Морфема

Что такое морфема

Словообразовательный разбор слова

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Словообразовательный разбор — выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффисков и приставок в процессе образования нового слова.

Важно помнить о том, формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании. -ть, -ти, нулевой суффикс в форме инфинитива (говори-ть, нес-ти, печь). Для удобства при формообразовании глагола иногда отсекают и -сти, потому что плё-л, но это условно, суффикса -сти в инфинитиве нет. Плести — корень плес-; -л-, нулевой суффикс в формах прошедшего времени: плё-л, пёк-; -и-, нулевой суффикс в формах повелительного наклонения: нес-и, режь-; -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -ом-, -нн-, -енн-, -т- в формах причастий: реши-вш-ий, реш-ённ-ый, сши-т-ый, нёс-ш-ий, вед-ом-ый; -а, -я, -вши, -ши, -учи, -ючи в формах деепричастий: сказа-в, сказа-вши, принёс-ши, улыба-я-сь, буд-учи, игра-ючи; -е, -ее, -ше в формах сравнительной степени прилагательных, наречий и слов категории состояния: сильнее, дороже, дальше; -йш-, -айш- в формах превосходной степени: умне-йш-ий, тиш-айш-ий, красиве-йш-ий. Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой

См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасываниерыба →→ рыбак →→ рыбачий →→  рыбачить

Производная основа (слово) — та основа, которая образована от другой основы (слова), последняя называется по отношению к производной — производящей основой. См.: двор →→ двор-ник, син-ий →→ синь, москвич →→ москвич-к-а, бра-ть →→ ото-бра-ть, утренн-ий →→ пред-утренн-ий, ворон-а →→ ворон-ий, копа-ть картофель →→ картофелекопал-к-а.Сама производящая основа может быть производной по отношению к слову предшествующей ступени словообразования.бросать →→ разбросать →→ разбрасывание →→ разбрасывать →→ разбрасываниерыба →→ рыбак →→ рыбачий →→  рыбачить

Логика поиска производящего такова: найти в современном языке ближайшее для производного слова производящее в смысловом и формальном отношении. Например, слово понавыписывать имеет своим производящим навыписывать. Хотя, естественно, слово понавыписывать связано и со словом писать. Однако слово писать не является ближайшим в смысловом и формальном отношении к слову понавыписывать.

План словообразовательного разбора

1. Дать толкование лексического значения слова.2. Сравнить состав данного слова с однокоренным.3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.

Образец словообразовательного разбора

Лисий — имя прилагательное, изменяемая часть речи, изменяется по родам, числам и падежам. Основа слова — лисий, основа производная, так как есть производящая основа, соотносимая с ней структурно и по смыслу. Чтобы это доказать, нужно истолковать лексическое значение: лисий — относящийся к лисе или принадлежащий лисе. Стало быть, производящая основа — лис. Значит, слово образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса -ий).

Лисий ←← лис.

Различия между разбором слова по составу и словообразовательным разбором

при-бреж-н-ый при-бреж-н-ый
рас-сме-ёт-ся рассмеётся ←← смеётся

 СЛОВА

уч-и-тель-ств-о учительство ←← учитель
вод-ян-ист-ый водянистый ←← водяной
про-сматр-ива-ть-ся просматриваться ←← просматривать
по-осен-н-ему по-осеннему ←← осеннему
что-нибудь что-нибудь ←← что

Частеречная природа морфем

Морфемы, как минимальные значимые элементы языка, могут принадлежать к разным частям речи. Изучение частеречной природы морфем позволяет определить, к какому словообразующему морфему или части слова они относятся.

Некоторые морфемы могут быть характерными только для определенной части речи. Например, морфема «-ат-» может входить в состав форм глагола (нач-ать, зацеплять), однако не может быть частью существительного или прилагательного.

Другие морфемы, наоборот, характерны для нескольких частей речи. Например, морфема «-ост-» в составе слова может образовывать как существительные (лост, бость), так и прилагательные (глостной, потостный).

Кроме того, есть морфемы, которые несут определенные лексические значения, но не принадлежат ни к одной части речи. Например, морфема «-ер-» в слове «медвежатник» указывает на принадлежность к животным, но сама по себе не является ни существительным, ни прилагательным.

Часть речи Примеры морфем
Существительное книга, дерево, ребенок
Прилагательное большой, красивый, маленький
Глагол делать, плавать, видеть
Наречие быстро, громко, вкусно
Предлог во, со, ко
Союз и, или, чтобы

Таким образом, изучение частеречной природы морфем позволяет более глубоко понять структуру слова и его синтаксическое значение, а также дает возможность различать и анализировать различные части речи в текстах на русском языке.

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.

  • Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов: учить — учитель;
  • Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и имеют только грамматическое значение: стоять — стоял.

Приставка

Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:

  • ходить — уходить, приходить, заходить, переходить, отходить, входить, исходить;
  • бежать — прибежать, забежать, убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, избежать.

В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.

Суффикс

Определение

Суффикс — это морфема, которая находится сразу после корня и служит для образования новых слов.

Например:

  • гриб → грибник;
  • победить → победитель;
  • резать → резчик;
  • заяц → зайчонок;
  • серебро → серебристый.

Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:

  • теплый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
  • плавать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
  • склонять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
  • весело — весел-ее.

В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.

Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:

  • глаза — глазки;
  • шар — шарик;
  • мешок — мешочек;
  • зима — зимушка;
  • стекло — стёклышко;
  • утро — утречко;
  • грязь — грязища.

Постфикс

Постфикс (лат. post — «после»,  fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.

Определение

Постфикс — морфема, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или форм слов.

Например, постфиксы образуют новые слова:

  • что — что-то;
  • как — как-нибудь;
  • где — где-либо.

Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:

  • славить — славиться;
  • строить — строиться;
  • бросать — бросаться.

При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:

  • улыба-ть-ся — улыба_ся;
  • нрави-ть-ся — нрави_ся;
  • доби-ть-ся — доби_ся.

Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:

  • сидеть — сидите;
  • стоять — стойте;
  • плакать — плачьте.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№216 учебника 2019-2022 (стр. 108):

     Выпишите слова, обозначающие: а) чрезмерную степень признака; б) умеренную степень признака. Выделите морфемы, обозначающие степень проявления признака.

Слабоватый, грубоватый, сероватый, развесёлый, распрекрасный, хрипловатый, наилучший, наивысший, премилый, наименьший, предобрый, преотличный, пренеприятный.

№216 учебника 2022-2024 (стр. 111):

Прочитайте предложения. Выпишите эпитеты, определите их роль в предложении и подберите к ним синонимы.

   1. Давным-давно слыхивал я рассказы про Воробьиное озеро. Говорили, там ловятся огромные лещи, которые не влезают в таз, окуни, которые не влезают в ведро, чудовищные щуки, которые вообще ни во что не влезают. 2. Он опустился на стеклянную крышку аквариума и стал разглядывать, что там делается внутри, за стеклом. 3. Надо было придумать клесту имя. Мне хотелось, чтоб в имени был отмечен и его командирский нрав, и крепкий клюв, и красный цвет оперения. 4. Последняя молния разрубила тучу сабельным ударом, хлынули на землю влажные от дождя солнечные лучи, а навстречу им взлетел с поля жаворонок и так запел, что в небе отозвалась ему семиструнная радуга. 5. Это продавцы тропических рыбок обогревали аквариумы и банки керосиновыми лампами.

(Ю. Коваль. «Листобой. Рассказы»)

№216 учебника 2011-2018 (стр. 120):

    Выпишите сначала сложные слова, обозначая условия выбора соединительных о и е; затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы. Как образовано последнее слово?

     И(з‚ с)следователь‚ дожд..мер‚ закр..питель‚ выкл..чатель, обозр..ватель, пчел..вод‚ уч..тчик‚ пар..ход, язык..вед‚ глаз..мер‚ сч..тчик‚ лётчик-испытатель.

Подсказка

№216 учебника 2019-2022 (стр. 108):

Степень проявления выражают приставки и суффиксы с таким значением.

№216 учебника 2011-2018 (стр. 120):

Посмотри условия выбора гласных в сложных словах в справочнике.

Вставим остальные пропущенные буквы:

  • исследователь — перед глухой согласной пишем с в приставке;
  • закрепитель (крепко), выключатель (ключ), обозревать (обозреть) — безударный гласный;
  • учётчик, счётчик — буква ё после шипящего.

Ответ

№216 учебника 2019-2022 (стр. 108):

     а) чрезмерная степень признака:  развесёлый, распрекрасный, наилучший, наивысший, премилый, наименьший, предобрый, преотличный, пренеприятный.
     б) умеренная степень признака: слабоватый, грубоватый, сероватый, хрипловатый.

№216 учебника 2022-2024 (стр. 111):

     Эпитеты помогают красочно и образно описать предмет, а также выразит отношение автора к тому, что он описывает.

     Эпитеты: чудовищные (щуки) — очень большие; командирский (нрав) — властный; крепкий (клюв) — твёрдый; сабельный (удар) — резкий; семиструнная (радуга) — семицветная.

№216 учебника 2011-2018 (стр. 120):

     Сложные слова: дождемер ‚ пчеловод ‚

пароход , языковед ‚ глазомер .

Остальные слова: Исследователь‚ закрепитель‚

выключатель, обозреватель, учётчик‚ счётчик‚

лётчик-испытатель (образовано сложением целых слов).

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Признаки и значение морфемы

Морфемы изучает раздел русского языка, который называется морфология. Слово пришло из греческого языка: «morphe» означает «форма», «образ», «вид».

Морфема – это минимальная часть слова, определяющая его грамматический вид.

Важнейшие признаки данной единицы:

  • минимальность;
  • значение;
  • воспризводимость;
  • несамостоятельность.

Минимальность заключается в невозможности разложить морфему на составные части, в отличие от более крупной единицы – слова. Однако односложные слова представляют собой одну неделимую морфему: кот, лес, двор. При попытке разложить такие слова на единицы можно получить только фонемы, которые являются незначимыми.

Под воспроизводимостью понимается не создание новых, а повторное многоразовое использование существующих единиц.

Несамостоятельность заключается в невозможности использования в большинстве случаев морфемы как самостоятельной единицы.

Морфемы выражают различные типы значений.

  1. Лексическое.

Корневая морфема выступает основным компонентом лексического значения: школ-а, комнат-а, причин-а.

  1. Словообразовательное.

Например, с помощью суффикса образуется новое слово: лет-н-ий, зим-н-ий, ноч-н-ой.

  1. Грамматическое.

Суффикс, к примеру, может указывать на прошедшее время: смотре-л-и. В этом же примере окончание «и» говорит о множественном числе слова.

Морфема и морф

Большинство лингвистов рассматривает морфему как знаковую единицу, которая связывает выражение и содержание; понимается как двусторонняя знаковая единица. Некоторые лингвисты редко интерпретируют морфему как мельчайшую единицу плана выражения.

Морфемы выделяются в словах, которые существуют в виде системы словоформ (ученик, ученика, ученику, ученики,учеников). Морфологический компонент языка выделяет минимальные смысловые единицы, которые называются морфами. Словоформы и морфы представляют уникальные линейные варианты, которые проявляются в речи. Морфы представляют собой конкретные воплощения морфемы, которые проявляются при структурном разборе словоформы. Например, в одну корневую морфему объединяются морфы бр- /бер- / бер,-/ бир-/ бор-, представленные в глаголах ото-бр-ать, от-бер-у, от-бер-и, от-бир-а-ю, от-бор.

У объединения морфов в одну морфему лежат основания, коренящиеся в их семантическом сходстве и формальной близости. Следовательно, состав фонем может быть частично идентичным, что обуславливает данное объединение.

Морфы, объединяющиеся в одну морфемы, отличаются по своему составу, окружению, условиям употребления. В связи с этим различают алломорфы и варианты морфемы.


Елена Андреевна Земская (1926 — 2012)

Алломорфы — это морфы, которые имеют одинаковое значение, но различаются в форме и не могут находиться в одинаковой позиции. Понятие позиции было предложено Е. А. Земской, советским и российским лингвистом, специалистом в словообразовании. Например, заднеязычные фонемы корня не могут сочетаться с суффиксом прилагательных -н-, в этой позиции они чередуются с соответствующими шипящими: х/ш, г/ж, к/ч . Поэтому в словах пух — пушной морфами одной морфемы являются пух-/пуш-.

Морфемы, которые имеют одинаковое значение, похожи по форме и могут заменять друг друга в окружении тех же морфем, называются вариантами морфем. Например, окончания творительного падежа существительных и прилагательных женского рода -ой/-ою (зим-ой и зим-ою); суффиксы прилагательных -охоньк-/-ошеньк- (высок-охоньк-ий и высок-ошеньк-ий); префиксы местоимений и наречий кое-/кой- (кое-как и кой-как).

Варианты морфемы свободно варьируют в своем использовании, алломорфы служат для уточнения контекста и распределения в языке.

Словообразовательная цепочка

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО

Словообразовательной цепью (или цепочкой) называется ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности.

Например, писать — писатель — писательница — писательницын; белый — белить — побелить —  побелка — побелочный; готовый — готовить — заготовить — заготовка — заготовщик — заготовительный.

Эти ряды выстроены так, что каждое последующее слово образовано от предыдущего: от глагола писать образовано существительное писатель (такие два слова называются словообразовательной парой), от имени существительного мужского рода писатель произведено имя существительное женского рода писательница (это также словообразовательная пара).

Такое единство, когда каждое последующее слово непосредственно образовано от предыдущего, называется словообразовательной цепочкой. Словообразовательные цепи показывают ступенчатый, последовательный, не хаотичный характер русского словообразования.

Вы видите на иллюстрациях словообразовательные цепочки, выделенные в словаре среди словообразовательных гнезд. Гнездом называется совокупность всех слов, содержащих данный корень.

Главные слова и словосочетания в русском языке

Русский язык обладает богатым словарным запасом и разнообразными словообразовательными возможностями. Главные слова, также известные как самостоятельные члены предложения, играют ключевую роль в выражении мыслей и идей.

Базовые грамматические категории русского языка, такие как существительные, прилагательные, глаголы и наречия, являются главными словами, которые образуют фундаментальную основу коммуникации. Они представляют собой самостоятельные единицы с определенным лексическим значением и могут участвовать в построении предложений и выражении смысла.

В русском языке существительные играют важную роль, они обозначают предметы, людей, места или абстрактные понятия. Они могут быть одушевленными (человек, животное) или неодушевленными (дерево, книга) и иметь разные родовые, падежные и числовые формы.

Прилагательные, которые описывают свойства или характеристики существительных, расширяют и обогащают наше представление о мире. Они могут иметь разные формы для различных родов, падежей и чисел, и могут выступать в роли определения или согласовываться с определенными глаголами.

Глаголы — это действия или состояния, которые описывают, что делает или чувствует субъект предложения. Они имеют разные формы, включая спряжение в разных временах, наклонениях и лицах. Глаголы не только помогают передать информацию о действии, но и формируют основу предложения, определяя его смысл и структуру.

Наречия — это слова, которые добавляют дополнительную информацию о глаголе, прилагательном или других наречиях. Они могут описывать обстоятельства времени, места, способа или степени. Наречия не имеют склоняемых или спрягаемых форм, и они могут быть использованы для уточнения значения и точности выражения.

Словосочетания — это комбинации нескольких словарных слов, которые образуют смысловую единицу. Они могут использоваться для описания конкретных ситуаций, представления идей или передачи информации. Словосочетания могут быть фиксированными или гибкими и играют важную роль в образовании предложений и передаче контекста.

Понимание роли и значения главных слов и словосочетаний в русском языке позволяет формировать понятные сообщения и улучшать навыки коммуникации. Использование разнообразных грамматических конструкций и лексических средств позволяет достичь более точного и эффективного общения на русском языке.

Примеры словообразовательных морфем

Ниже представлены некоторые примеры словообразовательных морфем:

  • Суффикс -ник: музыкант, работник, ученик;
  • Суффикс -чик: девчонка, мальчик, лисичка;
  • Префикс не-: немолчать, нетолерантный, небрежный;
  • Префикс без-: безопасный, бездомный, бесстрашный;
  • Приставка про-: проиграть, проектирование, пролететь;
  • Суффикс -ств: мастерство, владение, управление;
  • Суффикс -ность: красота, справедливость, честность;
  • Суффикс -итель: победитель, производитель, рассказчик;
  • Суффикс -к: письмецо, круглый, соломка;
  • Суффикс -ище: работница, строительщица, пловчица;

Это лишь небольшой список словообразовательных морфем, которые можно встретить в русском языке. Использование этих морфем помогает нам строить новые слова и передавать новую информацию.

Вариант 3

Морфема, как элемент структуры слова, играет фундаментальную роль в формировании смысла и выразительности языка. В данном сочинении мы рассмотрим концепцию морфемы как значимой части слова и проанализируем, как она влияет на создание и понимание слов в естественном языке.

Морфема — это минимальная значимая единица языка, способная придавать слову определенный смысловой оттенок. Морфемы можно разделить на корневые и аффиксальные (приставки, суффиксы, окончания). Корневые морфемы несут основное значение слова, в то время как аффиксы изменяют или дополняют это значение. Рассмотрим примеры для лучшего понимания.

Возьмем слово «бесполезный». В нем корневая морфема «полез» связана с понятием полезности, а приставка «бес-» указывает на отрицание. Таким образом, слово «бесполезный» означает «не обладающий полезностью» или «бесполезный». Корневая морфема «полез» придает этому слову смысл и делает его информативным.

Я считаю, что морфемы — это каркас языка, на котором строятся слова и их смысл. Они делают нашу речь более точной и экономичной, позволяя выражать сложные концепции с помощью относительно небольшого числа морфем. Морфемы являются ключом к ясному и эффективному общению, а их понимание помогает улучшить навыки чтения, письма и разговорной речи.

Продолжая наш рассмотренный пример, рассмотрим слово «бесполезный» в контексте реальной жизни. Когда мы слышим или читаем это слово, мы моментально понимаем, что оно описывает что-то, что не приносит нам пользы. Это помогает нам принимать решения и делать выборы, основанные на смысле и значении слова.

Другой пример — слово «расцветать». Здесь корневая морфема «цвет» связана с понятием цветения или процветания, а суффикс «-ать» указывает на действие. Слово «расцветать» означает «процветать» или «развиваться», и оно помогает нам описывать изменения и процессы в жизни.

Морфемы являются важными строительными блоками языка, придавая словам их смысл и функциональность. Они делают нашу речь более богатой и точной. Понимание морфем помогает нам четко и эффективно выражать свои мысли и понимать смысл слов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни

Это важное знание, которое помогает нам сформировать более глубокое понимание мира через призму языка

Мне нравится1.1 k.Не нравится555

Понятие синонимичных морфем

Различия между синонимичными морфемами могут быть следующими:

Синонимичная пара морфем Примеры слов, содержащих морфемы
Префикс и исходное слово бес-, без-: бесполезный, безопасный
Суффикси и исходное слово -чат и -щик: болтунчатый, болтунщик
Корень и исходное слово люб- и любовь: любимый, любовник

Синонимичные морфемы позволяют образовывать разные слова с близкими значениями, давая возможность для более точного выражения мыслей и идей.

Знание синонимичных морфем помогает расширить словарный запас и повысить языковую грамотность, позволяет использовать различные синонимы в речи или письме для более разнообразного и точного изложения мыслей и идей.

Применение морфов и морфем в языке

Морфы и морфемы – это основные строительные блоки языка, которые используются для формирования слов. Они играют важную роль в языковом процессе, позволяя передавать различные значения и оттенки смысла.

Составление слов и образование новых форм

Морфы и морфемы позволяют составлять слова путем комбинирования различных элементов. Например, добавление приставки «не-» к глаголу меняет его значение на противоположное, как в слове «нелюбить». Также морфы и морфемы используются для образования новых форм слова, например, путем добавления окончания существительному для указания падежа или числа.

Выражение грамматических отношений

Морфы и морфемы также используются для выражения грамматических отношений между словами в предложении. Например, окончание глагола может указывать на лицо и число говорящего, а окончание существительного может указывать на его род и число.

Формирование сложных слов

Морфы и морфемы также играют важную роль в формировании сложных слов. Например, при помощи суффикса «-ист» можно образовать профессиональные названия, такие как «архитектурист» или «музыкант-инструменталист».

Передача оттенков значения

Морфы и морфемы также используются для передачи оттенков значения и создания различных коннотаций. Например, приставка «супер-» может указывать на высокую степень качества или успеха, как в слове «супергерой». Также морфы и морфемы могут использоваться для образования уменьшительно-ласкательных форм слов.

Различия между морфом и морфемой

Морф и морфема — это основные единицы морфологического анализа в языке, однако они имеют некоторые различия.

1. Определение

Морф — это самостоятельная морфологическая единица, которая обладает особыми грамматическими характеристиками и может быть свободной или связанной. Он может быть словом, приставкой, суффиксом или окончанием.

Морфема — это наименьшая значимая частичка слова, которая не может быть разделена на более мелкие единицы и обладает своим значением. Она может быть корнем, приставкой, суффиксом или окончанием.

2. Значение

Морфы имеют грамматическое значение и могут изменять форму слова в соответствии с его родом, числом, временем и другими грамматическими категориями.

Морфемы имеют лексическое значение и определяют значение слова. Они могут быть существительными, глаголами, прилагательными и другими частями речи.

3. Количество

Морфы могут быть единичными (когда морф является самостоятельным словом) или нулевыми (когда морф имеет грамматическую функцию, но не выражается отдельным словом).

Морфемы всегда являются частью слова и не могут существовать отдельно. Они соединены вместе, чтобы образовать слово, и могут быть разделены только в рамках морфологического анализа.

4. Использование

Морфы могут использоваться для построения новых слов, изменения грамматической формы существующих слов и образования словоформы в разных контекстах.

Морфемы используются для создания различных словоформ и изменения значения слова. Они помогают выразить отношения между различными частями речи и образовать новые слова на основе имеющихся.

Словоизменительные и словообразовательные аффиксы

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

По функции в языке все аффиксы делятся на формообразующие и словообразующие, а среди формообразующих выделяются словоизменительные.

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Они не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Как нам уже известно, аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове: приставки (префиксы), располагающиеся перед корнем, суффиксы и окончания (флексии), располагающиеся после корня. Суффикс, располагающийся после окончания, получил особое название — постфикс. 

Приставка всегда выполняют словообразующую функцию, то есть участвует именно в производстве нового слова, уточняет смысл корня, передаёт оттенок лексического значения. Например, в глаголах приставки часто обозначают направление движения: прийти — уйти — выйти — подойти. Иногда приставка выражает и грамматическое значение (например, вид у глаголов). 

Морфемы, располагающиеся в слове после корня, подразделяются в зависимости от их функции на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и окончания (флексии, имеющие словоизменительное и реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс, как правило, выполняет словообразующую функцию, при этом может передавать как лексическое, так и грамматическое значение. Например, в слове прыгнуть  суффикс -ну- выражает грамматическое значение совершенного вида глагола, при этом передаёт также особое значение однократности действия, это одно из частных значение совершенного вида. А суффикс -еньк- в слове беленький выражает именно оттенок лексического значения («уменьшительно-ласкательное» значение, возможно, слабую степень проявления признака), а грамматических не выражает.

Именно суффикс может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция), что наблюдается, например, в следующих словах: лисий (прил.) от лиса (сущ.), синева (сущ.) от синий (прил.), подставка (сущ.) от подставить (гл.), бегом (нареч.) от бег (сущ.), вчерашний (прил.) от вчера (нареч.), десятка (сущ.) от десять (числ.) и во многих других словах.

Более того, в любом случае, когда слово было переведено из одной части речи в другую, мы должны знать — там «поработал» суффикс! И если его не видно «невооружённым глазом», значит, он нулевой.

Возьмём, к примеру, существительное бег. Это существительное называет действие (опредмеченное), следовательно, образовано от глагола бегать/бежать, так же, как пробежка — от глагола пробежаться,  только в слове пробежка суффикс материально выражен (-к-), а в слове бег он выражен нулём звука.

Но бывают и формообразующие суффиксы, например, суффикс -ее в слове быстрее выражает значение сравнительной степени, образуя данную форму имени прилагательного.

Окончания (флексии) — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов: лис-а, хитр-ая, беж-ит. Иногда возможны исключения — окончания могут располагаться в середине слова в составе сложных числительных, сложных существительных (пят-и-ст-ам, диван-а-кроват-и), после окончаний могут располагаться постфиксы (например, в словах крад-ёт-ся, к-то-то).Некоторые суффиксы могут выполнять словоизменительную функцию, например, суффикс -л-, образующий глагольные формы прошедшего времени (глаголы по временам изменяются, следовательно, значение времени относится к словоизменительным).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: