах или деревнях Восточной Европы в середине XVIII и начале XIX столетий. Среди ортодоксальных евреев выделяется несколько основных групп:

  • хасиды – движение зародилось в юго-восточной Польше в 1750-х гг.;
  • литаим – литовское течение ортодоксов, возникшее как противовес хасидскому движению;
  • сефарды – ортодоксальные евреи, потомки выходцев из восточных стран.

В свою очередь, названные движения или течения делятся на отдельные подгруппы. Но всех ортодоксальных евреев объединяют три основных критерия:

  • искренняя вера в единого Бога;
  • принятие того факта, что Тора (Учение) дана еврейскому народу от Всевышнего как в устной, так и в письменной форме; первая известна как Пятикнижие, вторая – как Мишна и Талмуд;
  • соблюдение предписанных Торой правил с учетом их комментариев в кодексе законов Шульхан Арух, а также на толкований и пояснений мудрецов, принадлежащих к более поздним поколениям.

Разные группы харедим отличаются друг от друга несколькими чертами:

  • порядком молитв;
  • разговорным языком;
  • обычаями, правилами и традициями;
  • политическими взглядами;
  • нормами практического применения законов.

Перечень различий может быть продолжен. Харедимное общество представляет собой совокупность самых разных еврейских религиозных общин и групп. При этом можно выделить три основных критерия, объединяющих все это многообразие ортодоксальных евреев:

  • в повседневной жизни и в духовных поисках они руководствуются Торой и заповедями;
  • главное для них – служение Творцу и исполнение заповедей; все остальное считается вторичным;
  • ортодоксальные евреи ставят перед собой конкретную цель – жить так, как предписано Галахой – сводом сакральных законов, регулирующих отношения между людьми, а также Богом и человеком.

Для предотвращения внешнего влияния на традиционные ценности и обычаи ортодоксальные евреи стремятся ограничить контакты с современным миром за пределами своих общин и групп. Светские средства массовой информации, телевидение и интернет – не проникают в ортодоксальные дома.

Многие харедим активно идут на контакты с евреями, которые не относятся к ортодоксальным, а также с теми, кто далек от религии. Цель такого взаимодействия – кирув.

Характеристики махрового еврея

Одной из основных характеристик махрового еврея является его глубокая и преданная вера в принципы и обряды еврейской религии. Он выполняет все заповеди и обязательства, которые предписаны традиционным еврейством. Обычно он часто посещает синагогу, соблюдает шаббат и кашрут (еврейскую диетику) и активно участвует в религиозных обрядах.

Еще одной характеристикой махрового еврея является его сильная привязанность к еврейской культуре. Он говорит на иврите и поддерживает традиции еврейского народа, такие как праздники, обряды и обычаи. Он также может участвовать в еврейских организациях и сообществах, чтобы поддерживать и распространять еврейскую культурную идентичность.

Еще одной важной характеристикой махрового еврея является его гордость за свою идентичность и национальную принадлежность. Он осознает свою еврейскую историю, учится о еврейском наследии и стремится продолжать его традиции с поколения на поколение

Махровый еврей также может быть активным сторонником израильского государства и поддерживать еврейскую диаспору в разных странах мира.

В целом, махровый еврей отличается своим строгим следованием еврейским обычаям и традициям, глубокой верой в еврейскую религию, активным участием в еврейской культуре и гордостью за свою идентичность и национальную принадлежность.

Примечание: Термин «махровый еврей» может вызывать негативные ассоциации и исходить от устаревшего стереотипа

При использовании этого термина следует обращать внимание на его контекст и убедиться, что он не оскорбляет или унижает кого-либо

Женщины в обществе харедим

Хотя женщины-харедим по-прежнему играют роль домохозяек, большинство представительниц слабого пола ортодоксальных евреев получают образование и занимаются трудовой деятельностью. Сейчас в Израиле доля работающих женщин составляет почти 70% от всего взрослого населения ортодоксов страны. Тогда как этот показатель среди мужчин гораздо ниже. По официальным сведениям, сейчас работают чуть больше 44% мужчин-харедим.

Волосы замужних женщин должны быть покрыты платком или другим головным убором. В конце XX столетия среди женщин стали популярны парики. Некоторые представительницы хасидских течений после свадьбы бреют свои головы или делают короткую стрижку. Это облегчает ношение париков, на которые женщины надевают чепчики или платки.

Несмотря на стремительные изменения в современном мире, образ жизни, традиции и обычаи, характерные для ортодоксальных евреев, в большинстве своем остаются неизменными. Харедим по-прежнему верны заповедям и правилам Торы. Число сторонников ортодоксальных евреев постоянно растет. Вполне возможно, что уже в ближайшем будущем численность представителей течения харедим станет преобладающей среди остальных иудеев.

Общая история выражения «не будь евреем»

Выражение «не будь евреем» имеет долгую историю и связано с негативным отношением к евреям, которое существовало на протяжении веков в разных странах и культурах. Отрицательные стереотипы и предрассудки, а также преследования евреев стали основной причиной возникновения данного выражения.

В средние века евреи были часто обвиняемы в различных преступлениях, а также не допускались к некоторым профессиям и занятиям. Это привело к формированию негативного образа евреев в обществе. Выражение «не будь евреем» стало одним из способов выражения этого отношения.

В период национал-социалистической Германии и во время Холокоста выражение «не будь евреем» приобрело еще большую глубину и оскорбительность. Евреи были преследованы и уничтожены в ходе систематического геноцида, и выражение стало символом ненависти и дискриминации.

В настоящее время выражение «не будь евреем» широко распространено, особенно в сленге и повседневной речи. Оно часто употребляется как оскорбление или выражение презрения к человеку безотносительно его религии или этнической принадлежности.

Различные значения выражения «не будь евреем»
Значение
Описание

Стереотип
Отрицательное представление об евреях, основанное на неправильных убеждениях и предрассудках.

Расизм
Проявление ненависти и дискриминации по расовому признаку, особенно в отношении евреев.

Антисемитизм
Ненависть и принижение по отношению к евреям, как национальной, культурной или религиозной группе.

Оскорбление
Использование выражения в целях унижения и обиды.

Знание истории и смысла выражения «не будь евреем» помогает понять глубину его оскорбительности и важность борьбы с дискриминацией и предрассудками. Необходимо стремиться к толерантному и уважительному отношению к многообразию культур и религий, чтобы предотвратить появление и распространение таких негативных выражений и настроений в обществе

Как нацисты опознавали евреев? Как они понимали, что перед ними еврей, а не немец?

Когда глава МИДа Третьего Рейха Иоахим Риббентроп отправился в Москву вести переговоры со своим коллегой Молотовым, вместе с ним поехал личный фотограф фюрера Генрих Гофман. Его задачей было сфотографировать Сталина крупным планом, чтобы в Берлине могли определить, является ли лидер Советского Союза евреем или нет. Гофман сделал необходимую фотографию, которую позже подробно изучили и пришли к решению, что у Иосифа Виссарионовича еврейские корни отсутствуют, к большому удовольствию Гитлера.

А теперь представьте: вы вождь партии НСДАП, которая в 1933-м году мирно пришла к власти под соусом покарания тех, кто развалил и коррумпировал страну. В качестве мальчиков для битья были выбраны германские евреи. В 1935-м году принимается закон о чистоте немецкой крови, по которому представители этого народа лишаются большинства гражданских прав. Евреем считается любой, у кого как минимум трое бабушек и дедушек были евреями. У кого их было меньше, называется полукровкой, что тоже не сахар.

До начала «окончательного решения» еще далеко, но задача по выявлению евреев все равно сложна и нетривиальна. Далеко не каждый из них жаждет подвергаться введенным ограничениям, а когда начинается война и создаются лагеря, таких людей становился еще меньше.

Основных способов было два. Первый – использование записей актов гражданского состояния. Немцы – народ пунктуальный, скрупулезный и любящий бумажки. Их государственным органам было известно, кто женился или хоронил близких с участием раввина, кто посещал еврейскую школу, кто вносил плату на содержание синагог, еврейских учреждений по уходу за престарелыми, кладбищ и т. д.

Второй – использование осведомителей. Гестапо не только применяло финансовые стимулы для привлечения информаторов, но и сурово наказывало, тех кто скрывал нужные им сведения. Да многие и сами были рады помочь безвозмездно – все-таки, нацистская агитация имела серьезный успех.

Хотя эти два метода сами по себе были достаточны для идентификации большинства евреев, существовал еще один очень надежный способ, правда, применимый только в отношение мужчин. Разумеется, это было обрезание. Практически все евреи были тогда обрезаны, ведь религия в те времена имела весомое значение в обществе, и даже если они сами не исполняли ее обряды, родители еще в детстве позаботились об этом.

Рейнхард Гейдрих, начальник Шелленберга

Если и эти проверки были пройдены, что могло быть с людьми смешанного происхождения, для выявления скрытых евреев имелись и другие возможности. Существовали целые списки «типично еврейских» черт внешности, где давались характеристики присущих этому народу цвета глаз и волос, мочек ушей, надбровных дуг, скул и т.д. Например, эту проверку точно бы не прошел Рейнхард Гейдрих, архитектор «окончательного решения», который хоть и имел соломенные волосы и ледяные глаза, но в профиль был похож на человека, чья бабушка знала хороший рецепт мацы.

Несмотря на все это десятки тысяч германских евреев сумели пережить войну, причем, большинство из них пряталось в самом центре Берлина. Их укрывали сочувствующие немцы, которые предоставляли им убежище и делились с несчастными людьми едой, несмотря на то, что сами страдали от сокращения пайков.

Мелковат для тяжеловеса, но в середине прошлого века люди были такие

К примеру, известный боксер Макс Шмелинг, победитель чемпиона Джона Луиса, хоть и считался примером торжества арийской расы, в 1938-м году спас в своем доме двух еврейских подростков, и помог им добраться до безопасного места. К сожалению, он попросил их об этом никому не говорить, а потому в новой Германии его долго называли пособником нацистов просто за то, что он нравился Гитлеру.

Одежда ортодоксальных евреев

Харедим заметно отличаются своим внешним видом от других евреев. Практически все мужчины носят бороды. Одежда ортодоксальных евреев отличается разнообразием и зависит от целей – праздничная или повседневная, а также от конкретной страны, общины, группы и даже региона.

Черный цвет рассматривается как скромный и одновременно торжественный. Именно он преобладает в одежде. При всем многообразии костюмов, рубашек и головных уборов современных ортодоксальных евреев, можно выделить те, что встречаются чаще всего:

  • костюм черного или темно-синего цвета;
  • белая рубашка;
  • черная шляпа и такого же цвета кипа – ярмолка;
  • цицит – четыре пучка нитей из белой шерсти, свисающих по краям одежды.

В каждой их групп ортодоксальных евреев могут быть свои особенности одежды. Для внешнего вида хасидов характерны следующие атрибуты:

  • бекише – долгополое пальто;
  • штраймл – статусная меховая шапка;
  • рэкл – пиджак в полный рост;
  • шелковый кафтан;
  • сюртук без карманов; пуговицы застегиваются справа налево.

Ортодоксальный иудей чаще всего носит широкополые шляпы, которые изготавливаются из фетра и имеют загнутые вверх поля.

Распространенные мифы и стереотипы, связанные с выражением

Миф 1: Евреи зажимисты и скупые.

Этот миф основан на преувеличенных и неверных представлениях о том, что евреи обладают особым наклоном к экономии и скупости. В действительности, ни одна религия или национальность не определяет характер или расходы человека.

Миф 2: Евреи контролируют мировую экономику и политику.

Этот миф часто используется в антисемитских установках. В реальности, евреи не обладают монополией на контроль над мировыми финансами или политическими процессами. Они представлены в различных сферах деятельности, так же как и представители других национальностей.

Миф 3: Евреи хитроумные и лицемерные.

Этот миф основан на стереотипах и предрассудках, а не на реальности. Такие обобщения негативно влияют на отношения между людьми и могут приводить к дискриминации и ненависти.

Миф 4: Евреи поддерживают только свою нацию.

Этот миф опровергается множеством примеров в мировой истории. Многие евреи принимают активное участие в гуманитарных и благотворительных организациях, а также в борьбе за права и равенство всех людей.

Миф 5: Евреи ответственны за смерть Иисуса.

Этот миф носит религиозный характер и основан на устаревшей интерпретации Библии. Исторически антисемитизм идеологически обоснован этим мифом, но он не имеет оснований в исторических фактах.

Важно помнить, что использование выражений, содержащих предрассудки, является не только оскорблением, но и может способствовать распространению ненависти и дискриминации. Необходимо быть внимательным к использованию языка и избегать установок и стереотипов, которые могут причинить вред окружающим

Образ жизни, обычаи и традиции

Евреи-харедим обычно живут в отдельных районах или городах, внутри которых они чувствуют себя безопасно. В таких местах меньше насилия, преступности и вольности нравов западной цивилизации. В каждой общине функционируют общественные организации, открыты двери синагог, школ и других образовательных и религиозных заведений.

Скромность во всех ее проявлениях поощряется внутри общины. В некоторых городах установлены знаки, призывающие носить скромную одежду.

Свадьба

Важное место в жизни харедим занимает институт брака. Будущие невеста и жених обычно знакомятся с помощью сватов – шадханим

Свидания проходят в присутствии посторонних. Во время свиданий соблюдается строгое правило – прикосновения запрещены. Общение будущих супругов перед свадьбой и подготовка к ней имеют несколько этапов:

  1. «Шидухим» – знакомство через посредников: родственников, знакомых или друзей.
  2. Предложение – «ацаат Нисуин».
  3. «Ворт» – праздничный ужин в честь предложения.
  4. «Ирусин» – официальная помолвка.
  5. Хупа – торжественная церемония бракосочетания.

Невеста проводит омовения перед свадьбой в микве, священном водном резервуаре. Во время брака женщина посещает микву каждый раз после завершения менструального цикла и семи дней очищения.

Во время бракосочетания лицо невесты закрыто белой вуалью, которую снимает будущий муж. Невесту берут за руку и обводят вокруг жениха семь раз. Поле того как жених надел кольцо на палец невесты, раввин зачитывает ктубу. Церемония заканчивается криками присутствующих: «Мазл тов!». Словосочетание можно перевести на русский язык как «Поздравляем!» или «Удачи!».

Семья

Для семей ортодоксальных евреев типична многодетность. В среднем каждая обычная израильская семья имеет троих детей. Женщины-харедим рожают за свою жизнь 6 детей и больше. Семьи ортодоксальных евреев с 12 детьми нельзя назвать редким явлением.

В последние годы число женщин, которые не только занимаются домашним хозяйством, но и активно работают, постоянно растет. В семьях харедим чаще всего один кормилец, что ведет к низкому уровню жизни многих ортодоксальных евреев. Внутренние благотворительные организации оказывают таким семьям своевременную материальную помощь.

Образование

Девочки и мальчики посещают школы отдельно. С 13 лет мальчики подростки обучаются в иешиве – так называются специальные религиозные заведения, где преподают Талмуд. Для женской части ортодоксальных евреев созданы высшие учебно-религиозные заведения «Бейт Яаков».

После вступления в брак молодые мужчины продолжают получать образование. Для них открыты Коллели – высшие учебные заведения для углубленного изучения Торы.

Высший класс и раввины

Среди харедим выделяется группа ортодоксальных евреев, которых можно отнести к высшему классу сообщества. Это прежде всего отродоксы, занятые в сфере бизнеса. Довольно значительную часть своих доходов они расходуют на финансирование благотворительных организаций и фондов. Дети представителей высшего сословия ходят в те же учебные заведения, что и простые школьники.

Раввины, пользующиеся большим авторитетом среди ортодоксов, всегда играли важную роль в жизни общины. Харедим, как и любые другие люди, нередко сталкиваются с серьезными проблемами. Это касается работы, женитьбы, жилья, образования и многого другого. Ортодоксальные евреи обычно обращаются за советом к раввину.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: