Субъект обучения

Развитие субъектности: новый подход к связи обучения и воспитания

Психолого-педагогические аспекты исследования субъектной позиции школьника в учебной деятельности

Одно из главных требований современного общества, предъявляемых к выпускнику школы, заключается в развитии его способности после окончания образовательного учреждения к активной жизненной позиции. В этой связи особенно актуальным в условиях учебно-воспитательного процесса является формирование активности ребенка. Исследованию данной проблемы посвящены различные психолого-педагогические работы . Основной акцент в них сводится к тому, что школьник должен стать субъектом процесса обучения, а не только объектом педагогических воздействий. Анализ данных и других трудов указывает на то, что исследователи не всегда дают развернутое определение «субъекта» с научными уточнениями. Это связано со сложностью и различными толкованиями значений таких терминов как «личность», «субъект деятельности», «субъект учебной деятельности». Понятие «субъект» является междисциплинарным, многоаспектным и используется не только в психологии, но и в ряде других наук: философия, социология, педагогика, что во многом объясняет существование различных точек зрения к толкованию его сущности.

Для установления исходных позиций исследования нам необходимо уточнить понятийный аппарат и рассмотреть психолого-педагогические подходы к определению значения, соотношению и особенностям понятий «субъект», «личность», «субъект деятельности», «субъект учебной деятельности». Обратимся к словарному понятию субъекта, которое сводится к следующему: субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, обладающий волей, способностью к рефлексии, изменению окружающей среды и самоизменению . Ключевыми словами, уточняющими сущность «субъекта» в обобщенном определении являются «деятельность», «активность», «рефлексия», «самоизменение». Установлено, что в научной литературе по проблеме сущности субъекта данные характеристики исследуются не комплексно, а отдельно друг от друга.

Так, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, понятие «субъект» используется «для определения объективной качественной специфики некоторой сущности со стороны ее специфического способа существования и развития» . Иными словами, автор связывает субъект с особенностями индивидуального уровня бытия человека и индивидуальным способом его существования. Становление «субъектности» человека происходит в результате выполнения им деятельности и в процессе разрешения различного рода противоречий. Полезность для нас данного подхода состоит в отнесенности понятия «субъект» к изучению индивидуального уровня бытия человека. Трудность состоит в том, что если в философских и психологических исследованиях такая отнесенность правомерна, то в педагогической литературе пока недостаточно четко представлен содержательный анализ того, что означает термин «сам». В педагогической психологии и дидактике в большинстве случаев проблема «самости» связывается с идеей индивидуального подхода к ребенку . Хотя в реальной школьной практике индивидуальный подход носит зачастую декларативный характер и нередко сводится к формальным показателям успешности учения — оценкам. В этой связи необходима серьезная проработка реализации идеи индивидуального подхода в организации учебно-воспитательного процесса с момента поступления ребенка в школу и до ее окончания. По мнению П.Я. Гальперина, субъекта характеризует наличие сознания. Автор пишет: «субъект — это особый организм, обладающий способностями управлять своими действиями на основе образа поля этих действий и невозможен без сознания» .

B.C. Мерлин , В.И. Слободчиков и Е.И.Исаев помимо сознания в субъекте выделяют другие важные специфические психологические и социально-нравственные свойства: самосознание и самопознание. Самосознание — это особая форма сознания, объектом которой является не объективная действительность, а собственная личность как субъект деятельности. Насколько у человека сформирован уровень самосознания, настолько он в состоянии создавать свою личность своими действиями и определять дальнейший жизненный путь. Самопознание совершается субъектом в отношении самонаблюдения своих состояний, переживаний, при анализе результатов собственной деятельности, поведения и при осознании отношения других к самому субъекту

Важной характеристикой субъекта, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И

Исаева, является особый тип активности — способность «превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования»; эта способность позволяет «человеку быть субъектом (автором, хозяином) собственной жизни» .

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Роль и влияние различных видов субъектов на учебный процесс

Учитель – является одним из основных субъектов учебного процесса. Он играет ключевую роль в обучении, обеспечивая организацию и планирование учебных занятий, подбор методов и форм обучения, а также создание благоприятной образовательной среды. Учитель влияет на мотивацию учащихся, развивает их когнитивные способности и навыки, формирует ценностные установки, помогает развитию творческого мышления и самостоятельности.

Учащиеся – субъекты учебного процесса, которые активно вовлечены в процесс обучения. Они являются основными участниками, получающими знания, навыки и опыт. Роль учащихся заключается в активности, самостоятельности и ответственности за свое обучение. Их влияние на учебный процесс заключается в том, что они могут вносить свои предложения по организации занятий, обсуждать и анализировать учебные материалы, делиться своими мыслями и идеями.

Родители – важные субъекты учебного процесса, которые оказывают значительное влияние на образование детей. Они поддерживают и мотивируют своих детей в учебной деятельности, следят за их успехами и прогрессом. Родители могут помогать в выполнении домашних заданий, консультировать, оказывать психологическую поддержку. Их активное участие позволяет создать благоприятные условия для развития учебных способностей и успешного обучения.

Администрация – еще один вид субъектов учебного процесса, который имеет роль в организации образовательного учреждения и обеспечении его работы. Администрация обеспечивает организационную сферу обучения, управление кадрами, работу педагогического коллектива, разработку и согласование программы обучения. Она осуществляет контроль за качеством образования и создает условия для эффективного протекания учебного процесса.

Социальное окружение – также имеет важное влияние на учебный процесс. Друзья, одноклассники, коллеги создают атмосферу в группе, влияют на мотивацию, установки, положительные и отрицательные оценки

Наличие поддержки и позитивного воздействия со стороны социального окружения может существенно повлиять на успехи и результаты обучения.

Таким образом, разнообразные субъекты, такие как учитель, учащиеся, родители, администрация и социальное окружение, играют важную роль в учебном процессе. Их влияние и активное взаимодействие могут существенно повлиять на качество образования, формирование навыков и компетенций, а также на всестороннее развитие учащихся.

Проблема целостности учебной деятельности

Формирование и присвоение индивидуальности происходит как приобретение и воспроизведение человеком элементов социального опыта в процессе обучения, общения, труда и других видов деятельности. Каждый вид деятельности осуществляется в силу определенных потребностей: Работа, общение, познание. Формируется ряд: индивидуальность развивается и проявляется в деятельности, деятельность осуществляется на основе потребностей; у каждого человека есть потребность в труде, познавательная потребность, потребность в общении. Эта серия приведена в качестве закономерности. Но если педагогические вопросы формирования индивидуальности решаются на основе этой закономерности, то возникает очевидное противоречие: если потребность в труде и обучении свойственны человеку, то почему они не представлены большинству учащихся хотя бы как потребность в общении? Вопрос можно сформулировать проще: Почему многие люди не хотят работать и почему многие студенты не хотят учиться? Попробуем разрешить это противоречие теоретически.

Давайте проанализируем деятельность тех, кто хочет это сделать. Почему крестьянин не хотел работать в условиях коллективного сельского хозяйства (в период социализма в нашей стране), а тот же крестьянин, ставший свободным крестьянином, «пашет» с утра до ночи? Почему многие студенты, которые не хотят учиться, с энтузиазмом занимаются, например, спортом, отдыхом — в искусстве, технике и других творческих областях? Они готовы работать день и ночь над обычным школьным радио, конструировать устройства, программировать на компьютере….. Очевидно, что существуют условия (социальные и образовательные), при которых труд, обучение теряют свой характер как потребность человека. С другой стороны, существуют условия, которые не подавляют эти потребности, а развивают их. Что это за условия?

Карл Маркс показал, что с появлением отчуждения труда также возникает проблема принуждения человека к труду. «Отчуждение труда, — писал К. Маркс, — ясно проявляется в том, что как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от моровой язвы.» Отчуждение труда — это то, что является проблемой не только принуждения человека к труду. Отчужденный труд — это нечто внешнее по отношению к работающему человеку. «Его труд, таким образом, не добровольный, а принудительный: Это принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а лишь средство удовлетворения всех других потребностей, но не потребности в труде.» То же самое можно сказать и об учебной деятельности в современной школе: она, как правило, носит принудительный характер. Каковы условия отчуждения труда и обучения? Давайте снова обратимся к работе фермера и самодеятельности студентов. Трудовая деятельность фермера и самодеятельность учащихся носит целостный характер — она включает следующие этапы: возникновение потребности, постановка цели, планирование деятельности, конкретное исполнение плана (выполнение практических действий), самоконтроль и удовлетворение потребности через использование (присвоение) созданного продукта деятельности. В этом случае в деятельности нет отчуждения и разделения труда, поэтому она является целостной. Напротив, в условиях отчужденного труда деятельность человека фрагментирована: удовлетворяются не только собственные потребности, но и потребности других людей; одни люди планируют и ставят цели деятельности, а другие осуществляют непосредственное исполнение и контролируют качество исполнения.

Субъектность на уроке

— Какие формы работы с учениками на уроке развивают их субъектность?

— Однозначная рекомендация — использовать открытые вопросы, которые стимулируют ученика размышлять о своих целях, смыслах

Вопросы должны быть направлены на понимание того, зачем ребенку нужна та или иная информация или задание, как процесс обучения меняет, развивает его: «Что тебе это дает?», «Почему это важно для тебя?»

Также это могут быть:

  • ситуации выбора,
  • договоренности,
  • рефлексия.

Для развития субъектности важно создавать ситуации, в которых ребенок может принимать решения, пусть даже небольшие. Это некие договоренности, которые нужны, чтобы ребенок мог чувствовать, что часть ответственности лежит на нем

В принципе, стандартные домашние задания — это тоже договоренности, в них есть доля личной ответственности, но мало свободы выбора. Поэтому хорошо, если мне как ученику предлагают выбор: «В качестве домашнего задания ты можешь сделать презентацию, интеллект-карту, доклад…». Тогда у меня возникает размышление: «А что я хочу? Что мне больше нравится?», то есть появляется осознанность и возможность проявить свободу воли. Кстати, к возможности выбора особенно чувствительны подростки, ведь им так хочется решать самим, быть более свободными, чтобы взрослые с ними считались.

Всегда, когда человек участвует в принятии решения и сам что-то выбирает, повышается ответственность и ощущение причастности к результату

Здесь важно обратить внимание ученика, что его выбор влияет на результат, а результат — на его цели, то есть все взаимосвязано

Если мы не предлагаем ребенку свободу выбора в рамках конкретного урока или предмета, то есть даем задания, одинаковые для всех, то можем потом провести рефлексию, например:

  • Что тебе помогло справиться с заданием? 
  • Тебе было интересно? Почему? Если неинтересно, то почему? 
  • Как ты думаешь для чего мы выполняем такие задания? Что это дает тебе?

Даже если на уроке происходит просто стандартное выполнение заданий, это все равно что-то в ученике формирует, например, терпение, усидчивость, саморегуляцию. Ребенок замечает, что научился преодолевать лень, управлять собой и своим временем,  заставил себя это сделать и проявил силу воли, а значит изменился, развился.

Учебная деятельность

Определение 1

Учебная деятельность – это форма существования школьника как субъекта учения, в которой формируются и проявляются все качества личности.

С приходом в школу ребенок ещё не вступает в учебную деятельность, её нужно сформировать, научить его учиться

В этом вопросе важной проблемой является умение учиться самому. Задача начальной школы заключается в том, чтобы построить учебную деятельность

На этом пути встает первая трудность, суть которой состоит в том, что ребенок приходит в школу с мотивом, не связанным с содержанием той деятельности, которую ему нужно выполнять. Поскольку между мотивом и содержанием учебной деятельности нет соответствия, мотив постепенно свою силу начинает терять.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Мотив должен быть связан с внутренним содержанием предмета усвоения. Д. Б. Эльконин считал, что побуждать к учению должно содержание, которому ребенка учат в школе. Необходимо формировать познавательную мотивацию.Познавательная мотивация тесно связана с содержанием и способами обучения, а при традиционной форме обучения её можно и не сформировать.

Деятельность, не являющуюся ещё учебной, превратить в учебную можно, изменив мотив, но, к сожалению, в школе в качестве внешней побудительной силы выступает отметка – это своеобразная система принуждения. При настоящей мотивации ребенку хочется идти в школу, ему там интересно и содержательно, а для этого необходимы изменения в содержании обучения. Данный вопрос решался Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 60-70-е годы в экспериментальных школах страны.

Учебная деятельность должна поворачивать ребенка на самого себя, она требует рефлексии и оценки собственного изменения. Любая учебная деятельность начинается с оценивания ребенка, а отметка – это определенная форма оценки.

Выдающийся педагог Ш.А. Амонашвили был организатором экспериментального безотметочного обучения, однако, обучение без отметок, не является обучением без оценок. Оценка всегда должна быть, только развернутая, потому что через оценку ребенок выделяет свои изменения в учебной деятельности.

Главная составляющая учения – это форма и содержание, природа которого объективно-субъективная.

Предмет деятельности – это действия, которые необходимо выполнять для достижения результата деятельности.

Учебная деятельность должна иметь в своей структуре учебную задачу – то, что ученик должен усвоить на уроке, учебное действие – то, что необходимо сделать, чтобы определить свойства изучаемого предмета, действие контроля – показывает правильность выполнения действия.

Внешний контроль в процессе учебной деятельности постепенно переходит в самоконтроль, который до начала работы является прогнозирующим, по ходу работы он становится пошаговым и после окончания работы – итоговым контролем. Структура учебной деятельности должна включать и действие оценки, показывающее, насколько достигнут результат.

Оценка может перейти на уровень самооценки, которая бывает адекватной и неадекватной, глобальной, дифференцированной, прогнозирующей, итоговой.

Похожие термины:

активно действующий, обладающий сознанием и волей гражданин, объединение граждан, общество, государство

Предполагает совместную деятельность педагога и воспитанника, способность делать что-то важное для каждого из них вместе. Когда они делают что-то новое (объективно и субъективно), то возникает сит

в единице языкового мышления это та часть, которая фиксирует «прямое» (созерцательное) представление об объекте и зависит от особенностей представляющего

Логическая функция субъекта мысли сост

это тип отношений, складывающихся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в сохранении позиции обучающегося как объекта воздействия. При этом учащийся остается

гражданин, группа граждан, организации, государство, общество.

человек, объединение людей, способных осознанно или бессознательно, профессионально или по долгу совести создавать условия для разностороннего или направленного развития, воспитания себя или др

общество в лице государственных органов власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Общество осуществляет образование взрослых как активных участников созидательно

понятие, которое благодаря введенному Б.Ф. Ломовым принципу субъект-субъектных отношений позволило преодолеть представление о личности как единственном инициаторе общения, лишь обладающем необ

преподаватель вместе с учебной группой. Входя в субъект обучения в качестве его части, преподаватель (субъект преподавания) осуществляет деятельность, обозначаемую термином преподавание, а кажды

это тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении с

философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически существенные для психологии характеристики субъекта, которые затем позволил

индивид или группа преподавателей, осуществляющие все или некоторые функции преподавания. Вследствие разделения труда, одни преподаватели могут осуществлять функцию отбора информации для усвое

философская – этико-антропологическая концепция, разработанная С.Л.Рубинш­тейном в книге «Человек и мир», которая опиралась на психологические концепции жизненного пути Ш.Бюлер и раннего Рубинш

нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, самоактуализируя свою изначально заложенную в сознании

активная саморазвивающаяся личность, стремящаяся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и в общении, усваивающая и критически перерабатывающая в конкретных условиях воспитательные

познающий и действующий в образовательном процессе человек; личность, для деятельности которой характерны качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая.

физическое или юридическое лицо (учреждение образования, предприятие, организация), осуществляющее образовательную деятельность. (Про освіту : Закон України від 05.09.2017 р. № 2145-V

(социального педагога) – проявление личностной позиции и своеобразия в профессиональной деятельности.

самостоятельно порожденная конкретной личностью творческая активность по преобразованию среды и своих ценностных отношений с ней.

это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.

Сущность понятия «субъектная позиция школьника в учении», критерии, показатели и уровни ее сформированности

В рамках решения задач данной работы представляется целесообразным рассмотреть сущность понятия «субъектная позиция школьника в учении». Следует сказать, что наше понимание сформировано на основе анализа литературы по психологии, социологии и др. В педагогических источниках это понятие не используется.

Результаты изучения источников показали, что существуют разные подходы к исследованию субъектной позиции школьника в учении. Так, В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман называют позицией человека характеристику всего его образа жизни, достигшего полной самоопределенности. Ее характеризует свободный и ответственный выбор места, действий и мыслей . Следует подчеркнуть, что для данного исследования такой высокий уровень обобщения затрудняет описание субъектной позиции ученика любой ступени обучения, поскольку, по нашему мнению, содержательный аспект понятия «субъектная позиция школьника в учении» является более конкретизированным.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют исследования Л.И. Божович. Автор определяет внутреннюю позицию ребенка как систему внутренних факторов, «которые обусловливают определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и самому себе» . К таким внутренним факторам развития относятся возникающие новообразования. Для младшего школьника личностным новообразованием является внутренняя позиция переживания себя в качестве социального индивида. Для подростка — способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, для старшеклассника — осознание своего места в будущем, своей «жизненной перспективы» . Считаем необходимым уточнить, что понимание нами сущности «субъектная позиция» соотносится с понятием «внутренняя позиция». Это, в свою очередь, позволяет их рассматривать как тождественные.

Итак, принимая за основу описание «внутренней позиции», сделанное Л.И. Божович, мы проецируем его на учебную деятельность школьника. Насколько у ребенка сформирована «позиция», настолько он ощущает себя учеником соответствующей ступени школьного образования и может влиять на процесс обучения. Ключевыми словами в определении «субъектная позиция» (оно излагается нами ранее в первой главе данной работы) являются «позиция», «роль», «место». Их значения, по нашему мнению, необходимо раскрыть. Следует особо подчеркнуть, что в психолого-педагогических, социологических исследованиях отсутствует единая точка зрения по вопросу соотношения понятий «позиция», «роль», «место».

Первоначально обратимся к их определению в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «позиция — положение, расположение» ; «роль — действовать как кто-нибудь, в качестве кого-нибудь, вести себя каким-нибудь образом» ; «место — роль, отведенная кому-нибудь в какой-нибудь деятельности, а также положение, занимаемое кем-нибудь среди кого-нибудь» .

В нашем случае «роль» — это действие личности в качестве ученика; «место» — положение обучаемого в образовательном пространстве школы. Чтобы сформулировать, что такое «позиция», обратимся к наукам о человеке, где все три понятия тесно связаны.

В социальной психологии под ролью понимается нормативно-одобренный образ поведения, ожидаемый от любого из индивидов, занимающего в определенной конкретной социальной структуре соответствующее социальное положение (позицию) . В таком случае школьник в

системе образования не является исключением, поэтому уточним, что «роль» — это нормативно одобренные и прогнозируемые действия ученика.

В виду сложностей социальных отношений каждый человек занимает определенную позицию, которая представляет собой совокупность прав и обязанностей. Позиция является той или иной социальной ролью. Она рассматривается как совокупность действий, которые производит исполняющий ее субъект для реализации занимаемой им позиции.

В свою очередь, Л.И. Божович рассматривает понятие «роль» как совокупность тех действий, которые производит ее исполнитель (субъект) для реализации занимаемой позиции, взаимодействуя с другими людьми. Внутренняя связь позиции и роли состоит в том, что роль — это организованные действия по выполнению позиции .

Необходимо отметить важное для нашего исследования положение: позиция человека неразрывно связана с выполнением определенной деятельности. Л.И

Божович, в связи с этим, подчеркивала недопустимость отрыва понятия «деятельность» от понятия позиции, указывающей положение человека в среде, связанные с этим положением потребности и имеющиеся условия для их удовлетворения.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Образовательный процесс — это многогранное и полиморфное
взаимодействие. Это взаимодействие между студентом и преподавателем
(студент-преподаватель); взаимодействие между студентами (учащимися) и друг
другом; межличностное взаимодействие, которое может по-разному влиять на
учебное взаимодействие. Рассмотрим первый план этого взаимодействия по схеме
«ученик — учитель». Она реализовывалась в истории обучения в
различных формах: индивидуальная работа с мастером, учителем; работа в классе
(со времен Я.А. Коменского); консультация учителя в индивидуальной работе
ученика; в виде бригадно-лабораторного метода организации обучения в 1930-е
годы в России и др. Однако в каждом варианте каждая взаимодействующая сторона
реализует свою субъективную активность. В наибольшей степени она может
проявиться у обучающегося через метод сократовских бесед, в индивидуальной
работе, в консультациях.

В настоящее время в педагогическом взаимодействии
используются организационные формы сотрудничества, такие как имитационные игры,
ролевые игры, совместно распределенная деятельность, работа в триадах, группах
и учебных классах. В то же время сотрудничество предполагает, прежде всего,
взаимодействие самих учеников (студентов). В образовательном процессе создается
ситуация множественности планов и форм образовательного взаимодействия,
усложняется его общая схема.

Раньше учебное взаимодействие часто описывалось схемой S→O,
где S был активным субъектом, который инициировал обучение, передавал знания,
формировал навыки, контролировал и оценивал. Студент рассматривался как объект
обучения и воспитания. Исходя из такой характеристики взаимодействия как
активность всех его участников, схема учебного взаимодействия в последние годы
трактуется как двустороннее субъект-субъектное взаимодействие S1 S2, где S1 —
учитель (педагог) и S2 — ученик (студент) образуют общий совокупный субъект S∑,
характеризующийся общей целью этого взаимодействия. Поскольку учитель работает
в группе, в классе, члены которого также взаимодействуют друг с другом, частью
его педагогической задачи является формирование этого класса (группы) как
совокупного субъекта, учебные усилия которого также должны быть направлены на
достижение общей цели. Таким образом, возникающая схема учебного взаимодействия
представляет собой многослойное образование, прочность которого основана, в
частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками
взаимодействия.

Психологический контакт возникает в результате общего
психического состояния людей, обусловленного их взаимопониманием и связанного с
взаимным интересом и доверием взаимодействующих сторон друг к другу.
Психическое состояние определяется в психологии, вслед за Н.Д. Левитовым, как
интегральная характеристика психической деятельности человека в данный момент
времени, в которой проявляется своеобразие протекания его психических
процессов, его предшествующее состояние и личностные особенности.

Общая характеристика учебной деятельности.

Процесс научения может осуществляться в форме попутного научения или в форме целенаправленного учения. Попутное научение происходит в ходе деятельности, имеющей иную цель. Так, ребенок, выполняя действие с каким-либо предметом, попутно знакомится с его свойствами — цветом, формой, величиной. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский, который внес принципиальные изменения в теоретические представления о данном процессе. Деятельность, направленную на учение, он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его деятельности учения, направленной на освоение способов приобретения знаний. Целенаправленное учение возможно либо в форме учебной деятельности, либо в форме самостоятельной работы. Собственно психологическая теория учебной деятельности сформировалась в общей теории учения. К числу ее разработчиков относят Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызину, А. К. Маркову. Учебная деятельность — это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными сноеобами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом. Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на совершенствование, развитие, формирование личности обучаемого через осознанное, целенаправленное присвоение им общественного опыта. Отметим основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3) общие способы действий предваряют решение задач (И. И. Ильясов); 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д. Б. Эльконин, И. Лингарт); 5) изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий (И. Лингарт). Учебная деятельность имеет определенное предметное (психологическое) содержание. В нем выделяется предмет учебной деятельности, средства, способы, продукт и результат. Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ,’алгоритмов, в процессе чего происходит развитие самого ученика. В качестве средств учебной деятельности выступают интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), в форме которых усваивается знание, а также фоновые знания, при помощи которых структурируется индивидуальный опыт ребенка Способы учебной деятельности могут быть совершенно разными. К ним относят репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Продуктом учебной деятельности являются структурированное знание, новообразования в психике и поведении ученика, его индивидуальный опыт. Результат учебной деятельности — потребность ее продолжать либо уведение от нее. Д. Б. Эльконин выделяет деятельностные характеристики этой формы учения. Учебная деятельность носит общественный характер: по содержанию, так как направлена на усвоение общественного опыта, накопленного человечеством; по смыслу, поскольку она общественно значима и общественно оцениваема  по форме, потому что она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Кроме того, учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определенную внешнюю структуру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой Советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: