Моторная теория восприятия речи

Что такое моторная речь: основные понятия и принципы

Возможные проблемы

Устройство голосового аппарата, а также функциональные особенности каждого из его отделов помогут работаться в том, какие проблемы могут возникнуть. В логопедии принято выделять несколько типов нарушений:

  1. Неверное использование речевых органов.
  2. Нарушение структуры органов или тканей.
  3. Проблемы со стороны отделов нервной системы, функция которых — обеспечивать произнесение фонем.

Кроме того, у детей может наблюдаться задержка речевого развития (ЗРР), суть которой состоит в неумении произносить определенные звуки, неспособность к экспрессии (выражению эмоций), невладение интонацией. Также к ЗРР относятся недоразвитость словарного запаса, отсутствие в 2 года фразовой речи, а у трехлеток — связной речи. Эти дефекты следует как можно скорее устранять путем обращения к логопедам, в противном случае они могут стать причиной того, что ребенок не сможет нормально научиться писать и читать.

Голосовой аппарат выступает важнейшей частью человеческого тела, он помогает людям общаться между собой и находить свое место в социуме. По этой причине любая проблема, обнаруженная в раннем детстве, должна быть незамедлительно решена.

КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВИЗМА У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Введение. В представляемой статье рассматривается понятие «креолизованный текст» в двух аспектах — лингвистическом и методическом

Креолизованный текст является важнейшим средством компрессии вербального текста, концентратом информации, активизирующим восприятие, внимание и память реципиента; одновременно он является стимулом порождения речевого высказывания. Креолизованный текст характеризуется как эффективное средство обучения, передачи информации, он универсален, так как применим как дидактический инструмент при преподавании практически всех дисциплин

При формировании речевого поведения на иностранном языке, иначе в процессе построения билингвальных умений, креолизованный текст используется при применении технологии межпредметных связей и может представлять коды культур изучаемых языков. Материалы и методы. Материалом для публикации послужили учебные программы и учебники для начальной школы, лингвистические и культуологические словари и энциклопедии, перечень комплекса компетенц…

Функции и критерии оценивания

Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:

  • воздействующая — заключается в намерении убедить присутствующих в правильности суждений, взглядов, заставить выполнить какое-либо действие либо воздержаться от такового;
  • информативная — предполагает донесение новой информации, фактов, сообщение о предметах, явлениях, а также описание событий или состояния;
  • экспрессивная — подразумевает применение направленной речи как эффективного регулятора психоэмоционального состояния слушателя, снятия напряженности и подавления волнения;
  • развлекательная — характерна для юмористических передач и выступлений;
  • культово-ритуальная — применяется при организации праздничных мероприятий в качестве поздравлений и торжественной речи.

В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.

При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:

  • научить выражать завершенную, обоснованную мысль;
  • логически строить мысль и воплощать ее в речь;
  • говорить с достаточной паузой между словами и предложениями, без затягивания или ускорения.

Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.

https://youtube.com/watch?v=3AIJy_WAuLE

Практическое применение моторной речи в жизни

Моторная речь имеет множество практических применений в нашей жизни. Вот несколько примеров:

Образование: Моторная речь играет важную роль в образовании, особенно в начальных классах. Она помогает детям научиться правильно произносить звуки и слова, а также развивает навыки глубокой артикуляции.
Работа с речью: Люди, работающие с моторной речью, помогают детям и взрослым, у которых есть проблемы с произношением или артикуляцией

Они используют различные упражнения и техники для улучшения моторной речи и развития ясной и понятной речи.
Лечение речевых нарушений: Моторная речь является важной частью процесса лечения людей с речевыми нарушениями, такими как дизартрия или афазия. Речевые терапевты используют разнообразные методы и упражнения для восстановления или улучшения моторной речи.
Физическая реабилитация: Моторная речь может быть также включена в программы физической реабилитации для людей, страдающих от повреждений головного мозга или болезней, которые могут повлиять на управление мышцами рта и гортани

Она помогает восстановить моторные навыки и улучшить способность человека общаться.
Развитие коммуникационных навыков: Знание моторной речи может быть полезным в повседневной жизни для развития лучшего управления общением. Она помогает развить ясность и понятность речи, а также улучшить артикуляцию звуков и слов.

Это лишь несколько примеров практического применения моторной речи в нашей жизни. Она играет важную роль в различных областях и помогает нам эффективно общаться и взаимодействовать со своим окружением.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Моторная речь: основные принципы и примеры

Основные принципы моторной речи:

  1. Интеграция моторных действий и речи: моторная речь учителей помогает детям с познавательными и языковыми трудностями лучше понимать и усваивать знания.
  2. Мотивационный подход: моторная речь может быть использована для стимулирования интереса и участия детей в обучении.
  3. Грамматическая структура: моторная речь помогает усвоению грамматических структур языка через использование двигательных действий и жестов.
  4. Участие всего тела: моторная речь может быть эффективным средством обучения, если задействует разные части тела для коммуникации.

Примеры использования моторной речи в образовательной среде:

  • Учителя могут использовать моторную речь для объяснения математических операций, например, двигать руки и пальцы, чтобы показать сложение и вычитание.
  • Во время чтения книги учитель может использовать моторную речь для активизации учеников и показать эмоции героев через жесты и выражения лица.
  • Для изучения иностранных языков можно использовать моторную речь для демонстрации произношения и акцента.
  • В физическом воспитании моторная речь может быть использована для объяснения правильной формы выполнения упражнений и движений.

Моторная речь способствует активному обучению и эффективной коммуникации, особенно для детей с различными классификациями специальных образовательных потребностей. Она помогает развивать двигательные и речевые навыки, а также повышает уровень участия и понимания.

Техники развития моторной речи у детей с особыми потребностями

Ниже представлены некоторые основные техники, которые можно использовать для помощи детям с особыми потребностями в развитии и совершенствовании их моторной речи:

1. Развитие мелкой моторики: Используйте различные упражнения для развития мелкой моторики, такие как упражнения с пальцами, игры с конструкторами и вязание. Это поможет детям развить моторику своих пальцев и рук, что в свою очередь будет полезно для улучшения артикуляции и движений рта при произнесении слов.

2. Использование образцов: Показывайте детям образцы правильной моторной речи, например, через видео или зеркало. Попросите их внимательно наблюдать за движениями губ и языка и повторять за вами. Это позволит им лучше понять и контролировать свои собственные движения при произнесении слов.

3. Игры на различные виды движений: Предлагайте детям игры, которые требуют разных видов движений, например, прыгание, ползание, бег. Это поможет им развить свои общие моторные навыки и улучшить координацию движений, что в свою очередь будет полезно для развития моторной речи.

4. Использование игровых материалов: Игровые материалы, такие как песочница, кубики, мячи и разнообразные игрушки, могут быть полезными для развития моторной речи у детей с особыми потребностями. Предлагайте им различные задания и упражнения, которые требуют использования этих материалов, чтобы стимулировать движения и артикуляцию.

5

Индивидуальный подход: Каждый ребенок уникален, поэтому важно разработать индивидуальный подход к развитию моторной речи у детей с особыми потребностями. Наблюдайте за их прогрессом, адаптируйте упражнения и техники в соответствии с их индивидуальными потребностями и способностями

С применением этих техник и с надлежащим вниманием, родители и специалисты могут помочь детям с особыми потребностями развить и совершенствовать свою моторную речь, что в конечном итоге поможет им лучше коммуницировать и учиться в повседневной жизни

Основные типы моторной речи

  1. Информативная речь. Этот тип речи используется для передачи информации или фактов. Примерами такой речи могут быть лекции, презентации, новостные доклады и научные статьи.
  2. Социальная речь. В этом типе речи акцент делается на социальную коммуникацию и взаимодействие между людьми. Примерами социальной речи являются разговоры, диалоги, обсуждения и вежливые обращения.
  3. Директивная речь. Такой тип речи используется для команд и указаний. Примерами директивной речи могут быть инструкции, приказы, предписания и команды спортивных тренеров.
  4. Экспрессивная речь. Этот тип речи выражает эмоции, чувства и отношение говорящего. Примерами экспрессивной речи могут быть выступления на публике, стихи и песни, выражение любви или негодования.
  5. Фатальная речь. Такой тип речи используется для заклинаний, проклятий и магических формул. Примерами фатальной речи могут быть ритуалы, обряды и загадки.

Каждый из этих типов моторной речи имеет свои специфические особенности и может использоваться в различных сферах деятельности человека. Умение использовать и адаптировать свою речь в соответствии с контекстом и целью является важным навыком коммуникации.

Частые вопросы

Какие виды афазии существуют?

Рецептивная (сенсорная, беглая или Вернике) афазия: пациенты не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. Экспрессивная (моторная, медленная или Брока) афазия: нарушается способность речеобразования, однако относительно сохранено понимание и осмысление речи.

Как проявляется моторная афазия?

Моторная афазия Пациент понимает чужую речь, но сам не в состоянии произносить слова. При этом сохраняется возможность произносить отдельные звуки.

Чем отличаются Афферентная и Эфферентная моторная афазия?

В отличие от афферентной моторной афазии звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не нарушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится монотонной. Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.

Сколько видов Афазий выделял А Р Лурия?

Наиболее распространенной и признанной в логопедической теории и практике является классификация афазий А. Р. Лурии, в которую входят: -афферентная моторная, -эфферентная моторная, -динамическая, -сенсорная (акустико-гностическая), -акустико-мнестическая, -семантическая.

Функции речи

Речь является одним из основных средств общения и передачи информации между людьми. Она выполняет ряд различных функций, которые позволяют нам выражать свои мысли, чувства и намерения. В общей сложности выделяют шесть основных функций речи: информативная, эмоциональная, регулятивная, экспрессивная, фатическая и прагматическая.

Информативная функция речи направлена на передачу и получение информации. Она используется в основном в ситуациях, когда человек хочет сообщить факты, объяснить что-то или передать знания. Примеры такой функции речи: лекция, научное выступление, учебник и т.д.

Эмоциональная функция речи направлена на выражение эмоций и чувств. Она используется, когда человек хочет поделиться своим настроением, эмоциями или вызвать их у собеседника. Примеры эмоциональной функции речи: высказывание восхищения, выражение любви, крик радости и т.д.

Регулятивная функция речи связана с управлением и контролем поведения других людей. Она используется, когда человек хочет повлиять на действия, решения или поведение другого человека. Примеры регулятивной функции речи: команда, инструкция, просьба, приказ и т.д.

Экспрессивная функция речи направлена на самовыражение и выражение своей индивидуальности. Она используется, когда человек хочет выразить свои мысли, чувства, желания и мнения о себе. Примеры экспрессивной функции речи: автобиография, дневник, личное интервью и т.д.

Фатическая функция речи связана с поддержанием и подтверждением контактов с другими людьми

Она используется, когда человек хочет сказать что-то простое, чтобы показать свое внимание, заинтересованность или просто установить связь. Примеры фатической функции речи: приветствие, прощание, разговор о погоде и т.д.

Прагматическая функция речи связана с достижением практических целей и решением конкретных задач

Она используется, когда человек хочет добиться определенного результата, убедить или воздействовать на другого человека. Примеры прагматической функции речи: переговоры, договоренности, реклама и т.д.

В каждом акте общения может присутствовать несколько функций речи одновременно

Также важно помнить, что функции речи могут различаться в разных ситуациях и культурах, и они могут быть определены не только с помощью слов, но и с помощью невербальных элементов коммуникации, таких как жесты, мимика и интонация

Определение

Поэтому моторная афазия, в самом простом ее понимании – это «паралич речи», такой же, как паралич руки или ноги. При этом больной чувствует прикосновения, но не может пошевелить конечностью. Точно так же он чувствует и понимает обращенные к нему слова, и может общаться знаками.

В том случае, если он может говорить, но не понимает обращенную к нему речь, возникает сенсорная, то есть чувствительная афазия. Это более тяжелое поражение. Ведь при частичной, и даже полной моторной афазии пациент может общаться, даже по типу «да-нет», пусть даже движением глаз, а при вся человеческая речь для больного – просто «бульканье».

Более часто, особенно в первые несколько суток при обширных инсультах, возникает сенсомоторная афазия, при которой затруднены, либо невозможны как понимание речи, так и ее продукция, в том числе и при письме, поскольку письмо – это сохраненная речь, воспринимаемая зрением.

При бесконтрольная речь пациента без поступления информации от людей, и от себя самого в этом случае будет бедна, и, в конце концов, скоро окончательно нарушится. Сенсорная афазия развивается при поражении зоны Вернике. И врач, диктующий пациенту много раз «летит птица», в ответном диктанте, после многих зачеркиваний и мучений, получает что-то типа «ридид пцида».

Афония, дисфония и дизартрия

Прежде, чем разбираться, какая бывает моторная афазия, и как она влияет на речь, нужно понять, чем она отличается от других расстройств. Всегда ли человек, которого трудно или невозможно понять, страдает моторной афазией? Оказывается, не всегда. Так, существуют такие нарушения, как афония, дизартрия, назолалия и так далее. Что это такое?

  • дисфония – это процесс нарушения фонации, или «проблемы» со связками. Может быть афония, то есть когда больной утрачивает силу голоса, но тогда он вполне может общаться шепотом. Характерный пример – ларингит;
  • дизартрия – это более серьезное расстройство. Нарушается фонация, артикуляция звуков за счет нарушения в работе речедвигательного аппарата, и расстройства резонирования. Классическая дизартрия возникает при , и характеризуется гнусавым голосом, появлением «каши» во рту. Характерным «образцом» такого нарушения является речь «позднего» Брежнева, которая стала источником всевозможных анекдотов;
  • анартрия – невозможность речи, но не вследствие нарушения ее продукции, а вследствие «отказа» речевого аппарата. Человек может общаться с помощью письма.

Это может происходить при инсультах, рассеянном склерозе, выраженной патологии мозжечка, при миастении и других болезнях. Но, как правило, речевые зоны коры при этих заболеваниях не страдают.

При поражении этой коры, либо при разрушении белого вещества (проводящих путей), происходит комплекс расстройств речи при моторной афазии. Моторная афазия после инсульта может быть различной, и встречается несколько ее видов.

На что влияет речевая активность детей?

«Речевая активность влияет на форму зубной дуги и структуры верхней челюсти, особенно на свод нёба», — утверждает профессор Рудольф Славичек. Думаю, данное утверждение известного во всем мире гнатолога и автора собственной теории окклюзии ни у кого не вызывает сомнений. Язык — достаточно сильный мышечный орган, оказывающий давление на зубную дугу весом около 500 г. Следовательно, в случае выраженной дисфункции языка, смещается точка приложения этой силы, что и вызывает изменения прикуса.

Нарушение речевой активности, конечно, относится к дисфункции языка. Почему? По той причине, что этот дефект подразумевает малую подвижность языка и его неправильное положению (низкое, призубное или межзубное), как в момент говорения, так и в состоянии покоя. Речь идёт, в данном случае, о средней и низкой степени речевой активности. В свою очередь, ни при одном из выше перечисленных положений язык не выполняет функцию поддержки нёба, что вызывает его деформацию.

Моторные сигналы и их значение в речевом развитии

Моторные сигналы представляют собой двигательное поведение, которое сопровождает моторную речь у ребенка. Эти сигналы играют важную роль в речевом развитии и помогают ребенку приобретать и усваивать язык.

Во время процесса усвоения речи, ребенок производит различные движения языка, губ, челюстей и других органов речи. Эти движения сопровождаются моторными сигналами, которые имеют определенное значение и служат важными сигналами для ребенка и его окружающих.

Например, когда ребенок начинает произносить звук /б/, он может сопровождать его движением губ, при этом губы смыкаются и звук выделяется. Это движение является моторным сигналом, который помогает ребенку осознать произношение звука и создает связь между движением и звуком.

Моторные сигналы также могут помочь ребенку осознать различие между звуками и различными словами. Например, когда ребенок произносит звук /п/, его моторный сигнал может быть более сильным, чем при произнесении звука /т/. Это поможет ребенку понять разницу между словами «пapa» и «татa».

Моторные сигналы также помогают ребенку контролировать свою речь и развивать свои навыки артикуляции. При помощи этих сигналов ребенок может отслеживать, какие звуки и движения он делает правильно, а какие требуют доработки.

Важно отметить, что моторные сигналы у всех детей могут быть индивидуальными. Они могут различаться по интенсивности, продолжительности и типу движения

Поэтому родителям и педагогам следует обратить внимание на моторные сигналы каждого ребенка и помочь ему понять и использовать их в своей речи

Как ребенок растет и развивается, его моторные сигналы будут меняться и совершенствоваться. С помощью моторных сигналов ребенок будет приобретать все больше навыков речи и добиваться ясного и понятного произношения.

Где рождается речь?

Собственно продукция речи требует от человека многих усилий: должно быть скоординировано дыхание, подано нужное усилие на голосовые связки, а также проведены артикуляторные движения, которые именуются супраларингеальными. К ним относятся различные конфигурации неба, языка, губ, которые и отвечают за формирование членораздельной речи.

Источник дыхания – нижние мотонейроны передних рогов спинного мозга в шейных, грудных, и даже нижнепоясничных отделах. Контроль вокализации, то есть движения голосовых связок, происходит в двойном ядре блуждающего нерва, но голос, полученный на выдохе путем вибрации связок, совсем не похож на привычный голос человека. Он насыщается обертонами, проходя через систему резонаторов черепа, воздухоносных путей дыхательной системы.

Важнейшие резонаторы – полость рта и глотка. Поэтому при поражении блуждающего нерва возникает односторонний паралич голосовой связки, и происходит нарушение фонации. Появляется дисфония.

Работа мышц ротовой полости, глотки и мимической мускулатуры обеспечивается сложной координацией действия лицевого, тройничного, подъязычного нервов, активностью мотонейронов верхнешейного отдела спинного мозга. Но высшим отделом речевой регуляции, которая отвечает за речевую продукцию, является моторная кора.

Афферентно моторная афазия Практическая часть

Классификация гласных звуков.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними. Гласные переднего ряда — и э; среднего ряда — ы ; заднего ряда у о а. Вертикально гласные различаются по подъему — то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема — верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема — э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы — о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия — а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда. Назализация. В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

Особенности исполнительного отдела

Он включает в себя три важнейших структурных подразделения. Первый — дыхательный отдел. Его деятельность, представляющую собой последовательность входов, выдохов и пауз между ними, регулирует ЦНС. Основным рабочим «инструментом» является диафрагма, которая расширяется и сокращается, за счет чего легкие меняют объем и производят вдохи и выдохи. При этом происходит образование воздушной струи, которая важна для образования голоса, от ее интенсивности зависит четкость произношения звуков речи. Кроме того, в состав дыхательного отдела входят:

  • грудная клетка;
  • легкие;
  • межреберные мышцы.

Образование голоса

В строении и функционировании речевого аппарата важнейшую роль играет голосовой отдел, именно он ответственен за образование голоса и его характеристики — тембр, силу, высоту. В него входят гортань и голосовые связки, которые, вибрируя под воздействием воздушной струи, рождают звуки.

Гортань представляет собой трубку, состоящую из мягких тканей и хрящей, в верхней своей части она переходит в глотку, в нижней — в трахею. В том месте, где гортань соединяется с глоткой, располагается надгортанник, служащий своеобразным клапаном при глотании: опускаясь, он не дает попадать в нее кусочкам пищи и слюне. Особенности органа:

  1. Гортань у мужчин больше, голосовые связки более длинные (до 2—2,4 см). У женщин длина связок — 1,8—2 см.
  2. Размер органа у детей до периода полового созревания одинаков вне зависимости от пола.
  3. Гортань растет неравномерно в течение жизни человека. Выделяют периоды ее активного увеличения в размерах: 5—7 лет, 12—13 (девочки) и 13—15 (мальчики). У последних формируется кадык.
  4. Меняет форму: у детей в виде воронки, у взрослых — цилиндрическая.

Кроме того, на специфику влияют и резонаторы, к числу которых относятся глотка, ротовая и носовая полость. Они меняют свой объем, то есть резонируют, за счет чего звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Произнесение звуков

За этот важнейший процесс отвечает артикуляционный отдел, в который входят язык и губы, челюсти, альвеолы, неба (твердое и мягкое). В науке есть их классификация на активные (подвижные) и пассивные (неподвижные). К первой группе относятся язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть, все прочие принадлежат к категории пассивных. Профиль артикуляционного аппарата поможет увидеть наглядно, как они выглядят.

Важнейшим органом речевого аппарата является язык, принимающий участие в образовании практически всех звуков речи за исключением губных. При артикуляции органы приближаются друг к другу, при этом образуются смычки или щели, что становится причиной образования голоса.

В надставной трубке находятся резонаторы, которые ответственны за отчетливость и громкость речи. Эта трубка имеет специфическое строение, позволяющее ей изменять форму и объем. Основных функций у нее две — шумовой вибратор и резонатор. Выполнять первую позволяют голосовые связки, щели между губами, а также между языком и твердым небом, языком и губами, языком и альвеолами, губами и зубами. Особенности образования различных звуков:

  1. Шумовой вибратор участвует в образовании глухих согласных.
  2. Тоновый вибратор позволяет произносить сонорные и звонкие фонемы.
  3. Носовая полость принимает участие в образовании м, н и их мягких вариантов.

Таковы основные структурные компоненты речи и языка.

Определение и характеристики

Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.

Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:

  • искусство и литература;
  • психология;
  • ораторские выступления на научных конференциях;
  • политические выступления;
  • передачи на телевидении и в радиоэфире.

Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова

Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.

Основными характеристиками монолога являются:

  • непрерывность высказывания (процесс говорения практически никем и ничем не нарушается, он не ограничивается одной фразой и не предполагает ответов и вопросов со стороны аудитории);
  • определенный психологический настрой оратора;
  • последовательность его выражений и четкая структура текста;
  • логичное развитие идеи и темы высказывания.

Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.

https://youtube.com/watch?v=M5FqpjM2tGk

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3. Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка.

    Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: