Отношения феодала и зависимых крестьян: денежные сборы, вещное право

Чем отличались лично зависимые крестьяне от поземельно зависимых крестьян?

История

На территориях бывшей Римской империи и в Византии зависимое крестьянство развилось из промежуточного сословия — так называемых колонов поздней античности, которые в отличие от рабов были полусвободными арендаторами батраками, заселявшими окраины империи (Галлия, Испания). В средневековой Испании и Латинской Америке они стали именоваться пеоны. В германских и славянских землях, не знавших долговременного рабства, зависимость крестьян возникала в результате имущественно-ресурсного расслоения общества, а также под влиянием соседних (романских и восточных) регионов. Не все крестьяне средневековой Европы были зависимы от феодалов. Так в Византийской Анатолии жили военные крестьяне акриты. При этом рабство в средневековой Европе также было распространено во многих городах, хотя и в меньших по сравнению с классической античностью размерах. В целом, в X—XII вв. в Западной Европе сложились два главных класса средневекового общества: зависимые крестьяне и воины-землевладельцы. Каждая группа имела свой образ жизни, своё мировоззрение и свое положение в обществе.

Барщина

Эта феодальная повинность заключалась в принудительной обязанности работать на поле господина 2-3 дня в неделю. Посев и жатва зерновых, покос сена, строительство и ремонт зданий, уход за скотом и многие другие виды работ были тяжелым ярмом на шее крестьянина.

Феодал часто нарушал условия барщины и задерживал на своих работах подневольных людей: пока они гнули спину на господина, на их полях обсыпался хлебный колос, сохли овощи и портилось нескошенное сено. Барщина являлась самой тяжелой и невыгодной оплатой за принадлежность к землям феодала, а учитывая то, что условия договора постоянно нарушались, это рождало смуты и недовольства.

Происхождение системы поземельной зависимости

Происхождение системы поземельной зависимости связано с процессом образования государства и установлением власти феодалов. Феодалы располагали значительными земельными владениями, которые передавали своим подчиненным — крестьянам — в уплату за услуги, военное служение или просто в обмен на защиту и надзор.

Крестьяне, по сути, становились приспособленцами на земле помещика. Они не могли свободно распоряжаться собственной судьбой и имели обязанность работать на земле своего господина в течение определенного числа дней в году. Взамен получали ограниченные земельные участки для собственного обеспечения и жизни.

С системой поземельной зависимости сопутствовало также социальное неравенство и ограничение свободы личности крестьян. Они были привязаны к земле и не имели права переселяться без разрешения владельца поместья, что существенно снижало их мобильность и возможности для личного развития.

Стоит отметить, что сама система поземельной зависимости менялась и эволюционировала на протяжении веков. В некоторых случаях крестьяне имели некоторую степень свободы и пользовались некоторыми правами, но в целом система оставалась властной формой контроля со стороны помещиков на сельскую общину.

Вплоть до середины XIX века система поземельной зависимости существовала во многих странах Европы. Однако процесс индустриализации и развитие капитализма привели к постепенному отмене крепостного права и освобождению крестьян. Несмотря на это, некоторые проявления зависимости и социального неравенства между землевладельцами и крестьянами сохраняются и в настоящее время в некоторых регионах мира.

Труд крестьян.

В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжелый труд и высоко ценили трудолюбие

При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее внимание обращалось на умелость, сноровку, трудолюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не родниться

Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание.

Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко — лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов.

Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи.

Жертвы эпидемии чумы.

В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая — церкви.

Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие умирали от голода, бытовало даже людоедство. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших, истощенных людей. В первые столетия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению климата и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи новых деревень и хуторов.

Господская земля и крестьянские наделы

В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае — господина). К IX—X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов. Возникла феодальная вотчина (наследственное земельное владение феодала), или поместье, — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесённый оградой, а позднее — замок. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары феодала. Работая в своём хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах и лошадях собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

Кто такие лично зависимые крестьяне и поземельно зависимые крестьяне?

Задание по Истории для 6 класса.

Уровень несвободы крестьян в Средние века был различным для определенных категорий. С одних крестьян хозяин требовал только курицу по праздникам да пару десятков яиц, зато другие отдавали ему чуть ли не половину своего урожая и при этом еще работали от восхода до заката на его угодьях. В первом случае это были так называемые поземельно зависимые крестьяне, то есть те, которые по каким-то причинам лишились собственной земли и были вынуждены арендовать ее у хозяина, находясь под его защитой. А вот во втором случае это были лично зависимые крестьяне, то есть те, которые не имели своей земли и являлись личной собственностью хозяина, который мог их продать или обменять, как ненужную вещь. Как правило, лично зависимыми становились либо неисправимые должники, либо преступники, либо потомки рабов.

Натуральное хозяйство, человек разумный начал осваивать около десятка тысяч лет назад. До этого в основном, способом пропитания человека была охота на дичь и собирание плодов.

Именно навык возделывать и разводить еду для себя, а потом применять ее в пищу и стал прототипом хозяйствования.

Натуральным оно называется потому что, как правило, все взрощенное — животные и растения, используется для потребления своей ячейки общества, семьи например, племени. Это получается самодостаточное, с точки зрения обеспеченности, человеческое сообщество — сами вырастили, сами съели.

Излишки продуктов, образовывающиеся иногда, стали обмениваться а в последствии продаваться, и так натуральное хозяйство постепенно стало называться «производством» цели которого уже не только накормить своим продуктом того кто его произвел.

Для меня /я не мусульманин/ главными и особо уважаемыми запретами в мусульманстве, которых почему то нет в христианстве, являются-курить табак и пить алкоголь. А главной и самой человечной обязанностью является обязанность каждого мусульманина достойно содержать своих детей и жен. Ислам религия молодая и намного прогрессивнее других и её каноны на порядок больше соблюдаются верующими, чем в христианстве.

Люди еще с древности (в каменном веке) понимали, что следует объединить свои усилия, чтобы отражать нападения агрессоров и вместе справляться с разными стихийными бедствиями или бедами, из-за этого стали возникать племенные союзы.

В том же раннем средневековье многие страны были поделены на множество княжеств (например, та жа Англия или Ирландия), где был свой один правитель. Из-за такой разрозненности эти государства не составляло труда захватить военным путем — что и сделали тогдашние викинги и варвары, которые в дальнейшем и создали объединенные государства (Англия, Норвегия, Швеция, Сицилия, даже в Древнюю Русь пришли норманны).

Тогда же и стали возникать города — строились массивные стены и сооружения, а в каждом городе назначался ответственный человек (сановник), который следил за порядком в городе. Государством стало управлять легче и набегов стало меньше.

Основные причины возникновения городов в средневековье:

Агрессия варваров, викингов, из-за чего создаются военные центры.

Развитие сельского хозяйства

  • главной обязанностью сеньора было сдавать землю в аренду своим вассалам, которые платили и отвечали за нее. В современных реалиях обязанности сеньора имеют некоторое сходство с обязанностями арендодателя.
  • оказывать заботу о своих вассалах: защищать от нападок/нападений со стороны врагов и других вассалов, а в случае необходимости — вызволять из плена, стараться не допускать ситуаций, которые могли бы привести к разорению вассала.
  • содержать себя и свое окружение, следить за землями и исправно платить сеньору за пользование ими, сдавать часть имеющейся земли в аренду крестьянам.
  • сражаться и предоставлять солдат, экипированных и вооруженных, по требованию сеньора и/или короля.
  • участвовать в судах, которые проходили под наблюдением сеньора.
  • выкупать своего сеньора из плена.

Во времена первобытно-общинно­ го строя преобладала коллективная собственность на средства производства, то есть люди, живя в родовых общинах, для работы пользовались общими инструментами, которые были довольно низкого качества, поэтому и производительность, то есть конечный результат труда был низкий. Труд был коллективным, то есть работали все вместе: кто-то работал лучше, а кто-то работал хуже, но распределение полученных продуктов происходило поровну. К тому же, погодные условия очень сильно сказывались на конечном продукте и на производительности труда.

Если говорить очень кратко, то главными признаками первобытно-общинного строя можно назвать пять признаков:

При более глубоком рассмотрении этого вопроса можно назвать семь признаков:

Источник

Зависимые крестьяне

Территория средневекового государства была полностью во владении феодалов разного уровня, поэтому крестьяне получали наделы только в пользование, обязуясь обрабатывать свою и хозяйскую землю. В разных странах или регионах название и степень зависимости крестьян могли отличаться.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Зависимых крестьян принято делить на:

  • прикрепленных лично к феодалу: не имели земли, свободы, права самовольно покидать владения хозяина;
  • прикрепленных к земле: феодал мог распоряжаться этими людьми только пока владел феодом; если земля переходила к другому хозяину, то и крестьяне тоже.

Сложное положение землепользователей (тяжелый труд, неурожаи, налог государству, церковная десятина) усиливалось дополнительными нагрузками (повинностями) перед феодалом, основные из которых:

  • Барщина – обязательное выполнение различных работ (не только на поле) в пользу феодала;
  • Оброк – выплаты феодалу: денежные или натуральные (продукты, изделия).

Рис. 2. Барщина.

Способом защиты от произвола господ для крестьян было объединение в общины, которые упорядочивали хозяйственную деятельность, оказывали взаимопомощь, поддерживали порядок, содержали церковь, устраивали праздники.

Как жили крестьяне

Деревни в то время насчитывали обычно 10—15 и лишь очень редко — около 30 дворов. В каждом дворе, кроме жилища, были хозяйственные постройки; к двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник. Пашни и покосы располагались отдельно.

Крестьянский дом строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из брёвен или местного камня, крыли соломой, дёрном или камышом. Потолка не было. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил через отверстие в крыше или открытую дверь, поэтому стены были черны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стёкол на ночь закрывали деревянными ставнями.

Обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды: её наживали годами и передавали по наследству. Спали на широкой кровати или на скамьях, которые покрывали набитыми сеном тюфяками. Еду готовили в чугунном котелке, который подвешивали на железном треножнике над огнём в очаге.

Некоторые виды других обязательств

Были и другие повинности, которые были не менее тяжелыми:

  • Право первой ночи — самое оскорбительное обязательство, которое сохранялось вплоть до времен Наполеона Бонапарта. В отдельных случаях была возможность откупиться от этого права довольно большой суммой денег. В отдельных областях практиковалось «разрешение на брак», по которому требовалось получить от господина (иногда за плату) разрешение жениться на определенной женщине.
  • Право мертвой руки — если умирал глава семейства, на которого была оформлена земля, она возвращалась феодалу. Но часто использовались выплаты оброка, если семья после потери главного кормильца могла продолжать ее обрабатывать
  • Воинская повинность — в военное время мужчина в подневольной семье обязан был вставать на защиту страны, местной области или идти в крестовый поход.

В разных странах и в разные времена феодальные повинности были обусловлены местными обычаями, верованиями и условиями жизни: где-то они были более лояльны, в других местах, наоборот, граничили с рабством, нарушая все права человека, что впоследствии вызвало бунты, революции и отмену феодального права.

Что такое феодальная повинность?

Повинности крестьян заключались в соблюдении нескольких пунктов договора, при заключении которого феодал обязывался предоставить крестьянину и его семье землю для проживания и засева поля, а также защищать его землю и поместье от нападений врагов. При этом такой вид соглашения не был рабовладельческим: в любой момент семья крестьянина могла перейти к другому феодалу в услужение, но земли, которые ему выделялись, конечно же, отбирали.

В средневековой истории феодальных повинностей было несколько:

  • Барщина.
  • Денежный оброк в пользу феодала.
  • Церковная десятина.
  • Другие условия местного характера.

Урбанистическая ситуация

В средневековом обществе города начали формироваться примерно в 10 веке, а завершился этот процесс аж в 16-м. В течение этого времени на территории Европы возникали новые урбанистические поселения, однако их типаж ничуть не менялся, увеличивались только размеры. Что же, и деревня имели много общего. У них была схожая структура, они застраивались, так сказать, типичными домами, в которых проживали простые люди. Город отличался тем, что был больше деревни, его дороги часто были мощеными, а в центре непременно возвышалась очень красивая и большая церковь (а не маленькая часовня). Такие населенные пункты, в свою очередь, делились на два типа. Одни имели прямое расположение улиц, которые можно было как бы вписать в квадрат. Этот тип строительства был заимствован у римлян. Другие города отличались радиоцентрическим расположением построек. Такой типаж был характерен для варварских племен, которые заселяли Европу до прихода римлян.

Лучевые деревни

Этот тип поселения был самым популярным во всех городах потому очень часто его план используют в кинематографе и в современных романах о тех временах. Итак, в центре деревни располагалась главная площадь, которую занимала часовня, небольшой храм или иное религиозное сооружение. Неподалеку от него находился дом феодала и прилегающие к нему дворы. От центральной площади все улицы расходились в разные концы поселения, как лучи солнца, а между ними строились дома для крестьян, к которым прилагались земельные участки. В таких деревнях проживало максимальное количество жителей, они были распространены и на севере, и на юге, и на западе Европы. Также тут было куда больше просторов для ведения различных типов хозяйства.

Участок земли крестьянина

Ответ на вопрос «Участок земли крестьянина «, 5 (пять) букв: надел

Определение слова надел в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия земельный участок, предоставляемый феодальным владельцем (помещиком, государством) в пользование крестьянам за различные повинности. Н. являлся, по определению В. И. Ленина, «натуральной заработной платой» крестьянину за исполняемые им работы на землевладельца.

Примеры употребления слова надел в литературе.

Поп, ничего не писавший и ничего не читавший, надел на нос большие серебряные очки и сидел молча, вздыхая, зевая и крестя рот, потом вдруг обратился к старосте и, сделавши движение, как будто нестерпимо болит поясница, спросил его: — А что, Савелий Гаврилович, закусочка будет?

Когда же работники, дохлебав до последней капли огромную чашку голубого молока и самодовольно икая, стали подниматься и закуривать, смешивая запах махорки с запахом еды и свежих ситников, Аверкий осторожно надел свою большую шапку, — в пеньковом дне ее всегда была иголка, обмотанная ниткой, — и вышел на порог сенец, постоял среди голодных собак, жадно смотревших ему в глаза, точно знавших, что его тошнит. Она подарит ему своих животных, а когда Айван немного подрастет, поговорит с Маас Натти, чтобы тот передал ему для начала небольшой, но хороший надел, богатый участок земли с краю, и мальчик сам будет его обрабатывать

Она подарит ему своих животных, а когда Айван немного подрастет, поговорит с Маас Натти, чтобы тот передал ему для начала небольшой, но хороший надел, богатый участок земли с краю, и мальчик сам будет его обрабатывать.

Гуго помог девушке снять с себя акваланг, надел его ремни на левую руку, подождал, пока Радж отстегнет и снимет с ног ласты.

У Янга был акваланг на спине, не надел только маски и ласты, а так хоть сейчас кидайся в воду.

Феодализм и феодалы

Феодализм начал зарождаться в западноевропейских странах еще в 5 веке и окончательно укрепился во времена Классического Средневековья (11-14 век). Его характерными чертами были:

  • дробление страны на отдельные владения, власть на территории которых принадлежала непосредственным хозяевам;
  • параллельное развитие духовной и светской жизни;
  • формирование частного права;
  • сосредоточение ремесленничества и торговли в городах;
  • наличие вассального подчинения и зависимых крестьян.

При названной системе крупные землевладельцы (сеньоры) в обмен на службу жаловали нижестоящим сословиям, принесшим им присягу (вассалы), земельные наделы вместе с проживающими там крестьянами (феоды). Землевладельцы назывались феодалами.

Феодалы обеспечивали защиту своих земель и населения, имели право:

  • судить и облагать налогами жителей владения;
  • заключать соглашения и вести военные действия против других землевладельцев, кроме сеньора (это ограничение часто не соблюдалось).

Порядок подчинения вассалов был ступенчатым. Феодал признавал власть только непосредственного сеньора и мог не выполнять приказы тех высших аристократов (даже монарха), вассалом которых не являлся.

Рис. 1. Феодальная лестница.

Различия положения по странам

В некоторых северных странах с хуторским типом ведения хозяйства (Норвегия, Исландия) зависимые крестьяне не сложились как класс вообще. В каждой стране и даже регионе, где феодализм укрепился, зависимые крестьяне именовались по-разному. Из положение также сильно варьировало. Так в Англии, заселённой германцами в VI веке, крепостничество (в российском понимании этого слова) было крайне слабым и личные формы зависимости крестьян начали исчезать уже в ХII-ХIII веках, полностью ликвидировавшись к ХV веку. Во Франции, знавшей классическое римское рабство, различные формы крепостничества сохранялись гораздо дольше — до конца ХVIII века. В российской историографии зависимые крестьяне стали известны как крепостные. Интересно что в русские земли крепостничество пришло гораздо позже и соответственно отступило позже чем в Западной Европе.

Феодализм в России

Мнения историков о существовании феодализма за пределами Западной Европы различаются. Большинство склоняется к тому, что в классическом виде эта система отношений больше нигде не была представлена. Правильнее считать распространение феодализма в других государствах частичным, имеющим особенные для каждой страны черты.

В России феодальные устои проявились в виде взаимоотношений дворянства и крестьян. Начиная с 15 века происходило постепенное закрепощение вторых (разорение непомерными налогами; издание указов, ограничивающих права крестьян).

Так в 1497 году Судебником (сборник законов) устанавливалось ограничение на переход крестьян к другому хозяину. Это можно было сделать в течение недели до и после 26 ноября (Юрьев день), заплатив «пожилое». Денежный сбор крестьян при уходе от феодала составлял в среднем 1 рубль с одного двора. С 1550 года выплаты увеличились, а позже периодически запрещался переход крестьян даже в указанный период.

Крепостничество в России устанавливалось постепенно. Главную роль в закрепощении сыграло Соборное уложение (законы 1649 года), которое закрепило за помещиками вечное право на поиск беглых (до этого срок возврата был 10 лет) и наследственное владение крестьянами, потомки которых становились зависимыми уже с рождения.

Рис. 3. Крепостные крестьяне.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему из курса истории (6 класс), мы узнали об отличительных чертах феодализма, сформировавшегося в Западной Европе к концу 11 века и частично затронувшего другие страны; выявили специфику отношений землевладельцев (феодалов) и землепользователей (крестьян).

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Черты феодализма в России

На Руси феодальные отношения долгое время сохранялись во взаимоотношениях дворян и крестьян. Изначально, подобно тому, как это происходило в Европе, удельные князья собирали дань с земель, которыми владели, а значит, и защищали их жителей от внешних врагов.

Начиная с XV века, вместе с развитием и укреплением государственности, все более ужесточалось и закрепощение крестьян, они все больше теряли в правах и зависели от своего барина. В Судебнике (так назывался свод законов) 1497 года было установлено ограничение в смене места жительства и ухода от одного хозяина к другому. Чтобы поселиться в другом месте, крестьянин должен был заплатить специальный денежный сбор за каждого члена семьи. Чуть позже и такая возможность была отменена.

На протяжении нескольких веков те люди, кому «посчастливилось» родиться простыми крестьянами были фактически собственностью своих господ. Такие отношения просуществовали очень долго, до 1862 года, когда император Александр II отменил крепостное право специальным указом.

Деревня-дорога

Этот тип поселения в был характерен для местностей, где встречались крупные реки или же горные спуски. Суть заключалась в том, что все дома, где проживали крестьяне и феодал, собиралась в одну улицу. Она протягивалась вдоль долины или реки, на берегу которой они и располагались. Сама дорога, из которой состояла, в общем-то, вся деревня, могла быть не слишком прямой, но она в точности повторяла те природные формы, которые окружала. План местности средневековой деревни данного типа включал в себя, помимо крестьянских угодий, дом феодала, который располагался либо в самом начале улицы, либо в ее центре. Он был на фоне остальных домишек всегда самым высоким и шикарным.

о т р у б

крестьянский земельный надел

• в России в начале XX в. (после Столыпинской аграрной реформы 1906 г.) — полевые угодья, причитавшиеся крестьянину из общинных земель, соединенные в один участок и закрепленные в единоличную собственность

• в царской России: участок земли, выделяемый в личную собственность крестьянину при выходе его из общины

• вероятное состояние, когда водки выпито больше, чем можно, но меньше, чем хотелось

• земельный участок выделяемый крестьянам при выходе из общины

• место, по которому отрублено, распилено дерево

• способ наделения землей в процессе отмены крепостного права

• участок земли, выделявшийся (в 1906—16 гг.) в личную собственность крестьянину при выходе его из общины

• участок земли, выделявшийся крестьянину в столыпинскую реформу

• участок земли, выделяемый крестьянину в личную собственность при выходе его из общины, — основной элемент аграрной реформы начала XX в

• форма крестьянского хозяйства на Руси

• участок земли в царской России

• состояние после дозы водки

• поперечное сечение дерева

• отдельный кусок земли крестьянина

• отдельный надел крестьянина

• Земельный участок, выделенный из общинной земли

• Участок земли, выделяемый крестьянину в личную собственность при выходе его из общины, основной элемент аграрной реформы начала XX в

• Место, по которому отрублено, распилено дерево

Возникновение дворянства и самодержавия

С началом средневековья в Европе произошли значительные изменения в социальной структуре общества. Изначально, во времена античности, власть принадлежала элите — аристократии. Однако с установлением нового политического строя — феодализма, власть была разделена на несколько сословий, каждое из которых имело свои привилегии и возможности для накопления богатства.

Одним из основных сословий, которое возникло в этот период, стало дворянство. Дворяне составляли военную знать и обладали землями, которые они держали в аренде от королей и князей. Они являлись своеобразной элитой общества, имелась возможность получения образования и высокого социального статуса.

Однако, вместе с возникновением дворянства, появился и новый политический строй — самодержавие. Впервые самодержавие появилось в Киевской Руси при князе Владимире Святославовиче. Самодержавие предполагало, что князь — глава государства, обладает абсолютной властью и сам принимает все решения об управлении страной.

Возникновение самодержавия было связано с необходимостью укрепления центральной власти и сопротивлением внешним врагам. Самодержавный князь был вооруженной силой, контролировал весь государственный аппарат и возглавлял армию. В борьбе за укрепление государства и придание ему единого облика на Западе также возникла абсолютная монархия.

Самодержавие и дворянство взаимодействовали между собой, обеспечивая стабильность и развитие государства. Дворянство выполняло военную функцию, а самодержавие обеспечивало политическую и правовую стабильность. Эта система существовала до конца XVIII века, когда произошли новые социальные и политические изменения, связанные с Великой Французской революцией и приходом на трон Наполеона Бонапарта.

Этноязыковая стратификация

В ряде регионов, экономико-социальные роли феодальной формации чётко разделились по этноязыковому признаку: так католические венгры и мадьяризованные валахи составили класс помещиков и горожан Трансильвании, а православное романоязычное население было законодательно низведено до положения зависимого крестьянства. После падения Римской империи именно германцы составили основу военно-феодальной верхушки бывших провинций империи. В Прибалтике раздел также произошёл по линии германские рыцари-христиане с одной стороны балты (финно-угры)-язычники с другой. Этнические немцы также составили класс феодалов в славянских Чехии, Моравии, Словении, Померании, Пруссии и романской Швейцарии, поляки — на Украине, Белоруссии, позднее, в Литве и Латгалии; англичане — в Ирландии; шведы в Финляндии.

Натуральное хозяйство.

Натуральное хозяйство.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы — ткани, одежду. Таким образом, все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине.

Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Им обычно приходилось приобретать привозные соль и железо, выменивая их на продукты у бродячих торговцев или на ярмарках. Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феодалы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньгами, продавая свои продукты и изделия. Но сделать это было нелегко — ведь во всех вотчинах производили примерно одно и то же. Поэтому у феодалов редко водились наличные деньги, крестьяне же их почти не имели. Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Крестьянская община.

Община ведала хозяйственными делами, следила за тем, чтобы у всех общинников были равные условия для ведения хозяйства.

На сельском сходе крестьяне сообща решали свои вопросы. Отказываясь выполнять чрезмерные требования феодала, крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей. Лишение крестьян собственности на землю и втягивание их в зависимость вызывали ожесточенное сопротивление как еще свободного, так и уже зависимого крестьянства.

Фиксация феодальной зависимости хотя бы на некоторое время ограждала крестьян от повышения нормы эксплуатации. Фиксация феодальных повинностей диктовалась и стремлением феодалов определить и закрепить размеры своих вотчинных доходов.

Для того чтобы обеспечить свою безопасность, человек вынужден был искать себе покровителя, господина и защитника. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», когда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву.

Функции крестьянской общины.

Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользоваться озерами и лесами.

Феодалы требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Все это ухудшало положение крестьян.

Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры.

Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить о0ычные размеры повинностей.

Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали от жестоких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ. 

Оброк

Материальная плата своему господину была еще одной феодальной повинностью за право пользоваться его землей и защитой. Оброк был нескольких видов:

Денежный: определенная сумма денег ежегодно выплачивалась в казну местного господина. Деньги крестьяне получали от продажи своих товаров на ярмарках, которые устраивались раз в несколько месяцев. Также ремесленники получали оплату за свои труды, которой и платили оброк господину.

Продуктовый: оплата проводилась продуктами животноводства и птицеводства — мясо, яйца, молоко и изготавливаемые сыры, мед и вино, овощи и фрукты. Часто за неимением большего выплачивали зерном из собранного урожая.

Различные смешанные формы оплаты: живностью, предметами ремесла — тканью, пряжей и посудой, добытыми шкурками пушных животных или выделанной кожей

После выплаты всех налогов и обязательств у простого крестьянина оставалось совсем мало для своих нужд, но при этом каждый старался работать как можно лучше и качественнее, поэтому у ответственных семей медленно, но стабильно шло улучшение материального положения, и некоторым даже удавалось выкупить землю и освободить себя от основных повинностей.

Общее описание объекта

План средневековой деревни всегда зависел от местности, в которой она располагалась. Если это равнина с плодородными землями и просторными лугами, то количество крестьянских дворов могло достигать пятидесяти. Чем менее полезными были земли, тем меньше дворов насчитывалось в деревушке. Некоторые из них состояли всего-то из 10-15 единиц. В горных массивах люди вообще не селились таким образом. Туда отправлялись по 15-20 человек, которые образовывали небольшой хутор, где вели свое малое хозяйство, автономное от всего остального. Примечательной чертой было то, что дом в эпоху Средневековья считался имуществом движущимся. Его можно было транспортировать на специальной повозке, например, поближе к церкви или же вовсе перевезти в другое поселение. Потому средневековая деревня постоянно менялась, немного перемещалась в пространстве, в связи с чем не могла иметь четкого картографического плана, закрепленного в государстве, которому принадлежала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: