Анклав

Центральное, глубинное, периферийное, окраинное, пограничное положение

Вечевые порядки на Руси

Вече — народное собрание в Древнерусском государстве, собиравшееся для обсуждения общих дел и решения насущных проблем.

Состав и работа вече. Участниками вече могли быть только главы свободных семейств на Руси. Определенной периодичности в сборе вече на Руси не существовало, оно собиралось по мере необходимости. Участники вече выражали свое согласие или несогласие, решение принималось простым большинством голосов (50% и более должны были проголосовать за).

Вече можно сравнить с собранием семьи за столом для обсуждения вопросов: кто будет убираться, кто будет готовить еду, кто будет ухаживать за питомцами в ближайшее время и т. д. Одним словом, семья собирается для решения хозяйственных, насущных вопросов, так и вече — собирается, чтобы решить ключевые вопросы.

Где вече играло особую роль? Ключевую роль вече сыграет в Новгородской и Псковской республике, где оно станет высшим органом власти, находящимся, фактически, даже выше князя.

Расцвет вече приходится на XI—XII вв., с XIII в. и установления монгольского владычества влиятельность вече начинает ослабевать.

Формы территориально-политической организации государства

Выделяют три основных формы территориально-политического устройства стран: федерацию, конфедерацию и унитарное государство.

Сущность федеративной организации заключается в том, что несколько самостоятельных (юридически и политически) территориальных образований объединены в единое государство.

Федеративное устройство характерно, например, для США, Германии, Швейцарии. Оно позволяло этим странам в ходе их исторического развития преодолевать раздробленность и нестабильность в политическом плане. В таких государствах конституциональные законы определяют пределы полномочий федеративного центра и всех административных единиц. Общегосударственное законодательство обладает главенствующим характером, а конституции всех федеральных регионов не должны ему противоречить.

Федеральное правительство решает ключевые вопросы государства, связанные с внешнеполитической деятельностью, обороной страны, социально-трудовой политикой, занятостью и защитой граждан. На практике распределение властной компетенции между центром и субъектами федеративного государства обусловлено его историей и традициями.

Для унитарной государственной организации характерно наличие ряда ключевых социальных признаков, в том числе единой конституции, единой законодательной базы и единой системы управления страной.

Конфедеративное государство – это систематическое объединение нескольких независимых государств, создаваемое для решения совместных задач в области внешней политики. Субъекты конфедерации не подчиняются напрямую ее центральным руководящим органам. Все решения последних должны быть одобрены институтами существующей власти. В конфедерации не существует общей правовой и налоговой системы. Каждое государство-член союза делает финансовые взносы в общую копилку. На сегодняшний день конфедерациями можно назвать СНГ и ЕЭС.

Правовое государство должно базироваться на наличии правовой системы, имеющей пределы своих действий и призванной защищать интересы и права граждан.

Конституция является как бы общественным договором между гражданами и государством. Она определяет их взаимные отношения, которые должны быть прозрачными и доверительными.

Принимая во внимание данный аспект, можно рассматривать демократию как реальный механизм участия населения в управлении страной, реализации данных каждому гражданину демократических прав и свобод, которые провозглашаются и гарантируются конституцией. В современном обществе имеется немалое количество институтов, деятельность которых направлена на реализацию демократических ценностей, несмотря на все практические шероховатости и недостатки

Еще термины по предмету «Политология»

Алармист

(фр. alarme —беспокойство) — лицо, распространяющее непроверенные и вредные слухи, вызывающие тревожные настроения

Коллапс

тотальное разрушение важнейших жизнеобеспечивающих связей и целостности какого-л. образования или системы, общества или государства

Пролегомены

(греч. prolegomena) — предварительное рассуждение, введение в изучение чего-л.

  • Ассоциированный партнер

  • Вакцина ассоциированная

  • Ассоциированное лицо

  • Ассоциированная компания

  • Компания ассоциированная

  • Ассоциированная организация

  • Член ассоциированный

  • Ассоциированные члены

  • Государство

  • Взаимодействие «государство для государства»

  • Субсидиарное государство

  • Уязвимость государства

  • Государство флага

  • Взаимозависимость государств

  • Иммунитет государства

  • Лицо государства

  • Государство правовое

  • Государство социальное

  • Генезис государства

  • Демократическое государство

Перспективы расширения государств-соседей

Расширение государств-соседей имеет большое значение как в политическом, так и в экономическом аспекте. Новые территории и ресурсы помогают развивать экономику государств, обеспечивать безопасность и повышать их влияние в регионе.

Одним из основных перспектив расширения государств-соседей является возможность установления дружественных отношений с новыми соседями. Расширение территории позволяет установить более тесные связи, провести совместные проекты и решать проблемы соседних государств совместно.

Кроме того, расширение государств-соседей может привести к увеличению торгового оборота и экономическому развитию. Новые рынки и ресурсы позволяют увеличить экспорт и привлекать инвестиции. Это в свою очередь способствует росту производства, созданию новых рабочих мест и улучшению уровня жизни населения.

Расширение государств-соседей также может повысить политическую силу и влияние в регионе. Большая территория и численность населения могут дать дополнительные ресурсы для обеспечения национальной безопасности и силы внешнеполитического влияния.

Однако расширение государств-соседей может также сопровождаться проблемами, такими как территориальные споры, культурные различия и сложности в развитии социальной инфраструктуры

Важно уметь управлять и обеспечивать стабильность в условиях расширения государственных границ

Преимущества и риски расширения государств-соседей
Преимущества
Риски

  • Установление дружественных отношений с новыми соседями
  • Увеличение торгового оборота и экономическое развитие
  • Повышение политической силы и влияния в регионе
  • Территориальные споры
  • Культурные и социальные различия
  • Сложности в развитии инфраструктуры

Основные признаки традиционного государства

Традиционное государство характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от других форм правления:

1. Преобладание традиционных ценностей и обычаев. Традиционные государства часто основываются на наследии и культурных традициях, которые определяют образ жизни и правовую систему общества.

2. Консервативность. Традиционные государства стремятся сохранить стабильность и контролировать изменения в обществе. Изменения и новации вводятся медленно и понемногу, чтобы минимизировать возможные потрясения и конфликты.

3. Авторитарное правление. Традиционное государство часто характеризуется авторитарным режимом, где власть концентрируется в руках одного правителя или группы людей.

4. Групповые привязанности. Традиционное государство обычно основано на традиционных общностях, таких как семьи, племена или кланы. Эти группы играют важную роль в политической и социальной жизни государства.

5. Малая роль индивидуальных прав и свобод. Традиционное государство обычно придерживается коллективистской модели, где приоритет отдается интересам общества в целом, а не правам и свободам отдельных граждан.

6. Зависимость от общественного мнения. В традиционных государствах общественное мнение играет важную роль. Решения правительства и осуществление политики часто зависят от поддержки и согласия населения.

Такие признаки определяют особенности традиционного государства и отличают его от других форм правления.

Разные соседи

Поэтому понятно, что для каждой страны очень важно иметь хорошие отношения прежде всего с сопредельными государствами, а не с теми, что находятся на другой стороне земного шара. Задача эта не из легких, особенно для больших государств, вроде России, имеющих границы в трех частях света

Сопредельные государства России — это очень разные страны, угодить всем многочисленным соседям по многим причинам сложно. Некоторые даже рассматривают планы глобального отмежевания.

Однако РФ пытается жить в мире с соседями. Ведь сопредельные государства — это они и есть.

А сейчас перечислим против часовой стрелки всех соседей России, начиная с северо-западных границ.

Социально-экономическое развитие восточных славян

Для выживания восточным славянам приходилось заниматься хозяйством. В то время под хозяйством понимали различные формы земледелия, скотоводства и т. д.

«Славянские умельцы» или чем занимались восточные славяне? У восточных славян было много занятий, они много чего умели. Помимо обычного земледелия, они занимались скотоводством, торговлей, охотой и ремеслом. Отдельно стоит выделить такой вид занятости как бортничество. Бортничество — это сбор меда диких пчел. Происходит оно от слова «борть» — дупло в дереве, в котором жила семья пчел.

Какое занятие было самым важным? Думаем, на этот вопрос вы ответите без проблем. Ключевым занятием восточных славян было земледелие. Однако из-за того, что в каких-то районах почва была более плодородной, а в каких-то — менее, социально-экономическое развитие племенных объединений шло неравномерно. 

У восточных славян существовало две системы земледелия: подсечно-огневое и переложное.

  • Подсечно-огневое земледелие заключалось в вырубке и сжигании деревьев, а пепел использовали как удобрение. Два-три года земельный участок давал хороший урожай, но потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Данная система земледелия использовалась преимущественно в северных районах.
  • Переложная система заключалась в использовании одного участка земли, пока другой «отдыхает». Как только почва истощалась, то переходили на новый земельный участок, оставляя прежний без обработки для восстановления почвы за счет природной растительности (так делалось раз за разом). Такая система земледелия использовалась преимущественно в южных районах.

Как торговали восточные славяне? В основном торговля у восточных славян велась за счет водных путей «из варяг в греки» («Варяжского», «Восточного») и «из варяг в персы» («Волжского»). 

Ключевым торговым путем являлся путь «из варяг в греки», который связывал Северную и Южную Европу. 

Данный путь являлся основой экономического, политического и культурного развития восточных славян. Он брал свои начала из Балтийского моря, а завершался в столице Византийской империи — Царьграде (Константинополе). Путь «из варяг в персы» также брал свои начала из Балтийского моря, а заканчивал в Дербенте.

Данные карты могут встретиться вам в экзаменационном КИМе в заданиях 9—12 ЕГЭ и заданиях 8—10 ОГЭ

При работе с этими картами важно обратить внимание на такие моменты, как начало и окончание торгового пути, основные города и, соответственно, название торгового пути.Отметим важное:Торговый путь «Из варяг в греки» или «Днепровский торговый путь»:— основа торгового пути — река Днепр;— начало торгового пути — варяжские земли (Балтийское море);— окончание торгового пути — г. Константинополь (Черное море);— основные города на торговом пути — Новгород, Киев.Торговый путь «Из варяг в персы» или «Волжский торговый путь»:— основа торгового пути — река Волга;— начало торгового пути — варяжские земли (Балтийское море);— окончание торгового пути — г. Дербент (Каспийское море);— основные города на торговом пути — Новгород, Булгар (Волжская Булгария), Итиль (Хазарский каганат)

Дербент (Каспийское море);— основные города на торговом пути — Новгород, Булгар (Волжская Булгария), Итиль (Хазарский каганат).

Экономическое влияние на мировую политику

Сопредельные государства играют ключевую роль в мировой политике, особенно на экономическом уровне. Экономическое влияние на мировую политику определяется степенью вовлеченности этих государств в международные экономические отношения, их экономической мощностью и способностью формировать и влиять на глобальную экономическую ситуацию.

Во-первых, экономическое влияние сопредельных государств может проявляться через их роль в международной торговле и инвестициях. Крупные экономики сопредельных государств могут определять торговую политику, влиять на правила международной торговли и оказывать воздействие на экономическую ситуацию других стран. Инвестиции сопредельных государств в другие страны также могут способствовать экономическому развитию, созданию рабочих мест и укреплению экономических связей.

Во-вторых, сопредельные государства могут использовать экономическое влияние для достижения своих политических целей. Например, они могут использовать экономические санкции или блокировку экономического сотрудничества как инструмент политического давления на другие страны. Экономические ресурсы сопредельных государств также могут быть использованы для поддержки или подрыва политических режимов в других странах.

В-третьих, сопредельные государства могут быть вовлечены в международные экономические организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ) и другие. Участие в этих организациях позволяет сопредельным государствам влиять на принятие решений, определять правила международной торговли и валютные политики.

Таким образом, экономическое влияние сопредельных государств имеет большое значение для мировой политики. Оно определяет их статус на международной арене, их возможности влиять на экономическую ситуацию в мире и использовать экономические ресурсы для достижения своих стратегических целей.

Географические, экономические и политические факторы

Сопредельные государства играют важную роль в мировой политике и международных отношениях, и это обусловлено рядом географических, экономических и политических факторов. Географическое положение сопредельных государств имеет огромное значение, поскольку определяет их взаимодействие и сотрудничество на различных уровнях.

Во-первых, географические факторы влияют на экономическую ситуацию стран и их возможности для развития торговли и экономического сотрудничества. Государства, имеющие общую границу, часто оказываются взаимозависимыми в экономическом плане. Соседние страны активно торгуют друг с другом, имеют общие инфраструктуры и сообщества, которые способствуют развитию экономики региона в целом.

Во-вторых, географическое расположение государств может создавать конфликтные ситуации, особенно в границах спорных и проблемных регионов. Границы между сопредельными государствами могут быть определены различными историческими, этническими или политическими факторами, что может вызывать напряженность и конфликты между странами.

Помимо географических, экономические факторы также играют важную роль в отношениях между сопредельными государствами и их роль в мировой политике. Взаимозависимость в экономике, особенно в торговле и инвестициях, способствует укреплению сотрудничества между странами и повышению их влияния на мировую арену. Сопредельные государства могут образовывать экономические блоки или входить в различные международные организации для защиты своих экономических интересов и укрепления своего положения в мировой экономике.

Политические факторы также являются важным аспектом отношений между сопредельными государствами и определяют их роль в мировой политике. Политическое взаимодействие может иметь различные формы — от мирных соглашений и договоренностей до конфликтов и военных действий. Политические споры и противоречия между сопредельными государствами влияют на международную обстановку и могут повлиять на мировую политику в целом.

В целом, географические, экономические и политические факторы сопредельных государств играют существенную роль в их взаимодействии и влиянии на мировую политику. Понимание и учет этих факторов позволяет развивать конструктивные отношения, сотрудничество и взаимопонимание между странами, что является важным условием для поддержания стабильности и мира в мировом сообществе.

Принципы взаимодействия государств-соседей

Взаимодействие между государствами-соседями определено рядом принципов, которые являются основой для поддержания мирных и стабильных отношений между ними:

  1. Принцип ненападения: государства-соседи обязуются не использовать силу или угрожать применением силы по отношению друг к другу. Это позволяет создать атмосферу доверия и укрепить безопасность в регионе.
  2. Принцип недискриминации: государства-соседи должны взаимно уважать и признавать права и свободы друг друга, не дискриминировать на основе национальности, религии, политических взглядов и других характеристик.
  3. Принцип ненарушения границ: государства-соседи обязуются не нарушать границы друг друга и устанавливать пограничные конфликты. Это помогает поддерживать территориальную целостность и суверенитет каждого государства.
  4. Принцип сотрудничества: государства-соседи стремятся к развитию дружественных и взаимовыгодных отношений, основанных на сотрудничестве в различных сферах, таких как торговля, экономика, образование, культура и т. д.
  5. Принцип урегулирования споров: государства-соседи стремятся к мирному урегулированию любых споров или разногласий, возникающих между ними. Они обязуются использовать диалог и переговоры для достижения компромисса и соглашений.
  6. Принцип экологической безопасности: государства-соседи сотрудничают в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов, так как многие экологические проблемы и угрозы не ограничиваются государственными границами.

Соблюдение этих принципов способствует укреплению стабильности и мира в регионе, а также способствует развитию сотрудничества и взаимопонимания между государствами-соседями.

Важность сопредельных государств в международных отношениях

Сопредельные государства играют важную роль в международных отношениях. Они имеют прямое географическое соседство с другими странами, что создает особые условия для развития политических, экономических и культурных связей.

Первоначально, сопредельные государства имеют преимущества в торговле и экономическом сотрудничестве с соседними странами. Географическая близость облегчает транспортировку товаров, сокращает время и стоимость их доставки, а также облегчает доступ к новым рынкам и потенциальным партнерам. Это способствует развитию экономики и укреплению торговых отношений.

Кроме того, сопредельные государства имеют возможность формирования международных союзов и интеграционных организаций, которые способствуют сотрудничеству и развитию совместных проектов. Это может включать создание зон свободной торговли, общих рынков, совместных инфраструктурных проектов и т.д. Такие интеграционные инициативы позволяют сопредельным государствам укрепить свои политические и экономические связи с соседями и улучшить свое положение в международной арене.

Важность сопредельных государств также проявляется в сфере безопасности и обороны. Границы с соседними странами являются ключевым аспектом национальной безопасности

Сопредельные государства должны поддерживать стратегическую балансировку сил и решать различные вопросы в области границ, нелегальной миграции, территориальных споров и т.д. Это также может включать сотрудничество в рамках военных альянсов и совместные учения для обеспечения коллективной безопасности.

Наконец, сопредельные государства часто имеют схожую историю, культуру и язык, что способствует укреплению культурных обменов и взаимопониманию. Это может включать туризм, студенческие обмены, культурные мероприятия и сотрудничество в области искусства, науки и образования. Такие контакты и связи помогают строить доверие и укреплять отношения между сопредельными государствами.

Важность сопредельных государств:
Основные характеристики:
Облегчают торговлю и экономическое сотрудничество
Преимущество в географической близости
Создают международные интеграционные организации
Поддержка политических и экономических связей
Служат ключевым аспектом национальной безопасности
Необходимость решения вопросов границ и территории
Укрепляют культурные обмены и взаимопонимание
Схожая история, культура и язык

Формационный подход в классификации государств

Этот типологический подход является одним из доминирующих в отечественных литературных источниках. Согласно ему, государство бывает:

  • восточным;
  • рабовладельческим;
  • феодальным;
  • буржуазным;
  • социалистическим.

Основополагающим критерием данной типологии является существующая в государстве социально-экономическая формация.

Восточный тип государства в своей фундаментальной основе имел поливное земледелие.

Рабовладельческая государственная система опиралась на абсолютную власть верховного правителя и его ближайшего окружения. Основными трудовыми ресурсами в таком государстве являлись рабы, а также самые бедные слои общества.

Фундаментом феодального государства служило право земельной частной собственности. Фактически основной властью в стране обладали только собственники больших земельных территорий. Своими наделами они распоряжались так, как считали необходимым.

Центральной характеристикой буржуазной государственной системы является реализация права собственности с применением производственных методов. Власть в государстве постепенно начинала носить тройственный характер. Начали формироваться общие гражданские права, ставшие предпосылкой для формально равных возможностей каждого гражданина в стране.

В государстве социалистического типа полностью отсутствует право частной собственности, поскольку в нем нет никакой практической необходимости. Субъектами власти в такой системе являются формально все граждане страны. Однако на практике такую систему невозможно реализовать, она является, по большому счету, утопией.

Формационный подход, посредством которого выделяют вышеуказанные типы государства, достаточно обоснован. Однако причиной его постоянной критики является применение лишь одного центрального критерия классификации – уровня развития экономики стран. Это приводит к невозможности учесть все существующие и существовавшие формы и типы государства. В результате, в типологии государств появляется цивилизационный фактор.

Совместные проекты и инициативы сопредельных государств

Трансграничное сотрудничество: сопредельные государства часто сотрудничают между собой на трансграничном уровне. Они создают специальные проекты и программы, направленные на улучшение экономического развития региона, обмен опытом и знаниями, а также на укрепление дружественных отношений между населением

В рамках трансграничного сотрудничества могут быть реализованы различные проекты, такие как строительство транспортных коридоров, развитие туризма, создание совместных предприятий и другие.
Экологические инициативы: многие сопредельные государства осознают важность сохранения окружающей среды и ресурсов. Поэтому они сотрудничают в области экологии и природоохраны

Совместные проекты по экологической реабилитации речных систем, озер, лесных массивов и других экосистем способствуют сохранению природных богатств и снижению экологического воздействия на границе.
Культурные обмены: сопредельные государства часто проводят совместные культурные мероприятия, фестивали и выставки, которые способствуют укреплению культурных связей и обогащению культурного наследия региона. Такие мероприятия позволяют жителям сопредельных государств узнать друг о друге лучше, расширить свой кругозор и укрепить дружеские связи.
Транспортное сотрудничество: сопредельные государства стремятся облегчить передвижение и транспортировку грузов и людей через границу. Для этого они разрабатывают и реализуют совместные проекты по строительству и модернизации транспортной инфраструктуры, созданию транспортных коридоров и упрощению процедур пересечения границы.

Кроме того, сопредельные государства регулярно проводят консультации и встречи на высшем уровне для обсуждения вопросов сотрудничества. Они также активно участвуют в международных организациях, таких как Европейский союз, Содружество Независимых Государств и другие, где совместно принимают решения и разрабатывают стратегии по развитию региона и решению общих проблем.

Цивилизационный подход в типологическом делении стран

Данный метод классификации рассматривает государства в различном контексте, в первую очередь историческом, культурном, социальном и религиозном. Ключевые типы государств, исходя из принципов цивилизационного подхода, определяются в основном культурными ценностями.

Всего в рассматриваемой типологии насчитывается 26 уникальных государственных формаций, основными из которых являются следующие:

  • западно-христианская;
  • восточная;
  • египетская;
  • шумерская;
  • западноевропейская.

Однако цивилизационный подход роднит с формационным одна схожая ошибка – ограниченное число критериев классификации, факторов анализа и отслеживания процессов, имеющих большое общественное значение.

Этим обусловлено то, что все основные типы государства, которые выделяют с применением данного метода, имеют вспомогательное значение. Надо отметить, что современные исследователи в области правоведения стремятся выстроить единую систему классификацию стран, основанную на использовании ключевых принципов двух подходов.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь

Мне нужна помощь

Верования восточных славян

По-научному мировоззрение восточных славян называется политеизм.

Политеизм — система верований, основанная на поклонении нескольким различным богам.

Политеизм является «родственником» понятия язычество, которое также означает многобожие. Таким образом, славяне были язычниками. Они верили в богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы. 

Важнейшими богами славян являлись:

  • Перун (бог грома, молнии, войны);
  • Хорос (бог солнца);
  • Сварог (бог огня);
  • Мокошь (богиня, оберегающая женскую часть хозяйства);
  • Симаргл (бог подземного мира);
  • Велес (покровитель скотоводства). 

Важно! Бог солнца у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос

Этим разделом мы завершаем обсуждение расселения, сфер деятельности и культурных особенностей наших давних предков. Восточные славяне являются той отправной точкой, с момента которой мы начинаем изучать историю России

Именно поэтому мы уделяем должное внимание данной теме, так как в ней заложены основы всего дальнейшего развития нашей страны. А чтобы узнать про следующую важную веху отечественной истории, приглашаем вас в статью «Возникновение государственности у восточных славян»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: